Как измерить диаметр цилиндра двигателя?

Штихмас. Как измерить диаметр цилиндра?

Для разных видов измерений нужна своя точность. Размеры деталей обычно измеряют микрометром. Но что делать, если измерить нужно не саму деталь, а отверстие в ней? Сегодня, мы поговорим о малоизвестном инструменте для которого не составит труда дать значение с точностью до сотых миллиметров для блока цилиндров вашего автомобиля.

Предназначение штихмаса

Штихмас – это инструмент для измерения размеров отверстий разной формы. Поэтому его называют нутромером. Штихмас при измерении соприкасается с поверхностью только в двух точках.

Измеряют диаметры круглых отверстий или ширины паза (расстояния между плоскостями). Точность измерения – одна сотая часть миллиметра.

Есть более точные приборы (цена делений 5 мкм).

С его помощью можно понять, насколько сношены внутренние цилиндрические поверхности, определить овальность, узнать насколько реальный размер детали отличается от нужного.

Виды штихмасов

Общепринятой классификации штихмасов нет. Поэтому их разделяют на группы по способу измерений. Микрометрические и индикаторные имеют разные методы замеров.

Микрометрический измеряет реальную длину.

Индикаторные сравнивают шаблон и реальный размер. Штихмас настраивают на конкретный размер. Потом определяют насколько реальное значение отличается от этого показателя.

Штихмасы имеют разные отсчётные устройства и способы передачи. Разными могут быть формы поверхностей, которые помогают измерять.

Измерительные поверхности трёхточечного штихмаса расположены под углом 120° друг к другу. Это позволяет проводить минимальное количество замеров для определения линейных характеристик детали. Информацию о размере берут на цифровой шкале нутромера.

Сферический штихмас – это инструмент, измерительные поверхности которого находятся на одной сфере. Максимальная длина 1000 мм. Он относится к двухточечным. Для измерений нужно сделать больше замеров, чем трехточечным.

Штихмасом цанговым (шариковым) измеряют небольшие отверстия, которые не под силу измерить микрометрическим (диаметр от 0,95 до 18 мм). Снабжён комплектом головок разных типов. Для измерения головку нужного размера и формы вводят в отверстие, внутренняя игла смещается вдоль оси, цанги прижимаются к его стенкам.

Самым точным, удобным и дорогим является электронный штихмас.

Микрометрический штихмас

Состоит из стального прута, концы которого заточены в виде шара, и устройства со шкалами для определения расстояний.

Существует специальное понятие: «снимать штихмас». Оно обозначает процесс измерения деталей.

Штихмас относится к группе инструментов, называемых калибрами.

Микрометрический штихмас имеет большое сходство с микрометром. Можно сказать, что принцип действия у них один и тот же, а расположения измеряемых деталей разное.

Микрометрическая головка – основная деталь этого штихмаса. Она состоит из стержня (стебля), винта, барабана.

Принцип действия микрометрического штихмаса

Инструмент помещают внутрь измеряемого отверстия. Начинают вращать барабан. Он соединён с измерительным наконечником, который под воздействием барабана выдвигается, пока не упрётся в стенку измеряемого отверстия. Если же сразу размер штихмаса был больше измеряемого расстояния, то наконечник ввинчивается внутрь, пока прибор не поместится в нём.

Но размеры стебля прибора ограничены. Чтобы измерить отверстие, длина которого превышает длину нутромера, используют удлинители. Они имеют постоянный размер. Он обозначен на внешней поверхности прибора. В каждом комплекте для измерения штихмасом есть несколько удлинителей разной длины.

Индикаторный штихмас

Это может быть устройство, по внешнему виду напоминающее циркуль. Его подпружиненные ножки на концах загнуты наружу. Это измерительные поверхности. Ножки такого кронциркуля-штихмаса сдвигаются и раздвигаются винтом.

Другие модели выполнены в форме стержня (направляющая втулка), с одного конца которого находится круглая шкала со стрелкой.

