Система электронных паспортов транспортных средств

Электронный ПТС: как пользоваться и что с ним не так

За пять месяцев после отказа от бумажных ПТС в России выдали уже 2,2 млн электронных паспортов транспортного средства. Создатели системы говорят об удобстве электронного документа, невозможности его потерять и более быстром оформлении автомобиля при постановке на учет. Кроме того, ЭПТС — инструмент прозрачности сделки при последующей перепродаже машины.

Однако за первые месяцы работы системы обнаружились и сложности — например, собственников автомобилей часто не указывают в электронном документе. Мы поговорили об этом с управляющим директором АС «Система электронных паспортов» Борисом Ионовым, а заодно выяснили, что еще важно знать собственнику автомобиля с ЭПТС, кто может выдавать документы и что не так в целом с этой системой.

По аналогии с бумажным ПТС в электронном аналоге содержится вся информация об автомобиле: его масса, мощность мотора, самые важные технические характеристики, VIN-номер, а также данные о пробеге. Однако в отличие от бумажного документа в ЭПТС также можно вносить сведения о прохождении техосмотра, информацию об ограничениях, наложенных на автомобиль, а также данные об изменении в конструкции.

Система подразумевает, что в ЭПТС можно будет увидеть данные о том, находится ли автомобиль в залоге у банков, а также информацию от судебных приставов и данные из ГИБДД о том, вносились ли изменения в конструкцию. Однако пока всей этой информации в ЭПТС еще нет.

«Судебные приставы пока не проявили интереса к работе системы. Они все еще не определили, какую пользу может принести работа с ЭПТС. Поэтому могу сказать, что сотрудничество с судебными приставами сейчас находится на зачаточном уровне. Что касается данных об изменениях в конструкции, то тут тоже не все пока получается. Есть технические сложности по доработке внутренней системы ГИБДД. Сейчас эту информацию добавляют фактически в ручном режиме», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.

За время работы системы был обнаружен серьезный недочет. А точнее, неверное трактование постановления правительства некоторыми участниками процесса работы с ЭПТС. Это уже привело к большому количеству жалоб и вопросов от собственников автомобилей.

Дело в том, что согласно постановлению правительства об ЭПТС, данные о собственнике вносят в документ добровольно, то есть только с согласия на обработку персональных данных.

«Но некоторые производители и дилеры это интерпретируют по-другому. Они слово «добровольно» равняют со словом «необязательно», то есть не хотят вносить сведения о собственнике. И многие покупатели оказались в непростой ситуации, потому что не видят себя в электронном паспорте. Хотя, конечно, нет ничего сложного в том, чтобы получать всю информацию о данных из ЭПТС через личный кабинет», — уточнил Ионов.

По его словам, причины такого поведения дилеров в том, что они не хотят заниматься лишней работой, тратить дополнительное время на оформление и авторизацию собственников. Кроме того, направление, которое было выбрано для занесения собственников, — это авторизация через портал Госуслуг. И иногда дилер не может внести собственника, потому что у него нет аккаунта на Госуслугах.

«Но чаще всего дилер просто ничего не говорит собственнику, и данные о нем в ЭПТС не попадают. Бывают такие случаи, что дилеры отказывают собственникам в просьбе внести информацию. Если дилер этого не сделал, то это могут сделать в МФЦ. Но и там пока не проявляют активности по работе с системой ЭПТС. В связи с этим мы уже отправили письмо в Минпромторг, чтобы предоставить уполномоченным организациям возможность также вносить сведения о собственнике, если дилер этого не сделал. Сейчас эти вопросы в проработке, они требуют вмешательства госорганов», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов».

Если автомобиль новый, то электронный паспорт на него заводит производитель автомобиля, которого и указывают в качестве собственника. После этого машину покупает дилер — информация об этом также появляется в ЭПТС. Далее, по задумке разработчиков, в системе должно появиться имя конечного покупателя, вносить его может дилер или МФЦ, но и те, и другие делают это не всегда. В ближайшее время, возможно, появится еще ряд уполномоченных на это организаций.

