Нужно ли переучиваться с механики на автомат?

Фатальная ошибка при пересадке с механики на АКПП

Управление автомобилем, оснащенным АКПП, значительно отличается от езды на «механике». У водителей с опытом езды на транспорте с МКПП формируются определенные навыки, умения, которые закрепляются на уровне автоматических действий.

При управлении машиной с автоматом при определенных обстоятельствах рефлексы могут стать причиной аварийных ситуаций, ДТП. Поэтому перед тем, как садиться за руль такого авто, нужно подробно изучить все риски. Это позволит предотвратить опасные ситуации.

Опасность левой ноги

Передвигаясь на автомобиле с механической трансмиссией, водитель полностью контролирует работу мотора и коробки передач. Это гарантирует быстрое ускорение, активность при передвижении по разным дорогам. Такие маневры выполняются при частом использовании педали сцепления.

При пересадке с традиционного транспортного средства на автомат в случаях, когда водитель слышит несоответствие оборотов двигателя скоростному режиму, он автоматически старается нажать левой ногой сцепление.

Поскольку такой педали на машинах с АКПП нет, нога задевает тормоз, провоцируя резкую остановку, рывки. Если такое происходит при скоростном движении, то опасность для жизни, здоровья водителя и пассажиров значительно возрастает.

В автомобилях с тремя педалями газ и тормоз имеют небольшой ход, поэтому их не требуется сильно надавливать. Сцепление отличается большим разбегом, поэтому левая нога привыкает работать «наотмашь». При езде на авто с АКПП рефлекс размашистого выжимания сцепления может привести к непоправимым последствиям.

Избежать этого поможет полная сосредоточенность при вождении. Если существует возможность чередовать езду на механике с управлением машиной с автоматической трансмиссией, то это будет наиболее оптимальным способом привыкнуть к новым реалиям.

Другие ошибки, помогающие убить автомат

Управление автомобилем с АКПП довольно простое. Главное – сформировать полезные привычки и навыки. Совершая неправильные действия, можно быстро «угробить» автомат.

Чтобы увеличить ресурс этого вида коробки передач, следует строго придерживаться некоторых запретов:

  1. До полной остановки авто ни в коем случае нельзя переключать селектор. В противном случае существует большая вероятность перегрузки автоматической трансмиссии.
  2. Нужно выработать привычку сначала останавливаться с помощью тормоза, а затем устанавливать нужный режим КПП.
  3. Движение вниз на нейтральной передаче также недопустимо, поскольку это негативно влияет на автомат. При этом такие действия не гарантируют большую экономию топлива, поскольку электронный контроль впрыска и так эффективно решает данную задачу.
  4. АКПП требует регулярного технического обслуживания. Важно вовремя менять трансмиссионную жидкость, ориентируясь на рекомендации производителя. Игнорировать этот пункт нельзя, поскольку от него зависит ресурс автомата.
  5. Склонность к спешке, нетерпеливость приводит к ошибкам, когда при подъезде к стоянке водитель заранее выставляет селектор в положение «паркинг», не дождавшись полной остановки авто. Такие действия могут за короткое время привести к серьезным поломкам АКПП.
  6. Ни в коем случае нельзя запускать мотор, если селектор находится в нейтральном положении. Лучше заводить авто, выставив режим «паркинг», а после этого переводить ручку на позицию «драйв».
  7. Не рекомендуется при остановках перед светофором включать нейтральную передачу. Это повышает риск выхода из строя автоматической коробки.
  8. Если на панели приборов появляется значок АКПП, то это может свидетельствовать о перегреве. Чтобы решить проблему, нужно остановить машину и дать ей остыть какое-то время.

Даже при исчезновении ошибки желательно произвести диагностику, обратившись за помощью специализированных СТО.

Вполне очевидно, что при переходе с механики на автомат нужно учитывать особенности автоматической трансмиссии. Важно формировать правильные навыки и привычки, которые помогут эффективно управлять такими авто.

Как с «механики» перейти на «автомат»: общие правила

Как известно, у многих возникают сложности во время управления ТС с механической коробкой МКПП. Это в полной мере касается не только начинающих водителей в период обучения вождению, но и тех, кто даже при наличии достаточного опыта все равно допускает ошибки при езде на «механике».

