Одобрения типа транспортного средства на автомобили

Как оформить одобрение типа ТС на территории Таможенного союза

Как оформить одобрение типа транспортного средства на территории Таможенного союза?

Настоящая статья раскрывает основные понятия использующиеся в этой сфере и описывает нюансы получения Одобрения типа в зависимости от категории ТС и его назначения.

Основные понятия, используемые при проведении процедуры оценки соответствия транспорта перед выпуском его в обращение:

Одобрение типа — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);

Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;

Одобрение типа шасси (ОТШ) — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение шасси, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента.

Специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);

Специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);

ОТТС/ОТШ можно оформить на:

— серийно выпускаемые транспортные средства (ТС),

— транспортные средства производимые или ввозимые малыми партиями,

— транспортные средства производимые в режиме промышленной сборки.

Кроме этого процедура оформления ОТТС/ОТШ предусматривает:

— распространение ранее выданного ОТТС/ОТШ,

— внесение изменений в ОТТС/ ОТШ

— продление ранее выданного ОТТС/ОТШ.

ОТТС может быть оформлено на следующие транспортные средства категорий:

  • мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы (L1-L7)
  • легковые автомобили (М1)
  • автобусы и троллейбусы (М2, М3)
  • грузовые автомобили (N1, N2, N3)
  • транспортные средства повышенной проходимости (N1G, N2G, N3G, M1G, M2G, M3G)
  • прицепы и полуприцепы (О1, О2, О3, О4)
  • специальные и специализированные ТС.

ОТШ может быть оформлено на следующие шасси:

  • автобусов (М2, М3)
  • грузовых автомобилей (N1, N2, N3)
  • повышенной проходимости (N1G, N2G, N3G, M1G, M2G, M3G)
  • прицепов и полуприцепов (О)

Срок действия ОТТС/ОТШ:

Максимальный срок действия ОТТС/ОТШ 3 года (на серийный выпуск транспортных средств).

ОТТС/ОТШ на малую партию не ограничивается сроком, кроме случаев ограничения по экологическому классу.

Срок действия ОТТС, изготавливаемого с использованием выпущенного в обращение базового транспортного средства (шасси), произведенного другим изготовителем, в случае применения в соответствии с пунктом 39 ТР ТС 018/2011 требований на уровне ниже действующего, а также в случае использования одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), срок действия которого завершен, ограничивается 1 годом с даты окончания срока действия одобрения типа базового транспортного средства (одобрения типа шасси). Срок действия такого одобрения типа транспортного средства, оформленного на малую партию транспортных средств, не ограничивается.

ОТТС/ОТШ на серийный выпуск транспортных средств оформляется на основе сертификатов соответствия по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, 6 ТР ТС 018/2011.

ОТТС/ОТШ на малую партию можно оформить на основе деклараций о соответствии (схема 7д) или на основе сертификатов соответствия по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, 6 ТР ТС 018/2011.

Для получения Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) / шасси (ОТШ) заявитель предоставляет в орган по сертификации «У-АВТО» документы:

  1. Заявка на оформление ОТТС/ОТШ по форму установленной ОС «У-АВТО».
    В заявке обязательно указывается:

– тип, модификация, коммерческое наименование (при наличии) транспортного средства,

– сведения о ранее выданных ОТТС/ОТШ,

– сведения о наличии у изготовителя условий производства (подтверждается сертификатом менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

Примечание: Сертификат системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 должен быть оформлен Органом по сертификации, прошедшем аккредитацию в Федеральной службе аккредитации (ФСА) и находящийся в реестре Росаккредитации.

  1. К заявке прилагаются документы в соответствии с Приложением №12 ТР ТС 018/2011, а именно:
  1. Общее техническое описание типа транспортного средства/шасси.

