Одобрение типа транспортного средства на прицеп

Сертификация автомобилей

Все автомобили как средства повышенной опасности должны перед попаданием на рынок проходить определенные процедуры контроля качества и безопасности. Для этих целей в ЕАЭС был разработан отдельный технический регламент – ТР ТС 018/2011. Согласно его требованиям, в некоторых случаях сертификация применяется как одна из форм контроля соответствия.

Требования техрегламента ТР ТС 018

Под действие ТР ТС 018 попадают все грузовые и легковые колесные транспортные средства предназначенные для использования на автодорогах общего назначения (категория L, M, N, O), а также их компоненты, узлы, детали и шасси. Полный перечень объектов, на которые распространяется действие техрегламента, приводится в Приложении №1.

Приложения 2 – 5 описывают общие и специальные требования, предъявляемые к объектам регулирования. В других приложениях также отдельно вынесены требования к уже эксплуатируемым автомобилям, специальным КТС, типам, модификациям и компонентам ТС, правилам идентификации продукции.

Всего ТР ТС 018 насчитывает 19 приложений, в которых приведены исчерпывающие требования к продукции и порядку проведения контрольных мероприятий по оценке ее соответствия.

Обязательные разрешения на транспортные средства

Основными документами, которые оформляет производитель авто, являются ОТТС (одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Данные разрешительные документы должны в обязательном порядке быть получены для законного выпуска в обращение автомобилей. ОТТС следует получить производителю на серийное производство (срок действия – 3 года), СБКТС потребуется на единичные изделия (действует бессрочно).

Наличие одного из этих разрешение обязательно для импорта из-за границы и производства авто на территории ЕАЭС.

Компоненты автомобильного транспорта (автозапчасти) подлежат сертификации или декларированию ТР ТС 018/2011.

Пожарные машины, их компоненты, некоторые устройства, механизмы и инструменты подлежат в обязательном порядке сертификации пожарной безопасности. В данном случае требования устанавливаются российским пожарным техническим регламентом (ФЗ-123).

Перечень компонентов

Согласно Приложению №1, в перечень продукции, для которой требуется обязательная оценка в форме сертификации или декларирования попадают такие изделия:

  • топливоприводы и баки;
  • тормозные диски и барабаны;
  • трубки, шланги;
  • автошины, колеса;
  • детали и узлы рулевого управления;
  • бамперы;
  • сиденья, ремни безопасности, подголовники;
  • подушки безопасности;
  • фары, ходовые огни и другие источники освещения и сигнализации;
  • и множество другой.

Чтобы определить, попадает ли ваша продукция в данный перечень, стоит обратиться за консультацией к экспертам центра «Росстандарт Москва».

Процедура оценки качества

Процедура оценки соответствия состоит из определенных стадий:

  • подготовка пакета технической документации и регистрационных документов заявителя;
  • обращение с документами и заявкой в центр по сертификации “Росстандарт Москва”;
  • проверка представленных сведений;
  • отбор образцов продукции и передача их на испытания (в некоторых случаях при декларировании допускается предоставление уже готовых протоколов об успешно проведенных испытаниях);
  • анализ производственного процесса, условий труда и других производственных параметров;
  • обобщение результатов и принятие решения о возможности выдачи разрешения;
  • регистрация документа о соответствии в едином реестре ЕАЭС и выдача заявителю.

Более детально о порядке проведения оценки соответствия можно узнать у специалистов нашего центра.

Срок действия и стоимость

Сертификат и декларация на автомобильные компоненты действует на всем пространстве ЕАЭС, включая РФ, в течение срока указанного непосредственно в документе. Он устанавливается в зависимости от применяемой схемы декларирования/сертификации и особенностей производства, но не может быть меньше 1 года и больше 5 лет. По истечении этого периода заявителю потребуется повторное оформление разрешений, так как продление срока действия разрешений не предусматривается законодательно.

За дополнительной консультацией вы можете обратиться к менеджерам центра сертификации «Росстандарт Москва».

Одобрение типа транспортного средства, ОТТС

Специалисты МИК Центр бесплатно проконсультируют и оперативно оформят одобрение типа (ОТТС) и все сопроводительные документы в самые кратчайшие сроки. За 15 лет работы мы оформили более 2 000 ОТТС. Пришлите нам заявку на почту admin@mikcentr.ru, через кнопку «Отправить заявку» или позвоните
+7 (495) 363 43 54. Мы ответим вам прямо сейчас.

