Особенности езды на автомате после механики

Как с «механики» перейти на «автомат»: общие правила

Как известно, у многих возникают сложности во время управления ТС с механической коробкой МКПП. Это в полной мере касается не только начинающих водителей в период обучения вождению, но и тех, кто даже при наличии достаточного опыта все равно допускает ошибки при езде на «механике».

Что касается АКПП, ездить на такой коробке намного проще. Однако есть и минусы, так как езда на машине с автоматом несколько отличается от управления автомобилем с механической коробкой переключения передач.

По этой причине некоторые водители, которые привыкли ездить на «механике», также нередко сталкиваются с трудностями при управлении машиной с коробкой-автомат. В этой статье мы рассмотрим, легко ли пересесть с «механики» на «автомат», а также что нужно учитывать при необходимости перейти с МКПП на АКПП.

Легко ли перейти с «механики» на «автомат»: на что обратить внимание

Как может показаться на первый взгляд, при наличии опыта езды на МКПП пересесть на машину с автоматической коробкой не представляется сложным. Напротив, намного сложнее научиться управлять механикой после автомата. На самом деле это верно, так как освоить навыки езды на механике сложнее по сравнению с АКПП.

Однако часто бывает и так, что водитель с опытом езды на «механике» не может быстро пересесть на «автомат». Дело в том, что основной причиной, по которой возникают трудности, являются рефлексы, приобретенные за время езды на МКПП. В определенных ситуациях указанные рефлексы могут «подводить» и даже стать причиной ДТП или различных неприятных ситуаций на дороге.

При этом процесс переключений доведен до уровня автоматизма, когда водитель отпускает педаль газа, левая нога сильно (до упора) выжимает педаль сцепления. Параллельно правая рука переносится с руля на рычаг КПП, осуществляется выбор и включение нужной передачи, после чего педаль сцепления отпускается в соответствии с условиями движения (плавно или резко).

Также водитель в любой момент может повысить или понизить передачу, использовать прием торможения двигателем и коробкой, переключаться через одну или две ступени «вверх» и «вниз», раскручивать двигатель и т.д. Однако при переходе на «автомат» все меняется, так как коробка самостоятельно повышает и понижает передачи. Более того, в разных условиях АКПП также может вести себя не одинаково, автоматика работает по достаточно сложным (прописанным в память блока управления коробкой) алгоритмам.

  • Как правило, при плавном трогании и спокойной езде водитель практически не замечает работы автомата, передачи переключаются мягко и быстро. Однако при активном разгоне, когда машина резко стартует и набирает скорость, «автомат» специально затягивает переход на следующую передачу, позволяя двигателю раскрутиться до более высоких оборотов, чтобы получить большую и лучшую отдачу мощности.

Так вот, часто водитель, который привык ездить на МКПП, слышит, что обороты двигателя высокие, а также на уровне рефлекса пытается найти педаль сцепления левой ногой. С учетом того, что данной педали на машинах с автоматом нет, обычно водитель задевает педаль тормоза.

  • Еще одной ошибкой водителей при переходе с МКПП на автомат можно считать случайное включение режима кик-даун. Дело в том, что при управлении машиной на механике достаточно часто водитель дозирует тягу на 1-2 и задней передаче не только газом, но и педалью сцепления. Фактически, чтобы не допустить резких рывков автомобиля, проскальзывания колес и т.д., одновременно с работой педалью газа водитель «отрезает» часть момента на колеса сцеплением, не до конца выжимая педаль сцепления.

Такой прием позволяет снизить риск того, что если нажать на газ слишком сильно, автомобиль резко дернется вперед или назад. При этом не до конца отпущенное сцепление позволяет более плавно распределять тягу и одновременно исключить необходимость использовать педаль тормоза.

Так вот, у автомата педали сцепления нет. Другими словами, тягу можно дозировать только педалью акселератора (за исключением внедорожников с понижающей передачей). При этом в случае резкого нажатия на педаль газа может случиться так, что задействуется режим кик-даун. В результате машина совершает резкий рывок по ходу движения.

