Как уменьшить расход топлива на дизельном двигателе?

Как уменьшить расход топлива на дизеле

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Дизельный двигатель сильно отличается от любого бензинового мотора. Рабочий процесс имеет свои особенности. Поэтому большинство советов об экономии топлива нельзя использовать в автомобилях с обычным ДВС.

Почему увеличивается расход

Важнейшими причинами высокого расхода, а также образование дымного выхлопа, специалисты считают:

  • система питания потеряла герметичность;
  • засорился воздушный фильтр;
  • в сливной топливопровод попало инородное тело;
  • повышенный износ форсунок;
  • неправильно выставленный угол опережения;
  • большие зазоры в клапанах;
  • не работает топливный насос.

Некоторые из перечисленных причин уменьшают мощность двигателя, приводят к неустойчивой работе мотора на холостых оборотах, становится сложно запустить силовой агрегат.

Варианты снижения расхода

При одинаковых нагрузках, дизельный мотор отличается малым расходом топлива. Тяговые показатели двигателя, когда крутящий момент достигает своего максимума на малых оборотах, намного превосходит любой бензиновый агрегат. Дизель отличается высокой требовательностью к качественным показателям топлива. Поэтому специалисты советуют заправляться на только проверенной заправке.

Сегодня на дорогах России можно встретить легковые автомобили, под капотом которых установлен дорогостоящий дизель. Поэтому улучшилось качество солярки. Если нужно заправиться на неизвестной АЗС, чтобы исключить риск, необходимо пользоваться специальными присадками. Эти вещества способствуют уменьшению расхода «соляры», повышают ее качество. Конечно, увеличатся затраты на топливо, но присадки помогут избежать поломки двигателя из-за непроверенного горючего.

Регулировка автомобиля

Важнейшим условием экономии, считается правильная регулировка топливной системы. Для дизеля это очень важно. Его конструкция намного сложнее обычного бензинового мотора. Смесеобразование, а также впрыск осуществляется топливным насосом (ТНВД). Регулировка устройства возложена на электронную систему. Правильно выполненная настройка электроники позволяет добиться экономного расхода солярки. С течением времени происходит эксплуатационный износ машины. Особенно это хорошо видно на грузовом транспорте. Настройка системы необходима, когда обнаруживается:

  • разбалансировка;
  • большие зазоры;
  • неправильно выставленный угол опережения.

Расход также зависит от величины давления топлива внутри ТНВД. Он начинает увеличиваться, если произошел сильный износ оригинального волнового профиля на специальной шайбе. Чтобы получить оптимальное значение, насос оборудован поршнем, разворачивающим шайбу специальным поводком. Таким образом, происходит определение момента, когда должна начинаться подача солярки к форсунке. Если вовремя заменить изношенную шайбу, можно свести к минимуму расход топлива. Во время проведенная регулировка цикловой подачи, от которой зависит количество поступающего воздуха, также влияет на экономичность. Грамотно выполненные вышеописанные действия, помогут правильно провести регулировку топливной системы и добиться значительного уменьшения расхода топлива.

С ростом цен на АЗС у автомобилистов все чаще возникает логичный вопрос: как уменьшить расход топлива на дизеле? Ниже постараемся дать наиболее простые, действенные и доступные способы снижения аппетита дизельного двигателя.

Технические способы снижения расхода на дизельном двигателе

Сначала рассмотрим несколько действенных технических подходов, которые позволят снизить расход топлива на дизельном двигателе.

  1. Установка воздушного фильтр нулевого сопротивления. Позволит сократить потребление дизеля в среднем на 1-3%. Особенно действенный метод для водителей, предпочитающих агрессивный стиль вождения. Недостаток кислорода дизель испытывает на высоких оборотах, когда растет потребление воздуха, и штатный фильтр не способен пропустить через себя необходимое его количество для формирования оптимальной топливно-воздушной смеси.
  2. Заливка масла пониженной вязкости. В зимнее время для регионов с большими морозами для экономии топлива рекомендуется залить моторное масло с пониженной зимней вязкостью. Например, если завод-изготовитель рекомендует заливать масло 10W-40, попробуйте зимой использовать вариант 5W-40. Экспериментировать с высокотемпературной вязкостью не рекомендуется.
  3. Очистка топливной аппаратуры. Сегодня есть несколько эффективных присадок в топливо для мягкой очистки форсунок и в целом всей топливной системы. Номинальное давление впрыска и правильное формирование топливного облака соплом форсунки в цилиндре – залог низкого расхода.
  4. Обратитесь к хорошему дизелисту с просьбой проверить и по необходимости отрегулировать топливный насос, если у вас автомобиль с системой впрыска на базе центрального ТНВД, и при этом расход значительно отличается от заводской нормы.

