Электрический ручной тормоз как работает?

Электронный ручник. Как им пользоваться? Разберем плюсы и минусы

Многие бренды начинают устанавливать на свои машины, так называемые электронные «ручники» (или ручные тормозы), нужны для фиксирования автомобиля на месте. Наверное, все знают, что раньше они были в основном механические, на тросиках (потянул на себя рычаг и авто зафиксировался), но сейчас от этого отказываются в пользу более продвинутых решений. Так как же работают эти электронные варианты, как им пользоваться и какие у них есть плюсы и минусы? Давайте разбираться, а для ленивых — в конце вы можете посмотреть видео версию …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что это такое?
  • Как он работает?
  • Как пользоваться?
  • Плюсы и минусы электронного ручника
  • Мифы об электронном ручнике
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Прогресс и сюда дошел, больше никакого прикладывания грубой силы, просто нажал «кнопочку» и машина стоит как «вкопанная» — никуда не укатится. Причем отключение происходит автоматически, когда автомобиль начинает движение вперед. Давайте немного подробнее

Что это такое?

Электронный ручник – это ручной тормоз, который основан не на механических приводах (рычаг и тросик), а на электронной составляющей, простыми словами специальных двигателях, которые сдавливают задний тормозной диск и фиксируют автомобиль на месте.

Как он работает?

В принципе все просто. Зачастую его устанавливают на машинах, где сзади дисковые тормоза, а не барабанные.

ТО есть сзади есть почти такой же суппорт, как и на передней оси. НО есть небольшое отличие, сбоку прикрепляется специальный электрический двигатель, на который подается питание из бортовой сети автомобиля.

Система можно сказать гибридная, когда вы давите на педаль тормоза, работает гидравлическая система, именно она сжимает задние колодки. НО когда вы хотите зафиксировать авто на месте, тогда подключается электрический двигатель на суппорте, он также сдавливает колодки и держит их. Благодаря чему, задняя ось надежно фиксируется.

Двигатель имеет червячный механизм (ось с резьбой), многие называют болт. Он как бы выкручивается и с силой давит на колодку. Усилие действительно большое, может держать машину на больших горках, без каких либо проблем.

Как пользоваться?

В современных авто, особенно с автоматической трансмиссией, неважно это автомат — вариатор или даже робот. Электронные ручники практически обязательны, все потому что они работают с многими современными системами, например AUTO HOLD (автоматическое удержание в пробках и светофорах).

В итоге у нас образовывается как бы три состояния работы этого узла:

  • Совмещенное с системами безопасности.
  • AUTO HOLD. Нужен в основном для АКПП. Когда включается режим «D» – DRIVE, если отпустить педаль тормоза, машина ВСЕГДА будет «ползти» (на небольшой скорости вперед). Именно AUTO HOLD автоматически фиксирует машину на месте, когда вы сильно надавите на педаль тормоза (даже при включенном режиме «D»). Это помогает особенно в больших городах, в пробках, когда постоянно нажимать на педаль тормоза, мягко сказать утомительно. А дергать селектор на АКПП в нейтраль, не всегда правильно. Про этот режим у меня будет отдельная статья.
  • НУ и последнее и что говорится по назначению. Это ручной тормоз. Расскажу, как им пользоваться.

Когда вы подъехали на автомобиле к месту стоянки (трансмиссия может быть и механическая). Вы должны перевести селектор в положение «нейтраль» (N), можно и (P) паркинг (если у вас АКПП). Далее как написано во многих инструкциях, нужно зафиксировать машину, особенно если стоит на горке. Режим «ПАРКИНГ», на больших уклонах не работает (более 20 градусов), авто может покатиться. То есть ручник, должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Вместо того, чтобы поднять рычаг стояночного тормоза, вы просто нажимаете кнопку (ну или поднимаете как у меня на KIA OPTIMA). Сзади слышите звук работы электрических моторов и все ваше транспортное средство (ТС) зафиксировано (на приборной панели загорится индикатор «ручника»).

