Дизельное топливо или бензин что лучше?

Что выбрать: дизель или бензин?

Автомобилисты на форумах и в реальной жизни часто спорят, какой двигатель лучше — дизель или бензин. У каждого водителя собственный ответ на вопрос: кому-то важен уровень шума, кто-то учитывает расход топлива, кто-то смотрит на содержание вредных веществ в выхлопном газе. Мы сравним бензиновые и дизельные двигатели по их главным параметрам.

Принципы работы бензинового и дизельного двигателя

Забежим вперед: дело в свече зажигания. В бензиновых двигателях она установлена, в дизельных — нет. Первые работают на бензине, вторые — на дизельном топливе.

Бензиновый двигатель. Он формирует воздушно-топливную смесь после основного такта сжатия. ВТС полностью занимает отдельно взятый цилиндр. Температура внутри него редко превышает 510-520 градусов Цельсия. Коэффициент сжатия обычно меньше 10, часто — 9. Устройства с коэффициентом сжатия 11 встречаются редко. Из-за сравнительно низкой температуры воздушно-топливной смеси обязательно устанавливают свечу зажигания, которая воспламеняет ее.

Дизельный двигатель отличается более высокими характеристиками. Температура воздушно-топливной смеси превышает 500 градусов Цельсия, достигает 750-910 градусов Цельсия. Коэффициент сжатия часто составляет 24-25 единиц. Из-за таких характеристик воздушно-топливная смесь воспламеняется самостоятельно: ей не нужна дополнительная «стимуляция» свечой зажигания.

На что смотреть при сравнении дизельного и бензинового двигателей

  • Мощность мотора;
  • эксплуатация зимой;
  • расход топлива;
  • шумовые показатели;
  • экологичность выхлопа;
  • долговечность;
  • обслуживание;
  • стойкость к низкокачественному топливу;
  • стоимость топлива.

Мощность мотора

Бензиновые двигатели мощнее, чем дизельные. Стоит посмотреть объявления о продаже подержанных авто или зайти на официальные сайты автоконцернов, чтобы убедиться в этом. Например, Mercedes-Benz в одной из моделей предлагает потребителям два типа двигателя:

  • бензиновый с 136 лошадиными силами;
  • дизельный с 75 лошадиными силами.

При этом мощность — не главный определяющий параметр качества при сравнении. Она косвенно влияет на характеристики самого автомобиля, но в большинстве случаев служит абстрактной цифрой. Например, оба двигателя в моделях Mercedes-Benz способны легко развивать скорость до 120 км/ч, не оказывая негативного воздействия на ходовую часть.

Бензиновый двигатель мощнее. Но преимущество нивелируется серьезным недостатком — неровной тягой. Дизель, несмотря на невысокую мощность, радует автовладельцев идеально ровной тягой на любых оборотах — малых и больших. Поэтому, если важен ровный ход, не раздумывайте, что лучше — бензин или дизель. Выбирайте второй вариант.

Эксплуатация зимой

В северных регионах страны особое внимание уделяется возможностям транспортного средства при эксплуатации в холодное время года, когда столбик термометра опускается ниже 0. В этом случае бензиновый двигатель лучше — он устойчив к низким температурам. Сегодня есть зимние виды бензина, но многие продолжают пользоваться обычным летним топливом, и это не влияет на скорость движения, долговечность запасных частей и другие параметры.

Дизельные двигатели восприимчивы к резким скачкам температуры воздуха или сильным морозам. Но их восприимчивость можно устранить, спокойно эксплуатировать машину с дизелем даже в мороз -30 градусов Цельсия. Этого легко достигнуть за счет заправки специальными зимними или арктическими видами топлива. Они не густеют при экстремальной температуре воздуха, работают так же эффективно. Улучшить работу дизельного двигателя можно еще за счет установки современной системы обогрева в автомобиль.

Дизель восприимчив к морозам, но не боится влаги, конденсата, воды. Это обусловлено тем, что электроэнергия требуется только для запуска агрегата — в работе электричество не нужно. Поэтому дизель часто устанавливают на внедорожники, которые могут двигаться почти в любых экстремальных условиях, в том числе и по воде.

Расход топлива

Раньше считалось, что дизель экономичнее бензина, в первую очередь из-за несоразмерной стоимости топлива. Солярка стоила намного дешевле бензина. Сегодня цены почти сравнялась, но дизельные двигатели все равно потребляют меньше топлива. Это обусловлено высоким коэффициентом сжатия воздушно-топливной смеси.

