Пищалки в машину какие лучше?

Лучшие твитеры. Какие пищалки прикупить в машину?

Для чего нужны твитеры и почему их называют пищалками?

Какие купить пищалки в машину? Лучшие твитеры, рейтинг, топ

Для чего нужны твитеры и почему их называют пищалками?

Твитеры — самый интересный внешне, маленький, но очень нужный динамик. Отвечает он за воспроизведение звука высоких частот (начиная с 5 — 7 кГц). Это, к примеру, женский вокал и прочие «тонкие» звуки. Поэтому в народе эти динамики прозвали пищалками. Излучающее звук от твитеров устройство очень маленькое, эластичное и лёгкое. Только соответствующий этим качествам излучатель способен будет воспроизвести как надо волны очень короткой длины. Это, собственно и есть краеугольный камень качества всех твитеров. Так же очень важно, чтобы в твитерах был установлен конденсатор, так как пищалки весьма уязвимы при воспроизведении средних или низких частот на высокой громкости и моментально выходят из строя. Естественно, что необходимо регламенитровать воспроизводимый ими частотный диапазон магнитольным или внешним кроссовером. Но и конденсатор, который выполняет роль фильтра, не позволяющего играть средние и низкие частоты, в них должен присутствовать обязательно и если Вам попалась модель без конденсатора, обязательно докупите! Тем более, что стоит он копейки.

Итак, о необходисти конденсаторов для твитеров упомянули, теперь идем дальше. Поговорим о том, какие бывают пищалки, а бывают они электронные, пьезоэлектрические, конденсаторные (не путать с кондесатором — фильтром частот, о котором упомяналось ранее!), изодинамические, электродинамические и еще несколько других различных типов. Для автомобилей применяются в подавляющем большинстве только последние, то есть электродинамические. Технология их устройства схожа с устройством обыкновенного динамика. Разница лишь в размерах и немного в строении излучателя звука, который здесь именуется не диффузором, а мембраной и должен быть очень эластичным, как говорилось ранее, чтобы резвее колебаться и таки «доколёбываться» до 22 тысяч Герц. Сами мембраны у твитеров чаще всего бывают шёлковыми. Еще иногда бумажными, но это в супер — бюджетных вариантах пищалок. Корпусы у них тоже не отличаются сильным разнообразием — встречаются обыкновенный, соответвтующий габаритам излучателя, корпус и продольный конусообразный корпус, именуемый рупорным, имеют габариты немного более увеличенные в длину, что в свою очередь позволяет иметь более выраженную диаграмму направленности (звук идёт туда, куда смотрит твитер). Собственно, если в кратце, то об устройстве пожалуй и всё. Теперь вспомним о необходимых твитерам характеристиках.

Кроме как качества изготовления катушек, магнитов, излучателей и прочих элементов пищалки, твитеры должны быть очень чувствительными, весьма желательно, чтобы чувствительность была не менее 100 децибел. Мощность же для твитера не так важна, хотя большинство твитеров идут с очень не малой заявленной мощностью . возможно, только на бумаге. Частотный диапазон у твитеров всегда очень широкий. Но здесь тоже нужно быть внимательным, зачастую производитель пишет, что твитер может играть прям таки середину частот, а то и чуть ли не низы. Правда, не уточняет, на которой громкости и как долго он это может делать до выхода из строя. Встречаются, конечно, и весьма живучие экземпляры, но в любом случае играть частоты ниже 4 кГц им давать не стоит. Так же всегда обращайте внимание на импеданс, или сопротивление, если по-русски. От него напрямую зависит, с какой мощностью, а значит и громкостью они будут играть. Чем меньше сопротивление катушки твитера, тем больше мощности он сможет принять от усилителя внешнего или магнитольного. В принципе, любого усилителя твитерам должно быть достаточно. Но если сопротивление устройства слишком высоко, скажем Ом так 16, то могут наблюдаться некоторые проблемы с громкостью. Следующий пункт характеристик — размер. Твитеры бывают от 2,5см до 5см шириной, так сказать, ну и может встретиться немного больше. В общем, чем он крупнее, тем должен быть громогласнее, но это не аксиома, так что всегда слушайте их, прежде чем покупать.