Все эти процедуры в комплексе позволят получить экономию дизельного топлива от 5 до 20% в совокупности, но при условии, что двигатель не имеет серьезных проблем.

Организационные методы уменьшения расхода топлива на дизеле

Есть несколько организационных советов, которые позволят экономнее расходовать топливо на дизельном авто только за счет рациональной его эксплуатации.

  1. Проверьте давление в шинах и доведите его до максимально допустимого значения. Низкое давление в шинах увеличивает площадь контакта колеса и дороги, что повышает расходы энергии двигателя на преодоление трения в этом пятне контакта. Подходите к этой процедуре осторожно: перекачанные шины снижают сцепление с дорогой.
  2. Старайтесь ездить в интервале оборотов двигателя около наибольшего крутящего момента. Не раскручивайте двигатель до красной зоны и не «душите» мотор низкими оборотами. Известный факт: КПД дизельного двигателя изменяется в зависимости от режима его работы. И максимальное количество сожженного топлива преобразуется в кинетическую энергию на коленчатом валу именно в диапазоне оборотов, соответствующих максимальному крутящему моменту.
  3. По минимуму используйте электроприборы авто. Включайте их только по необходимости. Например, привычка ездить с включенной на максимум печкой зимой и с приоткрытыми окнами добавит к расходу топлива примерно 3-5%.
  4. Прогревайте двигатель зимой перед поездкой хотя бы до 60 °C. В сети есть результаты экспериментов по расходу дизельным двигателем топлива при езде с прогретым двигателем и старте сразу после пуска. Прогрев на холостых оборотах сожжет не более 100-150 грамм топлива. В то время как езда первые 5-10 минут на непрогретом моторе повысит расход дизеля на 20-30%. Что выльется в итоге в перерасход на 500-800 грамм каждый раз при начале движения сразу после пуска.

Этот довольно простой и доступный набор советов поможет сократить потребление топлива дизельным двигателем на 10-20%.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Часть нижеследующих советов о том, как уменьшить расход дизельного топлива, подойдет и для бензиновых автомобилей. Однако с учетом особенностей строения системы рабочего процесса дизеля, в первую очередь, они ориентированы на экономию дизельного топлива.

Содержание статьи

Основные причины увеличения расхода дизельного топлива

К основным причина повышенного расхода горючего на дизеле и возникновения дымного выхлопа относят:

  • отсутствие герметичности системы питания;
  • засорение воздушного фильтра;
  • засорение сливного топливопровода;
  • загрязнение или износ форсунок;
  • нарушение значения угла опережения топливного впрыска в зависимости от частоты вращения;
  • зазоры в клапанном механизме;
  • выход из строя топливного насоса высокого давления.

Часть из этих причин приводит одновременно к снижению мощности, ухудшению динамики разгона, неустойчивому функционированию двигателя на холостом ходу, проблемам с запуском.

Способы снижения расхода дизельного топлива

Дизельный двигатель при сопоставимых характеристиках нагрузки изначально отличается более низким расходом топлива, и лучшим графиком тяговых показателей при развитии максимального крутящего момента на низких оборотах. Принимая во внимание особую требовательность дизеля к качеству горючего и высокую стоимость дизельного топлива, первая рекомендация – заправляться на знакомых заправках у проверенных поставщиков.

Сейчас в связи с расширением модельного ряда легковых дорогостоящих дизелей качество «соляры» тоже заметно улучшилось. Однако чтобы не рисковать, в случае необходимости заправиться на незнакомой станции, желательно использовать специальные присадки. Они немного уменьшают расход дизельного топлива и улучшают его качество, и хотя стоимость присадок в сравнении с расчетной экономией довольно высокая, использование присадок оправдано в случае с непроверенным горючим.

Ключевым условием экономии является регулярная настройка топливной аппаратуры. В случае с дизелем она важна еще и потому, что дизель конструктивно сложнее бензинового двигателя. Впрыском и смесеобразованием здесь управляет топливный насос высокого давления (ТНВД), оснащенный электронной системой управления. Именно сервисной настройкой «мозгов» дизеля можно отрегулировать расход топлива. А с возрастом и эксплуатационным износом автомобиля (что особенно заметно на грузовиках) настройка важна особенно, так как возникает:

  • естественная разбалансировка,
  • увеличение зазоров, снижающих качество смеси,
  • нарушение угла опережения впрыска.

