Расход топлива на автомате и механике разница

Механика или автомат: что лучше?

При покупке транспортного средства никогда не будет лишним знать отличия механики от автомата. В данной статье мы постараемся всю информацию разложить по полочкам доступным языком каждому.

Автомобиль с механической коробкой передач будет всегда дешевле, чем транспортное средство с автоматом, конечно в эквиваленте

Стоимость

Автомобиль, в которой установлена автоматическая коробка передач стоит значительно больше, чем с механической коробкой. Разница приблизительно составляет 40 тысяч рублей. Поэтому по цене выгода остается за автомобилем с механической коробкой передач.

При управлении автомобилем автоматическая коробка передач имеет свои преимущества

Простота управления. Что касается управления, то бесспорно машина с «автоматом» превосходит «механику». Во время движения по дороге разница практически не чувствуется, но отличия все-таки есть. При обгоне автомобиль с механической коробкой требует переключения на пониженную передачу для того, чтобы разогнаться на обгоне. Транспортные средства с автоматической коробкой не требуют переключения скоростей, достаточно просто сильнее нажимать на педаль газа, коробка передач самостоятельно переключится на пониженную передачу, распознавая, что машина готовится к обгону. Это конечно мелочь, но очень удобная и приятная. Самое большое преимущество автоматической коробки состоит в том, что удобно передвигаться в условиях загруженных городских дорог. Порой хочется думать что «автомат» и придуман для города. Не нужно часто переключать скорость, дергать за ручку переключения передач. Достаточно просто легко нажимать ан газ и тормоз. Ездить по пробкам с автоматической коробкой можно с удовольствием. Несложно и комфортно с «автоматом» трогаться в гору, отпустив педаль тормоза и нажав педаль газа. Автоматическая коробка в управлении превосходит механику в разы.

Разница в расходе топлива между автоматом и механикой незначительно, однако МКП расходует немного меньше

Расход топлива

Автомобиль с механической коробкой топлива расходует меньше. Но эта разница незначительна, максимум она составляет один литр топлива. Некоторые автолюбители и на механической коробке умудряются расходовать много топлива, набирая большую скорость. Не нужно резко давить на педаль газа, движения нужно делать плавные. Если автомобиль водить правильно, то расход бензина будет оптимальный вне зависимости от того, какая коробка передач установлена.

В этом плане механика вам обойдется значительно дешевле

Обслуживание автомобиля. Обслуживание машины с «механикой» состоит в том, чтобы поддерживать необходимый уровень масла и следить, чтобы оно не подтекало. Менять масло на механической коробке полностью нужно один раз каждые несколько лет. Замену масла производят практически во всех автосервисах. Если коробка передач автоматическая, то тут все немного похлопотнее. Вся сложность в том, что в автоматической коробке нет масла, ее заменяет жидкость под названием ATF. Чем она отличается от моторного. Масло – это состав, который предназначен для смазки деталей ДВС. Жидкость ATF не только смазывает поверхности деталей, но и выполняет другие функции и задачи, работая в суровых температурных условиях. У транспортных средств с автоматической коробкой нет сцепления коробки с двигателем, как у машин с механичкой. В качестве сцепления здесь выступает гидротрансформатор (Примечание редактора: гидротрансформатор выполняет роль коробки передач, это одно и тоже). Его работа заключается в том, чтобы жидкость переходила в крутящий момент (другими словами, мы имеем лопасти которые вращаются с большой скоростью, одна лопасть закреплена на валу двигателя, другая, грубо говоря, соединяется с колесами, ATF представляет связующее звено). Жидкость имеет свойство испаряться от перегревания и терять свои технические характеристики. Поэтому ATF необходимо менять примерно через каждые 50 тысяч км пробега. При замене жидкости меняют и фильтр, через который она проходит. Эту работу лучше делать в специализированном сервисном центре, на что потребуются дополнительные денежные затраты. Ремонт автоматической коробки передач – тема сложная и неприятная для водителей. В среднем автоматическая коробка требует ремонта примерно в семь раз чаще, чем механическая. В среднем стоимость ремонта автоматической коробки обходится в 40 тысяч рублей. При ремонте дают гарантию на 10 тысяч км или 6 месяцев езды. Что касается затрат на обслуживание, то у механической коробки они в разы меньше.

