Что такое датчик erp на бензине?

Что такое ERP? и сколько платят?

ERP (сокр. от Enterprise Resource Planning) означает «планирование ресурсов предприятия». Это программное обеспечение для управления бизнес-процессами, которое объединяет финансы, цепочки поставок, операции, торговлю, отчетность, производство, кадры и позволяет управлять ими.

Концепция ERP сформулирована в 1990 году аналитиком Gartner как видение развития методик MRP II и CIM (англ.), в начале — середине 1990-х годов появилось несколько успешных тиражируемых ERP-систем для крупных организаций, наиболее известные — разработки компаний Baan (нидерл.), Oracle, PeopleSoft, SAP, JD Edwards, сформировался рынок услуг по внедрению ERP-систем с участием компаний большой четвёрки, в 2000-е годы произошла консолидация поставщиков, появилось значительное количество ERP-систем для малого и среднего бизнеса, наиболее известными поставщиками которых стали Sage Group и Microsoft.

Внедрение ERP-системы считается фактически необходимым условием для публичной компании и, начиная с конца 1990-х годов, ERP-системы, изначально внедрявшиеся только промышленными предприятиями, эксплуатируются большинством крупных организаций вне зависимости от страны, формы собственности, отрасли.

Рынок ERP-систем:
1)SAP (24 %), Oracle (18 %), Microsoft (11 %);
2) Epicor, Sage, Infor, IFS, QAD, Lawson, Ross — 11 % на всех;
3) ABAS, Activant Solutions, Baan, Bowen and Groves, Compiere, Exact, Netsuite, Visibility, Blue Cherry, HansaWorld, Intuitive, Syspro.

Средняя стоимость внедрения SAP для представителей малого и среднего бизнеса на сегодняшний день составляет от 400 тысяч долларов, для крупных проектов – от 900 тысяч долларов.

400 000 $ — это 30 000 000 рублей! + 40000$ в год на поддержку и лицензии!
ERP стоит недёшево. Крупная транснациональная корпорация может потратить на внедрение от $100 млн до $500 млн, включая $30 млн лицензионных платежей, $200 млн за консалтинговые услуги, остальное на аппаратное обеспечение, обучение менеджеров и сотрудников. Полное внедрение занимает от четырёх до шести лет. Генеральный директор крупной химической компании сказал: «Конкурентное преимущество в отрасли получит фирма, которая сможет лучше и дешевле провести работы по внедрению SAP».

И дело не только в деньгах. Внедрение ERP — рискованное предприятие, и результаты сильно отличаются. Одним из успешных кейсов считается внедрение ERP в Cisco, которое заняло 9 месяцев и $15 млн. Для сравнения, внедрение в корпорации Dow Chemical стоило $1 млрд и заняло 8 лет. ВМФ США потратил $1 млрд на четыре различных проекта ERP, но все потерпели неудачу. Аж 65% руководителей считают, что внедрение ERP-систем несёт «умеренный шанс повредить бизнесу». Такое нечасто услышишь при оценке программного обеспечения!

Интегрированная природа ERP означает, что для её внедрения требуются усилия компании целиком. А поскольку компании получают выгоду только после повсеместного внедрения, это особенно рискованно! Внедрение ERP — не просто решение о покупке: это обязательство изменить свои методы управления операциями. Установка программного обеспечения — это легко, перенастройка рабочего процесса всей компании — вот где основная работа.

Для внедрения у себя ERP-системы клиенты часто нанимает консалтинговую фирму, такую как Accenture, и платят ей миллионы долларов за работу с отдельными бизнес-подразделениями. Аналитики определяют, как интегрировать ERP в процессы компании. И как только интеграция начинается, компания должна начать обучение всех сотрудников, как использовать систему. Gartner рекомендует резервировать 17% бюджета только на обучение!

Вывод — надо заниматься околоSAPом!

А что такое SAP (Shut up And Pay — заткнись и плати)?

Интерфейс из 2000х, 3000 словарей из 70х, нужен консультант-настройщик, консультант-консультант, консультант-тренер, перестройка бизнеса, 9 лет времени и 4 вагона денег: привет, SAP, ERP мечты!

Ну SAP то система отличная, в отличие от консалтинговых фирм, которые вам запорят бизнес со словами — Бест практис!

Вообще, если вы не планируете работать в крупной компании и у вас нет 400000 долларов на САП, то вы сможете сделать систему ERP в MS ACCESS:

Нужно вести основные процессы по начинающему бизнесу:

  • Фиксация заказов (товары + услуги);
  • Ведение каталога товаров и услуг;
  • Отслеживание каналов привлечения клиентов и количества продаж по каналам;
  • Фиксация спроса, который по тем или иным причинам не может быть удовлетворен;
  • Фиксация кассовых операций (доходы и расходы);
  • Ведение склада (приход, списание);
  • Ведение базы клиентов

Требования:

  • Удобный и понятный интерфейс;
  • Наличие API;
  • Соответствие нашим требованиям + отсутствие излишеств;
  • Бюджет не более 1000 рублей в месяц

Вам может пригодится сборник моделей данных:
www.databaseanswers.org/data_models/

Перед началом создания модели данных рекомендую собрать требования в виде списка бизнес-процессов и тех объектов, которые необходимо фиксировать в базе данных. Модель данных разрабатывается итерациями. Т.е. сделали версию, походили, подумали. На следующий день снова открыли, поправили. И т.д. Данный подход позволяет осмыслить узкие места базы данных и в итоге получается наиболее подходящий вариант модели данных.

