Как работает система предотвращения столкновения?

Как работают системы предотвращения столкновений

Как работают системы предотвращения столкновений на низких скоростях и почему радары и камеры становятся уже обязательными для многих автопроизводителей? Разбираемся в сути вопроса.

Когда?

Концепт-кар Cadillac Cyclone XP-74, показанный в 1959-м, уже был оснащен передними радарами. Но исследования их реального применения в автомобиле начались только в семидесятых годах, а серийно систему автоматического торможения предложили в 2003 году на Honda Inspire.

Системы автоматического торможения (AEB, Automatic Emergency Braking) работают всегда. В их основе один или несколько фронтальных датчиков под лобовым стеклом или в переднем бампере. В первой фазе они предупреждают водителя с помощью звуковых и визуальных сигналов о необходимости замедлиться.

Зачем?

Самая распространенная авария – столкновение на низкой скорости. Их число растет из-за того, что водители часто отвлекаются. Системы AEB в 35% случаев полностью предотвращают, а еще в половине значительно снижают тяжесть последствий ДТП, в том числе с участием пешехода или велосипедиста.

Системы автоматического торможения определяют препятствия разных типов – это и автомобили, едущие впереди, и пешеходы, и велосипедисты. При этом главное назначение технологии в современном мире пока все-таки только предотвращение столкновения двух автомобилей

Сколько?

Система автоматического торможения предлагается как в базовом оснащении, так и в качестве отдельной опции или части пакета оснащения, повышающего безопасность.

Как работает?

Системы AEB используют не только стандартную тормозную систему, но и датчики, распознающие транспортные средства и пеше­ходов перед автомобилем. Электроника определяет относительную скорость и расстояние между машиной и препят­ствием. При риске столкновения Automatic Emergency Braking предупреждает водителя и задействует преднатяжители ремней безопасности, чтобы повысить их эффективность при неминуемом столкновении. Также она может дать команду подвести тормозные колодки ближе к дискам, чтобы сократить время реакции и тормозной путь. Если же водитель не реагирует, автомобиль выполняет торможение сам для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Обычно в системе используют лидары (Light Detection and Ranging) и радары в сочетании с камерой и программным обеспечением, распознающим изображения. Однако есть AEB, использующие только стереоскопическую камеру, как Eyesight Hitachi у Subaru или Bosch у Land Rover Discovery Sport.

Способы распознавания препятствий в разных системах и у разных автопроизводителей могут сильно отличаться – это касается как «харда», датчиков разных типов, так и «софта» – программ, обрабатывающих данные радаров

Влияет на звезды

Наличие на автомобиле системы автономного экстренного торможения прямо влияет на то, какой рейтинг по безопас­ности ему будет присвоен. Ассоциация по проведению независимых краш-тестов Euro NCAP – самая престижная в мире – оценивает этот параметр еще с 2014 года. При этом в 2018 году правила были ужесточены. Автопроизводителям теперь недостаточно предложить функцию автоматического торможения как опцию или установить на машину систему, работающую недостаточно эффективно. Стремление сэкономить приведет к понижению оценки за безопасность. А на звезды Euro NCAP европейские покупатели смотрят очень внимательно, даже если не всегда понимают, что именно они означают.

Эксперты Euro NCAP, испытывая новые автомобили, оценивают работу системы автономного торможения «в связке» с функцией предупреждения о возможном фронтальном столкновении. Для этого проводятся тесты сразу по трем разным сценариям: сближение с неподвижным автомобилем на скорости 30–80 км/ч, сближение с автомобилем, движущимся впереди с меньшей скоростью, и движение за автомобилем, который внезапно начинает тормозить. Последний сценарий подразумевает скорость в 50 км/ч и два теста с плавным и резким торможением. Высокие оценки Euro NCAP получают те системы, которые смогли в таких условиях или полностью предотвратить столкновение, или обеспечить незначительность повреждений.

Підпишіться на наш Telegram-канал або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.

Не допустит аварии, «сдаст» начальству. Тестируем систему предупреждения столкновений

Я помню свою первую аварию. Выезжая на главную дорогу, повернул голову, чтобы посмотреть, где поток, и «уткнулся» в ехавший передо мной BMW: в последний момент его водитель неожиданно для меня притормозил. Классика!

