Как получить одобрение типа транспортного средства?

ОТТС: что это, зачем он, как жить без него

Согласно ТР ТС 018/2011:
«одобрение типа» — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);
«одобрение типа транспортного средства» — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;

Словарь-справочник «Техническое регулирование в автомобилестроении» под редакцией Н.В.Гусакова, Б.В. Кисуленко определяет ОТТС как документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия транспортных средств, отнесенных к одному типу.

Если проще, то одобрение типа транспортного средства – документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям ТР ТС 018/2011 (на данный момент времени, а ранее на соответствие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», еще ранее требованиям системы ГОСТ Р).

Если говорить еще проще, то это как метрика из роддома на младенца, где указан его вес, рост, пол, ФИО, дата и место рождения и т.д. (т.е. технические характеристики ТС, марка, модель и т.д.). Так на основании данных из роддома человек получает в дальнейшем свидетельство о рождении, так и транспортное средство на основании ОТТС получает ПТС (на бумаге до 01.07.2017).

Если углубиться немного в историю, то мы увидим Система сертификации механических ТС и прицепов была утверждена Госстандартом России еще в далеком 1993 году, в 1995 году были внесены изменения, а работать начала с 1996 года.

В принципе ОТТС конечному собственнику ТС особо и не нужен, однако всегда есть какое-то НО, без которого в России не бывает. Многие автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией как ошибка в ПТС, либо какие-то данные просто не указаны (например до 2006 года строки экологический класс в ПТС просто не было, потому что не было регламента о выбросах). Казалось бы что тут такого, однако при покупке такого автомобиля новым собственником, ему вполне могут отказать в регистрации на основании того, что не все графы заполнены, а где их брать то эти самые данные. Вот и требуют с конечного пользователя ОТТС, хотя во многих случаях это просто невозможно. ОТТС не может быть у автомобилей до 1996 года (чаще даже до 2000 года, именно с этого времени система более/менее нормально заработала), у автомобилей ввезенных из-за границы как единичные ТС и для личного использования, у автомобилей выпущенных для министерства обороны и у автомобилей ввезенных неофициально «серыми» дилерами. Кстати ситуация с неполным заполнением возникла из-за того что ПТС выдают два госоргана (ГИБДД и ФТС), а поскольку у ФТС это не основная функция, то данные заполнялись по принципу «пишу что нашел».

Если на руках есть ПТС, то ОТТС собственнику не нужен, потому как автомобиль уже выпущен в обращение. И выдать его никто не сможет, поэтому требования получить ОТТС на автомобиль (например если вам ПТС по какой-либо причине аннулировали, или в ПТС не хватает данных, или не указан номер ОТТС) незаконны и абсурдны, т.к. суть сертификации оценка новых ТС. Это все равно, что требовать с человека при получении паспорта метрику из роддома.

Конечно если у вас в ПТС не указаны какие-то данные (например экологический класс) или есть ошибка (например неправильно указано разрешенная максимальная масса), то ОТТС (конечно если он указан в ПТС) большое подспорье. Из него легче узнать недостающие данные.

Кстати база ОТТС есть здесь www.gost.ru.

А что делать тем у кого нет данных об ОТТС в ПТС (да и ОТТС на его транспортное средство нет в природе), а данные нужны?

Есть такой документ, называется Положение о ПТС и ПШТС (правда действовать ему осталось совсем немного, до 1 июля 2017 года), так там подробно расписано и про выдачу и про внесение данных в ПТС при их отсутствии.
Там есть такие пункты:
33. В строке «10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)» указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).
34. В строке «11. Рабочий объем двигателя, куб. см» указывается рабочий объем цилиндров двигателя.
35. В строке «12. Тип двигателя» указывается тип двигателя в зависимости от применяемого топлива.
36. В строке «13. Экологический класс» прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
(в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)
При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел «Особые отметки» вносится запись: «Экологический класс (указывается номер экологического класса)».
37. В строке «14. Разрешенная максимальная масса, кг» указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
38. В строке «15. Масса без нагрузки, кг» указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки.
39. Сведения, предусмотренные в пунктах 33 — 38 настоящего Положения, заполняются на основании ОТТС, Свидетельства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.
(в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)

