Как узнать что катализатор вышел из строя?

Три способа как выявить забитый катализатор.

Как проверить катализатор на противодавление. Пять способов выявить забитый катализатор

В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях. Благодаря трем проверенным способам вы сможете сами проверить катализатор и вовремя распознать забитый катализатор.

Проверять катализатор нет необходимости до тех пор, пока вы не заметите следующие симптомы:

Авто словно «с якорем» набирает и едет очень туго до определенной скорости, после чего у двигателя словно просыпается второе дыхание, он начинает работать в привычном режиме.
Кроме того, эта проблема идет по нарастающей, т. е. авто сначала с трудом набирает 150, потом 120, а через некоторое время с огромным трудом преодолевает отметку в 100 км/час.
В некоторых самых тяжелых случаях мотор и вовсе может не запуститься.

Причиной всех вышеописанных симптомов могут быть разные части двигателя, однако не редко проблемы с динамикой начинаются именно когда его пропускная способность снизилась до критической отметки или когда в выхлопной системе полностью забитый катализатор. Производительность двигателя снижается в результате существенного ухудшения вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может «вдохнуть» требуемое количество воздуха из-за того, что увеличено противодавление катализатора. Другими словами часть выхлопа застревает в цилиндрах, не позволяя топливно-воздушной смеси как следует заполнить пространство камеры сгорания, кроме того это ведет к разбавлению последней, как результат — снижение мощности (тяги) ухудшение динамики.

Что и почему забивает катализатор?

-Забитый катализатор — результат длительного нарушения в системе выхлопа и двигателе в целом. Причиной может стать повешенное содержание масла в выхлопе, например тогда когда мотор «кушает» масло, а владелец долго ничего не предпринимает по этому поводу.
-Катализатор забивается из-за того, что его пропускные соты довольно малы и для того чтобы забить их не требуется много времени, достаточно несколько капель, которые приклеиваются намертво при высокой температуре.
-Топливо низкого качества — довольно часто становится причиной того, что забивается катализатор. Остатки топлива, которые не сгорели в цилиндрах — догорают в выпускном коллекторе, вызывая перегрев или оплавление катализатора.
-Следующий негативно влияющий на состояние катализатора фактор — дорога вернее то, что у нас принято называть дорогой. Ухабы и бугры, а также любые повреждения механического характера типа удар о «лежачий полицейский» или бордюр может нанести сокрушающий удар хрупкой начинке катализатора. Соты катализатора забивает мелкая крошка, которая отлетела от поврежденной соты.

Теперь собственно о том как проверить катализатор на противодавление?
Пять способов выявить забитый катализатор

1. Наиболее простым способом распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.

2. Самый верный способ как проверить катализатор на противодавление состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.

3. Третий способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах.
4. Обращение в автосервис — это достаточно простой, но дорогой способ решить проблемы с катализатором, выполнив его качественную диагностику. Нужно лишь выбрать хорошие мастерские, где имеются соответствующие устройства для диагностики двигателя автомобиля и его выхлопной системы. В последующем мастера на основании полученных данных определят, каково состояние катализатора, можно ли его ещё использовать или же такая деталь требует замены или демонтажа.

Вырезаем катализатор
5. Без демонтажа и посещения СТО такую процедуру можно сделать и самостоятельно, воспользовавшись недорогим автомобильным сканером. Все что необходимо сделать — это сравнить показания лямбда-зонд на входе и выходе из катализатора. К примеру, воспользуемся недорогим мультимарочным сканером Scan Tool Pro Black Edition.

Scan Tool Pro Black Edition
При нормальном состоянии лямбда-зонда и катализатора первый датчик покажет синусоиду с напряжением от 0.1-0.3 до 0.7-0.9 V. А второй датчик, отвечающий непосредственно за катализатор, должен иметь прямую линию с показаниями 0.7-1 V.

Если напряжение составляет 0.5-0.7 V — катализатор подзабит. Если же показания будут меньше 0.5 V то катализатор неисправен.

