Какое масло меньше всего угорает в двигателе?

Какое масло меньше всего угорает в двигателе?

Адрес: 445043, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Северная, 20г

Режим работы:
Понедельник – пятница
с 9-00 до 17-00
Суббота, воскресенье – выходной

Какое масло меньше всего угорает в двигателе?

Угар моторного масла диагностировать достаточно легко. Основной признак этого явления – сизый выхлоп, которого не может быть при сгорании качественного бензина. Кроме того, если масло сгорает долго и сверх нормы, на краях выхлопной трубы образуется черная кромка.

Без вскрытия двигателя понять причину угара масла не получится. При этом есть ряд сравнительно недорогих и несложных способов борьбы с этой проблемой.

Разберемся, каковы причины угара смазочной жидкости и какие масла наименее подвержены этому процессу.

Нормы расхода моторного масла

Для начала следует обратить внимание, что масло сгорает в каждом двигателе, так как образует масляную пленку на внутренних поверхностях рабочих цилиндров, в которых воспламеняется топливо.

Гораздо важнее вопрос о том, сколько именно масла сгорает и какова норма расхода смазки.

Количество сгоревшего масла напрямую зависит от режима эксплуатации двигателя. Чем чаще он работает на больших оборотах – тем больше масла сгорает.

Обозначим нормы расхода масла у некоторых современных автопроизводителей:

  • Renault – 0,5 л/1000 км
  • VW – 0,5 л/1000 км
  • Kia – 0,6 л/1000 км
  • Lada – 0,7 л/1000 км
  • Mazda – 0,8 л/1000 км
  • Honda – 1 л/1000 км
  • Hyundai – 1 л/1000 км

Для легковых автомобилей приемлемым является потребление 0,005-0,025 % масла на 100 л горючего. Это около 5-25 г смазочной жидкости на 1000 километров. Изношенный двигатель может тратить до 0,1 % и 100 г масла на 1 тыс. км соответственно. Если силовой агрегат работает на пределе своих возможностей либо оснащен системой турбонаддува, то количество «съедаемого» им масла увеличивается.

Угаром называется такой расход смазочного материала, который превышает нормативные показатели, указанные в техническом паспорте автомобиля.

Диагностировать проблему можно, обратив внимание на уровень моторной жидкости после преодоления определенного расстояния (например, 100 километров), а затем – через три дня регулярной езды. Замеры производят при помощи щупа. Если показатели одинаковые, беспокоиться не о чем. Однако если они существенно разнятся, стоит провести диагностику основных узлов транспортного средства.

Другой способ выяснить, что масло сгорает, – проследить, на какой период времени хватает одного литра: неделю, месяц или полгода. Если литр масла расходуется меньше чем за 3-6 месяцев (или 7-10 тысяч километров пробега), проблема налицо.

Угар масла: причины проблемы

Угар масла могут спровоцировать:

  • Манера езды: движение на высокой скорости, резкая смена скоростных режимов
  • Конструктивные особенности двигателя: чем больше размер поршней и цилиндров, тем больше масла необходимо для обеспечения безупречного рабочего хода
  • Попадание масла в камеру сгорания: полностью нейтрализовать этот процесс невозможно, частицы смазочной жидкости проникают вначале в систему вентиляции картера, а потом и в камеру сгорания
  • Разжижение масла: при попадании в смазочный материал капель воды или несгоревшего топлива он меняет химический состав, вследствие чего угорает
  • Ошибочный выбор масла (например, со слишком низкой вязкостью)
  • Неисправности маслосъемных колпачков, поршневых колец, межкольцевых перемычек, цилиндров: обнаружить эту проблему можно во время планового технического осмотра на специальном оборудовании
  • Повреждение или износ внутренних поверхностей цилиндров (выработка), а также других деталей двигателя
  • Высокое давление картерных газов
  • Выход из строя турбины (компрессора)

При высоком износе маслосъемных колец из выхлопной трубы идет сизый дым. В этом случае рекомендуется заменить сальники и кольца. Это не самая дешевая процедура, однако она позволит продлить срок службы двигателя и сэкономить на доливах масла.

