Коробки передач виды плюсы и минусы

Вариатор, робот или АКПП: плюсы и минусы всех видов автоматов

3 июня 2020 в 15:25

АвтоПортал

5119 просмотров

Покупая новую или б/у машину, украинский автомобилист неизбежно сталкивается с вопросом выбора типа автоматической КПП. Сегодня их становится все больше, и АвтоПортал решил рассказать о всех видах автоматов.

В Европе углубляться в особенности конструкции автомобиля не принято – там больше обращают внимание на экономию топлива, которую дает та или иная КПП. В Украине же при выборе автоматических КПП первым делом задумываются о надежности и долговечности. В особенности это касается б/у авто.

В этом материале мы буквально на пальцах расскажем о конструктивных особенностях автоматических коробок передач и приведем плюсы и минусы разных АКП.

Гидротрансформаторная (классическая) АКП

Такой тип автоматической трансмиссии отнюдь не прост, а придумали его гораздо позже, чем вариатор и робот. Правда, адаптировать его к автомобилю удалось раньше всего. Прогресс двух других «тормозило» отсутствие надежного способа управления процессом передачи энергии, другими словами – несовершенство электроники.

Первые серийные образцы гидротрансформаторных трансмиссий появились в начале 40-х годов. Американцы впервые применили автоматические коробки передач Hydramatuc в автомобилях Oldsmobile. Первые АКП имели всего 3 передачи, а при огромном литраже американских моторов и очень дешевом топливе этих трех ступеней вполне хватало. Надо заметить, что одна передача была задней и трансмиссия, по сути, была двухступенчатой.

Но, низкое КПД устройства, неважная динамика разгона и прочие минусы заставили совершенствовать АКП и позже передач стало больше. Гидротрансформатор же остался в роли сцепления, плавно передавая крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Такая схема классической АКП применяется и поныне, пройдя сложный путь эволюции и получив электронное управление процессами.

С основным минусом классических АКП – низким КПД, а, следовательно, и повышенным расходом топлива — тоже научились бороться. На современных машинах гидротрансформатор служит лишь для того, чтобы плавно трогаться, а дальше передача жестко блокируется электроникой, предотвращая ненужные потери энергии.

Помогает электроника и при переключениях. Современный автомат момент переключения выбирает точнее, учитывая загрузку автомобиля, стиль езды и даже рельеф местности (во многих АКП есть датчик уклона).

С развитием компьютерных технологий появилась возможность выбирать алгоритм работы АКП: экономичный, спортивный, ручной, зимний… В современных гидравлических АКП стало гораздо больше ступеней, а сами коробки стали меньше и легче. Классические АКП по-прежнему незаменимы на больших и мощных автомобилях. Но и малолитражных они тоже устанавливаются. Главным образом, на недорогих моделях, которые агрегатируют почти «древними» 4-ступенчатыми АКПП. Примерами служат новые Lada Granta и Nissan Almera.

Плюсы

Минусы

Топ 5 популярных автомобилей с классической АКП: Honda Civic, Nissan Note, Toyota Camry, KIA Sportage, Mitsubishi Pajero Wagon

Вариатор

Удивительно, но этот тип трансмиссии, где передача крутящего момента передавалась от одного конуса другому через ремень, появилась еще в средние века. Ее использовали мельники. Регулировали перемещение ремня вручную, да и нагрузки на сам ремень были небольшими, а потому приспособить эту систему к автомобилю долгое время не удавалось.

Представить такую трансмиссию можно, если взять в качестве примера велосипед, у которого вместо набора звездочек стоят два конуса, а вместо цепи — ремень. Если с помощью той же электроники оперативно регулировать надежное перемещение ремня от конуса большого диаметра к конусу малого диаметра на одном конце передачи, то так же будет изменяться и передаточное усилие на другом конце, приводящем в движение колесо. Это и делает велосипедист, передвигая цепь с малой звездочки на большую.

Вариатор вначале отлично зарекомендовал себя на маломощных транспортных средствах (например, на скутерах). А вот мощные двигатели быстро изнашивали ремень вариатора. Со временем, ему на смену пришла стальная наборная лента, да и конусы уже давно не используются. Хотя сам принцип передачи крутящего момента остался прежним. А вот для старта с места в большинстве случаев используется гидротрансформатор (есть вариаторы с мокрым сцеплением и др.). Так что потери энергии, хоть и в меньшем количестве, чем у классических трансмиссий, у вариатора есть.

Современные вариаторы достаточно надежны и рассчитаны на весь срок службы автомобиля — так пишут в аннотациях. Правда, бывают случаи, когда выходит из строя блок управления – а эта «деталька» может стоить несколько десятков тысяч гривен. Правда, ее поломка – удел машин с вариаторами старой конструкции.

Плюсом вариатора считается отсутствие ступеней, а потому нет прерывания подачи мощности на ведущую ось на протяжении всей поездки. Многие относят к минусам вариатора то, что двигатель монотонно гудит во время движения на одних и тех же оборотах. Но и этот момент современная электроника сглаживает, плавно меняя характер гула мотора в процессе движения.

Вариатор гораздо экономичнее классической АКП, а отсутствие ступеней позволяет ему демонстрировать хорошую динамику. Проигрывает вариатор «классике» только во время старта, на первой десятке метров, но потом быстро отыгрывается, стоит ему выйти в зону рабочих оборотов.