Сейчас у нас есть выбор — учиться и делать всё самому или ленится и платить +100500$

Что такое ДМРВ, почему он важен и как диагностировать его неисправность

За прошедшие три десятилетия моторы с распределённым и непосредственным впрыском топлива окончательно вытеснили все прочие типы конструкций. Казалось бы, срок немалый, но инженеры так и не смогли побороть “детские болезни” важных электронных компонентов, среди которых — датчик массового расхода воздуха (ДРМВ), отвечающий за состав топливовоздушной смеси. Давайте вспомним, как устроен ДМРВ, почему он так важен и как диагностировать его неисправность.

Что такое ДМРВ

В современных моторах применяются два вида системы питания: при распределённом впрыске форсунка подаёт топливо во впускной патрубок, при непосредственном — в камеру сгорания. Для обеих систем важна корректная работа датчика массового расхода воздуха, который когда-то был механическим (флюгерного типа), а сейчас лишен подвижных механических частей и выполнен термоанемометрическим (от «анемо» — ветер).

Заводской ДМРВ немецкого производства для двигателя ВАЗ

Датчик массового расхода воздуха может стоять не только на бензиновом, но и на дизельном моторе, где на него «завязана» работа клапана EGR (система рециркуляции выхлопных газов)

Как говорили шоферы старой школы, ДВС не работает в двух случаях: нечему гореть или нечем поджечь. ДМРВ как раз и сообщает электронному блоку управления о количестве поступающего воздуха, кислород которого и становится “топливом” для рабочей смеси. Получив такой сигнал, ЭБУ может обеспечить максимально полное сгорание. Устройство, расположенное во впускном тракте, состоит из двух резисторов, которые конструктивно могут быть выполнены в различных вариантах. В первом случае резистор подвергают воздействию проходящего воздуха: при изменении интенсивности потока он охлаждается, его внутреннее сопротивление меняется. Во втором случае он не обдувается — по разности показаний с двух резисторов и вычисляют объём воздуха, который нужно подать в цилиндры.

На вторичный рынок датчик поставляется с защитными крышками-заглушками, чтобы исключить его загрязнение при транспортировке

Так выглядит датчик на обычном вазовском двигателе. Демонтировать его из корпуса без спецключа не получится

Снятый датчик в «голом виде». Хорошо виден чувствительный элемент

Исходя из данных по массе и температуре поступившего воздуха, ЭБУ определяет его плотность, а также просчитывает длительность открытия форсунок и количество топлива, которое подаётся в камеру сгорания. В общем, ДМРВ важен и для достижения максимальной мощности мотора, и для более полного сгорания (экологичности), и для экономичной езды. Выход из строя этого датчика, как и большинства остальных, приводит к срабатыванию сигнализатора Check Engine.

Check Engine может загореться по любому поводу. Если нет бортового компьютера с функцией диагностики, придется ехать на СТО, где есть сканер

Однако далеко не всегда владелец связывает сработавший «чек» с ДМРВ — особенно если двигатель работает без особых перебоев, а динамические характеристики автомобиля ничуть не ухудшились. Поэтому важно не оставлять загоревшийся индикатор неисправности двигателя без внимания, а считать ошибки диагностическим компьютером.

ДМРВ или ДАД?

Датчик абсолютного давления (ДАД) совместно с датчиком температуры (ДТВ) также контролирует, какое количество воздуха поступает во впускной коллектор. На основании этих показаний контроллер формирует команду-импульс на форсунки. Важное отличие ДАД от ДМРВ — отсутствие воздуха в корпусе, поскольку этот датчик работает на основе измерения показаний разницы давлений на входе и давления в вакуумной камере. Конструктивной особенностью ДАД является высокочувствительная диафрагма, которая растягивается под воздействием давления во впускном коллекторе. Этот процесс влияет на сопротивление тензорезисторов, вследствие чего изменяется напряжение.

Датчик абсолютного давления (на фото) и ДМРВ работают по разным принципам ​

ДАД намного дешевле датчика массового расхода воздуха, однако алгоритм его работы менее совершенен. Да и вообще далеко не все блоки управления могут корректно работать с ДАД. Более того, при переходе на датчик абсолютного давления мотор может реагировать на открытие дросселя с гораздо большей задержкой, чем с родным ДМРВ. И, конечно же, просто заменить ДМРВ на ДАД без серьезных доработок не получится в силу разности их конструкции и даже расположения.

