Новые регистрационные знаки транспортных средств в России

Новые автомобильные номера с 4 августа 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен новый ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», которых приходит на смену ГОСТ Р 50577-93 с 4 августа 2020 года.

Первоначально предполагалось, что ГОСТ начнет действовать с 1 января 2019 года, однако дата несколько раз переносилась. В настоящее время в приказе Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии указано, что стандарт начнет действовать 4 августа 2020 года. При этом существует возможность его досрочного применения.

ГОСТ Р 50577-2018 позиционируется как абсолютно новый стандарт, однако по своей структуре он во многом повторяет предшествующий документ. Тем не менее есть и важные нововведения, которые будут рассмотрены сегодня:

Нестандартные номера для автомобилей

В первую очередь ГОСТ вводит новые номера для автомобилей, имеющих нестандартное место крепления («квадратное»):

3.2.1 Транспортные средства группы 1

Устанавливаются следующие типы регистрационных знаков:

  • тип 1А — регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов с нестандартным местом крепления (кроме отнесенных к типу 1Б);

Пример подобного «квадратного» номера:

Обратите внимание, табличка нового образца содержит точно такую же комбинацию символов, как и обычный номер. Единственное ее отличие — это запись символов в 2 ряда.

Номера подобного формата используются в других государствах (например, в Японии). Чтобы в 2019 году закрепить стандартный номер на автомобиле, предназначенном для рынка Японии, нужно воспользоваться специальным переходником. Начиная с 4 августа 2020 года в стандарте появятся двухстрочные номера и переходник для их крепления не потребуется.

Кроме того, квадратный номер может быть установлен только на задней части транспортного средства (Приложение Ж к ГОСТ):

1 На транспортных средствах с нестандартным местом крепления регистрационных знаков допускается установка заднего регистрационного знака типа 1А вместо регистрационного знака типа 1.

Таким образом, водитель в любом случае должен будет использовать на передней части автомобиля вытянутый госномер. А вот формат таблички для задней части можно будет выбрать.

Номера для мопедов в 2021 году

Примечание. В 2021 году регистрация мопедов в ГИБДД не требуется и номера на них не выдаются.

Что касается содержания ГОСТов, то в них всегда предусматривались номера для мопедов. Старый ГОСТ 50577-93 предлагал использоваться для мопедов мотоциклетные номера:

В ГОСТ 50577-2018 для мопедов выделена отдельная табличка нового образца:

  • тип 4Б — регистрационные знаки для мопедов.

Единственное различие заключается в том, что в верхнем ряду мопедного номера используются 2 буквы вместо 2-х цифр.

Номера для квадроциклов и снегоходов

  • тип 4А — регистрационные знаки для внедорожных мототранслортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (снегоболотоходы. мотовездеходы);

В данном случае ситуация аналогична номерам для мопедов. Ранее на квадрциклы и снегоходы выдавались такие же номера, как и на мотоциклы. В 2021 году для них предусмотрен отдельный тип таблички:

Данный номер отличает от мотоциклетного тем, что в нем поменяли местами верхний и нижний ряды.

Номера для классических автомобилей

  • тип 23 — регистрационные знаки для классических (ретро) легковых и грузовых автомобилей;
  • тип 24 — регистрационные знаки для классических (ретро) легковых и грузовых автомобилей с нестандартным местом крепления;
  • тип 25 — регистрационные знаки для классических (ретро) мотоциклов;

Номера для ретро автомобилей дополнительно включают символ «К».

В настоящее время неизвестно, на какие автомобили, в каких случаях и для чего будут выдаваться подобные номера.

Номера для спортивных мотоциклов и автомобилей

  • тип 26 — регистрационные знаки для спортивных легковых и грузовых автомобилей;
  • тип 27 — регистрационные знаки для спортивных легковых и грузовых автомобилей с нестандартным местом крепления;
  • тип 28 — регистрационные знаки для спортивных мотоциклов.

Регистрационные знаки для спортивных транспортных средств включают дополнительный символ «С».

Номера для мотоциклов дипломатических и консульских учреждений

Еще один новый вариант регистрационного знака предназначен для мотоциклов дипломатических и консульских учреждений:

  • тип 11 — регистрационные знаки для мотоциклов дипломатических представительств, консульских учреждений, в том числе возглавляемых почетными консульскими должностными лицами, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

В заключение хочу обратить внимание на тот факт, что ГОСТ устанавливает только внешний вид регистрационных знаков. Правила и условия выдачи номеров должны регламентироваться другими нормативными документами, изменения в которые в настоящее время не внесены.

Поэтому хотя ГОСТ и вступает в силу 4 августа 2020 года, остается неизвестным, когда начнут выдаваться новые разновидности номеров.

