ГОСТ диски колесные автомобильные

ГОСТ 10409-74* Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования

ГОСТ 10409-74
(ИСО 4107-95)

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ
С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202

Изменение № 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Казахстан , г

Госстандарт Республики Казахстан

Главная государственная инспекция Туркменистана

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ 4932-84

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79

5. ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

7. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями № 1,2, 3,4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89, 2-2000)

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

Основные размеры.

Общие технические требования

Automotive wheels with sectional rims.
Basic dimensions. General technical requirements

ГОСТ 10409-74

Дата введения 01.07.75

Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.

Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС

1.1. Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1, 2:

Размеры в миллиметрах

Номинальная
ширина обода,
дюймы

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять .

Размеры в миллиметрах

Условное обозначение номинального
диаметра обода

Длина окружности πD 1
±1,2

(Измененная редакция, Изм. № 1 — 5).

1.2. Размер обода по ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать указанному на черт. 2.

* Уменьшение размера по согласованию
с шинной промышленностью.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.3. Условное обозначение ободьев — по отраслевой нормативно-технической документации (НТД).

(Измененная редакция, Изм. № 4).

1.4. Расположение и размеры вентильного отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт. 3.

1 — бортовая часть основания обода; 2 — торец замочной части основания обода

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние между осями сдвоенных колес b 2 должно соответствовать указанному на черт. 4 и в табл. 3. При креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен b 2 /2.

Для колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска.

Номинальная ширина обода, дюймы

Условное обозначение монтируемых шин

240-508*, 240-508Р*, 240-381

260-508, 260-381, 260-508Р

260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р

280 508, 280 508Р

320-508, 300-508Р, 320-508Р*

30 Q -508 P , 320-508*

* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью .

(Измененная редакция, Изм. № 1-5).

1.6. (Исключен, Изм. № 4).

1.7. (Исключен, Изм. № 3).

1.8. (Исключен, Изм. № 4).

1.9. (Исключен, Изм. № 2).

1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт. 10 и табл. 5.

А/2 — размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е — размер от центра основания обода до торца замочной части; С — размер для построения посадочного конуса

* Черт. 5-7. (Исключены, Изм. № 4). Черт. 8, 9. (Исключены, Изм. № 2).

Размеры в миллиметрах

Условное обозначение обода

Внутренний диаметр бурта замочной части
D 7

Внутренний диаметр посадочной поверхности D 8 , не
менее

(Измененная редакция, Изм. № 1-3, 5).

1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. 14 и в табл. 6а.

* Черт. 11-13. (Исключены, Изм. № 4).

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр расположения осей крепежных отверстий

Диаметр крепежного отверстия D 13 +1,0

Диаметр центрального отверстия D 14 +0,2

Диаметр привалочной плоскости диска D 15 , не менее

Внутренний посадочный диаметр ступицы
D 16 — 0,2

Наружный посадочный диаметр ступицы
Dl 7 -5,0

Число крепежных отверстий

7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 10,0

Примечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра D 14 плюс 0,6 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 2-5).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.

2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.

2.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл. 7.

Условное обозначение обода

Допускаемое биение, мм

От 5,0-15 до 6,5-20 включ.

От 7,0-15 до 7,0-20 включ.

От 7,5-15 до 8,5-20 включ.

От 9,0-20 до 10,0-24 включ.

Примечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2-4).

2.6. Окраска колес — по ГОСТ 7593 .

2.7. Ресурс колес — не менее ресурса транспортного средства.

2.6, 2.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

3а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3а.1. (Исключен, Изм. № 3).

3а.2. Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на черт. 15 и в табл. 8.

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода,
дюймы

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять .

Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами. На шаблоне должны быть указаны:

— условное обозначение профиля обода;

— размеры профиля обода А1, А2, В, G 1 и G2 по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт. 15).

Размеры A 1 и А2 контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4).

3а.3. Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному кольцу диаметром D 1 в соответствии с черт. 1 и табл. 2.

Допускается применять плоскую рулетку.

3а.4. Проверку на соответствие требованиям пп. 1.2., 1.4., 1.5., 1.10. и 1.11. проводят универсальными средствами измерений.

3а.3, 3а.4. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

3а.5. Проверку на соответствие требованиям п. 2.5. следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. 16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.

Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:

Читайте также  Принцип работы турбокомпрессора дизельного двигателя

— наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

— условное обозначение обода;

— год и месяц выпуска.

3.2. (Исключен, Изм. № 1).

3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.

3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес — по ГОСТ 9.014 . (Измененная редакция, Изм. № 1).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес — 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС,
ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ

1. 1. Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

2. 2. Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.

Центровка сдвоенных колес Центровка одинарных колес

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода,

Диаметр расположения осей крепежных отверстий D 3

Диаметр центральных отверстий дисков D 4 +0,8

Внутренний посадочный диаметр ступицы D 5 не более

Наружный посадочный диаметр ступицы D 6 , не более

Диск колесный

Колесный диск — это центральная металлическая часть колеса, на которую устанавливается покрышка.

Подбор колесных дисков для автомобиля

Возможность установки диска на конкретный автомобиль определяется несколькими числовыми параметрами. Например, характеристика диска может иметь следующий вид:

7J R17 PCD5*112 ET45 d57,1

ширина колесного диска в дюймах.

диаметр диска в дюймах.

количество крепежных отверстий.

диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия в миллиметрах.

вылет колесного диска в миллиметрах.

диаметр центрального отверстия в миллиметрах.

Производители автомобилей обычно представляют рекомендуемые параметры колесных дисков. Подвеска автомобиля проектируется под диски с определенными параметрами. Поэтому если Вы хотите избежать возможных проблем в будущем, воспользуйтесь рекомендуемыми параметрами.

На практике при покупке колесных дисков может возникнуть следующая проблема. Диски у официальных дилеров стоят очень дорого, по сравнению с похожими дисками в специализированных магазинах, продающих шины и диски. Диски у дилеров строго соответствуют рекомендованным параметрам, а диски в автомагазинах могут отличаться одним или несколькими параметрами. Что делать?

1. Можно купить диски у дилера.

2. Можно найти диски в автомагазинах, которые строго соответствуют требуемым параметрам. На практике даже в крупных городах могут возникнуть проблемы с поиском дисков, соответствующих всем параметрам. Тем не менее всегда остается возможность обратиться в один из интернет-магазинов, где проблем с выбором дисков не наблюдается.

3. Можно купить диски, отличающиеся одним или нескольким параметром.

Например, можно купить диски большего или меньшего диаметра. Можно купить диски, имеющие больший размер центрального отверстия, другой вылет или большую ширину. Единственный параметр, который изменить не удастся — PCD (т.к. посадочные отверстия диска должны строго соответствовать посадочным отверстиям на автомобиле).

Использование дисков с параметрами, отличающимися от рекомендованных, может привести к дополнительным неисправностям автомобиля. Кроме того, это может вызвать проблемы с гарантийным обслуживанием.

Вернемся к колесным дискам. В среднем диски меньшего размера стоят дешевле, чем диски большего размера. Например, на практике может оказаться дешевле купить зимнюю резину и дополнительный комплект дисков диаметром 16 дюймов, чем комплект зимней резины 17 дюймов без дисков.

Штампованные диски

Пожалуй, самым распространенным видом колесных дисков являются штампованные стальные диски. Их популярность во многом обусловлена их низкой стоимостью.

Весомый вклад в распространение штампованных колесных дисков вносит и тот факт, что многие новые автомобили продаются именно на таких дисках. Ну а владельцы не спешат тратить деньги на новые диски, а используют имеющиеся в течение всего срока использования автомобиля.

Преимуществом штампованных колесных дисков является их неплохая реакция на попадание колеса в яму. Штампованные диски в этом случае обычно не раскалываются, а гнутся. После этого поврежденный диск можно восстановить, и он может прослужить еще достаточно долго.

Недостатком штампованных колесных дисков является их вес, который превышает вес литых и кованых дисков. Также к недостаткам штампованных дисков относится их внешний вид. Все штампованные дики одинаковые и почему-то не пользуются любовью у многих автовладельцев.

Проблема внешнего вида штампованных дисков решается путем установки колесных колпаков, закрывающих диск и придающих ему индивидуальный вид.

Литые диски

Еще один популярный вид колесных дисков — литые диски.

В отличие от штампованных дисков, которые изготовлены из стали, литые диски изготавливаются из алюминиевого или магниевого сплава. В связи с этим литые диски обладают меньшим весом, что и является их весомым преимуществом. Также литые диски имеют большую теплопроводность и это способствует лучшему отводу тепла от тормозных механизмов.

