Альтернатива дизельному топливу

Какие альтернативные виды топлива существуют?

Последние годы стали одними из худших по среднероссийскому росту цен на бензин, достигнув более 30 рублей за литр бензина марки Аи-92 на подавляющем большинстве АЗС. Кроме того, эксперты прогнозируют, что новые повышения цен на бензин неизбежны, и это естественно заставляет задаться вопросом, какие альтернативы могут быть бензиновым (и дизельным) автомобилям.

Давайте взглянем на некоторую статистику по ценам на топливо из продуктов переработки нефти:

Динамика роста цен на бензин Аи-92

Динамика роста цен на дизельное топливо

Статистика цен на бензин в различных странах

Ну, как выясняется, есть много таких альтернатив. И многие из них находятся на дороге к созданию или даже в дилерских центрах прямо сейчас. В то время как некоторые альтернативы займут некоторое время, прежде чем выйдут в круг широкого использования, всё же довольно интересно знать, в каких направлениях работают на сегодняшний день компании, которым не всё равно, на чём будут ездить машины в будущем. В обозримом будущем.

Итак, какие альтернативные виды топлива существуют на сегодняшний день?

Водород

Использование водорода в качестве топлива Вашего автомобиля может вызвать в воображении образы Гинденбурга, но это на самом деле вполне безопасно. Водород может на самом деле присутствовать в виде топлива как такового в двух различных типах автомобилей: автомобилей с топливными элементами в виде водорода и автомобилей, которые имеют двигатель внутреннего сгорания, который спроектирован, чтобы использовать водород вместо бензина.

В первом случае водород используется для выработки электроэнергии, которая затем используется для питания электродвигателя. Так водородный автомобиль использует топливный элемент для выработки собственной электроэнергии. В химическом процессе в топливном элементе водород и кислород объединены, чтобы создать электричество, и единственным побочным продуктом этого процесса является водяной пар. Эту технологию уже используют в автомобиле Honda FCX Clarity, и в настоящее время автомобиль получает всё больший рейтинг.

В двигателе внутреннего сгорания водород является источником топлива вместо привычного бензина или дизельного топлива. Вместо вредных выбросов CO2, которые производит бензин, опять же, водородные автомобили производят только водяной пар. Много автопроизводителей в настоящее время испытывают водородные автомобили. В настоящее время BMW Hydrogen 7 является, пожалуй, самым известным из них — компания сдала в аренду несколько опытных таких машин в Германии и США, и некоторые тесты даже показали, что автомобиль на самом деле очищает воздух вокруг себя во время работы.

Тем не менее, водородные автомобили пока не получили широкого распространения в значительной степени, потому что сегодня нет необходимой инфраструктуры водородных заправочных станций. А вот следующий вид альтернативного топлива несколько легче найти — и по сути, Вы используете его прямо сейчас.

Электричество

Может показаться, что электрические автомобили — это долгожданный прорыв в использовании альтернативных видов топлива. Но дело в том, что некоторые из самых ранних автомобилей уже использовали электродвигатели. Тем не менее, только из-за последних событий, включая широкое распространение как следствие активной PR-кампании автомобилей Тесла, электрические автомобили стали более жизнеспособным методом для повседневной езды.

Но что сдерживает технологию от проникновения в широкие массы? Технология батареи и электродвигателя. Перемещение автомобиля требует много энергии, и, чтобы делать это на высоких скоростях и на большие расстояния, требуется очень много энергии. В прошлом электрические автомобили не могли проезжать большие расстояния (более нескольких километров), и как только их батареи садились, требовались долгие часы, чтобы их перезарядить. Дело в том, что электродвигатель сам по себе достаточно прожорлив в плане потребления электроэнергии. Добавьте к этому огромный вес самого аккумулятора (в современном электромобиле он может составлять половину массы всей машины), и недостатки такого вида альтернативного топлива станут достаточно весомыми.

Тем не менее, с новыми технологиями аккумуляторных батарей некоторые автопроизводители преодолели такие ограничения. Новые батареи (литий-ионные батареи, если быть точным) являются такими же, какие установлены в Ваш сотовый телефон или ноутбук. Они заряжаются достаточно быстро и работают дольше. А автомобили, такие как Tesla Model S, используют их не просто для перемещения в физическом понимании этого слова, а для получения производительности, достойной суперкаров. Другие автомобили, которые также укрепляются на рынке, такие как Chevy Volt и Toyota Prius, например, используют эти типы батарей в сочетании с двигателем внутреннего сгорания, чтобы создать новый класс автомобиля с расширенным диапазоном использования источника передвижения. Батареи можно заряжать, подключив машину к обычной розетке; однако, когда заряд батареи начинает иссякать, включается бензиновый генератор, чтобы перезарядить её и не допустить остановки автомобиля.

Биодизель

Мы надеемся, что Вы прислушались к совету, что обезжиренная диета с ограниченным количеством жареной пищи хороша для Вашего здоровья. Впрочем, то же самое не обязательно справедливо для Вашего автомобиля.

