Система ADAS что это?

Системы продвинутой помощи водителю для частных машин и автопарков

Современные технологии еще не могут полностью заменить водителя за рулем, но могут быть полезным ассистентом.

Там, где человеческие органы чувств не справляются или реагируют недостаточно быстро, водителя поддержат системы помощи водителю ADAS. Они помогают водителю оставаться внимательным и предупреждают о потенциальной опасности. Так риск для всех участников дорожного движения становится меньше.

Компания «Евромобайл» занимается разработкой и внедрением таких систем помощи на базе продуктов ADAS корейской компании Movon Corporation.

Система продвинутой помощи водителю ADAS

ADAS — Advanced Driver Assistance System — это совокупность различных алгоритмов, которые взаимодействуют с водителем и помогают ему управлять машиной. Основная задача — повысить безопасность на дороге. Еще одним результатом внедрения таких систем становится низкая стоимость использования автопарка. Чем меньше инцидентов на дороге, тем ниже расходы на ремонт.

Система помощи заблаговременно предупреждает водителя о потенциальной опасности:

Критическое сближение с пешеходом (PCW)
Система привлекает внимание водителя, если впереди на дороге находится пешеход, велосипед или мотоцикл. Скорость объекта может быть от 0 до 40 км/час.

Опасное сближение (FCW)
Система предупреждает водителя, если он слишком быстро приближается к идущей впереди машине.

Съезд с полосы движения (LDW)
Если водитель неожиданно и без включения поворотников съезжает с полосы, система подает предупреждение. Если водитель бездействует, система поможет автомобилю вернуться в границы полосы.

Стоящий впереди автомобиль начинает двигаться (FVSA)
Система срабатывает, если автомобиль владельца стоит на месте, а машина впереди начинает движение.

В зоне обнаружения находится транспортное средство (FPW)
Диапазон обнаружения может быть установлен на разные значения: 1,2 м, 2 м, 3 м (активный от 0 до 30 км/ч).

Автоматическая запись видео до и после аварии (DVR)
Видеорегистратор с системой ADAS записывает видео каждую минуту в цикле. Запись сохраняется на микро .

Превышение допустимой скорости (SLR)
Система анализирует знаки ограничения скорости и уведомляет водителя, если он двигается с превышением скорости.

Как устроена система

Система состоит из нескольких элементов:

  1. Дисплей со встроенным динамиком отображает текущее состояние на дороге и предупреждает водителя об опасных ситуациях.
  2. Камера заднего вида может устанавливаться как позади ТС, так и в салоне.
  3. Блок интерфейсов объединяет все элементы воедино и подключается к бортовой сети транспортного средства.
  4. Датчики GPS и ГЛОНАСС передают данные оператору.

Непрерывная видеорегистрация

Система непрерывно записывает все, что происходит на дороге и в салоне машины. Данные поступают с двух камер (720р), которые располагаются спереди и сзади автомобиля. При парковке видеорегистрация не ведется. Система поддерживает двухканальную цифровую видеозапись HD (двухканальный DVR).

В случае инцидента запись позволяет узнать, что произошло. Также запись можно использовать для обучения водителей правильным действиям в опасной ситуации.

Система мониторинга состояния водителя

Системы помощи прежде всего сфокусированы на том, что происходит на дороге. Действия самого водителя при этом остаются без внимания, хотя именно человеческий фактор является причиной многих инцидентов. Чтобы контролировать человека за рулем, была разработана система мониторинга состояния водителя — (MOVON Driver Status Monitoring System). Она может определить, что водитель находится в усталом состоянии или невнимательно относится к управлению, и предупредит его.

Возможности

Система распознает потенциально опасные состояния с помощью технологии машинного зрения:

  • Сонливость — глаза водителя начинают закрываться.
  • Невнимательность — водитель не смотрит дорогу.
  • Зевание.
  • Разговоры по телефону.
  • Курение за рулём.
  • «Чужой» водитель — система узнает «своего» водителя и определит, если за рулем окажется другой. В памяти может храниться до 5 профилей водителей.

Если система заметит опасность, то подаст водителю сигнал и предложит, например, сделать остановку. Игнорировать рекомендации не получится, так все происходящее в салоне записывается и отправляется оператору. Если водитель продолжит подвергать опасности себя и других участников движения, с ним свяжется оператор.