Также хочу отметить, что выданные ранее номера не нужно менять на новые.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Изначально ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» должны были ввести в действие с 1 января 2019г. Приказом Росстандарта от 04.09.2018г. №555-ст. Потом в этот приказ внесли изменения приказом от 18.12.2018г. № 1131-ст о переносе ввода в действие с 01.01.2019г. на 04.08.2019г. А сейчас в приказ №555-ст внесены изменения приказом от 23.07.2019г. №423-ст, а именно заменить слова «4 августа 2019 г.» на слова «4 августа 2020 г. с правом досрочного применения». Понятно, что перенос сделан по причине больших запасов регзнаков на складах ГИБДД и Гостехнадзора. Вопрос: Дает ли формулировка «с правом досрочного применения» право на законных основаниях обратиться в организацию, изготавливающую регзнаки, для изготовления знаков по новому ГОСТу и установить их на своё авто до 04.08.2020г.?

Павел, здравствуйте.

Сам по себе ГОСТ никаких дополнительных прав водителю не дает, он лишь говорит, какие номера могут быть.

Текущее законодательство позволяет самостоятельно изготовить в организации только номера, которые соответствуют ранее выданным табличкам. Чтобы знаки новых вариантов начали выдаваться, должны быть обновлены нормативные документы ГИБДД, описывающие выдачу таких знаков.

Например, не исключено, что в СТС автомобиля с новым вариантом номеров будет ставиться какая-то дополнительная отметка.

То есть, надпись «с правом досрочного применения» говорит лишь о том, что ГИБДД может выпустить свои нормативные документы раньше 4 августа 2020 года. После этого водители смогут получить номера новой формы.

Удачи на дорогах!

«квадратный номер может быть установлен только на задней части транспортного средства (Прилоежние Ж к ГОСТ):». Примечание в Приложении Ж лишь допускает установку на ТС с нестандартным местом крепления знака разных типов знаков вперёд и назад наряду с обычной установкой 2-х одинаковых типов вперёд и назад номеров типа 1 или типа А1. То естьу вас есть 3 варианта установки:

1. два знака типа 1 спереди и сзади

2. тип 1 спереди и тип А1 сзади

3. два знака типа А1 и спереди и сзади.

«ГОСТ Р 50577-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» (утв. Приказом Росстандарта от 04.09.2018 N 555-ст);

Приложение А (обязательное); РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ЗНАКИ; Рисунок А.1 — Регистрационный знак типа 1 с двухзначным кодом региона регистрации (прямоугольный); Рисунок А.3 — Регистрационный знак типа 1А с двухзначным кодом региона регистрации (квадратный)

Приложение Ж, (обязательное); Требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; Ж.1 На каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков (кроме знаков типов 16 — 18):- одного переднего и одного заднего — на легковых, грузовых автомобилях и автобусах;. Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность, имеющую геометрические параметры, позволяющие обеспечить установку регистрационного знака соответствующего типа без его деформирования.

1 На транспортных средствах с нестандартным местом крепления регистрационных знаков допускается установка заднего регистрационного знака типа 1А вместо регистрационного знака типа 1.

Вот цитата из ГОСТа, где четко указывается количество «квадратных» номеров и место их установки.

Откуда у Вас информация о возможности применения регистрационного номерного знака типа 1А спереди?

Максим, добрый вечер. Опечатка в тексте: Кроме того, квадратный номер может быть установлен только на задней части транспортного средства Прилоежние Ж к ГОСТ):

Рифат, спасибо, статья обновлена.

Удачи на дорогах!

На одном из сайтов меня уверяли, что если штатное переднее место под квадратный номер, то можно спокойно ставить квадратный номер на передний бампер

Хотя некоторые конторы настоятельно говорят делать только один номер квадратным

Анатолий-108, руководствуйтесь ГОСТ Р 50577-2018. Он позволяет установить «квадратный» номер только на задней части автомобиля.

Квадратные госномера в России по новому ГОСТу разрешили – это правда?

С 1 января 2019 года разработан новый ГОСТ Р 50577-2018 с обновлённым типоразмером регистрационных знаков на автомобили и мотоциклы. Он заменил собой старый документ под номером Р 50577-1993 25-летней давности. Главное изменение – новые квадратные номера, которые можно ставить на японские и другие автомобили, на которых предусмотрено место именно под такой формат. Но вступил ли в силу этот правовой акт и разрешена ли установка квадратных ГРЗ, сколько это стоит и какие тонкости его применения в России в 2021 году? Во всём этом по порядку давайте разбираться!

Можно ли ставить квадратные госномера сегодня?

