Перегруз на ось что делать?

Перегруз на ось что делать?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Компания осуществляет доставку своей продукции клиентам, пользуясь услугами транспортных компаний, на основании заключенных договоров на перевозку грузов. В ходе перевозки один из автомобилей был остановлен сотрудниками службы по надзору в сфере транспорта, произведено контрольное взвешивание автомобиля и зафиксирован факт превышения допустимой нагрузки на одну из осей. В отношении компании как грузоотправителя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, с чем компания не согласна.
Согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту — Устав) юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за данное правонарушение несет лицо, осуществившее погрузку.
Согласно п. 8 статьи 11 Устава погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
В договоре перевозки грузов согласно п. 2.1.3 перевозчик осуществляет погрузку груза самостоятельно, при необходимости используя технические средства грузоотправителя. Ответственность за соблюдение правил погрузки груза, установленных действующим законодательством, возложена на Перевозчика.
При рассмотрении административного материала данный пункт договора принят во внимание должностными лицами Службы надзора не был.
Кто несет ответственность за перегруз грузового автомобиля по осям — грузоотправитель или перевозчик (и на основании каких статей каких законов)?

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за определенными исключениями допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении (ч. 15 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
Частью 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Из совокупности данных норм следует, что субъектом ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществившие сверхнормативную погрузку груза в транспортное средство. Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности необходимо установить то лицо, которое фактически осуществляло погрузку груза в транспортное средство. Суды при этом исследуют все возможные доказательства: договоры между хозяйствующими субъектами, перевозочные документы, показания свидетелей. Если обязанность по погрузке в соответствии с положениями договора возложена на перевозчика или грузополучателя, то велика вероятность того, что суд признает привлечение грузоотправителя к ответственности незаконным. В этой связи смотрите, например, решение Арбитражного суда Кировской области от 10 августа 2016 г. по делу N А28-5297/2016, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15 апреля 2016 г. по делу N А63-999/2016, решение Ленинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 17 сентября 2018 г. по делу N 12-459/2018, решение Челябинского областного суда от 16 января 2017 г. по делу N 7-178/17.
Кроме того, поскольку часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, обязательным условием привлечения лица к административной ответственности является его вина. Поэтому если лицо, осуществившее погрузку, не имело возможности исполнить требования по допустимой нагрузке (к примеру, осуществляло лишь перевалку опломбированного контейнера), то также велика вероятность отмены судом постановления органа государственного автодорожного надзора о привлечении его к административной ответственности. В этой связи смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. по делу N А32-34954/2015, решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 16 октября 2018 г. по делу N 12-313/2018.
Однако дать конечную оценку всем обстоятельствам конкретного спора и представленным доказательствам может только суд, рассматривающий данное дело.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям

Правила перевозки грузов: максимально допустимая масса автомобиля и нагрузка на ось

Самой распространенной проблемой в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом является оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям. Для юридических лиц сумма штрафа может быть весьма обременительной, а для частных перевозчиков и индивидуальных предпринимателей – фатальной.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272,

Максимально допустимая масса одиночного автомобиля:

Максимально допустимая масса автопоезда (в. ч. прицепные):

  • Двухосные – 18 т.;
  • Трехосные – 25 т.;
  • Четырехосные – 32 т.;
  • Пятиосные и более – 38 т.
  • Трехосные – 28 т.;
  • Четырехосные – 36 т.;
  • Пятиосные – 40 т.;
  • Шестиосные и более – 44 т.

Допустимая нагрузка на ось транспортного средства зависит от нормативной нагрузки автомобильной дороги, а также групп сближенных осей, и может варьироваться от 4 т. до 26 т.

В случае если груженое транспортное средство превышает весовые нормы более чем на 2 %, необходимо получать в Росавтодоре специальное разрешение на его транспортировку, согласовывать маршрут и уплачивать компенсацию за вред дорогам. В противном случае, собственника ТС и его водителя ждут административные санкции.

Размеры штрафов за перегруз

Согласно ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях, отклонение от допустимых значений по нагрузке транспортного средства, влечет за собой:

· Водителю лишение права управления на 4 – 6 месяцев, а также штраф в размере от 1000 до 10000 руб.;
· Должностному лицу грузоперевозчика или грузоотправителя штраф в размере от 10000 до 50000 руб.;
· Собственнику ТС штраф в размере от 100000 до 500000 рублей.

