Катализатор и сажевый фильтр в чем разница?

Катализатор и сажевый фильтр: в чем разница

Все современные автомобили, будь то транспортные средства, оснащенные двигателем внутреннего сгорания (ДВС) или дизельным силовым агрегатов, являются сложными в техническом плане конструкциями. За целый век своей эволюции автомобили не только постоянно совершенствовались, но и приобретали все новые и новые возможности, беря на себя обязанности, ранее исключительно выполнявшиеся или людьми или гужевым транспортом.

Однако, несмотря на все технические ухищрения и технологические находки, большинство транспортных средств по-прежнему отравляют окружающую среду, выбрасывая в атмосферу вредные отработанные газы. Что же было предпринято для минимизации подобного вреда?

В результате инженерных изысканий, а также разработок на стыке химии и физики были разработаны специальные фильтры, способные или обезвреживать токсичные компоненты автовыхлопов или улавливать опасные частички препятствуя попаданию в земную атмосферу.

В зависимости от типа двигателя в выхлопную систему авто устанавливается:

  • каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов (на авто с двигателем внутреннего сгорания);
  • сажевый фильтр (на дизельные авто).

Данными агрегатами все современные авто оснащаются не просто так. У каждого из них есть своя задача, но конструктивно детали имеют схожие компоненты. Разберемся в сути работы каталитического нейтрализатора и сажевого фильтра чуть подробнее.

Конструкция и работа каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор или просто катализатор — это специальной конструкции фильтр, основная задача которого разлагать вредные компоненты выхлопных газов на безопасные составляющие. Прием происходить это должно еще до попадания частиц в земную атмосферу.

Осуществить это можно только в случае размещения катализатора сразу за выходным коллектором двигателя до глушителя. В таком случае, отработанные газы, вышедшие их камеры сгорания двигателя, сразу оказываются внутри катализатора.

Конструкция катализатора внешне напоминает утолщение трубы в виде бочонка (внешний корпус), встроенного в выхлопную трубу посредством входного и выходного патрубка. К данным патрубкам подсоединяются два лямбда-зонда, задача которых контролировать качество очистки выхлопных газов.

Внешний корпус (иначе называют защитным кожухом) катализатора изготавливается из прочной стали, так как с учетом размещения агрегата под днищем авто, высока вероятность удара камнями во время движения.

Внутри защитного кожуха размещается специальный наполнитель (монолит) — основная деталь катализатора, которая и обеспечивает обезвреживание отработанных выхлопных газов.

Осуществляется это с помощью напыления с элементами драгоценных металлов, которое наносится на поверхность монолита. Поверхность эта может быть керамической или металлической. Эти два материала и формируют два разных вида каталитических нейтрализаторов — керамические и металлические, соответственно.

Металлы, входящие в напыление, относятся к платиновой группе — это платина, палладий, родий, реже иридий или золото. Все эти металлы обладают одним очень важным свойством, они способны ускорять (катализировать) химические процессы.

В катализаторе — это химическая реакция разложения вредных компонентов автовыхлопов. Однако для качественного протекания такой реакции необходима соответствующая высокая температура отработанных газов (от 350 до 750°С). Это как раз и достигается расположением катализатора сразу за выхлопным коллектором.

Осталось разобрать конструкцию монолита. Конструктивно — это либо мелкие сквозные керамические ячейки либо подобные продольные ячейки из свернутых листов металла. И в том и в ином случае в разрезе ячейки очень маленькие и напоминают пчелиные соты.

Такая необычная конструкция объясняется необходимости добиться максимальной поверхности монолита с нанесенным на нее каталитическим слоем. С данной поверхностью и вступают в реакцию выхлопные газы, заполняющие катализатор.

Однако такая конструкция имеет ряд недостатков, которые присущи как более дешевым керамическим катализаторам, так и металлическим. Все дело в том, что по мере эксплуатации катализатора ячейки постепенно разрушаются, оплавляются или забиваются.

Разрушению подвергаются, прежде всего, керамические соты из-за своей хрупкости. Удар камнем по внешнему корпусу во время движения или попадание холодной воды на раскаленный корпус — вполне достаточные причины для откалывания от монолита части керамических сот.

Если же температура газов превысит 800°С, то ячейки вполне могут оплавиться. Кроме того, оставшиеся частички некачественного топлива забивают каналы ячеек, которые должны свободно пропускать отработанные газы. Сколько служит катализатор?

Производителя заявляют о 120-150 тыс. километров, однако по указанным выше причинам, срок службы может быть гораздо более коротким.

В случае выхода катализатора из строя его, лучше всего отдать на вторичную переработку, сдав в компанию, официально занимающейся такой деятельностью. Им наиболее выгодно продать старый катализатора, цена будет сформирована после проведения комплексного анализа детали.