Вообще, большинство ГОСТов в России не обязательны к применению и носят рекомендательный характер. К ним же относятся оба перечисленных выше правовых акта. В целом, они устанавливают типоразмеры и отношения регзнаков для машин не для автовладельцев, а приводят соответствие установки ГРЗ типу транспортных средств, регулируют их размеры при изготовлении. Таким образом, можно сделать вывод – если кто-то квадратные номера уже изготавливает, значит, ставить их можно?

Читайте также  Оплата транспортного налога без комиссии

Но не всё так просто! В действующем КоАП РФ предусмотрен штраф за госномер не по ГОСТу.

По состоянию, актуальному на 27 Августа 2021 года, указанный ГОСТ не вступил в законную силу. Но новые квадратные госномера устанавливать всё же можно, но только сзади. Это точная информация, которую мы подтвердим ниже ссылками на официальные источники. А также разберёмся во всей этой путанице!

Итак, на самом деле всё просто, но недоработки есть. Нам нужно понять 3 главных факта во всех этих нормативных актах:

  1. Новый ГОСТ, предусматривающий квадратные государственные номера, вступит в законную силу только 4 августа 2020 года – так утвердил Росстандарт, это совпадает с датой вступления в силу нового закона О регистрации, который избавит ГИБДД от производства регзнаков – те будут только присваивать буквы и цифры,
  2. между тем, тот же Росстандарт указал, что положения нового документа могут применяться досрочно (в том числе и на сегодняшний день),
  3. но и старый стандарт остаётся действующим на 2021 год, а он не разрешает двухуровневые номера,
  4. а вот для водителя главным подзаконным актом остаются ПДД, и именно они регулируют, что регистрационные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ именно 1993 года.

Таким образом, в настоящий момент получается парадоксальная ситуация, когда ставить новый квадратный гос номер на легковую машину возможно, как это предписывает новый ГОСТ, и одновременно нельзя, потому что действующим остался и старый стандарт.

Но это ещё не всё – мы пока говорим только о действии нормативных актов. Сами тонкости способа и места установки квадратных номеров будут ниже.

Что будет на практике?

В реальной дорожной жизни редкий инспектор ДПС или мировой судья будет разбираться в тонкостях вышеуказанной цепочки, и просто будет либо штраф (в том числе безуспешно обжалованный), либо. его не будет.

Практики пока мало, но в большинстве случаев сложившейся ситуации противоречия, сотрудники ГИБДД нормально реагируют на квадратные номерные знаки. Однако, следует иметь в виду, что ПДД, которыми обязан руководствоваться водитель, ссылаются исключительно на старый ГОСТ, а он предписывает только прямоугольные госномера, и квадратные, согласно ему, запрещены. Поэтому формально нарушение Правил есть, а, значит, и штраф законен.

Однако, на практике есть случаи, когда и на учёт автомобили с двухуровневыми номерами уже ставили. А в МВД, согласно ряду изданий, подтвердили возможность установки на легковушки таких ГРЗ.

Новые регистрационные знаки в России. Какие они?

Прошло две недели с момента моего последнего сообщения. Был в отпуске. Казалось бы, нужно рассказать о новых номерах в коллекции. Но сегодня я сделаю исключение, поговорим мы о другом важном событии.
Новость, ставшая вчера главной в поисковике Яндекса – в России появятся новый стандарт автомобильных номеров. Об этом написал в «Коммерсанте» Иван Буранов. Вот прямая ссылка: тынц. Статьи авторитетного журналиста, пишущего на темы автомобилей, безопасности движения и всего остального, что с этим связано, подхватывают и тиражируют все СМИ, вплоть до федеральных. Так произошло и вчера. Но как часто бывает при пересказе, стремясь вложить массив информации в короткое время, другие журналисты не обращают внимания на многие нюансы, в первоисточник не заглядывают (да и его пока в открытом доступе нет), а базируются на материале своего более находчивого коллеги, делая иногда в своих репортажах существенные ошибки. Что же, давайте попробуем максимально плотно разобраться, какие новые номера появятся, какие изменения будут в уже существующих, как это всё будет вводиться в действие, тем более, что автор этих строк имел непосредственное отношение к разработке стандарта.
На самом деле Приказ Росстандарта об утверждении ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» №555-ст вышел еще 4 сентября, но на это обратили внимание только вчера. Стандарт вводится с 1 января 2019 г. Появление новых ГРЗ не означает немедленной замены всех старых типов по ГОСТ Р 50577-93 новыми номерами, как уже неоднократно происходило в истории СССР да и в 1994 г. в России. При разработке были сохранены основные типы знаков – нетронутыми остались номера тип 1 (для автомобилей) и тип 2 (для прицепов), хотя рассматривались варианты внесения изменений и в них. Преемственность стандарта – одно из положительных моментов, как я считаю. Что касается старых (советских) типов номеров, то в их отношении сохраняется принцип — менять современными при совершении регистрационных действий.
Разработкой стандарта занимался Научный центр проблем безопасности дорожного движения МВД РФ (НЦ БДД МВД РФ), обсуждение изменений и предложения для внесения в стандарт проходили в Техническом комитете 278 «Безопасность дорожного движения» при Росстандарте.
Новые номера могут быть заказаны владельцами в качестве дубликатов или будут вводиться по мере выдачи уже изготовленных знаков старого типажа. Выдача новых номеров может стартовать с 1 января 2019 г. после утверждения технических условий на новые типы номеров – нужно разработать чертежи новых типов знаков, чтобы их производство было унифицировано. ГОСТ не дает всех размеров*. *Дополнение — срок действия стандарта перенесли на август, совместив его с моментом начала действия «Закона о регистрации транспортных средств в РФ», что даст возможность отказаться от закупок номеров и выдачи в ГАИ готовых знаков. Тем самым автолюбитель будет в ГАИ получать только цифровую комбинацию («регистрационный номер»), а саму пластину («Регистрационный знак») заказывать самостоятельно, в т.ч. с учетом конструкции задней части автомобиля, куда можно будет установить или привычный длинный номер (тип 1), или новый «квадратный», тип 1А.
Нумерация типов в ГОСТ также сохранена. Новые типы вводились с дополнительными буквенными индексами (тип 4Б, тип 1А) или вместо освободившихся давно при упразднении старых типов (тип 11). Поэтому суммарное число типов не соответствует нумерации последнего типа (тип 28).
Итак, ГОСТ вводит и совершенно новые типы регистрационных знаков, и еще около десятка будут изменены.

