Вареные диски за и против

Ремонт легкосплавных колесных дисков. За и против.

Зачем покупать новое, если можно починить старое? Так размышляет каждый практичный человек, тем более владелец автомобиля, расходы на содержание которого и так достаточно высоки. Желание сэкономить распространяется так же и на трещины в колесных дисках, которым еще «ездить и ездить». Отремонтировать поврежденные колесные диски сейчас предлагают чуть ли не в каждом шиномонтаже, расхваливая профессиональное оборудование и золотые руки персонала, однако, можно ли колесные диски ремонтировать вообще? Давайте разбираться вместе!

Итак, повредить колесный диск можно где и как угодно. Степень самого повреждения зависит исключительно от двух «величин» – ландшафта (ямка, «лежачий полицейский», удар камнем в боковину колесного диска и т.д.) и скорости автомобиля. Безусловное правило «тише едешь – дальше будешь» соблюсти невозможно, поэтому с повреждениями колесных дисков сталкивался фактически каждый автовладелец. Многое зависит от вида колесного диска. В зависимости от материала и способа производства колеса обладают разной степенью прочности: стальные штампованные гнутся, а литые алюминиевые – дают трещины. И те, и другие в ремонтных мастерских предлагают «лечить» сваркой.
Сомнительность мероприятия кроется уже в том, что если стальную штамповку чисто технически можно собрать в изначальную форму хоть из осколков с помощью сварки, то технология производства литого алюминиевого диска не подразумевает никаких операций, кроме непосредственно литья металла в форму. Иными словами, поврежденный литой алюминиевый диск проще переплавить и отлить в специальной форме заново, чем сваривать с помощью аргоновой сварки трещины на поверхности. Принципиальное отличие стальной штамповки и алюминиевого литого дисков кроется в структуре молекулярных связей металлов. В силу хрупкости соединения молекул в литом диске его вообще нельзя нагревать, даже локально. В месте нагрева алюминий «поплывет» и попросту истончится, что повлечет за собой полную потерю сопротивления нагрузкам и потребительских характеристик. Подробнее о процессе производства литых алюминиевых дисков можно прочитать здесь. Услуга ремонта литого колесного диска – это не что иное, как «наведение внешнего лоска», без восстановления непосредственно потребительской функции колеса. Последствия использования такого колеса могут быть самыми плачевными. Из этого делаем вывод, что

В подтверждение этих слов можно процитировать пункт из списка Рекомендаций по безопасности и сервису для колесных дисков, опубликованных Ассоциацией европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers):

«Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен»

Помимо заваривания трещин аргоновой сваркой, несведущие работники автосервисов предлагают еще один вариант ремонта литых алюминиевых дисков – прокатку. Рассмотрим его подробнее.
К прокатке или рихтовке мастера частных автосервисов обычно прибегают, когда литой колесный диск деформирован без трещин, иными словами погнут, имеет выпуклые деформации или форму яйца. Обычно это выясняется при очередной бортировке во время шиномонтажа. Колесо скачет в станке и «бьет», это явление называется статистическим дисбалансом. Прокатывать можно только стальные штампованные колесные диски, но мало кто об этом знает. Колесный диск помещают в специальный аппарат, который под большим давлением выпрямляется поверхность посадочного места.

Легкосплавные литые колесные диски прокатывать категорически нельзя!

Чтобы поверхность легкосплавного колесного диска стала податливой и способной изменить форму, ее нагревают горелкой. Напомним, что даже локальный нагрев поверхности легкосплавного колесного диска вызывает истончение стенок его конструкции и, как следствие, повышает риски возникновений трещин и разрывов.
Единственный относительно безопасный способ рихтовать легкосплавный колесный диск – это выстукивание без нагрева, причем весьма щадящее. Только после этой операции следует его аккуратно прокатать. Из-за временной протяженности и трудоемкости процесса за этот ремонт берется не каждый квалифицированный мастер. Настоящие профессионалы в этом случае рекомендуют просто купить новый колесный диск, поскольку цена такого долгого и «правильного» ремонта сопоставима с ценой нового колеса.
Подвергался ли легкосплавной колесный диск ремонту с нагревом, узнать очень просто: след от горелки во время нагрева оставляет несмываемое пятно. Чтобы скрыть следы от нагрева отремонтированные литые колесные диски красят.