В подобные аварии новички попадают по неопытности, а водители со стажем — из-за невнимательности и «расслабленности» за рулем, отвлекаясь на те или иные второстепенные вещи. А ведь, если верить исследованиям, раннее предупреждение о риске столкновения может значительно сократить вероятность ДТП.

Так, еще в 2006 году Технический транспортный институт Вирджинии опубликовал исследования, указывающие на основные отвлекающие/аварийные факторы и полученные при анализе поведения реальных водителей. В отчете указывается, что почти 80% аварий и 65% аварийных ситуаций связано с потерей водителем внимания в течение 3 секунд до события. Другие исследования показывают, что раннее предупреждение может существенно снизить риск ДТП: если водитель предупрежден за 1,5 секунды, для отдельных типов столкновений (например, наезд сзади) вероятность аварии снижается на 90%, а если за 2 секунды, то практически сводится к нулю.

Вот почему в последнее время столько внимания уделяется системам активной и превентивной безопасности, страхующим водителя в самых различных ситуациях. Считывание дорожных знаков, слежение за разметкой, предупреждение о небезопасной дистанции и риске столкновения — с каждым годом число «контролеров» растет, причем не только в автомобилях премиальных марок, но теперь и в массовом сегменте. Впрочем, в большинстве случаев это по-прежнему лишь опционное оборудование, причем далеко не дешевое.

Зоркий глаз

Но оказывается, что-то подобное устройство можно установить практически на любой автомобиль! Так, один из пионеров в области разработки систем раннего предупреждения израильская компания Mobileye умудряется работать сразу на два фронта. С одной стороны — плотное сотрудничество с GM, BMW, Peugeot, Audi, Volvo, Opel и другими (в портфеле заказов на 2015 год — 213 моделей), с другой — поставки на Aftermarket универсальной версии системы предупреждения аварийных ситуаций.

Само собой, «заводской» вариант полностью интегрирован в автомобиль. Например, информация выводится на штатный дисплей, в то время как универсальное устройство использует свой собственный небольшой экран (на первых моделях — простейший с пиктограммами, на последних — уже LCD), который может монтироваться в любое удобное для водителя место. ОЕМ-решение работает в связке с другими системами и узлами, например, автомобиль не просто предупреждает водителя об опасности, но и в случае его бездействия может вмешаться в процесс управления, затормозив и подрулив. Функция универсальной системы ограничена лишь предупреждением.

Система считывает информацию с CAN-шины в пассивном режиме, соответственно доступны такие параметры, как скорость движения, положение педалей «газа» и тормоза, включено ли освещение, сигнал поворота и т.д. В случае со старыми моделями автомобилей можно использовать специальный адаптер, который будет переводить аналоговые сигналы в цифровые.

В отличие от других схожих систем, включающих стереокамеры, радары или лазерные сканеры, Mobileye использует технологию визуального распознавания объектов, при этом обходится всего одной камерой, расположенной под лобовым стеклом.

Получаемое видеоизображение обрабатывается высокопроизводительным чипсетом, который использует уникальный математический алгоритм для расчета расстояний между автомобилем и объектами, а также вероятность столкновения при нарушении заложенных условий соблюдения дистанции или нарушения траектории собственного движения. Другими словами, Mobileye «видит» то же, что и водитель, но в отличие от него обрабатывает и анализирует «картинку» постоянно — следовательно, он не оставит без внимания те риски, которые водитель по какой-то причине может пропустить.

Разумеется, у данной технологии есть как плюсы, так и минусы. Поскольку камера установлена в салоне за лобовым стеклом, она в меньшей степени зависит от погодных условий и не теряет в функциональности при неблагоприятных условиях. Если радар видит просто некое препятствие, то процессор, анализируя видеоизображение, может его классифицировать. Опять же камера видит «шире» узконаправленных датчиков.

Ну а недостатки продиктованы функциональным предназначением системы. Поскольку комплекс работает на предупреждение «фронтальных» инцидентов, он не «замечает» помех по бокам и не может контролировать ситуацию позади автомобиля. И как бы ни был «зорок» Mobileye, «видит» он по большому счету то же самое, что и человеческий глаз. То есть в темноте он распознает автомобиль, дорожный знак или разметку, а вот пешеход или животное остаются незамеченными до тех пор, пока их не высветят автомобильные фары.

Читайте также  Система динамической стабилизации автомобиля что это?