Показатели КПД дизельного мотора примерно на 40% выше из-за увеличенной в 2 раза степени сжатия. Поэтому владельцы первой группы моторов утверждают, что их автомобиль потребляет на 20% меньше топлива, чем аналогичные транспортные средства на бензине. Вторая группа тоже бывает достаточно экономичной, особенно в случае с небольшими автомобилями — например, с машиной Daewoo Matiz с расходом около 4-5 литров на 100 километров. Но дизельные агрегаты все равно более экономичны.

Шумовые показатели

Единственное, в чем дизель до сих пор далеко отстает от бензина — шумовые характеристики. Он работает громче. Впрочем, некоторые видят в этом плюс — якобы работа мотора на низких оборотах напоминает мурчание кошки, поэтому успокаивает и помогает сосредоточиться. Однако многим такой «рев» не нравится.

Бензиновые двигатели работают тихо, без сильных перепадов громкости звука, почти незаметно. Ценители тишины, которые ездят на дизеле, просто обустраивают качественную шумоизоляцию в автомобиле. Так работу мотора почти не слышно — уровень шума совпадает с уровнем шума от бензинового аналога.

Экологичность выхлопа

Современные стандарты «Евро-4» или «Евро-5» обязывают всех производителей тщательно следить за химическим составом топлива, чтобы уменьшить содержание вредных веществ в выхлопном газе. Дизель более экологичен — двигатель тоже выбрасывает выхлопные газы, но они менее вредны по сравнению с продуктами отхода бензиновых аналогов.

Именно экологичностью выхлопа частично обусловлена популярность агрегатов на солярке в Европе. Во Франции каждое третье транспортное средство работает на дизтопливе. В Австрии у дизеля 50% автомобильного рынка. И эти показатели ежегодно растут. Даже автоконцерны, которые раньше выпускали транспортные средства преимущественно на бензине, сегодня предлагают потребителям альтернативный вариант — каждую модель с двумя типами двигателей.

Долговечность

О долговечности двух типов мотора можно судить теоретически. Срок службы всех агрегатов под капотом зависит от ответственности автовладельца — чем чаще он проводит техническое обслуживание автомобиля и заменяет устаревшие запасные части, тем лучше и дольше проработает мотор.

Если говорить теоретически, дизельные двигатели более долговечны. Это частично обусловлено тем, что солярка более маслянистая, поэтому выступает дополнительным смазывающим средством. Детали истираются дольше и работают лучше. К тому же в бензиновых агрегатах более жесткие головка блока цилиндров, блок, коленчатый вал, функциональные узлы цилиндропоршневой группы.

При одинаковом уходе за автомобилем — например, моделью BMW с высоким расходом топлива на 100 километров — дизель прослужит дольше. Например, есть модели, с пробегом больше 400 000 километров без капитального ремонта мотора. А МАЗы и КАМАЗы, эксплуатирующиеся с прошлого века, иногда наматывают более 3 000 000 километров в общей сложности благодаря повышенному ресурсу дизеля.

Обслуживание

Если сравнивать обслуживание двух типов агрегатов без оглядки на их срок службы, бензиновый мотор выгоднее дизельного. С ними чаще работают российские мастера, потому что пока автомобили на дизеле занимают всего 7-10% от общего рынка. Это влечет за собой снижение цен на ремонт бензинового мотора — в автомастерских берут меньше за то, с чем уже знакомы. Кроме того, дизель отличается сложной конструкцией, поэтому мастера реже берутся за его восстановление. Дополнительно новый топливный насос для него иногда стоит, как автомобиль с пробегом.

Еще на большинстве автозаправок продают солярку невысокого качества. Под видом арктического или зимнего топлива предлагают летнее, которое застывает при любой температуре ниже нуля градусов по Цельсию, добавляют разные присадки, пытаясь искусственно повысить качество, а иногда даже разбавляют дизтопливо водой или другими веществами. Бензин качественнее. Поэтому на таких типах мотора реже требуется замена масла и фильтров по сравнению с дизелем.

Стойкость к низкокачественному топливу

Общее качество бензина в среднем по стране выше, чем качество дизтоплива. Это частично обуславливает стоимость обслуживания. Кроме того, бензиновые агрегаты более стойкие к низкокачественному топливу. Они легче переносят разбавленное топливо, некачественные присадки, подмену топлива на марку с более низким октановым числом. Дизель реагирует на низкое качество очень чувствительно — значительно ускоряется износ деталей мотора.

Проблему с чувствительностью легко решить. Достаточно заправляться на проверенных станциях или покупать большие объемы топлива самостоятельно. Спрашивайте сертификаты качества на топливо, визуально проверяйте его цвет, обращайте внимание на запах.