Так, угол опережения впрыска имеет разные оптимальные значения при разных оборотах: 3° – 800 об/мин. (холостой ход), 4° – 1000 об/мин., 5° – 1500 об/мин. и т. д.

Зависит он от давления горючего внутри корпуса ТНВД и от износа волнового профиля специальной шайбы. Для достижения оптимальных значений в корпусе ТНВД установлен поршень (т. н. «таймер»), который посредством поводка разворачивает шайбу, что определяет время начала подачи топлива к форсунке. Своевременная замена изношенной шайбы устранит проблемы с топливным потреблением и перерасход. Также на экономию заметно повлияет своевременное корректирование цикловой подачи, которая должна соответствовать объему поступающего воздуха.

Читайте также  Как снять шину с диска своими руками?

Уменьшаем расход дизельного топлива своими силами

В настоящее время, когда цены на ГСМ неустанно растут, вопрос о расходе топлива для большинства водителей является первостепенным.

Способы экономии топлива автомобиля

К сожалению, очень часто аппетит железного коня не радует автовладельцев, и они становятся вынужденными хитрить. Сегодня, уважаемые читатели, мы поговорим с вами о том, как можно сэкономить топливо.

Надо отметить, что принцип работы у автомобилей на бензине практически такой же, как и у дизельных братьев, однако советы, которые мы вам сообщим, больше подходят все-таки для дизеля, хотя некоторые из них актуальны и для бензина.

На расход дизельного топлива влияет множество факторов, поэтому для достижения вышепоставленной цели необходимо проводить комплекс процедур.

Начать необходимо с замены воздушного фильтра. Данная операция дает возможность работать двигателю без лишнего напряжения, на низких оборотах, что в результате позволит уменьшить потребление топлива. К слову, заменить воздушный фильтр сможет каждый автовладелец, даже тот, который с автомобилем пока еще на Вы, пошаговую инструкцию данной процедуры мы уже сообщали, поэтому повторяться не будем.

Правильно подобранное масло в двигатель – это еще один шажок к достижению поставленной цели по снижению потребления топлива. Для дизельных моторов следует выбирать масла низкой вязкости, поскольку подобный тип даст возможность двигателю работать более свободно. Учитывая предлагаемый сегодняшним рынком смазочных материалов ассортимент масел, при покупке доверяйте именитым маркам, которые производят по-настоящему качественное масло – следование такому нехитрому совету позволить снизить аппетит вашего автомобиля до 10%, согласитесь, что экономия довольно существенная.

Вы, возможно, удивитесь, да и мало кто знает, но на расход топлива влияет даже давление в шинах. Желая добиться снижения потребления дизеля, советуем не упускать данный факт из своего внимания, и ездить на немного перекачанных шинах (примерно на 0,3 атмосферы выше рекомендованного давления), которые позволят уменьшить сопротивление качению, тем самым снизить аппетит. Однако, прежде чем вы прибегните к этой хитрости, следует знать, что езда на перекачанных колесах довольно губительна для подвески автомобиля, поэтому вам придется периодически заезжать на СТО для ее диагностики, да и ремонтировать ее вы будете вынуждены чаще.

Экономим топливо с умом

Несмотря на все сказанное выше, не лишним будет констатировать, что на аппетит вашего железного коня влияет не только его техническое состояние, но и в первую очередь ваша манера езды. Речь не идет о соблюдении ПДД или следовании основам безопасного движения, мы говорим именно о манере. Так находясь за рулем автомобиля, старайтесь избегать резких рывков с места, езды на повышенных оборотах, но в тоже время следует отметить, что если постоянно ездить на слишком низких оборотах, то это может пагубно отразиться на двигателе автомобиля. Выбирайте, что для вас важнее – экономия на топливе или исправно работающий двигатель!

Ни для кого не секрет, что турбированные двигатели более прожорливы, чем их аналоги без турбины. Однако не все так страшно и печально – даже и из этой ситуации есть выход – при езде следите за тем, чтобы турбина не работала на полную мощь, не накачивала активно цилиндры, поскольку именно в этом случае ваши деньги, затраченные на топливо, в буквальном смысле вылетают из выхлопной трубы. Идеальным вариантом будет отключение, конечно, если это позволяет конструкция двигателя, этой самой турбины, но в этом случае, надо признать, заметно снизится тяга. Вновь выбор за вами, что для вас необходимее – экономия или мощь.