Есть двигатели, где выбормежду ДАД и ДМРВ не стоит, потому что на моторе присутствуют оба эти датчика сразу!

Читайте также  Как прозвонить датчик холла мультиметром?

Обычно мысли об установке ДАД вместо штатного датчика массового расхода воздуха появляются при отказе последнего, а также во время тюнинга мотора — особенно если происходит перевод атмосферника на турбонаддув. Однако некоторые владельцы сознательно отказываются от ДМРВ из-за его высокой стоимости и не самого большого ресурса. Ведь при неудачном стечении обстоятельств датчик может выйти из строя уже через 60-70 тысяч километров пробега, а к цифре 120-130 тысяч на одометре многих бюджетных автомобилей он практически гарантированно «умирает».

Но те, кто не заморачивается доработками двигателя, обычно ездят со штатным датчиком массового расхода воздуха, а не заменяют его связкой ДАД+ДТВ (датчик температуры воздуха). Тем более, что далеко не все блоки управления двигателем работают с датчиком абсолютного давления лучше, чем с родным ДМРВ. Какой из датчиков более совершенен по конструкции, однозначно ответить сложно – тем более, если речь идёт о попытке замены одного (и часто уже неисправного) расходомера другим. Ведь история знает множество примеров, когда счастливые владельцы наматывали по несколько сотен тысяч километров как на двигателе с родным расходомером, так и на моторе с датчиком абсолютного давления, особенно если последний штатно ставили на заводе.

Можно ли обойтись без него?

Отказ ДМРВ приводит к срабатыванию «чека», но двигатель при этом будет работать и дальше. Правда, в зависимости от новизны прошивки ЭБУ, «аварийная» программа, не увидев сигнала, может поднять обороты холостого хода примерно до 1 500 об/мин. На относительно новых версиях программного обеспечения неисправность датчика приводит лишь к повышению расхода топлива или падению динамики. В любом случае, ошибка датчика массового расхода воздуха является важной причиной для того, чтобы проверить его, хотя бы измерив напряжение.

При некорректной работе ДМРВ электроника может начать переобогащать рабочую смесь

Игнорировать неисправность не стоит, поскольку даже на относительно простых автомобилях (переднеприводная линейка Lada первых поколений) отказ ДМРВ грозит заметным перерасходом бензина либо ослаблением выходных характеристик мотора. Именно поэтому ответ на популярный вопрос «Можно ли вообще обойтись без ДМРВ, если он заложен в конструкцию машины?» однозначен и звучит так: нет, нельзя.

Как диагностировать неисправность?

Кроме косвенных признаков, о которых мы упоминали выше, существует вполне объективный параметр, указывающий на состояние датчика и его ресурс — это рабочее напряжение при включенном зажигании. Изучимего на примере «вазовского» датчика как одного из самых распространённых.

Схема подключения ДМРВ на двигателе ВАЗ

Подключив мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения и включив зажигание, можно снять показания по выходному напряжению ДМРВ. Для новой или «эталонной» детали он составляет 0,996 В.

Такое напряжение указывает на то, что датчик работает как новый

Один из вариантов измерения напряжения – прямо через разъем подключения датчика

Дальше параметры оцениваются так:

1,010-1,019 В — хорошее состояние, о замене пока не нужно думать
1,020-1,029 В – датчик работоспособен, это примерно половина остаточного ресурса
1,030-1,039 В — еще исправен, но ресурс подходит к концу
1,040-1,049 В – ДМРВ на грани выхода из строя, скоро потребует замены
1,050 В и выше — расходомер требует немедленной замены

При параметре 1,016 В (первое фото) датчик в хорошем состоянии, а вот 1,035 В – уже повод задуматься о покупке нового​

Такой параметр датчик выдает на грани исправности, но нужно точно убедиться в том, что данные соответствуют действительности, а не связаны с погрешностью мультиметра

Нужно учитывать, что многие тестеры завышают показания, поэтому существует риск «приговорить» вполне исправный датчик. К тому же его параметры во многом зависят от чистоты «масс» в цепи.

Плохой обжим проводов или сгнившая «коса» могут повлиять на корректность работы как ДРМВ, так и ДАД, что особенно характерно для моторов старых автомобилей​

Лучше всего до покупки не самого дешевого датчика установить сначала заведомо исправный «бэушный», одолжив его для проверки на время у коллеги по работе, соседа по стоянке, знакомого по форуму с такой же машиной и т.д. Также стоит больше верить показаниям диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-2, чем дешевому мультиметру.

Промывать или нет?