Какие купить пищалки в машину? Лучшие твитеры, рейтинг, топ

Вот у нас небольшая таблица претендентов:

В таблице представлены пищалки на любой цвет, вкус и карман. В принципе, ни одна из них Вас не разочарует, звук у каждого из представленных образцов на достаточном уровне. И если средств в обрез — смело приобретайте что-то по дешевле! Не забывайте только о конденсаторах! В дорогих моделях, представленных в списке, разумеется они имеются, а у некоторых даже внешний кроссовер в комплекте. Цены на такие твитеры, конечно, кусаются. Еще бы! кто в здравом уме поставит себе пищалки за 5 т.р. Хотя, на какие жертвы не пойдёшь ради качественного звука в салоне своей ласточки. Если Вам ничто из данного перечня не приглянулось и Вы все еще задаетесь вопросом — какие пищалки купить в машину? То помните, что лучшие твитеры — это хорошо собранные и хорошо звучащие твитеры! При выборе и покупке всегда проверяйте комплектацию и качество сборки пищалок и обязательно слушайте их на разной громкости, и будет Вам счастье! Если что-то покупете — то покупайте с умом! Так говорил один известный персонаж комедийного фильма ужасов. Удачного Вам выбора и до встречи на страничках inmu3.ru!

Как выбрать акустику в автомобиль.Инструкция для новичков.

Как выбрать акустику в автомобиль
В этой статье я попробую простым языком объяснить как простому покупателю правильно выбрать акустику в автомобиль и не ошибиться при выборе. Сразу скажу, что выбор акустики в автомобиль — дело очень сложное и зачастую даже профессионалы не с первого раза находят правильный вариант, удовлетворяющий запросы заказчика по звучанию, поэтому в этой статье речь пойдет и системах среднего класса и пользователей, которые не требуют, чтобы было слышно седьмую скрипку в оркестре в результате полученной после инсталляции системе.
Также, исходя из больше чем 10-ти летного опыта работы с Автозвуком, хочу сказать что купить дорогие компоненты акустических систем и думать что это будет гаранировать хороший и качественный звук в результате не стоит. Бывает, что даже топовые акустические системы установленные по всем правилам в результате не звучат. Автомобиль — очень сложная среда для создания правильного звука. Вот некоторые основные проблемы препятствующие получению хорошего звука в авто:
• Слушатель в автомобиле находится не по центру от динамиков. В результате звук от одних динамиков приходит к нашей голове раньше, от других позже. В серьезных системах это компенсируется процессором с временной коррекцией, который продается как отдельно, так и бывает встроенным в автомагнитолу.
• В идеале высокочастотные и среднечастотные динамики должны быть направлены на нас спереди, чтобы формировать правильную звуковую сцену. В реалии это можно достигнуть только изготовлением дорогих подиумов на стойки или на торпедо, что не каждому по карману.
• Вечная погоня за фронтальным басом. Любая система зазвучит абсолютно по другом, если нижний бас будет идти не с сабвуфера, установленного в багажнике, а с фронта. К сожалению в автомобиле установить сабвуфер вперед практически не возможно, не внося кардинальные изменения в салон.
• Наличие огромного количества шумов, скрипов, сторонних звуков. Лечится шумо-вибро изоляцией.
Одной из самых основных позиций при выборе акустики в автомобиль стоит считать то, что результат звучания акустики больше зависит от того, как она установлена, а не от того, за какие деньги она куплена. Например динамики за 6000 рублей, установленные в штатные места в двери будут играть хуже, чем динамики за 3000 рублей, установленные в ту же дверь на деревянные кольца с шумоизоляцией, что в результате будет по бюджету дешевле. Проверено и не раз.
Очень важно так же сказать о основных способах установки акустики в автомобиль.
Акустика в штатные места в торпедо. Как правило в такое место ставятся не большие динамики, крепятся на пластик, часто играют не на закрытый объем, на качественный звук с них рассчитывать не приходится. При такой инсталляции рекомендую выбирать акустику недорогую, но фирменную, чтобы служила долго. Например:

Читайте также  Какие бывают зимние шины?