Какое масло угорает меньше?

Угар масла обусловлен не только износом двигателя, но и коэффициентом испаряемости по NOACK.

Этот показатель определяется опытным путем: смазочная жидкость нагревается до +250 °С и выдерживается при такой температуре в течение 1 часа. Количество испарившегося за это время масла исчисляется в процентах – чем ниже цифра, тем меньше смазка будет впоследствии угорать.

У современной синтетики испаряемость не превышает 14 %, полусинтетические и минеральные масла, как правило, имеют больший коэффициент – до 20 %.

Какое масло меньше всего угорает в двигателе

При покупке транспортного средства водители интересуются таким вопросом, какой расход смазочных и топливных материалов характерен для выбранной марки машины. Повышенные затраты расходного сырья говорят о том, что автомобиль имеет неполадки. Когда расход постепенно становится больше, необходимо проводить технический осмотр и диагностику транспортного средства, чтобы выявить причину неполадки и осуществить ремонт. Уровень смазки рекомендуется проводить на постоянной основе.

Куда может уйти масло?

Для того, чтобы определиться, какое масло меньше всего угорает в двигателе, сначала следует найти места утечки смазочного сырья. Любой двигатель внутреннего сгорания для поддержания стабильного рабочего состояния должен потреблять установленный объем смазки и горючего. Данный объем может быть различным по нескольким причинам:

  • штатной, которая связана с конструктивными особенностями мотора;
  • нештатной, предполагающей преждевременный износ структурных деталей и смену их настроек.

Двигатель с большим объемом подразумевает под собой использование увеличенного объема масла по сравнению с малотиражными моторами. Чтобы предотвратить сухое трение в процессе работы, жидкость формирует на рабочей поверхности цилиндров защитную пленку, предназначенную для смазки, которая со временем угорает.

При этом продукт постепенно проникает в камеру сгорания во время движения клапанов и элементов поршневой системы. Также масло может израсходоваться при попадании в систему вентиляции картера: газы, которые образуются в этом конструктивном элементе, выносят небольшое количество средства.

Постоянной смазки также требуют турбированные моторы. Элементарной причиной угара масла в них принято считать превышение предельно допустимой отметки скорости при разгоне машины. Также масло может просто вытекать, тем самым способствуя увеличению расхода.

Способы выявления угара масла

Наиболее простым и доступным методом определения угара смазочного материала будет визуальный осмотр выхлопных газов. Когда средство попадает в систему выхлопов, то выходящие газы на высоких оборотах приобретают сизый цвет. В то время, как сгорание качественного бензина сопровождается выделением белого полупрозрачного дыма.

Еще одним способом диагностики постоянного выгорания масла будет нарастание на краях выхлопного патрубка маслянистых отложений черного цвета. Более детальное определение масла в систему выхлопов возможно при использовании такого прибора, как газоанализатор.

Главные причины угара масла

Мастера автосервисов выделяют несколько причин, которые способствуют излишнему угару смазочной смеси:

  • Первая заключается в том, что в двигатель заливается не то масло, которое по техническим параметрам не подходит под марку автомобиля. Когда часть является достаточно жидкой, она быстро попадает в камеру сгорания. Жидкость с повышенной вязкостью способствует образованию толстой пленки на внутренней части цилиндров, что со временем приведет к испарению и угару. Масляные смеси низкого качества также не могут гарантировать снижение испаряемости. Двигатели с большим пробегом нуждаются в применении полусинтетики, которая снижает расход.
  • Второй причиной будет преждевременный износ клапанов сальников или колпаков, отражающих масло. Основанием для этого считается использование резины низкого качества, периодические температурные скачки, разрешения структурных запчастей при использовании неправильно подобранного сырья. Поэтому чтобы снизить угар, можно провести замену сальников, которые стоят недорого. Третьим поводом для угара считается выход из строя поршневых колец, устранение которого возможно путем проведения капитального ремонта запчасти.
Читайте также  Отклеивается присоска от лобового стекла что делать?