Биодизель является одним из видов топлива, который производится из растительного масла. Любой автомобиль с дизельным двигателем может работать на нём, но не пытайтесь запустить двигатель, выжав перед этим в топливный бак салфетку, оставшуюся с Вашего последнего визита в Макдональдс. Для того, чтобы привести в движение машину, масло должно быть преобразовано в биодизельное топливо через определённый химический процесс.

Сам процесс можно реально сделать в домашних условиях. На самом деле, много любителей биодизеля делают своё собственное топливо с использованием растительного масла из местных ресторанов. Однако, существует небольшой риск, связанный с этим процессом. Если Вы сделаете это неправильно, Вы можете наделать много вреда для Вашего автомобиля (не говоря уже о своём доме и собственной безопасности). Прежде чем пытаться сделать биодизель по какому-либо найденному рецепту, убедитесь, что это хорошая идея, потренировавшись некоторое время с кем-то, кто уже успешно делал это.

Однако, энтузиасты по биодизелю по-настоящему довольны такой идеей. Такое топливо не только значительно дешевле и чище, чем ископаемое дизельное топливо, оно также придаст выхлопам Вашего авто запах картофеля-фри. Без шуток!

Этанол

Теперь Вы знаете, что можете запустить автомобиль даже на растительном масле, но что, если Вам критично не нравится ездить по городу, пахнущему фри или у Вас вовсе аллергия или неприятные ассоциации с этим запахом? Каковы другие варианты? На самом деле, есть и другие варианты заставить автомобиль работать на овощах.

Этанол также является одним из наиболее распространённых видов альтернативного топлива. Его часто добавляют в бензин в летнее время, чтобы помочь сократить вредные выбросы. Этанол, на самом деле, является одним из видов алкоголя (но даже не думайте пытаться его пить), произведённого из растительного материала. В Соединенных Штатах он обычно производится из кукурузы, в то время как в других странах, например, в Бразилии, его делают из сахарного тростника.

Сегодня достаточно немало автопроизводителей предлагают свои автомобили с многотопливными двигателями. Эти двигатели могут работать на традиционном бензине или этаноле E85 в топливной смеси, когда топливо состоит на 15 процентов из бензина и на 85 процентов из этанола. Этанол получил широкое признание как хороший способ удешевить бензин в странах, где нефть закупается из других стран — яркий пример этому — США. Тем не менее, требуется довольно много энергии, чтобы произвести этанол, поэтому там, где нефть стоит дешевле, так как добывается внутри страны (Россия и относится к таким странам), этанол не особо то и выгоден. Кроме того, существует необычное мнение, что, поскольку фермеры могут заработать больше денег, выращивая сельскохозяйственные культуры для производства этанола, они перестанут выращивать эти культуры для производства продуктов питания, что могло бы резко поднять цены на продовольствие.

Несмотря на эти опасения, этанол сегодня предлагает много преимуществ в качестве альтернативного топлива, а сеть этаноловых заправочных станций в ряде стран продолжает расти.

Сжиженный природный газ

Продолжая кулинарную тему, отметим следующий альтернативный вид топлива, который, впрочем, производится не из пищевых продуктов, но его также можно встретить на кухне. В отличие от этанола и биодизеля, это не то, что Вы могли бы съесть или выпить в исходной его субстанции, но это то, что топ-повара используют для приготовления пищи: природный газ.

Природный газ является ископаемым топливом. Да, это не совсем экологически чистый продукт, но в результате его использования в автомобилях производится несколько меньше вредных выбросов. Природный газ, который Вы часто используете, чтобы готовить пищу и согреть Ваш дом, является природным газом в виде очень низкого давления таким образом, чтобы он стал сжиженным, чтобы давать намного больше энергии и занимать при этом меньше места. Когда сжиженный природный газ (СПГ) сжигается, он освобождает гораздо больше энергии. Так, например, вместо того, чтобы просто нагревать суп — несжатый природный газ справляется с этим просто отменно, сжиженный природный газ может питать крупногабаритное оборудование, такое как грузовик. В общем-то это основная цель, для которой он используется — питание тяжёлых грузовиков, путешествующих на дальние расстояния.

Сжиженный нефтяной газ

Если Вы недавно были на пикнике, то Вы, вероятно, знакомы с нашим следующим альтернативным видом топлива: сжиженным нефтяным газом (или просто сжиженным газом). Всё ещё не уверены, что Вы видели это когда-либо? Ну, тогда вспомните газовые горелки с баллончиками с пропаном или грузовые «газельки» с красным баллоном пропана вместо бензобака!

Читайте также  Заедает центральный замок на авто что делать?

Пропан является общим названием для сжиженного нефтяного газа, хотя это не совсем верно. Сжиженный нефтяной газ представляет собой углеводородный газ под низким давлением. Он состоит в основном из пропана, но также включает в себя другие углеводородные газы, и, прежде всего, это бутан. Сжиженный нефтяной газ хранится под давлением для того, чтобы находиться в жидком виде. Подобно сжиженному природному газу, сжиженный нефтяной газ (СНГ) даёт гораздо больше энергии, будучи плотным, и, следовательно, становится более полезным для питания легковых автомобилей и грузовиков.