Штраф можно получить как при проверке инспекторами на стационарных или мобильных постах, так и посредством фиксации автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Чаще всего это происходит именно при помощи автоматических рамок, и тут возникает множество вопросов, касательно ее работы, принцип применения которой, во многих случаях, не соответствует Приказу Минтранса «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.03.2018 г. № 119.

Как избежать штрафа за перегруз по массе и осям

Во избежание получения штрафа за перегруз транспортного средства следует регулярно проводить профилактику с технической и юридической стороны. Водитель должен четко знать все ограничения и внимательно следить за этим при погрузке машины.

· Наличие собственных мобильных весов и датчиков груза на осях;
· Контроль веса груза и его распределение в ТС в процессе загрузки;
· Никогда не подписываться в протоколах «с правонарушением согласен», т. к. водителя могут оштрафовать на 1000 рублей, а на юридическое лицо штраф придет в 100000 рублей.

Если все же штраф был выписан или получен почтовым отправлением, у владельца ТС есть 10 суток на его обжалование, или постановление о штрафе вступит в силу, что приведет к списанию денежных средств или блокировке расчетного счета. В таких ситуациях лучше незамедлительно обращаться за помощью к юристам с вопросом отмены штрафов за перегруз.

Обжалование штрафа за перегруз

Когда владелец транспортного средства получает штраф за перегруз, первым делом следует определиться, кто несет ответственность за административное правонарушение. Согласно Уставу Автомобильного транспорта, перевозка груза осуществляется в соответствии с договором, в котором фиксируются все основные аспекты, права и обязанности сторон, а также ответственность за погрузку: Грузоперевозчика и/или его представителя; Грузоотправителя и/или его представителя.

Читайте также  Что значит тормозить двигателем на автомате?

Соответственно, кто несет ответственность за перегруз по договору, тот оплачивает штраф, а при наличии оснований, оспаривает его собственными силами, или с привлечением квалифицированных специалистов. Это можно сделать через суд по месту составления административного протокола (совершения административного правонарушения) в течение 10 суток с момента оформления штрафа.

Когда можно оспорить штраф за перегруз

Исходя из судебной практики, отменить штраф очень сложно, а зачастую – невозможно. Судебные органы, как правило, не углубляются в ситуацию и в полной мере удовлетворяют все иски и требования ГИБДД. Однако существуют ситуации, при которых обжалование протокола об административном правонарушении является вполне реальным:

  • Штраф получил владелец, а транспортное средство было передано в аренду другому лицу;
  • Груз перевозился в личных, а не коммерческих целях. В таком случае размер штрафа будет составлять самый минимум;
  • Автомобиль был загружен сыпучим или жидким грузом. При условии, что максимальная допустимая масса не превышена, штраф за перегруз осей можно отменить вследствие отсутствия состава правонарушения, т. к. груз мог переместиться в процессе перевозки;
  • Несколько постов зафиксировали нарушение, однако первый из них не обнаружил перевеса на ось; это говорит о том, что при погрузке были соблюдены все весовые нормы, но в процессе перевозки произошло смещение груза и, соответственно, нагрузка на ось.

Услуги имущественного адвоката позволят вам освободиться от неприятных тягот и забот, гарантирует профессиональное решение вопроса, а также способствует благоприятному исходу в судебном разбирательстве.

Помощь юриста по штрафам за перегруз

Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.

Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.

Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.

Наши преимущества:
· Более 9 лет юридической практики;
· Сэкономили перевозчикам и грузоотправителям суммарно более 40 млн рублей;
· Не даем пустых обещаний, выявляем все риски;
· Доступные условия и удобный сервис.

Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2021 году

Если грузоотправитель оформил в рейс грузовик с перегрузом без специального на то разрешения, он получит штраф. Так государство стремится снизить аварийность на трассе — нагрузка сверх нормы может привести к аварии и жертвам. Рассказываем, как получить разрешение на перевозку, как узнать штраф за перегруз грузового автомобиля и обжаловать его.