Что касается АКПП, ездить на такой коробке намного проще. Однако есть и минусы, так как езда на машине с автоматом несколько отличается от управления автомобилем с механической коробкой переключения передач.

По этой причине некоторые водители, которые привыкли ездить на «механике», также нередко сталкиваются с трудностями при управлении машиной с коробкой-автомат. В этой статье мы рассмотрим, легко ли пересесть с «механики» на «автомат», а также что нужно учитывать при необходимости перейти с МКПП на АКПП.

Легко ли перейти с «механики» на «автомат»: на что обратить внимание

Как может показаться на первый взгляд, при наличии опыта езды на МКПП пересесть на машину с автоматической коробкой не представляется сложным. Напротив, намного сложнее научиться управлять механикой после автомата. На самом деле это верно, так как освоить навыки езды на механике сложнее по сравнению с АКПП.

Однако часто бывает и так, что водитель с опытом езды на «механике» не может быстро пересесть на «автомат». Дело в том, что основной причиной, по которой возникают трудности, являются рефлексы, приобретенные за время езды на МКПП. В определенных ситуациях указанные рефлексы могут «подводить» и даже стать причиной ДТП или различных неприятных ситуаций на дороге.

При этом процесс переключений доведен до уровня автоматизма, когда водитель отпускает педаль газа, левая нога сильно (до упора) выжимает педаль сцепления. Параллельно правая рука переносится с руля на рычаг КПП, осуществляется выбор и включение нужной передачи, после чего педаль сцепления отпускается в соответствии с условиями движения (плавно или резко).

Также водитель в любой момент может повысить или понизить передачу, использовать прием торможения двигателем и коробкой, переключаться через одну или две ступени «вверх» и «вниз», раскручивать двигатель и т.д. Однако при переходе на «автомат» все меняется, так как коробка самостоятельно повышает и понижает передачи. Более того, в разных условиях АКПП также может вести себя не одинаково, автоматика работает по достаточно сложным (прописанным в память блока управления коробкой) алгоритмам.

  • Как правило, при плавном трогании и спокойной езде водитель практически не замечает работы автомата, передачи переключаются мягко и быстро. Однако при активном разгоне, когда машина резко стартует и набирает скорость, «автомат» специально затягивает переход на следующую передачу, позволяя двигателю раскрутиться до более высоких оборотов, чтобы получить большую и лучшую отдачу мощности.

Так вот, часто водитель, который привык ездить на МКПП, слышит, что обороты двигателя высокие, а также на уровне рефлекса пытается найти педаль сцепления левой ногой. С учетом того, что данной педали на машинах с автоматом нет, обычно водитель задевает педаль тормоза.

  • Еще одной ошибкой водителей при переходе с МКПП на автомат можно считать случайное включение режима кик-даун. Дело в том, что при управлении машиной на механике достаточно часто водитель дозирует тягу на 1-2 и задней передаче не только газом, но и педалью сцепления. Фактически, чтобы не допустить резких рывков автомобиля, проскальзывания колес и т.д., одновременно с работой педалью газа водитель «отрезает» часть момента на колеса сцеплением, не до конца выжимая педаль сцепления.

Такой прием позволяет снизить риск того, что если нажать на газ слишком сильно, автомобиль резко дернется вперед или назад. При этом не до конца отпущенное сцепление позволяет более плавно распределять тягу и одновременно исключить необходимость использовать педаль тормоза.

Так вот, у автомата педали сцепления нет. Другими словами, тягу можно дозировать только педалью акселератора (за исключением внедорожников с понижающей передачей). При этом в случае резкого нажатия на педаль газа может случиться так, что задействуется режим кик-даун. В результате машина совершает резкий рывок по ходу движения.

  • Еще нужно отдельно учитывать, что эффект торможения двигателем и коробкой на автомобилях с АКПП намного менее ярко выражен. Это значит, что останавливается машина с автоматом хуже, особенно это заметно при плавном торможении с несильно нажатой педалью тормоза.

Данную особенность необходимо отдельно учитывать. Если при езде в зимний период, а также в сложных дорожных условиях, водитель привык активно тормозить двигателем, в случае с коробкой автомат такой прием в полной мере реализовать не получится.