Вот так легко и просто, не нужно упираться и «качать руки», как в ситуации с механическим вариантом.

Далее, после того как вам нужно куда то поехать, вы просто садитесь в салон, запускаете мотор, включаете первую передачу или режим «D», электронный ручник автоматически отключится. ТО есть вы его по любому не забудете отключить. Как видите все очень просто, я бы даже сказал элементарно.

Плюсы и минусы электронного ручника

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

Как видите плюсов все же больше, да и как показывает практика, ходят они долго.

Мифы об электронном ручнике

Есть «парочка» устойчивых мифов, которые активно муссируются в сети:

  • Нельзя затормозить на электронном ручнике на скорости, типа он уже не работает при 60 км/ч
  • Машину нельзя зафиксировать на месте. Скажем, чтобы задняя ось стояла, а перед шел с «буксом» (нужна для всякого типа полицейских разворотов).

И то и другое не правда. НА моей KIA OPTIMA стоит электронный ручник, достаточно эффективный. Так вот на скорости он прекрасно тормозит. НО есть определенный алгоритм. Например — когда вы подъезжаете к месту парковки, то вам достаточно один раз поднять кнопку, машина зафиксируется. НО на скорости, это действительно не работает, то есть если вы один раз поднимете (нажмете) кнопку, на панели моргнет значок ручника, но ничего не произойдет!

Вам нужно принудительно держать кнопку, то есть подняли ее и держим (или нажимаем и держим), тогда машина начнет очень эффективно тормозить задней осью.

Та же ситуация и на месте, когда вы перевели селектор в «D», то ручник действительно отключится. НО если принудительно держать кнопку, тогда задняя ось останется зафиксированной, и вы сможете пустить переднюю ось в пробуксовку.

Сейчас полезное видео смотрим.

НА этом заканчиваю свои материалы, я думаю, они были вам интересны и познавательны. ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

(11 голосов, средний: 4,82 из 5)

Похожие новости

Через сколько (когда) менять тормозную жидкость. Нужно ли вообще.

Барабанные или дисковые тормоза. Что лучше? Основные отличия

Противоскрипные пластины для тормозных колодок. Для чего нужны и.

Добавить комментарий Отменить ответ

ТОП статей за месяц

Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…

Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла,…

Меня часто спрашивают о выхлопе автомобиля. Зачастую новичкам, да и водителем со стажем не нравится,…

Как работает электронный «ручник» транспортного средства?

Автопромышленность постоянно совершенствуется, модернизируя свои «творения» для более комфортабельного использования. В сегодняшнем описании мы расскажем о том, как комфортный и удобный для нас «ручник» стал электронным, и тросс заменил провода.

Постараемся максимально раскрыть для вас тему «что такое электронный стояночный тормоз. Плюсы и минусы его использования». Начнем мы с того, что опишем, как теперь выглядит стояночный тормоз на современных автомобилях и где он располагается.

Огромным плюсом стало то, что громоздкая ручка, которая располагалась между передними сиденьями, превратилась в маленькую кнопку, обозначенную латинской буквой «Р», обведенной в кружок. Благодаря этому, освободилось много места на центральной консоли. Хотя чаще всего эта кнопка занимает место прежнего «ручника», в различных моделях она может находиться в любом месте салона. Например, под панелью приборов. При нажатии на эту кнопку, мы увидим, что на панели приборов загорается значок, обозначающий ручник.

Как работает электронный стояночный тормоз
Начнем сразу с плюсов:

Маленькие электромоторы, расположенные на тормозных суппортах задних колес заменили кабельно-тросовый механизм, находящийся под днищем автомобиля.

Система управления объединяет оптимизированные входные датчики, а также блок управления, включаяя механизмы.

К входным оптимизированным датчикам относятся: кнопочка включения тормоза, также датчик крена и датчик педали сцепления. Где находится кнопка включения, мы уже сказали. Датчик педали сцепления находится на месте привода сцепления и скрепляет 2-а параметра: положение и скорость отпускания сцепляющей педальки.