Технология изготовления литых дисков позволяет придавать им практически любые формы. Поэтому на практике литые диски выглядят привлекательнее штампованных аналогов.

Недостатком литых дисков является их относительно высокая цена. Второй недостаток литых дисков состоит в том, что при попадании колеса в большую яму колесный диск может расколоться. Восстановить расколотый диск невозможно, требуется его полная замена.

Тем не менее литые диски находят множество сторонников.

Кованые диски

Третий вид колесный дисков — кованые диски. Технология их изготовления отличается от дисков двух предыдущих типов.

Преимущества таких дисков проявляются в их высокой прочности. Кроме того кованые диски самые легкие, среди рассматриваемых сегодня.

Еще одно неоспоримое преимущество кованых дисков — в отличие от литых дисков они не раскалываются при попадании в яму. Из этого преимущества вытекает и один из недостатков кованых дисков. Поскольку кованые диски легко переносят попадание в яму, то почти вся энергия удара передается подвеске, что неблагоприятно сказывается на состоянии автомобиля.

Второй недостаток кованых дисков — дизайн таких дисков ограничен технологией их изготовления.

Стоят кованые диски примерно столько же, сколько и литые. Поэтому и у них есть и сторонники и противники.

  • При выборе колесных дисков нужно учитывать параметры, рекомендованные автопроизводителем.
  • Существуют 3 типа колесных дисков.
  • Штампованные диски самые дешевые и самые тяжелые. Их возможно отремонтировать.
  • Литые диски стоят дороже и имеют меньший вес. Они могут расколоться при попадании в яму.
  • Кованые диски имеют самый низкий вес и самую большую прочность. Их использование может навредить подвеске автомобиля.

Не нашли что искали? Вы можете оставить заявку, в форме обратной связи.

Читаем маркировку легкосплавных дисков за минуту (ИНФОГРАФИКА)

UGI2 UGIA Product Images

Автомобилю необходим движитель — устройство, которое обеспечивает контакт с дорогой и передает силы и моменты, приводящие машину в движение. Иначе говоря, четыре колеса, каждое из которых состоит из шины, обода, соединительного элемента (диска) и ступицы. Что зашифровано в маркировке колес? Чтобы прочесть «тайнопись», воспользуйтесь нашей подсказкой.

Код, по которому можно подобрать колесо для конкретного автомобиля, расшифровывается так:

4 Markirovka kolesa CP

  • 7,5 — посадочная ширина обода в дюймах; несоответствие штатным размерам приводит к ухудшению ездовых характеристик шины, допустимое отклонение — от 0,5 до 1,0 дюйма
  • J×16 — конструкция закраин обода (служебная информация);
  • J×16 — монтажный диаметр обода в дюймах
  • H2 — индекс конструкции хампов (служебная информация)
  • 5×114,3 — PCD, количество крепежных отверстий и диаметр (в мм) их расположения относительно оси вращения колеса (отклонения не допускаются)

А теперь — часто задаваемые вопросы о колесах и ответы на них.

В инструкции по эксплуатации, прилагаемой к некоторым колесам, указано, что для их чистки необходимо использовать только мягкие моющие средства. Относится ли к этой категории широко используемая на мойках активная пена?

Да, относится. Советуем выбирать автомобильные мойки, которые несут ответственность за качество оказываемых услуг. Как показывает практика, основные повреждения лакокрасочного покрытия дисков происходят из-за неправильного использования пистолета высокого давления (до 10 атм), который сбивает краску в местах сколов и повреждений диска. Смывать грязь «в упор» мы не рекомендуем. Есть много средств по уходу за дисками, защищающих поверхность от тех же царапин и сколов, — например, средство для защиты колесных дисков Wurth, минеральные ингредиенты которого легко удаляют пыль от тормозных колодок и грязь.

Читайте также  Система старт стоп на автомобиле что это?

Какие дополнительные меры можно принять для защиты хромированных дисков зимой, когда дороги залиты реагентами?

Хорошо бы иметь два комплекта колес — для лета и для зимы. Если же и зимой вы ездите на хромированных колесах, настоятельно рекомендуем обрабатывать их защитным составом — например, средством Silver Chrome (Turtle Wax), предназначенным для очистки и восстановления хромированных поверхностей. Оно удаляет потускнения, пятна ржавчины и окисления. А полироль Chrome Polish предназначен для очистки, обновления и защиты хромированных изделий от воздействия окружающей среды.