Если же новые машины, произведенные за границей, ввозят в Россию, то оформлением занимаются официальные импортеры, то есть российские представительства автомобильных марок. И, наконец, если автомобиль приобретен в другой стране в частном порядке, то оформить электронный ПТС может испытательная лаборатория. Такая схема покупки популярна на Дальнем Востоке с праворульными машинами. В первый же месяц отказа от бумажных бланков там произошел коллапс: в ГИБДД перестали принимать бумажные документы, и сотни автомобилистов были вынуждены срочно искать лаборатории.

«Большинство крупнейших автопроизводителей и многие импортеры сразу и без проблем перешли на ЭПТС. Единственные, кто затянул — это были автомобили, ввозимые в частном порядке. Поэтому были небольшие сложности с этим переходом во Владивостоке. Но на сегодня все уже урегулировано и оформляется в штатном режиме в лабораториях», — пояснил Борис Ионов.

Кроме того, по его словам, страны Таможенного союза пока не проявляют большой активности, чтобы полноценно работать с системой. «Коллеги из Беларуси активно подключились, остальные ведут работу в этом направлении, но пока еще не все гладко», — пожаловался Ионов.

Сегодня схема ввоза автомобиля в Россию следующая: гражданин ввозит машину и сразу едет в испытательную лабораторию, где проводят оценку соответствия. Там же выдают свидетельство о соответствии конструкции всем требованиям безопасности. После этого лаборатория оформляет ЭПТС. Потом подаются документы в таможню и проходит процедура электронного декларирования, причем услугу можно получить удаленно. Таможенники проводят расчет платежей и утилизационного сбора, фиксируют оплату. Тогда ЭПТС получает статус действующего, после чего можно идти в ГИБДД и ставить машину на учет.

Как объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов, еще одна сложность связана с нестыковками ЭПТС и внутренней базы данных ГИБДД. По его словам, последнюю уже давно пора обновить, а сотрудников необходимо обучать работе с электронными паспортами, так как нередки ситуации, когда инспектор не может разобраться в системе или сомневается из-за каких-то сбоев и просто отказывает в регистрации, хотя с ЭПТС все в порядке.

«Опытный сотрудник разберется, а неопытный просто откажет. Бывает такое, что в выписке ЭПТС указана одна информация, а подтянулась в базу ГИБДД другая. Внутреннюю базу давно надо обновлять и нам пообещали, что все будет готово в мае. Сейчас происходит так, что даже если все правильно, но у сотрудников ГИБДД возникают сомнения, то им проще отказать, чем разбираться. Поэтому вывод такой: нужно направлять инспекторов на разъяснения, обучать», — объяснил Борис Ионов.

Несмотря на все недочеты работы системы, собственники, которые приобрели машины после 1 ноября, уже отметили удобство ЭПТС. В отличие от бумажного паспорта, электронный невозможно потерять, а также не надо делать дубликаты, что всегда вызывает сомнения при перепродаже. Также в электронный документ можно вносить подробную информацию, не боясь, что в нем закончится место. Сотрудники ГИБДД уже начали быстрее обрабатывать данные при регистрации. А при продаже автомобиля информация о новом собственнике вносится моментально, что автоматически избавляет продавца от штрафов за проданную машину.

Электронный ПТС с 1 ноября 2020 года. Как получить?

С 1 ноября 2020 года в России перестали выдавать бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) на новые автомобили. Все машины, которые ввозят в страну или производят в РФ, получают электронные ПТС. Уже выданные бумажные паспорта продолжают действовать. Рассказываем, кого коснется нововведение, что представляет собой ЭПТС и как его получить.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Что такое электронный ПТС
  • ЭПТС на новый автомобиль
  • Как посмотреть
  • Как получить
  • Как сменить владельца
  • Буду ли действовать старые ПТС
  • Как заменить старый ПТС на новый

Что такое электронный ПТС

Электронный ПТС — замена бумажного паспорта, по сути, запись в базе данных. В ней будет история машины, ее обслуживания, сведения о страховке и даже ДТП. При этом на руках у владельца по-прежнему останется договор купли-продажи и пластиковая карточка СТС.

В электронном ПТС будут данные:

  • масса авто, мощность двигателя и другие технические характеристики;
  • VIN-номер;
  • пробег;
  • информация о прохождении техосмотра;
  • ограничения при покупке или продаже, которые вносят банки.

Также планируется вписывать в новый документ информацию о ДТП и о перепродажах авто.

