Оптимизация транспортных расходов на предприятии

Оптимизация работы транспорта: методы и решения логистики

Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.

  • Основные задачи транспортной оптимизации

    Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

    Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

    Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

    • способ перемещения грузов;
    • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
    • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
    • схема расположения складских терминалов компании.

    Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

    Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

    • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
    • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
    • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

    В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

    Как оптимизировать транспортную работу предприятия

    Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

    1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
    2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
    3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

    После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

    1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
    2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
    3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
    4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
    5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

    После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.

    Основные методы снижения транспортных расходов

    В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

    Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

    1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
    2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
    3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

    Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

    Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

    Использование автоматизированных логистических систем

    Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

    Такое ПО должно иметь следующий функционал:

    • обработка заявок на перевозку;
    • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
    • формирование ТТН , иной сопроводительной документации;
    • расчет стоимости перевозку.

    Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

    Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

    3 способа эффективного сокращения расходов на автопарк за счет цифровизации

    Когда расходы на автопарк растут, нужно не просто сократить издержки, а сделать это эффективно. Владельцы автопарков часто делают акцент не на тех расходах: сокращают зарплаты водителям, экономят на топливе, страховке и техническом обслуживании.

    В результате издержки если и сокращаются, то незначительно. Растет недовольство сотрудников, водители увольняются. Из-за некачественного бензина или дизеля двигатель повреждается.

    Рассказываем, как уменьшить расходы на обслуживание транспорта и при чем здесь цифровизация.

    1. Распределите выдачу заказов

    Проблема: часть машин в автопарке выполняют больше поездок, чем другие.

    Обычно в корпоративных автопарках машины закреплены за отделами либо персонально за некоторыми сотрудниками. В то время как автомобили одного отдела используются часто, автомобили других отделов могут простаивать и выполнять меньше заявок на поездки.

    Кроме того в автопарках организаций есть разгонные автомобили, которыми могут пользоваться любые сотрудники и отделы. Когда диспетчеру или секретарю поступает заявка на подачу транспорта, он сам распределяет заказы. Тратит время на поиск и обзвон водителей. И ищет не ближайшую машину, а просто свободную. Водителя дергают с одного конца города на другой, а сотрудники долго ждут машину. В результате один автомобиль может выполнить за день больше заказов, чем другой. Машина быстрее выйдет из строя, а водитель сильнее устанет, что может сказаться на его внимании за дорогой.

    Решение: следить за тем, чтобы поездки распределялись равномерно.

    Как поможет цифровизация: программа «ТМ: Корпоративные поездки» в режиме реального времени отслеживает местоположение и расписание каждого водителя. Когда сотрудник оформляет заявку по телефону или через мобильное приложение, программа сама подбирает ближайший свободный автомобиль. Эффективное распределение заказов по водителям увеличивает количество поездок и обеспечивает своевременность выполнения заявок.

    В чем экономия: выравниваются затраты на техобслуживание, потому что у машин будут равномерные пробеги.

    2. Увеличьте полезный пробег и сократите холостой

    Проблема: после выполнения заказа водитель возвращается на стоянку.

    Если водитель большую часть времени ездит между точками назначения «пустой»‎, значит, маршрут транспорта не оптимизирован. Так растет холостой пробег, повышаются затраты на топливо и обслуживание машины, уменьшается срок эксплуатации транспорта.

    Решение: оптимизировать маршрут.

    Как поможет цифровизация: программа «ТМ: Корпоративные поездки» помогает спланировать маршрут с учетом текущих заявок и загруженности дорог. Например, сотрудников из аэропорта можно забирать не по отдельности, а всех вместе, назначив для этого более вместительный автомобиль. Или если несколько точек находятся недалеко друг от друга, система выдаст эти заявки одному автомобилю.

    Читайте также  Пищат тормозные колодки что делать?

    В чем экономия: сокращаются простои, уменьшаются затраты на обслуживание автомобиля.

    3. Ограничьте нецелевое использование транспорта

    Проблема: водители и сотрудники ездят на служебном автомобиле по своим делам.

    Сотрудники и водители могут использовать машину для личных нужд: ездить в магазин, забирать детей из школы. Можно ввести лимиты на поездки для каждого отдела, но и это не исключает нецелевое использование. Без цифровизации отследить нецелевое использование транспорта трудно — сотрудник и водитель могут созвониться и договориться между собой.

