Литол или циатим что лучше?

Справочник по смазочным материалам

Классификация смазок

В России выпускается более 100 видов смазок. В бывшем СССР до 1979 года наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название, другие номер, третьи — обозначение создавшего их учреждения. В 1979 году был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения: По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Наибольшее применение пластичные смазки получили в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых, винтовых и цепных передачах, многожильных тросах. Наиболее существенными, влияющими на эффективность применения пластичных смазок, являются следующие факторы:

  • особенности узлов трения и условия и условия эксплуатации смазок — температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;
  • совместимость смазок с конструктивными материалами;
  • совместимость смазок друг с другом при их возможном смешивании.

Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем -дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.

По составу смазки разделяют на четыре группы.

  • Мыльные смазки, для получения которых в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых кислот (мыла). В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на обычные и комплексные (кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и натриевые. В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево — кальциевые, натриево — кальциевые и др.: первым указан катион мыла, доля которого в загустителе большая). Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла — радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла — радикал природных жирных кислот), например, синтетические или жировые солидолы.
  • Неорганические смазки, для получения которых в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые, бентонитовые, графитные, асбестовые и другие смазки.
  • Органические смазки, для получения которых используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки.
  • Углеводородные смазки, для получения которых в качестве загустителей используют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, различные природные и синтетические воски).

В зависимости от типа их дисперсионной среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах. По области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на:

  • Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей);
  • Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации)
  • Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем)
  • Канатные (предотвращение износа и коррозии стальных канатов).

Антифрикционные смазки

К антифрикционным смазкам общего назначения относят солидолы — наиболее дешевые пластичные смазки. Они водостойкие, хорошо защищают металлы от коррозии, имеют достаточно хорошие противоизносные свойства. У них, однако, низкие температуры плавления и механическая стабильность При температурах выше 60 — 70°С используются Na и Са- смазки. В настоящее время их выпуск сокращается в связи с применением в большинстве узлов трения многоцелевых смазок.

Смазки общего назначения

Солидол С

Область применения; относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые и т.п. Хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность (Тр= -30…+65С)

Солидол Ж

Область применения; смазывание узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов (Тр= -25…+65С)

Графитин

Область применения; тяжело — нагруженные тихоходные механизмы-рессоры, подвески тракторов и гусеничных машин, открытые шестереночные передачи, резьбовые соединения и др. (Тр= -20…+60С)

Графитная Ж

Предназначена для смазывания грубых тяжело — нагруженных механизмов ( открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор и др. ). Допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах. Смазка работоспособна при температурном интервале применения от -20 до 60°С.

Смазки общего назначения для повышенных температур

Смазка 1-13

Смазывание узлов трения качения и скольжения механизмов и машин. Применяется для подшипников электродвигателей, ступиц колес автомобилей и др.

Консталин

Область применения; смазывание узлов терния вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и др. Водостойкость низкая. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Литин-2

Применяется для смазывая игольчатых подшипников карданных шарнирах и других узлов автомобилей. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Многоцелевые

Многоцелевые смазки можно применять в различных узлах трения (подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных. передачах и т. п.), рассчитанных на использование пластичных смазок. Они во всех случаях могут служить заменой смазок общего назначения и в большинстве узлов трения — смазок общего назначения для повышенных температур. Эти смазки водостойки и работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок, имеют хорошие защитные свойства. Многоцелевые смазки не предназначены для замены морозостойких, термостойких, приборных и других специализированных смазок. В шариковых и роликовых подшипниках допустимо использование пластичных однотипных многоцелевых антифрикционных смазок (Литол-24, ШРУС-4М). Применение указанных типов смазок позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Литол-24, Литол-24 РК

Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до 120°С (допускается кратковременный нагрев до 130°С ).

Литол-24М

Область применения; узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения(Тр= -40…+120С). Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения. Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Фиол — 1

Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром

Пластичные смазки.

Всем привет. Решил сделать небольшую заметку про вазелин. Систематизировать для себя, ну и думаю многим будет интересно.