Если Вы при покупке автомобиля с рук при его осмотре заметили деформированные легкосплавные колесные диски и следы ремонта на них, отнеситесь к этому со всей ответственностью. Не стоит рисковать и ездить на «отремонтированных» колесных дисках, Вы рискуете состоянием не только целостностью автомобиля, своим здоровьем, но и безопасностью других участников движения и пешеходов. В интернет-магазине и шинных центрах «Вианор Москва» Вы всегда можете подобрать легкосплавные колесные диски для своего автомобиля. Мы предлагаем огромный ассортимент типоразмеров и дизайнерских решений легкосплавных колесных дисков для легковых автомобилей отечественных и зарубежных марок.

Правка и раскатка дисков, или Когда восстановление имеет смысл

Легкосплавные диски — литые и кованые, цельные и составные, с полкой и без — благодаря своей эффектной внешности и многообразию предлагаемых вариантов дизайна способны в одно мгновенье преобразить в лучшую сторону даже самый скромный массовый автомобиль. Тем не менее лежащий на поверхности вопрос красоты вторичен, основной плюс хорошего литья или ковки — снижение неподрессоренных масс автомобиля, как следствие — уменьшение нагрузок на узлы подвески, трансмиссии и собственно мотор.

Стоковое «железо» проигрывает легкосплавным дискам почти вчистую, выигрывая лишь в цене, однако в повседневной эксплуатации литье и ковка требуют к себе несколько больше внимания от человека, управляющего «обутым» в него автомобилем. А уж если легкосплавный диск вследствие удара получил повреждения, то поводов для радости и вовсе нет, так как по-хорошему его нужно выбросить и приобрести новый.

Но это в теории, а на практике из-за многообразия дизайнов шансы найти литье, аналогичное разбитому, весьма невелики. В итоге на рынке предлагается услуга по ремонту и восстановлению легкосплавных дисков, и от отсутствия спроса ее исполнители не страдают. Какие диски имеют шансы на восстановление, какие повреждения подлежат ремонту — читайте в нашем материале с одного из шиномонтажей белорусской столицы.

— Литье литью рознь, — говорит сотрудник шиномонтажа, в чьи обязанности входит возвращение к жизни поврежденных колесных дисков, — и выравнивается оно по-разному. К примеру, легкосплавные диски с американских машин требуют особого подхода. В девяти случаях из десяти перед восстановлением геометрии их необходимо нагревать, иначе очень велика опасность возникновения трещин. Те же особенности и у продукции Made in China, которой изобилуют местные авторынки.

К слову, при равных условиях эксплуатации китайское и турецкое литье страдает куда сильнее легкосплавных дисков, устанавливаемых на заводе-изготовителе. Соответственно и ремонт его дороже. Судите сами: восстановление геометрии 16-дюймового литого диска с биением до 5 миллиметров обходится клиенту в 250.000 рублей, а ремонт более серьезных повреждений стоит уже 400.000-600.000.

Чтобы было понятно, приведу пример из жизни. Несколько дней назад пришлось восстанавливать четыре диска неизвестного происхождения для BMW X6, которые новому владельцу продали вместе с автомобилем зимой. После девяти часов у станка 22-дюймовые «катки» были приведены в порядок, несмотря на то что один из дисков уже носил следы былых ремонтов со сварочными работами. Владельцу дисков подобное удовольствие обошлось в два с половиной миллиона рублей.

Но не нужно думать, что проблемами с литьем страдают только мощные и дорогие иномарки. То ли водители стали менее аккуратными, то ли дороги у нас изобилуют неровностями и «полицейскими», но ремонт дисков в нынешнем сезоне требуется едва ли не каждому второму автомобилю. Сезон замены резины едва достиг апогея, а только через наш шиномонтаж уже «прошло» более 200 литых дисков, нуждавшихся в восстановлении геометрии. В большинстве своем это то самое биение диска в поперечном направлении («восьмерка») до 5 миллиметров или радиальное биение, устраняемое в том числе и обычной раскаткой.

Читайте также  Из за чего падает компрессия в двигателе?

Если диски не править, неизбежно начнется «жор» резины, вибрации на руле, износ деталей подвески и т.д. Поэтому затягивать с правкой не стоит, особенно когда диски сняты с машины и на них нет покрышек, как часто бывает в момент смены зимней резины на летнюю, ведь каждая операция на шиномонтаже платная.