Многие механики с многолетним стажем и рядовые владельцы автомобилей уверены в том, что «уставший» ДМРВ можно оживить элементарной промывкой – то есть вынуть его из корпуса и хорошенько «пролить» каким-нибудь «карбклинером» или спиртом примерно так же, как 20-30 лет назад это делали с жиклёрами карбюратора. В действительности же существуют специализированные составы для очистки датчиков, которые не имеют ничего общего с растворителями отложений, использующимися для промывки карбюраторов. Поэтому и цена у таких «узкозаточенных» очистителей ДМРВ совсем другая — и, как нетрудно предположить, более высокая. К тому же производители подобных жидкостей прямо указывают, что они не сделают чудес и не превратят «полудохлый» датчик в совершенно новый, а предназначены для профилактической промывки исправных ДМРВ — снять загрязнения, связанные с пылью и масляным туманом, попавшим во впускной тракт из системы вентиляции картера.

Обратите внимание: для промывки используется специализированный состав именно для чистки ДМРВ, а не универсальный очиститель карбюратора или топливной системы

Практический опыт применения подобных «чудо-средств» показывает, что они действительно могут немного снизить показания еще исправного датчика, а вот вышедшему за 1,05 В подобные манипуляции уже будут что мёртвому припарки.

Главное – не повредить снятый датчик, который боится даже пыли, не говоря уже о механическом воздействии ​

Многие водители по неопытности сами губят ещё живые датчики при промывке. Чувствительные элементы нельзя трогать руками или протирать ветошью, да и сильный напор жидкости кроме вреда ничего не принесёт. Поэтому к чистке ДМРВ в гаражных условиях нужно относиться с большой осторожностью и помнить:если датчик уже «умер», то это неопасно иему уже не поможет, но, даже если он еще вполне исправен, эта процедура может и не принести заметного результата.

Что такое датчик уровня топлива

Для контроля горючего в баках используют специальные устройства: датчики уровня топлива, или ДУТ. Они измеряют количество бензина, масла или солярки. Чаще всего ДУТ устанавливают на автомобили, но также они востребованы на топливных складах.

Задача датчика – измерить уровень горючего, пересчитать его объем и передать информацию диспетчеру. Благодаря ДУТ владельцы транспорта отслеживают расход и предотвращают слив бензина: если в какой-то момент уровень горючего в баке резко снизится, диспетчер это заметит. Датчик может дополнять другие контроллеры или служить самостоятельным устройством, но он обязательно подключается к системе мониторинга машины. Именно она транслирует и сохраняет информацию об изменении уровня горючего в баке.

Устанавливают ДУТ через штатное отверстие в баке или специально готовят подходящее по диаметру отверстие для монтажа. Чаще всего устройство выглядит, как стержень или поплавок, но это высокоточное оборудование, которое можно использовать не только на легковых авто, но также на грузовиках, спецтехнике или стационарных объектах. Датчик может соединяться с индикатором уровня топлива на приборной панели. Благодаря этому водитель может отслеживать расход во время движения и вовремя делать остановки для заправки.

Принцип работы датчиков уровня топлива

Ни одно устройство не дает абсолютно точных показаний, но на рынке достаточно моделей с минимальной погрешностью, которую можно не принимать во внимание. Также при полном баке датчик может транслировать некорректные данные, но как только авто начинает движение и топливо расходуется, информация становится достаточно точной. Установить датчик можно на любой бак, включая дизельную систему.

В основе устройства – соответствие значений уровня горючего аналоговому сигналу. Модели, которые использовали только аналоговые показатели, имели большую погрешность, связанную с неравномерностью заполнения бака и его конфигурацией, поэтому сейчас они встречаются редко. Большинство современных ДУТ – цифровые. Они преобразуют аналоговые данные в цифровой формат, а затем корректируют его, убирая неточности. Благодаря этому погрешности возникают только на этапе измерения уровня топлива и на конечный результат почти не влияют.

Самый популярный вид датчиков – потенциометрический. Это недорогие модели с простой и надежной конструкцией, единственным недостатком которых можно считать быстрое окисление. Потенциометрические датчики могут быть трубчатыми или рычажными, но в любом случае они используют поплавок из пенопласта, пластмассы или легкого металла. Однако при рычажной конструкции поплавок соединен с потенциометром при помощи металлического рычага, а в трубчатых моделях датчик поплавок двигается в трубке с контактными кольцами.

Рычажные потенциометрические устройства подходят для всех видов баков. Трубчатые модели не универсальные, зато они сохраняют устойчивость при маневрировании автомобиля: на поворотах, спусках, подъемах, а это гарантирует высокую точность измерений.

Однако потенциометрические датчики – контактные, поэтому их нельзя использовать для транспорта, который работает на новых видах топлива вроде биодизеля или метанола. Контактные устройства быстро изнашиваются, поэтому часто владельцы транспорта выбирают бесконтактные модели. Они работают по другому принципу, используя магниты или чувствительные элементы, которые напрямую не контактируют с содержимым бака. Но и бесконтактные устройства используют для измерения уровня горючего поплавок. Он соединен с магнитом или другим элементом, который воспринимает движения поплавка и формирует электрический сигнал.

Читайте также  Как работает датчик уровня охлаждающей жидкости?