Благодаря возможности удаленно контролировать водителя, оказалась крайне востребована в компаниях с большим автопарком. Службы такси, сервисы доставки, каршеринг и логистические компании получили возможность объективно оценивать действия своих сотрудников и предотвращать опасное вождение.

Системы для автомобилей каршеринга

Каршеринговые компании активно растут, и, как следствие, растет количество ДТП с участием их автомобилей. Многие клиенты небрежно относятся к управлению «не своей» машины или намеренно портят салон. Предотвратить вандализм и повысить культуру вождения помогает система видеонаблюдения с функцией ADAS.

  1. В салоне автомобиля устанавливается видеокамера.
  2. Все происходящее в салоне непрерывно записывается и отправляется в диспетчерский центр.
  3. Еще одна камера следит за дорогой перед автомобилем, выявляет опасные сближения и пересечения разметки.
  4. Информация о всех опасных ситуациях в режиме реального времени передается в диспетчерский центр.

Результаты внедрения

Система видеонаблюдения помогает водителю избежать опасных ситуаций, а компании — обезопасить свое имущество.

  1. Привлечение новых клиентов, которые выберут безопасные автомобили, оборудованные системами ADAS.
  2. Расширение целевой аудитории — компания может снизить требования к водителям, такие как стаж вождения.
  3. Уменьшение количества ДТП на 30% и стоимости ремонта.
  4. Предотвращение актов вандализма.
  5. Повышение культуры и дисциплины водителей за счет постоянного наблюдения и своевременного предупреждения.

Система обзора 360° для контроля обстановки

Еще одна система ADAS, призванная дать водителю полную картину происходящего на дороге — это система кругового обзора 360° . Благодаря ей водитель получает полный обзор и уверенно управляет транспортным средством в самых сложных ситуациях:

  • Маневрирование на узких дорогах со сложным рельефом и препятствиями.
  • Парковка в узких местах.
  • Перестроение в плотном потоке, где в слепой зоне может оказаться другой автомобиль.
  • Езда на загруженных трассах и наклонных дорогах.

Как устроена система 360 view

По четырем сторонам автомобиля устанавливаются видеокамеры. Изображение с них объединяется в единое панорамное изображение fish eye, на котором водитель видит происходящее вокруг, включая слепые зоны.

Решаемые задачи

  1. Уверенное маневрирование крупногабаритным ТС в любых ситуациях.
  2. Видеофиксация происходящего в слепых зонах.
  3. Точное восстановление картины в случае ДТП.
  4. Предотвращение ДТП за счет лучшего обзора и контроля слепых зон.
  5. Обучение водителей на отснятом видеоматериале.

Системы и продукты ADAS от «Евромобайл» для автопарков

Компания «ЕвроМобайл» занимается разработкой и интеграцией транспортных систем для малых и крупных автопарков и диспетчерских центров:

  • Видеонаблюдение на транспорте (сертифицированное СТИС МВД);
  • Системы активной безопасности на транспорте, системы ADAS;
  • Системы телеметрии и ГЛОНАСС;
  • Системы информирования пассажиров;
  • Системы контроля и управления дорожным трафиком.

Мы предлагаем как отдельные компоненты систем, так и внедрение под ключ: от проектирования до запуска. Работаем с автопарками любого размера, частными компаниями и государственными перевозчиками. Только в мы оборудовали более 500 единиц транспорта. Еще больше 1000 транспортных средств были усовершенствованы силами наших специалистов в других регионах РФ: Калининград, Мурманск, Архангельск, Пермь, Омск).

Среди наших клиентов: Stadler (проект «Чижик»), заводы «МАЗ», «Волгобас».

Что такое ADAS система в автомобильном видеорегистраторе и стоит ли за нее переплачивать?

Последние выпускаемые видеорегистраторы, относящиеся к премиальной категории, почти поголовно снабжены технологией ADAS.

Разработана и применена в бортовых компьютерах некоторых моделей автомобилей она была несколько лет назад, но активно применять в функционале видеорегистратора ее начали в 2016-2017 гг. В чем заключается ее функционал, какой принцип работы, и насколько технология нужна автомобилисту?

Система ADAS в видеорегистраторах — что это?

ADAS в видеорегистраторе — это система разнообразных алгоритмов, назначение которых состоит в помощи водителю принимать решение на дороге, в том числе и в нестандартных ситуациях.