Штраф за перегруз грузового автомобиля

Статья 12.21.1 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Что такое перегруз
  • Как рассчитать массу грузовика по осям
  • Кто должен отвечать за перегруз
  • Какой штраф
  • Дорожные знаки
  • Кто выписывает штраф
  • Как оспорить
  • Где проверить штраф
  • Как оплатить

Перегруз грузового автомобиля

Когда нужно разрешение. Масса груза по ПДД не должна быть больше той, что предусмотрел производитель авто. Например, для грузовика без прицепа и с тремя осями допустимая масса — 25 тонн по правилам грузоперевозок.

Если масса авто или нагрузка на одну колесную ось на 2% выше допустимой и более, перевозчик должен оформить специальное разрешение. Разрешение выдает местное отделение Росавтодора — управление дорогами на определенном участке. Срок действия — не больше 3 месяцев.

Этот документ нужен для учета большегрузов на дороге. Если разрешение выдали по ошибке или подделали и произошла авария — будет легче найти и наказать виновных.

Опасность перегрузки. Если произойдет авария, последствия будут тяжелее, чем с обычной «Газелью». У тяжелого авто длиннее тормозной путь. Даже если водитель вовремя среагирует и попытается затормозить, машина будет ехать по инерции еще долго.

В госте по проверке тормозных систем написано, что при скорости 40 км/ч грузовая машина должна остановиться на отрезке в 20 метров. Двадцатитонная фура будет тормозить не меньше 150 метров.

Чем больше масса, тем большую опасность представляет транспорт и тем больше воздействие на дорожное полотно.

Правила перевозки грузов. Перед тем как отправить машину в рейс, организаторам перевозки нужно учесть:

  • вес авто с грузом — важно не превысить допустимые значения. Например, для трехосного «КамАЗа» максимальный вес с грузом — 25 тонн;
  • количество осей, их взаимное расположение и нагрузку на них — чем больше расстояние между осями, тем равномернее распределяется нагрузка на дорогу. Веса на каждую ось тоже приходится меньше. Почти во всех современных грузовиках стоит датчик — он показывает нагрузку на ось;
  • категорию дороги и время года — зимой почва промерзает и на большинство дорог могут выезжать грузовики с увеличенным весом;
  • распределение груза в прицепе. Если груз размещен «в хвосте» прицепа, может возникнуть ошибка измерения — передняя часть будет легкой, а «хвост» будет с перевесом;
  • наличие дорожных знаков об ограничениях по нагрузке на ось — 6, 10 или 11,5 тонны. Узнать об этих знаках можно в ближайшем отделе Управления дорогами. Отделы разбиты по принципу «участок дороги-отдел», например «Москва-Волоколамск». Найти нужный отдел можно в специальном списке.

Также нужно учитывать, что региональные власти вводят сезонный запрет на проезд большегрузов. Узнать это можно в региональном отделе Упрдора.

Так обозначается предельная нагрузка на ось. ТС — тонн силы или просто тонн. Обычно знак стоит перед участком, который не выдержит большого веса — мост или дорога, под которой текут грунтовые воды

Как рассчитать массу грузовика по осям

Лучше всего это сделают специальные автовесы. Машина наезжает на пластины, в которые встроен датчик. Пластины кладут под каждое колесо — так система поймет, с какой силой на дорогу давит каждая пара колес. Данные передаются по каналу Bluetooth на компьютер оператора.

Такими весами пользуются сотрудники Ространснадзора, чтобы выявить перевес. Если превышение есть, оформят протокол о нарушении

На ком лежит ответственность за перегруз

Штраф за перегруз по закону может получить:

  • водитель;
  • работник компании, который отправил грузовик в рейс;
  • компания.

Однако штраф чаще выписывают только компании. Дело в том, что перегруз чаще фиксируют автоматические системы. А если нарушение заметила камера, штраф получает только собственник авто.

В Ростовской области мировой суд вынес компании штраф 400 000 рублей за перегруз по осям. Компания попыталась его оспорить в районном суде, но тот оставил решение в силе.

Штраф за перегруз грузового автомобиля по осям

Чем больше процент перегрузки, тем выше штраф. Посмотрим, какой штраф можно получить, если не учесть перегруз.

2-10% превышения нагрузки

10-20%

20-50%

более 50%

водитель

4000-5000 руб. или лишение прав до 3 мес.

