Преднамеренное прекращение движения транспортного средства

Остановка и стоянка в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о различиях понятий остановка и стоянка, а также о правилах дорожного движения, относящихся к выполнению остановки и стоянки. Кроме того, будут рассмотрены и возможные штрафы за неправильную парковку транспортных средств.

Различия понятий остановка и стоянка

В первую очередь давайте разберем разницу между понятиями остановка и стоянка. Это позволит в дальнейшем рассматривать правила для каждого из маневров по отдельности.

Если говорить максимально просто, то эти понятия различаются по своей длительности. Остановка — короткий маневр, а стоянка — маневр длинный. Однако это не все их различия, поэтому обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В первую очередь и остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть они осуществляются по желанию водителя. Не нужно путать их с прекращением движения в соответствии с ПДД (например, чтобы пропустить пешеходов на переходе) и с вынужденной остановкой:

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:

  • Если автомобиль не двигался менее 5 минут. При этом не имеет никакого значения, чем занимались в это время водитель и пассажиры.
  • Если транспортное средство остановилось для посадки или высадки пассажиров либо для погрузки или разгрузки грузов. При этом не имеет значения длительность маневра.

Все остальные преднамеренные прекращения движения (длительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и выгрузкой грузов) являются стоянкой.

Длительность менее 5 минут Длительность более 5 минут
Происходит посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка остановка
Отсутствует посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка стоянка

Еще раз про длительность маневра. 4 минуты 59 секунд — остановка. 5 минут 0 секунд — стоянка.

Еще раз про загрузку/разгрузку грузов. Если водитель вышел покурить на 10 минут, то имеет место стоянка. Если водитель вышел покурить на 10 минут и достал для удобства из багажника табуретку (груз), то имеет место остановка.

Правила выполнения остановки и стоянки в 2021 году

Правила дорожного движения, относящиеся к выполнению остановки и стоянки, располагаются в главе 12:

Где можно ставить транспортное средство?

На правой стороне дороги

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

1. Если справа от проезжей части есть обочина, то автомобили разрешается ставить только на обочине. Если обочина занята другими автомобилями или чем-то еще, то ставить автомобили на проезжей части не разрешается.

2. Ставить автомобили на проезжей части можно только в случае отсутствия обочины. При этом машина должна стоять у края проезжей части, то есть у бордюра.

В населенных пунктах паркуется огромное количество автомобилей и чтобы встать рядом с бордюром придется выполнить парковку задним ходом. Водитель, который не умеет выполнять параллельную парковку и оставляет машину в метре от края проезжей части, является нарушителем.

3. В исключительных случаях можно ставить автомобили и на тротуаре. Ниже данная ситуация будет рассмотрена более подробно.

На левой стороне дороги

Рассмотрим вторую часть пункта 12.1:

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в следующих случаях:

1. На двухполосных дорогах (по одной полосе в каждом направлении) без трамвайных путей посередине. Если трамвайные пути расположены слева или справа, то они не запрещают остановку на левой стороне дороги.

Примечание. На практике на дороге может быть нанесена сплошная линия разметки, которая не позволит выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

2. На дорогах с односторонним движением также разрешена стоянка на левой стороне. В данном случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет абсолютно никакого значения.

Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн (категория С) могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки. Т.е. на дороге с односторонним движением грузовик не может на левой стороне дороги:

  • выполнить стоянку;
  • остановиться на время менее 5 минут (без погрузки);
  • остановиться для посадки или высадки пассажиров.

Однако водитель грузовика может встать на стоянку на правой стороне дороги с односторонним движением.

Как ставить транспортное средство?

Параллельно краю проезжей части

Ответ на вопрос как ставить транспортное средство дается в пункте 12.2 правил дорожного движения:

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Таким образом транспортные средства должны стоять параллельно краю проезжей части и при этом как можно ближе к этому самому краю.

Если водитель не умеет выполнять параллельную парковку и попытается припарковаться передом на небольшом расстоянии, то с большой долей вероятности он поставит автомобиль под углом. Такая парковка является нарушением правил дорожного движения, и за нее предусмотрен штраф, речь о котором пойдет ниже.

Отдельно стоит рассмотреть правила парковки двухколесных транспортных средств (мотоциклов, скутеров, мопедов, велосипедов). Их разрешается ставить в 2 ряда, т.е. один из мотоциклов может стоять и не у края проезжей части.

