Как тормозить двигателем на автомате?

Тормозить двигателем: как правильно и какие последствия

Для кого-то простой, для кого-то очень сложный способ сбавления скорости автомобиля или другого транспортного средства — это торможение двигателем. Смысл такого торможения — естественное торможение силовым агрегатом без использования тормозной системы.

  1. Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем?
  2. Плюсы и минусы торможения без тормозов.
  3. Учимся правильно тормозить двигателем на авто с коробкой автомат и на механике.
  4. Вывод.
  5. Видео.

Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем

Замедление скорости движения автомобиля происходит за счет того, что водитель убрал ногу с педали газа и не перевел рукоятку коробки передач в нейтральное положение, соответственно топливо не подается в мотор, элементы коробки и двигателя находятся в зацеплении, коленвал ДВС испытывает сопротивление со стороны коробки и теряются его обороты.

При подаче топлива в двигатель, коленчатый вал передает вращение валу коробки переключения передач, а при торможении мотором, происходит обратное действие, потому что вал коробки получается скорость от вращения колес, так как коробка находится в активном режиме, а коленвалу приходится воспринимать нагрузки от коробки.

В режиме 1, 2 и 3 скоростей коробки, на колеса передается максимум энергии, но транспортное средство на таких скоростях быстро не может ехать. А в режиме 4,5 и 6 скоростей коробки, автомобиль можно разгоняться по максимуму, но коробка не может передавать колесам максимум энергии.

Это значит, что на повышенных скоростях, машина труднее разгоняется. Поэтому разгоняются всегда на пониженных передачах. Соответственно, если на малых скоростях КПП отпустить газ, то сила инерции будет большая и авто быстрее остановится.

А, если на высоких скоростях КПП отпустить газ, то авто будет дольше останавливаться из-за того, что сопротивление колес и коробки низкое.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Основное преимущество торможения двигателем — это то, что автомобиль защищен от заноса, чем нежели, если бы застопорили колеса. При блокировке колеса машина становится на какое-то время неуправляемое и все зависит от сцепления резины с дорожным покрытие. На скользких дорогах даже машины с ABS (АБС — антиблокировочная система) не всегда защищают от заноса.

Поэтому очень важно уметь тормозить двигателем. Я использовал такое торможение при спуске с крутых склонов, где даже не было асфальта.

Если тормоза слабые, например стерлись накладки на колодках или накладки на дисковых тормозах, то торможение двигателем приходится применять даже, если дорога сухая.

Минус торможения двигателем в том, что сзади едущие автомобили могут не сразу сообразить, что вы тормозите мотором, потому что задние стоп сигнальные фонари не горят, а с чего бы им гореть, если не нажимается педаль тормоза.

Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП

У многих водителей свои способы и нюансы торможения наработанные на практике. Но базовые приемы нужно уметь применять всем, кто ездит за рулем.

Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:

    • убираем ногу с педали газа;
    • нажимаем на педаль сцепления;
    • переключаем скорость на пониженную передачу (ориентируемся на скорость движения накатом, если авто еще быстро едет, то ставит на третью передачу, если уже скорость достаточно упала, то на вторую);
    • при сильной потери скорости переключаем коробку на первую скорость.

Если даже вы задумали тормозить двигателем с пятой или шестой включенной передаче, то желательно сразу переводить на третью, потому как на четвертой замедление будет не существенной. Но учитывайте, конечно, скорость, если вы летите 180 км/час, то не вздумайте переключать сразу на третью.

У кого автомобили УАЗ или похожие, то желательно делать перегазовку при переключении передач коробки. Это щадящий режим сэкономит ресурс работы коробки. Перегазовка — это значит, что перед каждым переводом рукоятки коробки передач, когда сцепление нажато, надо нажимать на педаль газа. То есть, нажали на сцепление, нажали на газ, вывели со скорости в нейтральное положение, затем опять нажали на педаль газа и переключили на нужную скорость.

Важно! Нельзя переключать с высоких скоростей коробки — 4, 5, 6 сразу на первую, если не хотите добить трансмиссию.