Плюсы

Минусы

Топ 5 популярных автомобилей с вариатором: Honda Jazz, Toyota Yaris, Subaru Impreza, Mitsubishi ASX, Nissan Teana

Роботизированная АКП

Робот появился как дешевая альтернатива АКП. Принцип работы у него такой же, как у обычной механики. Только выжимает сцепление и переключает передачи за водителя электронный помощник.

Следовательно, главная проблема таких АКП – большая нагрузка на узел сцепления. Далеко не все знают, что на светофорах нужно переводить селектор такой АКП в нейтраль, так сцепление прослужит дольше.

Другой нюанс этой трансмиссии – несогласованность действий робота с желаниями водителя. Например, вливаясь в поток, водитель хочет прибавить газу на той же второй передаче, на которой едет, а вместо плавного разгона получает кидок вперед (будто от замедления), а уж потом (спустя некоторое время) – резкий набор скорости. Так происходит потому что алгоритм работы роботизированной КПП идентичен «механике» — нельзя просто давить на педаль газа, ее нужно и отпускать для переключения. Второй метод борьбы с рваным разгоном — переход в ручной режим управления. Так что такая коробка передач требует привыкания и определенных навыков обращения с ней.

Кроме своей невысокой цены, такой «автомат» привлекает неплохой топливной экономичностью. Роботы популярны на небольших машинах, класса А; В, реже С.

Роботы весьма надежны, если не считать нюансы со сцеплением. Могут возникнуть неполадки с управляющей электроникой.

Плюсы

Минусы

Топ 5 популярных автомобилей с роботизированной АКП: Peugeot 107, Fiat 500, Peugeot 208, Lancia Ypsilon, Citroen C4,

Преселективная АКП (с двойным сцеплением)

В отличие от примитивного первого варианта роботизированной трансмиссии, эта версия представляет собой не одну, а уже две роботизированных коробки, собранные в один блок. По этой причине они имеют два сцепления и два вторичных вала, каждый со своим набором шестерен. Первичных валов тоже два, но один проходит сквозь полый второй.

Эта начинка позволяет иметь включенными две передачи, но одно из сцеплений остается всегда «выжато». Получается, что при разгоне, для включения следующей передачи нужно всего лишь отсоединить одно сцепление и включить другое. Это происходит синхронно, всего за 0,1 с.

Такая АКП позволяет не только быстро разгоняться и на все сто использовать мощность мотора, она еще и экономит топливо, так как не «ленится» постоянно переключаться и имеет солидный набор передач (не меньше 6-ти). Да и разрыва потока мощности при переключениях почти не чувствуется.

Так что плюсов у этой трансмиссии много, а минус один – стоимость. Причем дорогими получаются как сама АКП, так и ее ремонт. А претензий к первым версиям было достаточно. Сейчас такие коробки стали намного надежнее, что, впрочем, во многом зависит от их производителя.

Но Porsche, Mercedes, Audi, Volkswagen – все используют этот тип АКП. А в ближайшем будущем, как пророчат эксперты, основными типами трансмиссии станут вариаторная и робот с двумя сцеплениями. Остальные, скорее всего, превратятся в экзотику и будут устанавливаться на каких-то специфических автомобилях.

Пока конструкция преселективной АКП еще недостаточно отработана и случаются неудачные версии, потому говорить о ее среднем ресурсе еще рано. Но последние версии таких трансмиссий запросто выхаживают более 200 тыс. км пробега и это далеко не предел.

Плюсы

Минусы

Топ 5 популярных автомобилей с преселективной АКП: Volkswagen Polo, Audi A3, Mercedes-Benz B-Class, Ford Mondeo, Volkswagen Passat

Резюме

Подводя итог, покупателю нового авто можно посоветовать:
— вариатор, если речь идет о машинах малого класса (А, В, С);
— робот с двумя сцеплениями для машин от С-класса и выше;
— классическую гидромеханику для внедорожников, регулярно выезжающих «месить грязь».

Ресурс любой АКП зависит от ее конструктивных особенностей, производителя и условий эксплуатации. Ведь загубить дорогую автоматическую коробку можно очень быстро, если игнорировать здравый смысл и рекомендации производителя.

В случае с рынком подержанных машин, автомат требует внимания и консультации специалиста, независимо от его конструкции. Как правильно эксплуатировать тот или иной автомат, а также какие есть методы продления их службы — читайте в нашем следующем материале.

Все виды КПП – плюсы и минусы механики, робота, автомата, вариатора

Автор: Дмитрий Сапко

Выбор коробки передач — настоящая проблема современного автомобилиста. Когда вы стоите в салоне перед выбором механики или автомата, сложно понять, куда вообще стоит обратить взор. Цена привлекает к механическим вариантам, а желание комфорта говорит, что нужно брать автомат. Важный довод покупателя новой машины — новый автомат любого типа прослужит долго. Но сегодня и с этим нужно быть осторожным. В истории производителей много ошибок, которые показывают, что автоматические КПП также могут быть ужасными и не доходить даже до конца гарантийного периода. И это не разработки каких-нибудь дешевых китайских концернов, а узлы и агрегаты Toyota, VAG, Renault-Nissan, Mitsubishi и прочих компаний. Сегодня мы поговорим о том, какой же именно коробке передач стоит отдать предпочтение. Не следует воспринимать доводы и факты, указанные ниже, в качестве руководства к действию. У каждого автомобилиста будет свой опыт и своя личная точка зрения на вопросы выбора типа коробки.

Читайте также  Коробка вариатор что это значит?