  • Еще нужно отдельно учитывать, что эффект торможения двигателем и коробкой на автомобилях с АКПП намного менее ярко выражен. Это значит, что останавливается машина с автоматом хуже, особенно это заметно при плавном торможении с несильно нажатой педалью тормоза.

Данную особенность необходимо отдельно учитывать. Если при езде в зимний период, а также в сложных дорожных условиях, водитель привык активно тормозить двигателем, в случае с коробкой автомат такой прием в полной мере реализовать не получится.

  • Часто для экономии горючего опытные водители машин с МКПП разгоняют авто, после чего движутся накатом, переключаясь на нейтральную передачу и «отсоединяя» коробу от ДВС. Сразу отметим, данный прием настоятельно не рекомендуется практиковать даже на «механике», так как водитель теряет возможность резко ускориться при такой необходимости, а также можно потерять управление на снегу, льду, в грязи и т.д. в случае, когда на колеса не передается крутящий момент.

Что касается АКПП, кроме того, что все вышеперечисленные нюансы в полной мере затрагивают и данный тип трансмиссии, частое переключение в нейтраль, в отличие от механики, также приводит к быстрому и сильному износу самой АКПП (особенно это касается гидромеханических автоматов и вариаторов). Другими словами, включать нейтралку на большинстве автоматов обычно не нужно даже при кратковременной остановке (до 5 минут).

  • На МКПП водитель полностью контролирует работы коробки и двигателя. Это позволяет активно разгонять автомобиль на разных скоростях. Данная особенность весьма полезна при активном маневрировании и совершении обгона. Что касается АКПП, такая коробка может быть менее отзывчивой и медлительной, что важно понимать при совершении опасных маневров.

В подобной ситуации машина может выкатиться на повышенной передаче уже на середину перекрестка, при этом водитель давит на газ, но не получает должного ускорения. Затем коробка переключается «вниз» и начинается активный разгон. Вполне очевидно, что в ряде случаев такая особенность работы некоторых типов АКПП может стать причиной аварии.

Что в итоге

Как видно, при переходе с «механики» на «автомат» важно учитывать определенные особенности. Также нужно привыкнуть в работе конкретной АКПП на той или иной модели автомобиля, так как сегодня существует несколько видов коробок-автомат («классические» гидромеханические АКПП, вариаторы CVT, роботизированные коробки типа АМТ, а также преселективные роботы с двойным сцеплением).

Еще нужно помнить, что на АКПП зачастую не удастся быстро перейти на пониженную таким же образом, как и на МКПП. Более того, даже ручной режим работы Типтроник на АКПП является всего лишь имитацией, то есть коробка все равно не будет вести себя так же, как механика.

Напоследок отметим, что каждый водитель должен уметь не только управлять автомобилем, но и правильно оценивать и контролировать дорожную ситуацию. Это значит, что перед выездом на дороги общего пользования даже опытный водитель, который только что пересел с «механики» на АКПП, должен в обязательном порядке изучит все органы управления трансмиссией, а также совершить несколько пробных поездок для того, чтобы на практике оценить работу автоматической КПП.

Коробка механика или автомат: какая коробка передач лучше, МКПП или АКПП. Особенности механической и автоматической трансмиссии, рекомендации.

Права на «автомат»: особенности и отличия. Езда на АКПП и МКПП, получение водительского удостоверения с правом управления ТС с автоматической коробкой.

На какой коробке передач учиться ездить: механика или автомат. Плюсы и минусы данных коробок, что нужно учитывать и на что лучше учиться, АКПП или МКПП.

Что лучше выбрать, автомат с гидротрансформатором или роботизированную КПП с одним или двумя сцеплениями. Плюсы и минусы данных типов коробок, рекомендации.

Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.

Автоматическая коробка передач АТ или роботизированная автоматизированная трансмиссия АМТ: какая КПП лучше, особенности «автомата» и «робота». Рекомендации.

Езда на автомате после механики: как научиться, видео

Рано или поздно водитель сталкивается с потребностью замены своего транспортного средства на новое. В таком случае приходится приспосабливаться уже под другую машину. Такие изменения особенно заметны, когда дела касается разных коробок передач. Ведь ездить на автомате после механики, например, не так уж просто.