  • Часто для экономии горючего опытные водители машин с МКПП разгоняют авто, после чего движутся накатом, переключаясь на нейтральную передачу и «отсоединяя» коробу от ДВС. Сразу отметим, данный прием настоятельно не рекомендуется практиковать даже на «механике», так как водитель теряет возможность резко ускориться при такой необходимости, а также можно потерять управление на снегу, льду, в грязи и т.д. в случае, когда на колеса не передается крутящий момент.
Читайте также  Как влияет Чип тюнинг на ресурс двигателя?

Что касается АКПП, кроме того, что все вышеперечисленные нюансы в полной мере затрагивают и данный тип трансмиссии, частое переключение в нейтраль, в отличие от механики, также приводит к быстрому и сильному износу самой АКПП (особенно это касается гидромеханических автоматов и вариаторов). Другими словами, включать нейтралку на большинстве автоматов обычно не нужно даже при кратковременной остановке (до 5 минут).

  • На МКПП водитель полностью контролирует работы коробки и двигателя. Это позволяет активно разгонять автомобиль на разных скоростях. Данная особенность весьма полезна при активном маневрировании и совершении обгона. Что касается АКПП, такая коробка может быть менее отзывчивой и медлительной, что важно понимать при совершении опасных маневров.

В подобной ситуации машина может выкатиться на повышенной передаче уже на середину перекрестка, при этом водитель давит на газ, но не получает должного ускорения. Затем коробка переключается «вниз» и начинается активный разгон. Вполне очевидно, что в ряде случаев такая особенность работы некоторых типов АКПП может стать причиной аварии.

Что в итоге

Как видно, при переходе с «механики» на «автомат» важно учитывать определенные особенности. Также нужно привыкнуть в работе конкретной АКПП на той или иной модели автомобиля, так как сегодня существует несколько видов коробок-автомат («классические» гидромеханические АКПП, вариаторы CVT, роботизированные коробки типа АМТ, а также преселективные роботы с двойным сцеплением).

Еще нужно помнить, что на АКПП зачастую не удастся быстро перейти на пониженную таким же образом, как и на МКПП. Более того, даже ручной режим работы Типтроник на АКПП является всего лишь имитацией, то есть коробка все равно не будет вести себя так же, как механика.

Напоследок отметим, что каждый водитель должен уметь не только управлять автомобилем, но и правильно оценивать и контролировать дорожную ситуацию. Это значит, что перед выездом на дороги общего пользования даже опытный водитель, который только что пересел с «механики» на АКПП, должен в обязательном порядке изучит все органы управления трансмиссией, а также совершить несколько пробных поездок для того, чтобы на практике оценить работу автоматической КПП.

Коробка механика или автомат: какая коробка передач лучше, МКПП или АКПП. Особенности механической и автоматической трансмиссии, рекомендации.

Права на «автомат»: особенности и отличия. Езда на АКПП и МКПП, получение водительского удостоверения с правом управления ТС с автоматической коробкой.

На какой коробке передач учиться ездить: механика или автомат. Плюсы и минусы данных коробок, что нужно учитывать и на что лучше учиться, АКПП или МКПП.

Что лучше выбрать, автомат с гидротрансформатором или роботизированную КПП с одним или двумя сцеплениями. Плюсы и минусы данных типов коробок, рекомендации.

Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.

Автоматическая коробка передач АТ или роботизированная автоматизированная трансмиссия АМТ: какая КПП лучше, особенности «автомата» и «робота». Рекомендации.

МЕХАНИКА ИЛИ АВТОМАТ: ЧТО ВЫБРАТЬ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Извечный спор автолюбителей что лучше: автомат или механика, затронул и учеников автошкол, тех, кто еще только планирует получать права и учиться на категорию б. Одни уверены, что обучение обязательно должно проводиться на МКПП, иначе какой смысл в практических занятиях? По итогу выпускник не чувствует машину, не задумывается об ее устройстве и работе, не знает, что такое сцепление и обороты двигателя. Отсутствие знаний не даст ему вырасти в толкового водителя, который с машиной на «ты». К тому же, с автомата на механику пересесть довольно проблематично, нужен навык, а вот наоборот – запросто. Оппоненты парируют – в век технологий не обязательно разбираться в устройстве трансмиссии, многие современные машины настолько напичканы электроникой, что от водителя не требуется каких-то особенных познаний. Да и к чему нужны лишние движения с третьей педалью? Техника служит человеку, упрощает его жизнь. Бортовой компьютер полностью контролирует ситуацию и управляет вождением. Если отбросить личные привязанности и модные тенденции у определенных сообществ автолюбителей, в дилемме механика или автомат можно выделить два аспекта:

  • как это отразиться в ВУ и на дальнейшей судьбе водителя
  • как проще учиться, чтобы успешно сдать экзамен.

Вот об этом действительно стоит поговорить чуть подробнее.

ЗАКОН РФ ОБ АКПП И МКПП

Автошколы и ГИБДД в своих требованиях руководствуются ФЗ от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения». Конкретно про автомат и механику, разницу в обучении говориться в ст. 25 «Основные положения, касающиеся допуска к управлению ТС», части 2, 11.

МЕХАНИКА И АВТОМАТ: ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ НАПИШУТ В ВУ

Ученик автошколы обязан знать, что он имеет право отучиться вождению на машине с любой коробкой передач – автоматической или механической. Кстати! Учиться на АКПП стало возможно только в 2013 году, до этого обучение шло строго на МКПП. Но есть пара весомых нюансов.

  • если учился на автомате, то в ВУ поставят об этом отметку и в дальнейшем по этим правам водитель сможет ездить только с АКПП, водить на механике запрещено;
  • если учился на механике, то сдавать экзамен (площадку и город) и потом водить можно и на механике, и на АКПП.

Таким образом, стоит подумать, на что конкретно нужны права – на автомат или на механику + автомат. Есть ситуации, когда человек учился на АКПП, у него стоит соответствующая отметка в ВУ, но теперь он должен сесть за руль машины с МКПП. Что делать, неужели заново проходить полный курс обучения на механике, чтобы убрать отметку автомат в правах? В таком случае достаточно пройти переподготовку (повышение квалификации) в автошколе, это около 20 часов практических занятий. Езда на МКПП без переподготовки с автомата считается нарушением ПДД и расценивается как вождение без прав (штраф 5-15 тысяч рублей).

ЧТО ЛУЧШЕ: АВТОМАТ ИЛИ МЕХАНИКА

Если сравнивать, на чем лучше проходить обучение в автошколе, ответ неоднозначный, везде есть свои плюсы и минусы. На АКПП ученик:

  • уделяет больше внимания дорожной обстановке, т.к. не задумывается о том, на какой передаче ему сейчас положено ехать;
  • не создает аварийных ситуаций на перекрестах и светофорах, внезапно заглохнув из-за неосторожного отпуска сцепления;
  • больше сосредоточен на вождении, потому что его ничто не отвлекает (педали, селектор, обороты двигателя).

Он просто учится езде в предложенных условиях (парковка, обгон, проезд перекрестка и т.д.) без лишних сложностей.

Отсюда и минусы АКПП:

  • ученик не очень остро чувствует машину;
  • забывает контролировать обороты работы двигателя;
  • не знает специфику переключения передач, роль сцепления.

Именно поэтому автоэксперты не спорят, можно ли с автомата на механику. Можно, но только после переподготовки. На механике же ученик не просто обучается вождению, он учится управлять машиной, слышать ее. Он понимает, когда надо и почему надо переключать передачу, это более тонкая настройка во взаимодействии с авто. Да, это более утомительно и сложно, но и обучение будет эффективнее и продуктивнее. Механика дает больше возможностей ученику, не ограничивает рамками, как АКПП. Именно поэтому целесообразнее все же учиться на МКПП, а потом уже выбирать, на чем удобнее ездить. В автошколе лучше думать не о комфорте и удобстве вождения, а о максимально большом опыте и обширных знаниях. Точку в вопросе: учиться на механике или автомате, ставить, конечно же, самому ученику. Все зависит от его желаний, возможностей и целей, что он хочет вынести из автошколы. Но игнорировать нюансы сдачи экзамена и отметку в ВУ не получится, поэтому наша автошкола считает, что оптимальным вариантом является обучение на МКПП.