Конечная сумма денежного вознаграждения за сданные катализатор бу зависит от общего состояния детали, целостности его монолита, страны происхождения детали, а также от текущих биржевых расценок на драгоценные металлы, входящие в каталитическое напыление наполнителя.

Сажевый фильтр, строение

Сажевый фильтр также монтируется в выхлопную систему авто. Однако далее и появляется ответ на вопрос: «Катализатор и сажевый фильтр в чем разница?»

В отличие от катализатора данная деталь не обезвреживает токсичные компоненты отработанных газов, а улавливает сажу.

Внешне сажевый фильтр и катализатор похожи, но вот структура монолита принципиально отличается. Если ячейки-соты катализатора однотипны и очень мелкие, а ячейки сажевого фильтра расположены в шахматном порядке и имеют гораздо более крупные размеры, за что получили название карманы.

Так чем отличается сажевый фильтр от катализатора — разница в структуре деталей обуславливает и дальнейшие манипуляции с ними в случае забивания. Забитые или оплавленные ячейки-соты катализатора продуть или промыть практически невозможно, поэтом такой катализатор отдают на вторпереработку. А вот более крупные ячейки-карманы сажевого фильтра поддаются очистке, что позволяет вернуть сажевый фильтр в строй, увеличив, таким образом, срок его эксплуатации.

Какая разница между катализатором и сажевым фильтром?

Многие, наверняка, слышали выражение о том, что пора менять катализатор или сажевый фильтр. В связи с этим, возникает вопрос: что собой представляет сажевый фильтр и катализатор и есть ли между ними принципиальное различие.

Комментарии 12

если я поставлю на бензиновый двиг сажевый фильтр эффект будет?

Статью прочитай внимательно и нужда задавать такие вопросы отпадет

Не отпала. «Иными словами, внутри прибора находятся ячейки с каналами с малым сечением, которые борются с частичками сажи, а по бокам размещаются особые ячейки, в задачи которых входит борьба с вредными газами.Таким образом, дизельная система оснащается мощным инструментом для улавливания большего количества загрязняющих атмосферу веществ.» — эти слова мне поясни ?

Что именно тут непонятно?

если я поставлю на бензиновый двиг сажевый фильтр эффект будет?

Если ты поставишь в бензиновый двиг сажевый фильтр для свежих машин (после 2009 года), эффект будет. Для старых машин ставился сажевый поглощающий сажу, которой в бензине почти нет, поэтому установка его на бензин просто нерентабельна и бесполезна. Тут помоему все логично

Если сажевый фильтр от Тойота РАФ 4 2014 г.в то будет эффект на бензине?

Дружище, тебе 30 лет, ну посамостоятельней немного. Вся инфа есть в интернете, что ты бред тут спрашиваешь. Выше вусе написано

Ну вот если ты не хочешь сказать то нах.я вообще начинаешь разговор? Я и без тебя могу все это же узнать куда мне посмотреть. Если такие посты пишутся, то они должны писаться знающими людьми, кто в этом понимает. А не просто так скопировать статью с другого сайта и тут ее залить. И если ты начинаешь вступать в разговор, то пор логике должен понимать что к чему и как работает. А этот, я извиняюсь, высер «Статью прочитай внимательно и нужда задавать такие вопросы отпадет» я и сам могу так же говорить всем кто спрашивает совета.

Просто в 30 лет уже надо быть умным мальчиком, а не спрашивать глупости как дёдик. Тебе крайне доступно расписали что к чему, да так что у людей за пол года ни у кого не возникло вопросов. Но тут пришел колхозник Талян с соской во рту и начал спрашивать ерунду прочитав только название статьи. Я советую тебе продать свою бричку, авто это не твое. В авто надо понимать)))

ДА ты не только в машинах не понимаешь, еще и в людях. Я прочитал статью и закрались сомнения от того и спросил. Я сделал вырезку из статьи и тебя носом туда ткнул, и ты тут же затроил. Начал про новые машины бред нести, при чем не знаешь сам с кого года начали делать такие сажеуловители что и выхлоп нейтрализуют. А когда я про год написал, ты вообще как в лужу запердел. Это кажется по меньшей мере смешно и глупо, встревать в ту тему о которой вообще ничего не знаешь, но зато пытаешься показать что что то знаешь. На самом деле полный ноль, труха, дно… В топку такого знатока. В игнор однозначно!

Читайте также  Жидкость для промывки катализатора автомобиля

Нужно ли удалять сажевый фильтр?