Читайте также  Керамические тормоза плюсы и минусы

Теперь не нужно прикладывать усилия при затягивании ручника, а достаточно нажать кнопки и включается электродвигатель, который с помощью редуктора блокирует работу задних колес.

Делать это можно как при включенном зажигании, так и нет. Скорость автомобиля в момент включения кнопки, не должна превышать 10 км/ч.
В транспортном средстве с автокоробкой передач отключить электронный ручник самостоятельно можно лишь тогда, когда машина заведена и нажата педаль акселератора. Если вы не поставите ногу на тормоз, он не снимется.

Очень часто электронный ручник дополнительно оснащен функцией AUTO HOLD. Кнопка с этой надписью, либо с буквой «А», бывает расположена рядом с кнопкой ручника. При ее нажатии, ручник будет включаться автоматически, при каждой остановке. Что позволяет затягивать ручник, когда машина на подъеме. В этом случае вы не покатитесь назад, в тот момент, когда будете перемещать ногу с тормоза на газ. Быть пристегнутым, при ее включении, также очень важно и обязательно. Эта функция, для транспорта с автоматкоробкой передач может быть очень полезна, в том случае, когда вы, например, стоя на скорости, по какой-либо причине, отпустили педаль тормоза, транспортное средство не двинется с места и вы не стукните стоящий впереди автомобиль. Это значительно облегчает движение в пробках.

В транспортном средстве, с мехкоробкой передач, электронный ручник отключится автоматом, когда вы включаете первую передачу и начинаете свое движение.

В том случае, если вдруг, по причине неисправности, во время движения у вас отказали тормоза, и ваш автомобиль оснащен электронным стояночным тормозом, для того, чтобы прибегнуть к торможению, нужно нажать на кнопку ручника и держать. Автомобиль начнет плавно тормозить, а после того как остановится, колеса сразу заблокируются.

Еще 1 преимущество — это то, что при не частом использовании, электронная система, через каждые 1000 километров, самостоятельно отслеживает, зазоры и корректирует работу ручника. Поговорим о минусах : Автопромышленность постоянно совершенствуется, модернизируя свои «творения» для более комфортабельного использования. В сегодняшнем описании мы расскажем о том, как комфортный и удобный для нас «ручник» стал электронным, и тросс заменил провода.

Постараемся максимально раскрыть для вас тему «что такое электронный стояночный тормоз. Плюсы и минусы его использования». Начнем мы с того, что опишем, как теперь выглядит стояночный тормоз на современных автомобилях и где он располагается.

Огромным плюсом стало то, что громоздкая ручка, которая располагалась между передними сиденьями, превратилась в маленькую кнопку, обозначенную латинской буквой «Р», обведенной в кружок. Благодаря этому, освободилось много места на центральной консоли. Хотя чаще всего эта кнопка занимает место прежнего «ручника», в различных моделях она может находиться в любом месте салона. Например, под панелью приборов. При нажатии на эту кнопку, мы увидим, что на панели приборов загорается значок, обозначающий ручник.

Как работает электронный стояночный тормоз
Начнем сразу с плюсов:

Маленькие электромоторы, расположенные на тормозных суппортах задних колес заменили кабельно-тросовый механизм, находящийся под днищем автомобиля.

Система управления объединяет оптимизированные входные датчики, а также блок управления, включаяя механизмы.

К входным оптимизированным датчикам относятся: кнопочка включения тормоза, также датчик крена и датчик педали сцепления. Где находится кнопка включения, мы уже сказали. Датчик педали сцепления находится на месте привода сцепления и скрепляет 2-а параметра: положение и скорость отпускания сцепляющей педальки.

Теперь не нужно прикладывать усилия при затягивании ручника, а достаточно нажать кнопки и включается электродвигатель, который с помощью редуктора блокирует работу задних колес.

Делать это можно как при включенном зажигании, так и нет. Скорость автомобиля в момент включения кнопки, не должна превышать 10 км/ч.
В транспортном средстве с автокоробкой передач отключить электронный ручник самостоятельно можно лишь тогда, когда машина заведена и нажата педаль акселератора. Если вы не поставите ногу на тормоз, он не снимется.