Часть 1. Новые типы регистрационных знаков.

Таких типов десять.
Первым по важности считаю появление двухстрочного заднего номера «для автомобилей с нестандартным местом крепления», а проще говоря, для некоторых советских, большинства японских, и некоторых американских автомобилей. Некоторых – потому что российский номер выше, чем американский, и не во все ниши сможет влезть. Когда велась работа над внедрением этого типа, хотели сделать пластину номера оптимальной по размерам – т.е. выбрать из размерности советского «черного» заднего номера, японского и американского минимальные размеры, и таким образом, создать универсальных знак. Но оказалось, что символы двухстрочного знака при его высоте около 15 см (американский размер) слишком маленькие. Их невозможно прочесть с нужного расстояния. Поэтому высоту номера пришлось увеличить до 170 мм.
Теперь владельцы «японок» не будут мучиться с переходниками для размещения стандартного знака длиной 520 мм. В нишу кузова или заднего бампера можно установить двухстрочный знак. Владельцы смогут сами, при необходимости, заказать эти укороченные номера, если захотят. А при регистрации они получат два знака типа 1 (длиной 520 мм)* . *При регистрации они смогут отказаться от выдачи в ГАИ двух длинных пластин, получив только цифровую комбинацию, см. выше, и заказав номера с задним «квадратом» в комплекте самостоятельно. И это, наверное, самое востребованное изменение. Строго говоря, его следовало внести в стандарт еще в 90-е годы, но сделано это не было. Теперь, хотя актуальность ввоза «праворулек» существенно снизилась, неудобство устранено. На рынке сохраняется более 4 миллионов автомобилей японского производства с правым расположением руля.

Итак, вот он новый знак типа 1А. Он существует в двух исполнениях – как для двухзначного, так и трехзначного кода региона.

Вторым новым типом является знак типа 4А – «для внедорожных мототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (снегоболотоходы, мотовездеходы). Сделан знак на основе мотоциклетного номера нового образца (о нём позже). Появление этого номера упростит его установку на квадроциклах, болотоходах и т.п. Знак уменьшенных размеров легче будет вписать в отведенное место, а размер его в сравнении с обычным тракторным номером, которые на квадроциклы выдаются сейчас (288х206 мм), существенно сокращен (190х145 мм).

Регистрационный знак этого образца введен по инициативе Министерства сельского хозяйства, в состав которого входит Инспекция Гостехнадзора. Она занимается регистрацией внедорожных транспортных средств. К ним относятся, помимо прочего, трактора. Поэтому новые знаки типа 4А будут производиться по заказам и выдаваться органами Гостехнадзора.

Третий новый тип – номерной знак для мопедов, тип 4Б. Фактически, номер этот пока не появится, т.к. регистрации мопедов не требуется. Обсуждается вопрос его выдачи на скутеры с двигателями свыше 50 кубов. Номер также имеет размерность мотоциклетного, но с иной структурой буквенно-цифрового обозначения – четыре буквы и две цифры вместо четырех цифр и двух букв на мотономере, не считая кода региона. Вот тут вопрос. При разработке предполагалось, что мотономер уменьшится в размерах, но не настолько. А мопедный номер будет еще меньше. Однако, размер нового мотономера, в итоге, уменьшили еще больше. Теперь что мопедные, что мотономера, имеют одинаковые размеры. О мотономере мы поговорим позднее. А пока вот он, тип 4Б.