Под углом к краю проезжей части

Отдельный абзац пункта 12.2 регламентирует постановку транспортных средств под углом:

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Ставить транспортные средства под углом к проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется местное уширение проезжей части, и только в том случае, если на это указывают одновременно дорожные знаки и дорожная разметка.

На тротуаре

Последний абзац пункта 12.2 посвящен остановке и стоянке транспортных средств на тротуарах:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Речь идет о следующих знаке и табличках:

8.4.18.4.8 «Вид транспортного средства». Указывают вид транспортного средства, на который распространяется действие знака.

8.6.18.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку». 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара; 8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

Обратите внимание на то, что на тротуаре могут стоять только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Причем только при наличии соответствующих знаков.

Кроме того, транспортные средства должны стоять именно так, как это изображено на табличке:

Обратите внимание, только на 6 из 9 табличек изображена постановка автомобиля на тротуаре. 3 таблички предусматривают остановку около тротуара. Однако на все транспортные средства распространяется только первая табличка.

Запрещается ставить на тротуар любые грузовые автомобили, причем не только категории C, но и категории B. При этом все грузовые автомобили должны останавливаться только параллельно краю проезжей части, а при наличии на дороге одной из табличек 8.6.2 — 8.6.9 не могут останавливаться вообще.

Также нарушением правил является и остановка легкового автомобиля или мотоцикла на тротуаре при отсутствии соответствующей таблички.

Перейдем к штрафам за нарушение правил остановки и стоянки.

Читайте также  Подкраска царапин на автомобиле своими руками

Штрафы за неправильную парковку в 2021 году

Штрафы за нарушения правил парковки, рассмотренные в этой статье, могут быть наложены по статье 12.19 кодекса об административных правонарушениях:

Остановка или стоянка В Москве или Санкт-Петербурге В других регионах
на железнодорожном переезде 1 000 рублей или
лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов 5 000 рублей
на пешеходном переходе 3 000 рублей 1 000 рублей
на тротуаре 3 000 рублей 1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси 3 000 рублей 1 000 рублей
на трамвайных путях 3 000 рублей 1 500 рублей
далее первого ряда 3 000 рублей 1 500 рублей
в тоннеле 3 000 рублей 2 000 рублей
с созданием препятствий
для других ТС
3 000 рублей 2 000 рублей
в зоне действия
запрещающих знаков
3 000 рублей 1 500 рублей
в других случаях 2 500 рублей предупреждение или 500 рублей

В 2021 году наказания за неправильную остановку и стоянку являются не слишком высокими, поэтому многих водителей они не останавливают. Даже на «самых дорогих» местах для инвалидов нередко стоят автомобили нарушителей.

Также следует сказать и о том, что существует дополнилеьный перечень мест, в которых запрещаются остановка и стоянка. Они рассмотрены в отдельной статье:

Остановка и стоянка

И остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть производятся в тот момент и в том месте, которые выбрал сам водитель.

Остановка и стоянка

Их нужно осуществлять таким образом, чтобы по возможности не создавать помех другим участникам дорожного движения.

Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

[symple_box color=»red»]
Важно знать!
Любая посадка-высадка пассажиров либо разгрузка и погрузка транспортного средства, которая производится без перерывов, независимо от ее продолжительности, считается остановкой. Если посадка, высадка, погрузка или разгрузка не производятся, то остановка дольше пяти минут считается стоянкой.
[/symple_box]

Непреднамеренное прекращение движения

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Вынужденная остановка всегда является непреднамеренной — она обусловлена конкретной причиной, не позволяющей продолжать движение. Водитель не может выбрать подходящее время и место для вынужденной остановки — она происходит независимо от его желания.

Поэтому главная обязанность водителя при вынужденной остановке — немедленно обозначить своё ТС, чтобы его издалека заметили другие водители, после чего, по возможности, откатить или отбуксировать его в более безопасное место.

Помимо вынужденной остановки, подразумевающей обычно длительное прекращение движения, существует несколько ситуаций, которые не попадают ни под одно из трех приведенных определений.

Они не относятся ни к остановке, ни к стоянке, ни к вынужденной остановке, и не требуют от водителя каких-либо дополнительных действий.