Любой внимательно прочитав п.39 увидит, что кроме ОТТС можно использовать Свидетельство (имеется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) или любой официально изданный справочник, а под иными документами стоит понимать документ (справка о технических характеристиках) выданный испытательной лабораторией или организацией-изготовителем ТС (представителем) или любой другой официальной организацией имеющей необходимые базы данных и несущей ответственность за их предоставление.

Еще есть проблема с внесенными изменениями в конструкцию ТС и конструкцией эксклюзивных автомобилей (мелкосерийных, скомпонованных под конкретного пользователя). В общем виде купил себе автовладелец красивый автомобиль (с нестандартным обвесом заводского изготовления, или редкость типа DeLorean DMC-12, или реально переоборудованный предыдущем владельцем), едет такой красивый и тут бац, останавливают его и … начинают подозревать собственника в том, что он внес изменения в конструкцию ТС и не зарегистрировал это. Составляют протокол и проводят административное расследование с запросами на завод-изготовитель или держателю ОТТС. Однако не во всех случаях завод «жив» и может ответить (например, автобусов марки Икарус у нас в стране бегает предостаточно, а завод благополучно «скончался»), а ОТТС на них и не выдавался, соответственно и информацию взять негде. Получается в лучшем случае, что может найти собственник, это справочные данные в руководстве по эксплуатации (которое при желании можно сделать и самому)).
В подобных случаях доказательной базы просто нет, а отсюда вывод доказать, что вы переоборудовали ТС невозможно (за исключением случая откровенного «колхоза»).

Сертификация автомобилей

Все автомобили как средства повышенной опасности должны перед попаданием на рынок проходить определенные процедуры контроля качества и безопасности. Для этих целей в ЕАЭС был разработан отдельный технический регламент – ТР ТС 018/2011. Согласно его требованиям, в некоторых случаях сертификация применяется как одна из форм контроля соответствия.

Требования техрегламента ТР ТС 018

Под действие ТР ТС 018 попадают все грузовые и легковые колесные транспортные средства предназначенные для использования на автодорогах общего назначения (категория L, M, N, O), а также их компоненты, узлы, детали и шасси. Полный перечень объектов, на которые распространяется действие техрегламента, приводится в Приложении №1.

Приложения 2 – 5 описывают общие и специальные требования, предъявляемые к объектам регулирования. В других приложениях также отдельно вынесены требования к уже эксплуатируемым автомобилям, специальным КТС, типам, модификациям и компонентам ТС, правилам идентификации продукции.

Всего ТР ТС 018 насчитывает 19 приложений, в которых приведены исчерпывающие требования к продукции и порядку проведения контрольных мероприятий по оценке ее соответствия.

Обязательные разрешения на транспортные средства

Основными документами, которые оформляет производитель авто, являются ОТТС (одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Данные разрешительные документы должны в обязательном порядке быть получены для законного выпуска в обращение автомобилей. ОТТС следует получить производителю на серийное производство (срок действия – 3 года), СБКТС потребуется на единичные изделия (действует бессрочно).

Наличие одного из этих разрешение обязательно для импорта из-за границы и производства авто на территории ЕАЭС.

Компоненты автомобильного транспорта (автозапчасти) подлежат сертификации или декларированию ТР ТС 018/2011.

Пожарные машины, их компоненты, некоторые устройства, механизмы и инструменты подлежат в обязательном порядке сертификации пожарной безопасности. В данном случае требования устанавливаются российским пожарным техническим регламентом (ФЗ-123).