Внутри направляющей втулки есть два стержня разной длины. Тот, что покороче, прикасается к головке. В нем находится движок и стержень для измерения.

Вначале прибор устанавливают на нужный размер. Движок с пружиной передаёт движение на индикатор. Стрелка двигается и указывает отклонение размера.

Телескопический штихмас

Устройство телескопического штихмаса похоже на устройство микрометра. Точность измерения 0,01 мм.

Предназначен для проверки горизонтальных и вертикальных поверхностей, овальности, конусности валов, отверстий и цилиндров.

Измерительные части штихмаса делают из следующих видов стали:

  • цементуемых углеродистых 15 и 20;
  • углеродистых 12А;
  • шарикоподшипниковой ШХ15;
  • инструментальных легированных Х и ХГ.

Для того, чтобы измерительные поверхности сохранялись как можно дольше, их хромируют, азотируют или делают наплавку из прочного сплава.

Как читать показания штихмаса?

Когда вращение барабана прекращается и микрометрический винт перестает двигаться, стопором закрепляют его и начинают смотреть на показания прибора. Он состоит из двух шкал, расположенных перпендикулярно друг к другу. Одна, основная, находится на стебле прибора. Цена одного деления на ней 1 мм. Когда пятка прикасается к микрометрическому винту, ноль на шкале барабана совпадает с нолём шкалы на стебле. Шкала барабана разделена 50 делениями. Цифры стоят через каждые 5 делений. Цена каждого 0,01 мм. Поэтому при полном повороте барабана винт сдвигается на 0,5 мм.

Но на стебле есть своя шкала. Ее длина 13 мм. Цена деления на ней 0,5 мм и 1 мм. Поэтому сначала оценивают показания на стебле. Затем смотрят на показания на фаске барабана. Складывают эти цифры. Но это еще не все. В большинстве случаев при измерении используется удлинитель. Его длину тоже нужно прибавить к полученному значению.

Максимальная длина без удлинителя 63 мм. Чтобы прикрепить удлинитель к прибору, снимают гайку со стебля. Устанавливают нужное количество удлинителей и закручивают гайку на конец последнего.

Самый короткий удлинитель 13 мм, самый длинный – 600 мм. Кроме них есть размером 25, 50, 100, 150 и 200 мм.

Требования при работе со штихмасом

Для максимальной точности измерений инструментом нужно соблюдать некоторые требования:

  • Измерительные поверхности должны быть чистыми.
  • Процедуру измерения проводят при 20 градусах.
  • После измерения поверхности, которые прикасались к измеряемым плоскостям, промывают чистым бензином. Смазывают техническим вазелином.
  • Штихмас хранят в футляре.

Как проводить измерения индикаторными нутромерами?

Нутромеры предназначены для измерения диаметров отверстий, размеров пазов и внутреннего расстояния между поверхностями. Данные приборы применяются в тех случаях, когда использование линейки и рулетки невозможно или не обеспечивает необходимую точность замеров.

Приборы данного типа являются идеальным инструментом для проверки внутреннего диаметра цилиндров при сборке и ремонте автомобильных моторов. Сфера их применения: слесарные мастерские, пункты автосервиса и механосборочные цеха.

Что измеряют нутромеры

Существует два метода замеров: абсолютный и относительный. Первый применяется при использовании микрометрического нутромера. Прибор помещается внутрь отверстия и работает аналогично микрометру. Он замеряет абсолютное расстояние от одной поверхности до другой в миллиметрах.

Относительный метод применяется при использовании индикаторного нутромера. Перед началом измерений прибор приводится в рабочее положение, настраивается и выставляется «на ноль».

Принцип работы и характеристики индикаторных нутромеров

Каждый прибор состоит из двух основных узлов: индикатора с циферблатом часового типа и измерительной части (стебля). Величина перемещения подвижного стержня передается на отсчетное устройство с помощью клиновой или рычажной передачи.

Характеристики индикаторных нутромеров:

  • минимальный диаметр измеряемого отверстия – от 6 мм;
  • погрешность – 0,15-0,025 мм;
  • цена деления – от 0,01 до 0,001 мм;
  • движение стержня – от 1 до 10 мм (зависит от модели).
Читайте также  Как правильно выбрать масло для двигателя?