Стоимость топлива

В прошлом веке солярка стоила почти в два раза дешевле бензина. Низкая цена частично зависела от того, что дизелем комплектовались преимущественно сельскохозяйственные большие машины с высоким потреблением топлива. Сегодня стоимость за литр почти сравнялась, например:

  • исторический минимум бензина АИ-92 и обычного дизеля составляет 0,349 и 0,359 евро соответственно;
  • исторический максимум АИ-92 и солярки составляет 0,676 и 0,810 соответственно;
  • за последний год стоимость бензина и дизеля повысилась на 5.37% и 7.27% соответственно.
Читайте также  Масло 5w20 или 5w30 что лучше?

В 2017 году цена на оба вида топлива подбирается к 40 рублям. Поэтому особой разницы между двумя типами моторов больше нет. Но дизель остается экономичнее благодаря эффективному сжиганию топлива — об этом мы писали выше.

Сравните все характеристики бензина и дизеля и сделайте свой выбор. Подумайте, какие параметры важны вам. Если хотите долговечный и экономичный мотор с более экологичным выхлопом, выбирайте дизель. Если хотите мощный, тихий, устойчивый к низкокачественному топливу и зиме агрегат, не требующий дорогостоящего обслуживания, выбирайте из бензиновых движков.

А чтобы ресурс мотора всегда радовал вас, покупайте топливо у ООО «Компании «Нипетойл». Мы продаем сертифицированное топливо, привозим его сами по Москве и области, предлагаем оптовую стоимость. Позвоните нам, и мы расскажем подробнее о продуктах, условиях покупки, оплаты, доставки.

Дизель или бензин, что лучше?

Тип горючего, используемого для автомобиля, является одним из основных факторов, которые следует учитывать при покупке. У каждого топлива есть свои недостатки и преимущества, требующие тщательного анализа, чтобы разобраться, какой тип агрегатов лучше.

Принцип работы бензиновых и дизельных двигателей

В отличие от мотора, функционирующего на бензине, топливовоздушная смесь не впрыскивается в дизельный механизм. Всасываются воздушные массы, сжатые в камере сгорания, нагретые до +700°C. Затем впрыскиваемое дизельное вещество самовоспламеняется в горячем воздухе. Соответственно, дизель не требует свечей зажигания. В камере сгорания установлена ​​калильная свеча, обеспечивающая необходимую температуру при холодном запуске.
Для плавного сгорания свеча накаливания некоторых двигателей остается включенной в течение некоторого времени после запуска. Оба агрегата имеют четырехтактный принцип работы:

  1. Всасывание легких масс. Воздух всасывается через открытый впускной клапан, в котором поршень движется вниз в цилиндре.
  2. Сжатый воздух. Впускной и выпускной клапаны перекрываются, поршень движется вверх, сжимает захваченный воздух
  3. Зажигание. Впрыскиваемое топливо взрывается. Газ сильно нагревается и расширяется. Эта сила толкает поршень вниз, когда открывается выпускной клапан. Для зажигания мелкораспыленного дизеля достаточно +350°C.
  4. Выхлопные газы. Поршень движется вверх, толкая выхлопные газы из камеры сгорания через открытый выпускной клапан. Тепло сжатого воздуха зажигает топливо в дизельном двигателе.

Дизель имеет высокое содержание энергии, поэтому реакция данного топлива с концентрированным воздухом выше. Эта химическая энергия возникает после сгорания в других местах: трение, выхлопные газы и охлаждение.

В чем разница между бензиновыми и дизельными двигателями?

Разница между автомоторами заключаются в следующем:

Работа на бензине Работа на дизеле
Работает на постоянном объеме Работает при неизменном натиске
Воздух и бензин смешиваются в карбюраторе до их попадания в цилиндр Топливо подается в цилиндр с помощью форсунки и смешивается с воздухом внутри цилиндра
Сжимает смесь воздуха и бензина, которая зажигается электрической искрой Сжимает только заряд воздуха, а зажигание осуществляется теплом сжатия
Значение компрессии низкое Высокие значения компрессии
Меньшая мощность Производится больше энергии
Используется в легких авто, требующих меньше энергии Используются в тяжелых транспортных средствах, требующих мощности
Оптимальный старт Сложности во время старта
Сжигает топливо с высокой летучестью Сжигает топливо с низкой летучестью

Дизели не имеют свечи зажигания. Им нужны высокие степени сжатия для создания высоких температур, необходимых для самовозгорания горючей смеси (чем выше параметры возгорания, тем лучше воспламенение). Основное различие между дизелем и бензином заключается в том, как происходит воспламенение.