Перечень компонентов

Согласно Приложению №1, в перечень продукции, для которой требуется обязательная оценка в форме сертификации или декларирования попадают такие изделия:

  • топливоприводы и баки;
  • тормозные диски и барабаны;
  • трубки, шланги;
  • автошины, колеса;
  • детали и узлы рулевого управления;
  • бамперы;
  • сиденья, ремни безопасности, подголовники;
  • подушки безопасности;
  • фары, ходовые огни и другие источники освещения и сигнализации;
  • и множество другой.
Читайте также  Последовательность переключения передач на механике

Чтобы определить, попадает ли ваша продукция в данный перечень, стоит обратиться за консультацией к экспертам центра «Росстандарт Москва».

Процедура оценки качества

Процедура оценки соответствия состоит из определенных стадий:

  • подготовка пакета технической документации и регистрационных документов заявителя;
  • обращение с документами и заявкой в центр по сертификации “Росстандарт Москва”;
  • проверка представленных сведений;
  • отбор образцов продукции и передача их на испытания (в некоторых случаях при декларировании допускается предоставление уже готовых протоколов об успешно проведенных испытаниях);
  • анализ производственного процесса, условий труда и других производственных параметров;
  • обобщение результатов и принятие решения о возможности выдачи разрешения;
  • регистрация документа о соответствии в едином реестре ЕАЭС и выдача заявителю.

Более детально о порядке проведения оценки соответствия можно узнать у специалистов нашего центра.

Срок действия и стоимость

Сертификат и декларация на автомобильные компоненты действует на всем пространстве ЕАЭС, включая РФ, в течение срока указанного непосредственно в документе. Он устанавливается в зависимости от применяемой схемы декларирования/сертификации и особенностей производства, но не может быть меньше 1 года и больше 5 лет. По истечении этого периода заявителю потребуется повторное оформление разрешений, так как продление срока действия разрешений не предусматривается законодательно.

За дополнительной консультацией вы можете обратиться к менеджерам центра сертификации «Росстандарт Москва».

Письмо ФТС России от 18.08.2011 № 01-11/39997 «О применении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств»

Документ полезен? m n

Письмо ФТС России от 18 августа 2011 г. N 01-11/39997
«О применении технического регламента
о безопасности колесных транспортных средств и выдаче
паспортов транспортных средств»

(в ред. письма ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54347)

В связи с обращениями таможенных органов ФТС России сообщает следующее.

Транспортные средства относятся к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (далее — Технический регламент).

Согласно положениям Технического регламента на единичное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, перед выпуском в обращение на территории Российской Федерации должно быть оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. На транспортное средство, не являющееся единичным транспортным средством, оформляется одобрение типа транспортного средства (далее — ОТТС).

На основании пункта 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» (далее — Решение КТС) таможенные органы Российской Федерации с 1 июля 2010 г. при осуществлении таможенного контроля продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции и национальные перечни Российской Федерации и подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, руководствуются Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза (далее — Положение о порядке ввоза), утвержденным Решением КТС.

Транспортные средства включены в список товаров (продукции), подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения в соответствии с их назначением на территории Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 170 .

Пунктом 2 Положения о порядке ввоза установлено, что подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, приведенных в названном пункте , и подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документов о соответствии).

Представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится в отношении товаров, указанных в пункте 4 Положения о порядке ввоза.

Согласно пункту 4 Положения о порядке ввоза представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится в отношении товаров, бывших в употреблении (эксплуатации), независимо от таможенных процедур, а также ввозимых в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).

В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Таможенного союза единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 1 дополнительных примечаний к группе 87 ТН ВЭД ТС бывшими в эксплуатации являются транспортные средства, если с момента их выпуска прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства.

Кроме того, ФТС России обращает внимание, что в соответствии со статьей 352 Таможенного кодекса Таможенного союза к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, меры технического регулирования не применяются и при их таможенном декларировании представление документов о соответствии не требуется.

Таким образом, при таможенном декларировании бывших в употреблении (эксплуатации) транспортных средств либо транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, представление таможенным органам Российской Федерации документов о соответствии и (или) сведений о таких документах (ОТТС, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) не требуется.