Виды датчиков уровня топлива

В зависимости от формата выходного сигнала устройства могут быть частотными, аналоговыми или цифровыми. Аналоговые и частотные модели – редкость. Если датчики, работающие только с аналоговыми сигналами, отличаются большой погрешностью, то частотные модели передают информацию с задержкой. Впрочем, если не нужно знать точное количество топлива в баке, и достаточно приблизительной информации, можно сэкономить, выбрав недорогую аналоговую модель. В остальных случаях лучше выбрать цифровой датчик.

Цифровые модели комплектуют электронной платой, которая регистрирует расход топлива. Они не требуют подключения к электрической системе авто, могут работать от батареи или другого автономного источника питания. Уровень погрешности у такого оборудования минимальный, и при грамотной установке проблем на протяжении всего срока эксплуатации не возникнет.

Также датчики классифицируют по типу крепления: одни устанавливают внутри бака, другие крепятся к трекеру. Для точности измерений необходимы модели с установкой в баке. Различаться устройства могут и методом измерения. Выше мы описали, как работают поплавковые датчики уровня топлива, но также существуют емкостные и ультразвуковые варианты. Ультразвуковые модели используют излучатели для измерения уровня горючего, они точные и легко монтируются, но чувствительны к примесям в баке. Также они не слишком популярны из-за высокой стоимости.

Дополнительные функции датчиков

Для удобства эксплуатации производители дополняют устройства новыми функциональными возможностями:

  • Контроль электропитания. Если внезапно исчезает сигнал уровня топлива, скорее всего, дело в том, что разрядилась батарея, или устройство отключилось от питания. Некоторые компании позволяют контролировать подключение ДУТ удаленно. Это полезно для владельцев крупных автопарков, поскольку водители не смогут незаметно отключить датчик, чтобы скрыть слив топлива из бака.
  • Индикатор. Отображение точное значение уровня топлива в кабине водителя. Это небольшое, но дисциплинирующее дополнение, благодаря которому несложно отбить у водителей охоту сливать бензин.
  • Универсальный интерфейс. Модели с этой функцией легко подключить к аналоговым и цифровым трекерам. Это полезно, если выбираются датчики для большого числа авто, и нет уверенности, что во всех трекерах установлены цифровые интерфейсы.
  • Отслеживание температуры. Теоретически этот показатель помогает поддерживать авто исправным, но практически сведения о температуре топлива в баке никак не влияют на сроки обслуживания и ремонта. Однако многие водители привыкли отслеживать этот параметр. Поскольку наличие такого контроллера на стоимость устройства почти не влияет, легко закрыть глаза на отсутствие практической пользы.
  • Взрывозащищенный корпус. Вы можете купить датчик во взрывозащищенном исполнении и для легковой машины, но правила безопасности требуют установки именно таких устройств в ограниченном числе случаев. Например, взрывозащищенные ДУТ монтируют на бензовозы и другую специальную технику, которая перевозит грузы повышенной взрывоопасности. От других датчиков эти устройства отличаются конструкцией и дополнительной сертификацией, которую обязательно выполняют до поступления в продажу.

Перед выбором датчика уровня топлива полезно выяснить конфигурацию бака. Если она сложная, ищите ДУТ с возможностью изгиба – сложной формой измерителя. Такой датчик можно один раз согнуть под не слишком большим углом, не опасаясь увеличения износа или некорректных показаний. Правда, сгибать измерительную часть нужно не руками, а инструментом, и действовать следует аккуратно. Зато при грамотном монтаже прибор прослужит долго.

Также есть датчики со встроенным GPS-трекером. Это отличный выбор, если функции вроде подробного отслеживания маршрута машины не нужны, и вы хотите контролировать только уровень топлива в баке и получать сведения о местонахождении авто. В таком случае достаточно установить один датчик, не тратя средств на трекер. Так можно сэкономить, а если со временем возникнет необходимость расширить функционал за счет полноценного трекера, подобную модель ДУТ будет несложно подключить к новому устройству.

Выбирая модель со встроенным трекером, важно помнить, что определение координат – только дополнительная функция. А потому датчик будет точно отслеживать уровень топлива в баке, но другие задачи он будет выполнять не так хорошо, как самостоятельные устройства.

Что такое датчик erp на бензине?

Обратим наше внимание на выходное напряжение датчика B1S1 на экране сканера. Напряжение колеблется в районе 3.2-3.4 вольт.

Датчик способен измерять действительное соотношение топливовоздушной смеси в широком диапазоне (от бедной, до богатой). Выходное напряжение датчика не показывает богатая/бедная, как это делает обычный датчик кислорода. Широкополосный датчик информирует блок управления о точном соотношении топливо/воздух, основываясь на содержании кислорода в выхлопных газах.

Испытание датчика должно проводиться совместно со сканером. Тем не менее, существует ещё пара способов диагностики. Исходящий сигнал это не изменение напряжения, а двунаправленное изменение тока (до 0.020 ампер.). Блок управления преобразует аналоговое изменение тока в напряжение.