Читайте также  Мне не пришел транспортный налог что делать?

Четвертый номер. Тип 11. Регистрационный знак для мотоциклов дипломатических представительств, консульских учреждений, в том числе возглавляемых почетными консулами, и их сотрудников. Да-да! Дипломатический мотономер!
Удивлены? Зря. Такие номера выдаются и в других странах. Как-то мне присылали фотографию скутера с дипломатическим мотономером, выданным в Республике Беларусь. Конечно, число подобных мотоциклов чрезвычайно мало. Номер будет, наверное, самым редким, и коллекционерам придется напрячься для его поисков. Номер на красном фоне, как и остальные знаки этой группы.

Еще шесть новых типов номеров введены в ГОСТ в составе новой «Группы 6» транспортных средств. Это знаки для спортивных и классических автомобилей.

Знаки этой группы пока выдаваться не будут. Они внесены в ГОСТ загодя – с учетом ведущейся Российской Автомобильной Федерацией работы по упрощению порядка регистрации и эксплуатации таких автомобилей. Появление особых номеров обусловлено теми отличиями, которые «классика» и спорт имеют по сравнению с обычными автомобилями. Как только на национальном уровне появятся критерии для таких автомобилей, порядок отнесения их к группам «классических» и «спортивных», тогда на них и будут выдаваться подобные регистрационные знаки. Это дело будущего. Но давайте подробнее рассмотрим эти новые типы:

Тип 23 – знак для классических легковых и грузовых автомобилей — однострочный.

Тип 24 – такой же номер в двухстрочном исполнении для автомобилей с нестандартным местом крепления. Он будет особенно востребован на ГАЗ-69, Москвичах в кузове 420, да и на других отечественных марках вполне найдет себе место. Изготовление этого типа знака будет прерогативой владельца. Предполагается, что в ГАИ этот тип выдаваться не будет, также как и тип 1А для автомобилей с нестандартным местом крепления.

Тип 25 – знак для классических мотоциклов.

Как видно, все номера имеют букву «К» в качестве некоего определителя подгруппы – «Классические». Аналогичные номера с буквой «С» («Спорт») предназначены для спортивных автомобилей. Вот они:

Тип 26 — для спортивных легковых и грузовых автомобилей – однострочный.

Тип 27 — для спортивных легковых и грузовых автомобилей – двухстрочный.

Тип 28 – для классических мотоциклов.

Появление этих типов стало одной из важных новаций стандарта. Номера будут выдаваться на ТС, которые пройдут экспертизу. Для классики в ходе нее будет рассматриваться число и важность внесенных в конструкцию изменений. Для спортивных ТС – соответствие конструкции нормативам РАФ и ФИА (Международная автомобильная федерация). Т.е. спортивные ТС – не просто какие-то «навороченные» автомобили с большими объемами двигателя, тюнингом и т.п. Нет. Речь идет о специально подготовленных ТС с сертифицированными каркасами безопасности, сиденьями, четырехточечными ремнями безопасности и пр. Выезд таких ТС на дороги общего пользования будет возможен лишь во время проведения соревнований или при движении к/от мест проведения соревнования. Для этого спортивные ТС и сегодня должны иметь соответствующие документы, выдаваемые РАФ для каждой конкретной гонки, ралли и т.п. Т.е. каждый день на дорогах мы такие номера не увидим даже после их официального появления. Строго говоря, ездить на спортивных ТС за хлебушком нельзя и сегодня даже при наличии обычных номеров.

Что касается классических транспортных средств (далее — КТС), то речь о таких сложностях с выездом на дороги для них, как со спортивными, конечно, не идет. Поэтому наши люди в булочную на них ездят – и это отлично! Вероятно, стоит ждать каких-то вменяемых ограничений, например невозможности эксплуатировать КТС в зимний период. Хотя и сейчас ни один нормальный владелец не погонит свою «ласточку» в снег и дождь. Также важно, что КТС не будут использоваться в качестве основного ТС (это европейская практика) или работы в такси. Т.е. старый дедушка, перевозящий круглый год картошку с дачного участка на копейке вряд ли получит на неё статус КТС, т.к. его автомобиль вряд ли пройдет через критерии оригинальности. Фактически, статус КТС будет подтверждать, что автомобиль прошел независимую экспертизу на соответствие оригинальности конструкции, а потому его историческая ценность выше, чем у аналога, но не прошедшего подобной экспертизы. Но об утвержденных государством критериях и правилах проведения этих экспертиз еще говорить рано. Дополнение: С 1 марта 2020 г. начал действовать ГОСТ Р 58686-2019, определяющий порядок проведения историко-технической экспертизы, по результатам которой автомобиль или мотоцикл в возрасте от 30 лет сможет получить статус «классического». Т.е. сделан второй шаг для появления номеров на дорогах. Третьим должен стать документ уровня постановления Правительства РФ, который обяжет ГАИ по получении статуса КТС выдавать на такой ТС особые номера. Работа над аналогичным ГОСТом по спортивным ТС продолжается на основе подготовленных РАФ на своем уровне предложений и документов.

