Автоматическая система экстренного торможения FCA

Не спите за рулем. Тест-драйв KIA Ceed с комплексом Drive Wise

Сегодня сложно представить современный автомобиль без систем активной безопасности и систем помощи водителю. Однако буквально 2-3 года назад подобные функции были доступны лишь для моделей премиального класса. Но все изменилось. На рынке появились доступные машины буквально «напичканные» всевозможными продвинутыми системами.

В качестве такого примера можно назвать KIA Ceed. Для модели доступны такие современные функции, как адаптивный круиз-контроль, удержание машины в полосе движения, самостоятельное экстренное торможение, система помощи при парковке и много другое. Все это называется довольно просто — Drive Wise.

Но так ли нужны все эти новомодные «штучки»? «Неужели русский человек сам не справится с автомобилем»? — это первое, что приходим в голову, когда задумываешься над целесообразностью приобретения KIA Ceed в комплектации Premium+. Именно в этой комплектации KIA Ceed оснащается системой Drive Wise.

В нашей стране даже обычным круиз-контролем пользуются крайне редко, не говоря уже об адаптивном круиз-контроле. Это и понятно, ведь у нас такие дороги, что постоянно приходится ускоряться, чтобы обогнать грузовики и замедляться перед очередным сужением дороги или перед плохим участком трассы. Просто негде пользоваться круиз-контролем и другими автоматическими помощниками.

Для того, чтобы разобраться в необходимости интеллектуальных систем в современных автомобилях, мы взяли на тест-драйв KIA Ceed, оснащенный Drive Wise, и отправились в Санкт-Петербург по трассе М11.

Но почему мы выбрали именно эту дорогу? Дело в том, что М11 — новая современная трасса категории IA. Так обозначаются скоростные дороги, которые не проходят через населенные пункты, не имеют «плоских» пересечений с другим трассами, имеют по всей длине разделительный барьер. Ограничение скорости на таких трассах, как правило, составляет не менее 110 км/ч (расчетная скорость М11 — 150 км/ч). Другими словами, по М11 можно ехать очень долго с одинаковой скоростью без ускорений и торможений.

С одной стороны, проехать более 650 км по хорошо освещенной многополосной трассе гораздо проще, чем по классической российской двухполосной дороге. Не надо отвлекаться на дорожную обстановку, обгоны, полицейские засады, населенные пункты. Надо просто сосредоточиться на дороге. Но в этом и заключается опасность.

Опасность — монотонная езда. Такой режим движения усыпляет. Попробуйте поехать без остановки 300-400 километров даже на свежую голову, и вас начнет «рубить». Именно для предотвращения последствий засыпания за рулем существует целый комплекс систем активной безопасности Drive Wise.

Начнем с того, что если водитель перестает управлять автомобилям, двигаясь на круиз-контроле (уснул), Drive Wise не позволит машине съехать на обочину или влететь в отбойник. В этой ситуации сработает система удержания в полосе (LFA), которая на некоторое время возьмет управление на себя, издавая при этом громкие звуки, чтобы разбудить водителя.

Разумеется, мы решили поэкспериментировать и проверили работу этой системы. Я разогнал машину до разрешенных 130 км/ч, активировал адаптивный круиз-контроль и отпустил руль. В первом же повороте автомобиль начал сам подруливать, пытаясь меня разбудить противно громкими звуками. Это реально может спасти жизнь водителю и всем пассажирам.

Следующая наиважнейшая функция при частых поездках по современным скоростным трассам — адаптивный круиз-контроль. Просто устанавливаете максимальную скорость и отпускаете педаль газа. Автомобиль сам набирает нужную скорость, а если впереди появляется препятствие, то и сам притормаживает. Причем KIA Ceed с активированным адаптивным круиз-контролем способен полностью остановиться и заново начинать движения без участия водителя. Другими словами, при включенном круиз-контроле можно ехать не только по многополосной трассе, но и на узкой дороге в плотном трафике в рваном темпе.

