Диагностика системы пуска двигателя

Система пуска двигателя

  1. Устройство системы пуска двигателя
  2. Работа системы пуска двигателя
  3. Диагностика системы пуска двигателя

Двигатель не может запуститься сам. Чтобы завести его нужно приложить внешние усилия и повернуть коленчатый вал. В этой статье мы рассмотрим систему пуска, которая запускает двигатель.

Устройство и работа системы пуска двигателя

На двигателе имеется маховик. Обод маховика снабжен зубьями и превращен в зубчатый венец. Установленная на электромоторе стартера приводная шестерня входит с ним в зацепление и вращает коленчатый вал , инициируя рабочий цикл двигателя. Ра c смотрим , как это происходит :

Работа системы пуска двигателя с редуктором

Существует три типа систем пуска :

  1. Система пуска двигателя с редуктором ;
  2. Система пуска двигателя с планетарным механизмом ;
  3. Система пуска обычного типа.

Рассмотрим конструкцию, работу и проверку системы пуска двигателя обычного типа.

1. Устройство системы пуска двигателя

В обычной системе пуска двигателя можно выделить три основных механизма :

  1. Электромотор – создает вращающий момент.
  2. Система привода – передает вращение на двигатель.
  3. Электромагнитный включатель – приводит ведущую шестерню стартера в зацепление с ободом маховика, а также дает электрический ток в электромотор.

Рассмотрим электромотор системы пуска, создающий вращающий момент. Корпус электромотора выполнен из стали и имеет внешний вид цилиндра. Внутри корпуса имеются обмотки возбуждения, намотанные вокруг сердечников, прикрепленных к корпусу. Эти обмотки выполнены из толстой токопроводящей проволоки, способной выдержать сильный электрический ток. Обмотки генерируют электромагнитное поле, способное вращать якорь стартера . Одним из элементов якоря является сердечник, с канавками вдоль которого располагаются витки обмоток якоря. Оба конца каждой обмотки подключены к коллектору. Вращающие моменты, создаваемые каждой из обмоток, складываются, чтобы можно было вращать якорь, точнее вал якоря. Если посмотреть на стартер со стороны коллектора, то на якоре видно щеткодержатель.

Якорь стартера состоит из вала, сердечника с пазами на которые устанавливается обмотка стартера. Для подробного изучения предлагаю воспользоваться схемой устройства якоря стартера.
Втягивающее реле служит для подачи тока на мотор стартера и вводит бендикс в зацепление с маховиком для запуска двигателя. Устройство втягивающего реле, неисправности тягового реле. Как определить неисправности втягивающего реле?

Рассмотрим, как устроен щеткодержатель : в щеткодержателе объединены 4 щетки, прижимаемые к коллектору. Две из четырех щеток находятся в изолированных оправках и соединены с обмотками якоря и далее через коллектор с обмотками возбуждения. Те и другие заземлены на корпус.

Схема системы пуска двигателя :

1. Коллектор; 2 –задняя крышка;3 – корпус статора;4 – тяговое реле;5 – якорь реле;6 – крышка со стороны привода;7 – рычаг;8 – кронштейн рычага;9 – уплотнительная прокладка;10 – планетарная шестерня;11 – шестерня привода;12 – вкладыш крышки;13 – ограничительное кольцо;14 – вал привода;15 – обгонная муфта;16 – поводковое кольцо;17 – опоры вала привода с вкладышем;18 – шестерня с внутренним зацеплением;19 — водило;20 – центральная шестерня;21 – опора вала якоря;22 – постоянный магнит;23 — якорь;24 — щеткодержатель;25 – щетка.

Система привода системы пуска двигателя

Этот механизм передает вращающий момент от электромотора к маховику. На валу якоря установлена шестерня привода. Действие электромагнитного включателя заставляет рычаг привода перевести шестерню привода в зацепление с зубчатым ободом маховика (в этом положение вращение передается на вал двигателя). Когда двигатель запущен, расцепляется оконная муфта, и теперь шестерня привода вертится в холостую. Позднее при включенном зажигании шестерня привода расцепляется с зубчатым ободом.