После переключения на нужную скорость не следует резко бросать педаль сцепления. Двигатель и коробка должны плавно входить в контакт.

Что касается торможение двигателем на автомобилях с АКПП, то здесь все зависит от типа конструкции коробки.

  • Некоторые автоматические коробки дают возможность постепенно переключать скорости в ручном режиме.
  • Некоторые АКПП работают в фиксированных режимах с возможностью выбора низких скоростей.
  • Некоторые АКПП не позволяют водителю управлять коробкой, все делается искусственным интеллектом.

Если у вас авто с коробкой «автомат», то прежде чем использовать моторное торможение, необходимо узнать в руководстве по эксплуатации для конкретной марки и модели авто, можно ли это делать.

Вывод

Следует уметь тормозить двигателем, потому что разные ситуации бывают на дорогах. Следует учитывать следующие моменты:

  1. Без необходимости желательно не тормозить двигателем, так как и ДВС и коробка испытывают в таком режиме большие нагрузки.
  2. Если сзади вас едут автомобили и вы решили тормозить двигателем, то хотя бы чуть-чуть нажмите на педаль тормоза, чтобы задние фонари загорелись.
  3. Если в авто установлена автоматическая коробка (вариатор, робот), то следует изучить, можно ли тормозить так. Потому что некоторые коробки не позволяют заводить автомобиль буксиром, следовательно и машина при торможении двигателем будет толкать саму себя, а это приведет к поломке.

Видео

Правильное экстренное торможение двигателем.

В этом видео показывается способ торможения двигателем на скорости.

Как можно своими руками поломать коробку передач и двигатель.

Как осуществляется торможение двигателем на машинах с МКПП и АКПП

Умение водить автомобиль, хоть и кажется на первый взгляд довольно простым, состоит из множества приемов и умения их применять в той или иной ситуации. Торможение двигателем — один из таких навыков, который требует знания специфики работы мотора, умения прогнозировать дорожную ситуацию, рассчитывать свои действия.

Торможением двигателем принято называть действие, когда водитель отпускает педаль акселератора, тем самым сводя подачу топлива к минимуму и заставляя мотор принимать энергию от трансмиссии, которая продолжает работать по инерции.

Возникает сопротивление, которое снижает скорость вращения коленвала и тем самым замедляет автомобиль. Ощутимый эффект от торможения двигателем заметен при движении на пониженной передаче.

Главное преимущество торможения двигателем — оно увеличивает стойкость авто к заносу, ведь замедление движения осуществляется без участия тормозных колодок. Тормозить таким способом оптимально и при езде по скользким, извилистым дорогам, на длительном спуске, при подъезде к светофору.

Такой прием не даст перегреться тормозной системе, тем самым сохранив её от выхода из строя, а также убережет колеса от блокировки, что может стать критическим на скользком участке дороги. Торможение двигателем выручит, если у вас отказали тормоза: тогда оно является, пожалуй, единственным способом снизить скорость до минимально возможной.

У этого приема вождения есть и недостатки. Например, если вы едете в потоке, то автомобили, следующие за вами, могут не среагировать вовремя на ваше замедление, ведь они не видят соответствующих сигналов.

Если днем это не настолько критично, то ночью, при плохом или вовсе отсутствующем освещении те, кто едет за вами, не будут иметь малейшего представления о расстоянии до вашего авто, его скорости движения, возможном замедлении.

Как следствие, торможение только двигателем ночью может иметь весьма неприятные последствия в виде аварий. В целом, эффективность такого способа замедления зависит не только от индивидуального мастерства, но и от состояния дорожного покрытия, наличия водителей, которые едут за вами.

Читайте также  Где находится масляный фильтр в коробке автомат?

Отметим, что нежелательно часто прибегать к этому методу после ремонта двигателя, коробки передач или на новом автомобиле.

Способов тормозить двигателем есть десятки, но чаще всего применяются только несколько из них, да и те досконально изучены и доведены до автоматизма не всеми водителями.