Сжиженный газ работает в обыкновенном двигателе внутреннего сгорания после совсем небольших модификаций (правильно это называть установкой ГБО на автомобиль — адаптация машины под использование «пропана»). В то время как этот вид топлива не используется широко для автомобилей во многих странах, таких как США, к примеру, всё же в ряде стран до 10 процентов использования автомобильного топлива приходится на сжиженный нефтяной газ, и наша страна в этом плане — один из лидеров использования СНГ.

Биодизель: производство, использование, виды

Из всех аналогов дизельного топлива только биодизель может быть его полноценной заменой, поскольку он подходит для всех транспортных средств с дизельным двигателем. Суть названия такого горючего понятна интуитивно. Оно экологически чистое, биоразлагаемое, а еще простое в использовании. Но для использования все-таки стоит познакомиться с топливом поближе.

Как производят биодизельное топливо

По своей структуре биодизель представляет собой смесь метиловых или этиловых эфиров высших ненасыщенных и жирных кислот. В основном это метиловый эфир, образовавшийся в результате химической реакции — этерификации растительных масел или переэтерификации жиров (животных и кормовых).

Получение биодизеля стало альтернативой другим способам использования масла и жира в качестве моторного топлива. Ранее их напрямую заливали в бак, но из-за этого топливная система выходила из строя. Причин много: происходило неполное сгорание горючего, при смешивании со смазкой ухудшались смазочные свойства топлива, а из-за повышенной вязкости масла на форсунках, кольцах и поршнях появлялись отложения.

Поскольку биодизель получают из масла, возникает логичный вопрос, почему нельзя использовать в дизельном двигателе именно растительные масла. Такое действительно имело место во многих странах, но здесь не избежать ряд проблем. Масло сгорает не полностью, поэтому не может долго применяться в обычных двигателях с непосредственным впрыском.

Сырьем для биодизеля может выступать любое растительное масло или животный жир. Самым дешевым является рапсовое масло, поэтому его используют чаще всего. Кроме того, оно имеет максимальный выход биотоплива. Со 150 гектаров земли, засаженной рапсом, можно получить более 180 тонн масла, из которого получится 198 000 литров биодизеля. Рапс распространен в европейских странах. В США используют сою, в Бразилии — касторовое масло, в Канаде — канолу (разновидность рапса), в Индонезии — пальмовое масло.


Завод по производству биодизеля

Кроме рапсового применяются:

  • пальмовое,
  • арахисовое,
  • хлопковое,
  • касторовое,
  • подсолнечное,
  • кунжутное,
  • горчичное,
  • кукурузное масла.

В зависимости от сырья выделяют биотопливо трех поколений:

  • 1-го поколения — из сельскохозяйственных культур;
  • 2-го поколения — из жиросодержащих отходов;
  • 3-го поколения — из липидов микроводорослей.

В основе технологии производства биодизеля лежит процесс переэтерификации. Она происходит с применением определенного катализатора. Им выступает один из алкоголятов щелочных металлов — метилат натрия. Растительное масло — это сочетание триглицеридов (эфиров), соединенных с молекулой глицерина с трехтомным спиртом C3H8O3. Именно глицерин обеспечивает маслу вязкость. Для получения биотоплива этот глицерин нужно удалить, заместив спиртом. Такой процесс и называется этерификацией.

Таким образом, биодизель получают следующим способом:

  • В реакторных колоннах смешивают очищенное от механических примесей масло и щелочной катализатор (метиловый спирт). Соотношение метанола и масла варьируется в пределах от 1:4 до 1:20.
  • Производят нагрев смеси до 50-60 °C.
  • Дают смеси отстояться и охладиться, в результате чего она делится на 2 фракции: легкую — сложный эфир (биодизель) с высоким цетановым числом (56-85, у минерального дизтоплива всего 50-52) и хорошей воспламеняемостью, тяжелую — глицериновую фазу, выступающую побочным продуктом во многих сферах.
  • Метиловый эфир направляют на промывку, где подвергают дополнительной очистке от продуктов омыления, иначе топливо засорит фильтр и образует нагар и смолы в камере сгорания.
  • На последнем этапе выполняют сушку метиловых эфиров. Избавление от воды имеет важное значение, поскольку она создает условия для развития в биодизеле микроорганизмов.

В процессе отстаивания смеси в качестве тяжелой фракции образуется именно глицериновая фаза. До глицерина ее еще необходимо довести, отправив в блок отгонки метанола, иначе могут возникнуть проблемы с хранением и утилизацией продукта из-за его повышенной щелочности и высокого содержания метанола.


Производство биодизеля

Чем биодизель отличается от дизеля

Поскольку биодизель используется в качестве аналога дизельного топлива, их часто сравнивают по основным характеристикам и свойствам. Разница наблюдается в составе, свойствах, возможностях применения.