Это десять новых типов, которых раньше в стандарте не было в принципе. Но существуют еще измененные регистрационные знаки, которые в стандарте уже присутствовали. Придется посвящать им отдельный материал, т.к. их тоже довольно много. В нем поговорим и о других новостях, связанных с производством регистрационных знаков нового образца. Читайте о них тут — Часть 2.

Госномера нового образца: как выглядят и что изменилось

Новый ГОСТ для номерных знаков для ряда транспортных средств вступил в силу 4 августа 2020 года. Нововведение должно было заработать еще раньше, но в Госавтоинспекции рассказали, что на складах скопилось слишком много номерных знаков старого образца, которые нужно распределить между новыми автовладельцами. В итоге национальный стандарт ГОСТ Р 50577–2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» с изменением № 1 был перенесен приказом Росстандарта от 23 июля 2019 г. с правом досрочного применения.

Как уточнили в МВД России, в первую очередь изменение коснется владельцев автомобилей, произведенных в США и Японии. До этого момента площадки для крепления знаков на этих машинах не совпадали с российскими стандартами. Также важны для владельцев моделей мотоциклов, имеющих нестандартные места для установки знаков.

Также, как уточнили в Росстандарте, такие номера будут использовать для мопедов, ретро-мобилей и транспорта, не предназначенного для движения по дорогам общего пользования.

Как объяснили Autonews.ru в Росстандарте, при изготовлении новых квадратных номеров сохранены без изменений шрифты государственных регистрационных знаков, структура и габаритные размеры основных типов регистрационных знаков. Но есть и значительные изменения. В их числе:

  • Введен тип регистрационных знаков для транспортных средств с нестандартным местом крепления: то есть сзади можно вместо стандартного прямоугольного регистрационного знака типа 1 можно будет установить квадратный типа 1А. Важно, что спереди автомобиля водитель все равно будет обязан использовать регистрационный знак «классический» продолговатой формы;
  • Уменьшены габариты регистрационного знака для мотоциклов. При этом сохранена структура и обозначение типа;
  • Введен тип регистрационных знаков для мотоциклов дипломатических и консульских представительств;
  • Дополнительно введен тип регистрационных знаков для внедорожных мототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Например, это снегоболотоходы и мотовездеходы;
  • Введены типы регистрационных знаков для мопедов, спортивных и классических ретрокаров. Для таких транспортных средств теперь можно использовать маленькие (190×145 мм) номерные знаки. Выдачу таких табличек начнут после утверждения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок регистрации таких видов транспортных средств);
  • Дополнены требования к элементам защиты от подделки регистрационных знаков, которые ранее регламентировал приказ МВД России.

Для изготовления знаков владелец автомобиля или мотоцикла может по собственной инициативе обратиться в соответствующую организацию. Изготовить их могут только организации, имеющие свидетельство об утверждении изготовленного образца данных типов государственных регистрационных знаков транспортных средств. В ГИБДД водитель получит набор букв и цифр, а саму рамку будет делать за свой счет. Таким образом, исчезнет и госпошлина за изготовление номерных знаков.

Если транспортное средство не относится ко всем вышеперечисленным категориям, то устанавливать квадратных знаки на него будет нельзя. Согласно ч.1 ст. 12.2, управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Новые номера на авто в России: какие вводятся и как выглядят

В целом новые номера на авто выглядят почти как старые.
Из нововведений следует обратить внимание появление двухстрочной записи символов, что соответствует стандартам других государств, к примеру, Японии. Это позволит использовать новые российские номера и за пределами России. Изменения коснулись и размеров некоторых номерных знаков.

Нововведения всегда вызывают беспокойство. 4 августа 2020 года в России начал действие новый стандарт на автомобильные номера, а точнее, ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств». Документ вводит 10 форматов номерных знаков для автомобилей и различных видов мототранспорта. Как обычно, с принятием нового нормативного документа возникает необходимость его разъяснения. Давайте разберемся, что представляют новые номера на авто, как они выглядят, и где получить.

10 новых типов номерных знаков на авто в России

Новый стандарт пришел на смену ГОСТу 1993 года, который за долгие годы, несомненно, устарел. Именно с этим связана актуальность нового документа. Кроме того, стандарт позволяет расширить вариативность автомобильных номеров, которые могут использоваться для различных типов автотранспорта. Однако нововведения распространяются далеко не на всех автовладельцев.