Напоследок, пытаясь добиться снижения потребления топлива, никогда не стремитесь проникнуть в заводские настройки, не доверяйте сомнительным предложениям, которые гарантируют снижение аппетита авто до 50%, вы ведь все – взрослые люди и должны знать, что чудес в этом мире, к сожалению, не бывает!

Учимся экономить топливо на дизельном двигателе

С ростом цен на АЗС у автомобилистов все чаще возникает логичный вопрос: как уменьшить расход топлива на дизеле? Ниже постараемся дать наиболее простые, действенные и доступные способы снижения аппетита дизельного двигателя.

Технические способы снижения расхода на дизельном двигателе

Сначала рассмотрим несколько действенных технических подходов, которые позволят снизить расход топлива на дизельном двигателе.

  1. Установка воздушного фильтр нулевого сопротивления. Позволит сократить потребление дизеля в среднем на 1-3%. Особенно действенный метод для водителей, предпочитающих агрессивный стиль вождения. Недостаток кислорода дизель испытывает на высоких оборотах, когда растет потребление воздуха, и штатный фильтр не способен пропустить через себя необходимое его количество для формирования оптимальной топливно-воздушной смеси.
  2. Заливка масла пониженной вязкости. В зимнее время для регионов с большими морозами для экономии топлива рекомендуется залить моторное масло с пониженной зимней вязкостью. Например, если завод-изготовитель рекомендует заливать масло 10W-40, попробуйте зимой использовать вариант 5W-40. Экспериментировать с высокотемпературной вязкостью не рекомендуется.
  3. Очистка топливной аппаратуры. Сегодня есть несколько эффективных присадок в топливо для мягкой очистки форсунок и в целом всей топливной системы. Номинальное давление впрыска и правильное формирование топливного облака соплом форсунки в цилиндре – залог низкого расхода.
  4. Обратитесь к хорошему дизелисту с просьбой проверить и по необходимости отрегулировать топливный насос, если у вас автомобиль с системой впрыска на базе центрального ТНВД, и при этом расход значительно отличается от заводской нормы.

Все эти процедуры в комплексе позволят получить экономию дизельного топлива от 5 до 20% в совокупности, но при условии, что двигатель не имеет серьезных проблем.

Организационные методы уменьшения расхода топлива на дизеле

Есть несколько организационных советов, которые позволят экономнее расходовать топливо на дизельном авто только за счет рациональной его эксплуатации.

  1. Проверьте давление в шинах и доведите его до максимально допустимого значения. Низкое давление в шинах увеличивает площадь контакта колеса и дороги, что повышает расходы энергии двигателя на преодоление трения в этом пятне контакта. Подходите к этой процедуре осторожно: перекачанные шины снижают сцепление с дорогой.
  2. Старайтесь ездить в интервале оборотов двигателя около наибольшего крутящего момента. Не раскручивайте двигатель до красной зоны и не «душите» мотор низкими оборотами. Известный факт: КПД дизельного двигателя изменяется в зависимости от режима его работы. И максимальное количество сожженного топлива преобразуется в кинетическую энергию на коленчатом валу именно в диапазоне оборотов, соответствующих максимальному крутящему моменту.
  3. По минимуму используйте электроприборы авто. Включайте их только по необходимости. Например, привычка ездить с включенной на максимум печкой зимой и с приоткрытыми окнами добавит к расходу топлива примерно 3-5%.
  4. Прогревайте двигатель зимой перед поездкой хотя бы до 60 °C. В сети есть результаты экспериментов по расходу дизельным двигателем топлива при езде с прогретым двигателем и старте сразу после пуска. Прогрев на холостых оборотах сожжет не более 100-150 грамм топлива. В то время как езда первые 5-10 минут на непрогретом моторе повысит расход дизеля на 20-30%. Что выльется в итоге в перерасход на 500-800 грамм каждый раз при начале движения сразу после пуска.

Этот довольно простой и доступный набор советов поможет сократить потребление топлива дизельным двигателем на 10-20%.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

6 действенных способов снизить расход топлива

Все окрестные заправщики знают вас в лицо? Тогда эта подборка будет для вас очень кстати. Рассказываем о способах сэкономить на горючем, снизив расход топлива.