Характеристики и состав

Биодизель представляет собой многокомпонентное жидкое топливо, в основе которого смесь моноалкильных эфиров жирных кислот. В составе отсутствует нефть — это главное отличие. Но, несмотря на такой состав, биодизель можно смешивать с любой маркой дизтоплива. Причем полученное горючее может применяться во всех типах дизельных двигателях.

Немаловажно, что в продуктах сгорания биодизеля содержится:

  • меньше серы — 0,005% против 0,2% для обычного дизеля;
  • на 50% меньше сажи;
  • на 8-10% меньше оксида углерода.

Фактически производство биодизеля регламентируется стандартом ГОСТ Р 53605–2009, соответствующем EN 14214:2003. Согласно этому документу, установлены следующие характеристики биодизеля:

  • Массовая доля эфиров — 96,5%.
  • Плотность при 15 °C — 860-900 кг/м 3 .
  • Температура вспышки в закрытом тигле — 120 °C.
  • Содержание серы — не более 10 мг/кг.
  • Кинематическая вязкость —3,5-5 мм 2 /с.
  • Цетановое число — 51.
  • Общее содержание глицерина — 0,25%.

Плюсы и минусы

Биодизель как топливо имеет очень высокий уровень экологичности. Его применение в качестве горючего позволяет полностью устранить серные диоксиды и уменьшить количество двуокиси углерода в выхлопах на 80%, а также избавиться от их характерного запаха. К другим плюсам относятся:

  • возможность применения в дизеле без присадок, стимулирующих воспламенение;
  • предотвращение образования нагара;
  • сгорание практически без токсичных отходов;
  • отсутствие неприятного запаха;
  • простота организации производства (можно развернуть его на базе небольшого фермерского хозяйства);
  • почти полная безотходность (жмых, получаемый в процессе производства масла, используется в качестве корма для скота).

Биологическая безвредность

Биодизель биологически безопасен: безвреден для человека и окружающей среды, в случае утечки в течение 3 недель подвергается почти полному (99%) распаду без какого-либо ущерба. Это позволяет говорить о минимизации загрязнения рек и озер при переводе водного транспорта на биодизельное топливо. При попадании в воду продукт не причиняет вреда растениям и животным.


Как выглядит биодизель

Возобновляемость сырья

К преимуществам биодизеля относятся доступность и дешевизна сырья. В производстве можно использовать отходы любого сельского хозяйства. В ряде стран на завод поступает отработанное растительное масло из ресторанов, где оно применялось для приготовления разных блюд.

Производство биодизеля из растительного сырья позволило получить возобновляемый источник топлива. Причем ресурсы для изготовления быстро восстанавливаются. В то же время запасы нефти практически невосстановимы. Использование такого возобновляемого сырья особенно актуально для коллективных хозяйств, занимающихся переработкой масла. Из своих же отходов они могут производить качественное топливо, которое позволит им быть полностью автономными.

Хорошие смазочные свойства

Если минеральное дизтопливо после очищения от сернистых соединений теряет свои смазочные свойства, то биодизель выступает хорошей смазкой, даже несмотря на меньшее содержание серы, чем в дизельном топливе. Это обусловлено тем, что в составе присутствует кислород. К примеру, один грузовик из Германии даже был внесен в Книгу рекордов Гиннеса, поскольку проехал со своим оригинальным двигателем на биодизеле более 1,25 млн км.

При работе на биодизельном топливе в ДВС одновременно производится смазка подвижных частей. За счет этого срок службы самого двигателя и топливного насоса в среднем увеличивается на 60%.

Высокая пожарная безопасность

Недостатки биодизеля

При всех своих плюсах биодизель имеет минусы. Главным недостатком считают непродолжительный срок хранения. Он составляет всего 3 месяца. Еще к минусам биодизеля относится возможное агрессивное влияние на резиновые детали двигателя. Это связано с тем, что топливо проявляет свойства растворителя. Из других недостатков биодизеля можно отметить:

  • недостаточную эффективность при низкой температуре;
  • появление осадка при отрицательной температуре (образуются кристаллы воска, загрязняющие детали);
  • агрессивность по отношению к лакокрасочному покрытию кузова (нельзя допускать, чтобы биодизельное топливо попадало на его поверхность).

Виды биодизельного топлива

В первую очередь биодизель классифицируется на виды в зависимости от сырья. Растительное масло сегодня уже не единственный вариант для получения биотоплива. Сегодня разрабатываются новые технологии производства, в том числе обработка растительного сырья генно-модифицированными микроорганизмами. Ввиду ограниченности ресурсов растительных масел, получаемых из сельскохозяйственных культур, в мире проводят исследования по использованию вновь культивированных специальных видов водорослей.

Читайте также  Диагностика системы пуска двигателя

В последние пару лет производители биодизеля обращают много внимание на клещевину — растение семейства малочайных. Все потому, что методом холодного прессования из него можно получить касторовое масло, характеризующееся одним из самых высоких цетановых чисел.