Когда поршневые перемычки между клапанами изнашиваются, происходит изменение структуры уплотнения камеры сгорания, что влияет на увеличение рабочего давления в картере. Исходя из этого, смазка из картера вытекает, минуя вентиляционную систему.

Как избежать проблемы: масла, проверенные на опыте

После покупки автомобиля следует сразу приобрести смазочный материал, который не подвергается таким процессам, как полимеризация, коксование и отложение. Выбор такой продукции позволит избежать необратимых процессов и дорогостоящего ремонта. Рекомендуется использовать моторные масла, в основе которых находится полиалкиленгликолевые соединения. Такой продукт получил название PAG масло и представляет собой синтетическое сырье нового поколения.

Такую продукцию, например, выпускает бельгийская компания Xenum. Наиболее востребованными смазками этой фирмы считаются XPG 5W40 и XPG 5W30. Материал имеет характерный синий оттенок. Преимуществом покупки товара будет экологическая чистота (отсутствие в составе лаков, не оставляют нагара). Во время смазки и трения они не образуют отложений, что в других случаях может вызвать засорение маслосъемных колец.

Для того, чтобы подобрать оптимальный вариант моторного масла, берется несколько марок продукции на синтетической и полусинтетической основе. Каждый вид заливается в стендовый двигатель, который прогоняется на определенной дистанции с условной скоростью. После этого сравниваются технические свойства и объем оставшейся жидкости.

В результате тестирования было вынесено заключение: минимальный объем сгоревшего масла имеет продукция с высокой температурной отметкой вспышки. Одними из таких марок маслянистой жидкости стали синтетические «ТОТЕК-Астра Робот», XENUM X1, температура вспышки которых составляет 245ºС. Среди полусинтетических смесей положительный результат получило масло ZIC A+ с температурой 235ºС. Наихудшие отзывы приписываются продукции на минеральной основе с температурой 217ºС.

Исходя из полученных данных, при выборе моторного масла следует ориентироваться на температуру вспышки, которая указывается производителями на упаковке.

У какого моторного масла меньшие потери во время эксплуатации

Расход моторного масла — актуальный для каждого автомобилиста вопрос. Если приходится все чаще доливать недостающий уровень в систему, значит речь идет о серьезных проблемах с силовой установкой. Среди автомобилистов сложилось мнение, что уровень потери зависит именно от типа используемого масла. У одного расход будет выше, а у другого на этом же автомобиле — ниже. Рассмотрим, так ли это.

Вместо масла, которое сгорело, появляются углеводородные соединения, поэтому на щупе отмечается нормальный уровень масла

Есть и такая категория автомобилистов, которые полагают, что моторное масло вообще не должно расходоваться. Жидкость постоянно циркулирует по системе и не должна никуда уходить. Нередко они считают, что снижение уровня моторного масла возникает только при серьезных неполадках — нарушена герметичность соединений, изношены прокладки, пробой картера мотора. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует знать конструкцию двигателя и принцип его работы. Масло создает на поверхности элементов защитную пленку.

Во время движения в нижней мертвой точке часть поршня оказывается в камере сгорания. Поэтому защитная пленка, которая создается маслом, может частично выгорать. Но бывает в истории эксплуатации автомобиля и такое, что между процедурами замены моторное масло остается на одном уровне. Дело в том, что масло может разжижаться, если в него попадает конденсат, топливо или элементы картерных газов. Вместо масла, которое сгорело, появляются углеводородные соединения, поэтому на щупе отмечается нормальный уровень. На этом фоне могут возникнуть проблему внутри мотора, которые автомобилист просто не заметит вовремя.

В практике эксплуатации автомобилей сложилось 2 основных понятий — расход и потеря масла. Первое говорит о количестве смазки, которая попадает внутрь камеры сгорания, улетучивается или превращается в налет. Второе характеризует все утечки, которые могут происходить в процессе эксплуатации транспортного средства. Каждый производитель определяет допустимый расход. Как правило, у грузовых автомобилей он составляет 1-3 литра на 1000 км, у легковых — 0.5-1.5 литра на 1000 км. Точный показатель зависит от объема силового агрегата.