Одобрение нужно получать, если планируется серийное производство или ввоз автомобилей в Россию из-за рубежа. На основании одобрения типа транспортного средства ГИБДД оформляет ПТС и ставит автомобиль на учет. В документе указывается информация об изготовителе и технические характеристики автомобиля, подтверждается оценка соответствия транспортного средства или шасси требованиям технического регламента № ТР ТС 018/2011 .

Чтобы оформить одобрение типа ТС вам не обязательно приезжать в офис. Пришлите нам информацию о том, какой автомобиль, какое количество ТС необходимо сертифицировать и ваши контактные данные по электронной почте admin@mikcentr.ru или отправьте заявку через форму ниже. Мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки. Позвоните +7 (495) 363 43 54, чтобы получить бесплатную консультацию.

Отправьте заявку на одобрение типа транспортного средства, ОТТС

Для того чтобы подготовить одобрение типа транспортного средства, необходимо получить сопроводительные и разрешительные документы. К ним относятся: разделительный перечень с заводом-изготовителем шасси, сертификаты и протоколы испытаний, заключение о возможности выдачи ОТТС от органа по сертификации. Благодаря многолетнему опыту, специалисты МИК Центр знают, как сэкономить время и деньги на оформлении всех сопроводительных документов.

Список документов для получения ОТТС

Если некоторых документов у вас еще нет, мы оформим их быстро, с «нуля»,
«под ключ» и доставим в удобное время и место.

  • Заявка в произвольной или официальной форме
  • Карточка предприятия — пример
  • Техническое описание в произвольной или официальной форме
  • Технические условия — пример
  • Руководство по эксплуатации — пример
  • Общий чертеж в трех видах — пример
  • Фотографии (при наличии)

Разрешительные (если имеются)

  • Свидетельство WMI — пример
  • Разделительный перечень — пример
  • Разрешение Ростехнадзора — пример
  • Ранее выданные на данный автомобиль одобрения типа — пример
  • Сертификаты на оборудование
  • Протоколы испытаний

Вы можете сэкономить время и деньги если самостоятельно заполните заявку и техническое описание в официальных формах. Пришлите на почту admin@mikcentr.ru или через форму выше архив с документами.

Заявка на ОТТС

В заявке указывается наименование производителя и автомобиля, контактные данные, номер будущего одобрения. Вы можете прислать нам заявку в произвольной форме, далее мы переработаем ее в нужный формат и вышлем на подпись.

Свидетельство WMI

Обладатель WMI имеет право выпускать или ввозить в Россию транспортные средства. Это главный разрешающий документ без которого нельзя получить одобрение типа транспортного средства. Подробнее о том как оформить WMI, можно узнать в разделе свидетельство ВМИ.

Технические документы

В техническом описании указывается назначение автомобиля, массовые и габаритные характеристики. Информация о двигателе, коробке, тормозной и рулевой системах. Для оформления одобрения типа требуются технические условия и габаритный чертеж в трех видах. В перечне документов выше можно скачать образцы.

Если некоторых документов у вас не хватает, мы их быстро оформим.

Разделительный перечень

Это документ в котором распределяется ответственность за требования тех. регламента между изготовителем шасси и получателем одобрения. Перечень состоит из договора и списка требований регламента, где напротив каждого требования вписывается название одной или другой стороны. Подробнее, как получить документ можно узнать в разделе разделительный перечень.

Читайте также  Поменял колодки и диски появился скрип

Испытания и сертификаты

Сертификаты на дополнительное оборудование указываются в сводном листе одобрения типа транспортного средства. Кран-манипулятор или пищевой фургон являются примерами дополнительного оборудования, на которое требуются отдельные сертификаты. Для того, чтобы узнать требует ли ваше оборудование дополнительные сертификаты оправьте нам заявку.

В некоторых случаях можно обойтись без получения сертификата заводскими протоколами испытаний. Это поможет сэкономить время и деньги на получении одобрения. Подробнее в разделах сертификаты ГОСТР и сертификационные испытания.