Торможение двигателем на механике

Опишем самый простой способ: для начала отпускаем педаль акселератора и включаем пониженную передачу (чаще всего это третья, ведь на более высоких передачах эффект от такого торможения менее заметен).

Когда скорость ощутимо снижается, переключаем на вторую, а затем и на первую передачу; переключать сразу с третьей на первую нельзя — автомобиль может вылететь на встречную полосу, развернуться или войти в занос, также резкое переключение передач провоцирует поломки.

Нужно научиться выбирать момент для переключения передач, чтобы не допустить чрезмерного тормозящего усилия из-за несоответствия оборотов коленвала передаче. Можно в момент торможения нажать педаль газа, чтобы немного поднять обороты коленвала, а потом отпустить её — это избавит вас от негативных последствий для автомобиля, в частности, от так называемого «клевка носом».

Особого умения требует торможение двигателем на скользком и мокром дорожном покрытии — если слишком резко отпустить сцепление, то ведущие колеса могут заблокироваться; лучше всего буквально на секунду задержать педаль.

Торможение двигателем на автомате

Тормозить двигателем можно и при автоматической коробке передач, правда, предварительно нужно будет изучить этот вопрос с помощью руководства по эксплуатации автомобиля. Более того, поскольку автоматика намного лучше и аккуратнее работает со сцеплением, торможение двигателем будет безопаснее и мягче, чем при использовании механической коробки.

Наличие системы ЕВС только помогает при торможении, предотвращая блокировку колес и контролируя сам процесс. Если же в вашем автомобиле есть ABS, торможение двигателем — не лучший выход; она сама справится с замедлением машины эффективнее вас, сэкономив несколько секунд и метров дистанции, что в определенной ситуации может оказаться критическим.

Среди автолюбителей бытует мнение, что дизельные двигатели более адаптированы для такого вида торможения, чем бензиновые, ведь топливная смесь в них сжимается в 1.5 раза сильнее.

Оценить, так ли это, можно только в том случае, если сравнить два автомобиля с разными моторами, за рулем которых будут одинаково опытные водители. В целом же это не имеет принципиального значения, так как при покупке автомобиля практически не рассматривается этот параметр.

Торможение двигателем не так вредно для автомобиля, как это принято считать — при правильном исполнении оно никак не сказывается на состоянии авто, более того, при длительном спуске оно предохраняет тормозные колодки от перегрева, что особенно актуально для тех, кто живет в холмистой местности.

При торможении подача топлива сильно снижается и практически равна нулю, так что можно говорить об экономии горючего в конкретный промежуток времени.

В целом, торможение двигателем, безусловно, является тем приемом, которым должен владеть и правильно применять каждый водитель — оно не только продлит жизнь тормозных колодок и немного сэкономит топливо, но и может уберечь от аварии в случае поломки тормозной системы.

Что такое торможение двигателем и насколько оно безвредно

Торможение двигателем — это замедление автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Одни автомобилисты используют метод в целях экономии топлива и ресурса колодок. Другие прибегают к нему, чтобы избежать заноса на скользкой дороге или при движении по горной местности. Третьи — когда есть проблемы с тормозами. Так или иначе, торможение двигателем имеет две стороны медали. В сегодняшнем материале расскажем о пользе и вреде этого метода.

Что значит тормозить двигателем

Под выражением подразумевается снижение скорости автотранспорта путем отпускания педали акселератора при включенной передаче. Другое название способа — «принудительный холостой ход». Чтобы понять, как это работает, приведем простой пример. Движущийся на скорости водитель, увидев на значительном расстоянии красный сигнал светофора, перестает газовать, в этот момент машина начинает двигаться по инерции, постепенно замедляясь, так что перед перекрестком остается лишь плавно нажать на тормоз. Как правило, процесс идет через последовательное понижение передачи и оборотов двигателя. Рассмотрим подробнее, что происходит в этот момент с автомобилем.