Очень часто электронный ручник дополнительно оснащен функцией AUTO HOLD. Кнопка с этой надписью, либо с буквой «А», бывает расположена рядом с кнопкой ручника. При ее нажатии, ручник будет включаться автоматически, при каждой остановке. Что позволяет затягивать ручник, когда машина на подъеме. В этом случае вы не покатитесь назад, в тот момент, когда будете перемещать ногу с тормоза на газ. Быть пристегнутым, при ее включении, также очень важно и обязательно. Эта функция, для транспорта с автоматкоробкой передач может быть очень полезна, в том случае, когда вы, например, стоя на скорости, по какой-либо причине, отпустили педаль тормоза, транспортное средство не двинется с места и вы не стукните стоящий впереди автомобиль. Это значительно облегчает движение в пробках.

В транспортном средстве, с мехкоробкой передач, электронный ручник отключится автоматом, когда вы включаете первую передачу и начинаете свое движение.

В том случае, если вдруг, по причине неисправности, во время движения у вас отказали тормоза, и ваш автомобиль оснащен электронным стояночным тормозом, для того, чтобы прибегнуть к торможению, нужно нажать на кнопку ручника и держать. Автомобиль начнет плавно тормозить, а после того как остановится, колеса сразу заблокируются.

Еще 1 преимущество — это то, что при не частом использовании, электронная система, через каждые 1000 километров, самостоятельно отслеживает, зазоры и корректирует работу ручника.
электронный «ручник»
электронный «ручник»
Поговорим о минусах:

Со временем, при длительной эксплуатации транспортного средства, периодически выходит из строя кнопки ручника, которые соответственно впоследствии нужно заменить.

Еще смогут выйти из строя моторчики, которые затягивают колодки.

То есть, если у обычного ручника ломаться практически нечему, кроме тросса, то в электронном, по причине большого количества деталей в устройстве, ломаться есть чему.

Были случаи и поломки электронной системы управления, отвечающего за работу всего механизма ручника.

Но если честно, учитывая, что любая деталь в абсолютно любом автомобиле, с течением времени, сможет прийти в негодность, то те, не большие минусы, которые мы описали выше, не идут ни в какое сравнение с тем комфортом, который обеспечивает нам эта маленькая кнопочка, повышая удовольствие от управления автомобилем.
Если в вашем автомобиле сел аккумулятор, и при этом был включен электроручник, вы никак не сможете его отключить. Электричества нет, ручник работать не будет. Соответственно, на то, что вас отбуксирует другой автомобиль, можно не рассчитывать.
Но, выбирать только вам. А мы желаем ровных трасс!

Как работает электрический стояночный тормоз (EPB)

Дата публикации: 25 октября 2018 .
Категория: Автотехника.

Независимо от марки и года производства автомобиля в нем всегда будет неизменным одно – наличие стояночного тормоза. Этот нехитрый элемент позволяет блокировать задние колеса машины и предотвращает ее движение в случае, если мотор выключен.

Но, как известно прогресс не стоит на месте и механическая громоздкая ручка, занимающая относительно много места между передними сиденьями, перестала устраивать производителей. Так в 00-х годах появилась электронная система EPB (Electromechanical Parking Brake, но, также ее часто называют FBS), которая пришлась по вкусу автовладельцам.

Как работает электроручник

Данная система состоит прежде всего из тормозного механизма. Он включает в себя штатные тормоза с небольшой модернизацией конструкции цилиндров. Так как в работе задействуется электроника, то логично, что будет не обойтись без входных датчиков. К ним относится кнопка, включающая систему. Она может быть установлена как рядом с рычагом ККП, так и на основной консоли (все зависит от марки и года выпуска авто). Также в системе присутствует датчик уклона (чаще всего монтируется в ЭБУ) и датчик сцепления (установлен на приводе сцепления и передает данные о скорости отпускания и точного расположения педали сцепления).