Сроки получения одобрения типа транспортного средства, ОТТС

При наличии всех документов и попутного ветра в органах по сертификации одобрение можно получить за 2 недели. На практике, документов часто не хватает и нужно тратить время на их подготовку. Время оформления ОТТС зависит от вашего оперативного реагирования: быстро подписать заявку, выслать данные, отвечать на телефон и e-mail.

Мы поможем и подскажем самый выгодный путь получения одобрения типа транспортного средства. За 15 лет работы мы оформили уже более 2 000 одобрений, нашими клиентами являются более 150 заводов по всей России и за рубежом.

Все работы делаются «под ключ», даже при наличии минимальной информации от заказчика. Специалисты МИК Центр сопровождают и консультируют своих клиентов на каждом этапе оформления одобрения типа транспортного средства.

Чтобы получить ОТТС, можно позвонить нам по телефону +7 (495) 363 43 54 или отправить заявку при помощи красной кнопки «Отправить заявку» в конце страницы. Мы свяжемся с вами в ближайшее время и подскажем: как получить, сколько потребуется времени, и сколько будет стоить ваше одобрение типа.

Сертификация прицепов

Данная услуга не предоставляется.
Текст носит исключительно информационный характер. Обратитесь к нам, чтобы пройти оценку соответствия по стандартам Российской Федерации.

Сертификация прицепов – это процесс оценки качества данного вида транспорта в соответствии с требованиями нормативной документации, применяемой на территории Таможенного союза. Оценка соответствия необходима всем предпринимателям, которые производят прицепы и занимаются их реализацией. Такая мера необходима для того, чтобы обеспечить попадание на рынок исключительно качественных и безопасных для потребителей транспортных средств.

Сертификация прицепов с января 2015 года проходит по нормам ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств». В соответствии с регламентом на новые прицепы (до 3-х лет) оформляется Одобрение Типа Транспортного Средства (ОТТС). Если прицеп старше 3-х лет, то на каждое единичное изделие оформляется Свидетельство о Безопасности Конструкции Транспортного Средства (СБКТС). Документы оформляется согласно требованиям, установленным в ТР ТС 018 и может применяться на всей территории ТС.

Проведение сертификации прицепов

Для оформления ОТТС необходимо обратиться в аккредитованное сертификационное агентство и предоставить его сотрудникам весь необходимый комплект документации, в частности – информацию о подконтрольном транспортном средстве и данные о компании-производителе, техдокументацию, согласно которой прицеп изготавливается. Далее будет проведена независимая экспертная проверка транспорта. Прицепы будут проверены на:

  • Эффективность управления с помощью руля;
  • Массу и габариты;
  • Пожарную безопасность;
  • Наличие защитного механизма от разбрызгивания;
  • Управляемость и устойчивость средства;
  • Уровень шума, который производится качением шин;
  • По другим показателям.

Если прицеп пройдёт проверку и будет отвечать всем нормам ТР ТС, то на него будет оформлено ОТТС на срок до трёх лет.

Для физических лиц

Чтобы поставить новый прицеп на учёт, а также получить все необходимые документы, первоначально потребуется обратиться за присвоением ВИН-кода и предоставить все сертификаты на запчасти, которые использовались при его сборке. Далее в сертификационном центре последует теоретическая проверка документов, после чего будут проведена практическая экспертиза – полигонные испытания. При положительном исходе проверки будут выданы свидетельство и заключение. С этими документами можно поставить прицеп на учет.

Если необходимо поставить на учет прицеп, ввезенный из-за границы, то необходимо оформить СБКТС. Для этого необходимо в центр по сертификации предоставить зарубежное свидетельство, заявку, договор купли продажи (или аналогичный документ), транспортное средство для его идентификации.

Статья носит информационный характер.