Для автопроизводителей эти ограничения не столь важны: недостающие функции они просто дополняют другими устройствами, то есть Mobileye работает в связке с другими системами. А вот покупатели универсальных систем получают лишь определенный набор функций. Как работает система, мы увидели в ходе тестовой поездки.

Проверка на строгость

Если не знать, то сразу компоненты системы в интерьере автомобиля и не увидишь. Так, блок, в котором совмещены камера и чипсет, установлен перед внутрисалонным зеркалом, а небольшой круглый экранчик закреплен под самым потолком (в принципе его можно разместить где угодно).

А можно выводить сообщения системы на смартфон, для чего нужно скачать соответствующее приложение и установить связь по протоколу Bluetooth . И это лучший вариант! Во-первых, на экран смартфона выводится больше информации, она подается в более удобном виде. Во-вторых, по итогам поездки можно получить подробный отчет. Но об этом чуть позже…

Итак, поехали! Зеленый индикатор на экране сообщает о том, что все хорошо, зеленая пиктограмма с машинкой указывает, что система «увидела» перед собой автомобиль, но дистанция до него безопасная.

Цифры — это все та же дистанция в секундах. В принципе ее, как и «чувствительность» некоторых других параметров, можно настраивать в определенном диапазоне, но как только сближение станет опасным, зеленая подсветка сменится красной, зазвучит предупреждающий сигнал.

Помимо контроля дистанции есть еще и функция предупреждения о фронтальном столкновении, ведь автомобили могут появляться спереди сбоку, перестраиваясь или двигаясь наперерез. Любопытно, что, несмотря на плотный временами трафик, ложных срабатываний (например, на встречные или близко перестраивающиеся автомобили) не было — все довольно четко.

Не «истерит» Mobileye и при появлении пешеходов, обозначая опасное приближение к ним, лишь когда подкатываешь к самому переходу. Вот здесь бы я настроил чувствительность повыше: видимо, в Израиле пешеходы не перебегают дорогу, не глядя по сторонам…

А как насчет контроля рядности? Система должна распознавать разметку и сигнализировать в случае перестроения без включенного «поворотника» (кстати, при желании можно установить не только зуммер, но и вибратор, который будет «трясти» руль или кресло). Поначалу нежелание устройства «захватывать» хорошо различимую разметку озадачило, но оказалось, что эта функция работает на скорости свыше 55 км/ч.

А вот дальше дело пошло, причем даже с изрядно истертыми полосами. Хотя сказать, что система «видит» любую разметку, было бы неверно.

А еще Mobileye читает дорожные знаки! Теоретически распознаются все знаки, соответствующие Венской конвенции. Но на экран выводятся те, что ограничивают скорость, и в случае превышения оной также срабатывает сигнализатор. Добавим к этому функцию автоматического переключения света с ближнего на дальний. Но поскольку тестовая поездка проходила в дневное время, проверить эту опцию не удалось.

Оценит только бизнес?

Конечно, в ходе тестовой поездки пришлось «хулиганить»: держать минимальную дистанцию, перестраиваться без включения «поворотника», подкатывать вплотную к пешеходным переходам — все ради проверки! Но в реальных условиях наличие такого «контролера» наверняка будет дисциплинировать и ограждать от лишней самоуверенности. И, что важнее, вовремя предупредит водителя, если тот зазевается в самый неподходящий момент.

Но цена вопроса… Стоимость комплекта с учетом установки — 18 млн рублей. Согласитесь, немалые деньги, даже с учетом того, что потенциально затраты окупятся при первой же «упрежденной» аварии. Скорее более сильным доводом может стать скидка 20% на КАСКО при наличии устройства на борту — ее уже предоставляет одна из белорусских страховых компаний, а дистрибьютор Mobileye продолжает вести переговоры с другими страховщиками. Тем не менее в нашей стране ставка будет делаться на юридические лица — и с несколько иной аргументацией к покупке.

Если для обычного автолюбителя использование подобной системы продиктовано прежде всего вопросом безопасности, то для транспортных предприятий это в первую очередь инструмент сокращения затрат. Меньше аварий — меньше простоев, соответственно упущенной выгоды. Но не только.