Как пересесть с механической коробки передач на автомат

Сегодня расскажу вам, как пересесть с механики на автомат. Хотя многим автовладельцам трудности представляет управление машиной на механике, чем на АКПП. В большинстве случаев проблемы появляются у новичков автолюбителей и девушек, которые пользовались механикой до того, как пересесть на АКПП.

Напишите в комментариях, был ли у вас опыт пересадки с механики на автомат? Или вы эксплуатируете автомобиль только на автомате?

  1. Чем отличается автомат от механики
  2. Как пользоваться автоматической коробкой
  3. Режимы коробки автомат
  4. Функции и количество педалей
  5. Особенности управления
  6. Как трогаться на АКПП
  7. Торможение
  8. Задний ход
  9. Парковка
  10. Заключение
Читайте также  Как делается страховка на машину?

Чем отличается автомат от механики

Наверное, вы знаете, чем отличается механика от автомата. Но для тех, кто совсем «зеленый» в этой теме, я объясню подробно. Не буду лезть в конструкцию коробок механики и автомата, а расскажу, какое у них внешнее различие и чем отличается управление.

Внимание! А описание технических характеристик и видов автомата находится здесь.

В транспортных средствах, которые имеют автоматическую трансмиссию, нет педали сцепления. Потому что эту функцию выполняет встроенный в коробку гидротрансформатор.

В автомате, в отличие от механики, водителю не нужно переключать скорости. Всю работу выполняет планетарная передача. Что остается, автовладельцу транспортного средства на автомате – это передвигать кулису селектора передач, когда водитель желает ехать вперед или назад, либо поставить на парковку.

В отличие от механики, на автомате есть дополнительные функции, которые позволяют бортовому компьютеру быстрее водителя решать, как поступить в аварийной ситуации, чтобы не убить коробку или не дать автомобилю застрять в сугробе.

Напишите в комментариях, знакомы ли вы с конструкцией автомата или механики?

Как пользоваться автоматической коробкой

Кулиса селектора автомата может находится не только на месте обычного механического рычага. Вы можете ее найти под рулем. Автоматическая коробка помимо стандартных программ имеет дополнительные режимы.

Прежде, чем я дам советы, как пользоваться автоматом, вам нужно понять какие есть режимы на коробке и за что они отвечают.

Режимы коробки автомат

Автоматическая коробка имеет следующие положения кулисы передач:

  • «P» – парковка. (Нет на механики) Вы должны выставить кулису в это положение, когда встали на стоянку или припарковались возле дома. Заводите и глушите двигатель только в этом режиме. Не советую выставлять кулису в это положение, пока автомобиль полностью не остановился;
  • «R» – движение назад. (Есть на механики) Вы включаете этот режим, когда хотите начать движение назад, чтобы выехать со стоянки или освободить место, а впереди стена или машина. Не советую переключать кулису в это положение, пока автомобиль двигается;
  • «N» – нейтральное положение. (Есть на механики) Включайте этот режим только во время буксировки транспортного средства;
  • «D» – движение вперед. (Нет на механики) Вы переключаете кулису в этот режим, когда желаете ехать вперед. Автомат самостоятельно переключает скорости, которые отображаются на мониторе панели передач;
  • «L» – пониженная передача. (Нет на механики) Ручной режим. Автомобиль будет всегда двигаться на первой скорости. Рекомендую использовать, когда двигаетесь по бездорожью со скоростью не более 15 кмч.

Это основные режимы автомата. Некоторые из них идентичны с механикой. Но есть и дополнительные режимы, которые включаются посредством кнопок или подрулевых лепестков. И некоторые другие, например, режим «Кик даун».

Но эти режимы относятся скорее к функциям автомата.

Функции и количество педалей

Поговорим о функциях, но вначале коснемся количества педалей. Их всего две, в отличие от механики. Это «Газ» и «Тормоз».

Третьей педали, как на механике, которая отвечает за сцепление, на автомате нет. Для тех, кто впервые пересел на автомат после езды на МКПП, отсутствие педали сцепления трудно усвоить.

Поэтому вы можете нечаянно задеть тормоз левой ногой во время разгона автомобиля. Чтобы такого не произошло, поставьте ногу на специальное место, которая находится слева от водителя рядом с дверью. Оно выполнено в виде педали. Таким образом вы обезопасите себя от случайного нажатия на тормоз на автомате.