Это изменение напряжения и будет отображаться на экране сканера.

На сканере напряжение датчика 3.29 вольта с соотношением смеси AF FT B1 S1 0.99 (1% богатая), что почти идеально. Блок управляет составом смеси близко к стехиометрической. Падение напряжения датчика на экране сканера (от 3.30 до 2.80) говорит об обогащении смеси (дефицит кислорода). Увеличение напряжения (от 3.30 до 3.80) есть признак обеднения смеси (избыток кислорода). Это напряжение нельзя снять осциллографом, как у обычного датчика О2 .

Напряжение на контактах датчика относительно стабильно, а напряжение на сканере будет изменяться в случае значительного обогащения или обеднения смеси, регистрируемого по составу выхлопных газов.

На экране мы видим ,что смесь обогащена на 19%, показания датчика на сканере 2.63В.

На этих скриншотах хорошо видно, что блок всегда отображает реальное состояние смеси. Значение параметра AF FT B1 S1 и есть лямбда.

ENGINE SPD. 694rpm

AF FT B1 S1. 0.99

What type of exhaust? 1% rich

ENGINE SPD. 1154rpm

AF FT B1 S1. 0.93

What type of exhaust? 7% rich

ENGINE SPD. 1786rpm

AF FT B1 S1. 1.27

What type of exhaust? 27% lean

ENGINE SPD. 757rpm

AF FT B1 S1. 0.86

What type of exhaust? 14% rich

Некоторые сканеры OBD II поддерживают параметр широкополосных датчиков на экране, отображая напряжение от 0 до 1 вольта. То есть заводское напряжение датчика делится на 5. На таблице видно как определять соотношение смеси по напряжению датчика, отображаемому на экране сканера

Обратите внимание на верхний график, который показывает напряжение широкополосного датчика. Оно почти всё время находится около 0.64 вольта (умножим на 5,получим 3.2 вольта). Это для сканеров не поддерживающих широкополосных датчиков и работающих по версии EASE Toyota software.

Устройство и принцип работы широкополосного датчика.

Устройство очень похоже на обычный датчик кислорода. Но датчик кислорода генерирует напряжение, а широкополосник генерирует ток, а напряжение постоянно(напряжение изменяется только в текущих параметрах на сканере).

Блок управления задаёт постоянную разность напряжений на электродах датчика. Это фиксированные 300 милливольт. Ток будет генерироваться такой, чтобы удерживать эти 300 милливольт, как фиксированное значение. В зависимости от того, бедная смесь или богатая направление тока будет меняться.

На данных рисунках даны внешние характеристики широкополосного датчика. Хорошо видны величины тока при разных составах выхлопного газа.

На этих осциллограммах: верхняя — ток цепи нагрева датчика, а нижняя — управляющий сигнал этой цепи с блока управления. Значения тока более 6 ампер.

Тестирование широкополосных датчиков.

Датчики четырёхпроводные. На рисунке обогрев не показан.

Напряжение (300 милливольт) между двумя сигнальными проводами не меняется. Обсудим 2 метода тестирования. Так как рабочая температура датчика 650º, во время тестирования цепь обогрева всегда должна функционировать. Поэтому рассоединяем разъём датчика и сразу восстанавливаем цепь обогрева. Подсоединяем к сигнальным проводам мультиметр.

Теперь обогатим смесь на ХХ пропаном или снятием разряжения с вакуумного регулятора давления топлива. На шкале мы должны увидеть изменение напряжения как при работе обычного датчика кислорода. 1 вольт — максимальное обогащение.

Следующий рисунок показывает реакцию датчика на обеднение смеси, посредством отключения одной из форсунок).Напряжение при этом снижается с 50 милливольт до 20 милливольт.

Второй способ тестирования требует другого подключения мультиметра. Включаем прибор в линию 3.3 вольта. Соблюдаем полярность как на рисунке (красный + , чёрный –).

Положительные значения тока отображают обеднённую смесь, отрицательные значения говорят об обогащённой смеси.

При использовании графического мультиметра получается вот такая кривая тока (изменение состава смеси инициируем дроссельной заслонкой).Вертикальная шкала ток, горизонтальная время

На этом графике отображается работа двигателя с отключенной форсункой, смесь бедная. В это время на сканере отображается напряжение 3.5 вольта для испытуемого датчика. Вольтаж выше 3.3 вольта говорит о бедной смеси.

Горизонтальная шкала в миллисекундах.

Здесь форсунка снова включена и блок управления старается выйти на стехиометрический состав смеси.

Так выглядит кривая тока датчика при открытии и закрытии дросселя со скорости 15 км/ч.

А такую картинку можно воспроизвести на экране сканера для оценки работы широкополосного датчика, используя параметр его напряжения и МАФ сенсора. Обращаем внимание на синхронность пиков их параметров во время работы.

Читайте также  Датчик разряжения во впускном коллекторе

J ohn Thornton,
Underhood Service,
January 2002

Перевод с английского

Большая заочная Признательность
Автору статьи за столь Полное и
Информативное изложение материала.