Вот наш опыт применения адаптивного круиз-контроля. Мы оказались в трафике перед железнодорожным переездом. Сплошная линия разметки, вереница грузовиков. Мы проезжаем 10 метров, останавливается на 2-3 секунды, ползем дальше. И так мы «ехали» минут 20, не касаясь педалей — KIA Ceed трогался с места и притормаживал самостоятельно. Такая система дает возможность водителю передохнуть, не останавливаясь.

Еще одна важная система из комплекса Drive Wise — функция экстренного торможения. Представьте себе типичную для сегодняшнего дня ситуацию. Вам пришло сообщение в Whatsapp и вы решили его прочитать, прямо за рулем. Мгновение. И авария. Для интереса, встаньте на перекресте и посмотрите, сколько водителей отвлекается на телефон во время движения! Каждый второй.

Большинство городских аварий сейчас происходит на небольшой скорости именно из-за невнимательности и отвлечения внимания от дороги. Автоматическая система экстренного торможения (FCA), которая входит в пакет Drive Wise, как раз может эффективно предотвращать подобные ДТП.

Автоматическая система экстренного торможения FCA

Большинство систем безопасности автомобилей — превентивные, так как кроме приведения в действие определенных модулей пассивной безопасности водителю поступают сигналы (звуковые, вибрационные) о неисправности или вероятности столкновения.

Одной из таких опций в Santa Fe 2016-2017 является система автоматического экстренного торможения (AEB/AEBS — Advanced Emergency Braking System/ Autonomous Emergency Braking).

Зачем нужна система AEB/AEBS?

Водитель не всегда может адекватно оценить обстановку на дороге, особенно, при необходимости применения тормозов. В непредвиденной ситуации увеличить эффективность использования тормозов помогает система экстренного торможения AEB: она способствует сокращению тормозного пути на 17-22%. Что это дает: уменьшение ущерба для транспорта и пассажиров (транспорта и пешехода), или предотвращение ДТП.

Системы AEB/AEBS делятся на системы помощи торможения и автоматические системы торможения. Автоматическая система не требует в своей работе участия водителя: ее задача — автоматическое создание предельного или частичного тормозного давления. Система помощи без участия водителя не функционирует: ее работа начинается с момента нажатия на педаль тормоза, и выражается в осуществлении предельного тормозного давления — она завершает тормозной процесс вместо водителя.

Система помощи экстренного торможения

Автопроизводители используют системы помощи экстренного торможения двух конструкций — пневматические и гидравлические. В Santa Fe 2016 года установлена пневматическая система, так как помогает наиболее эффективному функционированию вакуумного усилителя тормозов.

Эта конструкция работает в зависимости от скорости нажима водителем на педаль тормоза: система сама определяет тип торможения — обычное или экстренное. Благодаря датчику скорости перемещения штока, в вакуумном усилителе анализируется скорость нажатия педали: превышение установленного значения дает сигнал электронному блоку управления, который активизирует электромагнит привода, и вакуумный усилитель тормозов дожимает педаль тормоза — экстренное торможение начинается еще до активации ABS.

Автоматическая система экстренного торможения

Автоматическая система торможения управляется видеокамерами и лидаром (аналог радара), помогающими обнаружить помеху спереди. При резком сокращении расстояния до впереди идущего ТС система определяет иск возникновения аварии, и сама производит тормозное усилие (частичное или предельное). В Санта Фе 2016 используется автоматика экстренного торможения CMBS (Collision Mitigation Braking System) производства Honda.

Какие вакансии вас интересуют?

Данный веб-сайт использует cookie-файлы с целью повышения удобства и эффективности работы пользователя.

Читайте также  Тормозной барабан не снимается что делать?

Данный веб-сайт использует cookie-файлы

Использование cookie

Настоящий Web-ресурс (далее Сайт) использует «cookie», в том числе собирает следующие сведения о Пользователях в целях улучшения работы Сайта. Обработка сведений о Пользователях осуществляется в соответствии с Политикой в области обработки персональных данных ООО «Хендэ Мотор СНГ».

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 и сервис веб-аналитики google.ru/analytics, предоставляемый компанией ООО «ГУГЛ».