Изображения документов

СБКТС Добровольный сертификат

Вопросы по сертификации прицепов:

Сертификация прицепа
Иван (Липецк, 25 июня 2015)

у меня имеется новый прицеп для авто,документы утеряны,можно ли получить сертификат,чтоб потом получить документы и оформить в гаи

Сертификация прицепа
алексей (Курганинск, 21 июня 2015)

самодельный прицеп чтобы оформить его в гибдд нужен сертификат соответствия транстпортного средства

Сертификация прицепа для автомобилей марки «КАМАЗ»
Максим (Ульяновск, 9 июля 2015)

Не можем найти информацию о сертификации дышла прицепа для автомобилей марки «КАМАЗ»

Отказное письмо на б/у полуприцеп
Светлана (Санкт-Петербург, 6 февраля 2015)

Добрый день, подскажите, пожалуйста, необходима ли сертификация немецких грузовых полуприцепов при ввозе их по договору купли — продажи в РФ, если прицепы б/у ? Какие именно сертификаты нужно получать? Спасибо

СБКТС на прицеп
сергей (Москва, 29 апреля 2015)

для получения российского птс на таможне на прицеп дачу привезенного из Белоруссии страна происхождения прицепа Германия нужен сертификат соответствия транспортного средства (наверно так называется) сколько будет стоить и сама процедура куда подьежать для прохождения

Сертификат на прицеп
Алексей (Москва, 29 мая 2015)

пож-та, подскажите какую сертификацию нужно проити, чтобы серийно выпускать автомобильные прицепы (для легковых автомобилей)

По сертификации прицепа
Сергей (Нижний Новгород, 17 сентября 2014)

Нужна ли сертификация на прицеп,
с помощью которого будут перевозить автомобильные кузова из цеха в цех внутри завода?

Самодельный прицеп
Александр (Красноярск, 26 января 2015)

Добрый день.
Я приобрел самодельный прицеп не оборудованный тормозной системой для легковового автомобиля. Подскажите какие разрешительные документы мне потребуются для эксплуатации по дорогам общего пользования и постановки на учет в ГИБДД. Какие документы надо предоставить для получения разрешения? Куда можно обратится для сдачи (оформления) документов (г.Кызыл республика Тыва или г.Красноярск)? Сколько будет стоить офрмление? Как продолжительно оформляются документы?
С уважением Александр.

Как оформить одобрение типа ТС на территории Таможенного союза

Как оформить одобрение типа транспортного средства на территории Таможенного союза?

Настоящая статья раскрывает основные понятия использующиеся в этой сфере и описывает нюансы получения Одобрения типа в зависимости от категории ТС и его назначения.

Основные понятия, используемые при проведении процедуры оценки соответствия транспорта перед выпуском его в обращение:

Одобрение типа — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);

Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;

Одобрение типа шасси (ОТШ) — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение шасси, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента.

Специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);

Специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);

Читайте также  Перелил антифриз в расширительный бачок что делать?

ОТТС/ОТШ можно оформить на:

— серийно выпускаемые транспортные средства (ТС),

— транспортные средства производимые или ввозимые малыми партиями,

— транспортные средства производимые в режиме промышленной сборки.

Кроме этого процедура оформления ОТТС/ОТШ предусматривает:

— распространение ранее выданного ОТТС/ОТШ,

— внесение изменений в ОТТС/ ОТШ

— продление ранее выданного ОТТС/ОТШ.

ОТТС может быть оформлено на следующие транспортные средства категорий:

  • мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы (L1-L7)
  • легковые автомобили (М1)
  • автобусы и троллейбусы (М2, М3)
  • грузовые автомобили (N1, N2, N3)
  • транспортные средства повышенной проходимости (N1G, N2G, N3G, M1G, M2G, M3G)
  • прицепы и полуприцепы (О1, О2, О3, О4)
  • специальные и специализированные ТС.

ОТШ может быть оформлено на следующие шасси:

  • автобусов (М2, М3)
  • грузовых автомобилей (N1, N2, N3)
  • повышенной проходимости (N1G, N2G, N3G, M1G, M2G, M3G)
  • прицепов и полуприцепов (О)

Срок действия ОТТС/ОТШ:

Максимальный срок действия ОТТС/ОТШ 3 года (на серийный выпуск транспортных средств).

ОТТС/ОТШ на малую партию не ограничивается сроком, кроме случаев ограничения по экологическому классу.

Срок действия ОТТС, изготавливаемого с использованием выпущенного в обращение базового транспортного средства (шасси), произведенного другим изготовителем, в случае применения в соответствии с пунктом 39 ТР ТС 018/2011 требований на уровне ниже действующего, а также в случае использования одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), срок действия которого завершен, ограничивается 1 годом с даты окончания срока действия одобрения типа базового транспортного средства (одобрения типа шасси). Срок действия такого одобрения типа транспортного средства, оформленного на малую партию транспортных средств, не ограничивается.