Другой проблемой тех, кто пересел с механики на автомат, является режим кикдауна. Опять же эту процедуру водитель задает коробке передач, когда интуитивно считает что нужно переключить передачи, как на механике. От мозга водителя идет сигнал правой ноге, что нужно нажать на акселератор, как будто он уже переключил передачи и отжал педаль сцепления. А нога и так находится на «газу», поэтому он еще сильнее вжимает акселератор в пол, как на механике.

Запускается функция, которая называется «Kickdown». Автомобиль начинает мощное ускорение, путем автоматического понижения на две передачи.

Внимание! Описанные выше казусы не должны произойти с вами на автомагистрали, так как вы создаете аварийную ситуацию.

А теперь давайте рассмотрим функции, которые облегчают труд водителя и коробки автомат, увеличивая срок службы:

  • «Sport» (Нет на механики) – режим, который можно использовать при движении по автомагистрали. Увеличивается расход топлива, но машина движется на большой скорости. Это позволяет преодолевать большие расстояния за короткое время;
  • «Snow» (Нет на механики) – чаще отображается в виде снежинки, нарисованной на кнопке. Это зимний режим. Его нужно включать, когда вы двигаетесь по скользкой дороге или начинаете движение на снегу. Увеличивает сцепление колес с поверхностью за счет того, что автомобиль начинает движение сразу со второй передачи;
  • «1», «2», «3», «M» (Нет на механики) – имитация механики. Позволяет двигаться только на одной из выбранных передач. Эти режимы можно использовать при движении по грунтовой дороге, каменистой или холмистой местности.

С режимами автомата и функциями разобрались. Теперь давайте рассмотрим особенности управления. Они немного отличаются от управления на механике. Например, вы не сможете начать движение назад, предварительно не остановив транспортное средство. Но обо все по порядку.

Особенности управления

Для тех, кто часто пересаживается с механики на автомат и наоборот, уже не составит труда трогаться с места и парковаться. А вот для новеньких водителей – это сложно сделать. Я дам инструкцию, как управлять машиной с коробкой автомат.

Как трогаться на АКПП

Чтобы ездить на механике, вам нужно постоянно нажимать сцепление, переключать кулису МКПП, потом нажимать на акселератор. На АКПП этого делать не нужно. Главное знать правила последовательного управления автоматом, чтобы не сломать его.

  1. Завести автомобиль вы сможете только при положении кулисы передач в режиме «Парковка». Поэтому, если рычаг находится в этом положении, не трогаем его.
  2. Включаем зажигание. Нажимаем на педаль тормоза и переводит рычаг АКПП в положение «D», если хотим ехать вперед или «R», если – назад.
  3. Отжимаем педаль тормоза. Машина начинает движение.

Если, переключая передачи, при этом не нажать на тормоз, то автомобиль может покатиться. Этого нельзя допускать на стоянке, где можно врезаться в любую близко стоящую машину.

Помните о правильном переключении передач особенно на АКПП. Иначе вы можете повредить устройство.

Торможение

Автовладельцы, пересевшие с механики на автомат, при торможении пытаются переключить рычаг коробки в положение «P». Этого от вас не требуется. Если вы тормозите на светофоре на короткое время, достаточно будет нажать на педаль тормоза.

Можно ли сдать экзамен в ГИБДД на автомате в 2021 году?

Добрый день, уважаемый читатель.

Довольно часто можно услышать от кандидатов в водители, которые ранее не садились за руль, историю о том, что переключение передач на механической коробке доставляет много неудобств.

Ситуация усугубляется еще и тем, что автомобили многих автошкол сильно изношены и находятся не в самом лучшем техническом состоянии. А это ведет к тому, что использование стандартной механической коробки оказывается неимоверно сложным для начинающего водителя.

Именно поэтому после получения прав многие водители покупают автомобили с автоматической коробкой переключения передач, которые с каждым годом становятся все доступнее.

В этой статье речь пойдет о том, можно ли сдавать на права на автомате в 2021 году:

Можно ли сдавать на права на автомате в 2021 году?