Биодизель производится из водорослей

Сферы применения биодизеля

Как топливо биодизель может применяться двумя способами: как самостоятельное горючее или в комбинации с обычным дизтопливом. В холодное время года рекомендуется комбинировать 20% биодизельного и 80% дизельного топлива. В результате их смешения образуется дизтопливо марки B20 (число указывает на процентное содержание биодизеля).

Можно ли заменить дизельное топливо на биодизель

Использование биодизеля вместо дизельного топлива на постоянной основе вполне допустимо. Но нужно учитывать, что 100% биотопливо — это как летняя марка дизтоплива. Оно замерзает при температуре -5 °C. Поэтому зимой чаще всего биодизель просто добавляют в дизельное топливо. Летом же можно ездить на чистом биотопливе. Также допускается смешивать биодизель с минеральным, причем в любых пропорциях.

Биодизель в России

Если рассматривать распространенность биодизеля в России, то нужно отметить, что пока нет единой государственной программы развития этого направления. Существует законопроект Министерства сельского хозяйства, по которому в стране создают условия для активного производства биодизеля. По условиям проекта ежегодно должны выпускаться до 5,5 млн тонн рапсового масла, из которых на получение биотоплива будет выделяться 2,5 млн тонн.

Также постепенно начинают появляться региональные программы, например, Ассоциация производителей рапсового масла в Липецкой области и Алтайская краевая целевая программа «Рапс — биодизель». Строительство заводов биодизеля планируется в Волгоградской, Орловской, Ростовской, Новгородской, Омской областях, а также в Краснодарском крае и Татарстане.

Производство биодизеля в России постепенно становится одним из самых перспективных и выгодных направлений для малого бизнеса. Все потому, что производственный цикл практически безотходный, а сырье для изготовления можно выращивать на используемых землях. Проблемой пока остается вопрос с акцизом на биоэтанол, который составляет 59 руб. за 1 л. Из-за этого инвестиции в производство биодизеля пока что лишены особого смысла, хотя рентабельность такого бизнеса высока, ведь спрос на подобное топливо возрастает день ото дня.

Чем заправляться, когда закончится нефть?

Газомоторное топливо

Один из самых доступных видов альтернативного топлива (хотя в некоторых странах СНГ и ЕС с этим тезисом вряд ли согласятся). Для широкого применения газового топлива нет необходимости конструировать какие-то особые двигатели или создавать с нуля специальную инфраструктуру. Автомобили, работающие на газе, производятся на основе обычных бензиновых или дизельных машин с минимальной модернизацией.

Достоинства и некоторые недостатки «газового» Volkswagen Passat мы уже выяснили. Вы тоже сможете о них узнать, если прочтете статью «Как сэкономить на бензине: тестируем газовый Passat».

Существует два вида газомоторного топлива: пропан (сжиженный нефтяной газ – побочный продукт переработки сырой нефти или природного газа) и метан (природный газ). На пропане работали «газифицированные» грузовики и автобусы в советские времена. В современном автопроме предпочтение отдается метану.

Серийные модели, доступные в России: Volkswagen Passat/Passat Variant EcoFuel. Цена – от 1 275 000 рублей. Кроме того, перевести на газ сегодня можно практически любой бензиновый или дизельный автомобиль. Однако официальные дилеры такими переделками не занимаются, а за работы, выполненные в несертифицированных сервисах, вас немедленно лишат заводской гарантии.

Что мешает массовому распространению: прежде всего затраты на инфраструктуру. Они хоть и меньше тех, что требуются на зарядочные станции и водородные заправки, но тоже существенны. При этом в России, по нашим ГОСТам, бензиновый и газовый заправочные пистолеты не могут соседствовать на одной колонке. Кроме того, природный газ, как и нефть, когда-нибудь закончится.

Электроэнергия

Из всех возможных альтернатив бензину и солярке эту лоббируют наиболее активно. Основной аргумент: работающие электромобили не выбрасывают вредных веществ в атмосферу. Поэтому к ним издавна «неровно дышат» многочисленные экологические организации и поддерживающие их идеи политики.

О том, являются ли электромобили настолько экологически чистыми, как принято считать, – в статье «Электромобили: лечим природу или калечим?».

Но если учесть выбросы при производстве электромобилей и батарей, а также при создании необходимой инфраструктуры – получится, что «на круг» они ненамного экологичнее машин с традиционными ДВС. Ряд проведенных исследований это уже подтвердил.

Серийные модели, доступные в России: Mitsubishi i-MIEV (от 1 800 000 рублей), E-Car GD04B (от 450 000 рублей).