ERP-система

Натали Азаренко

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Отправить рассылку

ERP (от англ. Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) — это программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов компании. Системы ERP работают на основе единой базы данных и помогают управлять более эффективно. Проще говоря, ERP — информационная система управления предприятием.

Структура и функционал ERP-систем

В структуре ERP выделяют элементы базового и расширенного типа.

Базовые элементы системы предназначены для автоматизации управления производством, которое включает:

  • разработку производственного плана;
  • планирование производственных мощностей;
  • расчет себестоимости;
  • маршрутизацию производства;
  • мониторинг ресурсов.

Расширенные элементы ориентированы на функции, которые обеспечивают работу производства. Чаще всего их реализуют в формате независимых модулей. К расширенным элементам относят модули управления:

  • Человеческими ресурсами. Включает ведение кадрового учёта, расчёт зарплаты, составление рабочих графиков, учёт рабочего времени, инструменты мотивации персонала.
  • Финансами. Помогает оптимизировать учёт доходов и расходов, вести учёт основных средств, управлять наличностью, планировать бюджет, формировать отчётность.
  • Жизненным циклом продукта. Позволяет управлять потребностями покупателей, жизненным циклом продукта.
  • Взаимоотношениями с заказчиками. Фиксирует историю общения с клиентами, планирование реализации и маркетинговых активностей.
  • Продажами. Ориентировано на ценообразование, работу с заказами, налаживание сбыта.
  • Поставками. Охватывает управление закупами, поставщиками, логистикой, прогнозированием спроса.

Виды ERP-систем

В зависимости от разработчика и потребностей предприятия архитектура элементов программы ERP варьируется. Так, по типу лицензии различают проприетарные и open-source системы. Первые являются готовым решением, например, SAP Business One, Sage ERP X3. Вторые имеют открытый исходный код и их можно доработать с учётом потребностей компании, например, MyCompany, Odoo.

Также ERP-система может быть единым решением либо совокупностью нескольких независимых модулей (программ). В модульных ERP каждый отдельный модуль автоматизирует определённую сферу работы предприятия. Выбирая такую систему, компании могут внедрить только нужный для них функционал, а потом при необходимости расширить его, докупив остальные модули.

Единая информационно-управленческая система предприятия на базе модулей системы 1C:ERP. Источник — https://v8.1c.ru

Реже встречаются системы с единой архитектурой. Чаще всего это самописные решения. Такие ERP просты в установке и представляют собой готовый неделимый инструмент. Все их компоненты максимально продуманы и защищены. Но адаптировать подобный продукт под себя гораздо сложнее. Недостаток этих систем в том, что частичное отключение функционала нередко ведёт к сбою всей программы.

Главный принцип ERP

Основополагающий принцип ERP — это централизованный сбор информации. Все значимые сведения с помощью ERP объединяют в единое безопасное хранилище.

При необходимости любой пользователь системы может получить точные, полные и актуальные данные в считанные минуты. Система минимизирует вероятность ошибок из-за человеческого фактора и способна собирать информацию в реальном времени.

Использование общей базы стандартизирует данные предприятия. Это устраняет недопонимание между отделами, предотвращает дублирование и неверную трактовку данных, упрощает взаимодействие пользователей и систем. То есть ERP обеспечивает эффективную интеграцию людей, процессов и технологий в масштабе предприятия.

Назначение ERP — повышать эффективность производственной деятельности предприятия, сокращать внутренние информационные потоки и снижать затраты на их обеспечение.

Преимущества от внедрения ERP

Полная прозрачность. Любой бизнес-процесс любого отдела или филиала компании можно отследить 24/7 в режиме реального времени. Это позволяет руководству контролировать работу компании, принимать решения, основанные на актуальных данных.

Экономия на ИТ-решениях. Одна ERP-система способна заменить десятки самостоятельных программ, каждая из которых предполагает обучение сотрудников, лицензирование, техническую поддержку. При разработке с нуля можно создать систему под индивидуальные запросы организации.

Защита данных. При использовании большого количества разных программ повышается риск утечки данных. ERP-система обеспечивает централизованное хранение информации, общие стандарты ввода/вывода данных и доступа к ним. Кроме того, в системе можно настроить разные уровни доступа для сотрудников, чтобы повысить информационную безопасность.

Автоматизация отчётности. Унификация отчётности и введение единых стандартов позволяет создавать отчёты в кратчайшие сроки. Нет необходимости тратить время на ручной сбор и обработку информации.

Улучшение планирования. ERP-система позволяет провести более качественный анализ данных, сравнить множество показателей и найти неочевидные закономерности.

Повышение качества обслуживания клиентов. Система хранит всю историю взаимодействия с клиентами. Сотрудники могут в любой момент получить необходимые сведения, чтобы дать подробный ответ на любой вопрос клиента и сделать общение с ним более персональным.