    30.08.2021
  • / Полезное , Советы
  • / Анна Криворучко

Каждый день, колеся по городу или собираясь в дальнюю поездку, мы ищем способы сделать дорогу не только приятной, но и экономной. Одной из главных затрат при ежедневной эксплуатации автомобиля является топливо, а если уж вы отправились за рулём в путешествие по Европе, то большую часть бюджета поездки придётся оставить на местных заправках. Ведь как бы мы не жаловались на постоянный рост цен, на западе стоимость полного бака обойдётся вдвое дороже, чем дома.

Читайте также  Как завести машину с толкача на механике?

Так можно ли сэкономить на горючем без вреда для мотора? Мы всё разузнали и теперь делимся с вами шестью проверенными способами того, как снизить расход топлива.

Перед поездкой проверяйте давление в шинах

Рекомендованное давление в колёсах для вашего автомобиля можно не держать в голове, его всегда можно подсмотреть на стикере в проёме двери. Оно может отличаться для зимы и лета. Также показатели разнятся в зависимости от загрузки машины и, конечно, размера установленных колёс. Но что же будет, если отойти от параметров которые рекомендует производитель? Уменьшение давления в колесе приводит к тому, что пятно контакта колеса с дорогой становится больше. От этого ощутимо растёт сцепление с покрытием, а значит и сила трения. Она препятствует движению машины вперёд. Для того, чтобы преодолеть возросшее сопротивление, нужно задействовать большую мощность двигателя. От этого расход неминуемо вырастет.

С повышенным давлением дела обстоят иначе. Небольшая прибавка на 0,1-0,15 атмосфер не покажет ощутимой экономии, а на управляемости может сказаться. И чем сильнее вы перекачиваете колёса, тем больше машина начинает напоминать мячик — она будет просто прыгать по дороге, теряя контакт с покрытием. Немного снизить показатель расхода поможет прибавка давления до 0,5 атмосфер сверх рекомендованного, но это совсем некомфортно, а временами даже опасно, так что лучше держать в покрышках ровно столько атмосфер, сколько рекомендует завод.

Выгрузите всё ненужное

Давайте признаемся честно, мы все когда-то возили с собой кучу ненужного хлама с мыслью «а вдруг пригодится». И ладно, если все сомнительные «нужности» почти ничего не весят, а просто занимают место. Но если у вас в багажнике изо дня в день катается старый аккумулятор, пара ненужных колёс и набор гантелей с мешком цемента впридачу, рекомендуем провести ревизию и генеральную уборку. И дело не только в том, что вы сможете высвободить полезные литры багажника.

Для того, чтобы разгонять и без того тяжёлый автомобиль, двигателю нужно хорошенько питаться. И поверьте, за каждый лишний десяток килограммов веса мотор попросит десерт в виде топлива.

Заправляйтесь «правильным» бензином

Здесь счастливым обладателям дизельных силовых агрегатов можно расслабиться, а вот владельцам бензиновых моторов стоит обратить внимание на топливо, которое они заливают в машину. Ходит множество слухов и баек вокруг связи октанового числа бензина и его связи с расходом и мощностью мотора. Давайте разберёмся во всём по порядку.

Для начала нужно понять, что такое октановое число. Это — процент содержания химического соединения, изооктана, в объёме топливной смеси. Это соединение не даёт бензину воспламеняться раньше, чем его «подожжёт» свеча зажигания. И чем его (изооктана) больше, тем устойчивее топливная смесь к самовоспламенению под большим давлением.

Отсюда можно сделать вывод, что дополнительных лошадиных сил увеличение октанового числа двигателю не принесёт. Соответственно, «лить» АИ100 вместо АИ95 смысла нет — такой бензин дороже, а двигатель, имеющий фиксированную степень сжатия горючего в цилиндре, просто не сможет использовать весь ресурс такого бензина. Расход при этом, конечно, вряд ли возрастёт, а вот затраты — вполне.

С понижением октанового числа всё уже не так безопасно. АИ92 воспламеняется раньше чем АИ95 и в некоторых случаях даже раньше, чем свеча зажигания «подожжёт» топливную смесь. Такие незапланированные «взрывы» внутри цилиндра не пойдут на пользу ни мотору, ни вашему комфорту. Заодно опережение зажигания может снизить мощность двигателя и негативным образом сказаться на расходе топлива. Несмотря на интеллект современных автомобилей и умение подстраиваться под фактически используемый тип бензина и его качество, электроника не всемогущая. Так что отступать от «паспортных» показателей ни в меньшую, ни в большую сторону не стоит.

