Как удалить нагар с клапанов двигателя?

Чистка клапанов от нагара без разборки двигателя

Нагар в двигателе внутреннего сгорания является твёрдым осадком, образовавшимся от спекания частиц масла и инородных жидкостей, которые осаждаются на стенки камеры сгорания, поршня, клапаны. Он существенно влияет на работу мотора, поэтому его периодически удаляют. Современная технология — это чистка клапанов от нагара без разборки двигателя. Применяют жидкости разного состава, проводят чистку мягкими абразивными материалами. Новинка — это раскоксовка камеры сгорания водородным выжиганием.

Информация о нагаре

Образование нагара в камере сгорания бензинового двигателя — это естественный процесс, но его нужно контролировать. Причин этого процесса много: некачественное машинное масло, постоянная езда в городском режиме, образование конденсата в зимний период и его смешивание с маслом, нарушение инструкции замены масла и многие другие.

В карбюраторных двигателях нагар откладывается на поршнях и поршневых кольцах. Впускные клапаны омываются воздушно-бензиновой смесью и самоочищаются. В двигателях с непосредственным впрыском горючей смеси на клапанах коксуется нагар, так как они не омываются горючей смесью. Симптомы загрязнения впускных каналов и клапанов могут возникнуть после 50 тысяч километров пробега автомобиля:

  1. Падение мощности до 40%.
  2. Неустойчивая работа двигателя.
  3. Снижение приёмистости мотора при ускорении.
  4. Больший расход топлива.
  5. Проблема с детонацией двигателя.

Причин загрязнения поршней и дроссельной заслонки много, но наиболее явные — это частые поездки на небольшие расстояния, движение в пробках, негативные привычки во время езды, такие как длительная работа двигателя на холостом ходу. Оседающий нагар на клапанах приводит к их деформации, выгоранию и неплотному прилеганию к гнезду, снижая тем самым степень сжатия в камере сгорания.

Очистка камеры сгорания

Способов очистки камеры сгорания много. Самый трудоёмкий и затратный способ — это раскоксовка при снятой головке двигателя. В этом случае все детали чистят механическим способом. Однако этот процесс очень трудоёмкий, поэтому и дорогой. Стоимость такой операции, кроме того, повышает необходимость замены прокладок впускного коллектора и головки блока. К счастью, с недавнего времени можно очистить двигатель намного дешевле и быстрее.

Профилактика значительно продлевает срок службы колец и клапанов. Промышленные предприятия выпускают очищающую жидкость, которую водители добавляют в бензин при заправке. Норма указана в инструкции. Есть жидкие средства для снятия нагара без разборки двигателя. Процесс выглядит следующим образом:

  • Прогреть двигатель.
  • Выставить поршни в среднее положение.
  • Вывернуть свечи.
  • Залить средство для снятия нагара.
  • Установить свечи на место.
  • Оставить на сутки.
  • Снять свечи и продуть цилиндры, работая стартером.
  • Завернуть свечи и завести двигатель.
  • После процедуры сменить масло.

Советы бывалых водителей

В результате проб и ошибок, полученных автолюбителями при очистке мотора автомобиля, выявились дешёвые и действенные технологии. Водители стараются промыть камеру сгорания жидкостью без снятия головки цилиндров. Состав жидкости, которая растворяет грязь, получена экспериментально. Её состав состоит из углеводородов способных размягчать обуглившиеся масляные примеси:

  • керосин;
  • скипидар;
  • масло.

Компоненты брать в равном количестве, как правило, по 0,5 литра. Смесь залить в цилиндры на ночь. После промывки сменить масло.

Применение скорлупы ореха

Частые проблемы с образованием нагара в камере сгорания карбюраторных двигателей, особенно системы непосредственного впрыска топлива, заставили специалистов в области автомобилестроения разработать технологию удаления этих отложений в эргономичный и безопасный способ. Последние разработки учёных в области химии позволяют проводить чистку от нагара без демонтажа деталей.

Европейские компании по обслуживанию автомобильной техники внедряют технологию очистки, основанную на применении специальных гранул, которые безопасно удаляют отложения с впускных каналов и клапанов. Разработан также процесс нейтрализации гранул, который не оставляет шлаков.