Речь идет о краткосрочном прекращении движения в следующих случаях:

  • при включении запрещающего сигнала светофора (или при запрещающем сигнале регулировщика);
  • перед пешеходным переходом, перекрестком, остановкой трамвая, железнодорожным переездом и т.п. — для пропуска людей, идущих через дорогу, или транспортного средства, пользующегося преимуществом в движении;
  • при движении в заторе с остановками и возобновлением движения.

Способы парковки

Остановка и стоянка транспортных средств должна производиться на правой стороне дороги на обочине, а при её отсутствии — на проезжей части у ее края. Ставить транспортные средства разрешается в один ряд, параллельно краю проезжей части.

Двухколесные мотоциклы, мопеды и велосипеды разрешается ставить в два ряда.

Мы рассмотрели обычный способ парковки, который допускается для остановки и стоянки любых транспортных средств в любых местах, за исключением тех, где парковка запрещена или должна выполняться иным способом.

Под иными способами парковки имеется в виду:

  • парковка поперек дороги или под углом;
  • парковка с заездом на тротуар;
  • парковка на левой стороне проезжей части.

Остановка или стоянка под углом к краю проезжей части или поперек дороги допускается там, где имеется местное уширение («карман»). При этом парковаться следует так, чтобы не уменьшалось количество полос движения и их ширина.

При наличии в таких местах знака 6.4 с одной из табличек 8.6: 8.6.1, 8.6.4, 8.6.5, ставить ТС на стоянку следует именно так, как указано на табличке, причем поперек дороги могут парковаться только легковые автомобили и мотоциклы.

Если нанесены линии разметки, показывающие границы парковочных мест, необходимо соблюдать требования этих линий.

При отсутствии знаков и разметки водитель самостоятельно выбирает положение своего ТС на стоянке таким образом, чтобы оно не мешало парковке, въезду и выезду других транспортных средств.

Стоянка на тротуаре разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам и только в местах, обозначенных на тротуаре разметкой парковочных мест либо знаком 6.4 с одной из табличек 8.6: 8.6.2, 8.6.3, 8.6.7, 8.6.8, 8.6.9.

При отсутствии подобных знаков или разметки стоянка на тротуаре, независимо от его ширины, запрещается.

[symple_box color=»red»]
Важно знать!
Стоянка с полным или частичным (двумя колесами) заездом на тротуар всегда запрещена любым автобусам, тракторам и грузовым автомобилям, включая и те грузовики, которые имеют разрешенную максимальную массу менее 3,5 тонны и относятся к транспортным средствам категории В.
[/symple_box]

Остановка и стоянка на левой стороне дороги разрешается только в населенных пунктах и только при выполнении любого из двух условий:

  • дорога имеет одностороннее движение (при этом грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т разрешена только погрузка-разгрузка);
  • дорога с двухсторонним движением без трамвайных путей посередине имеет по одной полосе для движения в каждом направлении. В этом случае для подъезда к левому краю проезжей части и отъезда от него водителю придется пересечь только одну встречную полосу.

Стоянка для ночлега или длительного отдыха вне населенных пунктов разрешается только за пределами дороги или на специально обустроенных парковочных площадках, обозначенных знаками «Парковка» или «Место отдыха».

Места, где запрещена остановка

[symple_box color=»red»]
Важно знать!
Если запрещена остановка, то стоянка транспортных средств также запрещается. В местах, где запрещена только стоянка, вы можете остановиться.
[/symple_box]

Остановка запрещается в следующих местах:

  • в зоне действия знака 3.27 и там, где по краю проезжей части нанесена разметка 1.4 желтого цвета;
  • на всем протяжении автомагистрали 5.1 и «дороги для автомобилей» 5.3. Обочина на таких дорогах предназначена только для вынужденной остановки, а парковка допускается на специальных площадках, оборудованных за пределами дороги и обозначенных знаками 6.4 или 7.11;
  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах 1.1 Зоной переезда считается расстояние между шлагбаумами или знаками 1.3.1 (1.3.2);
  • в тоннелях 1.31 и под любыми мостами, эстакадами, путепроводами;
  • на эстакадах, мостах, путепроводах, если для движения в данном направлении имеется одна или две полосы. При наличии трех и более попутных полос разрешается как остановка, так и стоянка;
  • в местах, где припаркованное транспортное средство вынудит других участников движения совершать объезд через сплошную линию разметки или по разделительной полосе. Ширина свободного участка проезжей части должна составлять не менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними (со стороны приближающихся транспортных средств);
  • в местах с ограниченной видимостью (менее 100м хотя бы в одном направлении) на проезжей части дороги. При этом остановка и стоянка на обочине не запрещается;
  • на пересечениях проезжих частей и ближе 5 метров в любую сторону от них. Исключение составляет парковка на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки на расстоянии не менее 3 м от нее, или с непрерывной разделительной полосой. При такой конфигурации перекрестка на нем возможно только движение прямо, поэтому объезд припаркованного ТС производится так же, как и на любом другом участке дороги вне перекрестка;
  • ближе 15 метров в обе стороны от места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси. Здесь тоже есть исключение — допускается кратковременная остановка только для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех маршрутным транспортным средствам и автомобилям такси;
  • в местах, где остановившееся транспортное средство загородит другим водителям светофоры или дорожные знаки;
  • в местах, где остановившееся транспортное средство сделает невозможным въезд и выезд или создаст помехи движению пешеходов.
Читайте также  Как определить откуда течет масло с двигателя?

Места, где запрещена стоянка

Стоянка запрещается (а остановка разрешается) в следующих местах:

  • в зоне действия знаков «Стоянка запрещена» 3.28, «Стоянка запрещена по нечетным 3.29 или четным 3.30 числам месяца», «Зона с ограничением стоянки» 3.27, а также при наличии желтой линии разметки 1.10, нанесенной по краю проезжей части;
  • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 Стоянка не запрещается, если ТС целиком поместилось на обочине такой дороги, и другим водителям не требуется его объезжать;
  • ближе 50 метров в обе стороны от ж/д переездов. ТС, припаркованное на любой стороне дороги, будет загораживать видимость поезда водителям, приближающимся к переезду. Таким образом, остановка запрещается только на самом переезде, а стоянка — на переезде и на расстоянии 50 метров от него.
[symple_box color=»red»]
Важно знать!
Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
[/symple_box]

Покидая свое транспортное средство после остановки, водитель должен надежно затормозить его стояночным тормозом.

При парковке на дороге, имеющей уклон, нужно повернуть передние колеса так, чтобы при попытке автомобиля скатиться вниз одно из колес уперлось в бордюр.

Если бордюра нет, руль поворачивают в сторону обочины. Не забудьте извлечь ключ из замка зажигания, закрыть двери и поставить автомобиль на охранную сигнализацию.

Действия водителя при вынужденной остановке транспортного средства

Очень специфическим, с точки зрения ПДД РФ, являются ситуации вынужденной остановки. Для них существуют специальные правила, при этом может законно игнорироваться масса прочих норм.

Принципиальное значение имеет признание такой остановки именно вынужденной. В противном случае существует угроза «насобирать» штрафов на приличную сумму, а то и вовсе лишиться права на управление ТС. Во всех этих деталях и будем разбираться в данном материале.

Что такое вынужденная остановка? Определение

Термины и формулировки даны в пункте 1.2 ПДД России:

Вынужденная остановка – это прекращение движения транспортного средства (ТС), вызванное его технической неисправностью, состоянием здоровья водителя или пассажира(-ов), неожиданным препятствием, не позволяющим дальнейшее движение, а также опасностью, создаваемой перевозимым грузом.

При этом, для того чтобы остановка считалась вынужденной достаточно выполнения одного из описанных условий. К ним мы еще вернемся более подробно, но сначала посмотрим на случаи, которые однозначно не будут считаться вынужденной остановкой.

Что не является вынужденной остановкой?

Для всего дальнейшего разбирательства принципиально отличать термин «вынужденная остановка» от случаев, когда прекращение движения не является таковой.

Во-первых, ПДД устанавливает понятие остановки, как намеренной приостановки перемещения ТС, ограниченной по времени (до 5 минут), или периодом для выполнения необходимых действий – в частности, погрузкой-выгрузкой или посадкой-высадкой пассажиров.

То есть четко разграничиваются понятия просто «остановки», как намеренного явления, и «остановки вынужденной», как события, непредумышленного, в определенном смысле непредотвратимого, в т.ч. произошедшего для исключения худших последствий.