Общее техническое описание должно сожержать:

— техническую информацию достаточную для оформления ОТТС/ОТШ,

— описание маркировки ТС,

— эскизы общего вида с указанием габаритных размеров,

— перечень компонентов (устройства световой и звуковой сигнализации, ремни безопасности, стекла, шины, зеркала), имеющих маркировку, с указанием этой маркировки (номеров официального утверждения).

  1. Декларация о соответствии (схема 1д) + описание маркировки ТС По п.п. 11-16 и п.1, 2, 4 приложения 7 ТР ТС 018/2011.
  2. Сертификаты соответствия, оформленные органами по сертификации членов Таможенного Союза (должны быть в едином реестре).
    (Сертификаты на компоненты устанавливаемые на ТС (стекла, сиденья, ремни безопасности, устройства освещения и т.д.)
  3. Протоколы испытаний по отдельным требованиям по перечню приложения N 2, оформленные аккредитованной испытательной лабораторией и(или) протоколы идентификации и испытаний комплектного ТС + заверенные копии описаний типа по свойствам. Лаборатории аккредитованы в государствах – членах таможенного союза или государствах-членах Женевского соглашения 1958 г.
    Примечание:перечень требований обязательных дляоценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента определяется по приложению № 2 в зависимости от категории ТС.
  4. Для специальных и специализированных ТС:
    К п.4 (см. выше) + протоколы идентификации и испытаний комплектного ТС + заверенные копии описаний типа по свойствам в отношении применяемых требований приложения N 6 ТР ТС 018/2011.
    В качестве доказательственных материалов также допускается представление документов, удостоверяющих соответствие установленного на транспортном средстве рабочего оборудования требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».
  5. Для специальных и специализированных ТС:
    ОТТС, ОТШ, сертификаты по свойствам на базовое ТС (заверяется изготовителем или органом по сертификации).
  6. Сообщения об официальном утверждении типа в отношении Правил ЕЭК ООН, выданные в странах-участницах Соглашения 1958 года.
  7. Сертификат СМК и описание условия производства в соответствии с Приложение № 13 ТР ТС 018/2011.
    Примечание:Сертификат системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 должен быть оформлен Органом по сертификации, прошедшем аккредитацию в Федеральной службе аккредитации (ФСА) и находящийся в реестре Росаккредитации
  8. План проведения контроля соответствия продукции требованиям ТР ТС (при оформлении ОТТС на малую партию).
  9. Документ о присвоении WMI (для ТС, изготовленных на территории Таможенного союза).
  10. Руководство (инструкцию) по эксплуатации.
  11. Для ТС поставляемых по гособоронзаказу, результаты собственных испытаний, либо результаты приемочных (государственных) проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.
  12. Для заявителя, не являющимся изготовителем:
    — соглашение между изготовителем и заявителем о предоставлении изготовителем полномочий заявителю на проведение оценки соответствия и о солидарной с изготовителем ответственности за обеспечение безопасности продукции.
  13. В случае оценки соответствия транспортных средств, изготавливаемых на базе шасси или транспортных средств, приобретаемых у стороннего изготовителя, дополнительно:
    — документ, подтверждающий согласование изменения (сохранения) торговой марки и коммерческого названия транспортного средства на текущей стадии изготовления;
    — подробное описание всех изменений и дополнений, внесенных в конструкцию базового транспортного средства (шасси);
    — документ, в котором согласованы взаимные обязательства обоих изготовителей по обращению технической документации между ними (обязательства о взаимном уведомлении, о вносимых изменениях и др.);
    — документ (разделительный перечень), в котором обоими изготовителями согласована их ответственность за обеспечение соответствия каждому требованию безопасности, входящему в номенклатуру приложения № 2 к техническому регламенту, а также закрепление за ними соответствующих контрольных испытаний транспортных средств;
    — заверенные в установленном порядке копии документов, удостоверяющих соответствие шасси или транспортных средств, приобретаемых у стороннего изготовителя, требованиям технического регламента;
    — в случае окончания срока действия одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), выданного на базовые транспортные средства (шасси) — копии документов, идентифицирующих транспортные средства (шасси), базовых транспортных средств (шасси).
  14. При оценке соответствия, впервые проводимой в отношении типа транспортного средства, сборка которого осуществляется только из сборочных комплектов в режиме промышленной сборки в отношении конструктивных аналогов которого, изготавливаемых в условиях другого производства, ранее была проведена оценка соответствия, дополнительно к документам, перечисленным в пункте 1.1 настоящего приложения, представляются:
    — документы, подтверждающие происхождение компонентов, поставляемых на сборочное производство;
    — документ, удостоверяющий получение изготовителем транспортных средств, производимых в режиме промышленной сборки на единой таможенной территории Таможенного союза конструкторской, технологической и другой технической документации в объеме, обеспечивающем выполнение выпускаемой продукцией, соответствующих требований технического регламента;
    — письмо иностранного изготовителя транспортных средств об отсутствии конструктивных изменений транспортных средств, производство которых будет осуществляться в государствах – членах Таможенного союза, по отношению к транспортным средствам, выпускаемым иностранным изготовителем – участником соглашения о промышленной сборке;
    — разрешение иностранного изготовителя – участника соглашения о промышленной сборке на использование для оценки соответствия транспортных средств, производимых в режиме промышленной сборки, доказательственных материалов, полученных иностранным изготовителем;
    — документы, подтверждающие соглашение изготовителей – участников соглашения о промышленной сборке – об изменении (или сохранении) торговой марки и коммерческого названия транспортного средства, выпускаемого в режиме промышленной сборки;
    — документы, в которых установлены взаимные обязательства изготовителей – участников соглашения о промышленной сборке – по обращению технической документации (обязательства о взаимном уведомлении, о вносимых изменениях, возможность передачи документации третьей стороне и т.д.).
Читайте также  Давление турбонаддува дизельного двигателя