Scan Tool Pro Black Edition универсальный сканер и подойдет практически для любого автомобиля с OBD2 разъемом подключения.

Если давление в выпускной системе превышает 200 кПа, что равно почти 2 кгс/см2 — нужна замена катализатора.

Признаки забитого катализатора

При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150–200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.

Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»

Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.

Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Причины забитого катализатора

Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.

При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:

  • Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
  • Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
  • Большой угар масла из‐за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
  • Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.

Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»

За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Читайте также  Чем промыть катализатор автомобиля своими руками?

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин−1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор‐тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Можно ли ездить с забитым катализатором?

Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:

  • Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
  • Происходит значительное падение мощности двигателя.
  • Из‐за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
  • При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой‐то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.

Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью — поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

Что делать, если катализатор забитый?

Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

  1. Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
  2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
  3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант — приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.

Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро−4 и даже Евро−5.

Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»

Заключение

Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.

Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно‐воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.

Как проверить катализатор забит или нет, если видимые признаки отсутствуют?

Каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов — неотъемлемая часть конструкции каждого современного автомобиля, оснащенного двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Агрегат предназначен для очистки отработанных выхлопных газов от токсичных компонентов.

Внешне катализатор похож на обычный глушитель, но размещается в выхлопной системе еще до него сразу за выпускным коллектором. И если внешне детали чем-то схожи, то внутренняя конструкция каталитического нейтрализатора принципиально отличается. Из чего же состоит данная автомобильная деталь?

Как и в глушителе, внешний корпус у детали стальной, но еще более прочный. Это необходимо для защиты внутренних деталей от повреждений, учитывая, что катализатор врезается еще на сборочном этапе в выхлопную систему под днищем автомобиля.

Внутренний компонент представлен специальным наполнителем (второе название — монолит), который, как правило, изготавливается из огнеупорной керамики или тонких стальных листов. В зависимости от материала наполнителя различают два основных вида — керамические и металлические катализаторы.

Первая группа катализаторов более популярная, так как цена ниже изделий из металла. Однако керамические катализаторы мене прочные, поэтому выходят со строя гораздо раньше своих металлических собратьев. Причина в материале — керамике. Но об этом чуть позже, после выяснения устройства фильтра и принципа его работы.

Наполнитель, размещающийся внутри прочного корпуса, является ни чем иным как своеобразным ситом — фильтром, сквозь который и проходят выхлопные газы, до вывода в атмосферу. Ячейки такого фильтра очень маленькие и общее их количество может достигать цифры в 8000. Такое большое количество необходимо для достижения максимальной общей площади внутренней поверхности сквозных каналов катализатора.

Именно с этими каналами и связан основной принцип работы фильтра. На поверхность указанных каналов наносится специальный слой (называемый каталитическим), который содержит активные металлы-платиноиды. Уникальное свойство ценных металлов (а это, как правило, палладий, платина, родий или иридий) заключается в том, что они ускоряют протекание химических реакций. То есть фактически слово катализатор обозначает ускоритель.

Так же в конструкцию агрегата входят два датчика — лямбда-зонды. Они монтируются во входной и выходной патрубок, которые имеются во внешнем корпусе. Датчики фиксируют состояние выхлопов до и после очистки. Данные передаются в электронный блок управления (ЭБУ) авто, где алгоритм определяет качество очистки.

Горячие отработанные газы через выпускной коллектор поступают в катализатор, заполняют сквозные каналы и соприкасаются с каталитическим слоем. Если температура газов не ниже 350°С, то начинается реакция окисления превращающая токсичные компоненты выхлопов в воду, азот и углекислый газ. Такова вкратце конструкция катализатора и принцип его работы.

Основными причинами прекращения работы каталитического фильтра является либо физическое разрушение наполнителя, либо забивание сквозных каналов, что приводит к резкому снижению пропускной способности фильтра.