Что мешает массовому распространению: дороговизна электромобилей и отсутствие компактных, емких и стойких к морозам аккумуляторных батарей. Кроме того, мало кто вспоминает о том, что во время зарядки электромобиль потребляет такое же количество электроэнергии, как и электрочайник. Но если последний закипает за пару-тройку минут, то электромобиль заряжается в течение нескольких часов. То есть для массовой «электромобилизации» человечеству придется значительно увеличить выработку электроэнергии. А самый распространенный в мире (и самый эффективный) способ ее выработки – тепловые электростанции. Работающие на тех же углеводородах. Круг замкнулся…

Водород (топливные ячейки)

На фоне моды на электромобили несколько подзабытым оказался водород. Лет пять назад мы намного чаще слышали об автомобильных новинках, использующих такой вид топлива. Не так давно с автомобилями на топливных ячейках активно экспериментировал даже АвтоВАЗ. Та самая компания, что только в прошлом году отказалась от выпуска разработанной в 1950-х годах модели.

Между тем многие производители разработку водородных авто не только не прекращают, но и полагают, что именно за ними – будущее. То самое, в котором не будет места углеводородам и продуктам их переработки, а выхлоп у всех машин будет безвредным.

Примеры серийных моделей: Honda FCX Clarity, семейство моделей Mercedes-Benz Fuel Cell (все перечисленные модели в России недоступны).

Что мешает массовому распространению: дороговизна технологий и разработанных серийных образцов. К этому добавим отсутствие необходимой инфраструктуры (даже в «повернутой» на экологии Калифорнии количество водородных заправок куда меньше, чем спортивных титулов у ее знаменитого экс-губернатора), а также невысокий КПД водородных движков – по сравнению с другими альтернативными видами топлива.

Биодизельное топливо

Представляет собой горючее на основе масел и жиров. Чаще всего – растительных, в некоторых случаях – и животных. В технической литературе встречаются даже описания биотоплива, произведенного из отходов жиров, использованных в кухнях ресторанов и кафе. Получается, фаст-фуд – не такой уж и вредный?!

Практически любой дизельный мотор можно «малой кровью» модернизировать под потребление биотоплива: как в чистом виде, так и в смешанном с «соляркой». Причем в последнем случае возможно использование такого горючего даже на неадаптированной машине.

Данный вид топлива получил несколько лет назад весьма широкое распространение в Европе, Бразилии и Аргентине. Не в последнюю очередь – за счет госсубсидий фермерам, согласившимся в промышленных масштабах выращивать необходимые для производства биодизеля культуры.

Примеры серийных моделей: на «биодизель» на основе жиров и масел переводят главным образом грузовики, автобусы, а также спецтехнику; легковые авто на биодизельном топливе – по большей части экзотика, но в Соединенных Штатах какое-то время назад они мелькали на дорогах довольно часто.

Что мешает массовому распространению: не поверите – конкуренция человека и автомобиля за пропитание! Ученые из Университета Миннесоты предостерегают: мода на биодизель вынудит фермеров засевать поля не продовольственными, а техническими культурами, и количество голодающих на планете (если так пойдет и дальше) вырастет до 1,2 млрд человек! Европа, вняв предупреждениям экспертов, от биодизеля постепенно отказывается.

Спирты (этанол и метанол)

Горючее на основе спиртов – еще одна из разновидностей биотоплива. Метанол, древесный метиловый спирт, в качестве топлива использовали ранее на автомобилях в виде смеси M85 (85% метанола, 15% бензина), но в настоящее время таких машин больше не производят.

Фото: Omniauto.it; Volvo Car Corp.

Зато в мире полным-полно машин, работающих на смесях бензина с этанолом, то есть этиловым (или «хлебным») спиртом. Производится он за счет брожения зерновых культур, но в последнее время этанол гонят (для транспортных нужд, разумеется) из самых различных трав, деревьев и водорослей. Даже из биомассы, остающейся после удаления из растительного сырья пригодных для пищевой промышленности компонентов.

Примеры серийных моделей: автомобили Volvo и Ford семейства FlexiFuel (в России недоступны).

Что мешает массовому распространению: недостаток сырья – все забирает себе ликеро-водочная промышленность… Если серьезно, то главная причина – дороговизна автомобилей, работающих на спирту. Равно как и необходимость использования для производства такого топлива продовольственных культур. Со всеми вытекающими (см. пункт о том, что мешает биодизельному топливу) последствиями…

Резюме Kolesa.Ru

Серийные автомобили на альтернативном топливе появляются в продаже все чаще. Что не может не радовать. Возможно, когда-нибудь мы наконец перестанем ездить на технологиях прошлых столетий и пересядем на достижения века нынешнего.

Проблема лишь в том, что пока эти самые продвинутые технологии слишком далеки от жизни. Альтернативные топливные системы в большинстве своем либо не выдерживают никакой конкуренции с традиционными, либо доступны лишь избранным.

Читайте также  Как правильно водить машину на механике?

Все изменится, когда будет создан двигатель на альтернативном горючем, столь же практичный и недорогой, как традиционный ДВС. И тогда мы без всяких правительственных льгот и преференций начнем покупать «зеленые» авто.