Вместе с тем, при таможенном декларировании новых единичных транспортных средств, ввозимых юридическими лицами, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 4 Положения о порядке ввоза, требуется представление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (ПТС) является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842) (далее — Положение).

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Положения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, ПТС выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства ОТТС.

В соответствии с положениями Технического регламента ОТТС выдается на новые транспортные средства, ввозимые юридическими лицами.

Выдача ПТС на бывшие в употреблении (эксплуатации) транспортные средства либо на транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, производится таможенными органами без наличия документов о соответствии и (или) сведений о таких документах (ОТТС, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства).

В соответствии с пунктом 70 Положения заполнение строки «Экологический класс» ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия и ОТТС, которые размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы (далее — базы данных сертификатов соответствия и ОТТС).

Письмо Минпромторга России от 11.10.2010 N ДМ-11104/20 , ранее направленное в таможенные органы письмом ФТС России от 27.10.2010 N 01-11/52263 , носит информационный характер и не может препятствовать применению норм Положения .

Порядок использования сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, разъяснен письмом ФТС России от 23.04.2007 N 01-06/15085 , которое согласовано с Ростехрегулированием.

Обращаем внимание, что таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС. При этом письмом ФТС России от 09.02.2010 N 01-11/5860 , согласованным с Ростехрегулированием, разъяснено, что сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России, проверенные (сверены со сведениями, содержащимися в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС), заверенные подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа, являются основанием (документальным подтверждением) для признания таких транспортных средств соответствующими требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 (далее — Технический регламент по экологии).

Только при невозможности определения экологического класса транспортного средства на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

В качестве информации направляем Инструкцию по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5 с целью оформления сертификатов соответствия требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее — Инструкция), которая была одобрена межведомственной рабочей группой, состоящей из представителей Минпромторга России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФТС России, Росстандарта, ФГУП «НАМИ» и ФГУП «ВНИИНМАШ». Инструкция предназначена для органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, для учета в работе при оформлении сертификатов соответствия требованиям Технического регламента по экологии.

Читайте также  Как работает система старт стоп на автомобиле?

В соответствии с нормами Положения , а также принимая во внимание Инструкцию , заполнение строки «Экологический класс» ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства:

а) год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, то для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента предлагаем направлять письма в Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия. В случае отсутствия ответа из Ростехрегулирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заполнение строки «Экологический класс» ПТС при выдаче ПТС осуществляется на основании информации из представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, не позднее дня окончания срока рассмотрения обращения на выдачу ПТС;

б) год выпуска которых 2000 г. и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базах данных ОТТС и сертификатов соответствия.

При этом в первую очередь осуществляется поиск по базе данных ОТТС. Если в базе данных ОТТС отсутствуют сведения об искомом транспортном средстве, а по базе данных сертификатов соответствия на транспортные средства одного типа при совпадении 9 знаков в идентификационном номере (VIN) имеется информация с различными экологическими классами, поиск информации об экологическом классе искомого транспортного средства производится начиная с максимального количества знаков в идентификационном номере (VIN). Если поиск не дал положительного результата, поиск информации об экологическом классе однотипных транспортных средств повторяется путем ввода в поисковую систему каждый раз на один знак в идентификационном номере (VIN) меньше до тех пор, пока в базе данных сертификатов соответствия не будут найдены сведения о транспортных средствах одного типа. При этом заполнение строки «Экологический класс» ПТС осуществляется на основании информации о транспортных средствах одного типа с наименьшим экологическим классом.

— год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке; при этом, если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, его нельзя признать обоснованно выданным (для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента предлагаем направлять письма в ФГУП «ВНИИНМАШ» и Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия);

— год выпуска которых 2000 г. и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС; при этом, если на транспортные средства одного типа имеется информация с различными экологическими классами, принимается к сведению информация с наименьшим экологическим классом.