ЭБУ получает необходимую информацию от датчиков и преобразует ее в сигнал, который отправляется исполнительным механизмам. В дело вступает тормозной привод (активирует колодки), который состоит из:

  • Электродвигателя. Он передает вращательный импульс.
  • Ременной передачи (получает импульс вращения и передает его на редуктор).
  • Планетарного редуктора (позволяет снизить массу привода и частично подавляет шум). Этот элемент перемещает винтовой привод.
  • Винтового привода. Благодаря ему осуществляются поступательные движения тормозных элементов.
Читайте также  Проверка тормозной жидкости мультиметром

Полезно! Электроручник объединен с системой управления авто и блоком, отвечающим за курсовую устойчивость (ESP).

Благодаря такой системе автовладельцу не нужно каждый раз тянуть на себя или отщелкивать громоздкий рычаг стояночного тормоза (о чем иногда многие забывают). Поэтому EPB значительно упрощает жизнь автомобилистов.

Включение и выключение

Работает такой механизм циклически:

  • Включается. Активация устройства осуществляется за счет нажатия кнопки, которая активирует электродвигатель. Тормозной диск жестко стопорится.
  • Выключается. Деактивация устройства происходит автоматически, как только транспортное средство трогается с места. При этом блок управления, благодаря датчикам анализирует уклон авто, в какой позиции находится педаль газа и как быстро отпускается сцепление. В большинстве моделей стояночный тормоз не отключается, пока автовладелец не пристегнет ремень безопасности.

Полезно! Если машина долго находится без какого-либо движения или автовладелец оставил двигатель заведенным, открыл дверь или отстегнул ремень безопасности, то происходит автоматическое включение EPB.

Также во многих автомобилях, оснащенные EPB присутствует кнопка Auto Hold. Она отвечает за то, чтобы задние колеса авто фиксировались при временных остановках. Особенно такая «фишка» придется по вкусу тем, кто часто ездит на АКПП по городским пробкам. Благодаря этому режиму не придется постоянно удерживать педаль газа после каждой кратковременной остановки транспортного средства. С этой точки зрения электромеханический стояночный тормоз действительно можно считать более современным механизмом.

Преимущества и недостатки EPB

Если сравнивать более современную систему с привычными механическими ручниками, то у электромеханического агрегата будут как довольно весомые плюсы, так и минусы. Например,:

  • В салоне EPB не занимает много места, так как система оснащена удобной кнопкой, а не рычагом, который постоянно заедает и «не хочет» вставать в нужное положение. Но, в отличие от более современной конструкции механический ручник позволяет контролировать с каким усилием будет совершаться торможение.
  • Хоть EPB и не нужно регулировать в процессе использования (каждую 1 000 км электроника проводит самостоятельную диагностику и подтягивает ручник при необходимости), он становится совершенно бесполезным элементом, когда АКБ автомобиля полностью разряжена (причем при долгой стоянке сам ручник первый будет разряжать аккумулятор). Поэтому снять с ручника не получится.
  • В отличие от старой системы электромеханический ручник не позволяет машине откатываться на подъеме.
  • EPB способен самостоятельно включаться, он обладает большим функционалом, но, и стоит значительно дороже.
  • В электромеханическом ручнике отсутствуют тросики, которые имеют свойство рваться в самый ненужный момент или примерзать при отрицательных температурах.

Многие сомневаются, что в критической ситуации электромеханика сработает лучше. Допустим, водитель ТС внезапно потерял сознание во время движения. Если между сиденьями расположен привычный рычаг, то пассажир, находящийся рядом, может сообразить быстро его дернуть. Догадаться о кнопке, которая установлена где-то на консоли будет намного сложнее. Кроме этого EPB тормозит более плавно, поэтому в случае экстренного торможения от него будет меньше толку. То же самое касается и любителей «подрифтовать». Им придется забыть о красивых вхождениях в резкие повороты, так как электромеханика просто не допустит таких виражей.