Мобильные телефоны тоже когда-то представляли собой ящики весом килограмма полтора-два. Когда-нибудь и автомобили «позеленеют», а из выхлопных труб будет вырываться лишь тоненькая струйка пара.

Биодизель – экологическое топливо из растительных масел

Проблема истощения природных ресурсов встала настолько остро, что поисками альтернативного топлива озаботился весь мир. В Европе активно используется биодизель, в домашних условиях произвести который не составляет особого труда. А чем Россия хуже Европы?

Этот вид топлива может использоваться для любой техники с дизельным мотором: сельскохозяйственные агрегаты, автомобили и даже домашний обогреватель, конструкция которого предполагает использование дизеля. Биодизельное топливо относится к восстанавливаемому ресурсу, использование которого не наносит вреда окружающей природе. Топливо, которое получается из нефтепродуктов, такими преимуществами и близко не обладает.

Делаем дизельное топливо дома

Основное сырьё для биодизеля — это растительные жиры, которые в дальнейшем вступают в химические реакции. От вида масла, которое используется в качестве основного сырья, зависит набор свойств будущего продукта. При использовании пальмового масла получится топливо с самой высокой калорийностью, но быстрым застыванием при самых высоких показателях температуры по сравнения со всеми другими видами экологического топлива. Использование рапсового масла позволит получить топливо менее калорийное, но более устойчивое к низким температурам, что хорошо подходит для российского климата.

Для производства биодизеля можно использовать рапсовое масло

Суть процесса

В растительные жиры добавляется метанол и катализатор на щелочной основе. Такие манипуляции запускают химическую реакцию, которая позволяет получить биодизельное топливо. Многих интересует соотношение готового продукта и сырья. Для получения немного больше чем 1000 кг топлива потребуется взять тонну растительного масла, 111 килограмм метанола и 12 кг катализатора. Из такого набора сырья получится добыть не только экологический дизель, но ещё глицерин в количестве 150 литров. Эти данные могут варьироваться в меньшую сторону в зависимости от растительного масла.

Если производство биодизеля для вас является неизученной областью, то лучше начинать работу с метанолом, а к этанолу приступать при наличии определённого опыта. Ограничений в выборе масла нет, можно даже использовать отходный продукт пищевой промышленности. В этом случае затраты на получение биодизеля сокращаются в разы.

Схема процесса

Процесс получения экологического дизеля относительно прост и незатейлив. Его суть заключается в замещении глицерина, который входит в состав любого растительного масла на спирт. В итоге получаем сразу три продукта: топливо, мыло и глицерин.

Важную роль играет момент нагрева сырья, в результате чего увеличивается скорость протекания химической реакции. Если смесь не нагревать, то производственный процесс будет затягиваться или вообще остановится.

После нагрева смеси из масла, спирта и катализатора она перемешивается и отстаивается. Если реакция была успешной, то произойдёт расслоение. Дизель подымется наверх, а побочные продукты осядут вниз, их необходимо отделить. Из полученного топлива нужно вывести все дополнительные примеси путём промывки, а затем ещё и обезводить.

Расходы на сырьё можно сократить путём использования отработанного растительного масла. Но такой продукт содержит большое количество примесей, которые предварительно нужно удалить.

Меры предосторожности

С метанолом хоть и легче работать, чем с его аналогами, но всё же меры безопасности соблюдать стоит. Это вещество вместе со щелочами относится к ядам. Чтобы не нанести вред своему организму, потребуется:

  • защитить органы дыхания от испарений;
  • не работать вблизи источника открытого огня;
  • исключить вероятность попадания сырья на открытые участки кожи.

Такие простые меры предосторожности позволят избежать негативного влияния на организм и полностью исключить наступление опасных ситуаций.

Характеристики биодизеля

Экологическое топливо для дизельных агрегатов имеет жёлтый цвет, плохо смешивается с водой. Его пары имеют низкую упругость, а температура кипения достаточно высокая. Кроме этого, можно выделить следующие преимущества биодизеля:

  1. Любой дизельный двигатель может работать на этом топливе.
  2. Условия хранения и транспортировки готового продукта не предусматривают особых условий.
  3. Возможность использования чистого дизеля или в соотношении с нефтяным продуктом, например, 1 к 4.
  4. В процессе производства и использования биотоплива вредные выбросы сокращаются в среднем на 80%, а диоксид серы не выделяется вообще.
  5. В состав биодизеля входит всего 11% кислорода и полностью отсутствует сера.
  6. Использование экологически чистого топлива положительно сказывается на состоянии двигателя. Такой эффект достигается за счёт высоких показателей смывающих характеристик.
  7. По экологической чистоте экологический дизель можно сравнить с сахаром, а показатели токсичности в 10 раз меньше, чем у поваренной соли.
  8. Загорается дизель при температуре 150 градусов (для нефтяного продукта достаточно 55).

Тема получения топлива из восстанавливаемых ресурсов невероятно актуальна в наше время. Возможность отказаться от использования нефти не даёт покоя учёным со всех стран. Ведутся работы над созданием технологии получения экологического топлива из водорослей.