Новая технология разработана по принципу пескоструйной обработки, но не песком, а мягким абразивным материалом — скорлупой грецкого ореха. Метод не инвазивный и полностью безопасный, при этом стопроцентно эффективный. После операции состояние клапанов идеальное.

Для проведения эффективной чистки впускных каналов и клапанов до полного их очищения от отложений по новой технологии не нужно вскрывать головку двигателя, достаточно демонтировать только впускной коллектор. Высокая эффективность и короткое время, необходимое для выполнения этой процедуры, является отличной альтернативой традиционным методам удаления нагара с разборкой двигателя.

Технологический процесс очистки гранулами не вызывает истирания материала, поэтому поверхность зеркала цилиндров сохраняется в хорошем состоянии. Преимущества струйной очистки нагара:

  1. Эффективное удаление загрязнений потоком гранул.
  2. Специальный абразив обеспечивает стабильное качество очистки.
  3. Специфическая, не острая геометрия гранул, а также их внутренняя структура позволяет с высоким качеством удалить загрязнения, сохраняя при этом поверхность деталей.
  4. Нейтрализатор позволяет эффективно удалить остатки шлака после чистки.
  5. Сопла в наборе подобраны для различных форм каналов.

Чистка дроссельных заслонок

Очиститель дроссельных заслонок PRO-LINE — это специальное средство для удаления масляного нагара и других загрязнений с деталей впускной системы бензиновых моторов.

Препарат обеспечивает удаление примесей, вызывающих заклинивание дроссельной заслонки и механизма изменения длины коллектора. Это позволяет ликвидировать основные причины падения оборотов двигателя на холостом ходу и кратковременную потерю мощности, непосредственно при переключении скоростей. Кроме того, средство также удаляет загрязнения с впускных клапанов, что особенно важно в двигателях с непосредственным впрыском топлива. Процедура очистки системы впуска и дроссельной заслонки смывкой очень простая:

  1. Снять с корпуса дроссельной заслонки шланг подачи воздуха и, используя длинный зонд, влить препарат внутрь коллектора, а также непосредственно на заслонку.
  2. После ожидания в течение 3 минут необходимо запустить двигатель и установить 2500 оборотов в минуту.
  3. Дозировать средство в коллектор и на заслонку. Для очистки этих элементов потребуется около 200 мл препарата.

Инновационный метод очистки нагара водородом значительно упрощает процедуру. Но применяется он в специализированных мастерских, так как нужна машина для получения водорода. Это устройство премиум-класса доступно на европейском рынке. Предназначено для двигателей объёмом до 20 тыс. см куб. и образует густую смесь водорода до 700 литров в час.

Устройство бесконтактно за 90 минут удаляет масляный нагар из двигателя без замены масла. Чистка рекомендуется, в частности, для дизельных двигателей, которые используются на короткие расстояния. Само устройство предназначено для любого типа автомобиля. Процедура очистки:

  • открыть воздушный фильтр, подключить к нему трубку для подачи водорода;
  • включить машину получения газа;
  • завести двигатель и установить соответствующие обороты коленчатого вала в зависимости от модели автомобиля.

Экология и автомобиль

Непосредственное влияние на качество воздуха в городах оказывает не только сжигание отходов в печах, но и примеси, выделяющиеся из выхлопных труб автомобилей. Установленные нормы выбросов выхлопных газов должны соблюдаться, но не всегда водители знают, какие ядовитые выбросы у их автомобиля.

Население должно заботиться о состоянии окружающей среды на разных уровнях: не сжигать отходы, сортировать мусор, ездить на автомобилях, отвечающих стандартам. Поэтому владельцы автомобилей должны проверять анализатором газов выхлоп своего авто.

В настоящее время одним из самых страшных угроз являются выхлопные газы, поступающие из автомобилей. Если представить себе количество, выделяемое каждым автомобилем по всему миру, можно сделать вывод, что уровень загрязнения на Земле растёт с угрожающей скоростью.

Чтобы противодействовать этой ситуации и помочь земной атмосфере, учёные и автомобильные заводы все чаще внедряют модели экологически чистых машин. Автомобили создаются с учётом защиты окружающей среды и уменьшения вредных выхлопных газов, что позволяет избежать выбросов углекислого газа в атмосферу. Существуют различные типы экологичных автомобилей: на солнечных батареях, водороде, биотопливе и электричестве.