Продолжая разговор о ценах на восстановление дисков, стоит упомянуть, что они зависят не только от величины и характера повреждения, но и от размерности самих дисков. До 17 дюймов цена одна, от 18 до 24 — другая: то же биение в 5 миллиметров на 20-дюймовом легкосплавном диске обойдется клиенту уже в 400.000 рублей и дороже.

Самые сложные для ремонта — кованые диски. Их на белорусских машинах немного в силу изначально высокой стоимости. Но если уж они установлены, то, как правило, с низкопрофильными скоростными покрышками, на которых медленно ездят редко. Тем не менее, невзирая на более высокие трудозатраты, цены на их ремонт у нас те же, что и на обычное литье.

Если после удара на диске появились микротрещины, незаметные при обычном осмотре, при правке они всегда становятся заметными. И дальше уже владельцу решать, варить диск или выбрасывать.

Справочно замечу, что стоимость качественных сварочных работ по Минску — около 250.000 рублей за 1 сантиметр шва при условии, что трещина не достигла хэмпа. Если повреждение еще серьезнее, то тут будет индивидуальный подход исходя из времени, потраченного на заваривание трещин в диске. Многие варианту выбросить все же предпочитают сварку и последующий ремонт, так как найти диск, аналогичный оставшимся трем, весьма сложно, а менять все четыре дорого.

Само собой разумеется, кто-то потом пытается продать восстановленное подобным образом литье, и вот здесь потенциальным покупателям нужно держать ухо востро. Избежать подобной покупки можно, приобретая диски с проверкой на шиномонтаже, а также с помощью простой акустической проверки. Целый диск при несильном ударе по внутренней поверхности звучит как колокол, тональность его звучания у четырех одинаковых дисков, как правило, одинаковая. Если звуки от одинаковых дисков разные и эффекта колокола нет, лучше либо воздержаться от покупки, либо вести разговор о более низких ценах.

В остальном же с легкосплавными дисками все обстоит весьма неплохо. Если диск ровный, но краска и лак на нем утратили былой лоск, к услугам владельцев — песко- или дробеструйная обработка, полимерная или обычная покраска и т.п. Цена вопроса — 100-120 долларов в рублевом эквиваленте за комплект. По итогу работ машина получает привлекательный внешний вид и разгруженную в части неподрессоренных масс подвеску.

Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY

Литые диски для любых автомобилей: легко найти нужный вариант для своего автомобиля здесь

Лопнул литой диск. будет ли безопасный свареный?

После влета в яму лопнул литой диск. подлежат ли они восстановлению? и насколько безопасно потом на таких дисках ездить? подскажите пожалуйста

Stan_Marsh 06.02.2013 20:50 пишет:
После влета в яму лопнул литой диск. подлежат ли они восстановлению? и насколько безопасно потом на таких дисках ездить? подскажите пожалуйста

Диск какой марки- или штатный? С какой машины? параметры диска и фото повреждения желательны, что бы дать правильный совет.

к сожалению ни марки ни фоток нет(((
собираюсь покупать авто и перед продажей владелец влетел в яму.
по его словам:
литой диск лопнул — его заварили(это нормальная практика)
также купил 2 новых покрышки.

вот меня и интересует, нормальная ли это практика или нуегонах.

Изменено Stan_Marsh (21:26 06/02/2013)

Stan_Marsh 06.02.2013 21:18 пишет:
к сожалению ни марки ни фоток нет(((
собираюсь покупать авто и перед аварией владелец влетел в яму.
по его словам:
литой диск лопнул — его заварили(это нормальная практика)
также купил 2 новых покрышки.

вот меня и интересует, нормальная ли это практика или нуегонах.

Практика- нормальная,а вот как выполнен ремонт именно этого диска- х.з
Я бы попросил продавца машины- купить новый диск. И вы будете ездить после покупки авто- спокойно.

вполне нормально и ничего страшного
при правильных сварочных работах это место будет в разы прочнее остальной части диска

Изменено junior (21:22 06/02/2013)

спасибо за то что успокоили) пока наверно переставлю на задние колеса, заодно спошу про качество сварки. диск врядли получится купить такой-же, а ездить на разных дисках как-то не оч хочется.

а летом уже куплю новые диски)))

Stan_Marsh 06.02.2013 21:25 пишет:
спасибо за то что успокоили) пока наверно переставлю на задние колеса, заодно спошу про качество сварки. диск врядли получится купить такой-же, а ездить на разных дисках как-то не оч хочется.