1 Markirovka kolesa CP —1

Установленные на автомобиле колеса подлежат замене по гарантии. Кто должен оплачивать шиномонтаж?

Шиномонтаж — это услуга, и она должна оплачиваться отдельно от основного товара. Но если компания борется за клиентов, такой сервис может быть и бесплатным.

Можно ли считать пластиковое центровочное кольцо («супинатор») надежным средством центровки колесного диска на ступице?

Да. Центральное кольцо, или «супинатор», необходимо только для того, чтобы отцентровать диск на ступице и правильно его прикрутить. После данной процедуры кольцо не несет на себе никакой нагрузки.

Vilet

Большинство шинных центров и интернет-магазинов торгуют исключительно китайскими колесами марок Replica, Nitro и др. Соответствуют ли они нормам безопасности?

Как правило, колеса, представленные в серьезных магазинах, проходят обязательную сертификацию и имеют допуск к эксплуатации. Не стесняйтесь, спрашивайте у торговцев сертификаты на их товар.

Где можно провести независимую экспертизу колес для предъявления претензии продавцу или производителю?

В следующих организациях: Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Научно-исследовательский центр «НИИШП». Зачастую производитель и продавец заинтересованы в проведении независимой экспертизы, поэтому для начала советуем обратиться непосредственно к ним.

Можно ли править кованые диски? Каким оборудованием должна располагать шиномонтажная мастерская, чтобы качественно восстановить геометрию кованого диска?

Править диски, как литые, так и кованые, нежелательно. При правке изменяется структура сплава, в результате страдают эксплуатационные качества — в частности, удароустойчивость. Помимо прочего нарушается лакокрасочное покрытие, то есть защита колеса от температурных воздействий и эрозии, — и оно утрачивает внешний лоск.

kolesa

У меня дорогой немецкий автомобиль. По цене оригинальных колес можно купить очень хорошую альтернативу известных брендов, но проблема в том, что крайне трудно найти диск со стопроцентным соответствием всех параметров оригинальным. Как правило, не совпадает вылет диска (ET). Какова максимально допустимая погрешность этого параметра?

Допустимой погрешностью можно считать ± 2 мм. Диск должен быть прописан в каталоге применяемости производителя (выдержка из ГОСТ Р 52390–2005 «Колесные диски. Технические требования и способы испытаний»). Если вылет обода отличается от вылета оригинального колеса больше, чем на допустимую величину, вам должны представить нормативные документы, подтверждающие соответствие всем требованиям безопасности при эксплуатации.

Кто в России изготавливает кованые диски? Остался только Slik?

Крупносерийное производство ведут компании Slik и AGForged. Кованые диски присутствуют в линейках многих американских, европейских и азиатских фирм.

Ответы на вопросы наших читателей мы искали совместно со специалистами компании «Новые колеса».

Колёсные диски

Автомобильное колесо за последние 100 лет претерпело немало изменений, от деревянных колёс до композитов и сверхпрочных сплавов.

Содержание

Крепление колеса

Крепление колеса производится посредством резьбовых соединений к колёсной ступице. Используются как правило многоточечные крепления (исключение составляют спорткары, и автомобили эксклюзивных моделей).

Маркировка типоразмерности колёс

Все колёса имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какое это колесо легкосплавное (литое) или стальное (штампованное). Например, 6,5J×16 PCD 5×114,3, Offset48 или ET48 DIA67,1.

6.5 — Монтажная ширина обода колеса в дюймах.

J — Профиль и количество «хампов» на ободе колеса (пример: JJ, C, CH, HJ и т. д.).

16 — Монтажный диаметр обода колеса в дюймах.

LZxPCD 5×114,3 — Количество крепёжных точек, в нашем случае 5× диаметр, на котором расположены центры отверстий, и в нашем случае он равен 114,3 мм.

ET48 (или Offset48) — Вылет привалочной плоскости колеса(плоскость которой прижимается колесо к ступице), относительно центра обода. Вылет бывает как плюсовой, так и минусовой (пример: ЕТ40 — легковой автомобиль, ЕТ-4 «Джип») измеряется в мм. В данном случае он равен 48 мм.