Теперь рассмотрим реальный механизм : оконная муфта передает вращение только в одном направлении и связана с шестерней привода. На муфте стартерного электромотора имеются винтовые шлицы. Винтовые шлицы имеются также на валу якоря. Шестерня привода способна скользить вдоль них вращаясь при этом. Винтовые шлицы обеспечивают плавное сцепление шестерни привода с зубчатым ободом. После сцепления зубчатого обода с ведущей шестерней раскручивается двигатель. Шестерня привода вертит зубчатый обод (при этом работает оконная муфта). Когда двигатель запущен, то двигатель вертит шестерню привода, при этом оконная муфта отключена. Шестерня привода вертится в холостую, чтобы не повредить электромотор.

2. Электромагнитный включатель

Электромагнитный включатель – заставляет приводной рычаг передвинуть шестерню привода и направляет ток в электромотор.

Схема работы электромагнитного включателя

В центре включателя находится плунжер. Плунжер выполняет две функции : перемещает приводной рычаг, соединенный с одним концом плунжера, а также включает главные контакты через контактную пластину, соединенную с его другим концом. Плунжер окружает втягивающая обмотка, которая подтягивает плунжер к главным контактам. Поверх втягивающей обмотки расположена удерживающая обмотка, которая удерживает плунжер у контактов. При повороте ключа зажигания электрический ток проходит по втягивающей, и удерживающей обмоткам, создавая магнитное поле. Это поле перемещает плунжер вправо. В результате контактная пластина замыкает главные контакты. Теперь клемма 30 замыкается с клеммой С, соединенной с мотором. В стартовый электромотор подается мощный ток, одновременно с этим, приводной рычаг приводит шестерню привода в зацепление и она начинает раскручивать двигатель.

Как устроен электромагнитный включатель?

Втягивающие и удерживающие обмотки закреплены на корпусе включателя. Контактная пластина расположена на торце плунжера напротив главного контакта. Втягивающие и удерживающие обмотки размещены вокруг плунжера, который поджимается возвратной пружиной. После запуска двигателя возвратная пружина перемещает шестерню привода в исходное положение.

Схема системы пуска двигателя

  1. Электромотор ;
  2. Система передачи ;
  3. Электромагнитный включатель ;

Электрическая схема системы пуска двигателя

Положительный полюс АКБ соединен с клеммой 30 и включателем зажигания. Клемма С соединена с обмотками возбуждения и обмоткой якоря, заземленными на корпус и далее соединенными с отрицательным полюсом АКБ. Все соединения выполнены мощным кабелем, который выдерживает большой ток. Клемма 50 соединена с положительным полюсом АКБ через включатель зажигания.

При повороте ключа зажигания ток сначала проходит через втягивающую и удерживающие обмотки, затем по обмоткам возбуждения и обмотке якоря, и наконец в землю. Поскольку сопротивление якоря и обмоток возбуждения очень низкое почти все напряжение АКБ падает на втягивающую и удерживающие обмотки. Возникающее в них поле перемещает плунжер вправо. Приводной рычаг, связанный с плунжером переводит муфту влево, одновременно поворачивая ее на винтовых шлицах якоря. Вместе с зацеплением привода с зубчатым венцом маховика временно замыкаются главные контакты. Когда главные контакты замкнуты контактной пластиной обмотки возбуждения и якоря питаются непосредственно от АКБ. После замыкания контактов выравниваются потенциалы клемм С и 50. Втягивающая обмотка уже не действует на плунжер. И он удерживается в прежнем положении только магнитным полем удерживающей обмотки. Когда после запуска двигателя ключ зажигания выключают главные контакты остаются замкнутыми. Но теперь ток от главных контактов во втягивающую обмотку поступает таким образом, что ее магнитное поле противоположно полю удерживающее обмотки. Оба магнитных поля взаимно уничтожаются. Теперь возвратная пружина переводит плунжер в исходное положение и размыкает главные контакты. Одновременно шестерня привода выходит из зацепления и возвращается в исходное положение.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПУСКА

Стартеры обладают достаточно высокой эксплуатационной на­дежностью и поэтому не требуют частых технического обслужива­ния и регулировок. Рекомендуется при проведении ТО-2 проверять состояние силовых контактов стартерной цепи (крепление наконеч­ников проводов к выводам тягового реле, реле включения, контакты аккумуляторной батареи). Техническое обслуживание стартера ре­комендуется производить перед зимней эксплуатацией примерно через 40 тыс. км при снятии его с автомобиля. При этом осуществ­ляют следующие операции: внешний осмотр; проверку осевого за­зора вала якоря и подвижность щеток в щеткодержателях; контроль высоты щеток (если она меньше допустимой, то их заменяют); кон­троль динамометром давления щеточных пружин; проверку работы механизма привода.

Читайте также  Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения?

Неисправности в самом стартере определяют после его разбор­ки. Проверяют состояние обмоток возбуждения и якоря, коллекто­ра, подшипников, а также исправность тягового реле.

После ремонта стартера с его разборкой регулируют тяговое ре­ле и проверяют работу стартера в режимах холостого хода и полно­го торможения на специальных стендах. При проверках стартеров на специальных стендах используют провода, размеры которых соответствуют размерам проводов, применяемых в эксплуатации для данного типа стартера. Аккумуляторная батарея должна быть исправна и заряжена не менее чем на 75%.

При проверке на холостом ходу замеряют частоту вращения якоря псх (тахометром) и потребляемый им ток 1СХ. Эти параметры дают возможность определить качество сборки стартера.

В режиме полного торможения измеряют момент МСТ полного торможения (динамометром) и силу тока /ст. Эти параметры опре­деляют состояние электрических и магнитных цепей стартера. В этом режиме определяют также внутреннее сопротивление старте­ра Rc = L/CT//CT Последовательность поиска дефектов в системе пус­ка зависит от характерных признаков неисправностей. Если при включении стартера тяговое реле не срабатывает (нет характерно­го щелчка), то проверяют состояние аккумуляторной батареи, элек­трические цепи промежуточного и тягового реле, состояние нако­нечников проводов и исправность выключателя стартера.

Если после срабатывания тягового реле коленчатый вал двига­теля не проворачивается, то также необходимо вначале проверить аккумуляторную батарею и состояние клемм силовых проводов, а затем последовательно состояние контактов включения стартера тягового реле, качество соединения корпуса стартера с «массой» (корпусом) ДВС, состояние коллектора, щеток и обмоток электродвигателя.

Вращение электродвигателя стартера при замыкании контактных болтов на корпусе тягового реле проводом большого сечения указывает на его исправность. Для проверки исправности тягового реле необходимо общий вывод его обмоток соединить с положительной клеммой аккумуляторной батареи, минуя контакты реле включения и замка зажигания. Исправность выключателя зажигания и целостность его цепей управления проверяют путем подключения обмотки реле включения непосредственно к аккумуляторной батарее.

Техническое диагностирование и обслуживание стартерной аккумуляторной батареи, являющейся одним из основных элементов системы пуска, описываются в гл. 1.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких основных элементов состоит система пуска?

2. Какие функции выполняет приводной механизм стартера?

3. Как изменяются электромеханические характеристики стартера при изменении вольт-амперной характеристики аккумуляторной батареи?

4. Чем определяется момент сопротивления двигателя прокручиванию?

5. От каких факторов зависит минимальная пусковая частота вращения двигателя?

6. Как выбирается мощность электропусковой системы?

7. В чем заключаются операции по техническому обслуживанию системы пуска?

8. Каковы перспективы в развитии конструкции и характеристик элементов системы пуска?

Глава 3. Система зажигания

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Рабочая смесь воспламеняется в камере сгорания автомобильного бензинового двигателя как в период пуска, так и во время его работы посредством электрического разряда между электродами свечи, ввернутой в головку цилиндра двигателя. На прогретом двигателе к моменту искрообразования рабочая смесь сжата и имеет температуру, близкую к температуре самовоспламенения. В этом случае достаточно незначительной энергии электрического разряда — около 5 мДж.