Все мы пользуемся смазками, но не все задумываются какими именно. Если быть точным с какими свойствами.
Я хоть и по долгу службы работаю со смазками, но не особо заморачивался их свойствами. Всё по схеме: «Жёлтенькую на морозяку, зелёненькую на горячее». :))

Тут прочитал пост про смазку шестерней ДЗ литолом, сам год назад тоже перебирал и мазал трофейной Shell Retinax ER2, её используем на работе и проблем в мороз с ней не было. А тут советский литол… Я хоть и не из тех кто хаит всё русское (ну заметно, да, раз таз купил :)), но тем не менее был негативный опыт с отечественной смазкой. Какой именно она была, я к сожалению не знаю. Ну и начал гуглить что из себя представляет литол, а так же Shell Retinax ER2, он же Shell Gadus S2 V220 2 (жёлтенькая) и Mobil UNIREX N 3 (зелёненькая).

Читайте также  Свечи иридиевые или никелевые что лучше?

Литол — пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. Рабочая температура до 130 °C. Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую водостойкую смазку, предназначенную для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим 201:

Морозо- и водостойкая смазка;
Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
Производится по ГОСТ 6267-74

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим 202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим 202:

Морозо- и водостойкая смазка;
Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим 203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим 203:

Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.

Представляет собой кальциевую смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-металл» и «металл-резина», поэтому, строго говоря, Литолом не является. В качестве загустителя используется комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты.

Область применения смазки Циатим-221:

Подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 об/мин, агрегатные подшипники летательных аппаратов, узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина», работающие в вакууме.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-221:

Смазка нерастворима в воде;
Циатим-221 сохраняет стабильность даже при кипячении;
Является химически стойким смазочным материалом;
Циатим-221 инертна к резине и полимерным материалам;
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и в интервале температур от −60 до +150 °С;
Сохраняет рабочие свойства минимум в течение 40 лет
Производится по ГОСТ 9433-80

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты; содержит антиокислительную и вязкостную присадки.

Область применения смазки Литол-24:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п.

Основные эксплуатационные характеристики:

Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности, водостойка даже в кипящей воде, при нагревании не упрочняется.
Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С.
Производится по ГОСТ 21150-87

Смазка графитная УСсА

Солидол С или УС с добавлением 10 % графитового порошка марки П (грубого помола).

Область применения смазки графитной:

Узлы трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов, особенно работающие во влажной среде: рессоры, подвески тракторов и машин, открытые зубчатые передачи, винтовые домкраты, опоры буровых долот, салазки, направляющие и т. п.

Основные эксплуатационные характеристики:

Обладает достаточными противозадирными свойствами при небольших скоростях;
Имеет очень хорошую водостойкость и высокие консервирующие свойства (как любой солидол);
Работоспособна при температуре −20…+70 °С, термостойкостью не обладает.
Допускается к применению при температуре ниже −20 °С в рессорах и любых тихоходных тяжелонагруженных устройствах.

Shell Retinax ER2 (Shell Gadus S2 V220 2):

Многоцелевая смазка с противозадирными свойствами на основе глубокоочищенного минерального масла, содержащая тщательно подобранные присадки, которые обеспечивают её эффективность в различных узлах трения автомобильной техники.

Область применения смазки Shell Retinax EP 2 (Shell Gadus S2 V220 2)

Подшипники колес (конические и роликовые)
Карданные шарниры
Агрегаты шасси
Подшипники водяного насоса
Подшипники генератора
Тросики управления дроссельной заслонкой
Серьги рессор
Шарниры рулевого управления и трансмиссии

Эксплуатационные свойства смазки Shell Retinax EP 2 (Shell Gadus S2 V220 2)

Хорошая механическая стабильность
Сохраняет консистенцию в рекомендованных интервалах между сменами смазки
Устойчивость к вымыванию водой
Хорошо выдерживает воздействие воды
Хорошие антикоррозионные свойства
Эффективная защита в агрессивных средах
Высокие противозадирные свойства
Может применяться для смазки высоко-нагруженных деталей

Диапазон рабочих температур смазки Shell Retinax EP 2 (Shell Gadus S2 V220 2)

От -30°С до + 120°С
Верхний температурный предел: + 130°С (кратковременно).