Особенности езды на автомате после механики

Сцепление – специальное устройство, придуманное для механической коробки передач. С его помощью прерывается механическая связь между коробкой и двигателем машины. В автомате такой системы уже не наблюдается, и в распоряжение водителя входят только две педали.

Во втором варианте используется новая технология – специальный компьютер. Он, основываясь на данных скорости машины и оборотах двигателя, посылает нужные импульсы исполнительному устройству, а оно уже в свою очередь меняет ступень трансмиссии. Следовательно, езда на коробке автомат после механики характеризуется своими особенностями.

Первая из них – отсутствие привычного рычага переключения. Его место занимает специальный селектор, имеющий несколько положений. При движении с его помощью передача переключается автоматически, без помощи водителя. А это значит, что процесс езды в разы облегчается: уже нет необходимости обращать внимание на скорость движения и предпринимать определенные действия для переключения передачи. Можно полностью сосредоточиться на дороге и комфортном вождении.

Читайте также  Как взять каршеринговую машину?

Еще одна особенность – наличие на селекторе специальной кнопки, включающей повышенную передачу. Благодаря ей расход топлива при длительном и равномерном движении экономится. Происходит это вследствие того, что кнопка блокирует работу автотрансформатора.

Если водителю нужно совершить остановку, то в случае с АКПП это достигается очень простым способом: необходимо просто нажать на педаль тормоза и остановиться в нужном месте без каких-либо других действий. Если остановка по времени недолгая, то переключать селектор с положения D не нужно. Если без особой надобности дергать коробку передач, то АКПП значительно быстрее выйдет из строя.

Самая главная особенность – движение на выбранном режиме. Сразу после включения передачи машина не поедет, ведь педаль тормоза все еще будет выжата до упора. Но как только водитель ее отпустит, автомобиль тронется. При этом на режиме D транспорт медленно поедет вперед, а на R – назад. Подробнее обо всех остальных режимах будет рассказано далее.

Что касается распознавания команд водителя по изменению передачи, для АКПП показатель – педаль газа. Плавное нажатие приведет к медленному разгону. Если необходимо набрать скорость в наиболее короткий промежуток времени, например, при обгоне, надавить на педаль газа следует интенсивнее.

Во время езды на машине с автоматической коробкой передач следует учитывать все вышеперечисленные моменты. Тогда езда будет комфортной и безопасной для водителя и пассажиров.

Режимы АКПП

Классическая АКПП имеет 4 передачи:

  • Нейтральная передача (N). Ничем не отличается от той, которая есть в механике. Другими словами, этот режим можно охарактеризовать так: ничего не включено. При этом колеса не связаны с двигателем и вращаются свободно.
  • Драйв (D). Основной режим, на котором осуществляются все остальные переключения вверх и вниз.
  • R – задняя скорость. Включать данный режим также нужно тогда, когда автомобиль полностью остановился и не движется вперед.
  • Пониженная передача (L). Сопоставляется с первой передачей на механике. Служит для прохождения сложных участков на дороге, а также для езды в плотном потоке машин с низкой скоростью.
  • Паркинг (P). Режим блокирует ведущие колеса. Такое положение равносильно затянутому ручнику. Необходима передача, как можно догадаться из названия, для длительной стоянки, парковки. На этом же режиме автомобиль заводят и глушат.

Также на машинах с АКПП имеется кнопка с дополнительным режимом. Чаще всего это «Зимний режим» для коробки передач. Задача такой программы – исключить пробуксовку колес во время начала движения и при переключении передачи. Летом включать данный режим при условии хороших дорог не рекомендуется, так как в таком положении АКПП работает с большой нагрузкой и нагревается гораздо быстрее, чем обычно.

Также очень важно знать, на каком режиме следует выезжать, если машина застряла. Нельзя пытаться выехать на «Драйве», для этого предусмотрена передача L или 1. Не стоит забывать о наличии такого режима и игнорировать его при езде, особенно в условиях бездорожья.