Снимайте неиспользуемое «навесное» оборудование

В первую очередь, это касается багажников на крыше. Да, понимаю, вы уже один раз повозились с установкой и повторять эксперимент хочется как можно реже. Но помимо дополнительного веса и шума они ещё и повышают аэродинамическое сопротивление машины. Чем больше автомобиль «упирается» во встречный поток воздуха, тем больше ему нужно приложить лошадиных сил для того, чтобы это самое сопротивление преодолеть. Отсюда повышенная нагрузка на мотор и, как следствие, подросший аппетит.

Скорректируйте стиль вождения

Конечно, активная езда веселее и динамичнее, но если задача не развлечься, а сэкономить, педаль из пола придётся достать. Чем выше поднимаются обороты двигателя, тем больше топливной смеси подаётся в цилиндры в единицу времени. Так что трогайтесь плавно и избегайте резких ускорений, так полного бака хватит на пару лишних дней. С торможением тоже полезно поработать. Резкое позднее торможение вынуждает вас некоторое время стоять на месте на холостых оборотах двигателя, если у вас, конечно, нет системы start/stop. В таком режиме работы двигатель потребляет запредельное количество горючего, так что время вынужденной стоянки нужно попытаться сократить. В пробках попробуйте оставлять чуть больший зазор и отпускать педаль газа раньше. При движении без нажатия на педалей машина тормозит двигателем и при этом не переходит в режим холостого хода, так что на «подкатываниях» в пробке тоже получится отыграть пару десятых литра на 100 километров.

Подберите оптимальную скорость движения для вашего автомобиля

Любая машина имеет наиболее экономичную скорость передвижения по загородным трассам. Обычно показатель варьируется между 100 и 120 км/ч. Для моторов с меньшим объёмом такая скорость будет чуть ниже, а для более мощных агрегатов наоборот чуть выше. Подберите цифры на спидометре так, чтобы обороты двигателя не превышали 2500 об/мин на самой высокой передаче и поддерживайте эту скорость. В дальних поездках по относительно свободным магистралям в этом очень поможет круиз-контроль или электронный ограничитель скорости. Если его нет — не беда, достаточно будет внимательно слушать двигатель. Звук мотора предупредит, если вы вдруг задумаетесь и переусердствуете с газом. При движении с постоянной оптимальной скоростью без постоянных разгонов и торможений один бак можно растянуть действительно надолго.

Да, для того, чтобы ездить максимально экономично, нужно погрузиться в нирвану и быть абсолютно безучастными к внешним раздражителям. Этоне так весело и задорно, зато, при должном настрое, очень спокойно и без нервов. А это, знаете ли, почти как маленький отпуск. Так что расслабьтесь, не торопитесь и учитесь извлекать пользу даже из пробок.

Большой расход дизельного топлива: причины

Дизельные двигатели, при сопоставимых параметрах нагрузки, изначально отличаются от бензиновых более низким расходом топлива, а также лучшей динамикой тяговых показателей, развивая максимальный крутящий момент на более низких оборотах. Это способствовало современному широкому распространению дизелей не только на тракторах, грузовиках и спецмашинах, но и на легковых автомобилях. Однако в тех случаях, когда возникают проблемы с повышенным расходом дизтоплива, дизельный мотор теряет всю свою экономичность. Какие могут быть причины большого расхода топлива и что в этом случае делать?

Часть информации, которая изложена в данной статье, будет справедливой и для бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Однако, с учётом характерных особенностей устройства системы рабочего процесса дизеля, в первую очередь, она ориентирована на выявление причин перерасхода и способов экономии именно дизельного топлива.

Удельный расход топлива

Основной показатель экономичности любого из двигателей – это удельный расход топлива. То есть, тот объём горючего, который потребляется техникой за 1 час при мощности устройства в 1 кВт. Дизели традиционно более экономичны, чем бензиновые моторы.