Разрушенный катализатор: симптомы

Если во время движения автомобиля он наезжает на какое-либо препятствие или наскакивает на камень, то удар, нанесенный по защитному кожуху катализатора, может привести к разрушению монолита. Отколовшиеся куски керамического наполнителя будут ударяться о стенки внешнего корпуса, и создавать грохот при наборе скорости и сильном нажатии на педаль газа.

Сигналом о разрушении катализатора является существенно выросший расход топлива. Причина в том, что оптимальная температура дожига автомобильных выхлопов не поддерживается разрушенным катализатором. А это интервал от 350 до 750°С. ЭБУ автомобиля, получив соответствующий сигнал от датчика кислорода (вмонтированного в катализатор) увеличивает впрыск топлива.

Также резко падает давление или степень выхода отработанных газов из глушителя. Это можно проверить даже тактильно прислонив руку к задней части глушителя — выхлопной трубе.

Забитый катализатор: симптомы

Как проверить катализатор, забит или нет? Зная конструкцию катализатора и особенно его внутреннюю часть наполнителя, казалось бы, что достаточно осмотреть состояние наполнителя, наличие сквозных каналов и можно сделать вывод о его работоспособности.

Теоретически все верно, но есть ряд иногда непреодолимых препятствий, а именно:

  • сложность демонтажа каталитического фильтра из той или иной модели автомобиля;
  • «прикипание» фиксирующего элемента катализатора, так что кроме как болгаркой вырезать фильтр невозможно.

Если снять катализатор невозможно, то можно прибегнуть ко второму варианту диагностики — метод противодавления. Суть метода заключается в сверке текущего давления с оптимальными показателями при исправно работающем катализаторе.

Читайте также  Виды катализаторов автомобильных

Для этого необходимо манометр герметично вмонтировать вместо первого лямбда-зонда, который встроен во входной патрубок катализатора. После запуска силового агрегата и доведения оборотов до 2500-3000 выдерживают их в таком режиме 10-15 секунд. При этом фиксируются показания манометра:

  • 0,3 кгс/см2 — нормальная работа катализатора;
  • 0,35 кгс/см2 — мотор не дорабатывался, повышенные показатели;
  • 0,5 кгс/см2 и выше — катализатор неисправен, необходима его замена или удаление.

Убедившись, что катализатор вышел со строя следует позаботиться о его дальнейшей судьбе, причем с выгодой для себя. Наличие в каталитическом слое ценных металлов позволяет заработать на катализаторе бу определенную сумму денежных средств.

Но максимальную выгоду можно получить, только обратившись в легальные компании, основная деятельность которых — переработка автомобильных катализаторов. Обладая необходимым оборудованием, а также разрешением на осуществление данной деятельности, сотрудники смогут максимально точно определить количество ценных металлов, входящих в состав каталитического слоя. Это, в свою очередь, даст возможность обозначить максимальную цену за забитый катализатор. Причем такие специализированные компании осуществляют удаление катализатора, чип тюнинг и целый ряд операций по демонтажу данного фильтра из выхлопной системы.

Можно ли ездить на автомобиле, если удалить катализатор? Можно. Более того, динамические качества мотора повысятся, а расход топлива даже снизится. Однако такому автомобилю будет закрыт въезд в ряд стран, где действуют достаточно строгие экологические ограничения. Только установка оригинального каталитического нейтрализатора или универсального фильтра позволит без проблем перемещаться по всем государства.

Как определить забитый катализатор или нет, не снимая его?

В организме человека важным органом является печень, которая предназначена для детоксикации химических веществ, поставляемых пищеварительным трактом, чтобы организм оставался чистым и здоровым. Катализатор в автомобиле берет на себя аналогичную функцию.

С помощью каталитического нейтрализатора снижается объем вредных выбросов таких газов: углеводородов, окиси углерода, оксидов азота. Постепенно катализаторы засоряются и выходят из строя. Если это происходит, то выхлопные газы не могут проходить сквозь глушитель: они не выходят из задней части авто, не выводятся через переднюю, что приводит к глушению мотора, так как нет достаточного объема смеси топлива с воздухом.