Ее наличие существенно повышает стоимость устройства, однако необходимость ее использования вызывает вопросы.

Зачем нужны и где используются?

Важно понимать, что система ADAS — это комплекс сложных алгоритмов, оказывающих содействие водителю при управлении автомобилем, осуществляющих свои функции при помощи различных технических средств, датчиков и т.д.

Различные элементы системы присутствуют в некоторых комплектациях премиальных автомобилей:

  • снабженные алгоритмами NVIDIA бортовые компьютеры могут определять различные типы транспортных средств на дорогах;
  • система безопасного торможения, примененная разработчиками VOLVO, по сути является элементом ADAS.

Элементы ADAS, интегрированные в принцип работы видеорегистраторов, выполняют свои функции за счет видеокамеры и подчас при помощи установки дополнительных камер и технических средств.

Ограниченность их функционала обусловлена именно недостаточной технической поддержкой (поскольку ADAS в классическом смысле для полноценной работы требует гораздо более мощного технического оборудования), а также ограниченным количеством скриптов для работы устройства, что обусловлено недостаточной популярностью технологии и, следовательно, отсутствием значительного спроса на их использование.

Как работает: устройство и принцип действия

Среди производителей видеорегистраторов с ADAS чаще всего встречаются корейские компании. К ним относятся:

  • Thinkware;
  • Iroad;
  • BlackVue;
  • VicoVation.
Читайте также  Как определить износ свечей зажигания?

Работа системы предполагает обязательное наличие определенных технических элементов идентификации и обработки данных бортовым компьютером.

Соответственно, водителю оказывается недоступной значительная часть функционала системы ADAS.

Некоторые из реализованных функций, впрочем, весьма полезны.

При грамотно выставленных настройках при помощи системы водитель получает возможность контролировать движение с разрешенной скоростью по полосе, идентифицировать опасные сближения, неожиданное появление объектов на пути движение, а также определять наличие либо отсутствие объектов в слепых зонах и более эффективно организовать движение при заторе, сложной и экстремальной дорожно-транспортной ситуации.

Кроме того, устройство поможет не допустить начала неконтролируемого движения собственного автомобиля и полезно при парковке.

Элементы системы ADAS

К элементам системы ADAS, интегрированным в работу видеорегистраторов, относятся:

Элемент: Предназначение:
FCWS — при определении опасного сближения с объектом при скорости, не превышающей 30 км/ч, предупреждает водителя посредством звукового сигнала и изображения на экране;
LDWS — система отслеживания движения согласно разметке, предупреждает водителя при съезде с полосы, функция настраивается по параметру скорости;
FVSA — определяет начало движения объекта спереди, полезна в пробках;
PDW — для работы элемента необходима тонкооптическая камера, служит для предупреждения водителя об обнаружении пешеходов для недопущения столкновения;
BSD — предупреждает водителя о наличии объектов в так называемых «слепых зонах», для использования необходима установка дополнительных технических элементов;
MCD — сигнализирует водителю предупреждающим сигналом в случае опасного неконтролируемого начала движения автомобиля;
определение превышения скорости — работает при установленном модуле GPS, позволяет настраивать скорость или определять разрешенную на определенных участках дороги;
RVC — аналог парктроника, направлен на помощь водителю при парковке;
SOS — функция оповещения экстренных служб путем отправки смс-сообщения при нажатии тревожной кнопки или автоматического срабатывания сенсора.

Отчасти это может быть связано с неполной интеграцией системы в регистратор, отчасти с избыточностью вошедших в укороченную версию системы функций для управления современным транспортным средством (например, с 2017 года кнопка-аналог элементу SOS входит в базовую комплектацию всех производимых автомобилей).

Система выполняет несколько значимых функций, недоступных для водителя в ее отсутствие.

Наиболее значимыми представляются возможности отслеживания объектов в слепой зоне, а также защита от столкновения с пешеходом.

В зависимости от местности, где эксплуатируется автомобиль, характера езды, наиболее часто встречающихся при управлении транспортным средством проблем очень полезными могут оказаться и другие функции системы.

ADAS-системы. Что это и для чего они нужны?

ADAS-системы. Что это и для чего они нужны?

ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) – интеллектуальные системы помощи водителям автомобилей. Основная функция таких систем – повышение безопасности эксплуатации транспортных средств, которое способствует глобальному снижению уровня ДТП на дорогах.