Механическое трение на самом деле не является главной причиной, из-за которой происходит замедление, как думают многие. Исключение составляют дизельные моторы, в которых нет дроссельной заслонки. В отличие от них, у бензиновых агрегатов перекрытие впуска в значительной мере способствует снижению скорости. Водитель отпускает газ — как следствие, топливо перестает поступать в мотор. С этого момента двигатель больше не передает энергию на коробку передач. Скорость замедляется вследствие сопротивления инерции, которая в свою очередь пытается нарастить вращения коленчатого вала. Обороты снижаются, и возникает прямо противоположный эффект — энергия поступает через вращающиеся колеса и трансмиссию в двигатель. Коленвал производит вынужденную работу, за счет механических потерь обороты карданной передачи снижаются, компрессионное сопротивление в цилиндрах растет, скорость снижается — то есть машина тормозит двигателем.

Теперь разберемся с тем, как работает коробка передач, — это даст нам понять, почему тормозить двигателем можно только с переходом на пониженные передачи. При разгоне автомобиля в стандартном режиме коробка дозирует энергию согласно выбранной передаче, если у вас механика. На машине с автоматической коробкой это происходит само собой. Например, если вы едете на пониженной передаче (1-3), то на колеса передается много силы, при этом достичь высокой скорости не получится. На повышенных передачах (4-7) передаваемая на колеса мощность меньше, машина может двигаться быстрее, однако динамика разгона значительно хуже. При движении в таком режиме сопротивление двигателя и коробки минимально, возрастает роль инерции. Отсюда вывод: быстрый разгон возможен только на низких передачах. Если в этот момент перестать давить акселератор, возникнет существенное сопротивление инерции и машина быстро замедлится. Если проделать то же самое на высоких передачах, сброс скорости произойдет менее интенсивно.

Плюсы и минусы метода

Торможение двигателем в значительной степени снижает вероятность заноса на скользкой дороге — в этом, пожалуй, его главная выгода. При таком способе замедления колеса не блокируются, в отличие от использования штатных тормозов, а значит, нет опасности потери управляемости. Даже в машинах с ABS полностью исключить заносы на скользком покрытии невозможно, хотя наличие электронных систем безопасности в значительной мере повышает устойчивость на дороге.

Также торможение двигателем часто используется в горной местности при движении по серпантину, — в основном по причине значительного перегрева колодок вследствие их интенсивного использования. При возникновении нештатной ситуации, требующей быстрого реагирования, все же лучше давить на тормоз, а не тратить время на торможение двигателем, которое точно не поможет быстро остановиться.

В городе двигателем тормозят чаще всего из-за экономии топлива. Автолюбителей привлекает тот факт, что машина движется при отсутствии подачи топлива. При этом не истираются покрышки колес и тормозные колодки. На деле экономия оказывается незначительной, а ошибка в последовательности действий может испортить двигатель.

Метод нередко применяется, если тормоза вышли из строя. Конечно, в этом случае мы рекомендуем обращаться в сервис. Но если транспортировать автомобиль с помощью эвакуатора невозможно, некоторые смельчаки практикуют перемещение машины с использованием данного метода. Скорость замедляется с помощью переключения на пониженные передачи, далее машина останавливается посредством стояночного тормоза (ручника).

Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы в момент замедления не зажигаются, значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина снижет скорость, повышается риск возникновения аварийной ситуации. Однако гораздо печальней, что злоупотребление способом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.

Читайте также  Система контроля тягового усилия что это?

Вообще обратные нагрузки плохо переносятся двигателем. Надо понимать, что поршни современных моторов размещены несимметрично и при замедлении с помощью двигателя растут боковые нагрузки. Также повышается разряжение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно, увеличивается нагрузка на вентиляционную систему и могут возникнуть утечки. Масло перетекает прямо с распредвала во впускной коллектор. Смазка сочится через поршни прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то еще и через нее. Избыточное масло скорее всего приведет к нагару свечей и порче поршневых колец, не говоря уже о засорении катализатора. В целом скачки давления отрицательно влияют на состояние элементов впуска. Загрязнение впускного коллектора тоже происходит по причине злоупотребления торможением двигателем. Это особенно вредно, если катализатор находится близко к коллектору.