Если с механической КПП все более или менее понятно, то вот типов автоматических решений сегодня чрезмерно много. У каждого крупного производителя есть свои веселые названия для коробок. Ford разработал Powershift, VW Group создал DSG, Renault придумали EasyR. Кроме этого, можно встретить еще массу обозначений вроде CVT, AMT, AT и прочих аббревиатур. Для многих покупателей это превращается в тихий ужас, а продавцы в салонах подливают масла в огонь, рекомендуя брать только самые дорогие комплектации машин с самыми дорогими роботами и заумными названиями. Так что стоит самому разобраться с важными особенностями коробок и определить, какие именно агрегаты подходят для вас. Часто автомобилисты имеют конкретные любимые виды КПП и не хотят пересаживаться на другие варианты. Но все это дело привычки, так что свои предпочтения вы можете легко изменить.

МКПП — стандартная механика и ее важные особенности

Многие автомобилисты старой закалки скажут, что у этого узла вообще нет никаких проблем и неполадок, он является самым лучшим и практичным решением. Но это не совсем правда. В некоторых механических коробках проблем больше, чем в ненадежных автоматах. Важно выбирать КПП, которая известна в мире, много выпускалась, устанавливалась на многие авто и получила большой корпус отзывов. Только так можно узнать, хорошая ли МКПП стоит на машине.

Есть ряд важных и несомненных плюсов:

  • ремонт такого узла обходится намного дешевле любого другого вида КПП, именно по этой причине при покупке б/у автомобиля старше 5-7 лет и с пробегом свыше 150 000 км лучше брать именно МКПП;
  • механика даже при определенных поломках продолжит движение — будет гудеть, рычать или выть, но сможет доехать до ближайшей станции своим ходом, чего не скажешь об автомате;
  • также в МКПП есть несомненный плюс в виде низкого расхода топлива, но некоторые виды автоматических КПП уже поджимают и даже переигрывают механику в этом аспекте оценки;
  • для обслуживания такого узла вам вообще ничего не понадобится, многие производители не рекомендуют проводить сервис трансмиссии, максимум придется заменить недорогое масло 1 раз в 60 000 км пробега;
  • срок службы такого узла максимальный — многие модели старых машин по 20-25 лет ездят с механикой и не демонстрируют никаких проблем и трудностей, это радует владельцев.

Минусом такого оборудования будет дискомфорт в поездке. Также на машине с МКПП не могут уверенно передвигаться начинающие водители. Еще одна проблема — больший риск повышенных нагрузок на двигатель. Обычно под автоматом моторы ходят дольше, так как не переживают больших нагрузок. Но при разумной эксплуатации машины с механической трансмиссией этот фактор становится не столь важным. Можно сказать точно, что с хорошей механикой проблем будет меньше, чем с хорошим автоматом.

Гидротрансформатор — второй по популярности вид КПП

Традиционная автоматическая коробка передач работает по технологии гидротрансформатора. Это узел, который переключает передачи планетарного типа, а сам гидротрансформатор выполняет задачи сцепления. Сложная система позволяет не только автоматически переключать передачи, но и делать это максимально безопасно. Масла в таких трансмиссиях менять нужно чаще, и это определенный минус, но в целом они демонстрируют отличную службу и легко затмят даже ресурс многих механических коробок.

Среди преимуществ стоит отметить такие особенности:

  1. Ресурс. Машина с классической АКПП прекрасно работает и не требует ремонта. Ресурс многих узлов превышает 500 000 км, но это возможно только при регулярном и качественном обслуживании узла, использовании качественного масла.
  2. Комфорт. Передачи переключаются практически незаметно, КПП работает максимально тихо и не мешает наслаждаться поездкой. Такие узлы имеют классическую конструкцию, но это не мешает им конкурировать по многим параметрам с новыми изобретениями.
  3. Простота системы. Устройство имеет простые технологии, которые не ломаются и не подводят в сложных условиях. Даже экстремальные обороты техника выдерживает без лишних проблем. Обычно количество передач 4 или 6, бывают и 8-, 9-ступенчатые коробки.
  4. Ремонтопригодность. Это самый главный аспект для покупателя б/у автомобиля или для владельца, который планирует длительный срок использовать один автомобиль. Ремонт гидротрансформатора будет стоить дешевле, чем многих других видов коробок передач автоматического типа.

Традиционные автоматы — важный этап развития автомобилестроения, но сегодня они уходят в забвение. Понемногу производители отказывают от установки таких узлов по двум причинам. Первая — повышение расхода, что ведет за собой ухудшение экологических норм автомобиля. Вторая — дороговизна конструкции. Произвести автомобиль с роботом или вариатором стоит гораздо дешевле, поэтому современные модели нацелены именно на эти формы автоматических коробок, а никак не на старые надежные технологии.

Вариатор CVT — что за техника на страже комфорта?

Самым комфортным вариантом автоматической коробки называют вариатор с классической конструкцией типа CVT. Это рабочий механизм, в котором приводной ремень передвигается по двум разнонаправленным конусам, поэтому понятия передач здесь вообще нет. В каждый определенный момент автоматика сама выбирает, где именно должен расположиться ремень для эффективной передачи крутящего момента. Конечно, такое описание CVT примитивное, но оно показывает суть технологии.