а летом уже куплю новые диски)))

слева по борту ставь литые, чтобы красиво было, когда в автомобиль садишься, а справа можно и железо, все равно не видно.

Stan_Marsh 06.02.2013 21:25 пишет:
спасибо за то что успокоили) пока наверно переставлю на задние колеса, заодно спошу про качество сварки. диск врядли получится купить такой-же, а ездить на разных дисках как-то не оч хочется.

а летом уже куплю новые диски)))

слева по борту ставь литые, чтобы красиво было, когда в автомобиль садишься, а справа можно и железо, все равно не видно.

Ага, и потом на обочину будет всегда тянуть.
Прошлую машину купил с вареными дисками (родные были). Отъездил пять лет, правда один диск тоже варил (небольшая трещина не по старой сварке) — вроде проблем не было. Диски были одни и на лето и на зиму. Качество сварки? Я стоял рядом, когда варили, вроде ничего сложного, нормальный аккуратный сварщик — ваше всьо

Ездил когда-то на варенном диске (колёса были для лета) два сезона. Ничего не случилось. Так с этими колёсами машина и продалась. А вообще повреждения разные могут быть, поэтому надо с повреждённым диском к мастеру подъехать, а он уже оценит спасёт сварка или нет.

Sunnych 07.02.2013 10:09 пишет:
Ездил когда-то на варенном диске (колёса были для лета) два сезона. Ничего не случилось. Так с этими колёсами машина и продалась. А вообще повреждения разные могут быть, поэтому надо с повреждённым диском к мастеру подъехать, а он уже оценит спасёт сварка или нет.

100% даже добавить нечего.

Купи один или пару таких-же дисков и не парь мозги.
Зачастую дешевле получается купить комплект из 5-ти литых дисков, жаль не все это понимают, а в этом случае копейка рубль бережет, и не придется менять весь комплект из-за одного лопнувшего диска.

Много народа рассказывает как плохо ездить на битом авто мол и то и другое плохо, но ездить на битом диске как по мне в разы опасней.

Зы чем мне нравятся стоковые диски — их всегда можно докупить по 1шт за копейки (большинство стоит менее 50$) на разборках.

Читайте также  Хромирование дисков своими руками

Изменено Andrew82 (13:12 08/02/2013)

Andrew82 08.02.2013 13:11 пишет:
Зы чем мне нравятся стоковые диски — их всегда можно докупить по 1шт за копейки (большинство стоит менее 50$) на разборках.

А где гарантия, что они там не будут рихтованными: бывшим владельцем или предприимчивыми разборщиками? Не лучше ли вареный у внятного мастера, чем рихтованный не пойми в каких условиях?

И что б два раза не вставать: продать вареный диск или комплект с таковым реально?

Andrew82 08.02.2013 13:11 пишет:
Зы чем мне нравятся стоковые диски — их всегда можно докупить по 1шт за копейки (большинство стоит менее 50$) на разборках.

А где гарантия, что они там не будут рихтованными: бывшим владельцем или предприимчивыми разборщиками? Не лучше ли вареный у внятного мастера, чем рихтованный не пойми в каких условиях?

И что б два раза не вставать: продать вареный диск или комплект с таковым реально?

Тут два момента, во первых от ремнтов эти диски защищает их низкая стоимость. Если он на разборках продаются за 150-200$ комплект то значит самим разборщикам они обходятся в 75-100$ т.е. им выгодней притянуть еще один комплект чем за себестоимость комплекта поварить-покрасить один диск.
И второй момент покупая диски на разборке нужно смотреть в оба и договориться о возврате в случае если не пододут, после этого я всегда их мою до блеска и при хорошем свете полностью просматриваю все диски, еду на шиномонтаж прошу пустой диск поставить на балансировочный станок, смотрю как визуально так и на дисбаланс.
ЗЫ варить аргоном умею сам, одинажды варил свой удареный о бровку диск, купил на разборке запасной, а этот положил на запаску. Но Любой нагрев это очень плохо как при рихтовке так и при сварке, если этого можно избежать — советую избегать.