Акустика в двери, в штатные места. Тут можно хорошо развенуться и сделать хороший, качественный звук. Очень рекомендую ставить акустику размера 16.5 см. Даже если штатные места 13 см., в подавляющем большинстве случаев можно доработать штатное место и установить 16 динамики. Также, рекомендую ставить акустику 2-х компонентную, т.е. с выносной пищалкой, т.к. пищалка от коаксиальной акустики будет играть Вам в ноги и нормальной звуковой сцены Вы не получите. В целом дверь автомобиля в своем первоначальном состоянии все равно что консервная банка для акустики. Чтобы сделать из нее достойное акустическое оформление для звука ее надо обязательно шумо и вибро изоляровать. Динамик рекомендую крепить не к металлу двери, а на деревянные кольца. Примеры удачных вариантов компонентной акустики (с выносной пищалкой):

И примеры коаксиальной акустики (с встроенной пищалкой) для тыла:

Morel Maximo Coax 6

Акустика в заднюю полку. На тыл как правило ставятся овалы, изготавливается полка для установки, любо усиливается штатная. Примеры достойных вариантов для такой установки:

Как выбрать твитер в машину

Что такое твитер и зачем он нужен.

Твитер (от английского tweet – щебетать, чирикать) динамик, предназначенный для качественного воспроизведения высокочастотных звуков слышимого диапазона (2000-20000 Гц). Зачем же он нужен?

Во-первых, производители автомобилей часто экономят на штатной аудиосистеме и ограничиваются установкой пары недорогих широкополосных динамиков в двери. «Провал» высоких частот на таких динамиках – обычное дело. Решить проблему можно, заменив штатные широкополосные динамики на коаксиальные, либо установив дополнительно к штатным твитеры.

Во-вторых, наличие твитеров необходимо, если вы цените хороший звук и решили установить в автомобиль компонентную акустику, т.е., такую акустику, в которой каждую полосу частот озвучивает отдельный динамик: ВЧ – твитеры, СЧ – широкополосные динамики, НЧ – сабвуферы. Несмотря на всю перспективность коаксиальной акустики, компонентная пока считается наилучшим решением для обеспечения чистоты и качества звука.

Установка и подключение твитеров.

Прежде чем приступить к выбору модели твитеров, будет нелишне определиться с местом их установки. Установка твитеров имеет несколько особенностей, о которых нельзя забывать, чтобы не разочароваться в их приобретении:

Исходя из перечисленных требований, наиболее удачными местами установки твитеров являются двери, уголки зеркал, приборная панель, боковые стойки.

Подключение твитера также имеет свои особенности – твитеры не любят, когда на них подается низкочастотный сигнал, особенно – НЧ сигнал с большой амплитудой. Если вы подключаете твитеры не к срезающему низкие частоты кроссоверу усилителя, а к широкополосному выходу магнитолы, то «пищалка» может быстро выйти из строя.

Поэтому большинство твитеров снабжается простейшим кроссовером – обычным конденсатором, достаточно эффективно фильтрующим низкочастотные колебания. Как правило, такой конденсатор входит в комплектацию самого твитера и либо уже припаян к клемме, либо к монтажным проводам, с помощью которых следует производить подсоединение твитеров к усилителю (магнитоле). Перед подключением твитеров убедитесь, что конденсатор присутствует в цепи каждого твитера, иначе первое же включение акустики может оказаться для твитеров последним. Если конденсаторов нет, не беда – их можно подобрать, воспользовавшись формулой

и припаять их к плюсовым клеммам твитера.

Характеристики твитеров.

Цены на различные модели твитеров отличаются в десятки раз – от тысячи рублей до десятков тысяч. Свою лепту в цену вносят как марка твитера, так и его характеристики – можно подобрать модель на любой кошелек, но следует иметь в виду, что класс твитера должен соответствовать классу остальных компонентов аудиосистемы. Как нет смысла устанавливать дорогие твитеры рядом с простыми дешевыми широкополосниками, так и нет смысла экономить на твитерах в Hi-End аудиосистеме.