Причины выхода катализатора из строя

Каталитические нейтрализаторы размещаются в выхлопной системе между мотором и глушителем, становясь одной из последний линий защиты от загрязнения окружающей среды. Они основаны на керамических блоках в виде сотовой структуры с покрытием каталитическими металлами для преобразования выходящих загрязняющих веществ в безвредные газы. Вещества, выходящие из нейтрализатора. Оказываются менее вредными для окружающей среды, чем были изначально.

Важно знать, какие есть признаки неисправности каталитических нейтрализаторов, чтобы сразу их выявить и пригнать автомобиль в сервис для обслуживания. Чаще всего катализатор работает весь срок службы транспортного средства, но он может постепенно выходить из строя по мере износа компонентов.

Не только большой пробег способен стать виновником таких проблем, так как поломка часто происходит из-за неправильно работающего мотора. Сгоревшие или изношенные свечи зажигания, негерметичные выпускные клапаны пропускают несгоревшее топливо в систему выхлопа, где оно будет воспламеняться и расплавлять компоненты внутренней структуры. Аналогичная проблема возникает из-за слабой системы зажигания.

Проблемы с нейтрализатором бывают более серьезными. Например, при сильном износе поршневых колец или неисправности цепи ГРМ воздух или топливо могут проникать в неисправное место. Аналогичные проблемы вызывает прокладка головки либо утечка впускного коллектора.

Засорение катализатора: причины

Этилированный газ является одним из вероятных загрязняющих веществ. Охлаждающая жидкость мотора может просочиться в систему сгорания, став еще одной причиной засоров. По этим причинам для выхлопных газов затрудняется прохождение сквозь них. Для работы мотора требуется большой объем воздуха, и если потом выхлопных газов ограничивается, то в двигатель проникает меньше кислорода, что снижает его производительность. Засор в катализаторе – это распространенная причина того, что мотор работает медленно или спустя какое-то время глохнет.

Проверка катализатора на забитость, не снимая его

Засорения катализатора проблематично диагностировать. Перед поездкой в мастерскую или заменой преобразователя можно воспользоваться несколькими тестами, чтобы устранить неполадки.

При наличии запаха тухлых яиц можно говорить о почти полной вероятности неисправности катализатора. В топливе содержится сера, которая сжигается без запаха. При наличии повреждений в катализаторе он не способен правильно преобразовать выхлопные газы. Этот тест прост, но не дает гарантированной точности.

Иногда можно слышать дребезжание катализатора, если он поврежден или внутри него ослаблена структура компонентов.

При изменении интенсивности ускорения авто можно поездить 20-30 минут, чтобы проверить. Катализатор должен хорошо разогреться. После поездки автомобиль нужно поднять с помощью домкрата, а потом завести. Под машину нужно спуститься с ИК-термометром. Лазер направляется на трубу, по которой газы проникают в катализатор, фиксируется ее температура. Далее лазер перемещается на заднюю часть нейтрализатора, где газы выходят. Правильно работающий катализатор делает так, что на выходе из него температура на 30-50 градусов выше, чем была на входе. Это сопряжено с множеством химических реакций в нем, при которых активно выделяется тепло. При наличии проблем температура на выходе будет равна или немного выше.

Признаки забитого катализатора

Проблемы с запуском авто

Засоренный катализатор может мешать машине нормально заводиться, так как нет достаточной тяги, мотор глохнет от повышенного давления выхлопа. Если авто начинает работать нормально, а потом задыхается и глохнет, то это является признаком проблем с катализатором.

Шум и грохот

Еще одним признаком неисправного или плохого нейтрализатора является гремящий шум из-под авто. Если катализатор получил внутренние повреждений из-за слишком обогащенных смесей, то сотовые ячейки внутри него разрываются или разрушаются, поэтому возникает хрип. Шум может возникать при запуске мотора, усиливаясь со временем.