Особенности эксплуатации

Специфика эксплуатации моторов с четырехтактным принципом работы подразумевает четкого соблюдение требований производителя.
Рекомендации к эксплуатации дизеля:

  1. После запуска топливу нужно прогреться перед эксплуатацией. Горячие и холодные детали расширяются с разной скоростью, что может вызвать зазоры, приводящие к утечкам или поломке прокладки.
  2. Внимание на цвет. Белый дым является признаком охлаждающей жидкости в камере сгорания или неисправности инжектора, а синий дым — признаком масла в камере сгорания. Если произошли изменения в дыму, важно быстро устранить проблему, прежде чем она приведет к дальнейшим повреждениям.
  3. Не позволять перегреваться. Поддержание правильной системы охлаждения жизненно важно для долговечности автомобиля. При модификации мотора отслеживают температуру нагрева, масла, охлаждающей жидкости и выхлопных газов.
  4. Использование качественной солярки.
  5. Своевременная замена ГРМ.

Внимание нужно уделить системе впрыска солярки, поддерживающей работу насоса и форсунок при безопасной рабочей температуре. Засоренные фильтры ограничивают поток, что приводит к повреждению насосов и форсунок.
Требования к эксплуатации бензиновых моторов:

  • Своевременная замена воздушных фильтров. Засоренные фильтры снижают расход топлива и снижают мощность.
  • Использование рекомендуемой марки масла.
  • Своевременная замена масла.
  • Применение дорогих смазочных материалов.

Независимо от того, дизель или бензин установлен в автомобиле, нужно использовать качественные комплектующие и расходные материалы.

Преимущества и недостатки

Чем больше цилиндров имеет двигатель, тем плавнее он работает, больше мощность, которую он может производить. Чем больше цилиндров у механизма, тем сложнее и механически неэффективнее становится агрегат. Конфигурация цилиндров влияет на производительность, вибрацию обоих типов моторов. Современные дизельные автомобили более экономичны, чем их бензиновые аналоги, примерно на 25-30%. Но расходы на эксплуатацию дизеля превышают бензиновый тип устройств.

Многие современные модели внедорожников оснащены дизельным двигателем с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Это обеспечивает гораздо больший крутящий момент, мощность по сравнению с бензиновыми силовыми агрегатами. Это улучшение позволяет автомобилям, работающим на биотопливе, дизеле, иметь легкодоступную мощность на низких оборотах, что объясняет его эффективность использования горючего и простоту вождения. Эти авто имеют больший полезный диапазон скоростей, позволяющий агрессивный стиль вождения. Выброс вредных выхлопных газов ниже у машин с легким типом горючего. Топливная экономичность является плюсом для любителей быстрой езды на мощном транспорте.

Оба типа горючего произведены из нефти. Но длинные углеродные цепочки дизтоплива содержат больше энергии, производят парниковый газ, во время сгорания, поэтому требуются дополнительные затраты на приобретение дорогостоящего сажевого фильтра. Преимуществом бензинового мотора является небольшое отношение мощности к весу, которое описывает отношение веса к максимальной мощности автомобиля.

Долговечность и безопасность двигателя

Автомобили, работающие на бензине, уступают в безопасности, так как этот тип горючего является легковоспламеняющимся веществом. Утечка топлива становится причиной пожара и гибели людей. Транспорт, работающий на солярке или биотопливе, более пожаробезопасен.

Дизтопливные силовые установки имеют более высокий период эксплуатации. При работе такого типа агрегатов происходит дополнительное смазывание элементов, снижающий коэффициент трения металла, удлиняя жизнь цилиндрам.

Шум и экологичность

В то время как дизели нового поколения выделяют более низкие уровни углекислого газа, чем бензиновые, они имеют тенденцию выделять высокие уровни NOx. В застроенных городских районах данные выбросы являются основной причиной загрязнения воздуха на дорогах, особенно среди старых моделей.
Шум мотора, функционирующего на солярке, можно сравнить с грохотом работающего трактора. Впрыск горючего создает гул, превышающий звук аналогичных четырехтактных агрегатов.

Стоимость ремонта

Ремонт дизеля требует немалых затрат, потому что необходимо привлечение автомеханика узкой специализации. Стоимость услуг профильного техника в 2 раза больше, чем при ремонте бензинового агрегата. Цена на запчасти для дизтопливных моторов тоже выше, нередко превышает стоимость капитального ремонта бензинового собрата.