Диаметр твитеровменяется от 2 до 10 см, модели с большой мощностью обычно имеют диаметр больше, но явной взаимосвязи тут нет, и диаметр твитера следует рассматривать как чисто геометрическую характеристику: маленькому твитеру, как правило, и место найти проще.

Максимальная мощность твитера (PMPO) — это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать динамик без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность твитеров, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной — особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости. Но следует иметь в виду, что стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует и при выборе динамиков ориентироваться лучше не на неё, а на номинальную мощность.

Номинальная мощность твитера (RMS) — та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно эту характеристику следует использовать при подборе. Также следует ориентироваться на мощность усилителя, к которому будет подключен твитер. Мощность твитера должна быть сравнима с мощностью усилителя (магнитолы). При больших различиях мощности твитера и усилителя следует воздержаться от прослушивания музыки на высокой громкости: при превышении мощности усилителя над мощностью твитеров громкой музыкой последние можно просто сжечь. А при превышении мощности твитера над мощностью усилителя, он может войти в режим «клиппинга», выдавая на динамик чрезвычайно вредный высокочастотный сигнал высокой мощности. При появлении в звучании твитера появляются хрипов, тресков и щелчков – явных признаков «клиппинга» — следует немедленно уменьшить громкость и более до этого уровня не увеличивать. Для систем высокой мощности лучше использовать твитеры с подвесом на ферромагнитной жидкости – в таких твитерах тепловая энергия отводится намного эффективнее и он лучше переживает пиковые нагрузки.

Твитеры отличаются высокой чувствительностью – даже самые дешевые модели обеспечивают показатель в 95 дБ. Но если чувствительность твитеров будет больше чувствительности широкополосных динамиков, то громкость высоких частот будет заметно больше громкости остальных частот. В этом случае либо следует твитеры отодвинуть дальше от ушей слушателя, либо понизить уровень высоких частот на головном устройстве.

Импедансили внутренне сопротивление твитера должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.

Твитеры часто подключаются параллельно широкополосному динамику. Следует помнить, что общий импеданс при этом меняется! Он считается по формуле, соответствующей типу подключения.

Подбирая твитер, помните о том, что минимальная частота твитера должна быть ниже максимальной частоты широкополосного (или среднечастотного) динамика – это обеспечит ровную амплитудно-частотную характеристику всей системы.

Максимальная частотатвитера никак не может быть ниже 20000 Гц. Как правило, эту планку выдерживают все модели твитеров. Но у некоторых указана максимальная частота намного выше – 22000, 30000 и даже 50000 Гц. Какой в этом смысл? Разумеется, человеческое ухо таких частот не слышит. Такие частоты скорее являются показателем совершенства аппаратуры и некоторой гарантией того, что уж на слышимом участке до 20000 Гц АЧХ твитера будет максимально ровной.

Читайте также  Можно ли шиповать всесезонную резину?

Перед покупкой твитера обратите внимание на диффузор выбранной модели. Диффузоры купольной формы обеспечивают более широкий звуковой конус и снижают требования к выдерживанию направления на ухо слушателя, но и они же порождают больше отражений в пространстве автомобиля. Сам диффузор может быть сделан из шелка (чаще всего), бумаги (бюджетный вариант, чреватый недолгим сроком эксплуатации) и металла (самый дорогой вариант).

Варианты выбора.

Если у вас возникают проблемы с подбором места установки твитера, выбирайте модель поменьше размером – установить такую будет проще. Такой твитер будет стоить от 2000 рублей.

Если у вас собрана аудиосистема высокой мощности с чувствительностью динамиков выше 95 дБ, то подобрать к ней соответствующие твитеры будет не так уж и сложно, и обойдутся они от 1000 до 3000 рублей.