В отличие от бумажного ПТС, электронный нельзя потерять, его не могут украсть или подделать мошенники. При смене собственника изменения в ПТС не надо будет регистрировать в ГИБДД — это исключит ситуации, когда прошлому владельцу приходят штрафы и налоги за нового. Такие преимущества нового документа указаны на сайте Системы электронных паспортов.

Электронный ПТС на новый автомобиль

ЭПТС будут оформлять заводы-изготовители на новые машины и импортеры иномарок при ввозе. Федеральная таможенная служба (ФТС) больше не будет выпускать эти документы и должна уничтожить остатки бланков. Это сказано в постановлении правительства России №166 от 31.10.2019.

Читайте также  Система курсовой стабилизации что это?

Это значит, что электронные ПТС теперь оформляют на все новые и ввезенные в страну машины. Все старые бумажные ПТС продолжают действовать, собственникам подержанных машин менять паспорт не нужно.

Как посмотреть электронный ПТС

Собственнику машины. Посмотреть полный электронный ПТС на машину может только ее собственник. Для этого нужно зарегистрироваться в Системе электронных паспортов:

  1. Открыть сайт системы и нажать там «Регистрация».
  2. Зарегистрироваться с помощью учетной записи на Госуслугах или электронной подписи. Если нет ни того, ни другого, выбрать «Анонимную регистрацию».
  3. Ввести электронную почту и придумать пароль. Нажать «Зарегистрироваться».
  4. Подтвердить регистрацию по ссылке, которая придет на почту.
  5. Вернуться на сайт системы и нажать «Войти». Авторизоваться через Госуслуги, с помощью электронной подписи или по почте и паролю.

После этого собственник может получить полную выписку из ЭПТС в разделе «Мои электронные паспорта».

Не собственнику. Запросить статус электронного ПТС может не только собственник, но и любой другой пользователь. Для этого надо ввести номер ЭПТС или VIN-номер на специальной странице.

Также любой гражданин может получить сокращенную выписку из ЭПТС. Эта услуга доступна после регистрации, на ноябрь 2020 года такая выписка стоит 250 рублей.

Как получить электронный ПТС

У дилера. Импортеры и производители оформляют ЭПТС самостоятельно. Вы покупаете новую машину — дилер выдает договор купли-продажи, в котором прописан номер ЭПТС. Также дилер отправляет на вашу электронную почту выписку из ЭПТС.

С договором от дилера вы сможете оформить полис ОСАГО. Страховая компания получит данные напрямую из электронного паспорта.

Для регистрации машины в ГИБДД останется показать договор и полис, бумажный ПТС не нужен. Водитель получит, как раньше, пластиковую карточку СТС и госномер.

При ввозе из-за границы. При ввозе машины процедура сложнее: теперь нужно обратиться в испытательную лабораторию, которая выдаст ЭПТС и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Список таких организаций доступен на сайте Минпромторга РФ.

После этого можно будет оплатить таможенные пошлины и поставить машину на учет в ГИБДД.

Как сменить владельца в ЭПТС

Чтобы сменить владельца в ЭПТС при продаже машины, старый владелец делает запись о том, что передал машину другому человеку. Эта услуга доступна зарегистрированным пользователям Системы электронных паспортов, на ноябрь 2020 года она стоит 120 рублей.

После этого покупатель также через систему получает доступ к ЭПТС и подтверждает операцию. С этого момента автомобиль будет зарегистрирован на нового собственника, ему будут приходить штрафы и налоги.

Буду ли действовать старые ПТС

Все бумажные ПТС, которые выдали раньше, заменять не требуется. Они продолжают действовать. Ими можно пользоваться наравне с электронными паспортами.

Как заменить старый ПТС на новый

Бывает, что в бумажном ПТС заканчивается место для записей или владелец машины его теряет. В этом случае нужно обратиться в ГИБДД за дубликатом. Госавтоинспекция может выдать новый бумажный бланк, только если они еще остались у инспекторов. Новые тиражи уже не печатают.

Чтобы получить новый электронный ПТС взамен старого, придется обратиться к оператору техосмотра или в лабораторию, которые выдают ЭПТС, их полный список на сайте Минпромторга.