Задать вопросы относительно получения ОТТС/ОТШ можно на форуме

Одобрение типа транспортного средства (ОТТС)

С начала 2015 года в Россию и другие страны Таможенного Союза в соответствии с требованиями технического регламента ТС запрещено ввозить легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, автобусы, прицепы и спецтехнику на колесном ходу без особого документа – «Сертификата одобрения типа транспортного средства». Его придется получать любому юридическому или физическому лицу, собирающемуся перевозить транспортное средство через границу РФ или иного государства ТС.

Что такое ОТТС?

Одобрение типа транспортного средства или ОТТС — это документ, оформленный на специальном бланке, форма которого утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии. Он выдается как на отдельную партию автомобильной техники, так и на ту, которая выпускается серийно (на производство), и содержит полное описание ее рабочих, технических и эксплуатационных характеристик. Фактически данный сертификат удостоверяет, что импортируемая техника полностью соответствует действующим на территории Таможенного Союза требованиям безопасности и стандартам экологии. То есть он подтверждает, что качество данного транспортного средства позволяет эксплуатировать его на наших дорогах.

На какой срок выдается сертификат ОТТС?

Для автомобильной техники серийного производства он выдаётся на один или на три года. Сертификат одобрения транспортного средства действует на территории всех стран Таможенного Союза, но вступает в силу только после того, как будет зарегистрирован в Едином Реестре Таможенного Союза. Нужно отметить, что любые национальные сертификаты ОТТС, даже выданные в странах Таможенного Союза, с 2016 года уже являются недействительными.

На какую автомобильную технику нужно оформлять сертификат ОТТС?

В получении сертификата одобрения типа транспортного средства нуждаются четыре основных категории транспортных средств:

  • категория О – прицепы любых видов, полуприцепы;
  • категория М – троллейбусы, автобусы и легковые авто;
  • категория L – мотоциклы, квадроциклы, трициклы, мопеды;
  • категория N – специальные виды техники и грузовой транспорт.