—>Автозапчасти и СТО —>

Некоторые недобросовестные шинные сервисы, шиномонтажи и другие ресурсы занимаются тем, что продают под видом новых дисков восстановленные колеса. В частных объявлениях также много подобного. Именно поэтому необходимо быть грамотным в данном вопросе, чтобы суметь отличить восстановленный диск от нового.

Внешне восстановленный диск может нисколько не отличаться от нового, так как благодаря новейших технологиям окраски, восстановить внешний вид можно практически до идеала

Все косметические изъяны не несут какой-либо смысловой нагрузки для безопасности от эксплуатации.

К тому же, новые диски моментально превращаются в б/у после первого выезда на дорогу. Мелкие сколы, “бордюрка”, царапины — все это не страшно по сравнению с тем, что могут содержать внутри себя восстановленные диски.

Перед покупкой дисков необходимо проверить их на точность геометрии. Новые диски будут обладать идеальной геометрией, в то время как ни один восстановленный диск даже в самом дорогом шинном сервисе не будет отвечать нужным параметрам. Проверяется геометрия дисков на специальном оборудовании. По возможности, обратитесь для выяснения данного вопроса в сторонний независимый автосервис, где вам смогут выдать письменной заключение о проведенной работе и закрывающие документы — акты или чеки.

Восстановленный диск никогда не будет обладать идеальной геометрией, так как ни прокатка диска, ни его механическое выстукивание не приведут к идеальному результату. Диски с нарушенной геометрией дальнейшей эксплуатации не подлежат.

При отклонении от нормы можно быть уверенным, что перед вами восстановленный, а не новый комплект дисков. Проверять необходимо все четыре колеса

Присмотритесь к внешнему виду дисков. Если диски не подвергались покраске или хромированию вне заводских условий, восстановленные диски могут иметь едва заметные потемнения на ободе или в местах вмятин, которые исправляли посредством нагревания и прокатки диска. Неопытным глазом данные различия оттенков можно не различить, поэтому постарайтесь заранее изучить данный вопрос, например, по поисковым запросам в Интернете.

Внешняя сторона диска также может рассказать вам многое. На дисках с внутренней стороны обычно имеются штампы с маркировками о дате изготовления и некоторые другие характеристики. К тому же, восстановленные диски на внутренней стороне обода могут содержать следы от балансировочных грузиков, которые были прикреплены ранее. Если вы видите подобные следы, то данные диски несомненно являются восстановленными.

При наличии сварных швов на внутренней стороне диска ни в коем случае не поддавайтесь на провокации о том, что это заводская конструкция. Таким образом диски сваривают при сильных трещинах или расколе, отделении обода диска от центральной части. Данный диск не только не пригоден для дальнейшей эксплуатации, но и опасен для любого автомобиля, так как шов может лопнуть на высокой скорости и привести к необратимым последствиям.

Несомненно, если вы задумались о покупке нового комплекта дисков, необходимо знать параметры, подходящие вашему автомобилю и примерно представлять желаемый дизайн. Также за новыми дисками рекомендуется обращаться исключительно в проверенные магазины.

Советы при покупке:

Выбор и проверка

Первым признаком проблемных дисков является их крайне низкая цена. Обычно, так продают дефектные запчасти. Конечно, в некоторых случаях малая стоимость может выставляться в связи с необходимостью срочной продажи. Поэтому, не стоит совсем сбрасывать со счетов такие объявления. Только проверяйте их более тщательно.

Теперь разберемся более подробно с диагностикой. Первое, что нужно сделать, это провести визуальный осмотр. Тут нужно обращать внимание на все возможные варианты повреждений. Чаще всего встречаются трещины и сколы. Очень внимательно осматривайте диск, пропущенная мелкая трещина может вылиться в полное его разрушение.

Но, далеко не все повреждения могут быть замечены при осмотре. В процессе эксплуатации можно погнуть диск. Причем, это будет практически не заметно. Если поставить его на машину, то могут наблюдаться стуки и вой. Но, опять же, проявляться это может только при определенных условиях. Чтобы, гарантированно избежать подобной проблемы, посетите ближайший сервис или шиномонтаж. Там попросите мастеров проверить балансировку дисков. Только делать это следует без резины, иначе результаты будут не совсем точными. Так можно проверить состояние дисков, выявить все возможные повреждения.

Стоит или нет покупать погнутый диск решать вам. Большая часть подобных повреждений исправляется. Но, это потраченные время и деньги. Стоимость восстановления одного колеса от 10$ до 50 $. Также вы потратите время на посещение сервиса. Поэтому, стоить такой диск будет значительно меньше.