Низкая эффективность использования топлива

Можно заметить, что расход бензина изменился. Если это произошло внезапно, то это может быть признаком поломки нейтрализатора. Чем меньше кислорода поступает к мотору, тем ему тяжелее работать. От этого возникает повышение топливного расходе.

Активен индикатор проверки мотора

Сигнальный датчик оповещает о наличии проблемы с двигателем. Если автомобиль выпущен после 1996 года, то у него обязательно есть встроенная система диагностики, которая проверяет нейтрализатор в автоматическом режиме. Контрольный индикатор мотора активируется датчиками соотношения воздух-топливо, определяющим, не загрязняет ли воздух выхлопная труба. В некоторых случаях неисправный нейтрализатор может выйти из строя из-за отказа какого-то другого компонента авто, например, свечи зажигания. Требуется убедиться, что все неисправные запчасти заменены.

Тест на выбросы не проходит

Одним из признаков неисправности каталитического нейтрализатора становится неудачный результат испытаний на выбросы транспортного средства. Тест позволяет точно определить, работает компонент или нет. К провалу теста могут привести такие проблемы: повышение уровня выброса углерода, наличие загрязнений антифриза или моторного масла.

Ускорение автомобиля ухудшилось

Если машина перестала разгоняться должным образом, когда активируется педаль газа, можно говорить о наличии еще одного признака засорения катализатора. Падение эффективности или производительности мотора становится заметным признаком, так как это свидетельствует о проникновении выхлопных газов внутрь нейтрализатора. Если авто едет рывками либо глохнет, когда набирается скорость, то это сопряжено с тем, что в мотор топливо не попадает.

Регулярное обслуживание катализатора

Внутри нейтрализатора используется сотовая внутренняя структура, которая состоит из материалов с химическими профилями, фактическим меняющими состав выхлопных газов, проникающих сквозь них. Они собирают остатки и способны со временем сильно засоряться.

Об износе катализатора говорят некоторые признаки: вялая работа мотора, пониженное ускорение, чрезмерный нагрев по авто, темный дым выхлопа, запах тухлых яиц или серы. Какие-то из указанных симптомов оказываются следствием каких-то иных неисправностей, поэтому требуется провести полную механическую диагностику, если есть подозрение на поломку катализатора.

Нельзя игнорировать индикатор проверки мотора. Повреждение нейтрализатора является одной из 10 наиболее частых причин поломки авто. Это может быть предупреждение о засоре в воздушном или топливном фильтре. Если вовремя не заменить фильтр можно столкнуться с необходимостью замены катализатора, что обходится намного дороже.

Выводы

Как только нейтрализатор выходит из строя, его ремонт невозможен. Починить автомобиль можно только посредством полной замены компонента. Обычно катализаторы служат весь срок службы авто, но иногда выходят из строя намного раньше. Поддержать их в хорошем состоянии можно благодаря регулярному техническому обслуживанию машины. Рекомендуется обращать внимание на топливно-воздушную смесь, а также периодически очищать ходовую часть машины, чтобы не допустить проникновения загрязнений и ржавчины.

Читайте также  Нужно ли ставить пламегаситель после удаления катализатора?

Как проверить катализатор на забитость своими руками

До выхода из строя катализатора мало кто из владельцев авто, далеких от ремонта, задумывался о предназначении этого устройства. Но именно эта деталь в автомобиле играет роль «воздухоочистителя», нейтрализуя негативные продукты горения путем превращения их в менее опасные для человека и природы газы.

Когда катализатор выходит из строя, проблема заключается не только в увеличении выброса вредных веществ, но и в снижении его «полезности» для автомобиля. Не заметить это сложно, однако, немногие из водителей сразу понимают, с чем связано странное «поведение» их машины. Зная, как проверить катализаторы, собственники авто могут сэкономить часть средств на услугах мастера.