ADAS-системы или их отдельные компоненты могут добавляться в комплектацию автомобиля еще на этапе производства или устанавливаться в процессе эксплуатации транспортного средства.

Системы ADAS способны предупреждать водителя о возможных ДТП и потенциально опасных моментах на дорогах, а также распознавать усталость водителя. Для этого, как правило, используются камеры, аудиосистема для передачи сигналов, бортовой компьютер и соответствующее программное обеспечение.

Мы выдели два типа ADAS-систем – активные и пассивные. Пассивные – предупреждают водителя о потенциальных опасностях, например с помощью звуковых сигналов. Активные могут вмешиваться в работу транспортного средства, помогать водителю выполнить тот или иной маневр или частично взять на себя управление, когда ситуация уже вышла из-под контроля или водитель грубо нарушает ПДД.

Дополнительно можно разделить ADAS-системы по функционалу – по уровням анализа движения транспортного средства и окружающей автомобиль среды. На первом уровне анализируются параметры движения автомобиля: скорость, обороты двигателя, местоположение и другие данные, которые можно получить через мониторинговые системы и с помощью анализа данных CAN-шины. На втором уровне состояние водителя отслеживается с помощью камер и датчиков, например, когда водитель закрыл глаза или перестал смотреть на дорогу. Третий уровень уже анализирует внешнее окружение: соседние автомобили, саму дорогу – спуски, подъемы, разметку, дорожные знаки, светофоры, а также может предупреждать водителя о пешеходах и животных.

Рынок решений ADAS в России и за рубежом

На российском рынке ADAS системы пока не столь популярны, как в США, Европе и развитых странах Азии. Так, например, в США объем рынка ADAS-систем еще в 2016 году был оценен примерно в 25 млн долларов. В свою очередь, российский рынок решений ADAS в конце 2018 года был оценен всего в 15 млрд рублей. С одной стороны, это логично – количество автомобилей в США и в России на человека различается: в США на тысячу жителей приходится 797 авто (данные за 2014 год), тогда как в России – 309. Законодательство в нашей стране также способствует развитию ADAS-рынка: начиная с 2021 года системами помощи водителю планируется оснащать все новые автомобили.

Сейчас в нашей стране широко распространены только те системы ADAS, которые устанавливаются производителем еще на этапе заводской сборки легковых автомобилей. Они представляют собой самые простые системы, которые выполняют ограниченный набор уже привычных водителям функций – круиз-контроль, безопасное торможение, мониторинг слепых зон, парктроник и другие. В премиум-комплектациях некоторых иномарок можно встретить уже более продвинутые подсистемы ADAS, позволяющие, например, осуществлять мониторинг усталости водителя или распознавание дорожных знаков.

Актуальность технологии и возможности применения в России

Можно оценить востребованность ADAS-систем на российском рынке как высокую: практически весь коммерческий и государственный автотранспорт, занятый в сфере пассажирских и грузовых автоперевозок, пока еще не оснащен ADAS-системами. При этом именно здесь системы ADAS станут полезными не только для водителей транспортных средств, как это происходит с частными легковыми автомобилями, но и для владельцев автопарков, пассажиров, других участников дорожного движения и госорганов. В случае интеграции ADAS-систем с телематическими платформами становится возможным отслеживать и анализировать все нарушения, совершенные водителями, что очень актуально для транспортных компаний и крупных автопарков. Полноценный контроль за рейсом в совокупности с использованием ADAS уменьшает объем транспортных расходов и несет экономическую выгоду для предприятий. Эта экономическая выгода складывается из снижения простоев из-за аварий, уменьшения затрат на ремонт, минимизации потерь груза и снижения количества штрафов от заказчика перевозки из-за несоблюдения сроков доставки, а также штрафов за нарушение ПДД.

Отдельно хочется отметить сектор грузовых перевозок, где повышение безопасности все еще остается приоритетной задачей, ведь в отличие от сегмента легковых автомобилей статистика ДТП с участием грузового автотранспорта в России не улучшается уже в течение многих лет. Для повышения безопасности грузоперевозок, а также для обеспечения сохранности груза, в том числе чувствительного к температурам, в нашей стране происходит постепенная цифровизация транспортной логистики, регулируемая государством на законодательном уровне. Одними из таких решений, снижающих аварийность грузоперевозок, как раз являются системы ADAS.