Вы хотите подключить на 4-омный выход магнитолы твитер параллельно с широкополосным динамиком? Берите и тот и другой с импедансом в 8 Ом – суммарный импеданс как раз будет 4 Ома. Такой твитер будет стоить от 1100 рублей.

ВЧ-динамики, продающиеся отдельно

Терминологически устоявшееся русское «пищалка» звучит менее уважительно, чем иноземное tweeter. Потому что писк это писк, не более, а tweet — это трель…

Coral MT25 | Audison Prima AP 1 | Kicker КSТ 254 | Eton CX 260 | Rockford Fosgate T1T-S | DLS Scandinavia 1 | Morel MT-250 | CDT ES-010WD | AD MM1 | Ground Zero GZPT 28SX

Обнаружив в прошлом номере тест среднечастотников в чистом виде, один из наших авторов (не участвовавший в том проекте) язвительно поинтересовался: «В следующем номере что, отдельно пищалки будете тестировать?» На что, разумеется, получил гордый ответ: «Будем!» А почему не быть? Составные, неоднородные, акустические системы на практике встречаются не реже однородных (или монобрендовых, как угодно). К участию в этом тесте мы допустили ВЧ-излучатели, удовлетворяющие единственное условие: они должны быть доступны рядовому покупателю отдельно, а не в составе многополосной системы. Это логично, и не мы одни считаем, что это логично. Последнее вытекает из того обстоятельства, что некоторые из поступивших на тест пищалок комплектуются собственным пассивным фильтром — не кроссовером, соединяющим ФНЧ для мидбаса и ФВЧ для пищалки, а именно отдельным ФВЧ, предположительно — оптимизированным именно для этой головки.

Выбор «отдельно стоящих» пищалок оказался шире, чем мы предполагали, и развернуться было где. Одно беспокоило: как для отдельного ВЧ-излучателя проводить субъективную, слуховую оценку? Включить пищалку в состав многополосной системы? Тогда будет трудно сказать, что в звучание внесла она, а что — другие компоненты, в общем, переменных становится больше, чем нужно для уверенного ответа. Со среднечастотниками в этом смысле было проще, потому что их вотчина — голос, как он звучит, так они и играют (плюс-минус низкие форманты мужского вокала и обертоны женского). А здесь как быть?

Решение принёс в готовом виде главный редактор, должна же и от него быть польза… Если вы это читаете, значит, он не вычеркнул. Либо не заметил, либо согласился. Главный, влекомый соображениями, мне неизвестными, принёс диск из своей коллекции и сказал: «Слушать вторую дорожку». Второй дорожкой оказалась песня Леонарда Коэна «Bird on a Wire» в исполнении Дженнифер Уорнс. Нет, что ни говорите, польза есть…

Во-первых, диск записан совершенно роскошно. Во-вторых и главных, большинство композиций Уорнс там исполняет с минимумом аккомпанемента, состоящего из одних (или почти одних) ударных, записанных ещё роскошнее. В этой, рекомендованной как тестовый материал, записи голос с богатейшими обертонами звучит на фоне физически ощутимой атаки рабочего барабана и буквально витающих в воздухе тарелок и колокольчиков. Одной проблемой, таким образом, стало меньше. А других и не было.

Методика инструментальных исследований разумелась сама собой. Каждый испытуемый проходил процедуру измерения параметров Тилля — Смолла в урезанном варианте: понятие эквивалентного объёма к пищалкам применимо, но никакого практического значения не имеет — у них акустическое оформление «с собой». Снятые импедансные кривые мы приводим, потому что они говорят о многом: о частоте резонанса, о наличии (и степени) феррожидкостного охлаждения, которое одновременно и демпфирование, об индуктивности звуковой катушки, величину которой надо знать, если планируется конструировать пассивный фильтр.

Второе — АЧХ по оси и под двумя стандартными углами, если к пищалке придаётся фильтр, то с ним и без него. На основе этого же измерения мы определяли и чувствительность головок, усредняя её в полосе 2 — 5 кГц, чтобы избавиться от влияния особенностей АЧХ на самых верхних частотах, которые составляли предмет особого разговора.