Читайте также  Принцип работы резонатора выхлопной системы

Новый формат номеров автомобилей в России касается:

  • машин с нестандартным креплением;
  • спортивных и ретромоделей;
  • мотоциклов и мопедов;
  • снегоходов и вездеходов.

С этой целью разработка ГОСТ началась еще в 2016 году с привлечением многих специалистов, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения. Учитывали, что за последние годы в России значительно увеличилось количество автомобилей импортного производства с нестандартным для нас креплением номеров. Например, появились таблички квадратной формы.

Новые номера на авто в России

Приняты и другие нововведения, на которых следует остановиться подробнее:

  • Знак новой формы (тип 1А) крепится сзади вместо привычного прямоугольного (тип 1). При этом спереди он по-прежнему остается прежней, традиционной формы.
  • Номера меньшего размера предусмотрены для мотоциклов, что соответствует зарубежным традициям.
  • Появляются новые знаки и для мотоциклов дипломатических служб.
  • Разработаны номера для снегоходов и мотовездеходов, не передвигающихся по обычным автодорогам.
  • Знаки уменьшенного размера появились для мопедов, спортивных и классических ретроавтомобилей.
  • Раритетные модели получают обозначение «К» на номерном знаке, что означает «классический».
  • Выделение литерой «С» спортивных машин необходимо в связи с существующими для этого транспорта ограничениями в правилах движения.
  • «Свои» знаки появляются и у мопедов, скутеров и квадрациклов. Прежде правила не требовали наличие номеров для этих видов техники.

Как видим, перечень довольно внушительный.

Как выглядят новые номера на авто

ГОСТом регламентируется внешний облик новых регистрационных знаков. Они имеют квадратную форму. При этом шрифт, количество, сочетание символов и их размеры не изменяются. Остается цифровое обозначение региона, государственный значок RUS и изображение государственного триколора в нижнем левом углу. Основное поле таблички остается белым с черной окантовкой, все символы наносятся черной краской.

Сохраняется цветовое обозначение фона:

  • для обычных автомашин – белый цвет;
  • красный – для дипломатических авто;
  • синий – машины МВД;
  • номера черного цвета – военные;
  • желтые – для такси.

В целом новые номера на авто выглядят почти как старые.

Из нововведений следует обратить внимание появление двухстрочной записи символов, что соответствует стандартам других государств, к примеру, Японии. Это позволит использовать новые российские номера и за пределами России. Изменения коснулись и размеров некоторых номерных знаков.

Размеры Российских номеров на машину

Для стандартного прямоугольного знака размеры остаются прежними – 520 мм в длину и 112 – в высоту, а вот номера квадратной формы стали меньше. Их размер теперь составит 290 на 170 мм. Они предназначены в основном для автомашин с правым рулем, приезжающих к нам из Японии или США и имеющих нетрадиционное для РФ место крепления номера.

Квадратные госномера на автомобиль

Уменьшены габариты номерных табличек и для мототехники (мотоциклы, мопеды) – 190 на 145 мм. Это также связано с широким использованием в РФ зарубежных моделей, которые имеют, по сравнению с нашими, меньшие параметры основания для номерного знака.

Технические изменения Российских номерных знаков

Изменения коснулись и технической стороны. Так, при изготовлении самих табличек-заготовок должен применяться особый код производителя. По нему легко вычислить, где, кем и когда знак изготовлен, проследить путь таблички. Кроме того, на ней не запрещено просверливать дополнительные отверстия, но указывается, что они не могут затрагивать нанесенные символы. Изготавливать новые номера для авто могут только уполномоченные организации, имеющие свидетельство.

Сроки принятия нового ГОСТа и вступление его в силу

Изначально планировалось, что новый стандарт начнет действовать уже с начала 2020 года. Однако работа над правовым актом продолжалась долго, поэтому сроки пришлось сдвигать. Документ вступил в силу с 4 августа 2020 года по приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Кто может претендовать на получение номерных знаков нового типа

Новые номера на авто в РФ предназначены прежде всего:

  • для автомашин, изготовленных в Японии или Америке;
  • мототехники;
  • ретроавтомобилей;
  • средств, не перемещающихся по обыкновенным автодорогам.

Инициатором получения табличек становится сам автовладелец.

Как получить новые номера для автомобилей и мотоциклов

Необходимо отметить, что принятый ГОСТ не регламентирует порядок получения новых номеров. Для этого должны быть приняты другие нормативные акты. Новый формат номеров автомобилей в России будет вводиться постепенно.

Теперь, чтобы заказать табличку, автовладелец может самостоятельно обратиться в организацию, имеющую на изготовление специальное свидетельство. Предварительно необходимо получить в ГИБДД определенный набор знаков.