Как работают системы ADAS и как они могут влиять на количество и тяжесть ДТП

Даже самые простые функции, такие как звуковые сигналы или голосовые сообщения при приближении к препятствию или при превышении скорости, могут повысить концентрацию водителя и мотивировать его снизить скорость или совершить определенный маневр. Такие рекомендательные функции помогают водителю предотвратить происшествие.

Такая функция ADAS, как анализ состояния водителя, позволяет избежать аварий, вызванных засыпанием водителя, за счет анализа предвестников: водитель часто трет глаза, «теряет» полосу, замедляет скорость, «клюет носом». При первых признаках засыпания система реагирует: будит водителя и рекомендует остановиться для отдыха. Более продвинутые системы могут даже остановить автомобиль у обочины и дать водителю выспаться. Пока это звучит, конечно, как «Звездные войны» или еще что-нибудь фантастическое. Воздействие на водителя – довольно тонкий момент. По наблюдениям владельцев автопарков, самое сложное – это внушить сотруднику не отвлекаться от дороги во время вождения, не переоценивать свои силы и не гнать машину, когда засыпаешь. Безусловно, дисциплина равно повышение безаварийности и снижение издержек на простои, ремонт, потерю груза и несоблюдение сроков доставки.

Системы ADAS, которые вмешиваются в вождение, внедрены в «мозги» автомобиля и анализируют пространство вокруг автомобиля, не только помогают выполнить сложные маневры, но и позволяют вовремя вернуть автомобиль в полосу, снизить скорость при неминуемом приближении к препятствию, притормаживать при спуске под уклон, не давать водителю разогнаться на сложных, зигзагообразных участках дорог. Все эти функции способствуют снижению количества ДТП.

Зачем транспортным компаниям внедрять ADAS-системы в свой автопарк?

  1. Самое очевидное преимущество – это уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий за счет повышения внимания водителя и, как следствие, повышение безопасности, снижение затрат на ремонт транспорта или покупку новых автомобилей.
  2. Возможно снижение требований к потенциальным водителям, например, таких, как стаж вождения, за счет большей автоматизации процесса вождения (когда водитель выступает скорее как «оператор» транспортного средства), а также за счет установления определенных ограничений и роботизации действий самого водителя. При этом системы позволяют повысить дисциплину и ответственность водителей с помощью постоянного мониторинга их действий и своевременного предупреждения о возможных нарушениях.
  3. Увеличение пула клиентов, которые отдадут предпочтение безопасным перевозкам. Это преимущество для владельцев наемных автопарков – они смогут выполнять рейсы более качественно, следовательно на их услуги будет больше спрос.
Читайте также  Система tps что это такое?

Разработчики решений. Сравнение решений, представленных на рынке

Среди основных российских разработчиков ADAS-систем можно выделить такие компании, как Navixy, ЕвроМобайл, Геотек, а также SOWA (производитель систем видеонаблюдения с элементами ADAS). Среди европейских производителей, имеющих собственные представительства и производства на территории России, стоит упомянуть ТЕХА и Dewesoft. Решения перечисленных выше компаний включают в себя наиболее востребованные функции ADAS – контроль движения автомобиля в полосе, мониторинг слепых зон, предотвращение столкновения с другими участниками дорожного движения с помощью технологии экстренного торможения, адаптивный круиз-контроль и парктроник, системы ночного видения и пр.

Не стоит забывать про азиатских разработчиков – Autel (Китай), IROAD (Корея), Alpine (Япония). Существуют на рынке и более простые решения – видеорегистраторы с элементами ADAS корейского производства (Thinkware, BlackVue, VicoVation).

За рубежом сейчас наиболее востребованы сервисы Movon и система Mobileye, которая, например, в Израиле обязательна к применению абсолютно во всех автомобилях на законодательном уровне. У обеих компаний (Movon и Mobileye) также есть представительства в РФ.

Какие функции ADAS наиболее востребованы?

Актуальность и востребованность разнообразных функций ADAS зависит от транспортного средства, в котором применяется система, региона эксплуатации автомобиля, личных предпочтений водителя и, конечно, от задач, которые этот автомобиль выполняет.