Эксплуатация в зимний период

Моторы, работающие на солярке, трудно заводятся в зимний период. С современными быстродействующими свечами накаливания этот процесс зимой занимает всего несколько секунд. Эксплуатация в холодный период требует применения специализированного топлива. Бензиновые агрегаты неприхотливы и могут эксплуатироваться при низких температурах.

Мощность и потребление топлива

Дизельное топливо сгорает более эффективно, что означает, что водители могут проехать больше пути с дизельным топливом, чем бензином. Однако более высокая стоимость дизтоплива может уравновесить эту эффективность для многих покупателей транспортных средств.

Финансовая сторона вопроса

Дизельное топливо, похожее на сироп по сравнению с водянистым бензином, обладает большей энергией на единицу веса. Несмотря на то, что это горючее стоит дороже, оно содержит необходимое число потенциальной энергии, поэтому требуется меньше дизтоплива для выполнения того же объема работы.
Большинство автовладельцев задумываются, что лучше дизель или бензин.

С точки зрения сравнительных затрат на топливо, в зависимости от разницы в цене, транспортного средства и стиля вождения конечная стоимость использования любого горючего будет примерно одинаковой.

Дизельный мотор окупается на больших грузовиках и габаритных транспортных средствах, потому что сильный крутящий момент помогает при буксировке.

Читайте также  ГБО или бензин что лучше?

Почему в Европе дизельные двигатели популярны, а в России нет?

В России продажа машин, работающих на дизеле, не превышает 8%, а в Европе 68% авто оснащены дизтопливными агрегатами. Низкое предложение на рынке, высокая цена, отсутствие качественного горючего в РФ является основными причинами слабой популярности данных автомобилей у россиян.

За каким топливом будущее?

Производители автомобилей увеличивают количество моделей дизеля, применяя новые разработки. Современные модели отличаются от первоначальных, агрегаты выделяют меньше токсических веществ. Стоимость ремонтных работ снижается благодаря росту количества профильных специалистов. Бренды транспортных средств учитывают требования покупателей, снижая стоимость на ассортимент дизеля.

Бензин или дизель

Перед покупкой автомобиля важно определиться, какой двигатель для Вас предпочтительней — бензиновый или дизельный? У каждого свои преимущества. Если Вы планируете купить новую машину и до сих пор не определились с типом силового агрегата, Вам будет полезно узнать несколько фактов.

Предыстория вопроса

Автолюбители со стажем хорошо помнят, как резко увеличилось количество дизельных авто в середине и в конце 90-х. Разрушился стереотип о том, что работающие на дизеле движки устанавливались только на «промышленную» технику.

Сегодня автопроизводители предлагают нам самые разные дизельные моторы. ГК FAVORIT MOTORS, один из крупнейших дилеров Москвы, занимается продажей и сервисным обслуживанием как бензиновых, так и дизельных автомобилей. Это дает возможность каждому выбрать вариант на свой вкус.

Динамика

Если проанализировать и сравнить заявленные производителем характеристики у бензиновых и дизельных автомобилей, то можно заметить тенденцию: дизель обеспечивает больший крутящий момент, но при этом обычно уступает в максимальной мощности. Это действительно так: за счет особенностей своей работы дизельный мотор не может развивать такую же мощность как бензиновый, зато он обеспечивает максимальный крутящий момент с самых первых секунд работы. При одном и том же объеме у дизеля расход топлива примерно на 20% ниже, чем у своего бензинового аналога. Это позволяет существенно сэкономить на заправке.

Ремонтопригодность и требования к топливу

Практика показывает, что дизельные автомобили обладают большим ресурсом надежности. Они более требовательны к качеству топлива, но это положительным образом сказывается на сроке эксплуатации многих узлов и механизмов ходовой части.

Стоит отметить и недостаток: дизельный мотор имеет более сложное устройство, поэтому его ремонт возможен лишь в условиях специализированного автосервиса. Да и стоимость комплектующих существенно выше.

Опытные «дизелисты» знают еще один важный нюанс эксплуатации — это езда в холодное время года. Если температура на улице опускается ниже –15°С, необходимо использовать зимний тип дизтоплива («летние» типа в морозы густеют и превращаются в желеобразную массу). В некоторых случаях могут появиться сложности с запуском двигателя в сильный мороз.

Может ли тип двигателя повлиять на уровень комфорта?

Дизельные авто немного тяжелее своих бензиновых аналогов, а это влияет на показатели распределения веса. По этой причине дизель является менее маневренным, что может усложнить процесс вождения для новичка.