    Решение: отслеживать каждую машину в автопарке.

    Как помогает цифровизация: в программе «ТМ: Корпоративные поездки» по GPS-навигации можно отследить и проконтролировать автомобиль в реальном времени — в каком направлении движется водитель и движется ли вообще. Контроль поездок помогает отследить отклонения и обеспечивает эффективное использование транспорта.

    В чем экономия: контролируется расход топлива.

    Как сократить расходы на автопарк

    При оптимизации работы автопарка вы поймете реальную потребность в транспорте и сможете сократить автопарк до необходимого количества машин.

    Чтобы сделать работу автопарка прозрачной, мы разработали сервис для контроля автопарка «ТМ: Корпоративные поездки». Система показывает местонахождение каждого автомобиля, отслеживает перемещение по маршруту, фиксирует задержки и отклонения. Так у вас всегда будут необходимые данные для принятия управленческих решений.

    Чтобы узнать, как и какие расходы на автопарк можно сократить, оставьте заявку на сайте. Наш специалист свяжется с вами, расскажет о программе и ответит на вопросы.

    Оптимизация расходов в транспортном бизнесе. Как решить главные проблемы перевозчиков 13:56, 6 августа 2020 Версия для печати

    Из обширного списка расходов, с которыми сталкиваются транспортные компании, можно выделить пять основных статей. Они самые затратные, но в то же время обладают наибольшим потенциалом для оптимизации.

    Успех любой транспортной компании зависит от рациональных решений и внимательного отношения к мелочам. Пока некоторые унывают, сильные и эффективные руководители ищут способы оптимизировать затраты и сократить издержки.

    Есть две противоположных стратегии: постараться сэкономить сегодня, отложив существенные траты на потом – или инвестировать в будущее, сократив при этом расходы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    Какая стратегия окажется выигрышной? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте оценить совокупную стоимость владения логистическим бизнесом. На этой диаграмме показана структура затрат:

    Очевидно, что некоторые из статей расходов (налоги, сборы, штрафы, траты на покупку AdBlue) сократить практически невозможно. Но другие можно и нужно оптимизировать.

    Возраст автопарка: обновить или использовать старые грузовики?

    Это насущный вопрос для любой транспортной компании. Старые автомобили могут служить достаточно долгое время, хотя и будут требовать вложений. Альтернативный вариант – продать такие машины, пока они не потеряли в цене, и на вырученные деньги приобрести новые грузовики в лизинг.

    Стоимость владения б/у автомобилем старше 3 лет:

    • Эксплуатационные расходы (ТО, запчасти, ремонт) за 5 лет – ₽2,4 млн;
    • Коэффициент выхода на линию – 70% и ниже;
    • Экономия на налогах НДС и НП – 0.

    Если вы оставите всё как есть, платить ни за что (кроме ремонта техники, которая будет периодически ломаться) не придётся. Эта стратегия на первый взгляд безопасна. Но стоит учесть, что и лизинг не требует вложений на старте.

    По расчётам компании Технолизинг, если машина продаётся за 60% от её первоначальной стоимости, а первый взнос по лизингу покрывает 50% от стоимости нового грузовика, его владелец остаётся в плюсе.

    Преимущества нового транспорта неоспоримы: это высокий процент выхода на линию (97%), возможность заключения выгодных контрактов с требовательными заказчиками и повышенный комфорт для водителей.

    Экономия топлива: жесткий контроль или мотивация сотрудников?

    Для транспортного бизнеса управление топливными расходами – краеугольный камень. Не секрет, что около 50% расходов перевозчиков приходится именно на горючее. Есть несколько способов сократить эти расходы, и внедрять их лучше комплексно: установить системы мониторинга, обучить водителей экономичному вождению и стимулировать их к использованию полученных знаний, внедрив систему вознаграждений.

    Телематика поможет контролировать расход топлива и предоставит объективную информацию. Эти данные станут основой для оптимизации расходов на топливо. Системы мониторинга также повлияют на дисциплину водителей, которые будут знать, что каждый литр дизельного топлива на счету.

    Сколько можно сэкономить, внедрив телематику?