Кого могут оштрафовать за использование номеров авто нового образца и на какую сумму

Новые знаки устанавливаются только на предусмотренные нормативным документом виды транспортных средств, в соответствии с ГОСТом. Автовладельцу, нарушившему правила, грозит штраф на 500 рублей.

Как видим, у водителей нет повода беспокоиться по поводу введения и использования нового формата номеров на авто в России.

«Без изменений основных типов регзнаков»: в России вступил в силу новый стандарт номеров для транспортных средств

4 августа в России вступил в силу новый национальный стандарт на номера для автомобилей, мотоциклов и других видов транспорта — ГОСТ Р 50577-2018, который устанавливает технические требования к государственным регистрационным знакам.

В Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии напомнили, что разработка нововведений велась в 2017—2018 годах ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России». При этом учитывались предложения Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД, Минобороны, Минсельхоза и иных заинтересованных организаций и граждан.

«Сохранены без изменений шрифты государственных регистрационных знаков транспортных средств, структура и габаритные размеры основных типов регистрационных знаков», — приводит ТАСС текст сообщения Росстандарта.

Вместе с тем ГОСТ предусматривает новый вид номеров для автомобилей с нестандартным местом крепления. Речь идёт о праворульных машинах из Японии, а также о машинах, предназначенных для американского рынка.

Также вводятся компактные номера для мотоциклов: с нынешних 245 × 185 мм габариты уменьшаются до 190 × 145 мм. Появились мотоциклетные номера для дипломатических и консульских представительств. Кроме того, введены специальные госзнаки для спортивных и классических автомобилей. Отныне будут выпускаться регистрационные номера для мопедов и внедорожных мототранспортных средств (снегоболотоходы, мотовездеходы).

При этом в Росстандарте сообщили, что не регулируют обмен и выдачу номерных знаков, подчеркнув, что для изготовления регзнаков нового формата владельцы транспортных средств могут обратиться в соответствующую организацию.

«Дополнительные разъяснения необходимо получить Госавтоинспекции или ФКУ НИЦ БДД МВД России», — заметили в федеральном агентстве.

Изначально ГОСТ Р 50577-2018 должен был вступить в силу 1 января 2019 года, однако дата была перенесена на 4 августа того же года. Сдвиг был связан с просьбой МВД, направленной на уход от «возможных необоснованных расходов федерального бюджета».

Тем не менее в августе 2019-го введение нового ГОСТа так и не состоялось в связи с обращениями Госавтоинспекции и Минсельхоза — на их складах к тому моменту скопилось много неиспользованных госзнаков, которые пришлось бы утилизировать.

2 июня 2020 года МВД утвердило изменения в приказе о расширении перечня цифр, с которых может начинаться трёхзначный автомобильный код региона. Ранее ГИБДД могла выдавать номера с трёхзначными кодами, начинающимися только с цифр 1 или 7. Теперь допускается применение всех цифр от 1 до 9.

Напомним, что изначально в России действовали коды регионов с числами от 01 до 89, что соответствовало количеству субъектов РФ на 1 января 1993 года. Однако позднее имеющихся кодов стало не хватать, в результате чего с 2005 года началась выдача знаков с кодами регионов, состоящими из трёх цифр.

«Давно назревшая норма»

Главный редактор журнала «За рулём», автоэксперт Максим Кадаков в разговоре с RT назвал правильным введение нового стандарта регистрационных знаков.

«Это давно назревшая норма. Если есть квадратный выступ под номерной знак, стандартное заводское освещение, то не надо ничего придумывать — просто переделать номерной знак (другой формы сделать) и повесить его. И все довольны: и ГАИ, и автомобилисты. И все нормы соблюдены. Это хорошо, на мой взгляд. И надо идти в дальнейшем по этому пути, то есть перенимать из зарубежного опыта только лучшие варианты и примеры и им следовать, применять у нас на практике», — пояснил эксперт.

В свою очередь, партнёр аналитического агентства «Автостат» автоэксперт Игорь Моржаретто заметил, что в России уже выдаются номера нестандартных размеров, но ранее не действовали необходимые законодательные стандарты.

«Это комфортно для какого-то количества людей, которые ездят на автомобилях, произведённых не в России. Номер раньше выдавали только стандартный — вытянутый прямоугольник, и этот номер не садился на то посадочное место. А гнуть его нельзя вообще, нельзя обрезать — ничего с ним нельзя делать. Соответственно, там придумали хитрую систему креплений, освещения этих номеров. Это было неудобно, поэтому введение ГОСТа давно назрело. Это же касается ещё и мотоциклов, потому что большой номер не всегда на мотоцикле можно закрепить: на многих есть место только для крепления небольшого номера», — добавил собеседник RT.