Ещё одна смазка, используемая на работе, это UNIREX N 3.

UNIREX N 2 и UNIREX N 3 — это окрашенные в зеленый цвет высокотемпературные универсальные пластичные смазки, предназначенные для смазывания подшипников качения различных типов.Они состоят из литиевого комплексного мыла в очищенном минеральном масле. В сочетании с избранной комбинацией присадок сорта UNIREX N являются высококачественными пластичными смазками новейшей технологии.

Пластичные смазки UNIREX N обладают следующими признаками качества:

Очень высокая термическая стабильность и устойчивость при перемешивании

Даже при рабочих температурах выше 150 °С и при длительной эксплуатации, а также при высокой нагрузке структура и консистенция сохраняются в течение длительного срока применения. Также при удлиненных периодах смены смазки эти пластичные смазки обеспечивают бесперебойную работу.

Стойкость к окислению

Для предупреждения окисления при высоких рабочих температурах сорта UNIREX N содержат эффективные ингибиторы.

Водостойкость и защита от коррозии

UNIREX N 2 и UNIREX N 3 являются водостойкими смазками. Одновременно смазанные детали машин благодаря содержащимся в смазках ингибиторам коррозии оптимально защищены от коррозионных воздействий.
Области применения
Диапазоны рабочих температур:

UNIREX N 2: от -30 °С до +155°С
UNIREX N 3: от -20 °С до +165°С

Пластичные смазки UNIREX N 2 и UNIREX N 3 применяются предпочтительно для смазывания подшипников качения с повышенными нагрузками и частотами вращения, например, в

— осветительных генераторах, электродвигателях, нормальных генераторах,
— центрифугах, велосипедных ступицах, подшипниках отводки механизмов замыкания муфты,
— подшипниках качения, подвергающихся воздействию высоких температур, в воздуходувках, вентиляторах, печных вагонетках, установках, работающих на отходящих газах, и в сушильных установках.

Собственно говоря я удивлён! Литол, мягко говоря, не так уж плох. Меня даже заело его потестить и сравнить воочию. Куплю тюбик и забью в подшипник. Заморожу в морозилке вместе с родным Shell`ом. :)) Вот единственный раз жалею, что сейчас не зима. Думаю я к этому ещё вернусь. :))

Если есть у кого-нибудь адекватный опыт использования разных смазок, с интересом выслушаю.
Всем мир и чтоб всё как по маслу. :))

ЦИАТИМ 221: если по ГОСТ, то весьма качественно

При взгляде на цифровой индекс, создается впечатление, что данный продукт является развитием легендарного ветерана ЦИАТИМ 201. На самом деле 221-й гораздо ближе к самолетным технологиям, название разработчика обязывает.

Центральный институт авиационных топлив и масел действительно создавал эту смазку преимущественно для использования в воздухе. Это подтверждает одно из свойств ЦИАТИМ 221: надежная работа в разреженном воздухе, и даже в глубоком вакууме.

Под стать характеристикам, и заоблачная цена: из серии «Циатимов» общего назначения (не считая предложений узкой специализации) это, пожалуй, самый дорогой продукт.

Читайте также  Антикорозийка по ржавчине для авто какая лучше?

Принципиальное отличие в базовой основе: она кремнийорганическая. Соответственно и загуститель состоит из кальциевого мыла.

ЦИАТИМ 221 характеристики и применение

Внешне эта смазка мало отличается от аналогов: выглядит как вазелино-образная мазь, с гладкой блестящей поверхностью. Цвет от грязно-желтого до светло-коричневого. Оттенок никак не влияет на характеристики ЦИАТИМ 221, и зависит лишь от типа присадок, используемых производителем согласно ГОСТ 9433 80.

Про свойства и характеристики смазки ЦИАТИМ 221 — видео

  • предел прочности не менее 120 Па (немного, но вполне достаточно для работы на высокоскоростных узлах трения);
  • достаточно высокая температура каплепадения: разжижение происходит при достижении температуры 200°C;
  • интересная особенность: даже после перехода в жидкое состояние (вплоть до кипячения), свойства восстанавливаются после остывания;
  • 221-й не растворяется в воде, при этом избыточно гигроскопичен: при поглощении воды меняются свойства, снижается устойчивость к низким температурам;
  • практически не защищена от химического воздействия, даже в виде посторонних испарений;
  • не взаимодействует с резиной и полимерными соединениями;
  • максимальное остаточное давление, при котором не меняются рабочие параметры: не менее 666,5 Па;
  • сертифицированный диапазон рабочих температур: от -60°C до +150°C;
  • удобна для долговременных запасов: в течение 40 лет хранения свойства не меняются.