Читайте также  Можно ли ездить с чеком двигателя?

Наибольшие споры касаются установления ограничений. Начиная с 2012 года все продаваемые в ЕС автомобили выделяют в среднем 120 г углекислого газа на каждый пройденный километр.

Экологически чистые автомобили ещё не являются решением проблемы, но до сих пор они являются лучшим способом защиты атмосферы.

Способы чистки клапанов от нагара

Чистка клапанов от нагара без разборки — проблема, с которой неминуемо придется столкнуться каждому автолюбителю. Образование нагара является вполне естественным явлением в процессе эксплуатации автомобиля, но при низком качестве отечественного топлива, он происходит гораздо быстрее и может стать весьма неприятной проблемой. Многих владельцев автомобилей отпугивают трудоемкие процедуры по обслуживанию двигателя. Поэтому они часто интересуются, можно ли провести чистку клапанов от нагара без его разборки.

  1. Очистка через форсуночные отверстия
  2. Чистка водой
  3. Другие способы

Очистка через форсуночные отверстия

Чтобы провести очистку клапанов и при этом избежать эпопеи с разборкой двигателя, существует множество химических средств. Они могут быть в виде присадок к топливу и маслу, однако практика показывает, что применение таких средств малоэффективно, к тому же имеет неприятные побочные эффекты. Поэтому наиболее эффективной считается химическая очистка через форсуночные отверстия.

Очистка проводится в несколько этапов:

  1. Температура двигателя доводится до 30- 40 градусов.
  2. Форсунки снимаются, и через отверстия вся полость головки блока цилиндров заполняется очищающей пеной. Лучше всего для этого подходит специальное средство от японского производителя «SHUMMA Engine Conditioner».
  3. По прошествии от полутора до двух часов пена откачивается и на 10 минут заливается очиститель ABBRO. Нагар обычно уходит вместе с пеной.
  4. После откачки очистителя форсунки ставятся на место и двигатель можно завести.

Специалисты рекомендуют совмещать подобную процедуру очистки с заменой масла. Это позволяет заполнять очищающей пеной не только полость ГБЦ, но и всю камеру сгорания. Благодаря этому происходит ее очистка и раскоксовываются поршневые кольца.

Чистка водой

Почистить клапана от нагара, не разбирая двигатель, можно и с помощью дистиллированной воды. Для этого понадобится обычная медицинская капельница.

Производят очистку следующим образом:

  1. Двигатель разогревается до 40-50 градусов.
  2. Игла от капельницы подсоединяется к воздуховоду. Это можно сделать, просто проткнув резиновую трубку, а после замазав это место герметиком, а можно завести иглу под хомут, предварительно его ослабив.
  3. Бутылку с водой располагают выше уровня иглы, чтобы обеспечить поступление воды в воздуховод на уровне 3-4 капли в минуту.
  4. Заводят двигатель.

Для очистки таким способом понадобится 1,5-2 литра воды. Однако следует отметить, что не все положительно оценивают данный метод. Поэтому использовать его можно на свой страх и риск.

Другие способы

Существуют и другие способы, с помощью которых чищу клапана от нагара.

  • повышение нагрузки на двигатель. Возможно не все автолюбители знают, что клапана на двигателе имеют свойство самоочищения. Нагар не в последнюю очередь образовывается вследствие того, что автомобиль эксплуатируется в городских условиях, на небольших скоростях, с низкими оборотами двигателя и длительными периодами работы на холостом ходу. Поэтому периодически нужно давать двигателю полную нагрузку. При этом нагар на клапанах выгорает,
  • очистка спиртово-бензиново-масляной смесью. Пропорция составляющих смеси должна быть 50:45:5. На этой смеси необходимо запустить двигатель и дать ему поработать около 2 минут на повышенных оборотах. Нагар должен уйти.

Всем владельцам автомобилей следует помнить, что очистка клапанов от нагара без разборки двигателя может быть эффективной только в том случае, когда их загрязнение не достигло значительного уровня. Проводить ее нужно не реже, чем раз в год или через каждые 40 тыс. км пробега.