В 2005 году в России начал действовать экологический стандарт ЕВРО-4, серьёзно повлиявший на производителей автомобилей. С этого момента все машины, предназначенные для использования в РФ, должны оснащаться специальными компонентами, снижающими количество вредных выбросов в атмосферу. Почти на все современные авто с дизельными двигателями устанавливают противосажевые (или просто «сажевые») фильтры, которые задерживают не до конца сгоревшие компоненты топлива. Казалось бы, вещь очень стоящая, но многие привозят автомобиль в сервис для её удаления. Зачем?

Как работает противосажевый фильтр

Он представляет собой металлический цилиндр, заполненный керамическим материалом. Этот материал имеет ячеистую структуру — в пустотах задерживаются мелкие частицы сажи. Когда её накопится слишком много, специальный блок в двигателе активирует процесс регенерации, и фильтр очищается.

Существует пассивная и активная регенерация. В первом случае сажа сгорает во время движения благодаря естественному повышению температуры в фильтре. Чтобы запустить пассивный процесс, нужно ехать с высокой скоростью и на большое расстояние.

Активная регенерация запускается, если блок не может избавиться от мусора стандартным способом (например, когда вы ездите только по городу и медленно). В этом случае в цилиндр подаётся дополнительное топливо, которое смешивается с сажей и выходит в катализатор. Там смесь сгорает, а из выхлопной трубы идёт чёрный дым. Это не проходит бесследно — растёт расход топлива, увеличиваются обороты на холостом ходу.

Так выглядит фильтр после долгой езды на качественном топливе

Сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же?

Часто даже опытные работники сервисных центров считают, что сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же. На самом деле разница существенна.

  • Катализатор устанавливается на машины с дизельным и с бензиновым двигателем. Он предназначен для очистки выхлопных газов от крупных примесей.
  • Сажевый фильтр используется только с дизелями. Главным отличием является мелкоячеистая структура фильтра — он улавливает даже мелкие частицы.

Зачем удалять: плюсы и минусы, последствия

Вот несомненные достоинства удаления сажевого фильтра:

  • расход топлива уменьшается;
  • больше не придётся вызывать регенерацию повышением оборотов;
  • снижается общая температура работы двигателя, что уменьшает нагрузку на него;
  • забитый фильтр — это риск поломки силового агрегата, нет фильтра — нет риска;
  • не нужно тратить деньги на замену этого компонента в будущем.

Примечание: есть мнение, что удаление даёт прибавку мощности двигателя. Да, это так, но разница незначительна. Эффект достигается благодаря ускорению выхода выхлопных газов, которым теперь не приходится преодолевать сопротивление фильтра.

А вот существенные минусы:

  • машина лишается гарантии (если она есть);
  • в ряде случаев увеличивается количество чёрного дыма из выхлопной трубы;
  • увеличивается нагрузка на турбину, что несколько снижает её ресурс;
  • авто нельзя будет использовать в странах ЕС и других государствах с жёсткими требованиям к качеству выбросов;
  • процедуры должны выполнять только профессионалы — если допустить ошибку, могут возникнуть серьёзные проблемы, требующие дорогого ремонта.

Процесс удаления: физический и программный этапы

Процедура состоит из двух этапов — физического и программного.

Физический нетруден. Специалисты находят банку, в которой расположены фильтр и катализатор, и вырезают её. В некоторых моделях авто для этого придётся снять выхлопную трубу. Взамен фильтра нужно что-нибудь поставить — это могут быть как обычные металлические заглушки, так и пламегасители. Установка пламегасителя немного увеличит срок службы глушителя. Если компонент оснащён датчиками температуры и зондами углекислого газа, может потребоваться их изъятие и установка в заглушку — это помогает избежать программных ошибок.

Внешний вид изъятого сажевого фильтра

Затем надо перепрограммировать блок двигателя. Если этого не сделать, датчики будут считать, будто фильтр постоянно забит. Результат — демонстрация кодов неисправностей, а в некоторых случаях и вовсе включается аварийный режим.

Эта часть процедуры выполняется исключительно экспертами сервисного центра. Добиться результата можно тремя способами.

  1. Установить прошивку от той версии авто, где по умолчанию нет сажевого фильтра. Метод чреват снижением функциональности — например, на Honda CRV отключается круиз-контроль.
  2. Установить прошивку, созданную энтузиастами. Это своего рода лотерея — может повезти, а может и нет. Качество прошивок сильно варьируется.
  3. Установить прошивку от изготовителя автомобиля. Лучший вариант, не несущий практически никакого риска.

В некоторых моделях Nissan, Toyota, Mazda и Ford невозможно выполнить стандартную перепрошивку — приходится прибегать к эмуляции. Устанавливается приспособление-обманка, заставляющее блок считать, будто фильтр расположен на своём месте. Контроллер получает сигналы и не замечает изъятия компонента. Однако у этого варианта есть недостаток — режим регенерации всё равно будет включаться, так что расход топлива не снизится.