Как работать с индикаторным нутромером

Как того требует инструкция, перед началом работы инструмент нужно выставить «на ноль». Удобнее всего это сделать с помощью калибровочного кольца. При его отсутствии можно воспользоваться концевой мерой со струбциной или другим прибором (например, микрометром или штангенциркулем).

Настройка нутромера по микрометру

В первую очередь проверяется точность микрометра с помощью концевой меры. Если погрешность находится в допустимых пределах, то действовать необходимо по следующему плану:

  • подбирается сменный стержень (например, длиной 10 мм) и устанавливается на измерительную штангу нутромера;
  • на микрометре так же выставляется размер 10 мм, после чего зажимается стопорный винт;
  • нутромер фиксируется в тисках через деревянную втулку на стебле. Этим обеспечивается его неподвижность;
  • стержень нутромера помещается между измерительными губками микрометра;
  • отклонившаяся стрелка совмещается с отметкой «ноль» на циферблате вращением головки индикатора.

Для измерения диаметра цилиндра прибор помещается внутрь отверстия так, чтобы его стержень находился перпендикулярно продольной оси изделия. Нужное положение достигается с помощью легких покачиваний.

Если стрелка отклоняется влево от нуля, то диаметр исследуемого отверстия больше размера образца. Если вправо – то меньше.

Снимаем показания: стрелка отклонилась влево на 15 делений. Делаем расчет: умножаем 15 на цену одного деления (0,01 мм) и получаем 0,15 мм.

Зная диаметр образца (10 мм), производим окончательный расчет: 10+0,15=10,15 мм.

При снятии показаний стоит учитывать, что индикатор имеет две шкалы:

  • большую – сотые доли мм.;
  • малую – миллиметры.

Для измерения отверстий больших размеров применяются дополнительные стержни-удлинители, входящие в комплектацию нутромера. Более детальную информацию о том, как пользоваться прибором, вы можете найти в инструкции по эксплуатации.

Как работать микрометрическим нутромером

Перед началом работ прибор устанавливается «на ноль» с помощью меры, входящей в комплект. Процедуру рекомендуется выполнять при температуре +20 о С по следующему плану:

  • микрометрическая головка размещается между губами установочной меры;
  • вращением барабана добиваемся прижатия измерительных поверхностей с обеих сторон;
  • закручиваем фиксирующий винт и извлекаем прибор.

Снимаем показания. Если нулевое значение на барабане совпадает с продольной линией на стебле, то прибор настроен и готов к работе.

Как измерять микрометрическим нутромером

Принцип работы с таким прибором отличается от замеров с помощью индикаторных аналогов. Для измерения диаметра цилиндра на нутромере выставляется приблизительный его размер. После этого микрометрическая головка помещается в отверстие перпендикулярно его продольной оси. Вращением барабана и трещотки необходимо добиться прижатия измерительных поверхностей с двух сторон.

Следующее действие – завинчиваем до упора стопорный винт и извлекаем прибор из отверстия для снятия показаний. Для получения искомого значения складываются три составляющие:

  • значение на шкале;
  • длина манометрической головки;
  • размер удлинителя, если таковой применяется.

Условия эксплуатации, хранения и методика поверки нутромеров

Межповерочный интервал для измерителей данного типа составляет 1 год. Поверка прибора производится в соответствии с методикой МИ 2192-92.

Условия эксплуатации нутромеров:

  • окружающая температура – от +15 до +25 о С;
  • влажность – до 80%;
  • установка ноля – перед каждым началом работы.

При пользовании индикаторным нутромером рекомендуется его удерживать за деревянную втулку. В противном случае, стальная штанга будет нагреваться от тепла руки. Это повлечет ее удлинение на сотые доли миллиметра, что спровоцирует искажение показаний индикатора.