Как почистить клапана от нагара, не разбирая двигатель

Многие автовладельцы, ежедневно эксплуатируя автомобиль, думают, что регулярная замена масла и фильтров решает все проблемы. Но это далеко не так. Двигатель автомобиля является двигателем внутреннего сгорания. Качество топлива, правильность образования топливо-воздушной смеси напрямую влияют на отложения в двигателе, в частности на впускных и выпускных клапанах. Чтобы не усугубить ситуацию требуется профессиональная очистка их рабочих поверхностей.

Про качество нашего топлива все уже давно и так знают, поэтому давайте сначала разберемся, почему же образуются отложения на клапанах. Кстати если хотите, чтобы топливо полность сгорало применяйте кондиционеры топлива от компании BG — BG 2026 (для бензина) и BG 2476 (для дизельного топлива).

Загрязнение впускного напрямую воздействует на их образование. Из-за нехватки, поступающего из коллектора воздуха, смесь получается богатой и топливо полностью не сгорает. Его остатки, оседая на днище поршня и клапанах, быстро испаряются, оставляя после себя нагар.

Как правильно и без разбора промывать впускной коллектор написано здесь.

В случае с льющими форсунками ситуация абсолютно аналогичная. Разница лишь в том, что виновата форсунка и большое количество нагара обычно наблюдаются в каком-то одном цилиндре.

Чем же чревато повышенное нагарообразование?

От большого количества нагара в любой момент может отвалиться кусочек, допустим даже небольшой и это еще хуже. Такие кусочки, попадая между поршнем и зеркалом цилиндра, оставляют достаточно глубокие борозды, и вы настоящий везунчик, если при этом цилиндр сохранил компрессию. Увы повышенный расход масла в таких случаях обеспечен.

Так же нагар образуется и на рабочих поверхностях клапанов. Как результат потеря компрессии и как следствие мощности двигателя.

Нагар на клапанах

Как же почистить клапана?

Достаточно сложный и трудоемкий способ – почистить их механически, но для этого требуется снять ГБЦ, провести механическую чистку, притирку клапанов и только потом вернуть ее на место.

Механическая очистка клапана от нагара

Поэтому автовладельцы и стали искать способ почистить клапана, не разбирая двигатель.

Самым простым способом оказалось применение пенных очистителей, таких, как Gzox Injection Carb Cleaner. Но такой способ оказался малоэффективен. Пена быстро оседала и основное воздействие оказывала не на рабочую поверхность клапана, а на внешнюю, а так же отлично очищала днище поршня. Чистые внешняя поверхность клапанов и днище поршня — это безусловно хорошо, но не нормализует потерянную компрессию.

Компанию BG Products сказала веское слово в методике удаления отложений, разработав методику очистки клапанов без разбора. Очистка производится при помощи специальной форсунки, распыляющей чистящий сольвент в дроссельный узел. Сольвент подается на форсунку из промывочной колбы. При чем можно чистить клапана без разбора, как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Единственным отличием технологии является специально разработанный аналоговый контроллер для дизельных двигателей, способный дозировать подачу моющего сольвента с интервалом 7-12 секунд.

Промывка впуска и очистка клапанов на бензиновом двигателе

Но сотрудники компании не остановились на достигнутом и была разработана новая методика очистки клапанов и впуска Platinum. При чем разработана специальная промывочная колба Platinum, принцип работы, которой основан на разряжении. Сольвент подается во впускной коллектор через принципиально новую форсунку, герметично подключающуюся вместо датчика вакуума. Для нового оборудования не требуется компрессор, так как двигатель сам засасывает сольвент из колбы за счет разряжения.

Ну и конечно был улучшен состав промывочного сольвента и скомпанован в комплект Platinum, состоящий из двух емкостей промывочного сольвента для клапанов и впуска BG 261 Platinum и промывки топливной системы в бак BG 208 44K Platinum.

Подключение оборудования, инструкция по проведению промывки впуска и клапанов по технологии Platinum

Читайте также  Какая промывка форсунок лучше для бензинового двигателя?

Так что очистка впускных клапанов бывает жизненно необходима многим автомобилям и провести ее без разбора двигателя вполне возможно.