    При эксплуатации парка из 60 большегрузов экономия составит до 20% в год. В денежном выражении это ₽4,7 млн. Из этой суммы необходимо вычесть стоимость оборудования (около ₽18 тыс. на каждую машину) и абонентскую плату (₽450 на каждую машину ежемесячно) – около ₽1,25 млн. Таким образом, только за первый год владелец автопарка сэкономит около ₽3,35 млн, а в будущем выгода будет расти, так как платить за оборудование уже не придётся.

    Но просто оснастить телематикой автопарк мало. Расход топлива сильно зависит от стиля вождения, и многие водители не совершенствуют свои показатели, не зная о простых и эффективных методах экономии. Поэтому обучение водителей – не менее важная часть оптимизации, которая повысит их профессиональную подготовку и обязательно окупится в дальнейшем.

    Важно отметить, что экономичное вождение – это вождение аккуратное и безопасное. Оно не только уменьшает расход топлива, но и снижает аварийность.

    Выбор шин: доступные или энергоэффективные?

    Шины – еще одна статья расходов автоперевозчиков. Когда на счету каждый рубль, вопрос во что «обувать» автопарк совсем не копеечный.

    Использование дешевых шин может сократить расходы на 50% — просто потому, что они дешевые. В общей структуре расходов траты на шины занимают всего 1%. Но пробег до очередной замены при этом сократится, а расход топлива вырастет. Таким образом, сэкономив 0,5% от общей стоимости владения компанией (примем это значение за ₽500 тыс.), вы можете потерять до 5% (т.е. до ₽5 млн) из-за повышенного расхода топлива и необходимости более частой замены шин.

    Выходит, что без правильно подобранных шин все усилия по сокращению расходов могут оказаться неэффективными. Но и эту проблему можно решить.

    Рассмотрим эффективность энергосберегающих шин на примере новой гаммы грузовых шин MICHELIN X MULTI ENERGY . Компания Мишлен разрабатывала их, поставив амбициозную задачу: сделать так, чтобы автопарки получили реальную экономию топлива, не жертвуя привычными значениями ходимости и управляемости. Инженеры компании комбинировали самые современные технологии и резиновые смеси.

    Сколько можно сэкономить благодаря энергоэффективным шинам?

    Комплект стандартных шин (ходимостью 270 тыс. км.) для автопоезда из 12 штук обойдется примерно в ₽300 тыс. Стоимость комплекта из 12 шин MICHELIN X MULTI ENERGY составит ₽456 тыс. Однако ходимость шин Мишлен достигает 350 тыс. км, а это значит, что при пробеге в 180 тыс. км. в год менять их придется не каждые полтора, а каждые два года.

    Но это не главное. При указанном пробеге и цене топлива в ₽47 за литр автопоезд, обутый в обычные шины за год сожжет горючего на ₽7,614 млн, в то время как автопоезд в шинах MICHELIN – на ₽7,004 млн. Это неудивительно, ведь сравнительные испытания показали преимущество MICHELIN: расход топлива на каждые 100 километров пробега сократился на 2,4 л. в сравнении с шинами других производителей. Таким образом, экономия превысит ₽450 тыс. на каждый автопоезд и для автопарка из 60 машин составит ₽27 млн.

    Переобувать весь автопарк разом не обязательно. Каждый грузовик, сменивший шины на энергосберегающие, уже начнет приносить экономию.

    В таком случае замена будет происходить постепенно, по мере износа старых комплектов шин. Такая практика снизит единовременные расходы, а экономия будет увеличиваться, пока не достигнет по-настоящему ощутимых величин.

    Сколько денег сэкономят энергосберегающие шины для вашей компании? Рассчитайте выгоду с помощью калькулятора совокупной стоимости владения.

    Оплата труда: KPI или большой оклад?

    Оплата труда составляет заметную часть расходов. Как сохранить доверие команды и сделать зарплату оптимальной, чтобы она устраивала и работника, и работодателя?

    Лидеры сферы транспортных перевозок, как правило, привязывают выплаты к результатам сотрудников. Если речь идёт о водителях, то показателями эффективности могут стать:

    • расход топлива;
    • пройденный километраж;
    • отсутствие штрафов и опозданий;
    • количество выполненных рейсов или доставок.
    Читайте также  Что нужно для подключения сабвуфера в машину?

    Серьёзной мотивирующей частью при этом становится выплата премий (например, за экономию определенного количества топлива). Если зарплата водителя будет состоять не из фиксированной суммы, а из вознаграждения по формуле «оклад + премия за выполненную работу + бонусы за экономию топлива и бережливое отношение к автомобилю», расходы на оплату труда вырастут.