Очень редко (но, все же такое происходит) электроника выходит из строя и элементарно не дает разблокировать тормоза. Некоторые жалуются, что такое частенько происходит при высоких морозах. В такой ситуации остается только вызывать эвакуатор.

Есть у такой «умной» системы и еще один, хоть и незначительный, минус – меры предосторожности в процессе использования и обслуживания.

О чем нужно помнить

Хоть EPB может самостоятельно себя регулировать, периодические проверки проходить придется. При этом авто устанавливается на стенд и с помощью специального диагностического оборудования механик проверяет исправность работы системы.

Если пришла пора менять тормозные колодки, то действовать нужно очень осторожно. При любых технических работах электромеханическая часть должна пребывать в сервисном режиме. Если упустить этот момент, то есть большой риск того, что электроручник самостоятельно активируется в процессе работ и повредит ТС или самого мастера.

В заключении

В целом можно сказать, что ручник такого типа является умной и более удобной системой. Автовладельцу не нужно в истерике дергать заедающую ручку и постоянно держать в голове, что ее нужно отщелкнуть перед началом движения. Однако, многие полагают, что нет ничего надежнее старой доброй механики, которая не начнет «глючить» и не заблокирует авто в случае разряженного аккумулятора.

Как работает электрический «ручник» в автомобиле

Изысканная кнопка все чаще заменяет собой старомодный рычаг стояночного тормоза. У электрического «ручника» столько преимуществ, что для использования всех их бывает нужен курс ликбеза. Который мы для вас и подготовили.

Стояночный тормоз всегда был независимой системой, которая помимо фиксации машины на парковке служит для аварийного торможения в случае отказа основной (рабочей) системы. Поэтому при «электрификации» так называемого «ручника» изменился только его привод, но не техническая сущность. Хотя вместе с электроприводом конструкторы добавили ему несколько вспомогательных функций.

Есть модели авто, в которых электрический стояночный тормоз не имеет альтернативы, а у некоторых машин это опция.

Итак, электрический (также его называют электронным) стояночный тормоз может:

Надо понимать, что наделяя “ручник” дополнительными возможностями, конструкторы заботились о повышении безопасности, поэтому этот функционал привязан к целому перечню условий. Подробнее об этом надо читать в заводском мануале к вашей модели, но чаще всего все выглядит, как мы пишем ниже.

Электрический стояночный тормоз есть двух типов: либо это колодки с электроприводом возле каждого колеса (первые две фото), либо обычный тросовый механизм с моторчиком вместо рычага в салоне

Так, становится машина на “ручник” (хоть принудительно водителем, хоть автоматически) при любых условиях, независимо от других органов управления. А снять ее со стояночного тормоза обычно можно только при нажатой педали тормоза и включенном зажигании. В большинстве моделей также условие автоматического снятия с “ручника” – закрытые двери и застегнутые ремни безопасности, и конечно, нажатая педаль акселератора. И наоборот: если водитель заглушил мотор, отстегнулся или открыл дверь, стояночный тормоз самостоятельно заблокирует задние колеса, понимая ситуацию так, что никто никуда не едет.

Бережет электротормоз свой экипаж и от откровенных ошибок. Например, при включенной задней передаче у некоторых автомобилей автоматическое снятие с “ручника” не срабатывает, как бы водитель не “давил на газ». Конструкторы считают, что поскольку движение назад опасное, водитель должен выключать стояночный тормоз принудительно, нажав на кнопку. Также ничего плохого не произойдет, если при работающем двигателе оставить включенным режим Drive в АКП и выйти из салона – активированный электроручник сам удержит машину, хотя без него машина с автоматом могла бы начать медленное движение.

Режим Hold

Наконец, очень облегчает пользование машиной функция автоматического удержания машины на спуске – Auto Hold, или Brake Hold. Обычно ее можно подключать и отключать или отдельной кнопкой, или в настройках через меню.

Функция Auto Hold удобна в первую очередь на машинах с автоматической трансмиссией, которые могут понемногу ползти в режиме D при отпущенном акселераторе

Работает “автохолд” таким образом.