ОТТС/ОТШ на серийный выпуск транспортных средств оформляется на основе сертификатов соответствия по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, 6 ТР ТС 018/2011.

ОТТС/ОТШ на малую партию можно оформить на основе деклараций о соответствии (схема 7д) или на основе сертификатов соответствия по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, 6 ТР ТС 018/2011.

Для получения Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) / шасси (ОТШ) заявитель предоставляет в орган по сертификации «У-АВТО» документы:

  1. Заявка на оформление ОТТС/ОТШ по форму установленной ОС «У-АВТО».
    В заявке обязательно указывается:

– тип, модификация, коммерческое наименование (при наличии) транспортного средства,

– сведения о ранее выданных ОТТС/ОТШ,

– сведения о наличии у изготовителя условий производства (подтверждается сертификатом менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

Примечание: Сертификат системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 должен быть оформлен Органом по сертификации, прошедшем аккредитацию в Федеральной службе аккредитации (ФСА) и находящийся в реестре Росаккредитации.

  1. К заявке прилагаются документы в соответствии с Приложением №12 ТР ТС 018/2011, а именно:
  1. Общее техническое описание типа транспортного средства/шасси.

Общее техническое описание должно сожержать:

— техническую информацию достаточную для оформления ОТТС/ОТШ,

— описание маркировки ТС,

— эскизы общего вида с указанием габаритных размеров,

— перечень компонентов (устройства световой и звуковой сигнализации, ремни безопасности, стекла, шины, зеркала), имеющих маркировку, с указанием этой маркировки (номеров официального утверждения).