Ресурс автоматической коробки передач как правило больше

Милересурсы

Существует мнение, что у автоматических коробок передач меньше ресурс. Но это ошибка. Если автомобилем пользоваться правильно, то ресурс автомата может обогнать механику. Для этого нужно постоянно контролировать уровень жидкости ATF. Для автомата не должно быть ни излишка, ни недостатка жидкости. Не нужно пользоваться машиной как тягачом. Избегать необходимо и резких рывков на старте. Если автомобиль попал в болото, снег или грязь, то не стоит буксовать. Это опасно для автоматической коробки, потому что коробка передач срабатывает таким образом, как для разгона, и включает повышенную передачу. Недостаток автомата в том, что из сугроба невозможно выехать, раскачавшись, как на механике. Автомат очень быстро переключает скорость, что исключает резкие рывки. Поэтому при застреваниях можно только воспользоваться буксиром.

В этом аспекте все зависит от водителя

Вождение в зимний период

Автомобиль с автоматом зимой не имеет возможности при езде по гололеду включить пониженную передачу, необходимо отпустить педаль газа и просто ожидать, когда коробка переключит скорость. Зимой перед тем, как выезжать, нужно прогревать двигатель, чтобы жидкость набрала необходимую температуру, и коробка передач работала нормально.

Многие опытные водители считают, что первый автомобиль должен быть с механической коробкой, а вот уже потом можно приобретать транспортное средство с механической коробкой. Но все зависит от того, что человек ценит и от его возможностей.

Сравнение, плюсы и минусы АКПП и МКПП

Итак, первую запись в своём личном блоге я бы хотел посвятить коробкам передач, и немного рассказать о плюсах и минусах АКПП и МКПП. Запись будет оригинальной, чисто моё субъективное мнение и рассуждения. Сразу хочу написать, что т.к. на меня подписаны в основном спектраводы, у которых часто встречается механика, что на абсолютную истину моё мнение не претендует, хотя я в тексте буду показывать мою симпатию к АКПП. Ну и у меня Спектра 2006 года, на которой стоит ещё хороший автомат. Спектры с плохими автоматами пошли, судя по информации с этого и других сайтах и форумах, с 2007-2008 года, когда стали экономить на сборке, или возможно корейцы перестали выпускать и поставлять данный автомат на ижевский завод, и его заменили другой АКПП, на которую многие жалуются.

Итак, начнём с небольшой теории, и классифицируем коробки передач. Их существует 2 вида-механические и автоматические, последние в свою очередь в настоящее время можно разделить на 3 категории: непосредственно настоящие классические АКПП, а также вариаторы и роботы. Между вариаторами и роботами, а также типтрониками особых различий для простого автолюбителя нет, и дальше по тексту они будут объединены в 1 категорию.

Далее будут рассмотрены 3 вышеперечисленных типа коробок передач, и будут приведены их плюсы и минусы (на мой субъективный взгляд).

1 тип-механические коробки передач (механика, МКПП, ручная КПП, ручка). Исторически их первыми стали ставить на машины, т.к. они попросту были изобретены гораздо раньше АКПП. Первые автомобили имели 1-2, затем 3-4 передачи включая заднюю, потом число скоростей постепенно увеличивалось, и на данный момент на большинство новых автомобилей ставятся 6-ступенчатые МКПП (задняя 7-я). Также необходимо отметить то, что на всех машинах с механикой обязательно стоят 3 педали-помимо газа и тормоза есть сцепление, которое нужно для переключения передач МКПП.

1.Думаю, что главный на сегодняшний день плюс, т.к. в стране кризис-это экономичность (по сравнению с АКПП). Для сравнения: моя Девятка, на которой я проездил менее года, расходовала приблизительно 6-7, максимум 8 литров бензина на 100 км. в городском цикле, а в смешанном и на трассе и того меньше. Моя же нынешняя Kia Spectra на автомате расходует приблизительно 10 литров в городском цикле и чуть меньше-в смешанном и на трассе. Но, здесь нужно сделать пару оговорок. У Девятки мощность 72 л.с., у Спектры 101. Объём двигателя соответственно 1,5 и 1,6. Малолитражки на автомате расходуют приблизительно столько же бензина, сколько их собратья на механике. Да и в других классах это различие не слишком-то и велико, т.к. расход топлива также зависит ещё от многих факторов, таких как стиль вождения, состояние двигателя и топливной системы, само топливо и т.д.
2.Также МКПП более просты и недороги в обслуживании, опять же по сравнению с АКПП.
3.На механике водитель сам выбирает время переключения передач, что позволяет ему контролировать езду, в том числе быстрее разгоняться и тормозить двигателем.
4.Механика обеспечивает лучшую проходимость, и с ней проще выбраться из грязи, если застрянешь.
5.Авто на механике можно завести с «толкача» при подсевшем аккумуляторе, старых свечах или неисправном стартере.
6.На автомобиле с механикой можно смело ездить с прицепом или буксировать другой автомобиль.