DIA67,1 — Диаметр центрального отверстия, которое отвечает за центровку всего колеса в сборе на ступице автомобиля. Измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр измеряется в мм. В нашем случае равен 67,1 мм.

Многие производители колёс делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца (адаптеры).

Типы колёс

Спицевое колесо

В настоящее время его носителями являются только велосипеды и некоторые мотоциклы. Достоинства спицевых колёс в их высокой энергоёмкости, к недостаткам можно отнести высокую трудоёмкость в производстве колёс и невысокую точность геометрии колеса. Также спицевые колёса можно встретить на выставочных автомобилях или ретро-карах.

Классическое стальное колесо

Является наиболее распространёнными и дешёвым типом колёс в мире, выполняется как правило из листовой стали, довольно прочно, зарекомендовало себя во всех видах транспорта.

Колёса из лёгких сплавов

Колёса из лёгких сплавов можно поделить на три категории (по технологии производства): литые, кованые и комбинированные (сборные).

Основные преимущества легкосплавных колёс перед стальными это:

  • геометрическая точность,
  • меньший вес (как правило),
  • улучшенное отведение тепла от тормозных систем,
  • разнообразие дизайна колёс.

Например — если стальное колесо типоразмерности 5Jx13 весит 5,5 кг, то легкосплавное литое — около 4,8-5 кг, а кованое — около 4,2-4,5 кг (взвешивание колёс ВАЗ-2199 произведено в испытательной лаборатории компании K&K в 1999 г.). Технически уменьшение веса колеса означает снижение массы неподрессоренных частей и сил инерции. Благодаря этому оно легче «отрабатывает» неровность поверхности дорожного полотна, что даёт более чёткую и меньшую нагрузку на подвеску автомобиля, что в свою очередь улучшает контакт автомобиля с дорогой и его управляемость. Снижение инерционности, соответственно, увеличивает ресурс самого транспортного средства, повышает тормозную и разгонную динамику и как следствие снижает расход топлива.

Литые колёса

Литые изготавливаются методом отливки в форму. Используются как правило алюминиевые, магниевые и очень редко титановые сплавы. После отливки в ряде случаев происходит термообработка отливок (для улучшения механических свойств колеса). Свой конечный вид колесо получает после механической обработки и покраски. По стоимости — это самый окупающийся вид производства легкосплавных колёс.

Кованые колёса

Кованые колёса изготавливаются методом очень энергоёмкой горячей штамповки. Поковка проходит обязательную термообработку(процесс старения и закалку). Конечный вид колесо получает после механической обработки и покраски. По стоимости это один из самых дорогих видов производства легкосплавных колёс (поковка может весить 25 кг — выход годного колеса 5 кг плюс большие энерго- и трудозатраты).

Комбинированные колёса

Тип колёс, который состоит как правило из двух и более частей. Каждая из которых может быть выполнена по разным технологиям (пример: спицы — алюминиевый сплав, литьё. Обод — титановый прокат, вальцовка.). Спицевое колесо тоже относится к данному типу.

Композитные колёса

В настоящее время композитные колёса стоят на некоторых велосипедах и спорткарах. Широкое распространение этого типа ограничено их высокой стоимостью.

О чём говорит маркировка на колёсных дисках: расшифровка обозначений, обзор параметров, советы по выбору

Колёса или диски, как их принято называть в обиходе, при всей своей внешней простоте — очень важный элемент, от которого зависит безопасность движения. Чтобы покупка новых дисков не превращалась для автолюбителей в «русскую рулетку», почти все мало-мальски значимые параметры автомобильных дисковых колёс жёстко регламентированы стандартами. И одно из важнейших требований «колёсных» стандартов во всём мире — это наличие и содержание маркировки. Чтобы разобраться в её нюансах, нужно знать правила расшифровки заводских обозначений.

Какая информация содержится в надписях на автомобильных дисках

Строго говоря, «диски», которые мы приобретаем в магазинах автозапчастей, на самом деле никакие не диски, а колёса. И маркировка «дисков» обычно наносится не на него, а на обод колеса.

ГОСТ Р 52390–2005 «Колёса дисковые» определяет колесо, как вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо состоит из двух основных частей: обода и центрального диска.

Внимательное изучение маркировки поможет вам не только убедиться, что эта конструкция прошла испытания и её использование будет безопасным, но и понять, а подойдёт ли колесо для установки именно на ваш автомобиль.