Почему ломается катализатор

Рано или поздно любая деталь в автомобиле выходит из строя. Но такой полезный элемент, как катализатор, который ежедневно пропускает через себя сотни вредных веществ и примесей, обычно не доживает до своего «срока службы». Причин для этого несколько:

Езда по плохим дорогам. К сожалению, у российских автовладельцев катализаторы выходят из строя в разы чаще, чем у их иностранных «коллег». И причиной тому является плохое дорожное покрытие. Налетая каждый раз на ямы, выбоины и прочие дорожные сюрпризы, машина невольно «подпрыгивает». Все несвойственные естественному процессу езды автомобиля приключения негативно сказываются на катализаторе. Его решетки – фильтрующие сетки, через которые проходят крупные частицы пыли, грязи, продуктов горения, от резких скачков могут попросту деформироваться. Это приведет к немедленному выходу из строя самого элемента, что повлечет за собой ремонт или замену неисправной детали.

Некорректный уровень масла. Расходные жидкости, которые обеспечивают плавную и безопасную работу металлических деталей в авто, должны быть всегда в идеальном состоянии. Иначе есть риск, что при их избытке или недостаче машина начнет вести себя странно. Когда уровень масла в двигателе выше, чем положено, избытки могут попадать на решетки катализатора. Это рано или поздно приведет к разрушению деталей.

Дешевое топливо. Производители авто советуют всем владельцам не экономить на топливе, а использовать именно то, что рекомендовано техническими характеристиками. Но не все автолюбители стремятся придерживаться правил. Экономия, идущая во вред рекомендациям производителя, со временем приводит к серьезным проблемам с транспортным средством. Одним из наиболее явных «симптомов» того, что дешевое топливо негативно сказывается на работе автомобиля, является выход из строя катализатора.

Естественный износ. Катализаторы, как и другие запчасти на автомобиль, имеют определенный срок службы. У надежных иномарок, владельцы которых аккуратно эксплуатировали свой автомобиль, катализаторы исправно работают на протяжении 100-120 тыс. км пробега. Собственникам дешевых моделей приходится обращаться за заменой этого элемента уже через 50-70 тыс. км пробега.

Агрессивная манера вождения. Пожалуй, это причина, по которой может поломаться не только катализатор, но и ДВС, шины, трансмиссия, да и экстерьер самого автомобиля рискует прийти в негодность. Тем, кто выжимает педаль «в пол» без веских причин, приходится обращаться в автомастерские в разы чаще.

Негативное влияние на катализатор может оказывать и проблема с двигателем, некорректно подобранное автомобильное масло или производственный брак. Что бы ни привело к поломке этой детали, следует знать варианты, как проверить состояние катализатора.

Признаки неисправного катализатора

Катализатор ломается довольно часто, так как этот элемент в автомобиле играет роль основного фильтра. Чтобы не пришлось беспокоиться о том, ремонт каких запчастей потребуется немедленно, владельцы транспортных средств должны знать, как проверить катализатор. К счастью, при любых проблемах с этим элементом автомобиль будет наглядно демонстрировать свои неполадки.

Конечно, все модели машин уникальны между собой. А потому сломанный катализатор в различных марках будет вести себя по-своему. Но есть общие черты, которые замечали все владельцы машин, хотя бы раз столкнувшиеся с такой проблемой.

В целом, неисправный катализатор в большинстве случаев проявляет себя следующим образом:

Появление сигнала на приборной панели. Увидев значок «Check engine», водитель сразу должен обратить внимание на всю систему работы выхлопа. Но этот признак не может на 100% свидетельствовать о том, что проблема заключается в катализаторе. Но именно этот элемент из всех запчастей, формирующих правильную систему выхода выхлопных газов, ломается чаще других. Причем значок «Check engine» может загореться, если проблема связана не с конкретно самим катализатором, а со связующими элементами.