Читайте также  Что означает маркировка на дисках автомобиля?

Теперь о минусах МКПП:

1.Думаю, что наиболее главный минус-это неудобство вождения автомобиля с механикой. Особенно часто механика вызывает затруднения у новичков. Чтобы тронуться на такой машине, нужно выжать сцепление, включить скорость и плавно его отпустить, что получается далеко не у каждого начинающего водителя, особенно на русских машинах) И эти переключения отвлекают внимание от дороги. Как раз именно по этим причинам я и продал свою Девятку, т.к. задолбали эти постоянные переключения и выжимания сцепления, которые отвлекают от дороги, и из-за этого я пару раз чуть не попал в ДТП. Кроме этого, по своей неопытности и торопливости я спалил сцепление, и стала вылетать и не включаться 3-я скорость. Немного подделав, я продал Девятку от греха подальше и зарёкся больше никогда не покупать русские машины и машины с механической коробкой!
2.МКПП тоже ломаются и изнашиваются, порой не меньше, а то и больше чем АКПП. Но опять же, ремонт МКПП или её замена обойдутся в меньшую сумму, чем ремонт или замена АКПП.
3.Сцепление помимо неудобств тоже часто выходит из строя, особенно у начинающих водителей, а у машин с АКПП сцепление отсутствует.

2 тип КПП-АКПП (обычный классический автомат). Их стали устанавливать на автомобили гораздо позже МКПП, но они достаточно быстро завоевали популярность у автолюбителей, и на сегодняшний день производится больше автомобилей с автоматом, а механика постепенно уходит в прошлое. АКПП также как и МКПП имеет определённое число передач, которое сейчас тоже доходит до 6, а то и 7. В машинах с АКПП всего 2 педали-газ и тормоз, необходимости в сцеплении нет.

1.Первый и наиболее важный плюс-это конечно удобство и комфорт. По сравнению с механикой, не надо переключать передачи вручную и выжимать сцепление, и внимание во время вождения можно сосредоточить непосредственно на дорогу.
2.На данный момент разница в расходе топлива у аналогичных машин с механикой и автоматом уже не такая большая, малолитражки по этому показателю уже давно сравнялись по моему мнению. Конструкторы работают над тем, чтобы АКПП завоёвывала всё большую популярность, и работают над устранением её минусов, в том числе и повышенного расхода топлива по сравнению с механикой.
3.Надёжность (хоть и относительная). АКПП ломаются реже, но и их ремонт обходится дороже ремонта МКПП.
4.Отсутствие сцепления позволяет забыть и о проблеме его обслуживания и ремонта по сравнению с механикой)

Теперь о минусах АКПП:

1.Больший расход топлива по сравнению с МКПП. Как я уже писал выше, это зависит от многих факторов, и на самом деле, у большинства однотипных машин эта разница зачастую не превышает 1-2 литров на 100 км. К тому же, производители постоянно снижают «прожорливость» АКПП, делая их всё более и более привлекательными.
2.Более высокая стоимость обслуживания, ремонта и замены, опять же если сравнивать с механикой.
3.Машины на АКПП, как правило, медленнее разгоняются и имеют немного меньшую максимальную скорость, чем авто на механике. Именно поэтому большинство гоночных автомобилей (в том числе болиды Формулы-1) имеют механическую коробку.
4.АКПП имеют меньшую степень проходимости, и на автомате сложнее выбраться из грязи, чем на механике.
5.Невозможность завести машину на АКПП «с толкача».
6.Имеются ограничения на буксировку прицепов и автомобилей: буксировать можно только не более определённой скорости и на определённые расстояния. (Хотя и над этим минусом инженеры тоже работают).

3 тип КПП-вариаторы, роботы и типтроники. Это как бы гибриды МКПП и АКПП, но всё же больше похожи на АКПП, т.к. в машинах с таким коробками нет сцепления. Позволяют осуществлять езду как в автоматическом режиме, так и в ручном. Плюс у таких коробок я вижу один-это сочетание механики и автомата. Но отсюда вытекает и минус-это относительная ненадёжность, сложность и дороговизна ремонта и замены таких коробок. Опять же, конструкторы постоянно работают над этой проблемой, и модернизируют такие коробки, делая их более надёжными и простыми и недорогими в ремонте.