Однако имеется ряд режимов работы двигателя, когда требуется значительная энергия искры — 30. 100 мДж. К таким режимам следует отнести пусковой режим, работу на бедных смесях при частичном открытии дросселя, работу на холостом ходу, работу при резких открытиях дросселя.

Электрическая искра вызывает появление в ограниченном объеме рабочей смеси первых активных центров, от которых начинается развитие химической реакции окисления топлива. Воспламенение рабочей смеси является началом бурной реакции окисления топлива, сопровождающейся выделением тепла.

Система зажигания двигателя предназначена для генерации импульсов высокого напряжения, вызывающих вспышку рабочей смеси в камере сгорания двигателя, синхронизации этих импульсов с требуемой фазой двигателя и распределения импульсов зажигания по цилиндрам двигателя. От энергии искры в момент зажигания рабочей смеси в значительной степени зависят экономичность и устойчивость работы двигателя, а также токсичность отработавших газов.

В настоящее время на автомобильных бензиновых двигателях широко применяют батарейные системы зажигания, которые позволяют преобразовать напряжение автомобильной аккумуляторной батареи в высокое напряжение, необходимое для возникновения электрического разряда, и в требуемый момент подать это напряжение на соответствующую свечу зажигания. Момент зажигания характеризуется углом опережения зажигания, который представляет собой угол поворота коленчатого вала, отсчитываемый от положения вала в момент подачи искры до положения, когда поршень приходит в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Известные ныне системы зажигания получают необходимую энергию не непосредственно от аккумуляторной батареи, а от промежуточного накопителя энергии.

Рис. 3.1. Структурная схема батарейной системы зажигания

В зависимости от накопителя различают системы с накоплением энергии в индуктивности и емкости.

Батарейная система зажигания (рис. 3.1) состоит из следующих основных элементов:

— источника тока ИТ, функцию которого выполняет аккумуляторная батарея;

— выключателя цепи питания ВК, функцию которого выполняет выключатель зажигания;

— датчика синхронизатора Д, который механическим способом связан с коленчатым валом двигателя и определяет угловое положение коленчатого вала;

— регулятора момента зажигания РМЗ, который механическим или электрическим способом управляет моментом подачи искры в зависимости от частоты вращения л или нагрузки двигателя (ДРК — разрежение в коллекторе);

— источника высокого напряжения ИВН, содержащего накопитель энергии Н и преобразователь П низкого напряжения в высокое;

— силового реле СР, которое представляет собой электромеханический ключ (контакты прерывателя) или электронный ключ (мощный транзистор), управляется РМЗ и служит для подключения и отключения ИТ к накопителю ИВН, т. е. управляет процессами накопления и преобразования энергии;

— распределителя импульсов высокого напряжения Р, который механическим, либо электрическим способом распределяет высокое напряжение по соответствующим цилиндрам двигателя; »

— элементов помехоподавления ПП, функции которых выполняют экранированные провода и помехоподавительные резисторы, размещенные либо в распределителе Р, либо в свечных наконечниках, либо в высоковольтных проводах в виде распределенного сопротивления;

— свечей зажигания СВ, которые служат для образования искрового разряда и зажигания рабочей смеси в камере сгорания двигателя.

Диагностика системы пуска и электроснабжения автомобиля.