Такие характеристики ограничивают применение смазки:

  • высокоскоростные измерительные приборы (в первую очередь авиационные);
  • закрытые подшипники качения;
  • любые детали трения в глубоком вакууме;
  • узлы трения и скольжения, в которых металл сопрягается с резиной.

Информация: ЦИАТИМ 221 нетоксичен, нейтрален к коже и слизистым оболочкам, не выделяет вредных паров при нагреве.

Для чего используется ЦИАТИМ 221F?

Это развитие линейки 221-го, призванное нивелировать некоторые недостатки базовой смазки. В основной состав добавляется специально разработанная фторовая присадка.

Благодаря этому кардинально меняются рабочие свойства:

  1. Улучшены противоизносные и противозадирные характеристики, особенно при интенсивной нагрузке.
  2. Увеличенная термостойкость позволяет работать в нагруженных узлах без потери свойств.
  3. Ликвидирована гигроскопичность: это дает возможность использования во влажной среде.
  4. Благодаря фторопластовым включениям, снижается шум при работе агрегатов трения и вращения.

Что лучше, Литол 24 или ЦИАТИМ 221?

В качестве прямого аналога их сравнивать некорректно. «Литол» более универсален, кроме того, он отлично справляется с «водными процедурами».

В этом смысле у 221-го нет заменителей. Разумеется, эти смазки нельзя смешивать между собой, кальциевые и литиевые соединения несовместимы химически.

ЦИАТИМ 201 и 221, в чем принципиальная разница?

Прежде всего в основе и составе загустителя. Именно эти компоненты определяют применяемость. 201-й – это типичный продукт эконом класса. А 221-й – высокотехнологичная разработка для использования в авиации и точном приборостроении. Они уживаются в одном автомобиле (механизме), только в разных узлах.

Чем отличается ЦИАТИМ 201 от 221 по возможности применения?

  1. 201 нельзя использовать при контакте с резиной.
  2. 221 может работать при более высоких температурах.
  3. Срок хранения различается почти в 10 раз в пользу 221-го.
  4. Соответственно, ЦИАТИМ 221 в 3-5 раз дороже.

Как выглядит настоящий ЦИАТИМ 211 времен СССР — видео

ТОП-7 лучших альтернатив Солидолу

Солидол – это водостойкая смазка общего назначения, которая производится путем загущения индустриальных масел кальциевым мылом. По рабочим характеристикам продукт сильно уступает современным смазкам и считается устаревшим. Тем не менее, применяется во многих областях промышленности для обработки узлов трения, скольжения и качения, работающих под большими нагрузками при низких и нормальных температурах. Наиболее часто его используют в северных областях в условиях холода и сырости для мощных механизмов спецтехники.

Разновидности

Солидол выпускают согласно трем стандартам, формируя определенные технологические качества с незначительными различиями по характеристикам.

Солидол синтетический

Выпускается по ГОСТу 4366-76. Предназначен для обработки разборных механизмов. Работает в температурном диапазоне -20…+65 °С. В основе применяются минеральные и синтетические масла, загущенные кальциевым мылом высших жирных кислот.

Регламентируется ГОСТом 1033-79. Изготавливается из выщелоченных индустриальных масел 20В, И-20А или смеси И-20А и И-40А, загущенных гидратированными кальциевыми мылами жирных кислот растительных жиров. В свою очередь, жировой делится по технологии смазывания:

  • солидол Ж – для заправки разборных узлов при -50…+65 °С;
  • пресс-солидол Ж – для заправки при помощи ручных нагнетателей не ниже -20 °С.

Графитная смазка УСсА

Производится по ГОСТу 3333-80 на основе солидола с добавлением 10% графита грубого помола. Применяется для тяжелонагруженных механизмов – открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов и др. Для рессор допускается использовать при отрицательных температурах до -50 °С.