Алгоритм действий

Торможение двигателем на машине с коробкой-автомат обычно ограничивается снятием ноги с педали акселератора: далее «умная» система самостоятельно понижает передачи в нужной последовательности. Однако это возможно не на всех машинах. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции каждой конкретной модели. Так, встречаются АКПП, где сначала нужно включить режим овердрайв (который соответствует третьей передаче), далее по достижении определенной скорости (не более 92 км/ч) следует перейти поочередно сначала на D2, затем при снижении скорости до 54 км/ч и ниже включить L, что соответствует второй и первой передаче. Иногда достаточно включить ручной режим.

С машинами на механике все не так просто. Существует стандартный способ и с «прогазовкой». В первом случае водитель поступает следующим образом: отпускает педаль газа, нажимает сцепление, включает третью передачу, далее по мере падения скорости — вторую и первую. Если вы едете на высокой передаче, переход на пониженную следует делать только через третью передачу. Если сразу перейти на низкую, колеса могут заблокироваться и машину закрутит. Кроме того, излишняя нагрузка не лучшим образом скажется на двигателе и коробке.

Режим с «прогазовкой» считается более щадящим. Основное отличие в том, что перед переходом на пониженные передачи водитель выжимает сцепление, переводит коробку в нейтральное положение, немножко газует и только потом осуществляет переключение на пониженную передачу.

В любом случае, ни при каких условиях нельзя переходить с высокой передачи сразу на первую. Выжимать педаль сцепления следует максимально плавно и только тогда, когда обнаружится связь двигателя с трансмиссией.

Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом?

Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.

Бережем колодки

Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.

В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.

Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.

Бережливая гидромафта

Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.

Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.

При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.
Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.

Собственные мозги

Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.

В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.

К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.

Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.

Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.

В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.

Можно ли тормозить двигателем на автомате

Если раньше механическая коробка на машине пользовалась большой популярностью, то теперь она медленно, но верно, уходит в небытие.

Теперь люди все чаще отдают предпочтение транспортным средствам с автоматической трансмиссией. Но давайте поговорим на тему, есть ли возможность ездить на подобных авто так же, как это было в былые времена?

Бережем колодки

Раньше автомобилисты очень бережно относились к колодкам своих транспортных средств, поэтому они тормозили при помощи мотора. Водители старались использовать колодки настолько редко, насколько это вообще возможно.

Включенная передача была нужна в том случае, если транспортное средство находилось в горных районах. Все-таки 20 минутная езда под уклон при удерживании авто лишь педалью тормоза приводит к тому, что колодки очень быстро перегреваются, а также истираются. Из-за этого автомобилисты были вынуждены ездить на низкой передаче под сброс газа.

Полезно ли тормозить авто при помощи двигателя

На самом деле, тормозить при помощи двигателя было невероятно эффективно, поэтому данный метод постоянно использовался в спортивном вождении.

Много лет назад раллийные авто не обладали теми многосуппортовыми керамическими тормозами, которые выпускаются в современном мире. Это приводило к тому, что резкие повороты приводили к тому, что колодки достаточно сильно грелись. Машина не могла эффективно замедляться. Это все грозило тем, что к концу спецучастка управляемость машины серьезно ухудшалась, что было весьма опасно для машины и ее водителя.

На сегодняшний день технологии серьезно продвинулись вперед. Вот только метод торможения при помощи двигателя до сих пор актуальный. Однако постоянное применение торможения двигателем на автомате приводит к тому, что необходимо делать некоторые поправки при использовании такого метода.

Читайте также  Система EBD в автомобиле что это такое?

Бережливая гидромуфта

Автоматическая трансмиссия имеет довольно сложную конструкцию. Кстати говоря, данный вид коробки не такой долговечный, как ручной.

Гидротрансформатор имеет вид бублика, у которого есть пара турбин. Этот трансформатор закрыт в специальном резервуаре, в котором находится масло. Не существует прямой связи, однако при вращении колеса происходит прогон масла. Это позволяет раскручивать второе колесо. Это позволяет осуществить передачу момента.