    Но при этом появится заметный положительный эффект: увеличение количества выполненных рейсов (что позволит не расширять штат водителей), снижение потребности привлечения наёмного транспорта, сокращение затрат на топливо (в среднем на 5%) и ремонт автомобилей (в среднем на 4%).

    Обслуживание автопарка: дилер или «неофициал»?

    На первый взгляд может показаться, что автопарк, машины в котором старше трех лет, целесообразно перевести на обслуживание в неофициальных дилерских центрах. Стоимость работ здесь ниже, неоргинальные запчасти дешевле, и экономия может составить до 30% (₽350 тыс.).

    Принимая решение о работе с «неофициалами», руководитель, однако, должен отдавать себе отчет в том, что примерно в такой же степени возрастут и риски.

    Поломки и связанные с ними простои, срывы сроков доставки с последующими неустойками и другие неприятные сюрпризы – стоят ли они экономии, которая в общей массе расходов весьма незначительна?

    Сотрудничество с официальными СТО, гарантийные обязательства по выполненным работам, оригинальные запчасти – все это работает на непрерывную, стабильную деятельность вашей компании. Поэтому выбор лучше сделать в пользу официальных дилерских центров.

    Мы рассмотрели основные статьи расходов транспортной компании. Конечно, расходы перевозчиков не ограничиваются этими пятью статьями. Однако налоги, сборы и штрафы оптимизировать невозможно, а прочие траты составляют менее 1% от стоимости владения.

    Анализ совокупной стоимости владения компанией помогает правильно рассчитывать расходы, выявлять слабые места. Каждый из рассмотренных пунктов обладает значительным потенциалом для оптимизации издержек, но в конечном итоге всё зависит от правильных, продуманных решений, принимаемых руководителем предприятия.

    Оптимизация затрат на автопарк
    с помощью контроля расхода топлива

    Отрасль: транспорт и логистика

    Интегратор: «Урал Инновации»

    Клиент: агрохолдинг «Комос Групп»

    Генеральный директор ГК «Эскорт» Антон Туркин

    Многие компании с большим автопарком сталкиваются с воровством в том или ином виде: водители могут сливать топливо, проводить махинации с топливными картами, подрабатывать на стороне.

    Как следствие — убытки компании из-за перерасхода горючего, преждевременного износа транспорта и снижения качества работы. Генеральный директор ГК «Эскорт» Антон Туркин на примере «КОМОС групп» рассказывает, как беспроводные датчики топлива могут искоренить нарушения дисциплины и сократить расходы на ГСМ на миллионы рублей.

    Компания клиента

    ООО «КОМОС ГРУПП» — один из крупнейших агрохолдингов России.

    Основные затраты автопарка — более 190 млн рублей в год — приходились на топливо. Отследить его фактический расход было невозможно. Кроме того, компания сталкивалась с рисками, связанными с недобросовестностью водителей: для многих из них корпоративное топливо — это по факту дополнительный источник заработка.

    Задача клиента:
    оптимизация расходов на автопарк

    Для оптимизации транспортных расходов, компания решила учитывать расход топлива водителей и оснастить автопарк современной системой мониторинга. В качестве решения компания выбрала беспроводное телематическое оборудование — датчики уровня топлива ТД-BLE от ГК «Эскорт».

    Беспроводные датчики были установлены на 150 машинах «КОМОС ГРУПП» по всей России (грузовиках-рефрижераторах и автоцистернах молочного направления Мил Ком: торговая марка «Село зеленое»). Установкой датчиков занималась компания-интегратор «Урал инновации», которая предоставляет комплексные ИТ-решения по обслуживанию автопарка в области спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта.

    Решение — установка датчиков уровня топлива Эскорт ТД-BLE

    Как работают датчики уровня топлива ТД-BLE

    Топливные датчики определяют объем и уровень горючего: трубка и внутренний стержень в топливном баке отслеживают емкость конденсатора, и датчик фиксирует изменение уровня топлива. Данные обрабатываются и передаются на блок мониторинга. Если есть мониторинг, есть и контроль — то, чего так не хватает владельцам автопарков.