Плохо крутит стартер, упало напряжение зарядки и вот уже стартер или генератор снят с двигателя и подвергается разнообразной проверке и переборке. После переборки и не обнаружения неисправности агрегат не без труда устанавливается на место, а утешительного результата нет. Все работает или не работает так же, как до всех манипуляций.
Начинается подтяжка толстых проводов «масса» и иногда это помогает, но ненадолго. Чтобы сэкономить время и деньги, прежде чем что либо разбирать нужно точно установить место неисправности. Им может оказаться как сам агрегат так и провода и места контактов проводов с агрегатами. Хуже всего отловить плавающую неисправность, когда то работает — то не работает.
Пример: на микроавтобусе клемма минусового провода идущего от аккумулятора до кузова расположена под обивкой в месте крепления к кузову была не затянута гайкой и просто болталась на шпильке. В момент включения стартера она то приваривалась, то отгорала. По этой причине неоднократно заменялось втягивающее реле и сам стартер, но неисправность с упорством повторялась до тех пор, пока не было проведено углубленное исследование.
И еще один пример: на одном авто минусовой провод с аккумулятора приходил на головку блока. Все места контактов были проверены, а при включении стартера напряжение на его контактах падало до 8В при напряжении на аккумуляторе 11,9В. Падение было обнаружено между головкой блока и самим блоком цилиндров. На первый взгляд невероятно, но сопротивление между блоком и головкой было 0,01 Ома.
Просадка тока и напряжения зарядки тоже часто происходит по вине плохого контакта между генератором и блоком или между передней и задней крышками генератора.

Читайте также  Содрал краску на бампере что делать?

Начинать углубленную проверку системы запуска двигателя и генераторной установки на автомобиле удобней с измерения напряжения непосредственно на штырях аккумулятора, без нагрузки и под нагрузкой, включением стартера. Это измерение поможет определить состояние самого аккумулятора. При включении нагрузки разница напряжений между клеммами и между штырями, за счет большего переходного сопротивления, может оказаться очень значительной, вплоть до невозможности включения стартера даже при внешней чистоте соединения.

Падение напряжения на клеммах напрямую указывает на плохой контакт между штырями и клеммами. Тонкая пленка, окислов незаметная глазом, делает свое черное дело. Зачищать штыри и клеммы лучше всего металлической щеткой и ершиком.

По минусовой ветви проверка производится аналогично.
Между минусовым штырем аккумулятора и стартером. Если имеется падение напряжения на этом пути, то проверяется каждое соединение. Между минусовым штырем аккумулятора и клеммой, клеммой и болтом » массы » и далее по всей цепочке
соединений.
И еще осложнять работу стартера могут контакты дополнительного реле или замка зажигания. Включается — не включается это определяется просто, но бывает и провокационные срабатывания дополнительного реле когда сопротивление контактов увеличивается до 0,5 — 0,7 Ом. В таком случае напряжения для срабатывания втягивающего реле хватает. Но при работе стартера не хватает силы прижима контактной пластины к головкам контактных болтов. И между ними возникает повышенное сопротивление затрудняющее работу стартера (стартер еле прокручивает) и приводящее к обгоранию силовых контактов вплоть до оплавления. Поэтому нужно проверять и напряжение подходящее к 50у выводу стартера, оно не должно отличаться от напряжения на 30м стартера более чем на 0,5В.

Генератор.

Возбуждение генератора.

Начальный ток возбуждения генератора поступает с 15 контакта при включении зажигания через контрольную лампу и паралельно ей включенный резистор. Начальный очень незначительный ток через лампочку нужен для подмагничивания ротора, поскольку остаточной намагниченности недостаточно для возбуждения генератора при малых оборотах. При достижении оборотов двигателя 2000 — 2500 Об/мин генератор обычно запускается без дополнительного подмагничивания. На пути от 15го замка зажигания до 15го вывода генратора может быть предохранитель и несколько соединений. От 15го вывода питается система зажигания и прочие потребители включающиеся при включении зажигания, обозначенные на упрощенной схеме — R нагрузки. После возбуждения генератора напряжение между 15м и 30м выводом генератора практически равно нулю и проследив по схеме пути тока видно, что контрольная лампа гореть не может. Но на практике бывает она начинает светиться при достаточном напряжении зарядки аккумулятора. Происходит это при плохом контакте в местах соединения провода и на предохранителе. Если представить указанный на схеме предохранитель резистором объединившим в себе все возможные сопротивления на соединительных контактах то видно, что сопротивление нагрузки и сопротивление контактов образуют делитель напряжения и напряжение на контрольной лампе уже не может быть равно нулю. И может достигать 3 — 4 вольт. При таком напряжении контрольная лампа светится уже довольно ярко. Так же контролька может светиться и при плохом контакте или обрыве в самом генераторе. Определить где неисправность в проводке или в генераторе довольно просто: если напряжение между 15м и 30м на генераторе равно нулю, а лампа светится — виновата проводка, если нет — виноват генератор.
Там где доступ к генератору затруднен, но к контрольной лампе свободный, можно определить подключив плюсовой щуп мультиметра к контрольке со стороны замка, а минусовой со стороны генератора. Если при светящейся лампе на мультиметре появится знак минус — виновата проводка если нет — генератор.