Выяснить нужно ли проводить процедуру промывки впуска и клапанов поможет эндоскопия. Для этого любой уважающий себя сервис должен иметь в своем арсенале профессиональный эндоскоп.

Очистка деталей от продуктов преобразований ГСМ, накипи и лакокрасочный покрытий

Каждый владелец автомобиля сталкивается с проблемой, которую приходится решать — чистка клапанов от нагара без разборки. Формирование различных отложений считается абсолютно естественным в ходе использования машины, однако при невысоком качестве горючего, они развиваются значительно стремительнее. Множество собственников авто пугают трудозатратные процессы по сервису мотора. По этой причине они часто хотят провести очистку клапанов, не разбирая двигатель.

Очищение клапанов от нагара без разборки мотора бывает результативным, если их засорение не дошло до критической отметки. Осуществлять такую чистку необходимо ежегодно либо через 45 тысяч километров пробега автомобиля.

Что такое нагар.

Так как поршень — эта первая деталь, воспринимающая нагрузки от воспламенения горючей смеси (принимает удар на себя), она постоянно подвергается температурным, механическим и химическим воздействиям.

Нагаром называется образование слоя в результате сгоревших химических веществ, содержащихся в подаваемом топливе. В топливе содержатся различные добавки и примеси. При соприкосновении разложившихся веществ топлива с горячими деталями ДВС (поршни, цилиндры, клапана, шатуны) происходит прилипание этих веществ к горячему металлу и оседанию их. Особенно быстро на поршнях образуется нагар из-за не полного сгорания горюче-воздушной смеси и распада (разложения) моторного масла. Другими словами, нагар — это налет, который мешает нормальной работе ДВС, поэтому его надо удалять. Очисткой от нагара также называют раскоксовкой.

Образование нагара на впускных клапанах, днищах поршней, стенках камер сгорания — самое частое явление.

В состав нагара входят зола и углеродистые соединения. Твердый нагар из золы+примеси и частицы несгоревшего топлива и моторного масла, также называется, кокс. Если кокса много на нескольких деталях — это уже закоксовка двигателя.

Очистка деталей

В процессе эксплуатации машин на наружных и внутренних поверхностях деталей откладываются загрязнения, различающиеся составом, свойствами, прочностью сцепления с поверхностью деталей. Загрязнения уменьшают устойчивость защитных покрытий, повышают скорость коррозионных процессов, снижают уровень культуры технического обслуживания и ремонта. Некачественное проведение очистных работ при ремонте снижает послеремонтный ресурс на 20-30%. Полное удаление всех загрязнений в значительной степени улучшает качество дефектации и восстановления деталей, позволяет повысить производительность труда на разборочных и сборочных работах на 15-20%.

Для полного удаления загрязнений на ремонтных предприятиях применяют многостадийную очистку деталей. Очистные работы, кроме наружной мойки машины при поступлении в ремонт, включают очистку подразобранной машины и сборочных единиц, очистку деталей перед дефектацией, очистку деталей перед сборкой агрегатов, мойку перед окраской. Выбор способа очистки во многом зависит от характера загрязнений, мест их отложения, размеров и формы деталей. Главным фактором, определяющим выбор способа очистки, является вид загрязнений.

Ремонтируемые машины могут иметь следующие виды загрязнений:

  • отложения нежирового происхождения (пыль, грязь, растительные остатки), остатки ядохимикатов и маслянисто-грязевые отложения
  • остатки смазочных материалов
  • углеродистые отложения (нагар, лаковые пленки, осадки, асфальтосмолистые вещества)
  • накипь
  • продукты коррозии, остатки лакокрасочных покрытий
  • технологические загрязнения, которые появляются при ремонте, сборке и обкатке (металлическая стружка, остатки притирочных паст, продукты износа шлифовальных кругов и др.)

Наибольшее распространение при ремонте машин получили следующие способы очистки:

  • механический
  • физико-химический
  • термический

На специализированных ремонтных предприятиях, кроме того, применяют электрохимический, ультразвуковой и термохимический способы.