Читайте также  Хромирование дисков своими руками

Как расшифровать маркировку

Все диски, независимо от того, литые они или штампованные, имеют стандартную маркировку. Обозначение в любом случае должно содержать:

  • латинскую букву I или S, обозначающую, является ли колесо «идентичным» (I), то есть точно таким же, как колёса, которые устанавливались на серийные автомобили, или специальным (S), проходившим сертификацию без «привязки» к какому-либо автомобилю. Для элементов, которые были включены в состав сертифицированного автомобиля (оригинальных), маркировка буквой не наносится, но на них может быть указано обозначение завода-изготовителя автомобиля и номер по каталогу запчастей;
  • наименование изготовителя или торговую марку;
  • обозначение профиля обода колеса;
  • размер вылета обода в миллиметрах;
  • дату изготовления (как минимум месяц и год);
  • заводской номер (обозначение).

Что означают цифры на ободе

Маркировка обода состоит из следующих обозначений:

  • контур обода (форма бортовой закраины);
  • номинальный диаметр (обычно в дюймах);
  • номинальная ширина (тоже обычно в дюймах);
  • условный знак неразъёмного обода (на всех современных легковых автомобилях обод неразъёмный — знак «х»).

Маркировка колёсных дисков всех производителей подчиняется одинаковым правилам

Расшифровка обозначений на колёсах легкового авто

Например, на диске автомобиля мы нашли такую запись: КрКЗ UA 16 06 5 1 / 2 JxH2 ET47 560 226.15. Читаем:

  • КрКЗ — Кременчугский колёсный завод;
  • UA — Украина;
  • 16 06 — июнь 2016 года;
  • 5 1 / 2 — ширина обода 5,5 дюйма;
  • J — форма бортовой закраины обода. Как правило, ободья с диаметром от 13 дюймов имеют форму закраины J, меньшие — B;
  • x — обод неразъёмной конструкции;
  • H2 — исполнение посадочных полок: H означает наличие специального выступа для использования бескамерных шин, 2 — то, что такой выступ выполнен как на наружной, так и на внутренней стороне обода (если цифры 2 нет, то выступ H имеется только на наружной стороне обода). Для бескамерных шин, кроме исполнения выступа H, встречаются колёса с исполнением FH.
  • ЕТ47 — вылет обода 47 мм. Вылет — это расстояние, которое нужно мерить от привалочной плоскости диска до центральной плоскости обода;
  • 560 — максимальная статическая нагрузка на колесо 560 килограммов;
  • 226.15 — заводское обозначение колеса.

Кроме знаков обязательной маркировки, на колесо обычно наносится условное обозначение присоединительных размеров дисков:

  • LZ — количество крепёжных отверстий;
  • PCD — диаметр расположения отверстий;
  • DIA — диаметр центрального отверстия.

Часто количество крепёжных отверстий указывается вместе с PCD в виде 4х98, 5х112 и т. п.

Выбираем колёсный диск на машину по всем правилам

Даже начинающий водитель понимает, что не каждое колесо подходит к тому или иному автомобилю. Чтобы выбрать диск, оптимально подходящий для конкретной машины, нужно тщательно изучить его параметры. Рассмотрим наиболее важные из них.

Изготовитель автомобиля

Любой производитель колёс перед началом продаж обязан провести испытания, сертифицировать модель и тем самым подтвердить безопасность использования своей конструкции. Поэтому наименование изготовителя необязательно должно быть определяющим при выборе колеса. Однако тут могут быть нюансы. Поэтому перед покупкой есть смысл почитать отзывы в интернете, возможно, побеседовать с соседями по стоянке, если на их машинах диски того же завода. Случается, что заводские колпаки колёс свободно садятся на обод другого изготовителя, но болтаются при поездке. Соответственно, ездить на новых дисках с такими колпаками не рекомендуется.

Как подобрать ширину обода

Ширину обода выбирайте из диапазона, указанного в руководстве по эксплуатации автомобиля. Более широкий, чем допустимо, обод с большой шиной может привести к задеванию колёс за детали подвески или кузова. Если не при поворотах с большим радиусом на ровной площадке, то на неровной дороге во время перемещений в колёсной арке одновременно с поворотом.