Такая трансмиссия имеет множество преимуществ:

  • очень плавная передача крутящего момента с двигателя на колеса, прекрасное дополнение эффективности работы агрегата, что дает неповторимые ощущения от эксплуатации автомобиля;
  • максимально плавный разгон, нет никаких рывков и переключений, машина просто набирает скорость равномерно и достаточно резво, поведение коробки зависит от силы нажатия на педаль;
  • расход радует, практически всегда такие виды КПП устанавливают на японские машины, на которых важен именно расход, это говорит об эффективном использовании возможностей мотора;
  • даже начинающий водитель быстро привыкает к поведению данного агрегата, проблем с адаптацией с других видов КПП нет никаких, к вариатору очень быстро привыкают и не хотят от него отказываться;
  • системы CVT достаточно дешевые, поэтому автомобили с такими коробками передач обычно обходятся дешевле, чем аналогичные модели, но с традиционными типами автоматических трансмиссий.

Но есть у вариаторов и «ложка дегтя». В частности, такие КПП не слишком хороши с точки зрения долговечности. Средний срок жизни устройства — 150 000 км. При перегреве CVT может легко выйти из строя прямо посреди дороги. Спортивная поездка на такой коробке оказывается достаточно сложной задачей, нужно определенное мастерство для получения динамичного передвижения. Все это говорит о том, что данный выбор будет логичным только при покупке новой машины. Б/у техники с вариаторами рекомендуют избегать.

Роботы — новый виток в развитии сферы КПП

Роботизированная коробка передач — это узел, который имеет конструкцию механической КПП и «умный» узел переключения, который управляет сцеплением и выбором передачи. Безграничные возможности настройки и доработки привели к тому, что каждый уважающий себя производитель начал делать собственные роботы и называть их умными названиями. Сегодня производители называют именно эту технологию лучшим решением и консенсусом для будущего.

Производители заявляют о таких преимуществах:

  • значительный выигрыш в расходе топлива — такой узел поможет машине потреблять на 10% меньше, чем под управлением традиционной механики, и это доказано реальными условиями эксплуатации;
  • динамика лучше всех других вариантов КПП — также доказанный факт, роботизированные комплекты отлично справляются с быстрым изменением условий эксплуатации, мотор сразу реагирует на нажатие педали;
  • бережная эксплуатация двигателя — практически невозможно навредить силовому агрегату, проблем с использованием возможностей двигателя не бывает, и это радует владельцев;
  • дешевая конструкция — создание и производство робота обходятся вдвое дешевле, чем разработка и изготовление автомата, да и производство оказывается намного проще, чем у АКПП;
  • узел способствует повышению экологичности машины, а также лучшим образом может передать все преимущества конкретного мотора на конкретной модели авто с учетом тонких настроек.

С настройкой робота работает программист, и здесь можно поменять практически все основные переменные значения. Так что под каждый автомобиль в конкретной комплектации можно настроить одну и ту самую коробку совершенно разными методами. Но все мы знаем, что AMT — это не лучший вариант по надежности. Чем стоят роботы 7DSG или роботы АвтоВАЗ, которые по сей день приносят покупателям массу проблем и неприятностей.

Предлагаем посмотреть видео про робот АМТ от российского производителя Lada:

Подводим итоги

Как видите, у каждого вида коробок передач есть свои преимущества и недостатки. Это значит, что можно покупать практически любые виды трансмиссий, но помнить о том, что и у них есть минусы. Лучше всего будет про эти минусы заранее узнать, чтобы в будущем не попасть в неприятную ситуацию с большими расходами и неожиданными неприятностями. Конечно, оптимальным решением для каждого автомобилиста будет покупка той коробки, которую он сам считает оптимальной. В таком случае вы получите максимум наслаждения от вождения автомобиля и сами подтвердите тот факт, что были полностью правы в выборе.

Для российского покупателя не расход топлива и не экологичность являются приоритетами. Для нашего человека ресурс и пригодность к ремонту остаются главными чертами при выборе. Поэтому традиционные АКПП с гидротрансформаторами или простые МКПП считаются у нас лучшим выбором. Это действительно так, хоть и будет множество споров о том, что робот выгоднее. Сегодня набирает обороты довод об экономии топлива. Робот за 100 000 км сэкономит в среднем 3000 литров топлива на небольшой машине в сравнении с автоматом, а это очень большие деньги для владельца. Так что спор остается открытым. А какую коробку передач вы считаете лучшей для России?

Трансмиссия: виды коробок передач

Как известно, КПП — один из важнейших узлов автомобиля, отвечающий за передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам. Современные автомобили оснащены механической или автоматической трансмиссией.

Читайте также  Овердрайв на коробке автомат что это такое?

Все типы и виды коробок передач имеют отличия в работе, устройстве и функциональности. В этой статье мы рассмотрим, какие виды МКПП и виды АКПП бывают, а также главные особенности различных типов трансмиссий.

Механическая трансмиссия автомобиля и виды МКПП

Итак, МКПП — самая простая, ремонтопригодная и не дорогая в обслуживании трансмиссия. На механике ступени переключает непосредственно водитель физическим усилием, прилагаемым к рычагу переключения передач. Переключения происходят с выжимом педали сцепления. МКПП делятся по количеству ступеней и подразделяются по количеству валов.

Механика по количеству ступеней бывает:

  • четырехступенчатая;
  • пятиступенчатая (наиболее распространенный вариант);
  • шестиступенчатая и более.