Если обычный GPS-мониторинг просто информирует о том, куда ездил водитель, то в связке с Mobileye комплекс дает возможность еще и оценить качество вождения. Ведь система фиксирует и количество торможений, и число возникающих аварийных ситуаций — эта информация доступна в виде отчетов. Добавляем GPS-трекер с гироскопом и акселерометром — система уже «видит» и резкий старт, и резкое торможение, и быстрое прохождение поворотов. Фактически это «черный ящик» для автомобиля, который позволяет судить о том, насколько безопасно и аккуратно ездит водитель. А раз так, то этот стиль можно корректировать — вот вам и топливная экономичность, и сокращение затрат на обслуживание за счет более бережного обращения с матчастью. И еще раз вспомним про чтение параметров через CAN-шину: можно получать отчеты и о расходе топлива, и о реальных заправках — слить бензин или солярку будет непросто!

В общем, те предприятия, руководство которых реально заинтересовано в снижении транспортных издержек, а также прокатные конторы и таксопарки Mobileye вполне может заинтересовать, причем именно в связке с GPS-трекингом и возможностью получения отчетов о качестве поездки. И пилотные закупки уже есть, в первую очередь среди транспортных фирм. Ну а что касается рядовых автомобилистов, то с ними предполагается работать через автомобильных дилеров, которые могут продавать и устанавливать Mobileye как дополнительное оборудование.

Автомобильная система предотвращения столкновений

Работа над повышением безопасности использования автомобилей ведётся непрерывно. Некоторые системы уже в обязательном порядке устанавливаются в новые автомобили. Система предупреждения о столкновении пока ещё не признана обязательным элементом в выпускаемых машинах, но популярностью пользуется немалой.

Вникаем в суть системы

По названию уже становится понятной суть этой инновации — недопущение совершения наезда на объект, который находится впереди. Реализуется эта функция посредством принудительного торможения в тот момент, когда система считает ситуацию опасной, а столкновение неизбежным. Если к работе присоединяется ещё и адаптивный круиз-контроль, то автомобиль будет всегда находиться на безопасном расстоянии от впереди следующего участника движения.

Существующие варианты системы антистолкновения

Многие компании-производители автомобильной промышленности разработали свои варианты этой уникальной технологии, которая способна предотвратить аварию и спасти жизни людей. Но суть остаётся такой же: в автомобиле автоматически включаются тормоза в том случае, если водитель не реагирует на опасное сближение с объектом, который находится в движении или стоит с выключенным двигателем.

Ранее практиковалась другая система, которой было далеко до совершенства. Она предполагала использование только радара, а это не могло обеспечить высокой эффективности. Новая разработка основывается не только на радаре, но ещё предполагает использование камеры. Именно последний элемент фиксирует положение ближнего автомобиля. Радиус действия радара составляет 150 метров, а камеры — 55 метров. Это значит, что система следит за всеми объектами, которые попадают в радиус действия камеры. Информация, поступающая с этих двух элементов, обрабатывается и сравнивается по современной технологии Data Fusion, что также позволило повысить эффективность системы.

Много усилий приложили автопроизводители, чтобы их разработки начинали активные действия только в случае неизбежного столкновения. Этот фактор очень важен в условиях большого города, на дорогах которого наблюдается плотное передвижение транспорта. Низкий уровень ложных оповещений — это важное и довольно редкое преимущество технологии предотвращения столкновений.

Для пользователя удобной является возможность менять настройки и выбирать рабочий режим, адаптируя таким образом систему к условиям передвижения.

Схема работы

Раз уж мы начали рассматривать одну из систем безопасности, то стоит детально рассмотреть принцип её работы. Он состоит из нескольких этапов, которые приводятся в действие последовательно.

  1. При отсутствии реакции водителя на сокращение расстояния между его автомобилем и стоящим впереди объектом на лобовом стекле начинает мигать красная лампочка. Вместе с этим в салоне активируется звуковое оповещение. Всё это направлено на привлечение внимания водителя, который должен отреагировать на ситуацию должным образом.
  2. Система начинает подготавливать автомобиль к будущему торможению (колодки сближаются с дисками, в гидравлике давление повышается). За счёт такой подготовки торможение будет эффективным даже при лёгком нажатии на педаль тормоза.
  3. Если от водителя и в дальнейшем не поступает никаких действий, то система самостоятельно начинает активизировать тормоза.
Читайте также  Знак неисправности тормозной системы

Можно привести несколько случаев, на которые система отреагирует снижением скорости:

  • опасное сокращение дистанции;
  • перестраивание впереди следующего автомобиля на вашу полосу;
  • выход машины за пределы своей полосы без включения поворота на высокой скорости;
  • внезапное появление перед машиной другого участника дорожного движения.