Как научиться ездить на автомате после механики

Переход с одного типа коробки передач на другой – дело непростое. Оно требует определенных усилий и, конечно, знаний. Для того чтобы научиться ездить на автомате после механики, необходимо усвоить несколько положений:

  1. Положение селектора можно менять только при полной остановке автомобиля. Для этого также необходимо выжать педаль тормоза. Если пренебрегать этими простыми правилами, то можно с легкость вывести АКПП из строя раньше положенного срока.
  2. Перед длительной поездкой нужно проверять уровень масла. Это необходимо, ведь масло не только смазывает все составляющие системы, но и охлаждает их. Работает это следующим образом: во время запуска двигателя начинает работать масляный насос, а уже он в свою очередь заставляет циркулировать жидкость по коробке. Так что без нее произойдет перегрев, и ускорится износ шестеренок.
  3. Перед тем как запустить двигатель, необходимо выполнить два условия: выжать тормоз и перевести селектор в нейтральное положение. При соблюдении этих моментов уже можно включить стартер. Некоторое время после коробка должна прогреться. Затем можно начинать движение, включив режим D. Педаль тормоза плавно отпускается и также медленно добавляется газ. Во время остановки селектор опять необходимо переводить в нейтральное положение.
  4. Последний момент – буксировка. Возникновение потребности в подобном уже не вызывает ничего приятного. Но если такое произошло, необходимо быть к этому готовым. Конечно, в идеальном случае лучше вызвать эвакуатор. Если такой возможности нет, то автомобиль с АКПП следует буксировать на расстояния не более 30-40 км, делая периодические остановки. Дело все в том, что в таком состоянии масляный насос машины не работает, а трансмиссия начинает перегреваться.

Более подробную информацию о том, как ездить на автомате после механики, можно узнать в видео:

Ездить на автомате после механики – дело нехитрое. Главное – освоить новую коробку передач и познакомиться с правилами ее эксплуатации. Принцип действует и в противоположном направлении: учился на автомате – можно ездить и на механике. И в этом нет ничего сложного, обычно это просто необоснованные страхи.

Частые ошибки при езде на автомате после механики

Автомобильные агрегаты обычно «не в восторге» от ошибок со стороны человека во время эксплуатации. Особенно актуально это в отношении автоматической коробки передач. За необдуманные действия и незнания водитель может жестоко поплатиться. Поэтому, чтобы не допустить непоправимой ситуации, лучше учиться на ошибках других людей.

Первая из них связана с несвоевременной заменой масла, его переливом или недоливом. Многие владельцы АКПП убеждены, что масло заливается раз и навсегда. Такое заблуждение может вывести агрегат из строя. Периодичность замены масла непрерывно связана с условиями эксплуатации. Чем сложнее условия, тем чаще необходимо проводить замену. Обычно рекомендуется проводить данную процедуру один раз на 30-40 тысяч километров. Недолив или перелив – тоже вредные явления. В первом случае насос АКПП может получить дозу воздуха, и масло начнет вспениваться. Во втором происходит то же самое, только вследствие непосредственного контакта жидкости с подвижными частями.

Вторая ошибка – чрезмерное использование нейтрального режима. Некоторые автолюбители ставят коробку передач в N положение даже на светофорах при небольшой остановке. Только вот дергать селектор туда-сюда при любой остановке совершенно бессмысленно и не полезно для АКП. А вот при длительном ожидании на железнодорожном переезде или же в глухих пробка поставить селектор в P или N режим – дело уместное. Так что в этом вопросе важно знать чувство меры и руководствоваться здравым смыслом.

Еще одна серьезная ошибка – переключение передачи во время движения автомобиля. На механической коробке передач такие действия не то, что привычка, а больше даже необходимость, без этого никак. Но с автоматом все иначе. Такими темпами на АКП быстро произойдет изнашивание компонентов, стирание коробки передач, что приведет к серьезной поломке. Так что не стоит переводить селектор в положения P и R, когда автомобиль находится в движения. Для того чтобы переключиться на данные позиции, необходимо полностью остановить машину.