Во-вторых, существуют правила, требующие остановки транспортного средства в определенных обстоятельствах (в том числе вынужденной, экстренной). Яркие примеры – пропустить транспорт со спецсигналом, избежать ДТП, или выполнить требования инспектора ГИБДД (ГАИ). Такое прекращение перемещения так же не будет являться вынужденным.

Третий момент, на который необходимо обратить внимание, это действие всех правил, связанных с вынужденной остановкой, исключительно в случаях, когда обычная остановка запрещена (знаками, разметкой и пр.). Если запрета нет, любая остановка осуществляется по обычным нормам.

Остановившись на проезжей части из-за технической неисправности транспортного средства.

Причины вынужденной остановки

Из определения вытекают основные параметры вынужденной остановки:

  • Машина не может продолжать движение из-за поломки (например, лопнуло колесо, заглох двигатель и т.д.).
  • Передвижение невозможно из-за внезапно проявившейся симптоматики заболеваний, возникших у водителя или других людей, находящихся в салоне (закружилась голова, ухудшилось зрение, рвота и т.д.).
  • Перемещение заблокировано внештатным препятствием (на дорогу упало дерево, выбежало животное).
  • Груз, транспортируемый рассматриваемым ТС, стал создавать угрозу для движения и/или его участников (например, готов рассыпаться — по проезжей части или внутри салона, создавая проблемы для управления автомобилем).

Еще раз подчеркнем, что для применения ситуации вынужденной остановки, достаточно и одного из перечисленных обстоятельств.

Действия водителя в случае вынужденной остановки по ПДД

Для начала рассмотрим общие правила, а ниже перейдем к особым ситуациям.

Что необходимо сделать при вынужденной остановке Пункт ПДД РФ
Включить аварийную сигнализацию (т.н. аварийку) 7.1
Выставить знак аварийной остановки (красно-желтый треугольник) 7.2
Предпринять меры для перемещения ТС из зоны запрещенной остановки 12.6

Особые случаи

Нужно понять, что особые обстоятельства требуют особых действий, однако они могут накладываться поверх вышеуказанных правил, но иногда заменяют их. Выбирать правила поведения необходимо по принципу: является ли конкретный случай особенном? — Если нет, действуют обычные нормы.

На железнодорожном переезде

Опасность прекращения движения на ж/д переезде сложно преувеличить. Видимо поэтому и правила принудительной остановки тут специфические. Необходимые действия описаны в п.15.5 ПДД, и выглядят так:

  1. Незамедлительно высадить пассажиров.
  2. Постараться освободить железнодорожные пути.

Дальнейшие действия Правила описывают как выполняемые одновременно с вышеуказанными, однако логика событий подсказывает, что они необходимы только в случаях, когда освободить ж/д переезд не удалось.

  • При наличии двух пассажиров или согласившихся помочь свидетелей, их необходимо отправить в обе стороны ж/д полотна минимум на километр, чтобы они там подавали сигнал 1 к остановке поезда.
  • Если такой человек только один, его необходимо отправить в ту сторону, видимость в которую хуже.
  • Водитель должен оставаться возле ТС, подавая сигнал тревоги 2 .
  • Если водитель заметил поезд, нужно, далее цитата из правил, «бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки 1 ».

(2) Звуковым сигналом тревоги считается подача звукового сигнала, состоящего из одного длинного и трех коротких гудков, постоянно повторяющихся.

На автомагистрали

Если проезжая часть, на которой произошла вынужденная остановка, однозначно идентифицируется как автомагистраль, в соответствии с нормами п.16.2 ПДД РФ, необходимо переместить ТС на обочину.

Напомним, что в обычных условиях остановка на обочине автомагистрали недопустима, а при вынужденной остановке на других типах дорог нужно переместить ТС за пределы зоны, в которой остановка запрещена. В данном случае норма п.12.6 не действует – автомобиль может осуществить вынужденную остановку за пределами линии, отмечающей окончание проезжей части (на обочине).

При этом нормы, требующие включения аварийной сигнализации и выставления соответствующего знака, остаются в силе.

Наглядно показываем внесенные изменения в КоАП: новые штрафы за нарушение правил парковки и другое

Напомним, что, согласно Правилам дорожного движения (ПДД), «остановка» — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. А «стоянка» — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Новые штрафы за нарушение правил остановки и стоянки указаны в подписях к иллюстрациям.