По параметрам, который мы рассматриваем, выигрывает синтетика. Такое масло отличается текучестью и широким диапазоном вязкостно-температурных параметров

Расход может возрастать из-за имеющихся в системе дефектов:

1) износ или повреждение малосъемного, компрессионного кольца;

2) износ уплотнителей стержней клапанов;

3) неисправность топливных форсунок;

4) повреждение маслосъемных колпачков.

Теперь стоит рассмотреть вопрос — какое моторное масло угорает меньше всего? Расход на угар зависит от температуры вспышки. Чем выше этот показатель, тем меньше потеря масла. Самые высокие значения по этому параметру относятся к синтетике. Такое масло получается в результате синтеза химических веществ для получения моторных присадок. Такое средство защищает от коррозии и перегрева.

Минеральные масла — прямой продукт переработки нефти или газа. Стоимость такого средства ниже, но и свойства хуже. Полусинтетика располагается по качеству на середине.

По параметрам, который мы рассматриваем, выигрывает синтетика. Такое масло отличается текучестью и широким диапазоном вязкостно-температурных параметров. Масло 0W-60 можно использовать в жару и в холод. Остальные виды масел уступают по характеристикам — такие составы больше окисляются и больше угорают в процессе эксплуатации.

Однако, при выборе моторного масла следует учитывать сразу несколько параметров — особенности конструкции мотора, реальный пробег, манера вождения, качество горючего, состояние двигателя, температурные условия эксплуатации. Если речь идет о современном авто, то лучшим выбором станет синтетика. Для более старых подойдет полусинтетика или минералка.

Среди продуктов отечественного производителя можно выделить Лукойл Люкс 5W-40

Рейтинг синтетических масел. Наиболее распространенные среди автомобилистов масла имеют вязкость 5W-40/30. Среди продуктов отечественного производителя можно выделить Лукойл Люкс 5W-40. На территории РФ такой состав можно считать самым оптимальным по соотношению цена/качества. Оно подходит для моторов, которые работают под сильной температурной нагрузкой. Кроме того, защищает внутреннюю часть мотора от коррозии.

Еще одно средство — Castrol Magnatec 5W-30. Это бренд из Германии, который завоевал популярность среди отечественных автомобилистов. На поверхности деталей состав образует пленку, которая предотвращает быстрый износ. Потери средства в процессе эксплуатации сводятся к минимуму.

Итог. Моторное масло в процессе эксплуатации может угорать. Это зависит не только от особенностей самой смазки, но и от условий эксплуатации.

С канистрой по жизни: как выбрать моторное масло, которое не угорает

НАПЕЧЕТАНО В ЖУРНАЛЕ «АВТОРЕВЬЮ» №7/2020

Поднять капот, измерить уровень, покачать головой и плеснуть ненасытному «коню» еще немного моторного масла. Чем чаще автолюбитель делает подобные манипуляции, тем быстрее он начинает задумываться о причинах сверхпотребления. И если из выхлопной трубы не идет сизый дым, а капиталить двигатель вы не видите причин, то наступило время задуматься о самом моторном масле. Часто именно в нем кроется причина чрезмерного «поедания».

Сгорел на работе: нормы расхода масла в двигателе

Автопроизводители самостоятельно устанавливает нормы потребления для своих машин. Но есть и общие параметры, на которые стоит ориентироваться. Так, расход масла напрямую связан с расходом топлива.

Бензиновый двигатель на каждые 100 литров использует от 100 до 250 мл масла. Исключение составят новенькие авто в период обкатки (до 5000 км) и те, что уже преодолели порог в 150 тысяч. Для них расход может слегка увеличиться, но не должен превышать полулитра на 100 л бензина. Если ваше авто не укладывается в эти параметры, то пора обратить внимание на испаряемость.

Читайте также  Как делается страховка на машину?

Куда уходит масло: значимость показателя испаряемости NOACK

В заведомо исправном двигателе примерно 20% расходуемого масла приходится на смазку его деталей, остальные 80% — это угар. Попадая на детали ДВС, оно создает на них защитную пленку, минимизируя трение и продлевая жизнь агрегатам. При этом под воздействием пламени от сгорания топлива происходит испарение масла с поверхности пленки. Получается, чем больше масла испаряется в процессе работы, тем выше в итоге будет его расход.