Существует и еще один нюанс, на который нужно обратить внимание, — это уровень шума. Дизельные моторы обычно более шумные в сравнении с бензиновыми. Если у Вас дорогой автомобиль представительского класса, предусмотренная производителем шумоизоляция сгладит этот недостаток. Но если Вы купили недорогое дизельное авто с рук, да еще с непроверенным техническим состоянием, то лишний шум наверняка будет сопровождать вас каждую поездку.

Что же касается цены, то автомобиль с бензиновым мотором обойдется Вам немного дешевле. Гораздо выгоднее и его техническое обслуживание благодаря сниженной цене на комплектующие и ремонт.

Экологичность

Если еще десять лет назад дизельный автомобиль можно было узнать по черному едкому дыму из выхлопной трубы, то сегодня это уже достаточно редкое явление. Ведущие мировые автопроизводители существенно снизили показатель вредных для атмосферы веществ в выхлопных газах, что сделало дизель намного экологичнее.

Дизель или бензин: плюсы и минусы

Если подытожить все перечисленные особенности, то к достоинствам дизельных автомобилей относится:

  • сниженный расход топлива;
  • повышенный крутящий момент;
  • лучший КПД мотора за счет большего сжатия топлива;
  • больший ресурс двигателя и механизмов ходовой части за счет особого химического состава и смазочных свойств дизтоплива;
  • надежность;
  • больший запас хода.

Плюсы бензиновых авто:

  • меньшая требовательность к качеству бензина;
  • высокие показатели максимальной мощности и скорости;
  • отсутствие проблем с запуском двигателя в холодную погоду;
  • более доступное обслуживание.

Как видно, преимущества одного типа двигателей являются недостатками другого. Внимательно все проанализируйте, учтите свои возможности, опыт, особенности, плюсы-минусы и условия эксплуатации. Каждый производитель стремится свести недостатки машины к минимуму, поэтому нельзя говорить, что какой-то из типов автомобилей смотрится выигрышнее. Различия влияют на некоторые технические характеристики, поэтому Вы всегда сможете выбрать тот вариант, который максимально соответствует Вашим возможностям, умениям и ожиданиям.

Какой мотор лучше – дизельный или бензиновый? Все аргументы «за» и «против»

Какие автомобили лучше: бензиновые или дизельные? Спорить тут бесполезно – лучше соберем все аргументы в пользу того или иного мотора

Т-34 и самая недоступная Волга

Многим это уже представляется легендой, однако же лучший танк Второй мировой войны – Т-34 – был дизельным. Бензин полыхает гораздо охотнее солярки – говорят, что именно это соображение склонило чашу весов в пользу дизеля. Сегодня, конечно же, подобные воспоминания в расчет не берутся: кому охота размышлять о каких-то суровых ДТП.

В советские времена дизельных легковушек не было. А одним из самых недоступных автомобилей была Волга, да не простая, а с дизельным мотором. Единицы таких машин просачивались из-за кордона обратно на родину – и о них ходили легенды. Мол, тянет как трактор, потребление, по сравнению с прожорливой бензиновой сестричкой – вообще «никакое». А самое главное, чего уж там скрывать, заключалось в том, что водители дизельных грузовиков завидовали коллегам на бензиновых машинах, поскольку те, то и дело, продавали свое топливо за полцены «налево». Солярка же оставалась невостребованной, а потому обладатели дизельной Волги были желанными клиентами в любой точке страны. Нехорошо, конечно, но это правда.

Расход

Раунд в пользу дизеля. КПД дизельного мотора выше, чем у бензинового, поскольку у него больше степень сжатия. Улучшает КПД и то обстоятельство, что, с точки зрения термодинамики, разница температур в начале и конце такта сжатия у него выше. На средних режимах дизели работают на более бедных смесях, нежели бензиновые – сгорание при этом более полное, так как кислорода полным-полно.

Отметим, что наддув на дизельных моторах появился гораздо раньше, чем на бензиновых. Поэтому по части технологии он лучше доведен.

Стоимость топлива

Счет равный, как бы глупо это ни звучало. Понятно, что дизельное топливо априори должно стоить меньше бензина, поскольку они появляются на свет на противоположных участках процесса перегонки нефти. Однако же посмотрите на ценники АЗС… ДТ практически сравнялось по цене с 95-м бензином, значительно опережает 92-й, и уступает 98-му. Очевидной выгоды в пользу дизтоплива не видать.

Всесезонность

Раунд в пользу бензинового мотора – причем с несколькими нокдаунами.