На полную остановку машины надеяться приходится не всегда, но даже при некотором снижении скорости риск травматизма снижается в разы.

Дополнительные функции

Эффективность предотвращения столкновения можно повысить за счёт использования дополнительных систем.

Адаптивный круиз-контроль ACC

Система предупреждения о столкновении должна работать совместно с адаптивным круиз-контролем ACC. Эта разработка следит за соблюдением безопасной дистанции между вашим автомобилем и впереди стоящим. Такая функция очень удобна во время передвижения в пробках.

Непрерывно работает радар, который измеряет расстояние до каждого автомобиля. Система обрабатывает эту информацию и рассчитывает скорость, при которой критическое сближение будет невозможным. Добавляет удобства пользователю возможность выставления своих параметров, в пределах которых будет работать адаптивный круиз-контроль.

Система следит за скоростью передвижения соседнего автомобиля и быстро реагирует на её снижение. Таким образом, водитель может не держать себя в постоянном напряжении и доверить некоторую часть управления автоэлектронике.

Оповещение сокращения дистанции

Передвижение в плотном потоке машин облегчается благодаря системе, которая следит за сокращением дистанции и оповещает водителя в случае возникновения опасной ситуации. Эта функция называется Distance Alert, она может служить альтернативой для адаптивного круиз-контроля. Если последняя система неактивна, то контроль за дорогой выполняет Distance Alert.

Внимание водителя привлекается благодаря предупредительному сигналу, который располагается внизу на лобовом стекле — как раз в зоне видимости.

Технология обнаружения пешеходов

Все возможности, которые были описаны выше, имеют отношение только к автомобилям. Но ведь машина может сталкиваться не только с себе подобными, но и с пешеходами. Была разработана отдельная система, которая направлена на обнаружение людей, находящихся возле автомобиля. При выявлении близстоящего человека, автомобиль принудительно снижает скорость.

В результате работы этой технологии можно снизить силу удара или вовсе избежать столкновения с пешеходом. Исследования показали, что использование системы обнаружения пешеходов сокращает смертность в результате аварий, снижает вероятность получения тяжёлых травм и уменьшает количество наездов.

Возможности этой технологической разработки впечатляют. Она отлично работает в условиях большого города, отслеживает сразу нескольких пешеходов, которые могут передвигаться в различных направлениях, определяет людей с зонтами в условиях дождливой погоды.

Система поможет предотвратить столкновение с пешеходом

Недостатки

Специалистам ещё есть над чем работать. Технологии предотвращения столкновения работают неудовлетворительно при плохой погоде и в тёмное время суток. Также влияет на качество работы дорожная разметка, её количество и качество. Если камера недостаточно хорошо различает разделительные линии, то работа системы снижается. Равно как и во время густого тумана, недостаточного освещения, снегопада и при других неблагоприятных условиях.

Глупо полностью полагаться на электронику. В любом случае водитель несёт ответственность за жизни людей и сохранность имущества. Эти системы нужно воспринимать как страховку и помощь, а не перекладывать на них всю работу водителя.

Система предотвращения столкновения — можно установить в автосервисе

Последние десятилетия отмечены значительным ростом числа автомобилей на дорогах всего мира. Однако, увеличение в связи с этим количества дорожно-транспортных происшествий происходит отнюдь не повсеместно.

В странах ЕС правительство ограничивает объёмы потока транспортных средств в мегаполисах различными фискальными мерами. Соблюдению правил дорожного движения уделяется пристальное внимание.

Дорожное покрытие соответствует международным стандартам. Общая организация движения машин исключает регулярное возникновение аварийных ситуаций.

Российские автолюбители и профессиональные водители привыкли ездить совершенно в других условиях. Огромное количество транспорта на городских улицах затрудняет движение и приводит к возникновению автомобильных пробок. Вялотекущий поток машин забивает перекрёстки. На запрещающий сигнал светофора выезжают машины и, не имея возможности двигаться дальше, остаются на пересечении дорог. Плотное движение не позволяет двигаться равномерно. Опаздывающий водитель вырывается из потока машин и развивает непозволительно высокую скорость, пытаясь компенсировать потерянное время.