Третье — зависимость нелинейных искажений от частоты выше 500 Гц. Общих и отдельно по двум важнейшим гармоникам — неприятной для слуха третьей и значительно менее раздражающей слуховой аппарат второй. Здесь проявилась любопытнейшая зависимость. Можно я назову это «эффект Кима»? Нельзя? Ну ладно, я просто спросил… Оказалось (потом я нашёл этому теоретическое обоснование, но это — потом, а значит, не совсем честно): наличие в зазоре магнитной жидкости способствует увеличению доли третьей гармоники в спектре искажений. А её отсутствие — ровно наоборот, приводит к её ослаблению по отношению ко второй, да и по абсолютной величине — тоже. Так что когда производители с гордостью пишут о феррожидкостном охлаждении, это надо понимать так: «мы потратились на магнитную жидкость, чтобы вы нашу пищалку не сожгли». А не затем, чтобы она лучше звучала, имейте в виду.

Подводя итоги теста, мы (как и в рамках прошлого спецпроекта со среднечастотниками) даём рекомендации по использованию того или иного твитера на основе обнаруженных характеристик и особенностей, но (как и тогда) берёмся любую из них рекомендовать для того или иного применения. Трели всем участникам удаются, если провода подключить как надо…

КОМУ — ЧТО

Coral MT25 | Audison Prima AP 1 | Kicker КSТ 254 | Eton CX 260 | Rockford Fosgate T1T-S | DLS Scandinavia 1 | Morel MT-250 | CDT ES-010WD | AD MM1 | Ground Zero GZPT 28SX

Как уже было сказано, рекомендовать мы можем любого из участников теста, за разное и для разного, но некоторых рекомендуем особо, это и называться будет иначе. «Особисты» самостоятельно, без нашего вмешательства распределились на три группы. В первую входят DLS и Ground Zero, обе идеально приспособлены для работы в двухполосных системах с низкой частотой раздела, отличаются высокой линейностью и великолепным звучанием. Однако габариты, масса и «фланцевая» конструкция DLS налагают ограничения на установку, поэтому Ground Zero становится «Лидером», а DLS — «Фаворитом».

Вторую группу составили пищалки с кроссоверами, входящими в комплект. Kicker — отличный комплект с очень благоприятным спектром гармоник. Audison можно ставить в штатные места, не особенно заботясь об угловой ориентации, широчайшая дисперсия и фантастическая чувствительность — сильные стороны этих пищалок. «Фаворитом» становится Rockford Fosgate — серьёзный ВЧ-инструмент с возможностью оперативной коррекции АЧХ и уровня.

Читайте также  Блины в машину какие лучше?

Третья группа — «пищалки для поканалки». Демократичные Coral MT25 рекомендуются для трёхполосной системы, где частоту раздела можно выбрать достаточно высокой. Сходные рекомендации получает и AD — три полосы и частоту раздела повыше. Она становится «Фаворитом» за впечатляющую конструкцию.

Оставшиеся участники этой группы могут работать как в трёх-, так и в двухполосной системе, но к выбору частоты раздела и ориентации нужно подходить с учётом индивидуальных особенностей. Сильные стороны Eton — низкие искажения и предсказуемые угловые АЧХ. CDT потребует терпения при выборе ориентации, но украсит самую серьёзную систему.

Ещё одним «Фаворитом» становится Morel — пищалка для аудиофильской системы и серьёзной музыки с широкими возможностями акустического управления диаграммой направленности и АЧХ только за счёт ориентации.

Выбираем высокочастотные динамики для авто

Читайте далее

7 главных плюсов тонировки

Высокочастотные динамики или, как их еще называют: твитеры, «пищалки», ВЧ, — предназначены для воспроизведения высоких частот, примерно от 4-5 кГц до 20 кГц и выше. Именно высокочастотники играют важнейшую роль в правильной постройке звуковой «сцены», они позволяют получить четкость, детальность и «воздушность» в музыке.

Зачем автовладельцу могут понадобиться твитеры?