Низкая динамика. Машина, которая не имеет явных признаков неисправности, должна разгоняться в соответствии со своими техническими характеристиками. Если владелец транспортного средства стал замечать, как его автомобиль слишком медленно набирает скорость, а со временем и вовсе не может «выжать» ранее достигнутый скоростной предел (например, в 120 км), вероятной причиной такого ослабления является проблема с катализатором. Это, кстати, наиболее явный признак его засорения.

Появление лишних шумов. Конечно, машина не может работать полностью бесшумно. Но если появились странные звуки, которых раньше не было слышно после заведения двигателя, это может быть связано с забившимся катализатором.

Запах сероводорода. Этот показатель не может гарантировать, что проблема связана именно с катализатором. «Аромат» сероводорода специфичен для многих проблем, в том числе с двигателем, трансмиссией. А потому при возникновении неприятного запаха из-под капота следует обратить внимание, нет ли других признаков, характеризующих наличие определенной проблемы с автомобилем.

При возникновении сразу нескольких признаков вероятность того, что элемент вышел из строя, довольно высока. В такой ситуации следует знать, как проверить катализатор на забитость своими руками. Это поможет избежать дополнительных растрат при обращении в автомастерские.

Проверка катализатора: советы автолюбителям

Существует несколько вариантов, с помощью которых можно определить состояние катализатора. Этот элемент играет важную роль в авто, а потому его работа не должна останавливаться ни на минуту.

Если катализатор вышел из строя, его не обязательно менять на новый и тратить до 100 000 рублей за замену. В ряде случаев достаточно заменить несколько элементов. Но о таких тонкостях знают только те водители, которые умеют распознавать признаки неисправного катализатора и самостоятельно проверять его состояние.

Как проверить, забит ли катализатор:

Снять деталь и разобрать ее по частям. Самый действенный способ, с помощью которого можно уточнить не только реальное состояние запчастей, но и узнать, какие детали подлежат немедленной замене, а что можно почистить или отремонтировать. К сожалению, этот вариант нельзя назвать самым удобным. В некоторых моделях автомобиля катализатор прикреплен настолько сильно, что удалить его собственными силами будет невозможно. В такой ситуации владельцам машины ничего не остается, как обращаться в автомастерские, чтобы решить эту проблему. Некоторые умельцы умудряются использовать болгарку, срезая «намертво» скрепленные элементы. Если нет должного опыта в ремонте транспортных средств, от такой затеи лучше сразу отказаться.

Использовать мотор-тестер. Этот вариант считается наиболее быстрым и оптимальным. Он не требует от собственников серьезных познаний в ремонте или устройстве транспортных средств, а потому довольно часто используется для выполнения этой задачи. Применение этого варианта основывается на следующих моментах: вместо свечи в цилиндр ставится датчик. Он должен измерить давление. Далее просматриваются результаты осциллограммы (кривой электропроцессов). Результаты не должны превышать 200 кПа. Иначе владельцу транспортного средства придется задуматься о замене катализатора. Использование мотор-тестера – один из наиболее простых способов, как проверить катализатор на забитость, не снимая деталь.

Измерить противодавление. Такой вариант используется теми, кто имеет хотя бы минимальные познания об устройстве своего автомобиля. Но при должном понимании сути процесса провести эту процедуру может даже новичок. Вариант предусматривает измерение давления в выпускной системе. Для этого необходимо использовать манометр, который с помощью переходника следует установить вместо кислородного датчика. Далее потребуется измерить показатели, которые демонстрирует датчик. Они должны быть не ниже 0,3 кгс/см² (если брать за средние показатели 2500 об/мин). Любое отрицательное отклонение свидетельствует о том, что катализатор пора менять или реставрировать.

Если не получилось оценить состояние катализатора своими силами, следует обратиться в надежную мастерскую. Это проще, чем пытаться самостоятельно осуществить ремонт или замену ценной детали. При отсутствии навыков есть риск навредить авто еще больше, что может повлечь увеличение стоимости за ремонт катализатора на сумму до 100 000 рублей.