Какие документы нужны для получения ОТТС?

Чтобы оформить этот сертификат, необходимы следующие документы (базовый список):

  • заявление;
  • общее техническое описание автомобильной техники, декларация о соответствии, перечень маркированных узлов (автосигнализация, зеркала, светотехника, ремни, резина), чертежи и схемы;
  • техусловия и руководство по эксплуатации;
  • протоколы проведенных испытаний, а также описания техплана по определенным параметрам (они есть в основном и дополнительном перечне ОТТС);
  • справку о том, что производителю присвоен WMI-код международного образца;
  • СМК-сертификат или данные об условиях производства автотехники .

Для машин, выпускаемых на базе сборочных комплектов, к вышеперечисленным документам следует добавить ряд подтверждений:

  • происхождения узлов, поставляемых на сборку,
  • наличия на сборочном производстве всей необходимой для качественной сборки документации – конструкторской и технологической.
  • отсутствия каких-либо конструктивных отличий от комплектов, на которые уже были получены сертификаты.

В случае когда сертификат требуется получить на спецтехнику на базе колесных шасси или другой автотехники (полный список можно узнать в ГИБДД), его выдают только, если таковой имеет базовое транспортное средство.

Читайте также: Что такое СБКТС на автомобиль и как его получить.

Порядок получения ОТТС

Оформление/одобрение сертификата одобрения типа транспортного средства происходит в определенном порядке:

  1. В орган, занимающийся сертификацией, подается заявка определенной формы, к которой прилагается пакет документов (их перечень можно посмотреть в техническом регламенте Таможенного Союза 018/2011, приложение №12).
  2. Принятие решения органом сертификации по поданной заявке. Срок принятия решения – не более 15 дней. В случае положительного решения с заявителем подписывается контракт на выполнение работ по сертификации. В него также могут быть внесены проверки и испытания, необходимые для получения информации о производственных условиях или доказательств, которых не хватает для выдачи сертификата.
  3. Проведение сертификационных испытаний автомобильной техники, предварительно отобранных и идентифицированных. Их проводит аккредитованный испытательный центр (лаборатория), которая внесена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
  4. Анализ производства фирмы-изготовителя автотранспортной техники. Выполняется органом сертификации. Положительные результаты данного исследования – непременное условие получения ОТТС. Вопросы, которые принимают во внимание в процессе анализа производства, а также порядок и правила его проведения можно посмотреть в техническом регламенте Таможенного Союза 018/2011, приложение №13.
  5. Оформление сертификатов соответствия и регистрация деклараций. Выполняется только в случае их отсутствия и может быть сделано как одновременно с оформлением сертификата ОТТС (если заявитель подаст на это заявку) или отдельно.
  6. Оформление проекта сертификата одобрения типа транспортного средства. Выполняется органом сертификации по результатам исследований, описанных в пунктах 3, 4, 5.
  7. Утверждение и регистрация сертификата.
  8. Контроль соответствия автотранспортной техники, имеющей сертификат ОТТС, требованиям технического регламента Таможенного Союза 018/2011. Осуществляется органом сертификации на острове соглашения о сертификации, подписанного с заявителем.

Особенности сертификации типа транспортного средства

Одобрение выдается на

  • автомобильную технику из сборочных комплектов,
  • машины и спецтехнику, которые импортируются (производятся) небольшими партиями,
  • выпуск автотехники серийными партиями,
  • продление времени действия ранее полученного на это ТС сертификата,
  • распространение ранее выданного сертификата,
  • изменения, которые вносятся в автотранспортную технику, уже имеющую сертификат.

Читайте также: Что значит дубликат ПТС и как он выглядит.

Сроки и стоимость

При наличии полного пакета необходимых документов срок оформления сертификата одобрения типа транспортного средства в России в среднем составляет 2-3 недели.