7000-10 000 руб. или лишение до 6 мес.

должностное
лицо

10 000-
15 000 руб.

20 000-
25 000 руб.

30 000-
40 000 руб.

45 000-
50 000 руб.

собственник

100 000-
150 000 руб.

200 000-
250 000 руб.

300 000-
400 000 руб.

400 000-
500 000 руб.

Нарушение знака с запретом проезда грузовых автомобилей

Сумма штрафа зависит от города:

  • 5000 рублей — в Москве и Петербурге;
  • 500 рублей — в других городах РФ.

Такой штраф может получить водитель, который не заметил знака «Грузовым въезд запрещен» и въехал в пределы третьего транспортного кольца Москвы в неположенное время — с 6 до 22 часов.

Кто выписывает штраф

Для фиксации нарушения существует два способа: стационарный весовой и передвижной контроль.

Стационарные системы считывают вес автоматически. Для этого автомобилю даже не нужно останавливаться — можно ехать со скоростью до 140 км/ч. Если система заметит перегруз и не найдет в своей базе информации о специальном разрешении, она отправит в ГИБДД данные о перегрузе и фото госномера. Далее инспектор сравнит данные авто с информацией о владельце и выпишет постановление о штрафе.

Мобильные комплексы разворачивают работники Ространснадзора совместно с ГИБДД. Сотрудники надзора проводят проверку, а инспектор выписывает протокол, если есть нарушение. Ространснадзор руководствуется правилами весового контроля.

Читайте также  Параметр ЕТ на дисках для автомобилей

Как оспорить штраф за перегруз

Оспорить штраф можно, если ошиблась техника или человек:

  • инспектор неверно заполнил протокол, например, не указал класс точности весов или не добавил письменное заключение технического эксперта, который проводил взвешивание;
  • нет сертификата на весы;
  • есть точные данные о том, что перевеса нет — перед отправкой авто с грузом взвешивали.

На то, чтобы оспорить штраф, есть 10 дней со дня оформления постановления — дату можно посмотреть при проверке на сайте «Штрафы ГИБДД».

Подать жалобу придется лично в отдел ГИБДД или по обычной почте. Оформите документ на имя начальника отдела, работник которого оформил штраф. Узнать контакты можно по телефону, указанном на бумажном постановлении. Если бумаги на руках нет — позвоните в городское отделение ГИБДД.

В красной рамке дата постановления

Это пример жалобы в ГИБДД. Ответ дадут в течение 10 дней

Где посмотреть штрафы за перегруз грузового автомобиля

Сайт «Штрафы ГИБДД». Здесь можно проверить штраф только для водителя. Для компаний с автопарком есть отдельный сервис.

Для отслеживания водительского штрафа нужны два документа — свидетельство о регистрации ТС и права. Запишите их номера в нужные строки.

Поле с электронной почтой нужно заполнить, чтобы уведомления о новых штрафах приходили вовремя

Сайт Госуслуг. Перед тем как оплатить, необходимо пройти регистрацию на сайте и сделать электронную цифровую подпись. Подпись делают удостоверяющие центры — стоит от 1000 до 6000 рублей, в зависимости от целей.

Официальный сайт ГИБДД. Нужно заполнить поля с госномером авто и номером СТС. Если нашлись штрафы, нажимайте «Уплатить штраф». Потом нужно определиться с платежной системой — сервис предупредит, что за результат операции он не отвечает.

Как и где оплатить штраф за перегруз

Сайт «Штрафы ГИБДД». Если проверка показала штраф — жмите «Оплатить».

Просмотрите еще раз данные о штрафе и нажмите «Перейти к оплате».

Заполните поля с данными карты — на сайте они не хранятся.

Чеки после оплаты хранятся в разделе «квитанции».

Госуслуги. После регистрации на сайте и подтверждения личности необходимо в поиске по сайту ввести «штрафы» — система выдаст подсказку и направит на раздел по проверке и оплате штрафов. Чек получите на электронную почту.

Сайт ГИБДД. Если оплата прошла, платежная система отправит чек на указанную почту.

«Перегруз», или Ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства

Вопрос об ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства как никогда становится актуальным и вызывает множество споров, а также наносит значительный материальный ущерб для собственников большегрузов и грузоперевозчиком.