Если шины у вас уже есть, то выбирать ширину обода надо под их ширину. Каждой ширине шины сопоставлен ряд размеров ободьев. Если вы выбираете самый широкий обод из этого ряда, то пятно контакта шины с дорогой будет шире, она будет лучше цепляться за дорогу. Однако при этом шина станет легче пробиваться и слабее прижиматься к закраине обода, что чревато потерей герметичности на неровностях дороги, когда давление в шине ниже нормы.

На узком ободе шина крепче держится за закраину обода, но при этом её сцепление с дорогой хуже, и она легче «подламывается» под действием боковых сил в повороте. При этом надо понимать, что отличия, о которых мы говорим, минимальны и в нормальной эксплуатации практически незаметны, поскольку все они находятся в пределах, допускаемых изготовителем.

На что влияет конструкция обода

При покупке конструкции ободов эксперименты неуместны, особенно при использовании бескамерных шин. Мы же не хотим, чтобы шина слетела с обода на полном ходу. Выбираем обод в строгом соответствии с указаниями завода-изготовителя.

Основные размеры обода — его ширина и посадочный диаметр — выбираются в строгом соответствии с параметрами шины

Допустимый вылет диска

Положительное значение вылет имеет в том случае, когда обод смещён от привалочной плоскости внутрь автомобиля. Часто любители тюнинга выбирают колёса с меньшими вылетами, вплоть до отрицательных. Они полагают, что так машина выглядит «круче», поскольку из-за увеличившейся колеи она более устойчива на поворотах. Отчасти это верно, но надо понимать, что конструкторы автомобиля выбирают вылет колеса тоже не просто так.

Положение средней плоскости обода относительно оси поворота колеса определяет «плечо обката» — очень важный параметр в контексте управляемости автомобиля. Уменьшая вылет колеса, мы увеличиваем плечо обката, из-за чего возрастают усилие на руле, отдача на руль при наезде одним колесом на неровность, нагрузка на рулевые наконечники и подвеску.

Ступица колеса рассчитывается на определённый вылет, поэтому его изменение как в одну, так и в другую сторону плохо сказывается на долговечности подшипника ступицы. И так же, как в случае с большой шириной шины, возможны задевания колеса за детали автомобиля.

Вылет колёсного диска должен строго соответствовать рекомендациям завода или быть очень близким к этому

Как рассчитать грузоподъёмность диска

Находим на автомобиле табличку заводских данных и смотрим в ней максимальную допустимую нагрузку на оси. Из них выбираем ось с наибольшей нагрузкой, цифру нагрузки делим пополам. Это минимальная грузоподъёмность диска, которая подходит для вашего автомобиля. Можно брать диск с большей нагрузкой, но недопустимо — с меньшей. Диск с грузоподъёмностью, значительно превышающей необходимую для вас, приобретать также не стоит, потому что он тяжелее, а значит, сильнее нагружает ходовую и увеличивает расход топлива. Да и стоит он, по логике, заметно дороже.

Как определить диаметр PCD

Диаметр расположения отверстий для крепёжных болтов в диске должен чётко соответствовать диаметру в ступице. Даже если различие покажется вам незначительным, не пренебрегайте им. Возможно, при небольшом несоответствии болты можно будет без проблем закрутить, но из-за неравномерного давления на кромку отверстия они очень быстро ослабнут. Потеря колеса в движении — это неизбежное ДТП и часто с очень серьёзными последствиями.

Почему важно выбирать правильный размер DIA

Диаметр центрального отверстия важен не меньше предыдущего параметра. Практически все колёса легковых автомобилей спроектированы так, что нагрузка от колеса на ступицу передаётся через центральное отверстие. Болты же служат для фиксации колеса и передачи тормозного усилия и крутящего момента, если колесо ведущее. Даже небольшое несовпадение диаметров в посадке колеса на ступицу будет приводить к биению колеса. Отверстия будут разбалтываться, болты — слабеть, и снова ничего хорошего нас не ожидает.

Видео: как должны маркироваться диски и где узнать их параметры

Чтобы приобрести диски, идеально подходящие вашему автомобилю, необходимо измерить диаметр колёс и посмотреть обозначения на их ободах. Помните, что выбор диска — это всегда вопрос вашей безопасности. Чтобы чувствовать себя на дороге спокойно и уверенно, внимательно читайте маркировку и приобретайте диски, соответствующие вашему автомобилю.