С 1 июля изменится и еще одна важная статья Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) — пункт 27.13 «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Теперь инспекторы дорожно-патрульной службы (ДПС) вновь получили право снимать номера за неправильно затонированные стекла! Преж­де за это грозил лишь штраф в 500 рублей. Напомним, что по техническому­ регламенту «О безо­пасности колесных транспортных средств» светопропускная способность передних боковых и лобового стекол должна быть не менее 70%. Проверить степень тонировки инспекторы имеют право в любой момент, но только с помощью специальных приборов — на каждый из них должен быть сертификат, а проведение измерений возможно лишь при требуемых погодных условиях (температура и влажность).

Другое нововведение касается эвакуации. До 1 июля этого года в случаях неправильной парковки она применялась только при нарушениях по статье 12.19.4 (неправильная парковка, создавшая препятствия движению других автомобилей) — теперь же эвакуировать машину могут и за парковку на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, вторым рядом и даже при простом нарушении требований знаков и разметки, регулирующих остановку и стоянку.

Читайте также  Почему не заводится бензиновая машина?

Изменится и порядок оплаты эвакуации. Раньше его определяли Правила задержания транспортных средств, которые были приняты Постановлением правительства №759 еще в 2003 году — они ссылались на часть 5 статьи 27.13. В 2008 году порядок изменился — эвакуация и первые сутки хранения автомобиля на спецстоянке стали бесплатными, после чего тарификация шла по часам: например, в Москве расценки составляли 40 рублей в час во вторые и третьи сутки и 80 рублей далее.

Но с 1 июля в статье 27.13 будет закреплено лишь то, что «расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение». Из КоАП исчезло упоминание того, что порядок задержания, хранения автомобилей и оплаты «услуг» эвакуации определяется правительством РФ. Теперь его должны определять законы, принимаемые властями субъектов Федерации.

По нашей информации, активная работа над подобным законом началась лишь в Санкт-Петербурге, но и там пока нет конкретных расценок. Вероятно, в большинстве регионов подобные законы будут приняты в авральном режиме прямо к 1 июля. Но в любом случае следует помнить: если вы прибыли на место задержания до того, как эвакуатор тронулся с места, вам обязаны вернуть автомобиль! Если сотрудники ГИБДД отказываются это делать, надо жаловаться по телефону доверия (есть на каждой полицейской машине) или в прокуратуру.

Однако, как водится, куда лучше не нарушать ПДД. Кстати, оплата эвакуации нарушителями — обыкновенная практика для многих стран. К примеру, во Франции машину могут увезти на штрафстоянку не только если она создает помехи движению других автомобилей, но даже если просто портит эстетический вид местности! Стоит эвакуация 113 или 126 евро (около 5000 руб­лей), а хранение в зависимости от размеров населенного пункта — шесть или десять евро в день.

Интересно, что если вы прибыли к своему автомобилю, когда решение об эвакуации принято, но его еще не увезли, вам все равно придется оплатить «предварительные работы» (15 евро), а если вы препятствуете эвакуации автомобиля, можно попасть в тюрьму на три месяца и схлопотать штраф в 3750 евро! Кстати, сами штрафы за неправильную парковку относительно небольшие: от 17 евро за нарушение правил парковки до 135 евро за создание помех движению автобусов. Правда, «расплата» может достигать и 375 евро, ведь во Франции действует балльная система нарушений с прогрессивной шкалой штрафов.

Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД

Последнее обновление: 31.10.2020
Комментариев нет

  • Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД
  • Остановка и стоянка ТС. Общие положения
  • Остановка и стоянка ТС в населенном пункте
  • Остановка и стоянка ТС вне населенного пункта
  • Остановка и стоянка на проезжей части
  • Стоянка во дворах
  • Нарушение правил остановки и стоянки ТС

Материалом этой статьи начинается серия публикаций «Остановка и стоянка» по соответствующей теме. Постепенно будут рассмотрены, так сказать, «общие» вопросы, касающиеся этой темы, остановка и стоянка ТС в населенных пунктах и вне оных, а также остановка и стоянка ТС на проезжей части и стоянка во дворах.