Типы МКПП по количеству валов:

  • трехвальные (применяются в автомобилях с передним и задним приводом, в грузовых автомобилях);
  • двухвальные (применяются в легковых автомобилях с передним приводом).
  • экономия топлива;
  • лучшая динамика;
  • возможность обеспечения более полного контроля над автомобилем;
  • ресурс и длительный срок эксплуатации;
  • перегрузки мотора и коробки при неправильной эксплуатации и некорректном переключении передач;
  • постоянная работа водителя транспортного средства с рычагом переключения передач и педалью сцепления во время движения автомобиля.

Виды АКПП: типы автоматических коробок

К автоматическим трансмиссиям можно отнести классический гидроавтомат (АКПП), роботизированную трансмиссию (РКПП) и трансмиссию вариаторного типа (CVT).

  • Гидроавтомат — классическая коробка гидравлического типа, предназначенный для преобразования и передачи крутящего момента от коленчатого вала ДВС к колесам посредствам гидротрансформатора. Ступени в таких коробках реализованы в виде планетарной передачи и переключаются за счет давления трансмиссионной жидкости, создаваемого гидронасосом.
  • простота управления транспортным средством;
  • надежность, поскольку технология изготовления гидроавтоматов отработана за долгие годы их производства.
  • частичный отбор и потеря мощности двигателя из-за гидротрансформатора , через который передается крутящий момент;
  • задержка при переключении ступеней;
  • повышенный расход топлива;
  • дороговизна в ремонте и обслуживании.

Еще следует выделить ограничения по буксировке, длительные пробуксовки колес на скользкой поверхности могут привести к перегреву и быстрому выходу из строя автоматической трансмиссии.

  • Роботизированная коробка автомат трансмиссия, которая выполняет ту же функцию, что и классический автомат. При этом РКПП спроектирована таким образом, что по конструкции она больше напоминает обычную механическую трансмиссию, поскольку в ней тоже есть диск сцепления и шестерни передач на валах. Но само переключение передач и выжим сцепления выполняется электромеханическим узлом (мехатроником) или сервомеханизмами.
  • коробка- робот проще и дешевле в производстве, чем классический гидроавтомат;
  • высокая скорость переключения ступеней без задержек;
  • хорошая ремонтопригодность КПП;
  • возможность выбора передачи вручную;
  • ненадежность блока управления/сервомеханизмов;
  • малый ресурс дисков сцепления;
  • выход из строя или некорректная работа мехатроника;
  • более требовательна к трансмиссионному маслу, чем механика.
  • вибронагруженность и шумная/жесткая работа РКПП с однодисковым сцеплением, заметные толчки при резком наборе скорости (не на всех моделях).

Также для увеличения ресурса дисков сцепления роботизированной коробки инженеры пошли еще дальше и разработали двух дисковую роботизированную коробку передач с мокрым сцеплением. В этом случае диски сцепления погружены в масляную ванну.

  • Коробка вариатор или CVT (бесступенчатый автомат вариаторного типа) выполняет те же задачи, что и остальные автоматические коробки, но имеет принципиальные конструктивные отличия.

Принцип работы вариаторной коробки заключается в наличии двух конусов и шкивов, установленных в корпусе коробки, которые соединены между собой ремнем (цепью). К одному из конусов подается крутящий момент непосредственно от коленчатого вала, а другой через дифференциал соединен с полуосями.

Соответственно, это позволяет гибко изменять передаточное отношение, плавно меняется скорость автомобиля. Вариаторная коробка передач благодаря особенностям конструкции работает по особому алгоритму, а именно:

  • при резком нажатии на педаль акселератора обороты двигателя быстро доходят до максимума;
  • автомобиль плавно и быстро разгоняется, тяга ровная и постоянная;
  • на всем промежутке активного разгона в салоне автомобиля слышен монотонный звук ДВС на одних и тех же оборотах.

Чтобы устранить эти недостатки, производители на программном уровне внесли изменения в алгоритм работы блока управления вариаторной коробки передач (блок управления имитирует рывки, напоминающие переключения ступеней на классическом автомате, а также появились так называемые виртуальные фиксированные передачи).

  • нет значительного отбора мощности ДВС, поэтому коробка может устанавливаться на малолитражных автомобилях;
  • CVT минимизирует расход топлива;
  • разгон постоянный, без разрыва тяги и потерь момента;
  • невозможность установки в паре с мощным мотором (у вариаторной коробки предел передачи крутящего момента не высокий, как следствие, могут выйти из строя ремень и шкивы);
  • противопоказаны резкие старты с места по причине недопущения пробуксовки вариаторного ремня;
  • запрещена буксировка тяжелых прицепов, что тоже приводит к пробуксовке ремня вариатора, перегревам и быстрому выходу из строя вариатора.
  • ремонт и обслуживание достаточно дорогое сравнительно с АКПП и РКПП.

Что в итоге

В настоящее время автопроизводители предлагают большое количество механических и автоматических трансмиссий. Каждый изготовитель старается довести эксплуатационные характеристики выпускаемых автомобилей и установленных агрегатов до оптимальных показателей в плане динамики, расхода топлива, приемистости и комфорта в управлении.

Виды коробок передач автомобиля: Особенности и отличия

Приобретая автомобиль, каждый покупатель задается вопросом, какая коробка передач лучше. От правильного выбора КПП зависят такие факторы, как маневренность, комфортность управления, экономичность транспортного средства. Коробка перемены передач является ключевым агрегатом трансмиссии, с ее помощью изменяется величина крутящего момента, выбирается направление (вперед-назад), а также скорость движения автомобиля.