Можно ли удалить своими руками

Да, можно, но делать это крайне не рекомендуется! Вероятность что-то сломать весьма высока. Помните — вы действуете на свой страх и риск!

  1. Сначала надо отсоединить датчики и разрезать болгаркой выпускную трубу, которая расположена после фильтра.
  2. Затем открутите болты со стороны двигателя, разрежьте и вскройте обшивку фильтра.
  3. Достаньте само приспособление. Возможно, понадобиться выбивать отдельные сегменты.
  4. Заварите корпус и установите его на место. Подключите датчики.

Корпус сажевого фильтра без самого фильтра

После этого останется только загрузить новую прошивку.

Удаление на Renault Megane (видео)

Нужно ли удалять сажевый фильтр? Решать только вам. Машина действительно становится более простой и дешёвой в эксплуатации, несколько возрастает мощность. Однако заказывать эту процедуру нужно только у заслуживающих доверия специалистов, иначе можно получить больше проблем, чем пользы.

Назначение катализаторов и сажевых фильтров современных автомобилей

Путаясь в таких элементарных понятиях, они показывают свою неосведомлённость. Чтобы исключить подобное в дальнейшем, начнём с рассмотрения основных отличий между системами циркуляции газов.

Итак, сажевый фильтр – это специально разработанное устройство для сбора сажевых частиц в дизельном моторе. Работоспособный механизм способен задерживать до 95% частиц сажи и более.

В то же время, катализатор – это компонент выхлопной системы в целом, состоящей из выпускного коллектора, резонатора, глушителя. Главная задача катализатора не допустить выхода в атмосферу токсических отходов и ядовитых веществ. Иными словами, задачи те же самые, только разные химические отходы для «задержания».

О том, как заменять и удалять устройства, читаем ниже.

Замена катализатора на дизеле с универсальным механизмом

Перед тем, как будет проведена замена катализатора на дизеле или его удаление, необходимо чётко знать количество катализаторов, сажевых фильтров на конкретном автомобиле, место их дислокации.

В большинстве случаев, дизельные агрегаты оснащены катализатором и сажевым фильтром в одном металлическом корпусе. Одна половина наполнена каталитическим реагентом, вторая керамическими сотами для сажи. Устанавливается изделие в задней части хвостовика выпускного коллектора. В меньшей степени – на самом выпускном коллекторе.

  • Для обеспечения доступа к корпусной части механизма, необходимо временно демонтировать пластмассовую плиту, покрывающую крышку мотора, воздушный фильтр, корпус самого фильтра. Отдаём крепёжные соединения на стыке коллектора и приёмной трубы катализатора. Для удобства используем ключи рожкового или торцевого типа;
  • В зависимости от автомобиля и его строения системы выхлопов, может возникнуть необходимость проведения работ под днищем машины. Это только в тех случаях, когда конструкция предусматривает крепежи катализатора под днищем. Для этого поднимаем машину на электрическом подъёмнике;
  • В области передней оси находим интересующий нас крепежный элемент и отвинчиваем соединения в верхней части;
  • Остаётся отпустить тыльное соединение и можно извлекать оборудование из-под машины. Иногда, из-за сложности конструкции приходится использовать резак по металлу для перерезания трубы;
  • Извлекаем катализатор и сажевый фильтр.

В продаже существует множество разнообразных пламегасителей, катализаторов, как оригинальных, так и не очень.

Современный владелец автомобиля не всегда желает покупать оригинальную продукцию ввиду её дороговизны, отдавая предпочтение подделкам или заменителям среднего качества.

Особую популярность набирает, так называемый универсальный катализатор. Это тот, который можно использовать на любой автомобиль.

Он уже в готовом виде, с термокорпусом и сквозными трубами. Устанавливается только возле резонатора. Одним словом, приварил и забыл.

Дальнейший алгоритм предсказуем: универсальный катализатор приваривается на штатное место, устанавливается на хвостовую часть выпускного коллектора. После монтажа обязательно нужно перепрошить электронный блок управления двигателем на прошивку стандарта «Евро-2».

Решать проблему нужно срочно

Эксплуатировать машину с забитым сажевым фильтром не рекомендуется, так как в скором времени это приведет к серьезным и дорогостоящим проблемам. Объясним почему.

Во-первых, автомобили с сажевым фильтром умеют его «прожигать». Прожигание буквально так и происходит: блок управления двигателем активирует соответствующий режим работы двигателя, во время которого создается богатая топливная смесь. Излишки несгоревшего в цилиндрах топлива догорают в выпускной системе и в каналах сажевого фильтра, вместе с тем уничтожая скопившуюся там сажу. Однако во время этого процесса много топлива уходит из цилиндров в масляный поддон, попутно смывая масляную пленку со стенок цилиндров. Удивительно, но после пары прожигов, особенно неудачных, можно наблюдать увеличение уровня моторного масла. Разумеется, это уже не масло как таковое, а смесь с топливом. Ее защитные и смазывающие свойства неудовлетворительны.