Перечень услуг автосервиса постоянно расширяется

В этой ситуации нарушаются элементарные правила дорожного движения. Столкновения автомобилей перестали быть редкостью. Даже в результате небольшой аварии машина получает повреждения кузова, его лакокрасочного покрытия и смонтированной на поверхности транспортного средства арматуры. Качественное устранение дефектов возможно только в условиях автосервиса. Однако современное обслуживание предполагает не только ремонт внешних повреждений автомобиля, но и предоставление дополнительных возможностей для предупреждения аварии.

Оказывая услуги по обслуживанию кузова и ремонту его элементов, автосервис традиционно решает задачи устранения последствий дорожно-транспортного происшествия. При этом в цехах автопроизводителей в конструкцию машин регулярно добавляются новые системы, позволяющие максимально обезопасить их эксплуатацию.

Как правило, на автомобили эконом-класса это не распространяется. Заводской конвейер такие машины покидают «пустыми». В этом случае только автосервис способен оснастить транспортное средство дополнительными системами предупреждения столкновений не только в период предпродажной подготовки, но и во время активного использования автомобиля в рамках дополнительных услуг по тюнингу.

Новые системы безопасности могут предотвратить столкновение автомобилей, снижая вероятность возникновения удара с механическим препятствием или с другим транспортным средством. При правильной эксплуатации системы возникновение ДТП исключается. Большую помощь данные разработки оказывают при выполнении водителем манёвров на ограниченном пространстве, когда затруднительно определить реальное расстояние до препятствия.

Система предотвращения столкновения транспортных средств, как работает

Если на автомобиле отсутствуют системы предупреждения столкновений, но они предусмотрены конструкцией автопроизводителя, то в рамках предпродажной подготовки и в специальных тюнинговых ателье можно заказать данную услугу. В настоящее время большое распространение получают парковочные системы, выполненные на базе малогабаритных видеокамер.

  • Вспомогательная видеокамера. На дисплее системы PAS выводится изображение объектов, расположенных позади автомобиля. Это устройство облегчает парковку. Дисплей HLDF показывает линии, которые соответствуют расстоянию от автомобиля 0,3 и 1,5 метра. Данные линии являются вспомогательными и позволяют водителю сориентироваться при оценке расположения автомобиля. Опция PAS устанавливается как дополнительное оборудование при наличии на автомобиле навигационной системы.
  • PAS (Parking Assis-tance System) с модулем PAM – помощь при парковке. Датчики PAS расположены впереди и сзади машины и определяют расстояние до ближайших объектов. Управляет работой датчиков модуль PAM. При работе PAM сообщает о состоянии системы (вкл., выкл.) на дисплей ICM. ICM идентифицирует сигнал о приближении препятствий спереди или сзади. Постоянный тон сигнала соответствует расстоянию от автомобиля до объекта менее 0,3 метра. Прерывистый сигнал свидетельствует об увеличении расстояния до 0,8 метра.
  • Система вспомогательного торможения. Наиболее распространённый вид ДТП – наезд сзади. Недостаток внимания водителя снижается и как следствие, сразу приводит к возникновению аварийной ситуации. Volvo Cars представила инновационную технологию вспомогательного торможения. Она основана на действии вспомогательных функций, позволяющих снизить вероятность наезда на движущееся впереди транспортное средство. Специальный радар контролирует зону перед автомобилем и активирует всю систему предупредительным красным светом и звуковым сигналом, если возникает критическая ситуация. Если водитель не реагирует или не успевает принять экстренные меры, то включается система автоматического торможения. При этом тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам. Одновременно подаются предупреждающие сигналы для водителя транспортного средства, следующего позади. Данная система предполагает три варианта настройки в зависимости от индивидуального стиля вождения.
  • Адаптивный круиз контроль предназначен для поддержания безопасного расстояния до следующего впереди автомобиля. Часто данное устройство рассматривается только для повышения уровня комфорта при вождении. Однако движение в потоке машин с неравномерной скоростью с адаптивным круиз контролем будет более уверенным. При помощи радара данная система автоматически контролирует расстояние до впереди идущего автомобиля, путём регулирования скорости движения транспортного средства.
  • Инновационные системы BLIZ, IDIS. BLIZ (Blind Spot Information System) подаёт сигналы водителю о появлении в мёртвой зоне видимости других транспортных средств. Работает на основе видеокамер, которые встроены на внешних зеркалах. IDIS разработана для оценки критической ситуации. Она контролирует вращение рулевого колеса, движение педалей газа и тормоза, применение сигналов поворота. В случае возникновения нестандартных действий водителя, система IDIS блокирует входящие звонки на мобильный телефон или сигналы о поступлении СМС. Таким образом, она не позволяет водителю отвлекаться на внешние раздражители.
Читайте также  Полироль для стекла автомобиля от царапин