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного и транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении может достигать от 100 до 400 тысяч.

Но помимо административной ответственности владельцы транспортных средств могут получить иск о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.

В судебной практике не сложилось единообразия по разрешению таких споров. В настоящей статье попробуем выделить несколько критериев, в соответствии с которыми в исковых требованиях может быть отказано.

В значительных количествах случаев по делам о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось выступают региональные ведомства.

В связи, с чем основным доводом для отказа в иске может служить отсутствие полномочий у истца по взиманию платы в счет возмещения вреда.

Если маршрут транспортного средства проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации — Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта федерации.

Данную позицию поддержал ВС РФ в своих определениях № 306-ЭС18-15335 от 04.12.2018 года по делу №А12-19327/2017, №305-ЭС16-19149 от 24.01.2017 года по делу №А65-21310/2015, №306-ЭС19-20293 от 21.20.2019 года по делу А57-19261/2018.

Отсутствие в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось информации о протяженности движения по конкретному участку региональной и межмуниципальной дороги может также служить основанием для отказа в иске.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 8 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования.

В силу пункта 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №125 от 27.04.2011, в акте взвешивания, в том числе указывается маршрут движения с указанием расстояния, пройденного по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ федерального значения.

Отсутствие информации о протяженности дороги препятствуют достоверному определению как маршрута движения, так и расстояния, пройденного автомобилем.

Указанные доводы были отражены в Определении Верховного суда РФ № 307-ЭС18-25624 от 20.02.2019 года по делу А56-59422/2017; Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2017г., Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017г. № А56-46743/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 г. по делу № А40-103710/17, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 г. по делу № А60-38963/2017.

Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта, также может являться основанием для отказа в иске.

В силу пункта 4 статьи 30 названного Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Вместе с тем, обязанность водителей и владельцев транспортных средств соблюдать установленные временные ограничения движения транспортных средств не исключает обязанности истца должным образом довести данные ограничения до сведения заинтересованных лиц, соблюдая все требования закона.

Сам по себе факт издания акта об установлении ограничения движения и его опубликование в сети интернет, не освобождает уполномоченное лицо от обязанности информирования участников дорожного движения о начальной и конечной точке действия ограничения на дороге путем установки соответствующих дорожных знаков.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда № 307-ЭС18-25529 от 20.02.2019 года по делу №А56-39351/2017.

Таким образом, исходя из анализа судебной практики можно выделить следующие критерии, по которым в исковых требованиях о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось может быть отказано:

  1. Движение транспортного средства по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
  2. Пороки содержания акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось;
  3. Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта;

Неправомерные штрафы АПВГК. Стратегия и тактика правоприменительной практики 09:40, 8 июля 2020 Версия для печати

Весовой мораторий отменён, и перевозчики вновь стали получать несправедливые штрафы с автоматических постов весогабаритного контроля. Исключить вероятность сбоя техники нельзя, однако возможность защитить себя от штрафов у предпринимателей всё же есть.

О том, что делать, если вам пришел несправедливый штраф и о том, как его не получить координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко рассказал подписчикам своего Youtube-канала.

В период коронавирусной самоизоляции у нас была маленькая радость: для ряда перевозимых грузов действовал так называемый весовой мораторий. Теперь он отменён. И снова пошёл вал звонков по поводу недостоверных, необоснованных штрафов, оформленных автоматическими постами весогабаритного контроля.

В период самоизоляции суды фактически не работали, и весь накопившийся объем дел сегодня рассматривают, особо не вникая в детали. И это вносит свои коррективы в те дела по «автоматическим» штрафам, которые сейчас находятся в работе.

Читайте также  Как правильно заводить дизельный двигатель с турбиной?

Костромские весы: котик нагадил, а кучку прикопал

Помните о ситуации в Костромской области? Автоматический пост был расположен в черте города, в непосредственной близости от примыкания второстепенной дороги. Это нарушало требования 119 приказа Минтранса, регламентирующего условия, которые должны быть соблюдены при размещении АПВГК. Именно на этот факт (несоответствие дислокации поста требованиям 119 приказа) наши коллеги и обращали внимание в суде.

Но пока шли разбирательства, в Костроме стали происходить очень интересные вещи. Пост весового контроля начали демонтировать.