    Обычно блок мониторинга расположен в кабине, и все данные передаются по проводу. А установка провода — это около трех часов монтажа, риски с повреждением электропроводки, вандализмом со стороны водителей и нарушением гарантийных обязательств перед производителем. В общем, провода — та еще морока.

    Поэтому ГК «Эскорт» первой в России придумала, как передавать данные об уровне топлива без проводов — через Bluetooth. И в этом преимущество датчиков ТД-BLE: кабель не перетрется, не расплавится, не сгорит, не повредится, нет никаких проблем с прокладкой — потому что кабеля нет.

    Характеристики датчика ТД-BLE

    • датчики производят замеры каждые 10 секунд, каждые 5 секунд передают данные;
    • радиус действия — 100 метров между датчиком и приемником;
    • одной батареи хватает в среднем на семь лет;
    • приемником может быть и мобильный телефон, а датчик можно настроить в приложении;
    • на монтаж датчика достаточно одного часа.

    Даже если сотрудник попытается повлиять на функционирование самого датчика, система об этом оповестит. Датчик уровня топлива ТД-BLE способен определять любые манипуляции с топливом вплоть до микросливов.

    Оптимизация расходов: на чем экономить, чтобы спасти компанию

    Нынешний кризис отразился на работе буквально каждой компании, но в разной степени. Одни бизнесы продолжают работать в удаленном режиме, пытаясь устоять, удержать клиентов и выйти хотя бы на обороты предыдущего года. У других деятельность парализована почти полностью. И те, и другие принимают разные меры по сокращению затрат.

    Прежде всего предпринимателям, оказавшимся сегодня в сложной ситуации, стоит лучше изучить меры поддержки бизнеса, которые предложило государство. Точно следует знать о том, что Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409 для организаций, ИП и микропредприятий перенесены сроки уплаты налогов (авансовых платежей).

    Кроме того, бизнес может претендовать на кредитные каникулы, условия для такой меры поддержки подробнее описаны на сайте ЦБ.

    Еще одна мера, которой сейчас активно пользуется пострадавший бизнес, — это беспроцентный кредит на выплату зарплаты. Заявление на получение такого кредита можно подать в электронном виде, но для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

    Получите беспроцентный кредит на выплату зарплат на срок до 6 месяцев. Кредит выдаст банк, а Контур поможет отправить онлайн-заявление и покажет статус решения.

    Если вы ведете бизнес в Москве, то обратите внимание на меры поддержки столичного бизнеса. В каждом регионе такие меры свои, поэтому ищите нужные на официальных государственных сайтах.

    Проведите аудит всех расходов

    В бизнесе всегда можно найти несколько строчек расходов, которые каждый месяц незаметны, но в итоге могут привести к проблемам. Поэтому, считает сооснователь digital-агентства «Сделаем» Павел Молянов, стоит постоянно контролировать всё вплоть до копейки, иначе можно получить кассовый разрыв.

    Если до кризиса вы не вели финансовой учет, лучше начать сейчас. Даже без специализированных программ, в обычном Excel. Добавляйте в расходную часть всё, включая незначительные траты на канцелярию, сотовую связь, обеды и проезд.

    Например, CEO Jetlend Роман Хорошев рассказал, что его компания смогла сэкономить 15 000 руб. в месяц, отказавшись от необязательных SMS-рассылок клиентам и сократив текст в обязательных сообщениях. И это лишь одна из строк расходов. Если собрать все, получится весомая для маленького бизнеса сумма.

    Основатель ProStore by Lubivaya Оксана Любивая в первую очередь приостановила все второстепенные закупки — оргтехники для офиса, дополнительного оборудования для склада, ПО.

    Подумайте о релокации и переведите сотрудников на удаленную работу

    CEO сервиса по автоматизированному документообороту и расчету с удаленными командами Solar Staff Павел Шинкаренко рассказал, что из-за кризиса ему пришлось сначала отказаться от аренды офиса в Амстердаме, затем договориться о снижении цены аренды за московский офис, а после и вовсе перевести часть сотрудников в локации с более низкой стоимостью жизни.

    «Мы закрыли офис в Амстердаме и перевели сотрудников на работу в нашу кипрскую компанию, — рассказывает Шинкаренко. — Сейчас мы, по сути, переходим на осадное положение, сдвигая планы на экспансию в США. После карантина наступит длинный экономический спад, поэтому будем нанимать людей не в Европе, а в Москве. Это связано с более низкой (не удивляйтесь, это правда так) стоимостью жизни в Москве, чем в Европе».