Наиболее популярные ADAS-системы, эксплуатируемые на территории России, выполняют такие функции, как контроль движения автомобиля в полосе, контроль скорости сближения с другими транспортными средствами, мониторинг слепых зон, обнаружение пешеходов за счет узкооптической видеокамеры, предотвращение столкновения с другими участниками дорожного движения с помощью экстренного торможения, адаптивный круиз-контроль и парктроник, мониторинг усталости и сонливости водителя и другие.

При этом отсутствие дорожной разметки или ее нулевая видимость вследствие плохих погодных условий, которые в России не редкость, зачастую делают невозможным применение такой функции, как контроль движения транспортного средства в полосе. Другая современная технология ADAS – распознавание дорожных знаков – в России актуальна только лишь на основных крупнейших магистралях, где установлены новые качественные знаки и есть хорошее освещение. Системы ночного видения, которые функционируют с помощью инфракрасных источников света, и специальные камеры для передачи визуальных данных могут давать сбой в работе в неблагоприятных погодных условиях. То есть на территории России мы сталкиваемся с определенными ограничениями по применению некоторых сложных и дорогостоящих функций ADAS. В результате задача для разработчиков усложняется: требуется анализ всего дорожного полотна, автоматическое определение полосности, связь с геоинформационными системами госорганов для получения данных о знаках (скоростных режимах). Таким образом, самыми востребованными ADAS-системами будут комплексные, глубоко интегрированные системы с мощным аналитическим функционалом, учитывающие все особенности российских дорог и российского менталитета.

Стоимость ADAS-систем. Насколько они доступны для потребителя?

Весьма высокая стоимость ADAS-систем в настоящий момент является одним из сдерживающих факторов их повсеместного внедрения в России. При этом чем выше качество продукта и шире его функционал, тем ADAS-система будет, естественно, дороже.

Самыми доступным по цене для российского потребителя пока остаются видеорегистраторы китайского и корейского производства с элементами ADAS, однако такие решения способны лишь частично выполнять самые простые задачи ADAS, их нельзя считать полноценными современными системами помощи водителю. Стремительное развитие современных технологий, значительные инвестиции лидеров рынка приведут к скорому удешевлению основных ADAS-технологий, что позволит осуществить массовое внедрение ADAS-систем в России.

Система ADAS что это?

Системы мониторинга транспорта Москвы

Системы мониторинга транспорта Москвы

Система помощи водителю ADAS

  1. Главная страница &nbsp>&nbsp
  2. Система помощи водителю ADAS

Система помощи водителю ADAS

Система ADAS

Многие авторы фантастики уже писали об автомобилях, которые могут самостоятельно передвигаться по нашим дорогам. Этот мотив встречается и в фильмах того же жанра.

Однако неожиданно оказалось, что видение фантастического сегодня ближе к истине, чем мы могли ожидать вчера. Все благодаря динамичному развитию системы ADAS, которая постепенно превращает наши автомобили в транспорте, не требующие присутствия водителя.

Какое будущее нам ожидать сейчас?

Что такое ADAS и из чего он состоит?

Система ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) на самом деле представляет собой набор продвинутых (хотя и с разной степенью развития) систем помощи водителю.

Не существует единого решения, которое можно было бы назвать ADAS, это скорее идея, чем инструмент.

В соответствии с этой идеей создаются различные наборы систем помощи водителю, цель которых — поддержать человека, управляющего транспортным средством, посредством:
• повышение безопасности вождения;
• повышение комфорта вождения.

В настоящее время у нас есть много систем ADAS, каждая из которых имеет разную сложность, ценность и компоненты.

Есть действительно простые системы ADAS, основанные только на работе видеорегистратора, а также почти космические, где вместе работают компоненты привода, подвески и тормозной системы и целая сеть сложных датчиков.

Стандартная система ADAS, которой современные автомобили все чаще устанавливаются на заводе, обычно состоит из систем:

  • предупреждения о столкновении;
  • автоматического экстренного торможения;
  • активный круиз-контроль;
  • помощник по полосе;
  • мониторинга слепых зон;
  • распознавания дорожных знаков;
  • адаптивного освещения поворотов.

Нередко в состав систем ADAS входят:

  • система ночного видения;
  • помощник в пробке;
  • система помощи при парковке.

Конечно, существуют системы ADAS, которые еще более сложные, но они все еще довольно редки и предназначены исключительно для автомобилей премиум-класса.

На каких компонентах основан ADAS?