Также в заключение обзора напомню ещё и про то, что во всех типах КПП необходимо вовремя менять масло, т.к. свежая рабочая жидкость-залог исправной работы коробки! Масло необходимо постоянно проверять, как его уровень, так и его состояние, и помнить про регламент замены, установленный производителем. Также в коробку нужно лить только тот тип масла, который рекомендован заводом. В частности, в АКПП на Kia Spectra заливается масло ATF SP-3, я залил масло ZIC ATF SP-III, сделав при этом полную аппаратную замену, и заменив фильтр АКПП и прокладку поддона АКПП.

Подводя итоги, выскажу своё субъективное мнение по поводу коробок передач. Так на чём же остановить свой выбор? Лично я за классический автомат. Почему? Потому что в современных условиях всё более важен комфорт, который и обеспечивает АКПП, а механика (да простите меня её почитатели), уже прошлый, даже позапрошлый век) Если нет дополнительно никаких условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль (например, бездорожье, гонки, частая езда с прицепом или буксировка других автомобилей), то АКПП-это лучший вариант по соотношению цены, качества и удобства) Особенно комфортен автомат в городских условиях, где есть светофоры, пробки, частые ускорения и торможения. Ну и для начинающих водителей автомат покажется сказкой) Кстати, я всё же за то, чтобы сдавать на права на механике, потому что при сдаче на права на автомате ставится отметка, которая запрещает управлять автомобилем на механике, что является существенным минусом-мало ли что случиться, вдруг нужно будет куда-то поехать на авто с МКПП, а езда с такой отметкой в случае остановки сотрудником полиции будет приравнена к езде без прав. Также пару слов о том, почему я не очень рекомендую вариаторы, роботы и типтроники. Да всё потому, что они менее надёжны, чем обычные классические автоматы, и чаще выходят из строя, а их ремонт и замена очень дороги. Поэтому нужно быть внимательным и осторожным, покупая такое авто, особенно это касается автомобилей б/у. Но в будущем ожидается, что такие типы КПП будут становиться всё более надёжными.

Итак, на этом завершаю свою первую запись в личном блоге. Комментарии, дельные и конструктивные замечания и личные мнения только приветствуются)

Почему «автоматы» экономичнее «механики»?

Пожиратели топлива

Автоматические коробки делятся на несколько типов. Есть вариаторы, роботы и гидромеханические автоматы. На бюджетных автомобилях B и С классов распространение получили старые 4-ступенчатые и новые 6-ступенчатые автоматы с гидротрансформатором. Конструктивно они выполнены в виде набора планетарных рядов и фрикционных механизмов управления.

4-ступенчатые агрегаты разрабатывались примерно два десятилетия назад и настроены на более низкие экологические нормы. Поэтому они допускают работу мотора на 3-4 тысячах оборотов и ведут к повышенному расходу топлива. В особенности это заметно при скоростях свыше 80 км/ч. «Автомат» включает четвертую передачу и ездит на ней в широком диапазоне скоростей.

Кроме того, «автоматы» имеют так называемые энергетические потери в гидротрансформаторе. Этот узел заменяет привычный пакет сцепления и передает крутящий момент от мотора к коробке через два крыльчатых колеса, работающих в масляном резервуаре. На небольших скоростях одно колесо, находящееся на выходном валу двигателя, раскручивает масло, а оно уже посредством сил инерции перебрасывается на лопасти другого колеса и крутит входной вал коробки. Таким образом, в узле нет прямой механической связи.

Что произойдет, если быстро нажимать на газ? Масло не может отреагировать на изменение момента мгновенно. Передавать все 100% тяги за доли секунды маслу невозможно, отчего часть энергии поглощается гидротрансформатором. Эффективность трансмиссии падает. В итоге бензин потребляется двигателем, а машина не разгоняется так быстро, как хотелось бы.

Поэтому старые 4-ступенатые «автоматы» действительно раза в полтора прожорливее 5-ступенчатых механических коробок. И если, к примеру, Renault Duster на 5-ступенчатой «механике» ест около 11-13 литров в городе, то с 4-ступенчатым автоматом при активном драйве он сожжет и 14-15 литров бензина.

«Автомат» быстрее

Прогресс не стоит на месте, и многие бюджетные автомобили уже комплектуются 6-ступенчатыми автоматическими трансмиссиями. Они ставятся на модели Hyundai — KIA, а также на Volkswagen. У них есть блокиратор гидромуфты, который сокращает энергопотери в гидротрансформаторе. Но главное, они вооружены двумя дополнительными ступенями, которые позволяют работать двигателю в максимально щадящем режиме.

Читайте также  Как завести машину если потерял ключи зажигания?

Шестая передача включается уже на 55-65 км/ч, благодаря чему автомобиль в спокойном городском трафике не раскручивает мотор выше 2,5 тысячи оборотов. Ну а если водитель и вовсе никуда не торопится, то коробка не поднимает стрелку тахометра выше 1800 оборотов.