Одобрение типа транспортного средства (ОТТС)

С начала 2015 года в Россию и другие страны Таможенного Союза в соответствии с требованиями технического регламента ТС запрещено ввозить легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, автобусы, прицепы и спецтехнику на колесном ходу без особого документа – «Сертификата одобрения типа транспортного средства». Его придется получать любому юридическому или физическому лицу, собирающемуся перевозить транспортное средство через границу РФ или иного государства ТС.

Что такое ОТТС?

Одобрение типа транспортного средства или ОТТС — это документ, оформленный на специальном бланке, форма которого утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии. Он выдается как на отдельную партию автомобильной техники, так и на ту, которая выпускается серийно (на производство), и содержит полное описание ее рабочих, технических и эксплуатационных характеристик. Фактически данный сертификат удостоверяет, что импортируемая техника полностью соответствует действующим на территории Таможенного Союза требованиям безопасности и стандартам экологии. То есть он подтверждает, что качество данного транспортного средства позволяет эксплуатировать его на наших дорогах.

На какой срок выдается сертификат ОТТС?

Для автомобильной техники серийного производства он выдаётся на один или на три года. Сертификат одобрения транспортного средства действует на территории всех стран Таможенного Союза, но вступает в силу только после того, как будет зарегистрирован в Едином Реестре Таможенного Союза. Нужно отметить, что любые национальные сертификаты ОТТС, даже выданные в странах Таможенного Союза, с 2016 года уже являются недействительными.

На какую автомобильную технику нужно оформлять сертификат ОТТС?

В получении сертификата одобрения типа транспортного средства нуждаются четыре основных категории транспортных средств:

  • категория О – прицепы любых видов, полуприцепы;
  • категория М – троллейбусы, автобусы и легковые авто;
  • категория L – мотоциклы, квадроциклы, трициклы, мопеды;
  • категория N – специальные виды техники и грузовой транспорт.

Какие документы нужны для получения ОТТС?

Чтобы оформить этот сертификат, необходимы следующие документы (базовый список):

  • заявление;
  • общее техническое описание автомобильной техники, декларация о соответствии, перечень маркированных узлов (автосигнализация, зеркала, светотехника, ремни, резина), чертежи и схемы;
  • техусловия и руководство по эксплуатации;
  • протоколы проведенных испытаний, а также описания техплана по определенным параметрам (они есть в основном и дополнительном перечне ОТТС);
  • справку о том, что производителю присвоен WMI-код международного образца;
  • СМК-сертификат или данные об условиях производства автотехники .

Для машин, выпускаемых на базе сборочных комплектов, к вышеперечисленным документам следует добавить ряд подтверждений:

  • происхождения узлов, поставляемых на сборку,
  • наличия на сборочном производстве всей необходимой для качественной сборки документации – конструкторской и технологической.
  • отсутствия каких-либо конструктивных отличий от комплектов, на которые уже были получены сертификаты.

В случае когда сертификат требуется получить на спецтехнику на базе колесных шасси или другой автотехники (полный список можно узнать в ГИБДД), его выдают только, если таковой имеет базовое транспортное средство.

Читайте также: Что такое СБКТС на автомобиль и как его получить.

Порядок получения ОТТС

Оформление/одобрение сертификата одобрения типа транспортного средства происходит в определенном порядке:

  1. В орган, занимающийся сертификацией, подается заявка определенной формы, к которой прилагается пакет документов (их перечень можно посмотреть в техническом регламенте Таможенного Союза 018/2011, приложение №12).
  2. Принятие решения органом сертификации по поданной заявке. Срок принятия решения – не более 15 дней. В случае положительного решения с заявителем подписывается контракт на выполнение работ по сертификации. В него также могут быть внесены проверки и испытания, необходимые для получения информации о производственных условиях или доказательств, которых не хватает для выдачи сертификата.
  3. Проведение сертификационных испытаний автомобильной техники, предварительно отобранных и идентифицированных. Их проводит аккредитованный испытательный центр (лаборатория), которая внесена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
  4. Анализ производства фирмы-изготовителя автотранспортной техники. Выполняется органом сертификации. Положительные результаты данного исследования – непременное условие получения ОТТС. Вопросы, которые принимают во внимание в процессе анализа производства, а также порядок и правила его проведения можно посмотреть в техническом регламенте Таможенного Союза 018/2011, приложение №13.
  5. Оформление сертификатов соответствия и регистрация деклараций. Выполняется только в случае их отсутствия и может быть сделано как одновременно с оформлением сертификата ОТТС (если заявитель подаст на это заявку) или отдельно.
  6. Оформление проекта сертификата одобрения типа транспортного средства. Выполняется органом сертификации по результатам исследований, описанных в пунктах 3, 4, 5.
  7. Утверждение и регистрация сертификата.
  8. Контроль соответствия автотранспортной техники, имеющей сертификат ОТТС, требованиям технического регламента Таможенного Союза 018/2011. Осуществляется органом сертификации на острове соглашения о сертификации, подписанного с заявителем.

Особенности сертификации типа транспортного средства

Одобрение выдается на

  • автомобильную технику из сборочных комплектов,
  • машины и спецтехнику, которые импортируются (производятся) небольшими партиями,
  • выпуск автотехники серийными партиями,
  • продление времени действия ранее полученного на это ТС сертификата,
  • распространение ранее выданного сертификата,
  • изменения, которые вносятся в автотранспортную технику, уже имеющую сертификат.

Читайте также: Что значит дубликат ПТС и как он выглядит.

Сроки и стоимость

При наличии полного пакета необходимых документов срок оформления сертификата одобрения типа транспортного средства в России в среднем составляет 2-3 недели.

Итоговая стоимость оформления сертификата складывается из стоимости:

  • регистрации декларации соответствия,
  • оформления сертификатов соответствия по отдельным требованиям технического регламента Таможенного Союза 018/2011,
  • проведения выездной проверки условий производства (если это требуется),
  • проведения испытаний в аккредитованном испытательном центре (если это требуется),
  • непосредственно выписки ОТТС (для различных категорий ТС стоимость разная).

Нужно отметить, что при ввозе одного или нескольких импортных автомобилей гораздо дешевле растаможить их на физлицо, чем получить сертификат ОТТС.

Читайте также: За что получают запрет регистрационных действий на автомобиль.

Как оформить одобрение типа ТС на территории Таможенного союза

Как оформить одобрение типа транспортного средства на территории Таможенного союза?

Читайте также  Стук компенсаторов что делать?

Настоящая статья раскрывает основные понятия использующиеся в этой сфере и описывает нюансы получения Одобрения типа в зависимости от категории ТС и его назначения.

Основные понятия, используемые при проведении процедуры оценки соответствия транспорта перед выпуском его в обращение:

Одобрение типа — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);

Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;

Одобрение типа шасси (ОТШ) — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение шасси, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента.

Специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);

Специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);

ОТТС/ОТШ можно оформить на:

— серийно выпускаемые транспортные средства (ТС),

— транспортные средства производимые или ввозимые малыми партиями,

— транспортные средства производимые в режиме промышленной сборки.

Кроме этого процедура оформления ОТТС/ОТШ предусматривает:

— распространение ранее выданного ОТТС/ОТШ,

— внесение изменений в ОТТС/ ОТШ

— продление ранее выданного ОТТС/ОТШ.

ОТТС может быть оформлено на следующие транспортные средства категорий:

  • мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы (L1-L7)
  • легковые автомобили (М1)
  • автобусы и троллейбусы (М2, М3)
  • грузовые автомобили (N1, N2, N3)
  • транспортные средства повышенной проходимости (N1G, N2G, N3G, M1G, M2G, M3G)
  • прицепы и полуприцепы (О1, О2, О3, О4)
  • специальные и специализированные ТС.