Читайте также  Если забился катализатор как себя ведет машина?

Во-вторых, забитый сажевый фильтр может разрушиться. Но до этого его низкая проходимость отразится на здоровье турбины: велики шансы, что повышенное давление в выпускном коллекторе приведет к выдавливанию масла из картриджа турбины в ее «холодную» часть. Масло начнет попадать во впускной коллектор и будет скапливаться в интеркулере. Бывали случаи, что избыток масла прорывается в цилиндры и приводит к гидроудару либо неконтролируемому горению, повышающему скорость работы мотора до запредельной. В этих случаях мотору наносится практически непоправимый ущерб.

При повышении противодавления в выпуске также будет происходить износ подшипников вала турбины. Также из-за забитого сажевого фильтра может выйти из строя клапан системы EGR. При разрушении керамической матрицы фильтра трубы выхлопной системы практически полностью закупориваются ее осколками. В этом случае повышается давление в глушителе, выхлопные газы находят выход даже через прокладку выпускного коллектора. Такие вопиющие случаи, при которых мотор буквально еле работает и едва держит холостой ход, встречаются на практике.

Замена катализатора на пламегаситель на дизеле

Стоит отметить, что замена катализатора на пламегаситель на дизеле проводится по аналогии с предыдущим. После процедуры полной разборки выхлопной системы, устанавливается пламегаситель. Он может крепиться фланцевыми соединениями или просто ввариваться, в зависимости от марки автомобиля. После монтажа катализатора, необходимо будет перепрошить ЭБУ на прошивку стандарта «Евро-2» или 3, при этом полностью удалив данные о наличии штатного сажевого фильтра. Пламегаситель устанавливают в случае большого пробега автомобиля или грядущего капитального ремонта, когда лишние растраты не рациональны.

Причины замены на пламегаситель или катализатор универсального типа

  • использование низкокачественного топлива на постоянной основе, что приводит к преждевременному выходу из строя компонентов выхлопной системы;
  • желание повысить мощность автомобиля на несколько лошадок. Для пламегасителя этот показатель равен 5 – 7%, для универсального катализатора чуть больше;
  • нежелание владельца авто приобретать качественные и оригинальные запасные части взамен используются дешёвые аналоги;
  • модернизация технических показателей для участия в гоночных соревнованиях.

Основные отличия сажевого фильтра от катализатора

Катализатор принято использовать в бензиновых типах двигателей автомобилей. В дизельных, наоборот – сажевый фильтр, из-за разной системы зажигания. Впервые о сажевых фильтрах заговорили в 2001 году, когда они массово начали использоваться и становились неотъемлемой частью технического средства. Начиная с 2009 года, стандарты «Евро-5» «затребовали», чтобы каждое транспортное средство, потребляющее дизельное топливо, было оборудовано соответствующим фильтром.

Основная задача фильтра заключается в перехвате частиц сажи, но никак не снижении уровня токсичности выхлопов. Такое разделение не могло длительно оставаться незамеченным и нерешённым. Поэтому, многие производители решили инсталлировать два оборудования воедино.

Классический вариант модернизированного фильтра и катализатора выглядит так: по центру расположен ряд керамических сот для захвата сажи, а по периметру корпуса находится каталитический наполнитель.

В отличие от бензинового типа, на дизельном варианте нужно менять катализатор вместе с сажевым фильтром. Оба изделия установлены в одном металлическом корпусе. Поэтому оба нуждаются в замене/удалении.

Способы очистки сажевого фильтра

Существует два способа очистки сажевого фильтра — активный (принудительный) и пассивный.

Пассивная регенерация проводится автовладельцем самостоятельно при возникновении соответствующей индикации и при заметных симптомах ухудшения работы силового агрегата (снижение динамики, падение мощности и так далее).


Программное удаление

Самое главное при этом — обеспечить повышение температуры для отработанных газов, что можно получить, если проехать при полной нагрузке тридцать-сорок километров. Данный режим движения обеспечивает сгорание сажи и его очистку. Как вариант, еще можно использовать специальные добавки в топливо, которые приводят к снижению температуры сгорания сажи.


Диффузия сажевого фильтра

Активная регенерация. Такой режим, который позволяет выполнить очистку, может автоматическим образом включить контроллер управления мотором, для чего он анализирует информацию, которую передает ему датчик текущей температуры и датчик разности давлений. Данный датчик свидетельствует, что сажевый фильтр забит частицами сажи, а с помощью датчика текущей температуры определяется ее значение. Если температуры недостаточно для того, чтобы сажа сгорела, контроллер может произвести, к примеру, дополнительный впрыск топлива, производимый при выпуске отработанный газов, что повлечет за собой его сгорание прямо в системе выхлопа, а также повысит температуру выхлопных газов до требуемого значения.