Моющие средства

Отложения на наружных поверхностях нежирового происхождения обычно удаляют струей воды, подогретой до температуры 70-80 «С. Для удаления остатков смазочных материалов применяют 1—2%-ный раствор каустической соды. Однако он малоэффективен, а повышение концентрации более 6% вызывает коррозию металлов. Кроме того, раствор каустической соды оказывает вредное воздействие на кожу человека.

В последние годы для очистки поверхностей используют синтетические моющие средства (CMC) типа МС, «Лабомид», «Темп» и др. Моющие средства представляют собой смеси щелочных солей и поверхностно-активных веществ (ПАВ). Они не токсичны, не горючи и взрывобезопасны. Их можно использовать для очистки деталей из черных и цветных металлов. ПАВ — это органические соединения, обеспечивающие разрушения жировых пленок, предупреждающие повторное осаждение загрязнений, создающие устойчивые эмульсии при соприкосновении с водной составляющей моющего раствора. Эти вещества ускоряют процесс очистки. Моющие средства МС-6, МС-16, МС-18 применяют преимущественно для удаления масляно-грязевых, смолистых отложений в машинах со струйной и циркуляционной очисткой сборочных единиц и деталей машин. Концентрация растворов — 15-25 г/л при температуре 75-85°С, МС-8 и МС-15 — при струйной и погружной очистке от прочных углеродистых отложений. Концентрация растворов — 20-25 г/л, температура 80—100°С.

Синтетические моющие средства «Лабомид-101» и «Лабомид- 102» применяют для удаления масляно-грязевых и асфальтосмолистых отложений при струйной очистке. Концентрация растворов — 10-15 г/л при температуре 70-85°С. «Лабомид-203» аналогично препарату МС-8 используют для удаления легких асфальтосмолистых отложений при погружной очистке, так как он характеризуется повышенным пенообразованием. Концентрация растворов — 20-30 г/л, температура 80-100°С. «Лабомид- 315» применяют для очистки от прочных асфальтосмолистых отложений в ваннах без подогрева (15-20*С) и без механического воздействия.

Препараты «Темп-100» и «Темп-ЮОА» представляют собой смеси щелочных солей, ПАВ и пассиваторов. Их применяют для струйной очистки деталей и сборочных единиц от масляно-грязевых отложений и защиты очищенной поверхности от коррозии (пассивация). Концентрация растворов — 10-15 г/л, температура 80-95 «С.

Моющие препараты «Комплекс» и ДИАС предназначены для струйной и пароструйной очистки машин от ядохимикатов. Концентрация растворов 5-6 г/л, температура 80-90°С (при пароструйной 95—100°С).

Органические препараты AM-15 и «Ритм» предназначены для очистки деталей двигателей от прочных смолистых отложений погружным способом в ваннах.

Препарат AM представляет собой раствор ПАВ в органических растворителях. Он токсичен, пожаро- и взрывоопасен. Температура его не должна превышать 40 «С. Препарат «Ритм» изготавливают на основе хлорированных углеводородов.

Для очистки деталей применяют органические растворители (бензин, керосин, ацетон, спирты и др.), смеси органических растворителей и кислотные растворы — водные растворы неорганических и органических кислот.

Очистка деталей от нагара, накипи может производиться в расплавах солей и щелочей в ванне при температуре 400—450 «С.

Оборудование для очистки деталей

В ЦРМ хозяйств, в районных мастерских общего назначения для очистки сборочных единиц и деталей используют преимущественно однокамерные струйные моечные машины ОМ-1366Г-01, ОМ-837Г, ОМ-4610-01 и др. По своему устройству они примерно одинаковы, состоят из моечной камеры, выдвижного стола (загрузочной тележки) для размещения очищаемых сборочных единиц и деталей обшей массой от 0,6 до до 1,5 т и ванны для моющего раствора. Моечные камеры оборудованы подвижным душевым устройством или вращающимся загрузочным столом. Моющий раствор подогревается до температуры 75-85 «С электрическим или огневым устройством. Напор струи в душевых устройствах в пределах 0,4-0,5 МПа создается центробежным насосом.

Для очистки деталей и малогабаритных сборочных единиц на участках ремонта двигателей, технического обслуживания машин в ЦРМ используют погружные моечные машины ОРГ-4990Б, ОМ-9Ю1 или OM-281-OI. Производительность машины ОРГ-4990Б — 0,4 т/ч; объем моющего раствора — 0,1 м3. На машине установлен турбулизатор для создания затопленного потока раствора, что ускоряет процесс очистки деталей.