Ни одна система ADAS не может работать без периферийных устройств, которые похожи на глаза и уши современного автомобиля.

Эти более совершенные системы ADAS основаны на работе следующих компонентов:

  • камера (или камеры) на лобовом стекле — безусловно, самое популярное решение, на котором также базируются простейшие системы ADAS. В более продвинутых системах это только важный элемент, но не единственный;
  • другие автомобильные камеры — в продвинутых системах ADAS мы имеем дело со многими камерами, которые обеспечивают 360-градусный обзор поля вокруг автомобиля. Эти камеры иногда размещают в переднем бампере, решетке, под боковыми зеркалами, под крышкой багажника и т. д .;
  • передние радарные датчики — радар — очень важный элемент системы ADAS, особенно передний. Он отвечает за работу круиз-контроля, системы предупреждения о столкновении и системы экстренного торможения;
  • другие радарные датчики — расположены в разных частях автомобиля, чтобы обеспечить наилучший контроль над пространством вокруг автомобиля;
  • ультразвуковые датчики — устанавливаются в переднем или заднем бампере (иногда в обоих). Их работа аналогична работе радара. Они поддерживаются датчиками системы слепых зон и в первую очередь отвечают за ассистент парковки;
  • Датчик угла поворота рулевого колеса — в системах ADAS он играет очень важную роль, отвечая за работу ассистента полосы движения и работу системы адаптивного освещения поворотов.

Говоря о датчиках системы ADAS, следует отметить, что большинство из них требует правильной калибровки, без которой работа системы будет просто некорректной.

Это замечание особенно относится к тем водителям, которые, например, покупают для своих автомобилей регистраторы с простейшей системой ADAS, основанной на срабатывании переднего автомобильного камера.

Какие прогнозы делают специалисты по развитию системы ADAS?

Системы ADAS, несомненно, являются будущим автомобильной промышленности. Об этом свидетельствует как выбор самих водителей, так и распоряжения администрации государства и ЕС.

Изменение законодательства ЕС, предложенное Европейской комиссией и поддержанное Европейским парламентом и представителями государств-членов, предполагает, что с 2022 года каждый автомобиль новой модели или поколения должен быть оснащен системой ADAS. С 2024 года это будет уже не рекомендация, а обязательный закон, охватывающий все автомобили, продаваемые в ЕС.

Хотя оба вышеупомянутых положения еще не приняты официально и подлежат дальнейшей законодательной процедуре, мы можем с уверенностью ожидать их одобрения.

Что это значит для нас?

Наличие системы ADAS в каждой новой машине. И это определенно хорошие новости.

Advanced Driver Assistance Systems (ADAS)
системы помощи водителю

ADAS расшифровывается как (Advanced Driver Assistance Systems) современные системы помощи водителю.
Это разнообразные устройства призванные повысить безопасность управления автомобилем.

Читайте также  Законопроект о регистрации транспортных средств

Как правило к таким устройствам относят:
— Радары ближнего и дальнего действия
— Внешние и внутренние видеокамеры
— Парковочные радары (передние и задние ультразвуковые датчики)
— Лазерные дальномеры (LIDAR — Light Identification Detection and Ranging — световое обнаружение и определение дальности)
Эти устройства объединены в единое целое при помощи блока управления.

Автомобили оснащенные ADAS являются промежуточным звеном между обычными автомобилями управляемыми водителем и беспилотными машинами.

Отрадно заметить, что УАЗ стал одним из «пионеров» отечественного внедрения систем ADAS:
В июле 2016 года Ульяновский автомобильный завод провел демонстрацию автомобиля УАЗ ПАТРИОТ с электронной системой кругового обзора и помощи водителю (ADAS Vision).

В новой системе совмещены видеокамеры кругового обзора (Surround View) и ультразвуковые датчики безопасной парковки. При этом автомобиль приобретает новое потребительское свойство — в нем совмещена визуализация опасных препятствий и звуковая сигнализация предупреждения.

Разработчиком электронной системы выступила компания Абикс-Технолоджи, один из лидеров российского рынка по созданию и внедрению автомобильных электронных комплексов безопасности и помощи водителям.