Требования правил дорожного движения, регламентирующие остановку и стоянку транспортных средств, находятся в разделе 12 ПДД «Остановка и стоянка». За нарушение этих требований в КоАП РФ предусмотрены немалые штрафы, включая эвакуацию ТС на штраф.стоянку.

Поэтому, есть большой смысл разобраться в этих требованиях, чтобы в дальнейшем (по возможности) исключить из своей практики их нарушение.

Прежде чем приступить к рассмотрению требований раздела 12 ПДД необходимо понять различие в определениях терминов «остановка», «вынужденная остановка» и «стоянка». Они приведены в пункте 1.2 ПДД.

«Остановка» в ПДД — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, или на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Вынужденная остановка» в ПДД — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Еще существует такое неофициальное понятие как технологическая остановка. К ней относится остановка для выполнения требований сигналов светофора, регулировщика, предоставления преимущества другим участникам движения, из-за затора и т.д.

Т.е. это, так называемая остановка ТС в процессе движения, вызванная необходимостью выполнить требования ПДД. Подобная (технологическая) остановка транспортного средства не имеет никакого отношения к юридическому смыслу термина «Остановка», указанному выше.

«Стоянка» в ПДД — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

И «Стоянка» и «Остановка» подразумевают преднамеренное прекращение движения. Что это означает?

Преднамеренное прекращение движения — это такое, когда оно производится по желанию водителя, а не вследствие причин, указанных в определении «вынужденная остановка», и не вследствие причин, относящихся к технологическим остановкам. Другими словами, у водителя есть намерение (желание) прекратить движение для каких-то целей.

Остановка отличается от стоянки временем неподвижного состояния ТС: до 5 минут — это остановка, свыше 5 минут — стоянка.

Формально, остановка обязательно связана с посадкой или высадкой пассажиров, или погрузкой (разгрузкой) ТС. Но если вы, остановив в соответствии с разделом 12 ПДД свой автомобиль, не покидаете салон и не ждете пассажира, то на время до 5 минут «обездвиженность» все равно считается остановкой.

Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 минут также может считаться остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой ТС.

Стоянка или Парковка. Отличия

В чем различия понятий «Парковка» и «Стоянка»?

Понятие «Парковка» ввели в ПДД в 2013 году. Его полное название: Парковка (парковочное место). Примерно в это же время начали повсеместно вводить плату за стоянку транспортных средств на улицах населенных пунктов.

Одновременно было изменено название знака 6.4: из «Место стоянки» его переименовали в «Парковка (парковочное место)». Общий смысл и значение знака 6.4 от этого не изменились.

Непосредственно термин «Парковка (парковочное место)» имеет объемное описание (пункт 1.2 ПДД), но прежде всего оно означает организованное место для стоянки транспортных средств на платной или бесплатной основе.

Что интересно, парковка, как таковая (т.е. место, территория), по решению владельца дороги может быть организована в местах, где обустройство противоречит ПДД, например, под мостом (эстакадой), путепроводом и пр., но не будет мешать общему движению транспорта. Это делается в целях «эффективного» использования полезного пространства.

Значение слова «Парковка» также справедливо для выражений типа «Мне нужно припарковаться (или поставить автомобиль на парковку)». Например, есть высказывание парковка автомобиля параллельно тротуару, или парковка под углом к дороге.

В данном контексте под «парковкой» понимается ряд действий, в результате которых автомобиль размещается необходимым способом на месте, выбранном водителем для остановки или стоянки.

Под высказываниями подобного типа следует понимать: «поставить автомобиль определенным способом на стоянку» или «подъехать к краю проезжей части для остановки» — так более правильно, хотя, «парковка» — звучит и проговаривается короче.

Более того, за нарушение правил постановки своего автомобиля на стоянку или за остановку в запрещенном для этого месте, штрафы назначаются именно за «неправильную» стоянку или остановку, а никак не за парковку автомобиля. Данные различия хоть и незначительные, но их нужно понимать.

Вот, собственно, и вся разница между «Парковкой» и «Стоянкой»: стоянка в ПДД — это действие, а парковка в ПДД — это место.

Требования, предъявляемые ПДД к постановке транспортного средства на стоянку или к выполнению остановки в разных дорожных обстоятельствах, последовательно будут рассмотрены в следующих публикациях данной серии.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 31.10.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.