Главный недостаток дизеля заключается в том, что на морозе ему нужно особенное топливо. То, что было залито летом, зимой просто замерзнет! И если владельцы бензиновых машин спокойно заправляются круглый год (хотя, строго говоря, бензины тоже бывают зимними), то дизелеводы при заправке вынуждены наводить справки: точно ли из этой раздаточной колонки поступает зимнее ДТ, которое не превратится в кисель?

Второй зимний недостаток дизелей – холод в салоне. Это – негативное следствие высокого КПД: чем ниже тепловые потери в двигателе, тем меньше и нагрев! И пока мотор полностью не прогреется, теплее точно не станет. А холодный движок – это зазоры, износы и снижение ресурса: от этого не уйти.

Третий зимний недостаток, вообще говоря, является круглогодичным, но на морозе он особенно заметен. Речь об аккумуляторной кислотной батарее АКБ: при прочих равных условиях на дизеле ей приходится тяжелее, чем на бензиновом моторе. Высокое давление конца такта сжатия требует повышенного усилия от стартера, проворачивающего коленчатый вал, а стартер, в свою очередь, потребует для этого повышенный ток. Поэтому на дизелях используют батареи с повышенным током холодной прокрутки, а они, естественно, более дорогие.

Читайте также  Пневмоподвеска или пружины что лучше?

Экология

Хммм… Тут арбитры в замешательстве. И виноваты зеленые, постоянно ужесточающие требования к выхлопы моторов.

Загнанные в угол инженеры обеднили смесь так, что на выходе появилась мельчайшие несгоревшие частицы углерода, они же – нанопыль или, проще говоря, сажа. А чтобы не расписаться в собственной беспомощности, решили объявить, что сажу изрыгают только дизели! Потом появились баки с мочевиной, сажевые фильтры, процессы выжигания – а еще возникли дизельгейты. В итоге дизельный мотор оказался виноватым во всех грехах.

Любопытно отметить, что особого вреда от дизельной сажи… практически нет! А вот нанопыль от бензиновых моторов с прямым впрыском топлива очень опасна для легких – онкологи прекрасно это знают. Иными словами, бензиновые моторы оказались даже вреднее дизельных. Но задний ход никто не включает, а обвинение с дизелей так и не снято. В общем, справедливый итог раунда – все-таки ничья.

Момент истины

Ничья! С крошечным преимуществом дизеля. С приходом массового даунсайзинга «наддутые» бензиновые моторы получили широкую полку момента, почти не уступающую дизелям.

Еще о потребительских свойствах

Раунд в пользу бензиновых моторов. Высокое давление в дизелях – это шумы и вибрации. Более узкий диапазон частоты вращения коленвала требует многоступенчатую коробку и частое переключение передач – иначе ездить неудобно. Топливная аппаратура дизеля сложнее и дороже, чем у бензинового мотора. Дизель – штука дорогая.

Нелишне вспомнить, что в некоторые районы европейских городов въезд на дизелях запрещен: дескать, они портят экологию. Согласиться с такой логикой тяжело, но пока что запреты никто не снимал.

Коммерция

Раунд в пользу дизеля. Такси, коммерческие автомобильчики, тяжелые грузовики – нормальная среда обитания для дизелей. Пока партия зеленых не надумала все это запретить…

Будущее

Будущее, как известно, за электромобилями – пусть и на бумаге. А пока что автоконцерны заявляют о прекращении новых разработок ДВС. На что они рассчитывают, сказать тяжело.

Бензин или дизель: какой мотор выгоднее?

Двигатель

Рассматриваем заводские характеристики: мощность и момент двигателя, динамику, максимальную скорость. А для подсчетов затрат берем за основу паспортный расход топлива в смешанном цикле (цену бензина принимаем 38 руб./л, дизтоплива — 36 руб./л), а также стоимость технического обслуживания у официального дилера до пробега 90 000–100 000 км. Сравниваем несколько пар автомобилей одинаковых по комплектациям, но с бензиновыми или дизельными моторами, близкими по литражу и мощностным характеристикам. Окончательную разницу в расходах на 100 000 км выводим с учетом начальной стоимости автомобиля.

Конечно, полученные результаты достаточно приблизительны. Ведь расходы на автомобиль зависят от множества факторов: условий эксплуатации, стиля езды, наконец, просто везения. Однако общее представление о том, что мы получим, выбирая ту или иную модификацию, эти подсчеты дают. Итак, смотрите нашу фотоподборку…

Kia Sportage

Бензин 2 л, 150 л.с., 180 км/ч, 192 Нм при 4000 об/мин, 11,6 с до 100 км/ч, 8,3 л/100 км. Цена: 1 714 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 49 613 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 365 013 руб.