Выводы

Научная революция давно шагнула за пределы фантастики. Человек не успевает удивляться последним инновационным идеям, тем более отслеживать новейшие разработки в различных отраслях науки и техники, в том числе и в мире транспорта. Электронные системы, которые призваны снизить количество аварийных ситуаций, являются полезными конструкторскими решениями автопроизводителей.

Система предотвращения столкновения Toyota Safety Sense

Система автоматического торможения для предотвращения столкновений: суть системы и принципы работы

Компания Great Wall распродала все экземпляры нового внедорожника Tank 500 менее чем за минуту

Новый BMW 2-Series 2022 года для России: что делает «баварца» одним из лучших авто на рынке?

Обновленный Porsche Macan 2022 года для России: он стал мощнее и изменился внешне

Популярное за неделю

Volkswagen Touareg 2022 года пережил масштабные изменения: новые двигатели и комплектации

Все, что нужно знать о новом Renault Logan 2021 года — последние новости

Новый кроссовер Toyota Corolla Cross стоит всего 1,35 миллиона рублей. Опубликованы цены и комплектации

Он дешевле Kia Carnival на миллион: новый минивэн Hyundai Custo — опубликованы цены и комплектации

Итоги, ч.2: новый кросс от Toyota стоит всего ₽1,35 млн, Hyundai раскрыл цены на вэн Custo, почему установка регистратора — обязательна?

Безопасность пассажиров автомобилей, а также окружающих их участников движения на дороге – важнейший фактор, которому большинство автопроизводителей уделяет повышенное внимание. Одним из основных элементов системы безопасности машины является система автоматического торможения для предотвращения столкновений. Она является чрезвычайно важным ассистентом, поскольку способна оценить сложность возникшей на дороге ситуации в одно мгновение и принять соответствующее решение об ее исправлении. Наверняка, многим водителям знакома ситуация, когда перед автомобилем на дороге резко появляется пешеход или какое-либо иное препятствие, способное спровоцировать ДТП с непредсказуемыми последствиями. Именно в таких случаях ассистент, позволяющий предотвратить столкновение, является незаменимым. Каждый производитель по-своему реализует данный сервис, однако принцип его действия абсолютно одинаков во всех случаях. Именно о нем и будет идти речь в данном обзоре.

Для чего необходим такой ассистент

Наличие системы автоторможения, способной предотвратить столкновения, является чрезвычайно важным моментом. Основной задачей подобного сервиса является оценка ситуации на дороге, распознание всех объектов, дорожной разметки, предупреждение водителя о том, что расстояние между автомобилем и другим объектом резко сокращается и может привести к негативным последствиям посредством различных световых и звуковых сигналов. Если же автомобилист никаким образом не отреагировал на данное уведомление, то ассистент способен самостоятельно принять решение об активации автоторможения, чтобы избежать ДТП. Особенно важным подобный сервис является в том случае, когда непредвиденная ситуация возникла спонтанно и у водителя просто не остается времени на реальную, трезвую оценку положения дел на дороге.

Несмотря на то, что данный сервис является достаточно новым и молодым, его постоянное совершенствование и способность помочь предотвратить аварию либо минимизировать ее последствия, является чрезвычайно важным. Как правило, система автоторможения может помочь в таких случаях:

  • водитель потерял концентрацию за рулем и не успел отреагировать на возникновение внештатной ситуации;
  • на дороге очень плохая видимость (туман, слепящее солнце, метель, дождь);
  • неожиданная ситуация в следствии появлении пешехода или иного препятствия перед автомобилем либо резкое торможение находящегося впереди автотранспорта.