Современная оценка

С ростом технологий солидол был вытеснен из большинства технологических процессов более современными смазочными веществами, которые способны работать при более высоких температурах и лучше сохранять стабильность. При этом там, где можно применять солидол, его востребованность невозможно переоценить из-за низкой стоимости и достаточно высокого качества, особенно по водостойкости. Причинами, по которым промышленность прибегает к применению новых смазочных материалов, стало увеличение скоростных и температурных режимов, использование новых технологий ресурсного смазывания, требующего от смазки высокой стабильности и продолжительности действия.

ТОП-7 лучших альтернатив

Сегодня практически не существует пластичных смазок, которые не смогли бы заменить солидол там, где он применяется. Любой смазочный материал универсального назначения с усредненными характеристиками превосходит его практически по всем показателям. Проблемой замены остается лишь стоимость, которая у большинства, даже максимально приближенных аналогов, выше. Исходя из технологических потребностей, которые требуют незначительных расширений диапазона характеристик, можно выделить лишь несколько смазочных материалов, приближенных не только по характеристикам, но и по цене.

Литол-24

Это первая замена солидолу. К тому же Литол-24 стал первой отечественной литиевой смазкой, в которой в качестве загустителя применялось литиевое мыло. Продукт превосходит солидол по устойчивости к высоким температурам и не уступает по морозостойкости (-40 до +120°С). Приблизительно соответствует по несущей способности и превосходит по адгезии.

Отличается повышенной коллоидной стабильностью, способен к восстановлению после температурного расплавления. Литол-24 впервые стали применять для ресурсной заправки подшипников и сейчас широко используют в отечественном автопроме. Единственное, в чем Литол-24 уступает – это в водостойкости, хотя и незначительно.

ЦИАТИМ-201

Литиевая морозостойкая смазка для обработки малонагруженных узлов трения, качения и скольжения. По характеристикам и стоимости наиболее приближена к солидолу. Имеет более расширенный температурный режим использования (-60…+90 °С).

При этом уступает по водостойкости и может стать заменой лишь для закрытых (защищенных от воды) механизмов. На сегодняшний день применяется редко, так как имеет более востребованный аналог ЦИАТИМ-221.

ЦИАТИМ-221

Это уже более современная смазочный продукт, в котором в качестве загустителя используется комплекс кальциевых мыл синтетических жирных кислот и уксусной кислоты. По эксплуатационным характеристикам ЦИАТИМ-221 резко отличается от солидолов, прежде всего термостойкостью, работая в диапазоне (-60…+150 °С).

Как и все кальциевые смазки, продукт отличается повышенной водостойкостью и обеспечивает отличную защиту от коррозии. На замену ЦИАТИМ-221 применяется только, если того требуют температурные условия и влажная среда эксплуатации, так как стоимость продукта в 2-3 раза выше.

Униол-2

Недорогой пластичный смазочный материал, который изготавливается на основе дизельного масла и кальциевого комплексного загустителя.

Продукт уступает солидолу по морозостойкости, но значительно превосходит по термостойкости. Температурный диапазон применения составляет -10…+160 °С. Недостатком Униола стала склонность к термическому упрочнению, что ограничивает применение продукта в качестве ресурсной смазки. В основном Униол-2 применяется в централизованных смазочных системах металлургического оборудования.

EFELE MG-211

Литиевая пластичная смазка на основе минерального масла и литиевого мыла без присадок. Продукт от передового российского производителя компании «Эффективный элемент» является современной заменой солидола во всех областях эксплуатации. Смазка в 5 раз превосходит его по несущей способности и в 2 раза по термостойкости. По морозостойкости и устойчивости к вымыванию водой в принципе аналогична.

Читайте также  Распределенный впрыск или непосредственный что лучше?

По сравнению со многими аналогами, свойства EFELE MG-211 достигнуты исключительно за счет качеств исходных компонентов и не требуют усиления присадками. Это делает смазку долговечной и более надежной. Кроме того, занимая линейку самых современных смазочных материалов данный продукт остается доступным по стоимости для широкого спектра потребления.