Испаряемость зависит от огромного количества показателей, учесть которые обычному автолюбителю просто не под силу. Да это и не нужно. За него это уже давно сделал Американский Институт Нефти, создавший известную во всем мире стандартизацию моторных масел API. Самая современная из них API SN «испытывает» масла на так называемую испаряемость по NOACK.

В течение часа масло находится в разогретом до 250гр состоянии, после чего специалисты измеряют его потери. Уменьшение в объеме более чем на 15% означает невозможность сертификации. Поэтому обращайте внимание на те масла, которые уже получили знак качества API SN. Некоторые производители указывают на упаковке и конкретные значения по NOACK. Например, японское IDEMITSU 5W-30 одобрено API SN и имеет одну из самых низких испаряемостей – всего 7,11%.

На практике, в реальном двигателе все немного сложнее. Пленка масла на поверхности деталей настолько тонкая, что ни один тест не способен ее воспроизвести. И в идеале хорошая испаряемость должна сочетаться с высокой температурой вспышки.

446 градусов по Фаренгейту

Такова, по мнению экспертов, должна быть минимальная температура вспышки моторного масла. В привычных Цельсиях это 230 градусов. Еще лучше, если значение стремится к 240. В отличие от параметра NOACK, практически каждый производитель указывает заветные градусы, если не на упаковке с маслом, то на официальном сайте.

Совсем хорошо, если один и тот же продукт сочетает в себе низкую испаряемость с высокой температурой вспышки. Это практически гарантирует снижение расхода масла на угар. Например, уже рассматриваемое IDEMITSU 5W-30 горит при 238гр. В совокупности с 7,11% по NOACK – это отличный результат. Но в борьбе за минимальный угар не забудьте проверить и индекс вязкости.

Увязнуть в неприятностях из-за вязкости

Масла с показателем индекса вязкости в диапазоне 150-160 единиц не склонны к угару. Но только в случае полной синтетики. Минеральные и полусинтетические масла тоже могут иметь высокие показатели этого индекса. Но их вязкость неестественная, она достигается путем добавления в продукт специальных модификаторов, которые и делают масло более густым в широком диапазоне температур.

Однако молекулы некоторых «дешевых» модификаторов в процессе работы двигателя под воздействием высоких температур разрушаются. Это приводит к потере маслом своих первоначальных свойств, угару и быстрому износу двигателя. Отсюда вывод: доверяйте синтетике (к примеру, все тому же IDEMITSU 5W-30, оно полностью синтетическое с индексом вязкости 159 ед.), с подозрением относитесь к малоизвестным полусинтетическим или минеральным маслам и ищите на канистре обозначение ILSAC GF-5.

Много непонятных букв: зачем маслу ILSAC GF-5?

15% любого моторного масла – это присадки, которые наделяют смазывающую жидкость самыми разными свойствами. Правильно подобранные присадки защищают двигатель от износа, разрушают нагар и отложения и даже позволяют экономить топливо. Вот только что именно и в каком количестве добавили в канистру, обычный покупатель узнать не может. Исключение – наличие на таре обозначения ILSAC GF-5.

ILSAC – самая строгая на сегодняшний день сертификация, проводимая Международным Комитетом по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Параметров, по которым ILSAC испытывает масла много, но рядовому автомобилисту главным образом будут интересны три из них.

Во-первых, испаряемость по NOACK, о которой уже говорили выше. Во-вторых, энергосбережение. Масла, прошедшие отбор ILSAC экономят 1-2% топлива. Причем такой вывод делают на основе практического эксперимента. Расход топлива замеряют на лабораторном двигателе. Сначала на «новом» масле, а потом, через 100 часов работы, на масле «в возрасте».