Для двигателей дизельных данное значение составляет 200-230 гр., а для бензиновых силовых агрегатов тот же параметр бо́льший – 265-305 г. Это усреднённые значения. Кроме них, имеется целый ряд внешних и внутренних факторов, напрямую влияющих на фактические показатели для конкретно взятой техники. Среди основных из них – следующие:

  • вес трактора или автомобиля (чем он значительней, тем тяжелей мотору будет раскручивать передаточный механизм и тем больше энергии будет нужно для разгона);
  • давление воздуха в шинах (пониженное – приводит к существенному снижению уровня коэффициента полезного действия двигателя);
  • уровень загрязнённости воздушного фильтра;
  • длительная работа в режиме холостого хода;
  • агрессивная манера вождения с резкими разгонами и замедлениями, с излишними раскручиваниями двигателя на низких передачах.
Читайте также  Проверка дизельного двигателя при покупке автомобиля

Признаки повышенного расхода дизельного топлива

Главный и явный признаков повышенного расхода дизтоплива во время работы двигателя – это существенная разница между указанными в документации на силовой агрегат значениями потребления горючего со значениями фактическими. Кроме этого, высокий расход горючего чаще всего будет сопровождаться ещё и нехарактерным поведением мотора во время работы.

Признаки повышенного расхода дизельного топлива

Самые распространённые причины перерасхода дизтоплива: описание

К основным причинам повышенного расхода горючего на дизельных моторах и одновременного появления повышенного дымного выхлопа следует отнести:

  • Появление недостаточной герметичности системы питания.

Герметичность системы питания для дизельного мотора имеет особое значение. В частности, подсос воздуха во впускной части системы (от топливного бака до топливоподкачивающего насоса) приводит к нарушению работы топливоподающей аппаратуры. А нарушенная герметичность части системы, находящейся под давлением (от топливоподкачивающего насоса до форсунок) вызывает подтекание и значительный перерасход горючего. Нарушение герметичности в системе питания часто возникает из-за нарушения плотности соединений, вследствие естественного износа либо механического повреждения. Нарушения в герметичности соединений топливопроводов высокого давления определяют по небольшому выходу дизтоплива в местах крепления трубок у штуцеров насоса и форсунок при работающем двигателе.

  • Засорение воздушного и (или) топливного фильтров.

Это очень распространённая причина появления повышенного расхода топлива на дизельном двигателе, которую, возможно, следует даже поставить на первое место в списке основных причин перерасхода. Быстрее загрязнение фильтров происходит при регулярной эксплуатации техники на грунтовых или гравийных дорогах и по бездорожью; при периодическом использовании дизтоплива сомнительного качества, с посторонними примесями. Впрочем, пагубное влияние на состояние воздушных фильтров оказывает и загрязненный воздух особенно оживлённых дорог в стеснённом состоянии современных мегаполисов.

Самые распространённые причины перерасхода дизтоплива: описание

  • Засорение сливного топливопровода.

Если забит, либо был деформирован сливной топливопровод (от насоса к топливному баку), это также негативно повлияет на расход дизельного топлива.

  • Загрязнение либо изнашивание форсунок.

Это уже более серьёзная проблема, требующая ремонта или замены форсунок на новые. При использовании некачественного топлива эти довольно взыскательные устройства очень быстро засоряются , что приводит к их порче в дальнейшем.

  • Нарушение значения угла опережения топливного впрыска в зависимости от частоты вращения.

От частоты вращения коленчатого вала – скорости движения поршня в цилиндре двигателя – зависит количество рабочего тела в камере сгорания двигателя и его температура. С увеличением частоты вращения коленвала абсолютные длительности задержек воспламенения (в миллисекундах) сокращаются, однако относительные длительности в градусах оборота коленчатого вала при этом возрастают. Не надо забывать и о таком моменте, как задержка впрыскивания (время между началом подачи топлива насосом и впрыском топлива форсункой в камеру сгорания). Чем выше частота вращения коленчатого вала, тем раньше нужно впрыснуть в камеру сгорания топливо, и наоборот.

  • Большие зазоры в клапанном механизме.

Правильные зазоры в клапанной группе – это необходимый эелемент, который обеспечивает правильную работу всего газораспределяющего механизма двигателя в целом. Величина тепловых зазоров может составлять 0,08…0,45 мм, и нормируется для каждого двигателя его предприятием-изготовителем. После прогрева дизельного двигателя все его работающие детали в той или иной степени подвержены тепловому расширению, которое зависит как от степени нагревания, так и от размеров деталей, от коэффициента температурного расширения того металла, из которого эти детали изготовлены. Большинство деталей двигателя расширяются достаточно сильно, так как имеют довольно серьёзный коэффициент линейной деформации металла, из которого сделаны.

  • Сильная степень износа кривошипно-шатунного механизма, из-за которого падает мощность мотора.

Соответственно, в целях её поддержания на необходимом для работы уровне водитель или механизатор будет чаще и энергичнее пользоваться педалью акселератора.