Виды коробок передач, основные отличия

Современные автомобили комплектуются не только Механическими коробками передач, помимо механики существуют также:

  1. Коробки автоматы.
  2. Вариаторы.
  3. Роботы.

Все виды коробок передач автомобилей характеризуется как определенными достоинствами, так и некоторыми недостатками. Среди покупателей популярностью пользуются различные виды коробок передач. Выбор разновидности КПП зависит от следующих факторов:

  • принадлежности покупателя к определенной возрастной категории;
  • общественного статуса;
  • материальных возможностей человека;
  • условий эксплуатации авто и пр.

Механические коробки передач МКПП

Механическая коробка передач представлена в виде многоступенчатого цилиндрического редуктора. Классический вариант – 4-х ступенчатая коробка. Современные легковые автомобили разделяются на виды, в зависимости от количества ступеней: они часто оборудуются 5- и даже 6-ступенчатыми коробками передач.

Что означает понятие ступенчатой системы переключения передач? Момент вращения передается от двигателя внутреннего сгорания на ходовую часть автомобиля не напрямую, а через зубчатые зацепления различных пар шестерен. При этом величина момента вращения претерпевает изменения, в соответствии с соотношением числа зубьев на ведущем и ведомом колесах (передаточное отношение). Как правило, ведущее колесо имеет меньший диаметр, чем ведомое, поэтому вращающий момент уменьшается, пропорционально заданному передаточному числу.

Зубчатые зацепления шестерен переднего и заднего хода отличаются по форме. Для передних передач разработаны косозубые шестерни оригинальных очертаний. Такая форма зуба дает возможность передавать мощность постепенно без громких скрежещущих звуков. При включении задней передачи в зацепление входят колеса с прямыми зубьями. КПД зубьев прямой конфигурации заметно увеличен. При этом передается больший момент вращения, но одновременно появляются такие негативные явления, как шумовые эффекты.

Виды трансмиссий. Конструктивно, механические КПП разделяются на:

  1. 2-вальные.
  2. 3-вальные

Двух-вальные виды КПП предназначены для машин, оснащенных ведущим передним приводом. Трех-вальные устанавливаются на автомобилях повышенной мощности (спецтехника, грузовики, тягачи, вездеходы).

Среди представленных видов коробок различают еще такие КПП автомобилей, как секвентальные, где переход на следующую передачу производится в строгой последовательности.

В механической коробке передач скорости переключаются ручным способом при помощи специального рычага в салоне автомобиля.

Виды автоматических коробок передач

Современные автомобили, оснащенные коробкой автомат, набирают все большую популярность среди автолюбителей. Это обусловлено многочисленными преимуществами автоматических коробок передач, в сравнении с традиционной механикой. Водители оценили комфортность управления транспортным средством с установленной АКПП и при покупке нового авто многие покупатели отдают предпочтение именно таким механизмам.

Во время движения машины здесь не придется отвлекаться от дороги, чтобы переключить скорость. Новички быстро обучаются технике вождения, т. к. не нужно запоминать, в какое положение установить рычаг скоростей для изменения режима. Здесь все просто: чтобы машина начала движение, достаточно перевести селектор в точку «D» и отключить тормоз.

Рабочим элементом автомата является планетарная передача, которая состоит из набора шестерен:

  1. Главная передача.
  2. Входной редуктор.
  3. Обратный редуктор.

При помощи зубчатых зацеплений главной передачи производится передача момента вращения от выходного вала двигателя к ходовой части автомобиля.

Кроме шестерен в состав АКПП входят:

  • синхронизирующие муфты сцепления;
  • рычаг переключения передач – селектор;
  • гидроблок;
  • смазочная система.

Скорости коробки автомат переключаются, благодаря сложным управляющим воздействиям бортового компьютера. Электромеханические клапаны – соленоиды перераспределяют направление потоков в гидроблоке. Трансмиссионная жидкость под давлением направляется к муфте-синхронизатору, в работу включается зубчатое соединение выбранной передачи.

Благодаря автоматической коробке передач, силовой агрегат транспортного средства выбирает наиболее эффективный диапазон мощности. На основании информации, поступающей с многочисленных датчиков, компьютер управляет включением передач, в зависимости от условий дорожного движения и пожеланий водителя.

В автомобилях, оснащенных АКПП, нет механизма сцепления и привычной педали в салоне. Передача мощности от двигателя к автоматической трансмиссии осуществляется при помощи специального агрегата – гидротрансформатора. В сравнении с механическим сцеплением, гидротрансформатор АКПП позволяет выравнивать скорость вращения выходного вала двигателя с коробкой передач более плавно без ощутимых рывков. При его работе статические и динамические нагрузки на рабочие элементы трансмиссии существенно снижены.

Внешне гидротрансформатор АКПП напоминает форму тора, за что в просторечии ему дали название «бублик».

В состав гидротрансформатора входят:

  1. Турбинное колесо с лопастями.
  2. Блокировочная муфта и муфты свободного хода.
  3. Насос.
  4. Реакторное колесо.

Все составные части устройства расположены в едином корпусе, они работают в масляной среде. Насос напрямую соединен с коленчатым валом мотора. Трансмиссионное масло разгоняется лопастями колеса и вовлекает в движение турбину, сопряженную с зубчатыми зацеплениями шестерен коробки передач.