Другую ошибку водители допускают преимущественно в зимний сезон: начинают движение без предварительного прогрева двигателя. В холодную погоду масло густеет и плохо двигается. Поэтому автомобилю необходимо дать хотя бы 3 минуты на прогревание, чтобы масло в коробку передач и во все ее части. Если пренебрегать этим моментом, то впоследствии могут появиться серьезные внутренние повреждения.

Для того чтобы машина с автоматической коробкой передач прослужила долгое время, необходимо избегать ошибок, описанных выше. В этом вопросе лучше всего учиться на тех недочетах, которые допускались другими водителями, и не набивать собственные «шишки».

Заключение

Переход с механики на автомат – дело нелегкое, но если приложить достаточно усилий и разобраться со всеми особенностями управления АКПП, добиться результата можно в кротчайшие сроки. После освоения всех необходимых знаний и навыков, водитель поймет, что ездить на автомате после механики не только более удобно, но даже и легко. Главное, учитывать особенности автомобиля с автоматической коробкой передач и в соответствии с этим управлять транспортом.

Как правильно ездить на коробке автомат — советы по вождению машины с АКПП

В настоящее время все больше и больше автомобилей сходят с конвейера, оборудованные коробкой автомат. Всё дело в том, что в городском режиме с пробками и постоянными остановками на светофорах автоматическая КПП очень удобна, экономит много нервов и времени водителя.

В это статье мы подробно разберем все тонкости эксплуатации машины на автомате: как заводить транспортное средство, как правильно трогаться с места и чего ни в коем случае нельзя делать.

Что такое автоматическая коробка передач

Коробка-автомат — это один из видов трансмиссии, при которой происходит автоматический выбор необходимого передаточного числа без участия водителя с учетом характера движения, скорости и других параметров.

Читайте также  Кроссоверы дизельные с полным приводом

В автомобиле с АКПП отсутствует педаль сцепления в связи с тем, что сцепление заменено гидротрансформатором, который и передает крутящий момент на колеса.

Запуск автомобиля с АКПП

Для обеспечения сохранности АКПП в автомобиле предусмотрены несколько видов защит.

Для запуска двигателя автомобиля рычаг селектора должен располагаться в положении Parking (P) или Neutral (N). При нахождении селектора в других режимах пуск мотора будет невозможен, так как или не провернется ключ или вообще ничего не произойдет.

В связи с тем, что режим «N» задуман производителем в основном для буксировки машины, то для запуска двигателя предпочтительнее использовать режим «Р», при котором ведущие колеса заблокированы, что защищает от незапланированного движения автомобиля по наклонной поверхности.

Еще одной немаловажной защитой от неправильного запуска автомобиля является необходимость выжима тормозной педали, что очень полезно при пуске машины в положении селектора на «N», так как нажатая педаль тормоза не даст покатиться автомобилю при нахождении на наклонной поверхности.

В современных машинах существуют дополнительные виды защит с целью противодействия угону. Если при соблюдении всех этапов для правильного запуска мотора ключ в замке зажигания не получается повернуть и рулевое колесо также не реагирует на попытки повернуть — включилась защита от угона.

Для ее снятия необходимо аккуратно поворачивать ключ при одновременном повороте рулевого колеса в любом направлении. При согласованных действиях защита от угона выключится и будет возможен запуск автомобиля.

Как трогаться на автомате

После запуска двигателя машину необходимо снять с ручного тормоза.

Для начала движения при выжатой педали тормоза необходимо перевести селектор на одно из положений, нажав кнопку на нем:

  • «D» — движение вперед в обычных условиях;
  • «R» — движение задним ходом при необходимости маневра;
  • «L» или «D2» — для движения по бездорожью, при нахождении автомобиля на значительном уклоне в момент начала движения, максимально разрешенная скорость для таких режимов менее 40 км/ч;
  • «D3» — при необходимости тронуться с небольшой горки;
  • «S», «W», «*», «Hold», «Winter» — зимний режим, для старта и движения по снегу со сниженной вероятностью пробуксовки ведущих колес.

После отпускания педали тормоза автомобиль начнет движение даже без нажимания на педаль акселератора (газа).