  1. Декларация о соответствии (схема 1д) + описание маркировки ТС По п.п. 11-16 и п.1, 2, 4 приложения 7 ТР ТС 018/2011.
  2. Сертификаты соответствия, оформленные органами по сертификации членов Таможенного Союза (должны быть в едином реестре).
    (Сертификаты на компоненты устанавливаемые на ТС (стекла, сиденья, ремни безопасности, устройства освещения и т.д.)
  3. Протоколы испытаний по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, оформленные аккредитованной испытательной лабораторией и(или) протоколы идентификации и испытаний комплектного ТС + заверенные копии описаний типа по свойствам. Лаборатории аккредитованы в государствах – членах таможенного союза или государствах-членах Женевского соглашения 1958 г.
    Примечание:перечень требований обязательных дляоценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента определяется по приложению № 2 в зависимости от категории ТС.
  4. Для специальных и специализированных ТС:
    К п.4 (см. выше) + протоколы идентификации и испытаний комплектного ТС + заверенные копии описаний типа по свойствам в отношении применяемых требований приложения N 6 ТР ТС 018/2011.
    В качестве доказательственных материалов также допускается представление документов, удостоверяющих соответствие установленного на транспортном средстве рабочего оборудования требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».
  5. Для специальных и специализированных ТС:
    ОТТС, ОТШ, сертификаты по свойствам на базовое ТС (заверяется изготовителем или органом по сертификации).
  6. Сообщения об официальном утверждении типа в отношении Правил ЕЭК ООН, выданные в странах-участницах Соглашения 1958 года.
  7. Сертификат СМК и описание условия производства в соответствии с Приложение № 13 ТР ТС 018/2011.
    Примечание:Сертификат системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 должен быть оформлен Органом по сертификации, прошедшем аккредитацию в Федеральной службе аккредитации (ФСА) и находящийся в реестре Росаккредитации
  8. План проведения контроля соответствия продукции требованиям ТР ТС (при оформлении ОТТС на малую партию).
  9. Документ о присвоении WMI (для ТС, изготовленных на территории Таможенного союза).
  10. Руководство (инструкцию) по эксплуатации.
  11. Для ТС поставляемых по гособоронзаказу, результаты собственных испытаний, либо результаты приемочных (государственных) проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.
  12. Для заявителя, не являющимся изготовителем:
    — соглашение между изготовителем и заявителем о предоставлении изготовителем полномочий заявителю на проведение оценки соответствия и о солидарной с изготовителем ответственности за обеспечение безопасности продукции.
  13. В случае оценки соответствия транспортных средств, изготавливаемых на базе шасси или транспортных средств, приобретаемых у стороннего изготовителя, дополнительно:
    — документ, подтверждающий согласование изменения (сохранения) торговой марки и коммерческого названия транспортного средства на текущей стадии изготовления;
    — подробное описание всех изменений и дополнений, внесенных в конструкцию базового транспортного средства (шасси);
    — документ, в котором согласованы взаимные обязательства обоих изготовителей по обращению технической документации между ними (обязательства о взаимном уведомлении, о вносимых изменениях и др.);
    — документ (разделительный перечень), в котором обоими изготовителями согласована их ответственность за обеспечение соответствия каждому требованию безопасности, входящему в номенклатуру приложения № 2 к техническому регламенту, а также закрепление за ними соответствующих контрольных испытаний транспортных средств;
    — заверенные в установленном порядке копии документов, удостоверяющих соответствие шасси или транспортных средств, приобретаемых у стороннего изготовителя, требованиям технического регламента;
    — в случае окончания срока действия одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), выданного на базовые транспортные средства (шасси) — копии документов, идентифицирующих транспортные средства (шасси), базовых транспортных средств (шасси).
  14. При оценке соответствия, впервые проводимой в отношении типа транспортного средства, сборка которого осуществляется только из сборочных комплектов в режиме промышленной сборки в отношении конструктивных аналогов которого, изготавливаемых в условиях другого производства, ранее была проведена оценка соответствия, дополнительно к документам, перечисленным в пункте 1.1 настоящего приложения, представляются:
    — документы, подтверждающие происхождение компонентов, поставляемых на сборочное производство;
    — документ, удостоверяющий получение изготовителем транспортных средств, производимых в режиме промышленной сборки на единой таможенной территории Таможенного союза конструкторской, технологической и другой технической документации в объеме, обеспечивающем выполнение выпускаемой продукцией, соответствующих требований технического регламента;
    — письмо иностранного изготовителя транспортных средств об отсутствии конструктивных изменений транспортных средств, производство которых будет осуществляться в государствах – членах Таможенного союза, по отношению к транспортным средствам, выпускаемым иностранным изготовителем – участником соглашения о промышленной сборке;
    — разрешение иностранного изготовителя – участника соглашения о промышленной сборке на использование для оценки соответствия транспортных средств, производимых в режиме промышленной сборки, доказательственных материалов, полученных иностранным изготовителем;
    — документы, подтверждающие соглашение изготовителей – участников соглашения о промышленной сборке – об изменении (или сохранении) торговой марки и коммерческого названия транспортного средства, выпускаемого в режиме промышленной сборки;
    — документы, в которых установлены взаимные обязательства изготовителей – участников соглашения о промышленной сборке – по обращению технической документации (обязательства о взаимном уведомлении, о вносимых изменениях, возможность передачи документации третьей стороне и т.д.).
Читайте также  КПД дизельного двигателя

Задать вопросы относительно получения ОТТС/ОТШ можно на форуме

Летняя охота на тюнинг: кто вне закона?

В начале этого лета инспекторы ГИБДД внезапно вспомнили о том, что шноркели, антикрылья, кенгурятники и лебедки должны быть вписаны в документы на автомобиль. Иначе — штраф или даже отмена регистрации машины. Что можно ставить на свой автомобиль, а что нет? И как легализовать переделки?

Это не новая война с тюнингом, а разморозка старого противостояния, ведь дополнительных ограничений доработки автотехники в России не появилось. Инспекторы, как и прежде, отлавливают в потоке модифицированные автомобили и выписывают владельцам штраф 500 рублей по статье 12.5 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) — как за езду с неисправностями, потому что в Правилах дорожного движения к таковым приравнены и изменения конструкции, которые сделаны без разрешения ГИБДД.

Самый важный нюанс: инспекторов интересует не сам факт доработок и не сертификаты на компоненты, которые были при этом использованы, а то, внесены ли отметки об изменениях в паспорт транспортного средства (ПТС) и в свидетельство о регистрации (СТС). Либо у водителя должен быть сертификат о соответствии требованиям безопасности на весь автомобиль с доработками. Де-юре необходимость согласовывать с ГИБДД технические изменения в автомобиле существует в России с 1993 года, но те, кто захотел — и смог! — пройти долгий и затратный путь легализации, до сих пор в абсолютном меньшинстве. Тюнеры, стритрейсеры, любители внедорожных вылазок и владельцы машин на газовом топливе, как правило, пользовались тем, что ГИБДД долгое время смотрела на эти переделки сквозь пальцы, выборочно обращая внимание лишь на тонировку, ксенон и прямоточные глушители.