Удаление твердых отложений. К твердым отложениям относятся нагар, накипь, продукты коррозии и лакокрасочные покрытия.

Нагар удаляют механическим, термическим и термохимическим способами. К механическому способу относятся:

  • очистка поверхностей шабером
  • металлической щеткой
  • косточковой крошкой
  • пескоструйная обработка
  • гидроабразивная обработка
Читайте также  Как убрать лишнее масло из двигателя?

Хорошие результаты дает очистка нагара и накипи обдувом косточковой крошкой (из скорлупы косточковых плодов) на установке ОМ-3181. Перед очисткой детали обезжиривают, чтобы не загрязнять крошку.

Термический способ применяют для удаления нагара из выпускных и всасывающих коллекторов с избытком кислорода или нагревают детали в термопечах.

Термохимический способ удаления нагара и накипи с деталей из черных металлов заключается в погружении их в расплав солей и щелочей.

Очистка от накипи может производиться также механическим и химическим способами. Стальные, чугунные детали очищают от накипи погружением в раствор, состоящий из 100-150 г/л 8—9%-ной соляной кислоты, с последующей промывкой в горячей воде. Детали из алюминиевых сплавов очищают в 6%-ном растворе молочной кислоты при температуре 40°С.

Коррозию удаляют механическим или химическим способом. В первом случае детали очищают стальными щетками, наждачной бумагой вручную или специальными приспособлениями, подвергают пескоструйной или абразивно-жидкостной обработке. При химическом способе используют растворы серной, соляной или фосфорной кислот. Прокорродированные поверхности перед окраской рекомендуется Обрабатывать модификатором коррозии.

Рис. Схема моечной машины ОМ-1366Г-01: 1 — электродвигатель вентилятора; 2 — патрубок отсоса воздуха; 3 — трос; 4, 9 — трубопроводы; 5 — камера; 6 — электрошкаф; 7 — стена помещения; 8 — топливный бак; 10 — насос; 11 — фильтр; 12 — ванна; 13 — люк.

Краску с кабин и оперения машин удаляют механическим и химическим способом. Механический способ (очистка стальными скребками и щетками) применяют в ЦРМ хозяйств. Более эффективен химический способ, при котором поверхность обрабатывают специальной смывкой. Краска набухает и отделяется от металлической поверхности, поэтому легко очищается щетками. Применяются смывки СД, СП-6, АФТ-1 и др.

Эксперимент ABW.BY: пробуем разные способы очистки поршней от нагара

Как избавить детали двигателя от грязи и нагара, в частности поршни, ведь жесткое механическое воздействие фактически исключено? Остается химия, в том числе нетрадиционные средства. Покопавшись в Интернете, мы решили проверить на практике наиболее часто встречающиеся рекомендации. А еще смеха ради добавили к ним кока-колу — ну а вдруг?

Кока-кола

Начинаем с тех средств, в силу которых нам слабо верится. Поэтому в первую очередь мы открываем… кока-колу. Чего только не говорят об этом знаменитом напитке! Пить его нельзя, потому что в нем целая таблица Менделеева, которая все растворяет, и ваш желудок тоже. А как насчет нагара? Заливаем, опускаем, ждем…

Ни через 5, ни через 10 минут никакого эффекта нет: поршень как был чумазым, так и остался, даже щеткой (мы используем старую зубную) протирать бесполезно. Самый глупый перевод напитка в моей жизни! Зато неиспользованный остаток можно допить:)

Средство для очистки двигателя

Попробуем побрызгать из пульверизатора Eclips Engine Cleaner — блок с его помощью действительно становится чище.

Увы и ах! Жир (масло) он действительно помогает снять, а вот нагар остается во всей красе. Не подходит!

Очиститель впускного тракта

Есть мнение, что очиститель карбюратора или очиститель впускного тракта могут помочь в удалении нагара. Если честно, это вызывает определенные сомнения, ведь данные средства призваны бороться с загрязнениями иного рода. Но попытка не пытка…

Обрабатываем из аэрозольного баллончика уже «подготовленный» кока-колой и очистителем двигателя поршень, выжидаем все те же 5, затем 10 минут, трем щеткой… Результат если не нулевой, то минимальный: о сколь-либо серьезной и быстрой очистке и речи не идет. Что же, пора переходить к более серьезным средствам!