Электроника мастерски орудует передачами. К примеру, вторая включается уже на 12 км/ч, а четвертая — на 25 км/ч. Современный «автомат» успевает перебрать все передачи в течение минуты. Причем происходит это незаметно и почти без рывков.

Тягаться с «автоматом» по скорости и по частоте переключений бессмысленно. Даже если заказать автомобиль с дорогой 6-ступенчатой механической коробкой, то никто из водителей не станет так же частить, как «автомат». Многие в пределах городской черты ограничиваются четырьмя ступенями и лишь на бессветофорных автострадах переходят на высшую ступень.

Кроме того, человек порой просто забывает переключиться и может крутить мотор на «четвертой» полчаса кряду. Поэтому расход топлива возрастает.

В пробках расход топлива у автомобилей с «механикой» тоже растет. Водители стараются посильнее раскрутить мотор, чтобы не заглохнуть при старте с места, и задирают стрелку тахометра до 3500 оборотов. Автомобиль сжигает горючее впустую.

«Автомат» же, наоборот, в ползучем пробочном режиме стартует с 1100 оборотов и катится фактически на холостых. Поэтому расход топлива падает до 0,7-1,5 л/ч.

Когда окупится «автомат»?

В среднем 1,6-литровый атмосферный двигатель на Volkswagen Jetta с 5-ступенчатой механической коробкой потребляет около 10-12 литров в городе. Автоматическая 6-диапазонная трансмиссия с таким же мотором укладывается в 8-10 литров. Разница в 2 литра на 100 км ощутима по деньгам, однако многие продолжают отдавать предпочтение механическим коробкам в городах, заявляя, что они существенно дешевле.

Но простые расчеты показывают, что два сбереженных литра бензина при среднем ежегодном пробеге в 15 тысяч километров дают общую сумму экономии за 5 лет в 50-60 тысяч рублей. Примерно столько же и стоит современная автоматическая коробка. То есть 6-ступенчатый «автомат» окупается примерно за пять лет.

Чем отличается автоматическая коробка передач от механической, какая лучше в техническом плане и для езды

Главная » Блог » Что лучше: коробка механика или автомат и почему

08.01.2021
Комментариев нет

Покупая автомобиль, водители, особенно новички, пытаются разобраться в особенностях механической и автоматической коробок передач, в чем их разница и хотят выбрать для себя лучший вариант. Чтобы найти ответ, нужно знать технические особенности каждой коробки, о чем мы и поговорим далее.

Как узнать какая коробка стоит на машине

Сложностей в определении типа коробки передач на автомобиле не возникнет: даже неопытная девушка сможет это сделать за десятки секунд. Нужно лишь открыть водительскую дверь и посмотреть на количество педалей. Если их три, то перед вами автомобиль с механической коробкой переключения передач. Если педали всего две, причем одна широкая — машина с автоматической коробкой.

Отличить роботизированную коробку от автоматической также просто. Для этого нужно посмотреть на сам рычаг переключения режимов КПП. Если в верхнем положении включается паркинг (обозначается буквой «P») — перед вами машина с классическим автоматом. Если на рычаге есть только буквы «N» и «R» — в автомобиле установлена роботизированная коробка.

Чем отличается механика от автомата в машине

Механика от автомата в машине отличается принципом работы. В АКПП переключение передач происходит в момент достижения определенного давления масла, которое зависит от числа оборотов двигателя, за чем следят различные датчики. Участия водителя в процессе перехода на другую передачу не нужно, все происходит под управлением электронного блока. Он «дает команду» на открытие определенного канала, по которому подается масло. Возникающее в результате давление сжимает нужные диски фрикционов и разжимает диски, задействованные ранее. В итоге переключение передач происходит без существенных рывков, быстро, за счет чего можно достичь стремительного и плавного разгона автомобиля.

Советуем почитать наши рекомендации на какой коробке лучше учиться в автошколе для получения водительских прав.

Для преобразования крутящего момента от двигателя в АКПП используется гидротрансформатор, механического сцепления в этом случае нет. Водителю управлять им не нужно, поэтому и педаль сцепления в автомобилях с АКПП отсутствует.

Механическая коробка передач также является, по сути, редуктором закрытого типа. Состоит она из различных шестеренок, часть из которых в определенное время сцепляется, за счет чего достигается изменение оборотов между входным и выходным валами. Какой-либо электроники, отслеживает обороты двигателя и другие параметры, тут нет. Нужную комбинацию сцепления шестерен включает водитель с помощью рычага КПП.