Покупка в комиссионных магазинах. Сейчас, многие торговые точки, предлагающие диски и автомобильную резину, берут бывшие в употреблении колеса на реализацию. При этом, они проверяют взятые на продажу диски. Это гарантирует их полную исправность. Обычно, магазины предоставляют гарантию на товар. Но, все же диски лучше осмотреть. Это позволит избежать проблем с доказательством своей правоты, в случае наличия неисправностей. Приобретение б/у дисков в таком магазине достаточно безопасно. По стоимости также не совсем накладно.

Исправление

Многие автолюбители считают, что поврежденные литые диски невозможно восстановить. Если речь идет о трещинах, то восстановлению такое колесо не подлежит. Конечно, есть умельцы, которые заваривают повреждения. Но, с литьем такой вариант не прокатит. Сварка отвалится на первой же кочке.

Читайте также  Система выбора режима вождения Drive Mode Select

Вот погнутые диски можно восстановить. Обычно, речь идет о потере колесом круглой формы. Тут также имеются некоторые нюансы. Если колесо сильно повреждено, то исправить его может и не получиться.

Для такого ремонта вам потребуется найти шиномонтаж со специальным станком-прокатчиком. Это оборудование встречается редко, поэтому придется поискать. Проще всего поинтересоваться в сервисе или монтаже, клиентом которых вы являетесь. Если такого оборудования у них нет, то мастера охотно подскажут, куда можно обратиться. При приемке диска, мастер осмотрит его. При наличии сильных повреждений вам могут отказать. Выправляется колесо с помощью прокатки на станке. При этом, литье нагревается, в таком состоянии ему придается идеально круглая форма.

Заключение. Рынок бывших в употреблении запчастей сейчас довольно обширен. Именно поэтому не редок вопрос, как проверить литые диски при покупке. На самом деле, это простая задача, но для ее реализации придется посещать шиномонтаж, и слегка потратиться на диагностику.

Источник: dilijans.org, autoflit.ru.

В любом случае, при покупке лучше проехать на шиномонтаж и проверить диски, это будет в любом случае дешевле, чем покупать «кота в мешке».

Повреждения колёсных дисков. Покраска, прокатка и опасный ремонт

Колёсные диски — место встречи двух каноничных российских бед. Наши дороги не оставляют «литью» шансов остаться целым, и любой автомобилист рано или поздно слышит на шиномонтаже: «У вашего диска сильное биение». Тут-то в дело вступает вторая беда — кустарные ремонтники, предлагающие быстро всё починить. Давайте разберемся, какие повреждения бывают у литых дисков и стоит ли браться за их ремонт.

Внешний вид. Покраска дисков

Потеря дисками заводского внешнего вида — наименьшая из проблем, неприятная, но не фатальная. Мелкие сколы, облезшая краска, ржавчина — всё это накапливается на дисках за время эксплуатации. Свой вклад вносят и дорожные реагенты, и мелкие камни, и высокие бордюры, которые мы периодически задеваем при парковке. Кстати, от последних хорошо помогают шины с защитой обода.

Что можно сделать, если при взгляде на диски накатывает тоска? Покрасить! Правильная покраска колёсных дисков — порошковая, именно так их красят на заводе. Диски пескоструят, обезжиривают и покрывают электрически заряженной порошковой краской, которая сцепляется с металлом. После этого диски «запекают» несколько минут в специальной печи, где краска полимеризуется.

Порошковая покраска составных колёсных дисков

Повторная порошковая покраска дисков ничем не уступает оригинальной заводской. Но и стоит недешево: в зависимости от диаметра дисков и уровня сервиса удовольствие обойдётся от 10 тысяч рублей и выше. Полцены нового комплекта! Поэтому красить целесообразно только качественные брендовые диски без структурных дефектов (вмятин, трещин, сколов обода).

Альтернатива — покраска дисков своими руками аэрозольной краской из баллончика в несколько проходов, самый популярный гаражный способ косметического ремонта «литья». Иногда с диска даже не снимают шину, а просто заклеивают её малярным скотчем и газетой. Такой покраски обычно хватает на один сезон, после чего покрытие нужно обновлять. Зато затраты минимальны.