  • Загрязнение цилиндров и поршневых колец.

В этом случае, как правило, из трубы валит густой чёрный дым плюсом к перерасходу дизтоплива.

  • Выход из строя ТНВД – топливного насоса высокого давления.
  • Сбои в работе электроники, ведущие к тому, что датчики формируют неправильные данные, а бортовой компьютер, соответственно, нормирует впрыск с ошибками.
  • Высокая степень износа сцепления.
  • Нарушение в регулировании угла, под которым происходит опережение впрыска горючего в соответствии с частотой вращения.
  • Недостаточный прогрев двигателя.

Во время зимнего сезона температура охлаждающей жидкости падает ниже требуемого значения, и из-за этого сам двигатель не может набрать необходимую для полноценной работы температуру. В подобной ситуации мотор будет использовать больше горючего для собственного прогрева, что повлияет на общий расход дизеля порядка десяти процентным его повышением.

  • Разбалансированный сход-развал колёс.

Когда колёса стоят под разным углом и в разном направлении, это вызывает гораздо бо́льшее сопротивление при езде и, соответственно, повышает расход топлива. Нормальный расход горючего возвращается после регулировки сход-развала.

  • Аэродинамические препятствия различного рода.

Это может быть всё, что так или иначе вызывает повышенное сопротивление при езде. В частности, не соответствующая норме резина, багажники и боксы и т.д.

  • Автоматическая коробка переключения передач.

использование коробки-«автомата» всегда и в любом случае чревато повышенным, по сравнению с традиционной «механикой», расходом топлива.

Кроме обозначенных высокого расхода и усиленной дымности, большинство указанных причин может также привести к ухудшению динамики разгона; к неустойчивой работе силового агрегата на холостом ходу; к определённым проблемам с его запуском.

Как не допускать высокого расхода горючего на дизельном моторе?

  • Не забывать об особенной высокой требовательности современных дизельных двигателей к качеству горючего.
  • Следить за правильной регулировкой настроек топливной аппаратуры.

Дизельный двигатель в конструктивном смысле сложнее бензинового. Смесеобразование и впрыск здесь производится посредством ТНВД – топливного насоса высокого давления, оснащённого электронной системой управления. С солидным возрастом и эксплуатационным износом техники, прежде всего – тяжёлой, большегрузной, настройка важна особенно, поскольку возникают естественная разбалансировка; увеличение зазоров, снижающих качество смеси; нарушение угла опережения впрыска.

В частности, угол опережения впрыска имеет различные оптимальные значения при разных оборотах: 3° – 800 об/мин. (холостой ход), 4° – 1000 об/мин., 5° – 1500 об/мин., и т. д. Он зависит от давления дизтоплива внутри корпуса топливного насоса и от износа волнового профиля специальной шайбы. Для достижения оптимальных значений в корпусе ТНВД предусмотрен поршень (или, так называемый «таймер»), который посредством поводка разворачивает шайбу и устанавливает тем самым время начала подачи топлива к форсунке. Своевременная замена износившейся шайбы зачастую решает проблему с топливным потреблением и перерасход горючего. Кроме того, на экономию диз заметно повлияет своевременное корректирование цикловой подачи, которая должна соответствовать объему поступающего воздуха.

  • Любителям резкого и агрессивного стиля вождения сто́ит пересмотреть свои привычки, отказавшись от резкого «газования» с быстрыми наборами мощности и торможениями.

Лучше придерживаться оптимального для экономичного расхода горючего плавного и стабильного стиля управления техникой. Показатели оборотов дизельного двигателя должны быть в пределах 1600-2000 оборотов. Есть смысл также отказаться от переключений на повышенные передачи при разгазовке до больших оборотов.

  • Вовремя менять засорившиеся расходники – топливные и воздушные фильтры, не допуская значительного снижения их пропускной способности.
  • Выбирать оптимальное для дизельных двигателей моторное масло с показателями низкой вязкости. Не сто́ит экономить на масле: производить его замену нужно в установленный производителями срок, и проводить эту замену в полном соответствии с техническими параметрами трактора или автомобиля.
  • Не забывать регулярно контролировать уровень давления в шинах, подкачивая их по мере необходимости до установленных значений.

Итак, в большинстве случаев повышенный расход дизельного двигателя является первым серьёзным звонком о том, что в тракторе или грузовике имеет место неисправность. Выявить эту неисправность и устранить её нужно, по возможности, в сжатые сроки, не откладывая эти действия «в долгий ящик».