Коробка пропускает через свои узлы большой крутящий момент, поэтому особую роль в МКПП играет сцепление — узел, разъединяющий передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии в нужный момент.

Вот в чем различие механики и автомата при вождении:

  • при езде на машине с АКПП не нужно следить за оборотами двигателя и постоянно переключать передачи;
  • плавность хода на автомате будет более высокой;
  • взаимодействие с педалями в машине с АКПП лишь правой ногой, левая нога для управления не используется из-за отсутствующей педали сцепления.

Женщины и новички предпочитают коробку-автомат именно по причине простоты в управлении.

Плюсы и минусы механической коробки передач

Механические коробки конструктивно несложные, что делает автомобили дешевле, а обслуживание проще. Плюсами МКПП будут:

  • дешевый ремонт в случае выхода из строя;
  • большой эксплуатационный ресурс;
  • экономия бензина (на 10 – 15% в сравнении с АКПП);
  • высокий КПД;
  • возможность буксировки, запуска двигателя с разгона.

Приемистость автомобиля с МКПП высокая, водитель может сам подбирать под себя стиль езды, выбирая нужную передачу в нужный момент.

Не лишена механическая коробка переключения передач и минусов:

  • усложняет управление автомобилем;
  • повышает риск выхода из строя сцепления, если за рулем неопытный водитель;
  • повышает нагрузку на двигатель при неправильно включенной передаче;
  • увеличивает временной интервал на переключение передачи (в сравнении с АКПП);
  • в городском режиме езды утомляет водителя.

При этом МКПП неплохо выручает при езде по снегу или грязи. Особенно, если водитель опытный и умеет включать нужные передачи вовремя. У АКПП в подобных условиях возможностей меньше.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Большинство современных автомобилей с АКПП могут подстраиваться под манеру езды водителя. Если он предпочитает размеренное движение, то контроллер не даст двигателю развить высокую мощность. При более агрессивной манере компьютер дает команду на более быструю работу автоматики.

Плюсами автоматической коробки можно назвать:

  • удобство в управлении автомобилем;
  • плавный разгон;
  • отсутствие перегрева узлов при неправильном управлении;
  • более равномерное распределение нагрузки на ходовую и двигатель;
  • длительность эксплуатации при соблюдении рекомендаций производителя.

Минусом автоматической коробки является более высокая стоимость автомобиля. Также недостатком можно назвать более высокие требования к обслуживанию АКПП: нужно следить за уровнем масла и своевременно его менять. Исключением являются необслуживаемые АКПП, в которых не предусмотрена замена масла.

Что быстрее: механика или автомат

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно брать во внимание возраст автомобиля с АКПП. Лет 20-25 назад передачи в коробке-автомат переключались медленнее, опытный водитель на механике мог разогнаться гораздо быстрее.

В большинстве современных автомобилей, оснащенных гидроавтоматами, переключение передач происходит без потери мощности, за доли секунд. Даже если автомобиль оснащен кулачковой трансмиссией, а за рулем опытный водитель, времени на разгон или ускорение ему потребуется гораздо больше, чем для машины с АКПП.

Что лучше для бездорожья: автомат или механика

В этом вопросе также нет единого мнения. Поклонники механики утверждают, что у них в грязи или по снегу преимуществ больше. Объясняют мнение просто: с помощью педали сцепления можно контролировать нагрузку на двигатель, а применяя раскачку — без особого труда выбраться из песка или грязи.

Если брать для сравнения автомобиль с АКПП, выпущенный более 20 лет назад, то поклонники МКПП будут правы. Однако в современных автомобилях АКПП более совершенные, а потому также могут эксплуатироваться на бездорожье.

Механика или автомат: что выбрать водителю-новичку

Единого мнения, когда механика лучше автомата или наоборот, нет. У каждого варианта КПП будут свои поклонники, а значит и мнения будут разные.Новичку при выборе между АКПП и МКПП нужно обращать внимание на следующие моменты:

  1. Насколько уверенно он может переключать передачи и работать со сцеплением. Если с этим проблемы, лучше выбирать автомобиль с АКПП.
  2. Где чаще придется ездить. В условиях городского трафика даже опытные водители отдают предпочтение автомату перед механикой.
  3. Позволяют ли доходы купить автомобиль с АКПП и содержать его. Обычно ремонт и плановое обслуживание таких машин выше, чем если бы они были оснащены МКПП.
Читайте также  Как работает антипробуксовочная система на переднем приводе?