Вмятины. Правка и холодная прокатка дисков

Вмятина на ободе диска — типичный итог неожиданной встречи с глубокой ямой. Но если пробитая покрышка идёт на выброс, то диск часто пытаются вернуть к жизни. И здесь нужно быть внимательным. Правка диска бывает холодной или горячей. К холодной, помимо прокатки роликами на гидравлическом прессе, относят выстукивание, вытягивание, выдавливание вмятин — словом, любую работу с диском без нагрева.

Холодной правке хорошо поддаются только штампованные стальные диски. С «литьём» из алюминиевых сплавов сложнее: прокатка поможет, если вмятины незначительные — такие, которые ещё можно компенсировать грузами при балансировке колеса. После правки диска грузов потребуется меньше.

А что с более солидными вмятинами? «Сделаем, никаких проблем!» — говорят некоторые мастеровые, беря в руки паяльную лампу. Бежать от таких «умельцев» нужно сразу — горячая правка литых дисков недопустима. Отлитый в форму диска металл имеет цельную кристаллическую структуру, которая обеспечивает прочность. Локальный нагрев повреждённого места (для податливости при ремонте) эту структуру разрушает, создавая сильные внутренние напряжения. Внешне ремонт будет выглядеть отлично, но стоит ещё раз ударить в то же место, и диск попросту лопнет. Не очень хороший сценарий при попадании в яму на скорости.

Трещины. Сварка дисков аргоном

Чем для диска закончится встреча с ямой — вмятиной или трещиной, — зависит от состава сплава. При большой доле магния диски обычно гнутся, при избытке кремния — трескаются. Ремонт трещин ещё менее перспективен, чем правка крупных вмятин.

В принципе, аргоновой (аргонодуговой) сваркой можно восстановить что угодно: и лопнувший пополам диск, и вырванный кусок борта. Металл зачищают, прогревают, проваривают с двух сторон, наплавляют недостающие участки. Вопрос в другом: вы уверены, что хотите на этом ездить?

Ассоциация европейских производителей колёсных дисков (EUWA) в рекомендациях по безопасности и сервису для дисков указывает:

«Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещён».

Причина всё та же — разрушение кристаллической структуры металла. При сварке происходит нагрев, а при нагреве образуются внутренние напряжения. Отремонтированный таким способом диск — это мина замедленного действия, которая рано или поздно взорвётся прямо на ходу и может привести к крупной аварии. Никогда не устанавливайте такие диски на автомобиль.

Выводы. Восстанавливать диск или нет

Определиться с тем, стоит ли восстанавливать колёсные диски, можно по следующему алгоритму:

  1. Косметические повреждения: облезшая краска, царапины, поверхностная ржавчина — зачищать и красить «порошком», если это целесообразно экономически (диски качественные, без вмятин и трещин). Либо покрасить диски самостоятельно аэрозольной краской — это дёшево, но недолговечно.
  2. Небольшие вмятины на ободе, осевое биение, дисбаланс диска — прокатывать, но только холодным способом, без нагрева. Обязательно контролируйте работников — заранее обговорите, что будете присутствовать при ремонте. В конце концов, это ваша безопасность.
  3. Сильные вмятины, трещины, отколовшиеся фрагменты — однозначно менять диск, как бы вас не убеждали, что «100 раз такое восстанавливали».

Нередко править сильные вмятины или заваривать трещину решаются, когда невозможно найти в продаже один диск отдельно — так часто бывает с редкими моделями «литья». Совет прост: в таком случае меняйте весь комплект. Повреждения машины при опрокидывании в кювет (если восстановленный диск разрушится на ходу) обойдутся в разы дороже, чем комплект новых дисков. Не говоря о безопасности тех, кто в машине.

Штампованные диски. Дёшево и сердито

На фоне сложностей с ремонтом «литья» нельзя не вспомнить о стальных штампованных дисках. Тяжелые «штамповки» давно не в моде, став отличительной чертой самых бедных комплектаций машин. Между тем, это наиболее неприхотливые диски. Сталь настолько податлива, что вмятины правятся обыкновенной кувалдой без всякого нагрева, а шансы расколоть стальной диск в яме минимальны. Поэтому, несмотря на всю архаичность, штампованные диски по-прежнему актуальны для «рабочих лошадок» (такси, коммерческого транспорта), покорителей бездорожья и просто экономных водителей. А добавить стальным дискам эстетики можно декоративными колпаками.