Эти сервисы используют технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Собранная при помощи cookie информация (IP-адрес пользователя, дата и время посещения сайта, типы браузера и операционной систем, тип и модель мобильного устройства, источник входа на сайт, информация о поведении пользователя на сайте (включая количество и наименование просмотренных страниц), возраст, пол, интересы, географическое месторасположение пользователя, прочие технические данные (cookies, flash, java и т.п.) не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться ООО «ЯНДЕКС» и ООО «ГУГЛ», которые будут обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. ООО «ЯНДЕКС» и ООО «ГУГЛ» обрабатывают эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервисов.

Вы можете отказаться от использования файлов cookie, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас в порядке и целях, указанных выше.

Системы экстренного торможения автомобиля

Одним из ключевых устройств, предотвращающих аварии или уменьшающих их последствия, является система экстренного торможения. Она необходима для эффективной работы тормозной системы в критической ситуации: в среднем, тормозной путь автомобиля сокращается на двадцать процентов. Дословно BAS или Brake assistant можно перевести как “помощник при торможении”. Вспомогательная система экстренного торможения (в зависимости от вида) либо помогает водителю при экстренном торможении (через “дожатие” педали тормоза), либо автоматически притормаживает автомобиль без участия водителя вплоть до полной остановки. В статье рассмотрим устройство, принцип работы и типы каждой из этих двух систем.

  1. Разновидности вспомогательных систем экстренного торможения
  2. Система помощи при экстренном торможении
  3. Пневматическая система помощи при экстренном торможении
  4. Гидравлическая система помощи при экстренном торможении
  5. Система автоматического экстренного торможения

Разновидности вспомогательных систем экстренного торможения

Существуют две группы вспомогательных систем экстренного торможения:

  • помощь при экстренном торможении;
  • автоматическое экстренное торможение.

Первая создает максимальное тормозное давление, образующееся в результате нажатия водителем на педаль тормоза. По сути, она “дотормаживает” за водителя. Вторая – выполняет ту же функцию, но уже без участия водителя. Этот процесс происходит автоматически.

Система помощи при экстренном торможении

Исходя из принципа создания максимального тормозного давления, система этого типа делится на пневматическую и гидравлическую.

Пневматическая система помощи при экстренном торможении

Пневматическая система позволяет обеспечить максимальный КПД работы вакуумного усилителя тормозов. Она состоит из следующих элементов:

  1. датчика, расположенного внутри вакуумного усилителя и замеряющего скорость перемещения штока усилителя;
  2. электромагнитного привода штока;
  3. электронного блока управления (ЭБУ).

Пневматический вариант устанавливается, в основном, на автомобили, оборудованные антиблокировочной системой тормозов (ABS).

В основе принципа работы системы – распознавание характера экстренного торможения по скорости нажатия водителем на педаль тормоза. Эту скорость фиксирует датчик, передающий результат в электронную систему управления. Если сигнал больше установленного значения, ЭБУ активирует электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель тормозов дожимает до упора педаль тормозов. Еще до срабатывания ABS происходит экстренное торможение.

К системам помощи при экстренном торможении пневматического типа относятся:

  • BA (Brake Assist);
  • BAS (Brake Assist System);
  • EBA (Emergency Brake Assist) – устанавливается на автомобили Вольво, Тойота, Мерседес, БМВ;
  • AFU – ставится на Ситроен, Рено, Пежо.

Гидравлическая система помощи при экстренном торможении

Гидравлический вариант системы “брейк ассист” создает максимальное давление жидкости в тормозной системе за счет элементов ESC (системы курсовой устойчивости).

Схема устройства и работы системы экстренного торможения

Конструктивно система состоит из:

  1. датчика давления в тормозах;
  2. датчика частоты вращения колес или датчика разряжения в вакуумном усилителе;
  3. выключателя стоп-сигнала;
  4. ЭБУ.

Система также имеет несколько типов:

  • HBA (Hydraulic Braking Assistance) устанавливается на Фольксваген, Ауди;
  • HBB (Hydraulic Brake Booster) ставят также на Ауди и Фольксваген;
  • SBC (Sensotronic Brake Control) – предназначен для Мерседеса;
  • DBC (Dynamic Brake Control) – ставят на БМВ;
  • BA Plus (Brake Assist Plus) – Мерседес.