При сильных морозах до начала движения после длительной стоянки в холодном месте необходимо дать прогреться двигателю и трансмиссии в течение 6-10 минут.

Как тормозить двигателем на автомате

На автоматических КПП можно тормозить двигателем, только этот процесс отличается от МКПП.

Для подтормаживания двигателем в зависимости от условий необходимо выбрать следующие положения селектора:

  • при наличии кнопки «O/D» на скорости ниже 110 км/ч ее можно нажать для плавного притормаживания двигателем и ограничения скорости передвижения до 80 км/ч;
  • «L», «D1» или «D2» при движении по бездорожью со спусками и подъемами под большим углом, такие режимы позволяют использовать максимум мощности и ограничивают скорость до 20-50 км/ч (L, D1), 40-80 км/ч (D2);
  • «D3» — движение до 3-й передачи при скорости до 100-110 км/ч;

Как пользоваться ручником

Производитель указывает, что использовать стояночный тормоз необходимо даже в положении селектора «Р»

Основными моментами для использования ручного тормоза являются:

  • необходимость дополнительной фиксации машины при стоянке с работающим мотором, особенно при покидании транспорта;
  • необходимость надежной фиксации машины в случае установки запаски и другого мелкого ремонта;
  • при остановке на поверхности с большим углом наклона для избегания выбивания селектора с положения «Р» из-за большой нагрузки на ведущие колеса.

Перед началом движения необходимо проверять стояночный тормоз для избегания попытки начать движение при затянутом стояночном тормозе.

Чего нельзя делать с АКПП

Несмотря на то, что автоматическая коробка кажется простой в эксплуатации и создана для облегчения вождения, все же есть ограничения и запреты, придерживаясь которых, автоматическая КПП прослужит долго и без нареканий.

Ограничения и запреты при езде с автоматической коробкой:

  • Движение с непрогретой АКПП должно быть плавным, первые 6-10 км на небольшой скорости. Прогревать автоматическую коробку необходимо даже при положительной температуре внешней среды, а в минусовую прогрев должен быть не меньше 10 минут.
  • Автомобиль с коробкой-автомат не предназначен для перевозки больших грузов, хотя прицеп и можно использовать, но только легкий, и от буксирования других транспортных средств лучше отказаться, за исключением чрезвычайных ситуаций.
  • Ни в коем случае нельзя запускать автотранспорт, оборудованный АКПП, с «толкача».
  • Глушить мотор допустимо только в положении селектора «Р».
  • При непродолжительной остановке (в пробке, на светофоре) для продления ресурса АКПП не рекомендуется переводить селектор на «Р» или «N».
  • В процессе движения машины ни в коем случае нельзя переводить селектор в положения «R» и «P».
  • При необходимости остановиться на наклонной поверхности, автомобиль первоначально необходимо зафиксировать с помощью стояночного тормоза, после этого разрешается перевести селектор в положение «P», для избегания выхода селектора с этого положения из-за значительной нагрузки на ведущие колеса.
  • Режим «N» предназначен только для буксирования автотранспорта к месту ремонта, ни в коем случае не спускать с горки на этом режиме.

Производителями заложен большой ресурс эксплуатации АКПП, но при соблюдении определенных правил.

Если их не придерживаться, то время ремонта коробки-автомат будет приближаться с каждым неправильным действием. Ремонт автоматической коробки — дорогое «удовольствие».

Фатальная ошибка при пересадке с механики на АКПП

Управление автомобилем, оснащенным АКПП, значительно отличается от езды на «механике». У водителей с опытом езды на транспорте с МКПП формируются определенные навыки, умения, которые закрепляются на уровне автоматических действий.

При управлении машиной с автоматом при определенных обстоятельствах рефлексы могут стать причиной аварийных ситуаций, ДТП. Поэтому перед тем, как садиться за руль такого авто, нужно подробно изучить все риски. Это позволит предотвратить опасные ситуации.

Опасность левой ноги

Передвигаясь на автомобиле с механической трансмиссией, водитель полностью контролирует работу мотора и коробки передач. Это гарантирует быстрое ускорение, активность при передвижении по разным дорогам. Такие маневры выполняются при частом использовании педали сцепления.