Пути тока зарядки.

При зарядке аккумулятора ток может идти от вывода 30 генератора до + аккумулятора, на разных машинах по разным путям. Путь А самый короткий, непосредственно от вывода генератора до клеммы аккумулятора, а уже с клеммы на замок зажигания и ко всем потребителям и имеет всего две точки контакта. Путь Б бывает многосложным. Например: от 30 генератора к 30 стартера и от стартера разветвляется, к аккумулятору через силовой провод стартера и ко всем потребителям через дополнительный провод. На контактном болте стартера при этом образуется целый «бутерброд» из клемм и шайб. Или от генератора до стартера через соединительную колодку, от стартера до аккумулятора и с генератора к потребителям через соединительную колодку. На некоторых машинах в провод 30 идущий к замку зажигания дополнительно ставится предохранитель на большой ток. Он необходим если дорогА машина и опасен если дорогА голова. Повышенное сопротивление или отсутствие контакта в любом из этих соединений приводит к неправильному балансу напряжений между генератором и аккумулятором. При пониженном напряжении зарядки на аккумуляторе в первую очередь нужно проверить напряжение между 30м контактом генератора и его задней крышкой. Если напряжение на генераторе в норме, а на аккумуляторе недостаточное, значит в какой то точке соединения проводов имеется повышенное сопротивление.
Вылавливается эта точка так же как и на силовых проводах стартера. Многие точки являются общими.
Проседание напряжения под нагрузкой может возникать еще и по причине плохого контакта между минусом регулятора напряжения и крышкой генератора. На минусовом контакте регулятора видны следы микродуги. Напряжение с этим регулятором то держалось стабильно, то проседало при незначительной нагрузке. На алюминии крышки образовался толстый слой окисла и контакт то возникал, то пропадал.

Контактная шайба регулятора напряжения.

Места установки щупа при поиске точки падения напряжения.
Второй щуп устанавливается на заднюю крышку генератора, где обнаружится падение напряжения — там и есть плохой контакт.

На болт. На гайку. На клеммы. Между задней и
передней крышками генератора.

При большем увеличении видно, что шайба под гайкой имеет следы воздействия высокой температуры и даже незначительное оплавление изоляции провода. В этом месте и терялось 0,6 Вольта. На болте генератора 14,3 Вольта, а на штырях аккумулятора 13,7 Вольт.

Методы диагностирования системы пуска. 2891

Замыкание нагрева­тельного элемента на «массу» из-за повреждения герме­тизирующей манже­ты и замыкания спи­рали на «массу»

(При включении устройства стрелка амперметра зашкаливает, а вольтметра находится вблизи нуля)

Отсоединяют провод, идущий к свече или од­ной из свечей ЭФУ, что исключает возможность замыкания провода на «массу». Если при этом не зашкаливает стрелка амперметра (стрелка вольтметра находится в нуле), то это свидетель­ствует о неисправности свечи

Измеряют сопротивле­ние свечи, оно должно быть около 0,1 Ом

Вывернутую свечу нака­ливания надежно закре­пляют в тисках и не при­касаясь к нагреватель­ному элементу, чтобы не обжечься, подключают на 1 -2 мин к источнику постоянного тока, ука­занному на свече. Она должна накалиться че­рез 7-20 с в зависимости от ее быстродействия. В противном случае свеча неисправна

Неисправную свечу меняют или ремон­тируют

Замыкание на «мас­су» электрических проводов, терморе­ле, реле блокировки

(Проводка к устройству и реле имеет обрывы или короткие замыкания)

Проверяют тестером или мультиметром состояние изоляции подводящих проводов и обмоток реле

Читайте также  Дизель против бензина что лучше?