В 2021 году Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает возможность сдачи экзамена в ГИБДД на автомате. Такая возможность появилась 5 ноября 2013 года:

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Основное различие заключается в том, что если экзамен был сдан на автомобиле с механической коробкой, то управлять можно транспортными средствами с любой КПП. Если же экзамен сдан на автомате, то управлять можно только автомобиля с АКПП.

Читайте также  Облезли литые диски что делать?

Можно ли учиться в автошколе на машине с АКПП?

В 2021 году можно пройти обучение в автошколе как на автомобиле с автоматической коробкой, так и на автомобиле с механической. При этом сама программа обучения различается незначительно.

Например, обучение на категорию В на механике включает 88 часов практики, а обучение на автомате — 90 часов практики.

То есть стоимость обучения на АКПП и МКПП примерно одинаковы.

Внимание! При обучение на автомобиле с АКПП в документ об окончании автошколы вносится отметка, которая позволяет сдать экзамен в ГИБДД только на автомате.

То есть, если водитель впоследствии решит получить права на механику, то ему придется заново учиться в автошколе. Переобучение на механику включает в себя 16 часов практики.

Если же водитель пройдет обучение в автошколе на автомобиле с механической коробкой, то он по своему выбору сможет получить как универсальные права (на МКПП и АКПП), так и права только на автомат. Пункт 9 1 правил проведения экзаменов:

Кандидат в водители, освоивший в установленном порядке основную программу профессионального обучения водителей транспортных средств отдельной категории или подкатегории с механической трансмиссией, допускается к сдаче экзаменов на право управления транспортным средством этой категории или подкатегории с автоматической трансмиссией.

На чем лучше учиться, на автомате или на механике?

Если Вы хотите получить права для управления автомобилем с АКПП и уверены, что в будущем Вам не придется садиться за руль машины с механической коробкой, то учитесь и сдавайте экзамен на автомате.

Если же Вы в будущем планируете получить права на механику, то имеет смысл сразу же пройти обучение на механике. После обучения будет выдано свидетельство об окончании автошколы, на основании которого можно будет сдать экзамены как на автомате, так и на механике.

То есть Вы можете пройти обучение на механике, а экзамен сдать на автомате. При этом в случае необходимости Вы сможете в будущем сдать экзамен на механике без дополнительного обучения.

Как пересдать с автомата на механику?

Для повышения квалификации с автоматической коробки на механическую нужно сдать только практику (вождение в городе) на автомобиле с механической коробкой.

Примечание. До 1 апреля 2021 года для повышения квалификации было достаточно сдать только экзамен на автодроме.

Чем отличаются права на механику и автомат?

В водительском удостоверении, которое позволяет управлять только автомобилями с АКПП, ставится специальная особая отметка «АТ» на обратной стороне.

При этом если отметка стоит в столбце «12», то она относится только к одной категории. Если отметка стоит в нижней части удостоверения в графе «14», то она относится одновременно ко всем категориям.

Если в удостоверении нет отметки «АТ», то оно позволяет управлять автомобилями с любой коробкой.

Примечание. Не существует водительских удостоверений, позволяющих управлять только автомобилями с МКПП.

В заключение хочу отметить, что в настоящее время около половины новых автомобилей продаются с АКПП и это число постоянно увеличивается. Так что если Вы не планируете водить машину на механике, то можно получить права только на автомат.

Как научиться ездить на машине с «автоматом»

В заголовке — вопрос, не понятный тем, кто никогда не садился за руль машины «на механике». Порадуемся за них – а для остальных предлагаем несколько подсказок из богатого опыта тест-пилотов Авто24.

Навыки управления механической трансмиссией, полученные водителем во время обучения в автошколе, обычно настолько прочны, что во время пересаживания на машину с АКП приходится действительно переучиваться. И дело здесь не только в риске что-то поломать при попытке ручного переключения передачи в “автомате”, но и в настоящей угрозе для безопасности движения.

Автоматическая трансмиссия – это удобство управления. Но пользоваться ею надо учиться

Самая страшная ошибка

Дело в том, что типичная ошибка водителя в таком случае – попытка на ходу нажать педаль сцепления. Но вместо отсутствующей педали нога чаще всего попадает на широкую и удобную тормозную педаль – в результате чего машина останавливается как вкопанная. Если такое случается в потоке транспорта, это приводит к аварийной ситуации: не каждый водитель, следующий сзади, успеет среагировать и остановиться.