Как разобрать индикаторный нутромер

Разборка прибора производится в порядке, обратном сборке. Сначала вывинчивается удлинительный стержень, а затем индикатор отделяется от измерительной штанги. Перед длительным хранением все элементы конструкции, за исключением циферблата индикатора, протираются авиационным бензином и смазываются. Хранение нутромера осуществляется в упаковочном боксе при температуре +20±5°С.

Как измерить диаметр цилиндра двигателя?

вызови хорошего гаражного мастера с нутромером.

кто знает, как этим можно измерять внутренний диаметр?

нашел на аукционе

тоже сначала так подумал, но там написано

THIS PRECISION TOOL SET IS USED TO TAKE INTERNAL MEASUREMENTS (measuring the inside diameter) OF CYLINDERS AND PIPES.

кто знает, как этим можно измерять внутренний диаметр

Просто нутромером ничего измерить нельзя, к нему ещё должен прилагаться соответствующий микрометр. Микрометром выставляешь базовый размер, например 82мм. Потом суёшь в него нутромер, и выставляешь его шкалу на 0. И только потом суёшь нутромер в цилиндр, и меряешь отклонение.
Так что надо посчитать ещё и цену микрометра.

А вот тем импортным, похоже можно именно измерять внутренний размер.

но все равно никак не соображу как и куда прикручиваются эти штанги, как это в сборе работает

как это в сборе работает

Попроси в магазине, пусть продемонстрируют как он собирается и работает, может пойдут на встречу и растолкуют (если сами конечно в этом соображают). В конце концов покупатель имеет право убедиться в работоспособности прибора, плюс там должна быть инструкция по работе с ним.

но все равно никак не соображу как и куда прикручиваются эти штанги, как это в сборе работает

Попроси в магазине, пусть продемонстрируют как он собирается и работает, может пойдут на встречу и растолкуют (если сами конечно в этом соображают). В конце концов покупатель имеет право убедиться в работоспособности прибора, плюс там должна быть инструкция по работе с ним.

да надо прогулятся по магазинам, поискать

все равно неполучится точно замереть самому — здесь навык нужен.

да надо прогулятся по магазинам, поискать

У нас видел около 3500, дороговато однако, хотя и понимаю что что чем точнее прибор, тем дороже. Но смысла покупать, тем более если растачного станка нет, наверное нет. Если есть сомнения в ровности поверхностей цилиндра или явные дефекты, лучше в сервис свезти. Пусть они там точат и замеряют, у них там этот дорогой окупается за нескольео ремонтов.

Подбираете набором проставок грубый размер, далее вращением головки выставляете нутромер внутри отверстия ( нужен слесарный навык, сразу говорю)

Верьте слесарю 6 разряда и инженеру-механику.

верим

У нас видел около 3500, дороговато однако, хотя и понимаю что что чем точнее прибор, тем дороже.

Подбираете набором проставок грубый размер, далее вращением головки выставляете нутромер внутри отверстия ( нужен слесарный навык, сразу говорю)

к тому же если други узнают, что есть, обязательно сами захотят понамерять

Главное — поймать нужный размер, правильно выставив нутромер внутри отверстия.

а пива стока не выпить

к тому же если други узнают, что есть, обязательно сами захотят понамерять

Дороговато друзьям любопытство будет обходиться, учитывая что для замера цилиндра надо скинуть головку с заменой прокладки и т.д. И потом, убедившись например в дефектности, тащить блок с сервис (где данный инструмент уже имеется) на расточку. Может проще сразу на сервис пригнать и там мерить. Или он нужен для контроля выполненной в сервисе работы и подбора ремонтных цилиндров?

Или он нужен для контроля выполненной в сервисе работы и подбора ремонтных цилиндров?

Читайте также  Как влияет датчик скорости на работу двигателя?