Итоговая стоимость оформления сертификата складывается из стоимости:

  • регистрации декларации соответствия,
  • оформления сертификатов соответствия по отдельным требованиям технического регламента Таможенного Союза 018/2011,
  • проведения выездной проверки условий производства (если это требуется),
  • проведения испытаний в аккредитованном испытательном центре (если это требуется),
  • непосредственно выписки ОТТС (для различных категорий ТС стоимость разная).

Нужно отметить, что при ввозе одного или нескольких импортных автомобилей гораздо дешевле растаможить их на физлицо, чем получить сертификат ОТТС.

Читайте также: За что получают запрет регистрационных действий на автомобиль.

Летняя охота на тюнинг: кто вне закона?

В начале этого лета инспекторы ГИБДД внезапно вспомнили о том, что шноркели, антикрылья, кенгурятники и лебедки должны быть вписаны в документы на автомобиль. Иначе — штраф или даже отмена регистрации машины. Что можно ставить на свой автомобиль, а что нет? И как легализовать переделки?

Это не новая война с тюнингом, а разморозка старого противостояния, ведь дополнительных ограничений доработки автотехники в России не появилось. Инспекторы, как и прежде, отлавливают в потоке модифицированные автомобили и выписывают владельцам штраф 500 рублей по статье 12.5 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) — как за езду с неисправностями, потому что в Правилах дорожного движения к таковым приравнены и изменения конструкции, которые сделаны без разрешения ГИБДД.

Самый важный нюанс: инспекторов интересует не сам факт доработок и не сертификаты на компоненты, которые были при этом использованы, а то, внесены ли отметки об изменениях в паспорт транспортного средства (ПТС) и в свидетельство о регистрации (СТС). Либо у водителя должен быть сертификат о соответствии требованиям безопасности на весь автомобиль с доработками. Де-юре необходимость согласовывать с ГИБДД технические изменения в автомобиле существует в России с 1993 года, но те, кто захотел — и смог! — пройти долгий и затратный путь легализации, до сих пор в абсолютном меньшинстве. Тюнеры, стритрейсеры, любители внедорожных вылазок и владельцы машин на газовом топливе, как правило, пользовались тем, что ГИБДД долгое время смотрела на эти переделки сквозь пальцы, выборочно обращая внимание лишь на тонировку, ксенон и прямоточные глушители.

Читайте также  Почему в машине не поворачивается ключ зажигания?

Теперь же под прицелом оказались совершенно разные виды апгрейда: от лебедок и спортивных рулей до надстроенных бортов на грузовиках и спальных мест в микроавтобусах. Кроме того, автоинспекция вспомнила нетривиальный способ ужесточить наказание в дополнение к штрафу по статье КоАП: отмена регистрации в заочном порядке.

Закручивание гаек можно объяснить тем, что в последние два—три года инспекторы ГИБДД при оформлении аварий все чаще указывают неисправное состояние автомобиля как причину ДТП. Цифры в отчетах растут словно на дрожжах: если в 2015 году количество аварий с неисправными машинами в России увеличилось на 30% (до 2553), а число жертв — на 25% (до 538 человек), то всего за пять месяцев этого года прирост по таким происшествиям уже 113%, причем погибших стало на 93% больше!

Откуда взялся такой скачок и доверять ли официальным цифрам — тема отдельного расследования. А пока мы решили сформулировать базовые правила и понятия этого противостояния.

Что такое изменения в конструкции?

Действующий в России, Белоруссии, Казахстане и Киргизии Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» гласит, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства после его выпуска заводом-изготовителем — это «исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования» в том случае, если они влияют на безопасность дорожного движения. То есть сабвуфер или нештатные электростеклоподъемники к таким переделкам отнести нельзя, в отличие, скажем, от спортивного руля или кенгурятника. Однако четко круг доработок, меняющих конструкцию автомобиля, в регламенте не очерчен.