Показания на панели приборов

Если выхлопная система, установленная на дизеле, предусматривает и иные меры, направленные на увеличение температуры отработанных газов, которые поступают в сажевый фильтр, контроллер управления тоже их задействует.

Разновидности катализаторов для дизельных агрегатов

Перед тем, как приступить к рассмотрению процедуры удаления сажевого фильтра на дизельном автомобиле, необходимо рассмотреть основные виды сажевых фильтров:

  • классический вариант сажевого фильтра: это простой окислительный катализатор для взаимодействия с оксидами углеродов и углеводородов. В качестве благородного металла используется платина или палладий. Чрезмерное содержание кислорода в окислительных процессах приводит к ускорению реакции, которая начинается уже при 150℃;
  • SCR-катализатор селективного восстановления: он был изобретён после того, как были подготовлены стандарты «Евро-5». Так как показатели для четвёртого класса были граничными и необходимо было что-то новое. С приходом пятого поколения начали устанавливать дополнительные датчики содержания аммиака и оксидов. Новый тип фильтров способен выдерживать температуры свыше 450℃. Часто можно встретить название «SINOx-катализаторам», это относится к очистителям пятого поколения Евро. Основу наполнителя составляет ванадий, титан.

Возможные риски которым подвергается автомобиль при проведении вышеуказанных работ

Во-первых, при самостоятельном удалении сажевого фильтра существует риск что-нибудь сломать, что повлечет за собой еще большие проблемы, а стоимость ремонта существенно возрастет.

Во-вторых, если неправильно перепрограммировать блок мотора, система будет видеть, что фильтр не засоряется, а этого попросту не может быть, поэтому она решает, что сажевый фильтр неисправен, и переводит транспортное средство в аварийный режим, не говоря уже о том, что система постоянно будет выдавать коды неисправностей.

В третьих, многие автолюбители говорят, что после удаления данного приспособления улучшается динамика машины. Причина очевидна — в результате удаления сажевого фильтра снижается сопротивление выхлопных газов. Однако хорошо ли это? Из-за повышения скорости потока газов выхлопа повышается скорость вращения турбины, что, в данном случае, превышает расчетную скорость. Как свидетельствует практика, нередко после изъятия сажевого фильтра происходит выход турбины из строя.

Назначение катализаторов и сажевых фильтров современных автомобилей

В 2005 году в России начал действовать экологический стандарт ЕВРО-4, серьёзно повлиявший на производителей автомобилей. С этого момента все машины, предназначенные для использования в РФ, должны оснащаться специальными компонентами, снижающими количество вредных выбросов в атмосферу. Почти на все современные авто с дизельными двигателями устанавливают противосажевые (или просто «сажевые») фильтры, которые задерживают не до конца сгоревшие компоненты топлива. Казалось бы, вещь очень стоящая, но многие привозят автомобиль в сервис для её удаления. Зачем?

Как работает противосажевый фильтр

Он представляет собой металлический цилиндр, заполненный керамическим материалом. Этот материал имеет ячеистую структуру — в пустотах задерживаются мелкие частицы сажи. Когда её накопится слишком много, специальный блок в двигателе активирует процесс регенерации, и фильтр очищается.

Существует пассивная и активная регенерация. В первом случае сажа сгорает во время движения благодаря естественному повышению температуры в фильтре. Чтобы запустить пассивный процесс, нужно ехать с высокой скоростью и на большое расстояние.

Активная регенерация запускается, если блок не может избавиться от мусора стандартным способом (например, когда вы ездите только по городу и медленно). В этом случае в цилиндр подаётся дополнительное топливо, которое смешивается с сажей и выходит в катализатор. Там смесь сгорает, а из выхлопной трубы идёт чёрный дым. Это не проходит бесследно — растёт расход топлива, увеличиваются обороты на холостом ходу.

Так выглядит фильтр после долгой езды на качественном топливе

Зачем нужен автомобильные катализатор или сажевый фильтр?

О целесообразности оснащения транспортных средств каталитическими нейтрализаторами можно и не спорить. Безусловно, данные приспособления важны, несмотря на то, что многочисленные автовладельцы активно избавлять от них, переходя на различные заменители. Ставшие негодными нейтрализаторы можно продать, автомобильные катализаторывыкупает достаточное число организаций, однако перед тем, как отказываться от установки нового аналога, стоит взвесить все «за» и «против». Достаточно веским аргументом может стать невозможность прохождения техосмотра и загрязнение атмосферы. Многие не задумываются об экологии, но первый фактор должен беспокоить.

Читайте также  Можно ли ездить с неисправным катализатором?