Электронный ПТС: что это такое, как получить и как оформить автомобиль в ГИБДД

Содержание

  • Чем электронный ПТС отличается от бумажного
  • Какие преимущества дает введение ЭПТС
  • Обязательно ли менять бумажный ПТС на ЭПТС
  • Как купить б/у автомобиль с бумажным ПТС
  • Как купить автомобиль в кредит с новым электронным ПТС
  • Как поставить на учет автомобиль с электронным ПТС

Вопрос перехода с бумажных ПТС на электронные в странах Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан) обсуждался давно. Планировалось создать единую систему электронных паспортов (СЭП), которая помогла бы сделать прозрачными все операции с автомобилями.

В нашей стране первые электронные ПТС на автомобиль выдали в начале 2019 года при продаже новых машин из дилерских центров, и уже к ноябрю в системе было зарегистрировано 100 тысяч ЭПТС. К августу 2020-го, по данным «Автостата», их количество достигло 1 млн. Окончательный переход на новые электронные ПТС (ЭПТС) произошел 1 ноября текущего года.

Что представляет собой электронный паспорт? Чем он отличается от бумажного? Какие преимущества дает покупателям? Как продавать и приобретать машины с ЭПТС? Ответы на эти вопросы ищем в материале.

Чем электронный ПТС отличается от бумажного

Электронные ПТС 2020 не имеют физического носителя. Это запись в единой электронной базе данных, которая имеет свой уникальный 15-значный код. Такая запись не потеряется, в отличие от бумажного документа, и автовладельцу не придется получать дубликат ПТС. Плюс это исключит мошеннические действия с потерянным паспортом авто.

Новый электронный ПТС содержит больше данных об автомобиле. Если в бумажном варианте информация фиксируется в 21 поле, то в электронном – в 150. Сведения, вносимые в ЭПТС, делятся на две части: обязательные и дополнительные.

В обязательной части указывается номер и статус электронного паспорта и технические данные авто. В дополнительные графы заносятся сведения о собственниках, наличии кредита, залога, ДТП, регистрационных ограничений, данные о ремонтах, страховках, факт угона или ареста и проч.

Информацию в ЭПТС вносят только представители уполномоченных организаций. По умолчанию это:

  • заводы-изготовители;
  • таможенная служба;
  • ГИБДД.

Ограниченный доступ к базе в рамках своей компетенции будут иметь операторы техосмотра, налоговые, органы сертификации, дилеры, кредитные организации, МВД и ФССП.

Данные в электронный ПТС вносятся методом пополнения и не могут корректироваться. Если при переоформлении автомобиля на нового владельца предыдущий не даст согласия на сохранение его персональных данных, они удаляются. Удаление происходит в момент передачи прав собственности. Однако у ГИБДД информация о текущем владельце транспортного средства останется.

К электронному ПТС прилагается выписка. Это миниверсия ЭПТС, в которой отображаются исходные данные транспортного средства: VIN-номер, марка, модель, номер шасси, номер двигателя, номер и цвет кузова, год изготовления, экологический класс, масса и проч.

Выписка нужна при покупке полиса ОСАГО. Получить ее можно после регистрации на портале системы электронных паспортов или в МФЦ. Выписка предоставляется бесплатно.

Какие преимущества дает введение ЭПТС

Введение ЭПТС, с одной стороны, уменьшит аферы с продажей б/у автомобилей на вторичке, с другой, – обезопасит покупателей от приобретения проблемного экземпляра. История эксплуатации будет видна как на ладони, поэтому нерадивый продавец не сможет скрыть реальное количество владельцев и прочие проблемы автомобиля, а покупатель, в свою очередь, будет знать реальное положение дел.

На данный момент полную информацию о машине можно получить через специальные онлайн-сервисы проверки истории авто. Avtocod.ru собирает информацию из более 13 баз данных и показывает, сколько собственников было у автомобиля, битый ли он, числится ли в лизинге или залоге, когда проходил технические осмотры и прочие данные. Посмотреть пример отчета

С автоматизацией процесса сократится влияние человеческого фактора и риск ошибок. Сведения о постановке на учет (а также об изменении конструкции или цвета авто) добавляются в базу сразу же, и госорганы смогут работать более оперативно.

Обязательно ли менять бумажный ПТС на ЭПТС

Менять в обязательном порядке бумажный ПТС на электронный не нужно. После 1 ноября 2020 года обязательная замена понадобится в случае:

  • утери или порчи бумажного ПТС;
  • отсутствия места в бумажном ПТС из-за большого количества записей;
  • личного желания владельца;
  • самостоятельного ввоза автомобиля из-за рубежа.