Главным ориентиром в этом вопросе служат другие документы: одобрение типа транспортного средства (ОТТС) или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) на подержанные машины, ввезенные из других стран. Они представляют собой техническое описание автомобиля в том виде, в котором на него был выдан паспорт транспортного средства. Номер ОТТС указан в ПТС и на кузове машины, однако после того, как ответственным за архив подобных документов стал не НАМИ, а Росстандарт, открытый доступ к полной электронной библиотеке одобрений типов у пользователей сети Интернет исчез. Так что ОТТС чаще всего нужно разыскивать «хакерскими» методами либо запрашивать копию у дилера или у завода-производителя.

Изучить ОТТС важно и потому, что в нем описана не только базовая конструкция машины, но и приведен список предусмотренного дополнительного оборудования. Так, например, Chevrolet Niva сертифицирована уже со шноркелем, фаркопом и направляющими для крепления груза на крыше, то есть установка таких элементов на Шниву разрешена конструкцией и не будет являться внесением изменений, а значит, не потребует и регистрации в ГИБДД. Российский ОТТС на Land Rover Defender предусматривает шноркель, лебедку, подножки, багажник на крыше и лестницу к нему. А пятидверные «классические» Нивы (ВАЗ-2131) были сертифицированы с учетом возможной установки люка в крыше, передней «решетки ограждения», подножки, держателя запасного колеса на двери багажника и дополнительного отопителя для задних пассажиров, хотя на трехдверную Ладу 4х4 из «допов» в ОТТС часто вписаны только отопитель и противоугонная система.

Бывают и неприятные открытия. Например, в ОТТС на некоторые модификации внедорожников УАЗ Патриот не только нет расширенного списка допоборудования, но еще и особо оговорено, что версии с «электрифицированной» раздаткой Dymos не предназначены для движения с прицепом: это якобы объясняется конструкцией стояночного тормоза.

Самые распространенные изменения в конструкции

Силовые бамперы. Формально замена штатного бампера на сертифицированный нештатный не изменяет конструкцию автомобиля, потому что не исключает и не добавляет в нее новых компонентов. Однако на деле доказать в ГИБДД, что стальной «вездеходный» обвес аналогичен серийному пластиковому, почти невозможно — и на машину с такими элементами приходится получать разрешение.

Кенгурятник. Техрегламент прямо запрещает применять выступающие перед бампером решетки на легковых автомобилях (категория M1, включая и машины повышенной проходимости M1G) и на грузовиках полной массой до 3,5 т (категория N1).

Одобрение типа транспортного средства – кому это нужно?

Поговорим о том, что представляет собой одобрение типа транспортного средства, сопровождаемое выдачей соответствующего сертификата, и о том, как получить такой документ.

Что такое ОТТС – одобрение типа транспортного средства

В Российскую Федерацию и в страны, являющиеся частью Таможенного Союза, нельзя ввозить грузовые и легковые ТС, прицепы, автобусы, мототехнику, которые не получили в официальном порядке сертификат ОТТС. Это относится и к специализированным видам технических средств, которые созданы на базе автошасси.

Сертификат одобрения типа транспортного средства – это документ, подтверждающий соответствие ввозимой техники экологическим стандартам и требованиям безопасности, принятым в России. По сути, он удостоверяет качество ТС и дает исчерпывающее описание технических параметров автомобильной техники, что позволяет эксплуатировать ее на дорогах нашей страны.

Категории и тип транспортного средства, на который нужно оформлять сертификат:

  • категория О – прицепы любых видов, полуприцепы;
  • категория М – троллейбусы, автобусы и легковые авто;
  • категория L – мотоциклы, квадроциклы, трициклы, мопеды;
  • категория N – специальные виды техники и грузовой транспорт.