Дизель 2 л, 185 л.с., 201 км/ч, 400 Нм при 1750–2750 об/мин, 9,5 с до 100 км/ч, 6,3 л/100 км. Цена: 1 834 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 60 400 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 287 200 руб.

Kia Sorento

Бензин 2,4 л, 175 л.с., 190 км/ч, 225 Н.м при 3750 об/мин, 11,5 с до 100 км/ч, 8,8 л/100 км. Цена: 1 749 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 62 700 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 397 100 руб.

Дизель 2,2 л, 197 л.с., 190 км/ч, 436 Н.м при 1800–2500 об/мин, 9,9 с до 100 км/ч, 6,7 л/100 км. Цена: 1 879 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 63 693 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 304 893 руб.

Hyundai Tucson

Бензин 1,6 л, 177 л.с., 201 км/ч, 265 Н.м при 1500–4500 об/мин, 9,1 с до 100 км/ч, 7,7 л/100 км. Цена: 1 640 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 106 023 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 353 300 руб.

Дизель 2 л, 185 л.с., 201 км/ч, 400 Н.м при 1750–2750 об/мин, 9,5 с до 100 км/ч, 6,5 л/100 км. Цена: 1 765 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км): 117 114 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 297 693 руб.

Renault Duster

Бензин 1,6 л, 114 л.с., 166 км/ч, 156 Н.м при 4000 об/мин, 12,5 с до 100 км/ч, 7,6 л/100 км. Цена: 819 990 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 85 860 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 374 660 руб.

Дизель 1,5 л, 109 л.с., 167 км/ч, 240 Н.м при 1750 об/мин, 13,2 с до 100 км/ч, 5,3 л/100 км. Цена: 905 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 10 000 км) — 103 500 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 294 300 руб.

Nissan Qashqai

Бензин 2 л, 144 л.с., 200 Н.м при 4400 об/мин, 10,1 с до 100 км/ч, 6,9 л/100 км. Цена: 1 399 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 57 659 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 319 859 руб.

Дизель 1,6 л, 130 л.с., 320 Н.м при 1750 об/мин, 11.1 с до 100 км/ч, 4,9 л/100 км. Цена: 1 429 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 20 000 км) — 53 310 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 229 710 руб.

Citroen C4

Бензин 1,6 л, 115 л.с., 188 км/ч, 150 Н.м при 4000 об/мин, 6,6 л/100 км. Цена: 899 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 10 000 км) — 170 890 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 421 690 руб.

Дизель 1,6 л, 115 л.с., 187 км/ч, 270 Н.м при 1750 об/мин, 4,8 л/100 км. Цена: 1 040 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 10 000 км) — 170 890 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 343 690 руб.

Nissan X-Trail

Бензин 2 л, 144 л.с., 180 км/ч, 200 Н.м при 4000 об/мин, 12,1 с до 100 км/ч, 7,5 л/100 км. Цена — 1 669 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 53 454 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) —338 454 руб.

Дизель 1,6 л, 130 л.с., 186 км/ч, 320 Н.м при 1750 об/мин, 11 с до 100 км/ч, 5,3 л/100 км. Цена: 1 699 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 20 000 км) — 55 254 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 246 054 руб.

Главный итог нехитрых подсчетов: сэкономить на дизельном автомобиле, как правило, не получится. Разве что при пробегах много больше, чем 100 000 км. Дизельная машина дороже бензиновой в среднем на 100 000 рублей, «отбить» которые практически невозможно. Есть, правда, приятное исключение: дизельные Ниссаны всего на 30 000 рублей дороже бензиновых. Поэтому при прочих равных их владельцы выиграют через 100 000 км чуть больше 60 000 рублей. Вопрос: сколько времени на это понадобится?

Получается, для подавляющего большинства моделей дизельный мотор — одни убытки? В этом смысле — да! Но посмотрите на характеристики автомобилей. Дизельные версии не проигрывают, а, как правило, выигрывают у бензиновых родственников в динамике, всегда заметно превосходят их в моменте. Это, кстати, неоднократно показывали и наши сравнительные тесты. Ездить на современном дизеле удобнее, да и просто приятней. Стоит ли это тех денег, которые просят за машину с двигателем на тяжелом топливе? Тем более что дизели особенно привередливы к его качеству. Ответ на этот вопрос, разумеется, очень индивидуален. Дешево и удобно, тем более — приятно — далеко не всегда одно и то же.