Отсоединяют провода, соединяющие кнопочный выключатель с выводом термореле. Прекращение зашкаливания стрелки амперметра (или выход стрелки вольтметра из нулевой зоны) свиде­тельствует о замыкании спирали термореле

Провода с повреж­денной изоляцией и неисправное реле меняют

Перегорание свечей или отсутствие кон­такта в цепи элек­троснабжения

(При включении устройства стрелка амперметра (или вольтметра) не меняет своего положения)

Включают ЭФУ и прове­ряют напряжение на вы­водах элементов, начиная со штифтовых свечей. В случае искровых свечей зажигания проверяют на выходе высоковольтного источника наличие искро­вого разряда на воздуш­ном зазоре 2-3 мм

Неисправные эле­менты ЭФУ меняют на новые. Наруше­ния контакта в цепи электроснабжения устраняют

Недостаточная тем­пература нагрева­тельных элементов или отсутствие ис­крового разряда

(Наличие паров топлива при отсутствии факела)

Проверяют время загора­ния контрольной лампы

Неисправное тер­мореле меняют на новое.

Высокое переходное сопротивление в цепи электроснаб­жения от АКБ

(Наличие паров топлива при отсутствии факела)

Проверяют надежность контактных соединений в цепи питания от выводов АКБ до «+» ЭФУ

Зачищают клеммы АКБ, затягивают и смазывают их смаз­кой «Литол 24»

Недостаточное на­пряжение АКБ

(Наличие паров топлива при отсутствии факела)

Проверяют состояние АКБ по плотности элек­тролита

Разряженную АКБ заряжают или ре­монтируют

8.3Система впрыска топлива «Джетроник-К».К-Jetronic- это механическая система впрыска топлива, подающая одинаковые порции топлива во впускной коллектор перед впускными клапанами цилиндров.

Топливо засасывается из топливного бака установленным в нем предварительным и затем основным топливным насосами и подается через топливный аккумулятор и фильтр к распределителю топлива. последний распределяет топливо и подает его через форсунки в цилиндры в соответствии с количеством поступающего воздуха. Дополнительные датчики позволяют точно отмерять нужные порции топлива при различных температурах и условия работы двигателя.

Топливный аккумулятор удерживает топливо под давлением длительное время даже после выключения двигателя, что препятствует образованию воздушных пробок в системе питания и улучшает запуск горячего двигателя.

Реле подает напряжение на топливный насос и регулятор прогрева двигателя и прекращает его подачу при выключении зажигания и отсуствии импульсов зажигания. Кроме того, реле прерывает подачу топлива насосом при превышении двигателем определенного максимально допустимого числа оборотов.

В системе также имеется форсунка холодного запуска, которая при запуске холодного двигателя впрыскивает дополнительное количество топлива во впускной коллектор. Работой этой форсунки управляет термовременный включатель.

Регулятор давления топлива поддерживает давление в системе питания на уровне 4,7-5,4 бар, а регулятор прогрева обогощает горючую смесь во время прогрева.

Компьютер системы впрыска управляет клапанами отключения подачи топлива и стабилизации оборотов холостого хода.

Часть 2. Диагностика неисправностей системы пуска двигателя

1. Цель работы

изучение системы пуска и освоение приемов определения неисправностей элементов системы пуска двигателя;

приобретение навыков работы с диагностическим оборудованием.

2. Правила безопасной работы

— сборку схемы и любые переключения проводников производить только при снятом питания;

— нельзя включать источник тока при разомкнутой цепи его нагрузки;

— нельзя пользоваться проводниками с нарушенной изоляцией и неисправны-ми наконечниками;

— перед включением схема должна быть предъявлена преподавателю и получе-но его разрешение на включение;

— на работающем стенде нельзя касаться токоведущих элементов и вращающих частей;

— при любой аварийной ситуации, угрожающей людям или оборудованию, не-обходимо отключить стенд большой красной кнопкой ”Общий стоп” и сооб-щить преподавателю.