Но и на свободной дороге такая попытка “переключиться” может завершиться неприятностями – кто-то из пассажиров (а не дай Бог, в салоне будет ребенок!) может удариться в лобовое стекло или переднее сиденье.

Если по ошибке нажать тормоз вместо сцепления, машина резко затормозит, что может привести к ДТП. Виновным будет сам неопытный водитель

Как научиться ездить на машине с АКП

  • Для начала разберитесь с алгоритмом взаимодействия органов управления: замка зажигания, тормозной педали и селектора трансмиссии. Например, на таких авто как правило селектор коробки нельзя переместить из положения P без нажатой педали тормоза или при неработающем двигателе. Бывает, что ключ из замка не вытягивается, пока вы не поставите селектор на “паркинг”.
  • Во время движения, особенно в первых поездках, держите левую ногу подобранной под сиденье. Таким образом она будет удалена от фантомной педали сцепления – а на самом деле от тормозной педали. Для управления акселератором и тормозами вам достаточно правой ноги.

Чтобы освоить управление машиной с АКП, не надо избавляться от навыков езды «на механике»: придется создать в подсознании две модели управления: для МКП и для АКП

  • Потренируйтесь правильно пользоваться режимом кик-даун для максимально быстрого ускорения. Ведь некоторые водители не сразу понимают, что акселератор можно «продавить» до самого пола, преодолевая сопротивление специального “барьера” внизу хода педали.
  • Избавьтесь от привычки «играть» с акселератором в режиме D, все действия с этой педалью должны быть четкими, без резких кратковременных изменений – если ускорение, то уверенное, без перерывов, если накат, то без подгазовок. Иначе электроника управления АКП может не понять ваших намерений и будет зря переключаться вверх или вниз.
  • Выясните, как лучше с вашим силовым агрегатом выполнять торможение двигателем. Иногда для этого приходится переходить на ручной режим трансмиссии и принудительно включать одну из нижних передач, а в некоторых авто определенное тормозное усилие достигается уже при простом сбросе газа в режиме D. Торможение двигателем обязательно понадобится вам в горах и зимой.
  • Относительно зимы – вам лучше заранее разобраться, как включается зимний режим АКП для того, чтобы тронуться на скользкой поверхности, как эффективнее и безопаснее для коробки буксовать в снегу и тому подобное.

В большинстве современных АКП режимы ограничения переключения типа W, L, 1 и 2 для сложных условий движения заменены ручным режимом: выбирай передачу сам

Что будет, если на “автомате” поехать, как «на механике»?

На самом деле, конструкторы автоматических трансмиссий применяют серьезные меры, чтобы не допустить насилия над коробкой-автоматом и соединенным с ней двигателем. Упомянутая в начале статьи ошибка с попыткой выжать сцепление – вероятно, единственная неприятность, которую водитель может создать по собственной неосторожности.

Современные трансмиссии обычно имеют блокировку от включения заднего хода при движении вперед, от перегрузки двигателя чрезмерно высокими или слишком низкими оборотами в ручном режиме “автомата”. Разве что советуем быть внимательнее при переходе с автоматического режима в режим Manual во время движения – чтобы не получилось, что вы по неосторожности установили слишком высокую или слишком низкую передачу. Ничего страшного при этом не произойдет, но двигатель и коробка могут подвергнуться нежелательным ударным нагрузкам.

Сломать современную АКП из-за некорректных действий трудно: в селекторе предусмотрено несколько блокировок от ошибочных манипуляций

Рекомендация Авто24

Машина “на автомате” отнюдь не означает, что на полном “автомате” должен быть и ее водитель. Садясь за руль, нельзя расслабляться настолько, чтобы забывать о количестве педалей и типе трансмиссии. Отметим, что для внимательного водителя вполне реально в течение дня несколько раз пересаживаться с машины с АКП на чистую «механику» и наоборот – и без случаев перепутанных педалей. Имейте в виду, что никакая, даже самая комфортная в мире машина не дает водителю права на ошибку.