Получить электронный ПТС можно в ГИБДД, таможне или испытательной лаборатории. Пошлина за ЭПТС составляет 600 рублей.

Одновременное наличие и бумажного, и электронного ПТС у одного автомобиля не допускается.

Как купить б/у автомобиль с бумажным ПТС

При покупке подержанного автомобиля с бумажным ПТС для владельца и покупателя порядок совершения сделки не изменится. Участники подписывают ДКП, вносят изменения в «бумажку», и новый владелец едет в ГИБДД переоформлять транспортное средство на себя.

При желании новый собственник автомобиля может обратиться в уполномоченные организации, чтобы заменить бумажный ПТС на новый электронный. К уполномоченным организациям относятся операторы техосмотра, список которых опубликован на сайте Минпромоторга.

Как купить автомобиль в кредит с новым электронным ПТС

Раньше при покупке автомобиля в кредит бумажный ПТС забирал банк и хранил его до того момента, пока долг не погашался полностью. Так как электронный ПТС — это всего лишь запись в базе данных, банковские сотрудники физически не имеют возможности изъять документ. Зато они будут заносить сведения о кредите и залоге в электронную систему.

Удалить информацию о кредите невозможно, изменить его статус может только банк. Потенциальные покупатели машины на вторичном рынке имеют доступ к этой информации.

Как поставить на учет автомобиль с электронным ПТС

Новые автомобили продаются в салонах уже с электронными ПТС. После покупки дилеры вносят номера ЭПТС в договор купли-продажи. С этим договором покупатель идет в страховую компанию, а после получения полиса — в ГИБДД.

Читайте также  Как самому затонировать машину?

Если покупается подержанное авто, после подписания ДКП новый собственник обращается с запросом в уполномоченные организации, чтобы те внесли изменения о владельце автомобиля в электронный ПТС. Заявку можно оставить через портал «Госуслуги», МФЦ или портал системы электронных паспортов (при наличии цифровой подписи у действующего собственника).

Смена собственника выстраивается по принципу двух согласий, то есть покупатель не сможет ничего сделать в системе, пока прежний владелец не даст ему доступ. Внесение изменений в электронный ПТС стоит 250 рублей.

Проверить, изменились ли данные в электронном ПТС, можно в системе электронных паспортов . Для этого нужно ввести 15-значный номер электронного ПТС.

Автор: Анна Сапронова

Как вы считаете, поможет ли введение электронных паспортов снизить количество мошеннических действий на вторичном рынке? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Электронный ПТС — что это такое, как его получить и как оформить авто

С 1 ноября 2020 года бумажные ПТС были полностью исключены из оборота. С этого времени ПТС начали выдаваться в электронном формате.

  • С какими проблемами можно столкнуться при оформлении электронного ПТС (ЭПТС)?
  • Недостатки и преимущества электронных ПТС.
  • Нужно ли в обязательном порядке менять бумажный ПТС на электронный?
  • Оформление ОСАГО.
  • Как выглядит ЭПТС?

Отличия электронного ПТС от бумажного.

ЭПТС не сильно отличается от бумажного. Теперь вся информация об автомобилях будет храниться в базах данных. При первой регистрации автомобиля, документу будет выдаваться уникальный номер.

В электронные паспорта можно дополнительно вносить следующую информацию:

  • Данные о пробеге автомобиля.
  • О ДТП.
  • Информацию о ремонте.
  • Сведения о прохождении технического осмотра.
  • Информацию о страховании автомобиля.
  • Сведения о владельцах.
  • Количество собственников в ЭПСТ намного больше чем в бумажном.

Преимущества и недостатки введения ЭПТС.

Электронный документ имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • Нельзя потерять, а значит не нужно делать дубликаты.
  • Есть доступ к полной истории авто — от ввоза, до отбытия в другую страну.
  • Можно моментально проверить юридическую чистоту автомобиля — обременения, на предмет залога тс и т.д.
  • Есть уверенность в подлинности истории эксплуатации автомобиля.
  • Можно вписать любое количество собственников. Не нужно брать дубликат, если место для записи собственника закончилось на бумажном носителе.
  • Можно вносить любые дополнительные сведения, неограниченное количество раз.
  • Оформление авто возможно будет дешевле – из-за отсутствия необходимости изготовления бланков.