3. Домашняя подготовка

— изучить по лекциям или литературе [13] теоретические вопросы по систе-мам пуска двигателей;

— подготовить к началу работы реферат по одному из вариантов электрической схемы системы пуска и описать принцип действия схемы;

— изучить возможные причины неисправностей устройств, входящих в состав системы пуска и методы обнаружения неисправностей (краткие сведения по неисправностям изложены в пп. 5, 6 данных методических указаний).

Контрольные вопросы к части 2.

1. Каким образом можно обнаружить межвитковое замыкание обмотки якоря.

2. Объясните причины по которым стартер не развивает необходимую мощ-ность (при наличие технически исправного аккумулятора).

3. Объясните почему при включение стартера коленчатый вал не вращается.

4. Объясните почему стартер не отключается после пуска двигателя.

5. Объясните почему не вращается якорь стартера, а тяговое реле включается.

4. Выполнение лабораторной работы

4.1. Организация выполнения работы.

Перед выполнением работы по проверке технического состояния стартера необходимо ознакомиться с общими сведениями по неисправностям системы пуска и проверкой технического состояния стартера на стенде Э-242 (пп.5, 6).

5.Общие сведения по неисправностям, возникающим в системе пуска (признаки неисправностей)

Неисправности, возникающие в системе пуска, характе­ризуются следующи-ми основными признаками: стартер включается, а затем самопроизвольно от-ключается; не включается тяговое реле стартера; тяговое реле включа­ется, но якорь электродвигателя стартера не вращается; электродвигатель стартера не развивает необходимую мощ­ность, электродвигатель стартера работает, а ко-

ленчатый вал двигателя не вращается; повышенный шум при включении стар-тера; стартер не выключается после пуска двигателя. Ниже дано описание воз-никновения неисправностей системы пуска.

5.1.Стартер включается, а затем отключается

При включении стартер включается, но реле стартера отключает цепь; слы-шен шум (треск) реле включения или тягового реле стартера.

Основные неисправности: неисправна или разряжена аккумуляторная ба-тарея; низкая температура электролита в аккумуляторах батареи; окисли-лись наконечники про­водов и неплотно крепление их на выводах аккумулятор­ной батареи, клеммах тягового реле стартера и корпусе автомобиля; неисп-равно реле включения или тяговое реле стартера.

У неисправной или сильно разряженной батареи напряжение в момент включения стартера резко снижается, поэтому реле включения или тяговое реле стартера отключают цепь. При отключении цепи напряжение батареи повыша-ется и реле вновь включается. Таким образом, стартер то включается, то вык-лючается, что и вызывает характерный треск реле.

Понижение температуры электролита затрудняет проникновение его в ак-тивное вещество электродов аккумуляторов, поэтому напряжение батареи зна-чительно уменьшается. Проверяется состояние аккумуляторной батареи и сос-тояние контакта в соединениях наконечников стартерных проводов с выводами батареи и с клеммами тягового реле стартера измерением напряжения на выво-дах батарей на наконечниках стартерных проводов, а затем на клемме тягового реле и корпусе стартера. При исправной цепи замеряемое напряжение должно быть одинаковое. Затем те же измерения напряжения повторяют при включен-ном стартере. Стартер включают на 3-4 с и между включениями делают интер-вал в 15-20 с. При этом напряжение на выводах исправной и заряженной 12-вольтной батареи должно быть не менее 10 В (для 24-вольтной батареи — не ме-нее 20 В).

Разница в показаниях вольтметра на клеммах батареи и клеммах стартера при хороших контактах в проверяемой электрической цепи не должна быть больше 1,5 В. При большей разнице следует хорошо зачистить и плотно закре-пить все наконечники проводов, соединяющих батарею с корпусом и клеммами тягового реле стартера, а при необходимости произвести пайку наконечников или замену вышедшего из строя провода.