Симптомы, указывающие на утрату работоспособности каталитических нейтрализаторов

Как и любой прибор, каталитический нейтрализатор может выйти из строя. Как понять, что он неисправен? Ниже представлен список самых распространённых жалоб, поступающих от автовладельцев.

1. Самым распространённым признаком неисправности является снижение производительности двигателя. Обычно автовладельцы замечают утрату динамики и ухудшения разгона, неустойчивость работы двигателя, перегрев, а также характерное «троение». Все это провоцирует существенное уменьшение пропускной способности нейтрализатора, соты которого разрушились, оплавились или спеклись и мешают отработанным газам свободно проходить. Стоит обратить внимание на то, как происходит разгон на низких скоростях и то, тяжёлый ли запуск двигателя (глохнет, возможно «задыхается»). Наряду со всем этим, увеличится расход топлива.

2. Появление неприятного запаха при холодном спуске, также свидетельствует о поломке.

3. Иногда активный элемент каталитического нейтрализатора разрушается, распадаясь на частицы. В этом случае появляется грохот из-под днища. Происходит это потому, что частицы под воздействием потока выхлопных газов начинают соударяться со стенками, тем самым создавая шум. Лучше всего это заметно, когда мотор работает на больших оборотах. Такие устройства невозможно восстановить. Покупка б/у катализаторов, осуществляемая нашей компанией, позволит выручить достойную сумму за них.

Зачем удалять: плюсы и минусы, последствия

Вот несомненные достоинства удаления сажевого фильтра:

  • расход топлива уменьшается;
  • больше не придётся вызывать регенерацию повышением оборотов;
  • снижается общая температура работы двигателя, что уменьшает нагрузку на него;
  • забитый фильтр — это риск поломки силового агрегата, нет фильтра — нет риска;
  • не нужно тратить деньги на замену этого компонента в будущем.

Примечание: есть мнение, что удаление даёт прибавку мощности двигателя. Да, это так, но разница незначительна. Эффект достигается благодаря ускорению выхода выхлопных газов, которым теперь не приходится преодолевать сопротивление фильтра.

А вот существенные минусы:

  • машина лишается гарантии (если она есть);
  • в ряде случаев увеличивается количество чёрного дыма из выхлопной трубы;
  • увеличивается нагрузка на турбину, что несколько снижает её ресурс;
  • авто нельзя будет использовать в странах ЕС и других государствах с жёсткими требованиям к качеству выбросов;
  • процедуры должны выполнять только профессионалы — если допустить ошибку, могут возникнуть серьёзные проблемы, требующие дорогого ремонта.

Что такое сажевый фильтр? Что такое катализатор? Сколько стоит замена катализатора? Стоит ли менять сажевый фильтр?

Сажевый фильтр (противосажевый фильтр, FAP, DPF) устанавливается на большинстве современных дизельных автомобилей и служит для улавливания частиц сажи. Система придумана в угоду экологии и достижения Экологических классов Евро-4 и выше. Сажевый фильтр состоит из керамики и имеем матричную структуру (соты расположены в шахматном порядке). Стенки его пористые, выхлопные газы проходят через него, а частички сажи задерживаются и дальше, в зависимости от типа фильтра, или распадаются путем окисления, или происходит дожигание. DPF чаще всего устанавливается за выпускным коллектором или после катализатора или катализаторов, если их 2 и более. Так же в составе фильтра устанавливается датчик, который по разнице давлений определяет степень засоренности фильтра. Когда фильтр достаточно забит, ЭБУ начинает процесс регенерации, при котором под высокой температурой сажа просто сгорает.

Катализатор устанавливается на все современные автомобили, независимо от типа топлива и обеспечивает нормы токсичности Евро-2 и выше. Катализатор (трехкомпонентный каталитический нейтрализатор) служит для дожигания несгоревших углеводородов до не токсичного углекислого газа и воды. Катализатор представляет из себя керамические (или металлические) соты с ячеистой структурой с нанесением на стенки Платины, Родения и других редких металлов, которые как раз и вступают в химическую реакцию с несгоревшими CO, CH, NO2 и превращают их в N2, H2O, CO2. Для контроля работоспособности каталика устанавливаются датчики концентрации кислорода (лямбда-зонд), которые так же имеют ограниченный срок годности, и особенно быстро выходят из строя если используется газовое топливо.

Забитый катализатор, не доводите до такого!

В теории все просто замечательно, особенно когда вы используете (или так думаете) высококачественный бензин. Но к сожалению, это не всегда так, и эти системы нейтрализации постепенно выходят из строя. Это может произойти и после одного раза, при заправке некачественным топливом, так и за долгое время. Первыми весточками будет загоревшаяся лампа «ЧЕК». Например, ошибка P0420 или P0421 «не эффективен каталитический нейтрализатор» говорит о том, что пора задуматься о его замене. Неисправность же сажевого фильтра как правило, сопровождается ограничением мощности, машина может дергаться, не тянуть и тд. Когда дело касается грузового или коммерческого транспорта, то это потерянная прибыль.