    Читайте также  Не откручивается гайка колеса что делать?

    Перенести опыт на малый бизнес можно так:

    • Новых сотрудников набирать не в московский офис, а на удаленную позицию из региона — за счет сокращения средней зарплаты расход может быть меньше.
    • Если бизнес небольшой, то можно обсудить переезд в область — компания может помочь сотрудникам с поиском и оплатой аренды жилья на первое время.

    Наконец, не стоит забывать о переводе сотрудников на удаленную работу. Из дома может работать практически любой офисный персонал, если обеспечить его необходимыми инструментами. Если у вас небольшие команды, то приличное количество сервисов для удаленной работы обойдутся вам бесплатно.

    Платите больше своим сотрудникам

    Если в структуре расходов есть оплата услуг внешних подрядчиков, то в кризис можно попробовать отказаться от них, чтобы сэкономить. Например, малый и средний бизнес нередко пользуются следующими услугами:

    • Тренинги, обучающие программы — вместо консалтинговых агентств можно обратиться к собственным специалистам, готовым за постоянную дополнительную плату консультировать и обучать персонал.
    • Обслуживание локальной сети, поддержка сайта, другие IT-задачи (несмотря на наличие в штате сисадмина).
    • Написание текстов, размещение рекламы, SMM — эти задачи можно предложить PR-специалисту или маркетологу.

    Смысл сокращения издержек в данном случае понятен: расходы на услуги сторонней компании обычно выше. Если вы готовы обходиться силами собственных специалистов, то самое главное — заручиться их согласием на дополнительную работу. Заставить их выполнять что-то сверх того, что входит в перечень их должностных обязанностей согласно кадровым документам, вы не можете. Это запрещает Трудовой кодекс.

    В начале апреля основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников сообщил о том, что 90 работников компании согласились на уменьшение зарплат в течение трех месяцев в обмен на акции сети на сумму снижения выплаты. За счет этого удалось сэкономить 6,67 млн руб. в месяц. Сам предприниматель урезал себе зарплату до 20 000 руб. в месяц.

    Общайтесь с поставщиками и партнерами

    В бизнесе все друг с другом взаимосвязаны. Если кто-то один идет ко дну, за ним тянутся все остальные. Понимая это, многие предпринимали уже ведут переговоры с поставщиками и партнерами на предмет скидок, отсрочек или изменения условий.

    Генеральный директор компании «Поставщик счастья» Дмитрий Коробицын согласен, что это нужно делать обязательно. Из-за кризиса у его компании возросли траты на персонал, появились расходы на транспорт, доставку еды и прочее. Чтобы не перекладывать их на конечных клиентов, Коробицын договорился поделить расходы пополам с поставщиками. Большинство предоставили дополнительные скидки до 1 июня.

    Оксана Любивая считает, что нужно не затягивать с переговорами с арендодателями и не цепляться за конкретное помещение — рынок недвижимости будет падать, найти новый вариант по хорошей цене будет проще.

    Избавьтесь от дорогих привычек

    У вашего юриста может быть оформлена дорогая подписка на справочный сервис. Это оправданно, если он постоянно сталкивается с необходимостью отслеживать большое количество изменений. Но если это не так, то на 2-3 месяца можно отказаться от сервиса и искать нововведения на государственных сайтах.

    Другой пример — подписка на Office и другие программы. Ими удобно пользоваться по привычке, но в период кризиса высвободившиеся денежные ресурсы лучше добавить в фонд оплаты труда. А вместо Word и Excel попробовать бесплатные аналоги от Google Docs.

    Не открывайте новые вакансии

    В кризисные времена бизнес часто перепрофилируется. Например, сейчас рестораны и кафе переходят на доставку, а торговые компании пытаются организовать интернет-магазины. Для этого нужны новые сотрудники, но вместо того, чтобы открывать новые вакансии, лучше предложите эти функции уже имеющимся в штате специалистам.

    В текущих условиях оставшиеся без работы официанты пробуют работать курьерами или помощниками повара, а менеджеры становятся комплектовщиками.

    Компании готовы обмениваться сотрудниками. Так, например, сеть «Магнит» трудоустраивает в свои магазины сотрудников ресторанов, которые приостановили работу. В магазины сети они выходят в качестве универсальных работников торгового зала.