Теперь же под прицелом оказались совершенно разные виды апгрейда: от лебедок и спортивных рулей до надстроенных бортов на грузовиках и спальных мест в микроавтобусах. Кроме того, автоинспекция вспомнила нетривиальный способ ужесточить наказание в дополнение к штрафу по статье КоАП: отмена регистрации в заочном порядке.

Закручивание гаек можно объяснить тем, что в последние два—три года инспекторы ГИБДД при оформлении аварий все чаще указывают неисправное состояние автомобиля как причину ДТП. Цифры в отчетах растут словно на дрожжах: если в 2015 году количество аварий с неисправными машинами в России увеличилось на 30% (до 2553), а число жертв — на 25% (до 538 человек), то всего за пять месяцев этого года прирост по таким происшествиям уже 113%, причем погибших стало на 93% больше!

Откуда взялся такой скачок и доверять ли официальным цифрам — тема отдельного расследования. А пока мы решили сформулировать базовые правила и понятия этого противостояния.

Что такое изменения в конструкции?

Действующий в России, Белоруссии, Казахстане и Киргизии Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» гласит, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства после его выпуска заводом-изготовителем — это «исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования» в том случае, если они влияют на безопасность дорожного движения. То есть сабвуфер или нештатные электростеклоподъемники к таким переделкам отнести нельзя, в отличие, скажем, от спортивного руля или кенгурятника. Однако четко круг доработок, меняющих конструкцию автомобиля, в регламенте не очерчен.

Главным ориентиром в этом вопросе служат другие документы: одобрение типа транспортного средства (ОТТС) или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) на подержанные машины, ввезенные из других стран. Они представляют собой техническое описание автомобиля в том виде, в котором на него был выдан паспорт транспортного средства. Номер ОТТС указан в ПТС и на кузове машины, однако после того, как ответственным за архив подобных документов стал не НАМИ, а Росстандарт, открытый доступ к полной электронной библиотеке одобрений типов у пользователей сети Интернет исчез. Так что ОТТС чаще всего нужно разыскивать «хакерскими» методами либо запрашивать копию у дилера или у завода-производителя.

Изучить ОТТС важно и потому, что в нем описана не только базовая конструкция машины, но и приведен список предусмотренного дополнительного оборудования. Так, например, Chevrolet Niva сертифицирована уже со шноркелем, фаркопом и направляющими для крепления груза на крыше, то есть установка таких элементов на Шниву разрешена конструкцией и не будет являться внесением изменений, а значит, не потребует и регистрации в ГИБДД. Российский ОТТС на Land Rover Defender предусматривает шноркель, лебедку, подножки, багажник на крыше и лестницу к нему. А пятидверные «классические» Нивы (ВАЗ-2131) были сертифицированы с учетом возможной установки люка в крыше, передней «решетки ограждения», подножки, держателя запасного колеса на двери багажника и дополнительного отопителя для задних пассажиров, хотя на трехдверную Ладу 4х4 из «допов» в ОТТС часто вписаны только отопитель и противоугонная система.

Бывают и неприятные открытия. Например, в ОТТС на некоторые модификации внедорожников УАЗ Патриот не только нет расширенного списка допоборудования, но еще и особо оговорено, что версии с «электрифицированной» раздаткой Dymos не предназначены для движения с прицепом: это якобы объясняется конструкцией стояночного тормоза.

Самые распространенные изменения в конструкции

Силовые бамперы. Формально замена штатного бампера на сертифицированный нештатный не изменяет конструкцию автомобиля, потому что не исключает и не добавляет в нее новых компонентов. Однако на деле доказать в ГИБДД, что стальной «вездеходный» обвес аналогичен серийному пластиковому, почти невозможно — и на машину с такими элементами приходится получать разрешение.

Кенгурятник. Техрегламент прямо запрещает применять выступающие перед бампером решетки на легковых автомобилях (категория M1, включая и машины повышенной проходимости M1G) и на грузовиках полной массой до 3,5 т (категория N1).