Также нужно учитывать, какой коробкой была оснащена учебная машина в момент обучения в автошколе. Если это был автомобиль с АКПП, то и в водительском удостоверении будет стоять соответствующая отметка в виде букв «АТ». Она означает, что водитель имеет право на управление автомобилями только с автоматической коробкой, вопрос выбора между АКПП и МКПП для него не актуален.

Сравнение АКПП и МКПП

Если вы прочитали статью и не смогли для себя определиться, какую КПП лучше выбрать, изучите сравнительную таблицу, в которой отображены все основные моменты.

Критерий АКПП МКПП
Стоимость автомобиля Дороже Дешевле
Стоимость обслуживания и ремонта Выше Ниже
Расход топлива Повышен Ниже на 10 – 15%
Срок службы современных КПП 150 – тыс. км 250 – 300 тыс. км
Эксплуатация зимой Масло в коробке прогревается дольше, автомобиль может ехать с рывками Масло в коробке прогревается быстрее, более комфортная езда
Удобство вождения и комфорт Не нужно переключать передачи, плавный разгон и ускорение, легче трогаться в горку Необходимость следить за оборотами двигателя и своевременно переключать передачи. Рывки при смене передачи. Труднее двигаться в горку с места

Сравните эти параметры и вы поймете для себя, какой вариант КПП выбрать. Обычно жители крупных городов отдают предпочтение АКПП, с ними комфортнее ехать в плотном городском потоке. МКПП будет предпочтительнее в условиях сельской местности с плохими дорогами и отсутствующими сервисными центрами.

Автомат или механика: что лучше

При выборе новой машины не последнюю роль играет тип коробки передач, установленной на ней. На сегодняшний день все применяемые трансмиссии можно поделить на автоматические и механические КПП. Что представляет собой каждая из типов коробок передач, какими положительными и отрицательными характеристиками обладают? Какая из данных трансмиссий в итоге окажется лучше? Разберем эти вопросы в статье.

  1. Механика: надежность и экономичность
  2. Автомат: комфорт и удобство
  3. АКПП или МКПП
  4. Цена вопроса
  5. Обслуживание и ремонт
  6. КПД и разгон
  7. Надежность
  8. Ресурс эксплуатации
  9. Зимнее вождение
  10. Комфорт
  11. Ресурс двигателя и сцепления
  12. Поведение машины на дороге
  13. Заключение

Механика: надежность и экономичность

Механическая коробка передач относится к одному из старейших видов трансмиссий. Здесь в выборе передачи непосредственное участие принимает водитель. Переключение передач осуществляется водителем при помощи механизма выбора передач и синхронизаторов, поэтому трансмиссия и получила название механическая КПП.

Схема механической трехвальной КПП

Движение обычно начинается с первой передачи, а последующие передачи выбираются с учетом текущей скорости, оборотов двигателя и дорожной ситуации. Переключение передач происходит в момент разъединения двигателя и коробки передач при помощи сцепления.

Крутящий момент в механической коробке передач изменяется ступенчато, соответственно и сама коробка считается “ступенчатой”. В зависимости от количества передач коробки передач бывают 4-х ступенчатыми, 5-ти ступенчатыми, 6-ти ступенчатыми и выше. Наибольшую популярность получила 5-ти ступенчатая МКПП.

В зависимости от количества валов различают двухвальные и трехвальные механические КПП. Первые устанавливаются на переднеприводных и заднемоторных легковых автомобилях с поперечным расположением двигателя, вторые – на заднеприводных и грузовых автомобилях с продольным расположением ДВС.

Автомат: комфорт и удобство

В автоматической коробке передач функция сцепления закреплена за гидротрансформатором, а за переключение передач отвечает электронный блок управления и исполнительные механизмы: фрикционные муфты, ленточный тормоз и т. д.

Режим работы АКПП и направление движения водитель выбирает с помощью селектора выбора передач, установленного в салоне автомобиля. При установке автомата на переднеприводные легковые автомобили конструкцию КПП дополняют главная передача и дифференциал.

Современные АКПП являются адаптивными, то есть их электронная система оснащена «памятью» о стиле вождения водителя. Менее чем за час езды автомат подстроится под ваш стиль вождения.

Различают следующие виды автоматических КПП: гидромеханическая коробка передач (классический автомат), механическая трансмиссия с двумя сцеплениями, роботизированная коробка передач и бесступенчатый вариатор. Но все же под автоматической КПП всегда подразумевается классическая гидромеханическая планетарная коробка передач.