Виды автоматических коробок

Коробки автомат отличаются от механики методом передачи крутящего момента от коленвала двигателя к трансмиссии. Отличительна особенность АКПП – отсутствие прямого контакта между силовым агрегатом и элементами коробки передач. Момент вращения и мощность передаются через турбины гидротрансформатора АКПП и трансмиссионную жидкость. Такая конструкция называется «гидравлическая автоматическая коробка передач».

Читайте также  Затрудненное переключение передач в механической коробке передач

Управление автоматом осуществляется, благодаря работе специализированных электронных устройств. Современная коробка автомат получила дополнительные возможности:

  • зимний режим;
  • спортивный;
  • режим экономичной езды;
  • переключение передач как в автоматическом, так и в ручном режимах (типтроник);
  • адаптация управления под индивидуальный стиль вождения оператора.

В отличие от механики, автомат гидравлического типа потребляет больше топлива, причина – низкий КПД гидротрансформатора. Это является своеобразной платой за комфорт.

Типтроник – одна из разновидностей коробок автомат, в которой, наряду с автоматикой, имеется возможность участвовать человеку в самостоятельном управлении режимами. Автоматическое управление классических АКПП не всегда способно регулировать скорость в следующих случаях:

  1. Когда нужно добавить дополнительное ускорение авто (повышение передачи).
  2. Понизить передачу на крутых виражах.
  3. Тормозить при помощи двигателя и пр.

Без человеческого фактора не обойтись, когда нужно точно установить селектор АКПП в специальную прорезь на кулисном механизме.

Одновременно при этом требуется самостоятельно выбрать знак «+» либо «–». Только после правильного выбора режима, соответствующий сигнал поступает на ЭБУ для дальнейшего запуска алгоритма по переключению передач. В последних разработках новых моделей все чаще стали появляться для этих целей специальные «лепестки» — переключатели, которые размещены под рулевой колонкой.

Список видов коробок автомат можно дополнить названиями Autostick, Steptronic, Geartronic. Это та же коробка автомат Типтроник, которая представлена различными фирмами-автопроизводителями: АУДИ, БМВ, Вольво.

Важно: Несмотря на то, что в данном варианте частичное управление скоростями переложено на человека, коробка передач не является механической. Это все равно автомат, можно назвать полуавтомат, т. к., вне зависимости от ручного метода переключения селектора, комплексный контроль за работой автомобиля производится при помощи компьютерных программ.

Робот или роботизированная коробка передач (РКПП)

Коробка робот отличается от автомата устройством и принципом действия. По своей конструкции роботизированные коробки ближе к механике. Только управление сцеплением и переключением передач здесь осуществляется в автоматическом режиме. Для электроники необходимы входные данные: дорожные условия и требования водителя. Современные транспортные средства, оборудованные роботизированными коробками передач, имеют двойное фрикционное сцепление. Это позволяет минимизировать потери мощности, передаваемой с силового агрегата на роботизированную трансмиссию и дальше на колеса авто. Для передачи момента вращения здесь используется принцип параллельного многодискового сцепления вместо гидротрансформатора АКПП.

Управление коробкой робот производится при помощи специальной электронной системы. В состав системы входят:

  1. Электронный блок управления коробкой передач (ЭБУ).
  2. Датчики скорости, температуры, давления масла в гидроблоке и прочих важных параметров.
  3. Исполнительные механизмы.

Преселективный метод переключения скоростей

В отличие от АКПП, в роботизированной коробке всегда находятся во включенном состоянии одновременно две передачи – одна четного, другая нечетного рядов. При переключении скоростей происходит мгновенный переход муфты сцепления с одной на другую шестеренную пару. При этом поток передаваемой мощности практически не прерывается.

Большое преимущество роботов – их компактные размеры и сравнительно небольшой вес. Два ведомых вала КПП с рабочими шестернями четных и нечетных передач расположены один внутри другого. Благодаря такому решению, коробка занимает минимальный объем в подкапотном пространстве.

Интересно: Роботизированные коробки передач считаются самыми выносливыми, надежными и экономичными механизмами среди всех видов КПП. Это обусловлено повышенной прочностью механической части конструкции. Многие автовладельцы и механики отмечают пониженный расход как топлива, так и трансмиссионного масла у авто, оборудованных коробкой робот.

Коробка передач – вариатор

Коробки передач вариаторного типа относятся к бесступенчатым устройствам. В отличие от коробок передач, описанных выше, здесь нет привычных валов и шестеренных зацеплений. Конструкция состоит из следующих рабочих элементов:

  1. Два конусообразных шкива, позволяющих изменять радиус охвата.
  2. Металлический ремень (цепь), состоящий из набора отдельных пластин, изготовленных из высокопрочных легированных сплавов.

Скорость автомобиля плавно изменяется, благодаря степени натяжения ремня и перемене соотношения передаточного числа между подвижными дисками шкивов.

К недостаткам коробки вариатора можно отнести использование их в автомобилях небольшой мощности. Основное применение – скутеры, малолитражки.

Конструкторские разработки современного автомобилестроения не стоят на месте. Конкурирующие фирмы постоянно работают над усовершенствованием выпущенных моделей и внедрением в жизнь новых свежих идей. Каждый год можно услышать о нововведениях с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.

Механика или автомат: какая коробка лучше

Содержание

  • Статистика экспертов
  • Плюсы и минусы МКПП и АКПП
  • Лидеры среди моделей с АКПП
  • Одно разочарование

Печальная новость для любителей МКПП. Водителей, привыкших брать в свои руки контроль за вождением, притесняют. Уже четвертый год подряд доля продаваемых машин с АКПП увеличивается и перевалила отметку в 50%. Теперь механики стало меньше, чем автоматов.