Документы для ОТТС

Чтобы получить сертификат, следует предоставить:

  • заявление;
  • техописание общего характера ТС, декларацию о соответствии, список маркированных элементов автомобиля (шины, ремни, световая техника, зеркала, сигнализация на авто), чертежи;
  • технические условия и руководство по использованию машины;
  • протоколы проведенных испытаний, а также описания технического плана по указанным характеристикам (они приведены в дополнительном и основном перечне ОТТС);
  • справку, подтверждающую то, что производителю автомобиля или специальной техники присвоен код WMI международного образца;
  • информацию об условиях изготовления ТС либо СМК-сертификат.

Если планируется получение сертификата на авто, которые производятся из сборочных комплектов, дополнительно предоставляются документы:

  • об отсутствии каких-либо модификаций (конструктивных) от сертифицированных до этого комплектов (такое письмо выдается на сборочном производстве);
  • о подтверждении того, что сборочный цех получил всю необходимую техническую, технологическую и конструкторскую документацию;
  • о происхождении элементов, которые завозятся на сборочное производство.

Другие типы транспортных средств (ГИБДД дает полный их перечень, но обычно речь идет о специальной технике, выпускаемой на шасси либо на базе иных ТС) получают ОТТС при наличии сертификата на базовую автотехнику.

Особенности сертификации

Одобрение выдается на:

  • изменения, которые вносятся в уже имеющееся ТС, получившее сертификат ранее;
  • выпуск ТС серийными партиями;
  • распространение имеющегося сертификата;
  • автомобили и спецтехнику, которые ввозятся (изготавливаются) небольшими партиями;
  • продление времени действия ранее сертифицированного транспортного средства;
  • автотехнику из сборочных комплектов.

Так как сертификат нужно получать юридическим лицам при ввозе нескольких единиц авто из-за границы, логичнее растамаживать их на физическое лицо. В этом случае финансовые затраты существенно меньшие, чем при оформлении ОТТС. Сэкономить деньги можно и тогда, когда одобрение выдается на транспортное средство с ранее сертифицированным шасси. Нужно будет подготовить разрешение на применение такого сертификата, обратившись за официальным письмом к производителю.

Читайте также  Провернуло шатунный вкладыш что делать?

Добавим, что данные о выданном сертификате одобрения отправляются в Единый реестр, что позволяет по окончании процедуры сертификации получить Паспорт на ТС.

Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) и шасси (ОТШ)

Одобрение типа – это форма оценки соответствия транспортного средства или шасси требованиям Технического Регламента Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Одобрение типа разделяется на:

  • Одобрение типа транспортного средства;
  • Одобрение типа шасси.

В обоих случаях – это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортные средства или шасси требованиям ТР ТС 018/2011.

Этапы оформления Одобрения типа транспортного средства

Этап 1: Подача заявки в орган по сертификации

  • В заявке указываются наименование изготовителя, адрес и реквизиты;
  • Тип транспортного средства;
  • Сведения о ранее выданных ОТТС.

К заявке необходимо приложить перечень документов на русском языке, согласно Приложению № 12 ТР ТС:

  • Общее техническое описание типа ТС;
  • Имеющиеся доказательственные материалы, подтверждающие соответствия продукции требованиям ТР ТС (сертификаты и декларации о соответствии, протоколы испытаний, ОТО, сообщения об официальном утверждении типа в отношении Правил ЕЭК ООН);
  • Сертификат соответствия системы менеджмента качества ISO;
  • Документ о присвоении в установленном порядке международного идентификационного кода изготовителя ТС (для ТС, изготовленных на территории Таможенного Союза);
  • Руководство по эксплуатации ТС;
  • Для ТС, поставляемых по государственному оборонному заказу необходимо приложить результаты испытаний и измерений, самостоятельно проведённых изготовителем в процессе создания ТС, либо результаты приемочных испытаний, проведённых в аккредитованной ИЛ;
  • Если Заявитель не является Изготовителем, то необходимо приложить Соглашение о предоставлении полномочий и солидарной с изготовителем ответственности.