  • При старте в гору или под гору. Датчик наклона кузова подсказывает электронному блоку управления “ручником”, что отпускать колодки надо позже, чем обычно – точнее, когда ведущие колеса получают значительный крутящий момент для движения вперед. Эта функция работает и на машинах с АКП, и с вариатором, и с механической трансмиссией.
  • В пробках и тянучках. Активированное «автоматическое удержание» (именно так переводится Auto Hold) оставляет колодки зажатыми, если водитель отпустил акселератор и тормозную педаль в ожидании продолжения движения. Разблокируются тормоза только при нажатии акселератора. Это очень полезная для безопасности движения вещь, особенно на машинах с АКП, потому что в таких условиях человек часто отвлекается, теряет бдительность, и автомобиль может поползти вперед (или откатиться назад на подъеме) и удариться в бампер соседа. В различных конструкциях алгоритм реализации автоудержания может быть разным, но для водителя это не существенно, разве что «зазор», на который машина успевает откатиться, будет разным.
Читайте также  Принцип работы дисковых тормозов автомобиля

“Ручник” на скорости

Наконец ответим на детский вопрос, к которому время от времени возвращаются интернет-таблоиды: что же будет, если затянуть электроручник на полной скорости. Ничего страшного не произойдет, исправный автомобиль просто плавно остановится. В большинстве моделей при таких действиях водителя электроника активирует сначала рабочую тормозную систему, которая после замедления машины до 3 – 10 км/ч передаст эстафету собственно стояночной системе. В конце концов электропривод прижмет колодки «ручника» к дискам и они окончательно зафиксируют авто на месте. Системы безопасности ABS и ESP проследят, чтобы машину во время торможения не развернуло.

Электрический “ручник” позволяет эффективно тормозить во время движения; подробности об этом стоит узнать из заводского мануала

Отметим, однако, что для торможения электроручником на скорости мало однократно нажать (потянуть) клавишу – обычно ее нужно давить или тянуть до полной остановки. Собственно, советуем прочитать обо всех тонкостях пользования стояночным тормозом в заводской инструкции вашего автомобиля, поскольку все нюансы в этой статье мы охватить просто не смогли.

Рекомендация Авто24

Очень хорошо, что конструкторы наделили стояночный тормоз определенным интеллектом, он самостоятельно затормаживает машину и распускает колодки в момент трогания. Но, помня про сложность системы, мы бы советовали каждый раз, покидая машину, убедиться, что индикатор активации «ручника» засветился.

Электрический стояночный тормоз — уже не ручной

включение стояночного тормоза (кнопка с восклицательным знаком), функция Auto Hold (кнопка с буквой А).

Преимущества электромеханического стояночного тормоза перед обычным очевидны. Вместо громоздкого рычага между передними сиденьями компактная кнопка. Не надо тащить через все днище тросики и тяги — достаточно подключить к общей электрической шине управляющий блок да снабдить тормозные механизмы на задних колесах электромоторами. Иными словами, такая конструкция упрощает компоновку и сборку, сокращает время и затраты при производстве.

Кроме того, при эксплуатации отпадает необходимость в регулировках — электроника отслеживает зазор между колодками и диском всякий раз, когда срабатывал стояночный тормоз. А если им пользуются редко (например, на автомобилях с автоматами), то система подтягивает ручник через каждые 1000 км.

Алгоритм работы на большинстве автомобилей схож. Водитель нажимает на клавишу, с которой сигнал поступает в блок управления стояночным тормозом.

Колесный механизм стояночного тормоза:

Колесный механизм стояночного тормоза

3 — приводной ремень;

4 — редуктор с качающейся шайбой.

Электромотор через зубчато-ременную передачу связан с редуктором, понижающим в десятки раз скорость вращения выходного вала и позволяющим развить необходимое для работы тормозных механизмов усилие.

Если автомобиль стоит на месте или движется медленнее 7–10 км/ч, включаются электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы. На более высокой скорости блок ABS включает гидронасос — давление в тормозных контурах повышается. Автомобиль замедляется, а потом встает на ручник.