АКПП или МКПП

Проведем сравнительную характеристику двух видов трансмиссий с точки зрения их преимуществ и недостатков. За основу возьмем следующие критерии: цена, обслуживание и ремонт, КПД и разгон, надежность, ресурс эксплуатации, условия зимнего вождения, комфорт, ресурс сцепления и двигателя и поведение машины на дороге.

Цена вопроса

По цене коробка-автомат дороже механики. Да и расход топлива на автомате будет на 10-15% больше, чем на механике. В основном, это касается городской езды, за городом разница по расходу топлива будет немного меньше.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт автомобиля с автоматической КПП выйдет дороже. Автомат требует больше масла, чем механика, да и стоит оно дороже. Требует замены и масляной фильтр. В сравнении с автоматом механическая КПП проста в обслуживании и не требует дорогостоящих расходников и запасных частей.

КПД и разгон

Динамика разгона у механической трансмиссии лучше, чем у автоматической КПП, да и КПД у механики выше. Механическая КПП дает возможность реализации всей мощности двигателя и его крутящего момента. Исключение составляют роботизированные трансмиссии с двумя сцеплениями.

Надежность

Простота устройства в сравнении с автоматом позволяет механике претендовать на звание более надежной коробки передач. Буксировка на длительные расстояния на гибкой или жесткой сцепке возможна только для автомобилей с механической КПП. Машину с автоматом рекомендуется перевозить только на эвакуаторе. Эксплуатация автомобиля, оснащенного механикой, при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью будет лучше в сравнении с автоматом.

Ресурс эксплуатации

И этот критерий говорит в пользу механики, ресурс эксплуатации которой выше. Некоторые механические коробки могут функционировать даже после выхода из строя «родного» двигателя автомобиля. Чего нельзя сказать об АКПП, которая прослужит только до капремонта.

Зимнее вождение

На автомобиле с механикой легче ездить по скользкой поверхности и буксовать в снегу. Для автомата эти действия не желательны – может перегреться трансмиссионное масло.

Итак, по шести рассматриваемым позициям (цена, обслуживание и ремонт, КПД и разгон, надежность, ресурс эксплуатации, условия при зимнем вождении) выигрывает механическая коробка передач. Посмотрим, чем ответит автомат.

Комфорт

Автомат отличается более высоким уровнем комфорта для водителя, чем механика. Даже неопытный водитель сможет спокойно и без рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации. Механика же требует от водителя повышенной концентрации и внимания. Постоянное переключение передач и необходимость постоянно выжимать педаль сцепления, особенно в городских пробках, утомляют водителя.

Ресурс двигателя и сцепления

В этом плане выигрывает также автомат: он контролирует обороты и не дает двигателю перегреться. На механике при некорректном переключении передач возможна перегрузка мотора. Новички могут забыться и не сменить вовремя передачу с низшей на высшую, заставляя двигатель работать с повышенными оборотами.

То же самое относится и к сцеплению. В автомобиле, оснащенном автоматической КПП, нет необходимости постоянно выключать сцепление.

Поведение машины на дороге

Автомобиль с автоматической КПП двигается плавно, без рывков, он не откатывается на горке. Автомат имеет режим «паркинг», при котором двигатель отсоединен от трансмиссии, а выходной вал коробки механически заблокирован. Этот режим позволяет машине надежно удерживаться на месте.

Ну что же, три против шести! Получается механика лучше автомата? Может быть. Но разработчики не стоят на месте и придумывают новые и все более усовершенствованные разновидности автоматических коробок передач. Если за критерий взять, например, ускорение автомобиля, то механика разгоняется быстрее классического автомата, а вариаторная коробка по эффективности точно не уступит механической трансмиссии, а иногда и превзойдет ее.

Заключение

Какую коробку передач выбрать? На этот вопрос нет единого мнения. Все зависит от того, что для водителя находится в приоритете, а также в каких условиях он собирается эксплуатировать автомобиль. Если в основном планируется езда по городу с многочисленными пробками, то лучшим решением будет автомат. При движении за городом допустимы обе КПП. А эксплуатирование машины в сложных дорожных условиях однозначно диктует выбор в пользу механики.

Сегодня наиболее практичной является механическая КПП. Но и автомат не отстает, год от года становясь все совершеннее и надежнее. Если комфорт и быстрое обучение вождению для вас стоят на первом месте – выбирайте автомат. Хотите почувствовать скорость и раскрутить двигатель до предела – покупайте автомобиль с механической трансмиссией.

А можно обратить внимание и на гибрид автомата и механики – коробку передач с двойным сцеплением, которая соединила в себе основные достоинства обеих трансмиссий. КПП нового поколения не имеет педали сцепления, передачи переключаются автоматически, но принцип работы схож с механической коробкой передач.