ILSAC GF-5 на упаковке уже сам по себе знак качества, но чтобы убедиться в реальном энергосбережении, можно найти информацию о параметре HTHS. Если его значение стремится к 3, то масло действительно сократит расход бензина. Проверим эти параметры у нашего «подопытного» IDEMITSU 5W-30. Оно сертифицировано ILSAC GF-5 , а его HTHS равен 3,0.

В-третьих, GF-5 гарантирует меньшую изнашиваемость двигателя. Это достигается наличием специальных присадок, которые разрушают отложения.

Подведем итоги. Выбирайте полностью синтетическое масло, сертифицированное самыми современными на сегодня ILSAC GF-5 и API SN. Обращайте внимание на температуру вспышки, испаряемость, и масла компании IDEMITSU. Они полностью синтетические, одни из немногих имеют сразу два сертификата и хорошие технические показатели, отвечающие за минимальный угар.

Со дна пожиже: можно ли загубить мотор слишком вязким маслом?

Мастера официальных дилерских сервисов породили немало опасных заблуждений, базируясь на рекомендациях производителей и не желая мыслить за пределами “гайдлайнов”. Чего стоит только опровергнутая многократно, в том числе производителями автоматических коробок, теория о “несменяемости” масла в АКП… Ещё одна популярная байка, тиражируемая дилерами, возникла на волне увлечения производителями маловязкими маслами вроде 0W20 и 0W30. Теперь многие проблемы с мотором объясняются мастерами использованием “слишком вязкого масла”. Попробуем разобраться, возможно ли это вообще.

Что такое SAE?

Н ачнём с пояснения простых вещей — с обозначений класса вязкости всесезонных масел по стандарту SAE, Сообщества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), наиболее популярному в мире. В обозначении, скажем, класса 5W30 первая цифра — это индекс вязкости при низких температурах, а вторая — при высоких.

Чтобы определить эти индексы, методика SAE предусматривает ряд инструментальных тестов: CCS – Cold Crank Simulator, MRV – Mini Rotary Viscometer для низкотемпературного диапазона и два теста при рабочей температуре — Kinematic viscosity для температуры 100 градусов и новый тест HTHS — High Temperature High Share для 150 градусов. Всё это делается с помощью точной сложной аппаратуры, и фиксироваться на этой части мы не будем.

Для каждого класса масла определен диапазон, в который должны укладываться его характеристики. Но общий смысл обозначения максимально прост: первая цифра говорит, насколько вязким является масло при холодном старте, а вторая — насколько оно выдерживает рабочие температуры. При этом каждая из цифр вовсе не означает абсолютное значение вязкости.

Для иллюстрации мы взяли результаты исследования лаборатории компании Widman International и немного адаптировали их для российского читателя.

На графиках хорошо заметно, как сильно параметры вязкости масел меняются при росте температуры. Очевидно, что пока мотор не прогреется хотя бы до 30 градусов, ему приходится очень тяжело, особенно на маслах 10W40 и 15W40.

А вот между 40 и 80 С можно наблюдать совсем интересную картину: с ростом температуры кривые начинают пересекаться. И масло 10W40 к 80 градусам становится менее вязким, чем 5W40.

Читайте также  Как проверить генератор на работающем двигателе?

Оптимальная вязкость при рабочей температуре (от 100 до 110 градусов) — от 9 до 18 мм2/с. В эти границы попадают все масла, но при даже незначительном дальнейшем росте температуры масло 5W30 теряет остатки всей вязкости и становится слишком жидким. Так что тут более вязкие масла даже имеют очевидное преимущество.

Аналогичные “сюрпризы” существуют и для низкотемпературного индекса. И, конечно же, масла с одной номинальной вязкостью и полностью соответствующие стандарту всё же могут довольно существенно различаться по характеристикам. Но для простоты объяснения я буду учитывать индексы вязкости раздельно — как масла 5W или как масла W40, говоря о низкотемпературной и рабочей вязкости, без оговорок о реальном классе масла, чтобы не вносить путаницу. Просто подразумевая, что большая вязкость соответствует большему классу вязкости, без дополнительных хитростей и оговорок.