При пересадке с традиционного транспортного средства на автомат в случаях, когда водитель слышит несоответствие оборотов двигателя скоростному режиму, он автоматически старается нажать левой ногой сцепление.

Поскольку такой педали на машинах с АКПП нет, нога задевает тормоз, провоцируя резкую остановку, рывки. Если такое происходит при скоростном движении, то опасность для жизни, здоровья водителя и пассажиров значительно возрастает.

В автомобилях с тремя педалями газ и тормоз имеют небольшой ход, поэтому их не требуется сильно надавливать. Сцепление отличается большим разбегом, поэтому левая нога привыкает работать «наотмашь». При езде на авто с АКПП рефлекс размашистого выжимания сцепления может привести к непоправимым последствиям.

Избежать этого поможет полная сосредоточенность при вождении. Если существует возможность чередовать езду на механике с управлением машиной с автоматической трансмиссией, то это будет наиболее оптимальным способом привыкнуть к новым реалиям.

Другие ошибки, помогающие убить автомат

Управление автомобилем с АКПП довольно простое. Главное – сформировать полезные привычки и навыки. Совершая неправильные действия, можно быстро «угробить» автомат.

Чтобы увеличить ресурс этого вида коробки передач, следует строго придерживаться некоторых запретов:

  1. До полной остановки авто ни в коем случае нельзя переключать селектор. В противном случае существует большая вероятность перегрузки автоматической трансмиссии.
  2. Нужно выработать привычку сначала останавливаться с помощью тормоза, а затем устанавливать нужный режим КПП.
  3. Движение вниз на нейтральной передаче также недопустимо, поскольку это негативно влияет на автомат. При этом такие действия не гарантируют большую экономию топлива, поскольку электронный контроль впрыска и так эффективно решает данную задачу.
  4. АКПП требует регулярного технического обслуживания. Важно вовремя менять трансмиссионную жидкость, ориентируясь на рекомендации производителя. Игнорировать этот пункт нельзя, поскольку от него зависит ресурс автомата.
  5. Склонность к спешке, нетерпеливость приводит к ошибкам, когда при подъезде к стоянке водитель заранее выставляет селектор в положение «паркинг», не дождавшись полной остановки авто. Такие действия могут за короткое время привести к серьезным поломкам АКПП.
  6. Ни в коем случае нельзя запускать мотор, если селектор находится в нейтральном положении. Лучше заводить авто, выставив режим «паркинг», а после этого переводить ручку на позицию «драйв».
  7. Не рекомендуется при остановках перед светофором включать нейтральную передачу. Это повышает риск выхода из строя автоматической коробки.
  8. Если на панели приборов появляется значок АКПП, то это может свидетельствовать о перегреве. Чтобы решить проблему, нужно остановить машину и дать ей остыть какое-то время.

Даже при исчезновении ошибки желательно произвести диагностику, обратившись за помощью специализированных СТО.

Вполне очевидно, что при переходе с механики на автомат нужно учитывать особенности автоматической трансмиссии. Важно формировать правильные навыки и привычки, которые помогут эффективно управлять такими авто.

Как (не) ездить на «автомате»: полное руководство по АКПП

27 августа 2018 Категория: Секреты автомобилей.

После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.

Читайте также  Преимущество литых дисков перед штамповкой

Правильная эксплуатация АКПП

Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.

Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.

Режим движения — D

Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:

  • 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
  • L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.

Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.

Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.

Режим нейтральной передачи — N

Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.

Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.

Буксировка в режиме N

Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.

Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.

Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.

Режим заднего (реверсивного) хода — R

Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.

Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.

Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.

Режим паркинга — P

Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.

Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.

Остановка на уклоне в режиме P

В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.

А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.

Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.

Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.

Дополнительные режимы работы АКПП

OD OverDrive

Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.

Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».

Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.

Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.

Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.

Kickdown

Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».

Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.

PWR/Sport

Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.

Snow

«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.

Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.

Как продлить жизнь «автомату»

1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.

2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.

Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.

Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.

3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.

Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.

Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.

Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.

Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.

Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.

Но есть тут тонкий момент.

Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.

Этому есть две причины.

Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.

Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.

Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.

Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.