ну допустим есть подозрения на кольца, цилиндр, поршни, разбор-ремонт будем делать однозначно

разбираем промеряем, если уверены что не так все страшно делаем сами(меняем поршни, кольца), если сложней, тогда везем на сервис, но уже предварительно знаем примерно что и как, а так на сервис отвезти и если ничего не контролировать, можно заплатить кучу денег за замену всего, но в итоге толком ничего не сделают

и потом прислушивайся к машине, как там лучше или нет, пытайся почувствовать улучшения

к тому же у некоторых друзей иномарки, а одна разборка ино неплохие деньги стоит

Возникла куча вопросов (начал капиталить двигу. )

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 levka

  • Новый опелевод
  • Cообщений: 15
    • Пол: Мужчина
    • Город: КурГан
    • Авто: ascona C 1.6 1986 c16lz карб

    Сообщение отредактировал levka: 13 Февраль 2010 — 20:54

    #2 Dmitriy294

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 1 503
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: Все,что АВТО.
    • Авто: Commodor A
    • Скайп: Dmitriy294
    • Реальное имя: Дима
    • Место жительства: Санкт-Петербург

    Ну для начала,что бы не сомневаться отвези к расточникам и они тебе скажут точить или нет.а если точить то под какой размер.Потом покупаешь поршни с кольцами и с ними опять к расточникам.так будет вернее.
    но если неровность прощупывается.то вероятнее всего точить.

    #3 tonche

  • Главные администраторы
  • Cообщений: 14 639
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: Автомобили, компьютеры
    • Авто: ТАЗ 2104i, Лада Гранта Кросс, АЗЛК 2141
    • Реальное имя: Антон
    • Место жительства: Балашиха, Роисся

    С уважением, tonche

    #4 levka

  • Новый опелевод
  • Cообщений: 15
    • Пол: Мужчина
    • Город: КурГан
    • Авто: ascona C 1.6 1986 c16lz карб

    #5 tonche

  • Главные администраторы
  • Cообщений: 14 639
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: Автомобили, компьютеры
    • Авто: ТАЗ 2104i, Лада Гранта Кросс, АЗЛК 2141
    • Реальное имя: Антон
    • Место жительства: Балашиха, Роисся

    С уважением, tonche

    #6 Serega

  • Главные администраторы
  • Cообщений: 11 974
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: —
    • Авто: был OPEL REKORD 2.2i АКПП, сейчас Омега 2.5TD АКПП 98 гв.
    • Скайп: serega_ess
    • Реальное имя: Серёга
    • Место жительства: колхоз Дзepжинcк в Белараше

    #7 mantazavr

  • Наши люди
  • Cообщений: 5 083
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: opel manta gsi 2.0
    • Авто: манта б
    • Реальное имя: наиль
    • Место жительства: москва

    #8 levka

  • Новый опелевод
  • Cообщений: 15
    • Пол: Мужчина
    • Город: КурГан
    • Авто: ascona C 1.6 1986 c16lz карб

    #9 tonche

  • Главные администраторы
  • Cообщений: 14 639
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: Автомобили, компьютеры
    • Авто: ТАЗ 2104i, Лада Гранта Кросс, АЗЛК 2141
    • Реальное имя: Антон
    • Место жительства: Балашиха, Роисся

    С уважением, tonche

    #10 михмех

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 147
    • Пол: Мужчина
    • Авто: Опель Рекорд ц купе
    • Реальное имя: Михаил
    • Место жительства: Санкт-Петербург

    Сообщение отредактировал михмех: 14 Февраль 2010 — 21:34

    #11 opelist

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 8 609
    • Пол: Мужчина
    • Авто: ОPЕL
    • Реальное имя: Серёга
    • Место жительства: Россия г. Саратов

    либо чё СМС 89271277465 серёга
    продам запчасти с этих машин :

    Омега А 88 год С20NE
    Сенатор А1 79 год 2.0S
    Рекорд караван Е2 83 год С20NE
    Рекорд седан Е2 83 год С20NE
    Сенатор Б 88 год С30NE

    #12 михмех

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 147
    • Пол: Мужчина
    • Авто: Опель Рекорд ц купе
    • Реальное имя: Михаил
    • Место жительства: Санкт-Петербург

    Своими силами проверяем зазор между поршнем и цилиндром

    В момент пуска холодного двигателя вы вдруг, услышали звук, напоминающий стук, а при прогреве двигателя он исчез или уменьшился, то пришло время проверять зазор между поршнями и цилиндрами. То есть пора браться за динамометрический ключ, и начинать откручивать головку блока цилиндров.