На основании сигналов датчиков ЭБУ включает гидравлический насос системы ESC и увеличивает давление в тормозной системе до максимального значения.

Помимо скорости нажатия на педаль тормоза система SBC учитывает силу нажатия на педаль, дорожное покрытие, направление движения и другие факторы. В зависимости от конкретных условии ЭБУ формирует оптимальное тормозное усиление на каждое колесо.

Вариация BA Plus учитывает расстояние до впереди движущегося транспорта. В случае опасности она предупреждает водителя, либо дотормаживает за него.

Система автоматического экстренного торможения

Система экстренного торможения этого типа более совершенна. Она распознает движущееся впереди транспортное средство либо препятствие с помощью радара и видеокамеры. Комплекс самостоятельно вычисляет расстояние до транспортного средства и в случае вероятной аварии снижает скорость. Даже при возможном столкновении последствия будут не такими серьезными.

Помимо автоматического экстренного торможения, устройство оснащено и другими функциями. Такими, как: предупреждение водителя об опасности столкновения посредством звуко-световой сигнализации. Также активируются некоторые устройства пассивной безопасности, за счет чего комплекс имеет другое название – “превентивная система безопасности”.

Конструктивно этот тип системы экстренного торможения базируется на других системах активной безопасности:

  • адаптивного круиз-контроля (контроль за расстоянием);
  • курсовой устойчивости (автоматическое торможение).

Известны следующие виды систем экстренного автоматического торможения:

  • Pre-Safe Brake – для Мерседес;
  • Collision Mitigation Braking System, CMBS применимы для автомобиля Хонда;
  • City Brake Control – Фиат;
  • Active City Stopи Forward Alert – устанавливается на Форд;
  • Forward Collision Mitigation, FCM- Митсубиси;
  • City Emergency Brake – Фолксваген;
  • City Safety применимы на Вольво.

Система экстренного торможения

Система экстренного торможения предназначена для эффективного использования тормозов в экстренной ситуации. Как показывает практика, применение системы экстренного торможения на автомобиле позволяет сократить тормозной путь в среднем на 15-20%. Это, порой, является решающим фактором предотвращения аварии или уменьшения ее последствий.

Различают два вида систем экстренного торможения — помощи при экстренном торможении и автоматического экстренного торможения. Система помощи при экстренном торможении позволяет реализовать максимальное тормозное давление при нажатии водителем на педаль тормоза, т.е. система дотормаживает за него. Система автоматического экстренного торможения создает частичное или максимальное тормозное давление без участия водителя, т.е. автоматически.

Система помощи при экстренном торможении

Конструкции систем помощи при экстренном торможении можно разделить на два типа по принципу создания максимального тормозного давления: пневматические и гидравлические.

Читайте также  Что такое шатун в двигателе?

Системы помощи при экстренном торможении пневматического типа обеспечивают эффективную работу вакуумного усилителя тормозов. К ним относятся системы:

  • BA (Brake Assist), BAS (Brake Assist System), EBA (Emergency Brake Assist) на автомобилях Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Volvo и др.;
  • AFU на автомобилях Renault, Peugeot, Citroen.

Конструктивно данные системы объединяют датчик скорости перемещения штока вакуумного усилителя, электронный блок управления и электромагнитный привод штока.

Система помощи при экстренном торможении пневматического типа устанавливается, как правило, на автомобили, оборудованные системой ABS.

Принцип работы данной системы основан на распознавании ситуации экстренного торможения по скорости нажатия педали тормоза. Скорость нажатия на педаль тормоза фиксирует датчик скорости перемещения штока вакуумного усилителя и передает сигнал в электронный блок управления. Если величина сигнала превышает установленное значение, электронный блок управления активирует электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель тормозов дожимает педаль тормоза. Экстренное торможение происходит до срабатывания системы ABS.