Weicon AL-W

Пластичная жировая смазка от популярного немецкого бренда на основе минерального масла и кальциевого мыла растительного происхождения.

Разработана специально для подводного применения. Взирая на высокую стоимость нельзя сказать, что продукт является широкой альтернативой солидола. При этом в условиях прямого контакта с водой, в том числе и с морской, такой вариант станет наиболее оптимальной заменой. По характеристикам Weicon AL-W близка к солидолу только по морозостойкости. По термостойкости превосходит его в 2 раза, а по прочности − в 6 раз.

Molykote Multilub

Литиевая минеральная смазка с ингибитором коррозии и противозадирной присадки. Представлена известным брендом от крупнейшей химической корпорации Dow Corning.

Продукт характеризуется повышенной адгезией и долговременным сроком эксплуатации. Позиционируется как смазочное вещество для высокоскоростных узлов трения, работающих во влажной среде при температурах -25…+120 °С. На замену солидолу Molykote Multilub пришла в основном с применением импортного оборудования, где ее стоимость окупается производительностью технологического процесса.

В чем разница между солидолом и литолом?

Многие автомобилисты, механики, техники, впервые столкнувшись с необходимостью смазывания узлов, слышат, что нужно купить литол или солидол. Именно этим смазки применяются в нашей стране уже более 30 лет, недорогие и легко доступные. В то же время дать ответ на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, способны далеко не все специалисты. Обе марки используются для смазывания узлов качения, скольжения, а также трущихся поверхностей машин и механизмов. Свойства этих смазок во многом схожи, но только в том случае, если речь не идет о повышенном нагреве или высоких скоростях движения. Так чем же солидол отличается от литола? В этой статье мы ответим на вопрос, а также проясним, когда какой состав лучше использовать.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?

Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.

Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?

Солидол

Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как:

— высокая пластичность;
— консистентность;
— устойчивость к вымыванию водой;
— длительно сохраняющийся смазывающий эффект;
— относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.

Однако у этого смазочного материала были и недостатки:

— Низкая устойчивость к высоким температурам. При нагреве выше 70-80 °С солидол расплавляется и стекает.
— Способность вступать в реакцию с резиной и пластиками, из которых изготавливаются уплотнители и сальники.
— Затвердевание при низких температурах (ниже -30 °С) с утратой смазывающих свойств.

Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?

Литол

К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства:

— Более высокую устойчивость к высоким температурам (до 125-130 °С).
— Устойчивость к высоким механическим нагрузкам (прочность более 600 Па).
— Сохранение пластичности при низких температурах (до -50-60 °С).

Широкое распространение получили следующие серии литолов:

ЦИАТИМ 201 и 202 – смазка, предназначенная для низконагруженных узлов и механизмов, работающих в температурном диапазоне от -50 до +100 °С. Широко используется в электротехнике.

ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C. В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.

Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.

Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ КОМПАНИИ «МСК»

Ответить на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, а также проконсультировать относительно использования смазок, смогут специалисты нашей компании. Мы уже более пяти лет занимаемся производством высокотемпературных консистентных смазок, в том числе солидола и литола.

Обе марки подходят для подшипников качения и скольжения, а также обработки любых трущихся поверхностей, нуждающихся в защите от задиров. Наши смазочные материалы обеспечивают защиту от коррозии, предотвращают заедания, отводят излишек тепла, уменьшают износ деталей.

Мы рекомендуем выбрать солидол, если необходимо закладывать смазку в открытые узлы или детали, подверженные контакту с водой. Эта смазка практически не вымывается, что обеспечивает надежную защиту поверхностей. Литол лучше всего подходит для высоконагруженных узлов, которые работают при высоких температурах. Благодаря эксклюзивной рецептуре нам удалось повысить температуру каплепадения смазки до 250 °C. Наш Литол-24 широко используется предприятиями из Актау, Атырау, Актобе, Астаны и других городов Казахстана и получил несколько наград за уникальные свойства и высокое качество.

«МСК» обеспечивает доставку смазочных материалов во все города Казахстана. Напишите нам, чтобы получить оптовый прайс и узнать, какие условия поставки мы можем вам предложить!