Этап 2: Принятие органом по сертификации решения по заявке

  • Сроки рассмотрения и принятия решения достигают 15 дней;
  • Заключается договор с заявителем на выполнение работ.

В решении отражаются:

  • возможность признания и достаточность документов;
  • необходимость проведения испытаний с целью получения недостающих доказательных материалов;
  • необходимость и сроки проведения проверки условий производства.

Этап 3: Проведение идентификации представленных образцов ТС (шасси)

  • Идентификацию осуществляет аккредитованная испытательная лаборатория;
  • После проведения идентификации проводятся сертификационные испытания;
  • Оформляются протоколы испытаний к каждому из которых прилагается составленное изготовителем и заверенное аккредитованной лабораторией техническое описание.

Этап 4: Проведение анализа состояния производства

  • Обязательными условиями для оформления одобрения типа транспортного средства или одобрения типа шасси являются положительные результаты анализа производства изготовителя.

Анализ производства осуществляет орган по сертификации, проверяет:

  • Наличие организационных и технических мероприятий, обеспечивающих стабильность характеристик продукции или параметров производственного процесса;
  • Наличие планов проведения периодических проверок и испытаний выпускаемой продукции для подтверждения ее соответствия требованиям ТР ТС;
  • Наличие предписаний, касающихся эксплуатации транспортного средства, а также их предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта;
  • Наличие мер по восстановлению соответствия выпускаемых транспортных средств требованиям ТР в случае выявления несоответствий, обнаруженных при проведении проверок или испытаний ТС (шасси).

Этап 5: Регистрация (оформление) декларации и сертификата соответствия

  • Орган по сертификации регистрирует декларацию и оформляется сертификат соответствия транспортного средства отдельным требованиям, предусмотренным ТР ТС 018/2011.

Этап 6: Подготовка заключения

  • Орган по сертификации подготавливает заключение о возможности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).

Этап 7: Оформление ОТТС (ОТШ)

  • Орган по сертификации оформляет одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси).

Этап 8: Утверждение и регистрация ОТТС (ОТШ)

  • Уполномоченный орган государственного управления государства – члена Таможенного союза утверждает и регистрирует одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси).

Этап 9: Контроль за соответствием ТС требованиям ТР

  • Орган по сертификации контролирует соответствие транспортного средства требованиям технического регламент в период действия одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), не чаще 1 раза в 2 года.

Маркировка транспортных средств и шасси

Единым знаком обращения на рынке маркируются транспортные средства и шасси, на которые оформлено одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси). А также компоненты транспортных средств, на которые оформлены сертификаты соответствия и декларации о соответствии требованиям ТР ТС 018/2011.

Единый знак обращения продукции при маркировке транспортных средств или шасси располагается на табличке изготовителя или на отдельной наклейке (табличке). Место расположения табличек (наклеек) указывается в ОТТС.

Образец маркировки:

(вместо многоточия указывается отличительные номер страны, которая предоставила сообщение об официальном утверждении типа ТС, шасси или компонента)

Форма Одобрения типа транспортного средства

Одобрение типа транспортного средства выдается на учетном номерном бланке, присваивается номер, срок действия и информация о сертифицирующем органе.

Форма одобрения типа ТС содержит следующие сведения:

  • Марка
  • Коммерческое наименование
  • Тип
  • Базовое транспортное средство/шасси
  • Модификации
  • Категория
  • Экологический класс
  • Заявитель и его адрес
  • Изготовитель и его адрес
  • Представитель изготовителя и его адрес
  • Сборочный завод и его адрес
  • Поставщик сборочных комплектов и его адрес

Одобрение типа содержит обязательные приложения:

  1. Общие характеристики транспортного средства;
  2. Перечень документов, явившихся основанием для оформления ОТТС;
  3. Описание маркировки ТС;
  4. Общий вид ТС.

ОТТС подписывает руководитель органа по сертификации. Вносится запись в реестр (номер и дата) и подписывает руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа государственного управления Росстандарта.