По решению стран Евросоюза, начиная с 2015 года все грузовые модели и автобусы, сходящие с конвейера автопроизводителя, в обязательном порядке должны быть оснащены данным ассистентом. По требованию правительства США, с сентября 2022 года все новые легковые авто должны быть оборудованы этим сервисом.

Принцип действия системы

Ассистент экстренного торможения имеет достаточно сложное устройство, поскольку состоит из различных элементов, которые в совокупности и позволяют работать данной системе. В первую очередь нужно сказать о структурных элементах сервиса, которые занимаются оценкой дорожной ситуации. Они представлены тремя различными элементами, отвечающими за мониторинг ситуации по отношению к другим автомобилям и статичным предметам, вторая – определяет людей, которые могут в любой момент возникнуть на дороге, и третья – осуществляет управление встроенными сенсорами. Для распознания сложной ситуации на дороге машина оснащается различными видеокамерами и датчиками мониторинга, которые устанавливаются в боковые зеркала и бампера.

Сам процесс работы ассистента может быть показан таким образом:

  • камеры и датчики, входящие в структуру системы автоторможения, определяют наличие препятствий на дороге. Если оно обнаружено и сервис понимает, что расстояние между ним и автомобилем близко к опасному, водитель получает соответствующее уведомление;
  • в этот же момент в тормозной системе создается избыточное давление, а сами колодки подводятся на максимально близкое расстояние к дискам, чтобы работа тормозов была оперативной и максимально эффективной;
  • в случае, если расстояние до препятствия становится критическим, а водитель никак не реагирует на отсылаемые уведомления, ассистент включает автоторможение, которое останавливает транспортное средство.

В то же время, необходимо помнить, что не все существующие системы настолько «умны». В более старых вариантах все заканчивается на уровне уведомления водителя, а вот автоторможение недоступно.

Главные преимущества от установки системы экстренного автоматического торможения

Благодаря постоянному развитию передовых технологий, связанных с совершенствованием систем безопасности, которыми оснащаются современные автомобили, можно добиться весьма впечатляющих результатов, связанных с практически полным отсутствием аварий на дорогах. Именно поэтому, установка подобного сервиса очень важна не только для владельца машины, но и для других участников дорожного движения. К числу основных преимуществ данной системы можно отнести:

  • минимум материального и физического урона, который наносится в результате ДТП;
  • водитель, в особенности начинающий, сможет быть за рулем гораздо увереннее и спокойнее;
  • благодаря снижению общего числа ДТП можно добиться существенного снижения количества пробок и заторов на дорогах;
  • общий порядок эксплуатации автомобилей станет значительно безопаснее.

Недостатки ассистента

В то же время, несмотря на массу достоинств, связанных с применением данного сервиса, можно отметить и немало недостатков, которые связаны с его действием:

  • нестабильная работа в условиях ограниченной видимости (камеры и датчики достаточно плохо распознают объекты, возникающие на дороге);
  • осадки во время работы системы могут быть приняты за препятствия, и ассистент активирует экстренное торможение;
  • в недорогих вариантах исполнения данного помощника камеры имеют низкое качество и не способны полноценно определять разметку на дороге и препятствия в условиях недостаточно освещенности;
  • в случае некачественного нанесения разметки система не сможет работать полноценно и будет принимать ошибочные решения;
  • если система вышла из строя, владельцу авто придется обратиться в специальный сервис.

В то же время, в соответствии с официальными данными, благодаря применению данной системы производителями на дорогах снизилось количество аварий на 20%.

Основные причины неисправности системы

Если ассистент экстренного торможения автоматически отключился, то водитель может попробовать выяснить, в чем причина, при помощи подобных шагов:

  • необходимо проверить чистоту поверхности, в которой установлены датчики. Зачастую, их загрязнение приводит к отключению работы ассистента;
  • система может не сработать в течение нескольких минут после включения силового агрегата;
  • препятствия на дороге чрезмерно малы и система не способна их обнаружить.

Несмотря на то, что автоэксперты по-разному относятся к установке и использованию ассистента автоматического торможения для предотвращения столкновений, его наличие позволяет значительно снизить риски возникновения аварий на дорогах, а также уменьшить вред, возникающий во время ДТП. Производители постоянно работают над улучшением функционирования данных сервисов и в ближайшей перспективе могут достигнуть практически идеальных условий их работы Автор: Константин Старченко