Когда происходит разгон, тогда гидромуфта блокируется, далее у валов происходит синхронизация вращения, а затем передается тяга.

Стоит отметить, что при торможении двигателем блокировка будет выключаться в тот момент, когда машина разгонится до 50-60 кмч. Когда это происходит, то включается депмфер, позволяющий сгладить нагрузки.

Все это приводит к тому, что гидромуфта способствует «съеданию» любой высокой нагрузки. Подобный трансформатор может исключить любой вред, который направлен на него. Вот только важно понимать, что замедление транспортного средства будет осуществляться несколько медленнее, чем у авто, которое имеет механику.

Собственные мозги

Следует знать, что далеко не каждый автомат способен принудительно переключать передачи транспортного средства. На старых коробках нет возможности принудительно осуществить сброс ступеней.

Что касается современных вариантов, то в них имеется ручное переключение. Однако стоит отметить, что у ступеней есть излишне длинные передаточные числа. Это приводит к тому, что подобное не очень хорошо отражается на замедлении транспортного средства.

Первая передача автомата будет серьезно отличаться от механической коробки. Она способна работать до 30-40 кмч. Вообще, автоматическая коробка не позволит осуществлять принудительное включение первой передачи в том случае, если будет высокая скорость.

Таким образом, езда на машине с автоматом будет очень похожа на езду с полувыжатым сцеплением. Замедление будет осуществляться крайне неэффективно. Машина просто будет набирать скорость, если она катится по склону. В данном случае автомобилист будет вынужден нажимать на педаль тормоза.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что АКПП имеет возможность тормозить двигатель. Кроме этого, у нее есть мозги, которые позволяют защититься от поломок. Все нагрузки, которые будут поступать через колеса в трансмиссию, будут быстро съедаться гидромуфтой.

Нельзя повредить узел, если вы будете ехать на машине под уклон. На самом деле, гидроавтоматом не очень приятно тормозить. Лучше будет приобрести новые колодки с дисками.

Торможение двигателем- Что это и как правильно выполнять

Использование тормозной системы автомобиля не всегда оправдано, чтобы снизить скорость движения. Водители часто используют распространенный метод – торможение двигателем. Замечено, что при его использовании, в некоторых случаях, существенно снижаются риски возникновения аварийных ситуаций, экономится топливо. Чаще всего опытные автомобилисты применяют торможение двигателем при движении на спуске, имеющем затяжной длительный характер. Применение данной методики без достаточных навыков, приводит к ускоренному износу элементов силового агрегата.

Что означает торможение двигателем

При использовании данного способа замедления хода силовой агрегат оказывает сопротивление инерции, которая может вызвать увеличение скорости автомобиля. Двигатель притормаживает машину, когда она осуществляет движение на определенной передаче при минимальной подаче топлива.

Если, при нажатии на педаль акселератора подача горючего увеличивается, и двигатель раскручивается, то, при ее отпущении:

  • бензин поступает в цилиндры в уменьшенном количестве;
  • обороты снижаются;
  • на трансмиссию не передается момент вращения от мотора.

Происходит обратный эффект – передача нагрузки от колес, через элементы трансмиссии на двигатель. Вследствие возрастания компрессионного сопротивления в цилиндрах двигателя, скорость движения автомобиля замедляется.

При движении вперед, коробка передач дозированно передает крутящий момент, полученный от двигателя внутреннего сгорания, к колесам, в соответствии с выбранным передаточным отношением.

Если машина перемещается на одной из пониженных передач (I, II, III), на колеса передается максимальное количество энергии. При этом авто не сможет разогнаться до высокой скорости. Даже, если включить повышенный режим (IV, V, VI) и увеличить скорость, разгон не получится интенсивным, мощность, передаваемая на колеса, уменьшена, в сравнении пониженной передачей.

Интересно: При движении на повышенных скоростях, транспортные средства разгоняются с меньшей динамикой. Здесь лишь возможно поддержание скорости, которая была набрана ранее. Благодаря конструкционным особенностям двигателя и коробки передач, силы сопротивлений сведены к минимуму. Поэтому, при включении повышенной передачи, существенно возрастают силы инерции.