Недостатки:

  • Портал с ЭПТС может быть перегружен в тот момент, когда вам нужно получить сведения.
  • Нет возможности вписать покупателя в документ на этапе подписания договора купли продажи.
  • Не исключены хакерские атаки, в результате чего данные могут быть изменены или стерты.

Нужно ли менять бумажный ПТС на ЭПТС?

До 1 ноября 2020 не было принудительной замены бумажного ПТС на электронный паспорт.

После 1 ноября 2020 всем начал выдаваться электронный паспорт.

Менять его в обязательном порядке не нужно и после 1 ноября. Это нужно только при условии того, что:

  1. Ваш бумажный носитель пришел в негодность.
  2. При утрате бумажного паспорта.
  3. По собственному желанию собственника.
  4. Если закончились свободные поля для заполнения.

Постановка на учет автомобиля с электронным ПТС.

В целом система передачи автомобиля сильно не изменилась.

Покупка нового автомобиля у дилера.

Если вы приобретаете автомобиль у дилера, то достаточно получить от него только договор купли продажи с номером электронного паспорта. Это нужно для оформления ОСАГО. Дилер самостоятельно впишет нового владельца автомобиля в систему.

После этого вам нужно поставить автомобиль на учет в ГАИ. ГАИ внесет данные о номерных знаках и свидетельстве о регистрации (СОР) в ЭПТС.

Оформление поддержанного автомобиля.

Прийти с договором купли-продажи в ГАИ и оформить авто уже не получится.

Продавец и покупатель должны составить обычный ДКП и оформить его в системе электронных паспортов. При наличии верифицированного аккаунта на Госулугах, сделать это можно достаточно быстро.

Как происходит смена собственника?

Процедура смены собственника выглядит так:

  1. Собственник делает запись о передачи авто.
  2. Покупатель в своем аккаунте подтверждает эту запись.

Далее автомобиль официально принадлежит новому владельцу. Все штрафы и т.д. будут приходить непосредственно новому владельцу автомобиля.

Покупка автомобиля б/у с бумажным ПТС.

Как описывалось выше – смена бумажного ПТС для поддержанных автомобилей не является обязательным условием.

При покупке автомобиля вы можете подписать договор купли-продажи с собственником.

Внести дополнения в ПТС.

Приехать в ГАИ и, как и раньше переоформить автомобиль на себя.

При желании, вы можете потребовать смену бумажного ПТС на электронный в органах, имеющих на это полномочия (операторы техосмотра, список которых опубликован на сайте Министерства промышленности и торговли).

Как происходит продажа поддержанного авто с ЭПТС.

Процедура продажи не потерпела сильных изменений:

После того как покупатель вносит задаток за автомобиль и обе стороны подписали договор купли-продажи.

  1. Продавец должен добавить нового собственника в электронный паспорт.
  2. Покупатель подтверждает действие продавца.

Данные поступают в систему с минутной точностью, в этом случае решается вопрос со штрафами предыдущего и нового владельца.

Как продавец может внести изменения в систему электронных паспортов?

Через портал системы электронных паспортов (СЕП). Это сделать возможно в том случае если у покупателя есть цифровая подпись. Получить ее довольно сложно, из-за этого она есть не у всех.

Через портал Госуслуги можно авторизоваться в системе электронных паспортов. Этот вариант доступен в том случае, если у обоих сторон есть зарегистрированные кабинеты на Госуслугах.

Самый частый способ – через МФЦ. Эта процедура самая простая, так как доступна всем, но нужно потратить время на ожидание очереди.

Как оформить ОСАГО с электронным ПТС?

Система электронных паспортов и автостраховщики упорядочили обмен данными между собой. Это облегчит процедуру оформления ОСАГО.

Процесс оформления ОСАГО:

Автовладелец предоставляет страховщику

  • Договор купли-продажи.
  • Выписку из ЭПТС с правом ее распечатки.

Страховщик выдает автовладельцу

  • Страховой полис.

Как выглядит электронный ПТС.

Выписку можно хранить в любом формате – файлом на устройстве или в распутанном виде. Она не несет никакой юридической силы и служит только при страховании автомобиля.

Электронный ПТС: как это работает?

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

Читайте также  Госпошлина за перерегистрацию транспортного средства

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».