Удаление сажевого фильтра или катализатора это оптимальный выбор, так как эта процедура куда дешевле замены на новый. Кроме физического удаления, которое можно сделать в компании Chip23, так же потребуется и программное удаление этих узлов. Цена на проведение работ по демонтажу от 500 рублей, цена на программное удаление так же от 1000 рублей. Замена исправного сажевого фильтра может быть и 200 000 рублей, если касается грузовой техники, новый катализатор будет стоить от 50000 рублей, что опять же дороже прошивки и удаления.

Позвоните и запишитель на программное отключение катализатора или сажевого фильтра в Краснодаре!

Процесс удаления: физический и программный этапы

Процедура состоит из двух этапов — физического и программного.

Физический нетруден. Специалисты находят банку, в которой расположены фильтр и катализатор, и вырезают её. В некоторых моделях авто для этого придётся снять выхлопную трубу. Взамен фильтра нужно что-нибудь поставить — это могут быть как обычные металлические заглушки, так и пламегасители. Установка пламегасителя немного увеличит срок службы глушителя. Если компонент оснащён датчиками температуры и зондами углекислого газа, может потребоваться их изъятие и установка в заглушку — это помогает избежать программных ошибок.


Внешний вид изъятого сажевого фильтра

Затем надо перепрограммировать блок двигателя. Если этого не сделать, датчики будут считать, будто фильтр постоянно забит. Результат — демонстрация кодов неисправностей, а в некоторых случаях и вовсе включается аварийный режим.

Эта часть процедуры выполняется исключительно экспертами сервисного центра. Добиться результата можно тремя способами.

  1. Установить прошивку от той версии авто, где по умолчанию нет сажевого фильтра. Метод чреват снижением функциональности — например, на Honda CRV отключается круиз-контроль.
  2. Установить прошивку, созданную энтузиастами. Это своего рода лотерея — может повезти, а может и нет. Качество прошивок сильно варьируется.
  3. Установить прошивку от изготовителя автомобиля. Лучший вариант, не несущий практически никакого риска.

В некоторых моделях Nissan, Toyota, Mazda и Ford невозможно выполнить стандартную перепрошивку — приходится прибегать к эмуляции. Устанавливается приспособление-обманка, заставляющее блок считать, будто фильтр расположен на своём месте. Контроллер получает сигналы и не замечает изъятия компонента. Однако у этого варианта есть недостаток — режим регенерации всё равно будет включаться, так что расход топлива не снизится.

Причины поломки катализаторов

Срок службы катализатора ограничен. В среднем они исправно работают на протяжении 100 000 км. Замена катализаторов проводится по трём основным причинам.

  • Прогорание или оплавление катализатора. Проблема возникает во внутренней части катализатора. Чаще всего причиной является использование топлива низкого качества, ошибки в системе топливной подачи и зажигания. Из-за этого температура в катализаторе повышается слишком сильно, что ведёт к его оплавлению или прогоранию.
  • Засорение катализатора. Как правило, это происходит при высоком расходе масла. Это встречается во многих автомобиля. В итоге катализатор засоряется не только остатками несгоревшего топлива, но и маслом. Оно оседает на фильтре, превращаясь в густой слой гари. Из-за этого разрушается специальное напыление, отвечающее за окислительную реакцию. Поэтому при сильном загрязнении очистка фильтра не поможет. Останется только заменить катализатор.
  • Износ катализатора. Все детали автомобиля имеют ограниченный срок эксплуатации. Со временем катализатор начинает работать хуже. Особенно, если владелец не всегда использует качественное топливо. Как правило, катализатор полностью выходит из строя, когда его пробег достигает 150 000-200 000 км.

Если вы хотите узнать, сколько стоит поменять катализатор на вашем автомобиле, то свяжитесь с мастером по телефону: +7(495)142-0967.

Можно ли удалить своими руками

Да, можно, но делать это крайне не рекомендуется! Вероятность что-то сломать весьма высока. Помните — вы действуете на свой страх и риск!

  1. Сначала надо отсоединить датчики и разрезать болгаркой выпускную трубу, которая расположена после фильтра.
  2. Затем открутите болты со стороны двигателя, разрежьте и вскройте обшивку фильтра.
  3. Достаньте само приспособление. Возможно, понадобиться выбивать отдельные сегменты.
  4. Заварите корпус и установите его на место. Подключите датчики.


Корпус сажевого фильтра без самого фильтра

После этого останется только загрузить новую прошивку.