    Зарабатывайте на том, на чем можете

    Когда наступил период самоизоляции, фитнес-студии начали сдавать тренажеры в аренду. Например, сайкл-студии предлагают снять тренажер на неделю за 3 000 — 5 000 руб. Мы позвонили по нескольким объявлениям — все устройства оказались уже занятыми.

    В аренду сдают оборудование сервисные центры, фотостудии, видеоцентры, музыкальные студии. Главное — составить договор с ответственностью за порчу имущества.

    Один из самых неожиданных примеров того, как можно пытаться заработать на непрофильной деятельности, продемонстрировала компания «Уральские авиалинии». Она запустила доставку блюд из бортового рациона для жителей Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Блюда планируется сервировать по правилам авиационной кухни.

    Использовать имеющиеся ресурсы для заработка смогут не все, но вот несколько вариантов:

    • Будущее партнерство. Если ваш бизнес предполагает занятость в основном в вечернее время, то утро может занять другой предприниматель — аренду можно разделить на двоих.
    • Сдать в субаренду склад. Подходит для небольших бизнесов, которые не заполняют арендуемые помещения полностью.
    • Делиться клиентами в онлайне со смежными индустриями. Например, если вы фитнес-тренер, то можете по бартеру прорекламировать своего коллегу из сферы правильного питания, если вы оба ведете занятия онлайн.

    Понятно, что у каждой сферы ситуация уникальная, но есть универсальный совет — больше общайтесь с коллегами-предпринимателями, смотрите, какими активностями они заняты.

    Создайте задел на будущее

    Владелица туристического и ивент-агентства KtoWay Камила Велибекова направила усилия на будущую прибыль, так как её отрасль полностью перестала функционировать.

    «Сейчас мы занимаемся тем, до чего не доходили руки из-за обилия заказов: корректируем сайт, готовим авторские новые программы путешествий, разрабатываем предложения по мероприятиям, — делится опытом предпринимательница. – До этого организация мероприятий в компании была второстепенным направлением, сейчас появилась возможность проработать его и сделать полноценным. Получается, расходы мы сейчас только увеличиваем».

    В текущей ситуации в режиме укрепления связей с целевой аудиторией работают магазины одежды и обуви, ювелирные бренды. Продажи у них сильно просели, но они продолжают поддерживать активность в соцсетях — устраивают конкурсы, запускают прямые эфиры с консультантами, объявляют скидки.

    Проявите жесткость

    Любой неполученный рубль в кризис — это потерянный рубль. Оксана Любивая признается, что ее компания взяла под жесткий контроль всех контрагентов. «Если кто-то задерживает платежи — сразу же прекращаем отгружать товар со склада или оказывать услуги, — говорит она. — Например, если курьерские службы задерживают возврат средств за выкупленные посылки, мы останавливаем взаимодействие с ними до момента возврата долга».

    Не менее серьезно бизнесу придется проанализировать и все свои бизнес-процессы. Сейчас, как никогда ранее, важно повышать клиентоориентированность, отрабатывать входящие звонки, не терять заявки — одним словом, устранять «узкие горлышки» на всех участках работы.

    Что точно не стоит делать

    Сегодня бизнес оказался в очень непростых условиях, некоторые прибегают к очень рискованным методам решения проблем. Но мы хотим напомнить, что по-прежнему нельзя вынуждать сотрудников увольняться по собственному желанию или переводить их на договоры ГПХ.

    Резкий перевод сотрудников с трудовых договоров на договоры ГПХ может заинтересовать трудовую инспекцию. Серьезные проблемы могут возникнуть и при попытке сократить сотрудников без положенных по трудовому законодательству выплат или желание отправить их в неоплачиваемый отпуск.

    Оксана Любивая советует бизнесу избегать демпинга, потому что считает этот способ оптимизации расходов ошибкой. Использовать демпинг стоит только в ситуации на грани банкротства, когда компании нужно срочно распродать остатки, чтобы обеспечить ликвидность для платежей.

    Еще один случай, когда демпинг может быть оправдан — снижение цен на «товары-магниты» (те, которые привлекают людей в магазины и помогают продать другие товары, с хорошей наценкой). Но и здесь нужно быть аккуратнее, лучше держать цены на уровне рентабельности.

    Вернуться на прежний уровень после демпинга всегда очень сложно.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.