Аналоги дизельного топлива

Аналогами дизельного топлива называют разновидности топлива, получаемые в результате прямой перегонки нефти или переработки ее продуктов (смесей углеводородов). Главным отличием аналогов выступает более низкая стоимость, которая позволяет многим отраслям экономить на топливе, используя при этом качественный нефтепродукт.

Особенности и применение аналогов дизтоплива

Для аналогов дизтоплива характерны свойства, которые максимально приближены к характеристикам дизтоплива, изготавливаемого в соответствии с ГОСТ. Аналоги обладают невысокой стоимостью за литр, которая всегда ниже, чем цена, установленная на дизтопливо. Именно удешевление топлива стало основной причиной разработки аналогов. Еще одним их преимуществом выступает возможность применения в быту, во многих отраслях народного хозяйства и промышленности.

Отличия и виды аналогов дизтоплива

Дизельное топливо – нефтепродукт, состоящий из смеси углеводородов, получаемых при нефтепереработке. Используется как топливо в дизельных двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Востребованность продукта объясняется оптимальным сочетанием стоимости, экологических свойств и технических характеристик. Но во многих отраслях есть потребность в альтернативном топливе, которое будет обходиться дешевле. Эта необходимость вызвала появление аналогов, выпускаемых на основе остаточных продуктов нефтепереработки. К ним относятся:

  • газовый конденсат;
  • соляровое масло (солярка);
  • печное дизтопливо;
  • судовое маловязкое топливо;
  • биодизель;
  • дистилляты;
  • дизтопливо, изготовленное по ТУ;
  • дизельное топливо с эмульгаторами.

Газовый конденсат

Газовый конденсат – топливо, получаемое при переработке нефти с добавлением вторичных фракций или путем переработки нефтепродуктов. Газовый конденсат обладает невысокими показателями вязкости, что повышает функциональность оборудования за счет хорошего смазывания деталей. Топливо работает даже при самых низких температурах, не требуя применения подогревателя.

Солярка

Соляровое масло – это скорее не аналог и не отдельный нефтепродукт, а нефтяная фракция, входящая в том числе в состав дизтоплива. В процессе производства солярка (разговорный термин) проходит щелочную очистку. Свое название продукт получил от немецкого Solaröl, что означает «солнечное масло». Соляровое масло, в сравнении с дизтопливом, характеризуется более низкой стоимостью, но ввиду различия в свойствах имеет особую сферу применения. В основном солярку используют для тихоходных дизелей: стационарных, судовых, тракторных.

Печное топливо

Печное дизельное топливо считается самым распространенным аналогом. Изготавливается из дизельных фракций вторичной перегонки нефти. Классифицируется на светлое и темное топливо, применяется в котельных и отопительных системах жилых, сельскохозяйственных и промышленных объектов.

Судовое топливо

Судовое маловязкое топливо (СМТ) получают из продуктов перегонки нефти или повторной переработки мазута (достаточно упрощенная технология производства). Характеризуется повышенным содержанием серы, поэтому должно строго соответствовать установленным нормам коррозионной агрессивности. Применяется в средне- и высокооборотных типах двигателей, чаще всего для заправки судовых энергетических установок с целью обеспечить функционирование судов.

Биодизель

Биодизель – так называемый экологичный аналог дизельного топлива, состоящий из жирных кислот и метиловых эфиров. Используя биодизель, можно избежать выхлопных газов и нагара. Еще топливо обладает хорошими смазочными характеристиками, но имеет короткий срок хранения, ограниченный 3 месяцами. Может применяться самостоятельно или в смеси с дизтопливом в разных пропорциях.

Бензиновые фракции

Дистилляты – это бензиновые фракции, которые представляют собой остатки нефтепереработки, отделяемые от нефти в процессе ее перегонки и испарения (дистилляции). Ввиду низкого содержания серы дистилляты экологически безопасны. Их применяют для обеспечения работы дизельных двигателей в условиях холода.

Дизельное топливо, соответствующее ТУ

Дизельное топливо, производимое по ТУ – топливо, которое по характеристикам похоже на дизельное, но изготавливается с использованием альтернативных методов, т. е. по ТУ, которые отличаются от условий, установленных стандартами. Такое топливо может включать примеси дешевого сырья и фракций нефти, что позволяет получить более доступный по стоимости аналог.

Дизтопливо с эмульгаторами

Дизельное топливо с эмульгаторами получают при добавлении к фракциям нефти примесей из коллоидных растворов. В составе могут присутствовать углеводороды минерального и растительного происхождения.

В заключение

К аналогам дизельного топлива относят продукты перегонки нефти, которые сходны с ним по цетановому числу (характеристике воспламеняемости – времени от впрыска топлива в цилиндр до начала горения). В список включают соединения, получаемые при соединении разных фракций нефти или ее вторичной переработке. Аналоги применяют в разных сферах как более дешевое, но не менее качественное топливо.