Редуктор с качающейся шестерней:

Редуктор с качающейся шестерней

2 — выходной вал;

3 — ступица зубчатого шкива;

4 — зубчатый шкив;

5 — находящиеся в зацеплении зубья качающейся и ведомой шестерен.

Одна из главных деталей редуктора — качающаяся шестерня. Она установлена на ступице ведущего шкива под углом и потому качается при вращении. От поворота относительно корпуса редуктора ее удерживают два поводка, скользящих по внутренним стенкам корпуса редуктора. При движении только пара зубьев качающейся шестерни постоянно находится в зацеплении с зубьями ведомой шестерни. Причем у качающейся шестерни на зуб больше, чем у ведомой, поэтому полного зацепления нет. Лишь один зуб качающейся шестерни боковой поверхностью давит на ответную часть ведомой, поворачивая последнюю на небольшой угол. В результате за полный оборот зубчатого шкива ведомая шестерня смещается всего на зуб.

«Затянуть» электромеханический стояночный тормоз водитель может даже при заглушенном двигателе, а вот отпустить — только включив зажигание и нажав педаль тормоза.

Если мотор работает, водитель закрыл дверь и пристегнулся, то ручник отключится автоматически при нажатии на акселератор. При этом датчик продольного крена кузова распознает, стоит ли автомобиль на подъеме, учтет положение педалей сцепления и акселератора и придержит тормоза, чтобы автомобиль не скатился назад.

Поршень с винтовой парой:

Поршень с винтовой парой

2 — нажимная гайка;

Винтовая пара преобразует вращение ведомой шестерни в поступательное движение штока. Тот давит на тормозной поршень, подводя колодки к диску. Усилие контролирует блок управления стояночного тормоза по величине потребляемого тока. Как только значение достигнет необходимой величины, электродвигатель отключится. При снятии с ручника мотор вращается в обратную сторону, шток отходит назад, а поршень сдвигается из-за упругости уплотнительной манжеты.

Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна — включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми — давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу.

На ручник машина встанет и раньше — если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.

Электрический стояночный тормоз: Уже не ручной

Электрика повсеместно вытесняет механику. Даже трос стояночного тормоза заменили провода. Краткую лекцию о том, как устроен и как работает ручник нового поколения, читает Геннадий Емелькин.

Преимущества электромеханического стояночного тормоза перед обычным очевидны. Вместо громоздкого рычага между передними сиденьями компактная кнопка. Не надо тащить через все днище тросики и тяги — достаточно подключить к общей электрической шине управляющий блок да снабдить тормозные механизмы на задних колесах электромоторами. Иными словами, такая конструкция упрощает компоновку и сборку, сокращает время и затраты при производстве. Кроме того, при эксплуатации отпадает необходимость в регулировках — электроника отслеживает зазор между колодками и диском всякий раз, когда срабатывал стояночный тормоз. А если им пользуются редко (например, на автомобилях с автоматами), то система подтягивает ручник через каждые 1000 км.

Алгоритм работы на большинстве автомобилей схож. Водитель нажимает на клавишу, с которой сигнал поступает в блок управления стояночным тормозом. Если автомобиль стоит на месте или движется медленнее 7–10 км/ч, включаются электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы. На более высокой скорости блок ABS включает гидронасос — давление в тормозных контурах повышается. Автомобиль замедляется, а потом встает на ручник.

«Затянуть» электромеханический стояночный тормоз водитель может даже при заглушенном двигателе, а вот отпустить — только включив зажигание и нажав педаль тормоза. Если мотор работает, водитель закрыл дверь и пристегнулся, то ручник отключится автоматически при нажатии на акселератор. При этом датчик продольного крена кузова распознает, стоит ли автомобиль на подъеме, учтет положение педалей сцепления и акселератора и придержит тормоза, чтобы автомобиль не скатился назад.

Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна — включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми — давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу. На ручник машина встанет и раньше — если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.