ОТШ может быть оформлено на следующие шасси:

  • автобусов (М2, М3)
  • грузовых автомобилей (N1, N2, N3)
  • повышенной проходимости (N1G, N2G, N3G, M1G, M2G, M3G)
  • прицепов и полуприцепов (О)

Срок действия ОТТС/ОТШ:

Максимальный срок действия ОТТС/ОТШ 3 года (на серийный выпуск транспортных средств).

ОТТС/ОТШ на малую партию не ограничивается сроком, кроме случаев ограничения по экологическому классу.

Срок действия ОТТС, изготавливаемого с использованием выпущенного в обращение базового транспортного средства (шасси), произведенного другим изготовителем, в случае применения в соответствии с пунктом 39 ТР ТС 018/2011 требований на уровне ниже действующего, а также в случае использования одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), срок действия которого завершен, ограничивается 1 годом с даты окончания срока действия одобрения типа базового транспортного средства (одобрения типа шасси). Срок действия такого одобрения типа транспортного средства, оформленного на малую партию транспортных средств, не ограничивается.

ОТТС/ОТШ на серийный выпуск транспортных средств оформляется на основе сертификатов соответствия по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, 6 ТР ТС 018/2011.

ОТТС/ОТШ на малую партию можно оформить на основе деклараций о соответствии (схема 7д) или на основе сертификатов соответствия по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, 6 ТР ТС 018/2011.

Для получения Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) / шасси (ОТШ) заявитель предоставляет в орган по сертификации «У-АВТО» документы:

  1. Заявка на оформление ОТТС/ОТШ по форму установленной ОС «У-АВТО».
    В заявке обязательно указывается:

– тип, модификация, коммерческое наименование (при наличии) транспортного средства,

– сведения о ранее выданных ОТТС/ОТШ,

– сведения о наличии у изготовителя условий производства (подтверждается сертификатом менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

Примечание: Сертификат системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 должен быть оформлен Органом по сертификации, прошедшем аккредитацию в Федеральной службе аккредитации (ФСА) и находящийся в реестре Росаккредитации.

  1. К заявке прилагаются документы в соответствии с Приложением №12 ТР ТС 018/2011, а именно:
  1. Общее техническое описание типа транспортного средства/шасси.

Общее техническое описание должно сожержать:

— техническую информацию достаточную для оформления ОТТС/ОТШ,

— описание маркировки ТС,

— эскизы общего вида с указанием габаритных размеров,

— перечень компонентов (устройства световой и звуковой сигнализации, ремни безопасности, стекла, шины, зеркала), имеющих маркировку, с указанием этой маркировки (номеров официального утверждения).