Системы помощи при экстренном торможении гидравлического типа обеспечивают максимальное давление жидкости в тормозной системе за счет использования элементов системы курсовой устойчивости. К таким системам относятся:

  • HBA (Hydraulic Braking Assistance) на автомобилях Volkswagen, Audi;
  • HBB (Hydraulic Brake Booster) на автомобилях Volkswagen, Audi;
  • SBC (Sensotronic Brake Control) на автомобилях Mercedes-Benz;
  • DBC (Dynamic Brake Control) на автомобилях BMW;
  • BA Plus (Brake Assist Plus) на автомобилях Mercedes-Benz.

Система HBA распознает экстренную ситуацию по скорости и силе нажатия педали тормоза. В работе системы используется датчик давления в тормозной системе, датчики частоты вращения колес, выключатель стоп-сигнала. На основании поступающих сигналов электронный блок управления при необходимости включает насос обратной подачи, который доводит давление в тормозной системе до максимального. Действие программы происходит до срабатывания системы ABS.

Система HBB в определенных режимах эксплуатации автомобиля (прогрев двигателя и др.) дублирует вакуумный усилитель тормозов. В работе системы используются датчик давления в тормозной системе, датчик разряжения в вакуумном усилителе, выключатель стоп-сигнала. При недостаточном разряжении в камерах вакуумного усилителя система HBB включает насос обратной подачи и повышает давление в тормозной системе до необходимой величины.

Система SBC в своей работе учитывает множество факторов, в том числе: скорость переноса ноги с педали газа на педаль тормоза, силу нажатия на педаль тормоза, качество дорожного покрытия, направление движения, другие параметры. В соответствии с конкретными условиями движения электронный блок управления формирует оптимальное тормозное усилие на каждое колесо.

Cистема BA Plus контролирует расстояние до впереди идущего автомобиля с помощью радаров системы Distronic. Если расстояние мало и существует опасность столкновения производится визуальное и звуковое предупреждение водителя. Если водитель тормозит недостаточно эффективно система дотормаживает за него.

Система автоматического экстренного торможения

Система автоматического экстренного торможения с помощью радара (лидара) и видеокамеры обнаруживает впереди идущий автомобиль. В случае вероятной аварии (интенсивного сокращения растояния между автомобилями) система реализует частичное или максимальное тормозное усилие, замедляет или останавливает автомобиль. Даже если столкновение произошло, последствия его для обоих автомобилей будут значительно меньше.

Конструктивно система автоматического экстренного торможения построена на других системах активной безопасности — системе адаптивного круиз-контроля (контроль расстояния) и системе курсовой устойчивости (автоматическое торможение).

Известными системами автоматического экстренного торможения являются:

  • Pre-Safe Brake на автомобилях Mercedes-Benz;
  • Collision Mitigation Braking System, CMBS на автомобилях Honda;
  • City Brake Control на автомобилях Fiat;
  • Active City Stop и Forward Alert на автомобилях Ford;
  • Forward Collision Mitigation, FCM на автомобилях Mitsubishi;
  • City Emergency Brake на автомобилях Volkswagen;
  • Collision Warning with Auto Brake и City Safety на автомобилях Volvo;
  • Predictive Emergency Braking System, PEBS от Bosch;
  • Automatic Emergency Braking, AEB от TRW.

Необходимо отметить, что в перечисленных системах помимо автоматического экстренного торможения реализованы другие функции, среди которых предупреждение водителя об опасности столкновения, активация некоторых устройств пассивной безопасности. Поэтому данные системы еще называют превентивными системами безопасности.

Система помощи при экстренном торможении Volvo удостоились высшей оценки

TCS впервые протестировал работу систем экстренного торможения от шести известных производителей в различных аварийных ситуациях и установил, в чём различия их реагирования на опасность столкновения. Из шести участников испытаний система контроля экстренного торможения Volvo была единственной, кого удостоили высшей оценки «5 звёзд».