Торможение двигателем плюсы и минусы

Основное назначение замедления транспортного средства данным способом состоит в уменьшении вероятности заноса при спуске. При использовании штатных тормозов происходит блокирование колес, управление автомобилем выходит из-под контроля. Метод торможения двигателем помогает снизить риск возникновения аварийных ситуаций. Здесь колеса машины не блокируются, тормозные колодки не перегреваются.

Условия, при которых необходимо торможение двигателем:

  1. Передвижение транспортных средств на затяжных спусках.
  2. На скользких мокрых дорожных покрытиях.
  3. На серпантинах горных дорог.

Многие опытные автомобилисты применяют этот метод для экономии горючего. Если ситуация позволяет, отпускается педаль подачи газа, и машина продолжает катиться по дороге в заданном режиме. При этом не истираются покрышки колес и колодки тормозные. Водители отмечают существенную экономию, за счет прекращения расхода топлива при отпущенной педали подачи газа в современных автомобилях, с установленными инжекторными моторами механическими коробками передач.

При поломке тормозов, метод торможения двигателем поможет снизить скорость движения транспортного средства до безопасного значения, особенно при спуске на склоне. После замедления автомобиля можно постепенно остановиться с минимальной угрозой здоровью, жизни водителя и пассажиров.

Главный недостаток торможения двигателем – отсутствие горящих огней «стоп-сигнал», расположенных сзади автомобиля, т. к. они не включаются без нажатия на тормоз. Водители, едущие сзади, не всегда заметят замедление машины, движущейся впереди, что увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия, аварии.

Интересно: В сравнении с бензиновыми моторами, у дизелей коэффициент сжатия повышен в 1,5 раза. За счет этого, торможение двигателем, у дизелей, происходит намного эффективнее.

Как правильно осуществить торможение двигателем на механике

Специалистам известно большое количество приемов, как притормозить двигателем машину с механической КПП. Все приемы и методы базируются на установленных правилах:

  • отпустить педаль подачи газа;
  • выжать сцепление;
  • включить пониженную передачу (чаще всего III);
  • когда скорость немного понизится, включить II передачу;
  • потом перейти на I.

В каждом конкретном случае водитель должен подбирать режимы первого и последующего переключений вниз с учетом начальной скорости движения.

Совет: Если первоначально машина двигалась на V либо VI передаче, для замедления нужно использовать сразу III, т. к. четвертая не даст нужного торможения.

При повышенных оборотах коленвала переход на чересчур малую передачу приведет к резкому скачку тормозящего усилия и временному блокированию колес. Здесь высока вероятность выноса на обочину транспортного средства. Полученная нагрузка приводит к деформациям и выходу из строя рабочих механизмов как силового агрегата, так и трансмиссии.

Чтобы смягчить процесс замедления хода при помощи двигателя, рекомендуется применить, так называемую, «перегазовку»:

  • выжать педаль сцепления;
  • выключить передачу и перевести рычаг в нейтральное положение;
  • нажать на газ (обороты возрастут);
  • нажать на сцепление;
  • включить пониженную скорость.

Важно: Запрещается включать сразу I передачу после движения на III, IV, V. После перехода на пониженную передачу, сцепление должно отпускаться плавно с некоторой задержкой. Запрещено резко ее бросать, чтобы элементы трансмиссии и силового агрегата полноценно соединились.

Торможение двигателем на автомате

В зависимости от особенностей конструкции и типа АКПП, торможение двигателем производится в ручном или автоматическом режиме. Существуют коробки автомат, в которых не предусмотрено участие водителя. Бывают машины, где торможение двигателем на АКПП производится с использованием фиксированных режимов с последующим выбором пониженной передачи.

Чтобы получить информацию о методе торможения двигателем на автомате конкретного транспортного средства, необходимо изучить руководство по эксплуатации, а также проконсультироваться с представителями дилерской компании.