  1. Декларация о соответствии (схема 1д) + описание маркировки ТС По п.п. 11-16 и п.1, 2, 4 приложения 7 ТР ТС 018/2011.
  2. Сертификаты соответствия, оформленные органами по сертификации членов Таможенного Союза (должны быть в едином реестре).
    (Сертификаты на компоненты устанавливаемые на ТС (стекла, сиденья, ремни безопасности, устройства освещения и т.д.)
  3. Протоколы испытаний по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, оформленные аккредитованной испытательной лабораторией и(или) протоколы идентификации и испытаний комплектного ТС + заверенные копии описаний типа по свойствам. Лаборатории аккредитованы в государствах – членах таможенного союза или государствах-членах Женевского соглашения 1958 г.
    Примечание:перечень требований обязательных дляоценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента определяется по приложению № 2 в зависимости от категории ТС.
  4. Для специальных и специализированных ТС:
    К п.4 (см. выше) + протоколы идентификации и испытаний комплектного ТС + заверенные копии описаний типа по свойствам в отношении применяемых требований приложения N 6 ТР ТС 018/2011.
    В качестве доказательственных материалов также допускается представление документов, удостоверяющих соответствие установленного на транспортном средстве рабочего оборудования требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».
  5. Для специальных и специализированных ТС:
    ОТТС, ОТШ, сертификаты по свойствам на базовое ТС (заверяется изготовителем или органом по сертификации).
  6. Сообщения об официальном утверждении типа в отношении Правил ЕЭК ООН, выданные в странах-участницах Соглашения 1958 года.
  7. Сертификат СМК и описание условия производства в соответствии с Приложение № 13 ТР ТС 018/2011.
    Примечание:Сертификат системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 должен быть оформлен Органом по сертификации, прошедшем аккредитацию в Федеральной службе аккредитации (ФСА) и находящийся в реестре Росаккредитации
  8. План проведения контроля соответствия продукции требованиям ТР ТС (при оформлении ОТТС на малую партию).
  9. Документ о присвоении WMI (для ТС, изготовленных на территории Таможенного союза).
  10. Руководство (инструкцию) по эксплуатации.
  11. Для ТС поставляемых по гособоронзаказу, результаты собственных испытаний, либо результаты приемочных (государственных) проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.
  12. Для заявителя, не являющимся изготовителем:
    — соглашение между изготовителем и заявителем о предоставлении изготовителем полномочий заявителю на проведение оценки соответствия и о солидарной с изготовителем ответственности за обеспечение безопасности продукции.
  13. В случае оценки соответствия транспортных средств, изготавливаемых на базе шасси или транспортных средств, приобретаемых у стороннего изготовителя, дополнительно:
    — документ, подтверждающий согласование изменения (сохранения) торговой марки и коммерческого названия транспортного средства на текущей стадии изготовления;
    — подробное описание всех изменений и дополнений, внесенных в конструкцию базового транспортного средства (шасси);
    — документ, в котором согласованы взаимные обязательства обоих изготовителей по обращению технической документации между ними (обязательства о взаимном уведомлении, о вносимых изменениях и др.);
    — документ (разделительный перечень), в котором обоими изготовителями согласована их ответственность за обеспечение соответствия каждому требованию безопасности, входящему в номенклатуру приложения № 2 к техническому регламенту, а также закрепление за ними соответствующих контрольных испытаний транспортных средств;
    — заверенные в установленном порядке копии документов, удостоверяющих соответствие шасси или транспортных средств, приобретаемых у стороннего изготовителя, требованиям технического регламента;
    — в случае окончания срока действия одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), выданного на базовые транспортные средства (шасси) — копии документов, идентифицирующих транспортные средства (шасси), базовых транспортных средств (шасси).
  14. При оценке соответствия, впервые проводимой в отношении типа транспортного средства, сборка которого осуществляется только из сборочных комплектов в режиме промышленной сборки в отношении конструктивных аналогов которого, изготавливаемых в условиях другого производства, ранее была проведена оценка соответствия, дополнительно к документам, перечисленным в пункте 1.1 настоящего приложения, представляются:
    — документы, подтверждающие происхождение компонентов, поставляемых на сборочное производство;
    — документ, удостоверяющий получение изготовителем транспортных средств, производимых в режиме промышленной сборки на единой таможенной территории Таможенного союза конструкторской, технологической и другой технической документации в объеме, обеспечивающем выполнение выпускаемой продукцией, соответствующих требований технического регламента;
    — письмо иностранного изготовителя транспортных средств об отсутствии конструктивных изменений транспортных средств, производство которых будет осуществляться в государствах – членах Таможенного союза, по отношению к транспортным средствам, выпускаемым иностранным изготовителем – участником соглашения о промышленной сборке;
    — разрешение иностранного изготовителя – участника соглашения о промышленной сборке на использование для оценки соответствия транспортных средств, производимых в режиме промышленной сборки, доказательственных материалов, полученных иностранным изготовителем;
    — документы, подтверждающие соглашение изготовителей – участников соглашения о промышленной сборке – об изменении (или сохранении) торговой марки и коммерческого названия транспортного средства, выпускаемого в режиме промышленной сборки;
    — документы, в которых установлены взаимные обязательства изготовителей – участников соглашения о промышленной сборке – по обращению технической документации (обязательства о взаимном уведомлении, о вносимых изменениях, возможность передачи документации третьей стороне и т.д.).

Задать вопросы относительно получения ОТТС/ОТШ можно на форуме