Еще один важный момент связан с тем, что холодная вязкость масла на порядок или два отличается от вязкости при рабочей температуре. Типичное минеральное масло 15W40 при температуре около нуля градусов имеет кинематическую вязкость порядка 1 500 мм2/с, а при рабочей температуре этот параметр уже составляет всего 13 единиц. У синтетики 5W30 эти параметры меняются не так сильно: 900 мм2/с при нулевой температуре и порядка 11 при рабочей.

Вязкость зависит от температуры нелинейно: в зависимости от состава масла она резко повышается в зоне низкой температуры и достаточно плавно изменяется в области рабочих температур. Замер рабочей вязкости проводится при ста градусах Цельсия, но рабочим диапазоном обычно является зона от 20-30 градусов, когда вязкость выше номинальной уже не на два порядка, а менее чем в десять раз.

В зависимости от двигателя и режима эксплуатации температура масла внутри него существенно различается, а значит, и вязкость одного и того же масла в рабочем режиме в разных двигателях разная. Более того, она непрерывно меняется в процессе движения. Таким образом, выбор вязкости масла связан еще и с такими параметрами, как типичная длительность поездки, нагрузка и температура окружающей среды.

К тому же на температуру масла (а значит, и на его вязкость) заметно влияет состояние двигателя. Повышенный объем картерных газов, неисправная система вентиляции, дополнительная защита картера, изношенный масляный термостат, грязный маслорадиатор — всё это вносит свои коррективы в режим работы масла.

Кроме того, нужно учитывать, что масло меняет свою вязкость в процессе эксплуатации. Обычно рабочая вязкость снижается по мере вырабатывания загущающих присадок, что особенно характерно для масел с вязкостью свыше W40, а низкотемпературная вязкость, наоборот, возрастает, поскольку срабатываются и присадки, повышающие текучесть при низкой температуре. Последнее характерно для всех масел с существенной долей минеральной основы, то есть, фактически для 99% масел на рынке, потому что даже у очень дорогих эта доля менее 30% не бывает. Чистая синтетика может вести себя иначе, но это тема для отдельного разговора.

Гуще или жиже?

С учетом вышесказанного становится понятно, что никто не будет пытаться создать двигатель, которому для работы нужно масло строго определенной вязкости, не выше и не ниже заявленной в документах. Это просто технически невозможно: как я уже подробно говорил выше, вязкость масла постоянно меняется, причём в весьма широком диапазоне.

Но самый главный вывод — в том, что мотор существенную часть своего пробега работает с маслом, вязкость которого на порядок или даже два выше, чем его вязкость при рабочей температуре согласно SAE. Потому, опять же, ни один производитель не будет делать двигатель, которому могло бы повредить более вязкое масло. Даже если у вас залито масло с индексом вязкости в два раза выше, чем рекомендуемое, мотору это совершенно безразлично — он прекрасно будет работать и на этом масле. Ему это вредит не больше, чем типовая 15-минутная поездка, особенно зимой.

Конечно, в долгосрочной перспективе возможно проявление каких-то особенностей, вызванных использованием слишком вязкого масла. Но их никак нельзя назвать фатальными для всего мотора. Например, может раньше срока износиться редукционный клапан насоса, сам маслонасос или фазорегуляторы. Но и это крайне маловероятно.

Фактически мотор рассчитывается на минимальную, а не максимальную рабочую вязкость масла. Любое уменьшение его рабочего давления критично, а вот небольшое повышение вязкости и давления — практически безвредны. Они приведут к небольшим колебаниям характеристик, и не более того. И уж совершенно точно нет ни одного двигателя, в котором «масляные каналы слишком узкие» или «зазоры слишком маленькие».

Другое дело — использование слишком маловязкого масла. Как мы видели из графиков, при высоких температурах маловязкие масла могут переступить минимальный порог вязкости в 9 мм2/с. Для масла 5W30 это возможно уже при 115 градусах. Тем временем, нормальная рабочая температура в современных моторах может достигать 110 градусов, а масло им часто рекомендуют и вовсе 0W20. И тут последствия могут быть более губительными, вплоть до проворота вкладышей и износа шеек коленвала. Поэтому уж лучше более густое масло, чем более жидкое.