Статистика экспертов

«Автостат» опубликовал данные о том, что в первом квартале 2019 года количество реализованных машин на автомате (включая роботизированные КПП и вариаторы) составило 58,7% от общего числа всех проданных авто.

Печально, но факт: автоматы уже давно вытесняют механику с авторынков. В большинстве моделей максимальные комплектации с «кожей» попросту невозможно купить на «ручке» — только с АКПП. Автопроизводители считают, что управлять машиной, задействуя левую ногу (для выжима сцепления) и отвлекаясь на ручное переключение передач, — это уже прошлый век. И, может, они и правы. Давайте разбираться.

Плюсы и минусы МКПП и АКПП

Одним из главных плюсов механики является меньшее потребление топлива. Ведь водитель сам выбирает, надо ли раскручивать двигатель до 3 000 оборотов для переключения на следующую передачу. Можно идти «внатяг» на третьей передаче, не понижая ее, если ожидаешь, что скоро вновь надо будет ускоряться. Автомат такой возможности не дает. Едешь так, как хочет он, а не водитель.

На втором месте идет стоимость ремонта и обслуживания механической КПП. Зачастую масло в ней залито на весь срок эксплуатации и не требует дорогостоящей замены раз в 15-20 тысяч километров, как в АКПП. А стоит масло в автоматическую трансмиссию ого-го! Да и стоимость ремонта в разы больше, чем с МКПП. За восстановление того же вариатора могут заломить цену в 25% от стоимости всей машины.

Третьим по значимости плюсом МКПП можно считать упрощенный запуск двигателя в морозы. При этом нет необходимости в долгом прогреве масла, как в АКПП. Опять же можно экономить топливо, не заставляя мотор молотить лишние 10 минут вхолостую.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть свободу выбора стиля вождения счастливчиков с МКПП. Им дозволено сколь угодно буксовать в грязи/снегу, вваливать со светофора до отсечки оборотов, сбрасывать передачу для увеличения разгонного потенциала при обгоне на трассе. АКПП всего этого лишена. По крайней мере, ее классический вариант. О спорткарах с крутыми роботами не будем говорить.

Но это не значит, что у автомата совсем нет преимуществ. Учитывая, что он сам выбирает нужную передачу, опираясь на датчики скорости и показания компьютера, в штатном режиме он никогда не станет чрезмерно «насиловать» двигатель, выводя обороты за красную зону тахометра. А значит, и двигатель в щадящем режиме проживет дольше без ремонта.

Машина с АКПП станет подарком для жителей крупных мегаполисов с постоянными пробками. Езда в режиме «старт-стоп» облегчается до предела. Знай себе дави газ/тормоз, и нет проблем. На МКПП приходится выполнять кучу посторонних движений — выжимать сцепление, включать передачу, плавно трогаться, отпускать сцепление… Но, проехав 20-30 метров, надо опять ставить коробку в нейтраль. Только вдумайтесь, за 1 километр пробки водитель механики выполняет эти действия около 40 раз!

Вот и сидят покупатели, решают извечную дилемму — МКПП или АКПП?

Лидеры среди моделей с АКПП

Если обратить внимание на вторичный рынок свежих иномарок, то картина с автоматами становится еще более яркой.

Так, например, KIA Rio 4 поколения с АКПП с начала года показал прирост в 6% по отношению к аналогичному периоду 2018 года. Вторичный рынок предлагает нам 5862 варианта, из которых лишь 1422 на механике. Остальное все — «бездушная» АКПП.

Набирающий популярность кроссовер Hyundai Creta показывает еще больший прирост проданных машин на автомате — плюс 8%. Вторичка предлагает 4841 машину, из которых 3616 с АКПП.

С Toyota Camry ситуация еще хуже. Или лучше. Поколение XV40 было последним, где можно было застать механическую коробку. Начиная с XV50, выпускаемую с 2011 года, на модели ставят только автомат. Вот так, без права выбора.

Один только Hyundai Solaris II остается относительно доступным на МКПП. Но тенденция к вытеснению механических коробок тоже есть — плюс 3% по сравнению с первым кварталом 2018 года. Б/у машин продается 8088 штук, но с механикой из них всего чуть меньше половины — 3449, округленно — 42%.

Педантичные немцы и раньше не питали особой любви к механике, а сейчас — и подавно. Так, полюбившийся публике Volkswagen Tiguan II уже не просто отыскать на «ручке». Из вторичных 5470 экземпляров МКПП оснащены лишь 555. Всего 10%! А что делать жителям некрупных городов? В Самаре официальный дилер предлагает всего две машины с не самыми ходовыми комплектациями, но с МКПП. Хочешь — бери эти, не хочешь — поезжай за «Солярисом»… На вторичке механики вообще нет.

Одно разочарование

Если так и дальше пойдет, то впору открывать клуб анонимных любителей механики. Являясь поклонником машин на «ручке», лично я категорически против, что некоторые автопроизводители добровольно-принудительно лишают водителей права выбора стиля вождения. Автоматы, роботы, вариаторы — это все, конечно, хорошо. Все-таки классика классикой, а прогресс — по расписанию. Но в современном мире не хочется чувствовать себя «коробочным меньшинством» среди других автомобилистов.

Автор: Максим Голенецких

А вы за механику или автомат? Поделитесь своим мнением в комментариях под статьей.