Мы пришли к выводу, что необходимо ходатайствовать о предоставлении в суд документов, объясняющих, почему этот пост был демонтирован. Для нас никакой тайны это не составляет: вскрыли огрехи – и владельцы комплекса решили подчистить хвосты, подумав: «нет поста – нет проблем». Но проблемы останутся, мы в любом случае будем добивать это дело. Если выяснится, что пост демонтировали из-за несоответствия требованиям 119 приказа, у всех, кто влетел на штрафы костромского АПВГК будет возможность вернуться к рассмотрению этого дела. У юристов для таких случаев есть специальная формулировка: «по вновь открывшимся обстоятельствам». В нашем случае такие обстоятельства – подтвержденный факт неправильного (мягко говоря) размещения АПВГК.

И если пост был размещен с нарушением требований 119 приказа, то все протоколы, выписанные на нём, можно считать недействительными. И, соответственно, пересматривать ранее принятые судебные решения.

По Костроме примерно так. Впереди у нас очередные судебные заседания. Но, как мы видим, какое-то реально действующей системы, позволяющей опротестовывать ошибочные показания автоматических весов, у нас нет. Сбои – есть, штрафы в сотни тысяч рублей – есть, а судебной защиты нет. Очевидно, что никто кроме нас самих разработкой такой системы заниматься не будет. Правоприменительную практику придётся вырабатывать на собственной шкуре

На нынешнем этапе речь должна идти о выработке единых, юридически выверенных формулировок в жалобах по поводу необоснованных штрафов с АПВГК. Мы сами должны вырабатывать то, что называют «правоприменительной практикой».

Ситуации, в которых перевозчик без вины виноватый

В последние месяцы мы смогли помочь далеко не всем нашим коллегам, обращавшимся за помощью: слишком много было таких обращений. Из общего количества жалоб мы отбирали наиболее показательные: те ситуации, где явно видны нестыковки в нормах действующего законодательства, так или иначе приводящие к штрафам.

Например, международные перевозки. Фура проходит границу, при этом взвешивается, по пути проскакивает несколько АПВГК, никаких претензий нет. Но где-нибудь в Нижегородской области автоматические весы выявляют перегруз и выписывают штраф, а данные таможенного поста автоматического взвешивания в расчёт судом не принимаются.

Или: машина грузится на складе грузоотправителя, где есть весы. Перед выездом проводится предварительное взвешивание, распечатывается акт. На посту АПВГК – пробой оси: штраф 400 тыс. рублей, данные предварительного взвешивания (произведённого на исправных, сертифицированных весах) в расчёт судом не принимаются.

Или: автопоезд оборудован датчиками осевых нагрузок. Водитель при погрузке тщательно контролирует правильность загрузки, оставляет «ефрейторский зазор», чтобы не было пробоя оси. Тем не менее, на АПВГК – пробой оси и штраф, а информация с бортового компьютера судом в расчёт не принимается.

То есть, всё крутится вокруг 5-7 типовых ситуаций, в которых автоперевозчик (водитель, владелец ТС) остаётся без вины виноватым.

Обобщая и анализируя эти и похожие ситуации, мы предлагаем автоперевозчикам свой, пошаговый алгоритм действий. Сразу оговорюсь: подходит он далеко не ко всем случаям. Все возможные варианты развития событий мы закрыть не сможем, однако по основному блоку вопросов и претензий мы можем сработать на опережение.

Предвидеть. Избегать. И только по необходимости – преодолевать

Исходим из того, что фактического перегруза транспортного средства нет, но есть сбой в работе поста АПВГК, который приводит к оформлению штрафа. Что поможет доказать, что этот штраф был оформлен несправедливо? Какие условия нужно выполнять, чтобы при необходимости можно было предоставить необходимую доказательную базу, подтверждающую вашу невиновность?

Во-первых, в транспортной накладной должен быть указан весь предъявляемого к перевозке груза. Если на посту АПВГК выясняется, что этот вес значительно превышен, у вас остаётся возможность переложить ответственность на грузоотправителя – возбудить административное расследование с целью установления лица, ответственного за погрузку груза в вашу машину.

Ну и совсем хорошо, если на выезде со склада или терминала автопоезд взвешивают, и у вас на руках остаётся распечатка с весов.