    Что происходит с зазором между поршнем и цилиндром

    В процессе правильной эксплуатации двигателя происходит естественный процесс и зазор между поршнем и цилиндром сужается. Это происходит исходя из условий постоянной эксплуатации в высоком температурном режиме деталей.

    Кроме того, причиной сужения зазора между поршнем и цилиндром может являться неправильная регулировка движущихся деталей, температурная перегрузка или перекос цилиндров. Не следует забывать, что блоки цилиндров всё чаще выполнены из алюминиевых материалов, которые имеют двойной коэффициент расширения, по сравнению с легированным чугуном.

    Уменьшенный зазор между поршнем и цилиндром приводит к тому, что возникает полусухое трение, и, как результат, повышается температура деталей блока цилиндров. Постепенно смазка прекращается вообще и следствием исчезновения зазора являются первые задиры на поршне.

    Практически всегда итогом диагностики состояния блока цилиндров является ремонт цилиндров и элементов поршневой группы двигателя. Полностью определить степень дефектов поршней, гильз и остальных деталей, можно только после разборки головки блока цилиндров.

    Добравшись до поршневой группы приступаем к дефектовке цилиндров и поршней. Основными измерительными приборами при измерении диаметров являются: микрометр – для поршней и нутромер (индикаторный калибр) для измерения диаметра цилиндра.

    Нормы соответствия поршней и цилиндров

    Прежде всего, занявшись ремонтом поршневой группы, вы должны знать, что существуют группы диаметров поршней, и таблицы номинальных размеров цилиндров и поршней. Именно на эту информацию и нужно ориентироваться в дальнейшем.

    Диаметр поршней классифицируется по наружному диаметру на 5-ть классов: A, B, C, D, E через каждые 0,01 мм размера. Плюс категории по диаметру отверстия под поршневой палец через каждые 0,004 мм. Эти данные в виде цифры (категория отверстия) и буквы (класс поршня) маркируются на днище поршня.

    Существуют расчетные нормы, которым должен соответствовать зазор между поршнем и цилиндром. Для новых деталей он должен быть 0,05 – 0,07 мм. Для бывших в эксплуатации деталей зазор между поршнем и цилиндром не должен превышать 0,15 мм.

    Собственно для того и осуществляется промер зазора между поршнем и цилиндром. Чтобы либо приобрести поршни именно того класса, что и цилиндры. В случае если у эксплуатируемого двигателя зазор между поршнем и цилиндром превысил 0, 15 мм, то вам необходимо приступать к подбору поршней к цилиндрам, с максимальным приближением к расчетному размеру.

    Предварительно должна производиться расточка цилиндров максимально приближенная к ближайшему по значению ремонтному размеру. Плюс нужно не забыть оставить припуск примерно в 0,03 мм для хонингования поверхности цилиндра после расточки. А вот теперь можно и за поршнями.

    При хонинговке необходимо выдерживать диаметр, чтобы при установке поршня зазор соответствовал допустимой максимальной цифре зазора новых деталей – 0,045 мм.

    Поршни измеряются микрометром, а цилиндры нутромером. Диаметр цилиндра измеряют в четырёх поясах и двух перпендикулярных плоскостях.

    Подбирая поршни к цилиндрам, помимо номинального либо ремонтного размера, нужно обязательно учитывать массу поршней. Она бывает нормальная, увеличенная или уменьшенная на 5 грамм. К поршням ремонтной группы, кроме всего, подбираются ремонтные кольца, тоже ремонтных размеров.

    Определившись с зазором между поршнем и цилиндром, вы легко подберете нудные размеры, и после проведенной расточки цилиндра (по необходимости) установите поршень.

    Читайте также  Зачем менять подушки двигателя?

    Удачи вам при определении зазора между поршнем и цилиндром.