Средства для очистки духовок и плит

Попробуем химию, предназначенную для борьбы с нагаром, правда, «бытовым». Речь идет о средствах для очистки духовых шкафов, плит, барбекю и сковород. Говорят, они должны быть эффективными. Проверим на примере американского геля Amway Oven Cleaner и его более дешевого российского аналога Sanitar «Мультисила».

Есть, правда, одно очень значительное но: на этикетках обоих очистителей имеется четкое указание не использовать их для изделий из алюминия. Ведь данные средства содержат щелочь, которая может повредить защитную оксидную пленку, — в этом случае алюминий станет уязвимым к окислению при взаимодействии с водой.

Наши поршни алюминиевые, но мы все-таки рискнем, а заодно посмотрим, чем это чревато. Чтобы минимизировать последствия, ограничиваем суммарное время выдержки и очистки 8-10 минутами, после этого поршни тщательно отмываем, вытираем и покрываем тонкой масляной пленкой.

Начинаем с российского геля, который наносим на наш многострадальный поршень. И прямо на глазах происходит чудо! Работа средства видна сразу же, а стоит пустить в ход щетку — грязь сходит в считаные минуты!

Но жесткие частицы нагара держатся до последнего, даже после самой тщательной обработки средством и щеткой часть из них остается на месте. Дальше, похоже, придется аккуратно соскребать их по старинке — обломком старого кольца, а это уже чисто механическое воздействие. Но все равно результат работы средства налицо. Быстро моем, сушим и покрываем поршень маслом.

Кстати, мы попробовали развести гель водой и нанести раствор на деталь с помощью пульверизатора — вдруг проникающая способность средства улучшится? Результат особо не впечатлил: эффективность стала заметно хуже, с «прониканием» тоже вопросы.

Теперь очередь за импортным аналогом. Ему предстоит очистить не менее грязный другой поршень. Алгоритм тот же: наносим средство на деталь, выдерживаем около 5 минут, затем трем щеткой — и большая часть загрязнений быстро сходит на нет.

Нам Amway показался более эффективным, чем его российский аналог. Но, во-первых, он тоже не смог в отведенное время справиться с отдельными частицами нагара, во-вторых, почти в 10 раз дороже: Sanitar мы купили за 2,6 руб., Amway стоит около 20 рублей.

Универсальное чистящее средство

Напоследок еще одна «ядреная химия» — универсальное итальянское средство для очистки салона Atas Vinet. Сильный концентрат необходимо разводить с водой в соотношении 1:10 (в этом случае pH составит примерно 12 при +20°С).

Но даже этот получившийся раствор агрессивен: всего несколько минут — и поршень сияет чистотой. Правда, все с теми же остатками «жесткого» нагара…

Наш вердикт

Очиститель впускного коллектора оказался так же бессилен, как и очиститель двигателя. Кока-кола тоже не справилась, но теперь-то понятно, что ее хотя бы можно пить. А вот бытовые средства для очистки духовок удивили своей эффективностью и скоростью работы. То же самое можно сказать и про универсальный очиститель.

Остается открытым вопрос безопасности использования подобных средств для деталей из алюминия. В нашем случае обошлось без явных последствий, по крайней мере пока. Хотя в какой-то момент тот самый поршень, которому «повезло» испытать на себе больше всего средств и который в конечном итоге был очищен российским очистителем, покрылся небольшими пятнами. После повторной мойки и очистки ветошью часть их удалось удалить, повреждений металла не обнаружено, за несколько последующих дней внешний вид деталей не изменился.

Кстати, а вам интересно, что за поршни участвовали в нашем эксперименте? Они от мотора Ford 2.9 Cosworth (BOB), и часть из них мы планируем установить в… Sierra. Да-да, мы снова взялись за наш «автомобиль за 200 долларов», на этот раз основательно! Работа над машиной кипит вовсю, первый отчет будет опубликован в самое ближайшее время. Следите за сайтом!