Пломба. Грузоотправители очень любят ссылаться на то, что водитель выехал от нас без перегруза, но по пути взял еще какой-то груз. Пломба – это подстраховка от подобных обвинений. В выигрышной ситуации находятся владельцы и эксплуатанты контейнеров, рефрижераторов и изотермов. Закрытый ящик, пломба – и никаких вопросов. С тентами ситуация чуть сложнее («ты тросик оттянул, тент отогнул, пару тонн накидал…»). Чушь, конечно, но в условиях нашей судебной системы перевозчику придётся доказывать свою добропорядочность. Для этого достаточно на мобильный телефон снять всё то, что размещено в полуприцепе. Если там коробки, ящики, палеты, то становится понятно, что отогнув шторку ты туда никак не запихнешь агрегат габаритами метр на три.

Выпадают из этой схемы открытые площадки для перевозки техники, металлоконструкций – закрывать и крепить тут нечего.

На длинных маршрутах у вас появляются дополнительные преимущества. Если вы прошли один или несколько постов АПВГК, не получив штрафа, а затем получили его на очередном посту – этот аргумент необходимо использовать в суде. Ваши слова необходимо превратить в доказательство. Нам постоянно рассказывают, какие классные системы следят за дорожным движением: всё видят, всё фиксируют, всё хранят в памяти. Давайте ей воспользуемся!

По официальному запросу и Росавтодорнадзор, и ЦАФАП, и, возможно, Росдормониторинг в состоянии ответить: фиксировались ли по маршруту на предыдущих постах нарушения весогабаритных параметров конкретного ТС. Чтобы достойно и уверенно защитить свою позицию в суде, нам нужна официальная бумажка. Получить её трудно, но возможно.

Какие еще претензии предъявляют, обвиняя автоперевозчика в перегрузе? «А, да ты наверное где-то с маршрута срулил, догрузился и поехал дальше…»

У кого могут быть доказательства того, что машина не уходила с маршрута? Правильно: у нелюбимой нами системы «Платон».

Там, правда, тоже могут быть свои сбои и косяки, но получить подтверждение прохождения машины по конкретному маршруту можно. А если вы принципиально игнорируете «Платон», для подтверждения прохождения маршрута можно использовать функционал таких систем МВД как «Поток» и её аналогов. Они также дают возможность отследить реальный маршрут, но обращаться за такой информацией придется уже в МВД.

Из этой информации можно получить подтверждение вашим словам: да, ехал по федеральной трассе. Да, расстояние между контрольными точками такое-то. Да, средняя скорость такая-то. Понятно, что при такой средней скорости срулить куда-то на дополнительную загрузку, загружаться несколько часов, а затем продолжить движение просто невозможно.

Что еще? Пожалуй, топливо. Лучше, когда машина идет под загрузку с полными баками. Но даже если солярка в пути и доливалась, для тягача дополнительные 300-400 литров топлива не увеличат массу автопоезда так, что результаты взвешивания превысят инструментальную погрешность измерения, которая для АПВГК составляет 11% (а это тонна на ось). То есть ни долитое топливо в баке, ни приобретённая по случаю запаска в полуприцепе, ни забитый до верху инструментальный ящик фатально на вес грузовика влиять не будут. Внешние факторы могут играть свою роль, допустим, зимой – но это отдельная история.

Мы сейчас перечислили необходимый достаточный минимум информации, который может вам помочь в части отстаивания своих прав в случае необоснованного штрафа с АПВГК. К какому выводу приводит нас совокупность всех перечисленных факторов?

  1. Машина грузилась в соответствии с нормами.
  2. Машина с маршрута не уходила.
  3. Машину не вскрывали, дополнительные грузы не догружали.
  4. На предыдущих АПВГК нарушений выявлено не было.

В таком случае речь должна идти о сбое в работе весоизмерительного оборудования конкретного АПВГК, с которого вам выписан штраф.

Особо обращу ваше внимание на то, что при нормальной организации погрузочных работ, при контроле соблюдения весовых параметров при загрузке особых проблем при прохождении АПВГК не возникает. Речь идёт о тех ситуациях, когда штраф оформляется в результате сбоя, некорректный работы, ошибок аппаратного комплекса АПВГК.