В случае, если его не устраивают те, что уже установлены в автомобиле, часто это высокочастотники, встроенные в коаксиальные динамики. В другом варианте: на замену сгоревшим, если есть желание приобрести что-то более качественное.

Коаксиальные динамики способны воспроизвести высокие частоты, за счет твитера, установленного в центре. Но качество таких высоких частот плохое. И также часть звука теряется, пока дойдет до слушателя, ведь динамики, в основном, устанавливаются в нижнюю часть двери. В «овалах» установленных в заднюю полку, тоже есть высокочастотный компонент. Но, опять же, из-за расстояния и переотражений часть звука оказывается потерянной. Поэтому лучше всего, когда твитер сделан в виде отдельного динамика и установлен спереди, ближе к уровню ушей слушателя.

Следует сказать, что устанавливать высокочастотник нужно в комплекте двух- или трехполосной акустики, или выбирать отдельно твитер, а уже к нему подбирать мидбас и кроссовер. Простая установка твитера вместе с коаксиальными динамиками сделает звук не намного лучше.

Какими бывают высокочастотники?

Есть две основные группы: купольные и рупорные твитера. Купольные имеют размер около дюйма, что равняется 2,5 см, форма их почти плоская или чуть выпуклая. Они используются для повседневного прослушивания в автомобиле.

Рупорные ВЧ динамики более крупные, имеют вид большой чашки с фазовыравнивающей «пулей» внутри, некоторые достигают размеров среднего мидбаса. Такие высокочастотники часто используются в «громких» соревновательных автомобилях, хотя отдельные любители иногда устанавливают их и в повседневные системы.

Какие твитеры выбрать?

Для начала надо определиться, куда вы будете их устанавливать. Самые распространенные места: верхний уголок двери, стойки, углы торпедо возле лобового стекла. Рупорные «пищалки», в большинстве, устанавливают в двери, из-за большого размера и специфики соревнований.


Представьте, какой динамик вы сможете установить в наиболее подходящие места своего автомобиля. В системах с процессорными головными устройствами ВЧ надо направлять на слушателя, чтобы создать потом правильную «сцену». В остальных — можно ориентировать друг на друга, на стекло, на противоположного пассажира, в общем, как вам понравится.

У высокочастотных динамиков материалы мембраны могут изготавливаться из разных материалов: шёлка, бумаги, со специальными пропитками, металла, титана, алюминия. При правильной установке и настройке все «пищалки» будут звучать хорошо. Но, считается, что более приятный звук имеют твитера с шёлковым и бумажным куполом.

При выборе твитеров также следует обратить внимание на нижнюю границу воспроизводимого ими диапазона. Особенно, если вы приобретаете «пищалки» к имеющимся динамикам, тем более, если у вас есть только «мидбас». В таком случае нужно брать высокочастотник с как можно более низкой границей воспроизведения ВЧ, чтобы не было провалов в амплитудно-частотной характеристике, и они между собой нормально стыковались.

И также обратите внимание на импеданс динамиков. Если будете фильтровать высокие частоты, попадающие на твитер, с помощью резистора, то импеданс должен быть выше. Если же кроссовером, то импеданс должен соответствовать сопротивлению кроссовера.

Запомните, что напрямую, от головного устройства или усилителя, твитер подключать нельзя, только через фильтр, иначе динамик сразу же выйдет из строя!

Компаний, выпускающих твитера, на рынке — десятки. Среди их продукции, если это более-менее известные фирмы, есть модели лучше, есть хуже. Но, если вы не обладаете хорошим музыкальным слухом и не имеете возможности сравнить напрямую большое количество моделей, вряд ли вы отличите их друг от друга. Конечно, чтобы понять, как играют высокочастотники, лучше их послушать самому. Но, обычно, у более дорогих моделей высокие частоты более чистые, детальные, «атмосферные». Модели дешевле тоже играют ВЧ, но не с такой детальностью и качеством. И слушать их не так приятно. Поэтому покупайте самые дорогие из тех, что можете себе позволить.