Рост продуктивности. Благодаря автоматизированному доступу к данным многие рутинные процессы передачи информации становятся не нужны, коммуникации ускоряются. Единые стандарты и одинаковый интерфейс всех внутренних систем упрощает работу.

Компании, которые занимаются внедрением ERP, часто публикуют у себя на сайтах кейсы. Из них можно узнать о ходе подобных проектов и о результатах внедрения ERP для бизнеса

Условным преимуществом можно считать тот факт, что в случае каких-то изменений систему ERP можно оптимизировать. Например, при внедрении новых процессов, запуске нового продукта, масштабировании бизнеса можно дополнить систему нужными модулями. Однако важно учитывать, что возможность доработки программы зависит от поставщика. Готовое решение не всегда предусматривает глобальные изменения.

Недостатки систем ERP

Как у любого ИТ-решения, у ERP-системы есть ограничения по применению и недостатки, которые связаны с её функционалом или условиями использования.

Высокая стоимость. Внедрение полноценной ERP-системы обходится дорого. Деньги уходят на оплату программного и аппаратного обеспечения, интеграцию, настройку, адаптацию, обучение сотрудников, сервисное обслуживание. Для корректной работы системы иногда приходится менять оборудование.

Долгое внедрение. Чтобы автоматизировать все бизнес-процессы, требуется немало времени. У крупных компаний на это может уйти несколько лет. Причём самостоятельно установить ERP-систему вряд ли получится. Обычно в таких случаях обращаются в компании, которые занимаются интеграцией конкретного решения и знают все нюансы его внедрения.

Необходимость доработки. При внедрении готового решения заложенная программа не всегда соответствует реальным процессам. В результате ERP-систему часто приходится дорабатывать, а значит, тратить дополнительные деньги и время.

Сложность освоения. У многих ERP-систем сложный интерфейс. Поэтому для успешной работы с системой придется заложить в бюджет расходы на обучение сотрудников.

Проблемы с переносом информации. В процессе настройки ERP сведения из обособленных систем переносят в единое хранилище. Чтобы успешно объединить данные, приходится их дополнительно обрабатывать и стандартизировать.

Зависимость от интегратора. При использовании практически любого решения компания вынуждена привлекать специалиста для сопровождения системы.

Основные минусы ERP-системы — это значительные затраты на ее внедрение и трудности с настройкой. Но такие недостатки свойственны практически любому сложному программному обеспечению. Кроме того, при успешном внедрении расходы на систему окупятся. ERP повышает эффективность бизнес-процессов предприятия, что обычно приводит к снижению затрат или росту прибыли.

Как понять, когда компании нужна ERP-система

Из практики применения ERP можно выделить несколько признаков, которые указывают на то, что компании пора внедрить систему управления:

  • Дефицит данных для эффективного управления. Чтобы принимать качественные управленческие решения, необходимо своевременно получать полные, достоверные и актуальные сведения о работе предприятия. Но это сложно сделать, когда важная информация находится у разных ответственных лиц или отделов, нет чётких регламентов для ее сбора. В результате данные поступают с задержкой. ERP-система централизует информационные потоки, собирает все значимые сведения в единой актуальной базе.
  • Использование устаревших технологий. На современном рынке успех бизнеса во многом зависит от уровня его цифровизации. Если значительная часть процессов до сих пор выполняется вручную, а каждый отдел работает обособленно, это негативно отражается на результатах деятельности и продуктивности предприятия.
  • Сбои в работе из-за плохой интеграции информационных систем. Разные программы сложно объединить в одну систему, так как они имеют различные требования к формату данных, их обработке и использованию. Иногда это невозможно сделать из-за разных языков программирования или принципов работы. Подобные проблемы с интеграцией усложняют обмен информацией между отделами.
  • Недовольство обслуживанием со стороны клиентов. ERP автоматизирует процессы взаимодействия с клиентами и тем самым способствует повышению качества обслуживания в компании.

Несмотря на все плюсы, ERP-система нужна не всякому бизнесу. Прежде чем принимать решение о начале проекта, следует оценить объемы обрабатываемой информации, уровень компетентности сотрудников, возможность формализации текущих процессов.

ERP-системы, которые наиболее популярны в России:

Внедрять или не внедрять ERP

Прежде чем окунуться с головой в проект внедрения ERP, ответьте себе на два вопроса:

  1. Что вы планируете получить от системы сразу после внедрения?
  2. Что ожидаете от ERP в течение ближайших пяти лет?

Ответ на первый вопрос поможет понять, действительно ли ERP-система нужна бизнесу прямо сейчас или поставленные задачи можно решить более простым способом. Точно сформулировав цели, вы сможете определить набор требований к функционалу системы.

Ответ на второй вопрос позволит соотнести план развития ERP-системы и долгосрочную стратегию развития предприятия. Например, можно прикинуть затраты на программное обеспечение и его внедрение, чтобы спрогнозировать окупаемость проекта. Также оценка результатов в перспективе поможет скорректировать требования к системе.