В ходе испытаний TCS системы помощи при экстренном торможении от шести производителей подверглись тщательной проверке. При этом лучших оценок удостоился лишь один участник — Volvo V60. Особой похвалы TCS заслужило то, что система помощи при экстренном торможении Volvo позволяет максимально сбавить скорость автомобиля перед столкновением благодаря автономной системе торможения и таким образом лучше всех справляется с задачей предотвращения дорожных происшествий. При скорости до 40 км/ч успешный исход гарантирован. Но и при более высоких скоростях водитель будет своевременно предупреждён об опасности столкновения. В случае если он не прореагирует на предупреждающий сигнал, система автоматически выполнит экстренное торможение.

«Мы очень гордимся замечательными результатами, которые показала наша система помощи при экстренном торможении в ходе сравнительных испытаний TCS», — говорит Анук Пульман, президент корпорации Volvo Automobile Schweiz. — «Этот успех оправдывает наше стремление занять ведущее положение в мире в области разработок инновационных систем безопасности. И он подчёркивает тот факт, что на первом плане в трудоёмкой работе Volvo всегда стоит максимальная защита людей».

Наряду с победой в тестировании TCS в Швейцарии система помощи при экстренном торможении Volvo была удостоена отличных оценок в ходе сравнительных испытаний ADAC в Германии.

Дополнительную информацию об испытаниях TCS и ADAC можно получить по ссылкам:

Системы помощи при экстренном торможении Volvo — участник испытаний

Компания Volvo предлагает различные системы помощи при экстренном торможении для своих автомобилей. Системы Volvo City Safety входят в стандартную комплектацию шести модельных рядов Volvo, опционально предлагается активная система регулирования скорости и оповещения о сокращении дистанции до впереди идущего автомобиля с функцией усилителя при экстренном торможении Pro. Обе системы прошли испытания TCS, в которых принимала участие модель Volvo V60 Sportkombi, и получили высокие оценки.

Система Volvo City Safety

Система Volvo City Safety помогает полностью предотвратить дорожные происшествия на малой скорости или, как минимум, значительно смягчить последствия аварий. В основе системы City Safety лежит работа оптического лазера, расположенного в верхней части лобового стекла. Лазер реагирует на приближение автомобилей на расстоянии до шести метров и активируется при скорости от 4 до 30 км/ч. Когда система обнаруживает угрозу столкновения с впереди стоящим транспортным средством, или с автомобилем, совершившим внезапный тормозной манёвр, начинается предварительное снижение скорости. Если водитель не реагирует на опасную ситуацию, аварийная тормозная система срабатывает автоматически. Система City Safety входит в стандартную комплектацию моделей Volvo S60, V60, XC60.

Активная система регулирования скорости и оповещения о сокращении дистанции до впереди идущего автомобиля с системой помощи при экстренном торможении

Читайте также  Удаление царапин на бампере своими руками

Активная система регулирования скорости и поддержания безопасной дистанции с функцией усилителя экстренного торможения Pro автоматически настраивает скорость и контролирует расстояние до впереди идущего транспортного средства, заданное водителем.

Необходимые данные поступают в систему от радара (двухрежимный модуль 76 ГГц), встроенного под решёткой радиатора, и от расположенной рядом камеры с высоким разрешением, которая установлена между зеркалом заднего вида и лобовым стеклом. Элементом активной системы регулирования скорости и поддержания безопасной дистанции является система помощи при экстренном торможении Pro, которая автоматически запускает аварийное торможение.

Система помощи при экстренном торможении Pro активна при скорости от 4 км/ч до максимально возможной (даже при выключенном устройстве регулирования скорости). Она подаёт водителю предупреждающий сигнал в случае, если он слишком близко подъезжает к впереди идущему автомобилю. Система распознаёт транспортные средства, двигающиеся в том же направлении, на расстоянии 120 метров, и неподвижные автомобили на расстоянии 65 метров. Если предстоит столкновение, а водитель не реагирует, осуществляется полное автоматическое торможение, что позволяет предотвратить аварию или, по крайней мере, минимизировать её последствия. Активная система регулирования скорости и поддержания безопасной дистанции с системой помощи при экстренном торможении Pro опционально устанавливается на модели Volvo S60, V60, XC60, XC70 и S80.