Особенностями новой системы также является использование ADAS-камеры с функциями предупреждения о непроизвольной смене полосы движения (LDW — Line Departure Warning) и определения препятствий впереди автомобиля (FCW — Forward Collision Warning). В дальнейшем в рамках развития системы ADAS в платформе УАЗ ПАТРИОТ планируется использовать 4-х канальный видеорегистратор, а также реализовать функцию распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR), автоматическое переключение дальнего и ближнего света (Light Assist) и динамические парковочные линии (наложение траектории движения автомобиля на видеоизображение до начала и во время движения).

Ульяновский автозавод представил демо-автомобиль УАЗ ПАТРИОТ с действующим макетом системы Vision-ADAS на 96-й Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров «Перспективы развития автомобилей», которая проходила 14-15 сентября 2016 года в Тольятти.

В рамках работы конференции участники смогли пройти тест-драйв на автомобиле, оборудованном последней версией системы. Тестирование происходило как в режиме городской магистрали, так и на специально подготовленном полигоне.

Боковые акамеры распологаются снизу наружных зеркал

Камера внутри салона отвечает за считывание знаков.

Таким образом были продемонстрированы возможности обновленной системы: распознавание дорожных знаков, предупреждение о непроизвольной смене полосы движения, определение препятствий впереди автомобиля во время движения, систему кругового обзора, визуализацию препятствий, обнаруженных системой безопасности, а также помощь при парковке транспортного средства.
Также стоит отметить, что в новой версии совмещены визуализация опасных препятствий и звуковая сигнализация предупреждения.

По словам руководителя проекта инжинирингового центра НТЦ ООО «УАЗ» Сергея Шпилева, по сравнению с прошлогодней версией Vision-ADAS система претерпела значительные изменения. «Мы существенно расширили функционал с точки зрения распознавания дорожных знаков, распознавания разметки, а также определение препятствий в виде впереди едущих автомобилей (Система предупреждения о возможности столкновения с находящимися впереди транспортными средствами Forward Collision Warning, FCW), что исключает опасные столкновения».

К системам помощи водителю можно смело добавить автомобильные тепловизоры.

Стоимость их с каждым годом падает и скоро они станут применяться не только в сегменте премиальных автомобилей, но и в обычной жизни.
На сегодняшний день автомобильные тепловизоры использует специальную матрицу, которая реагирует на выделяемое тепло любого объекта. В отличии от первых моделей тепловизоров они не боятся засветки, и им не нужен свет в принципе.

Изображение которое показывается на экране полностью сформировано на основе выделяемого тепла объекта.
Наиболее важными параметрами у тепловизоров являются: частота обновления кадров и размер объектива.
Частота обновления кадров отвечает за то как плавно на экране будет показываться картинка при больших скоростях.

Современные тепловизоры для автомобиля видят на расстоянии до 300-400 метров, в последних моделях установлены так называемые DSP модули, которые на экране могут выделять людей, животных и автомобили, плюс к этому сигнализировать об опасном приближении.

Родоначальником таких тепловизоров в массы является компания FLIR, которая выпустила модель PathfindIR, она ставиться штатно в некоторых комплектациях BMW и AUDI.
Второе поколение PathfindIR II уже имеет модуль DSP который идентифицирует людей и животных.

Опыт по использованию PathfindIR в УАЗе уже есть. Такой системой оснащался Мобильный прожекторный комплекс «Гелиос»
Причем камера размещалась на место штатной противотуманной фары.

Конкурентом PathfindIR II является Guide N-Driver китайского производителя Guide и и российский Pergam Driver

В декабре 2016 года УАЗ представил тестовую версию автомобиля УАЗ ПАТРИОТ с телематическими сервисами

На презентации был представлен автомобиль УАЗ ПАТРИОТ с комплексным решением, включающим элементы информационной безопасности и объединяющим в себе работу системы ассистентов помощи водителю, системы ЭРА-ГЛОНАСС с телематической платформой, диспетчерским центром и мобильным приложением на платформе iOS и Android.

Функционал комплексного решения позволяет клиентам автоматизировать сервисы по многопользовательскому контролю за доступом к автомобилю, контролю за стилем управления автомобилем, соблюдением маршрута движения и правил дорожного движения водителями транспортных средств. Система дает возможность своевременно контролировать расход топлива, планировать ТО и ремонт автомобилей исходя из получаемых сведений о состоянии транспортных средств.

Работа комплекса осуществляется за счет установленного в автомобиле УАЗ ПАТРИОТ телематического блока, подключённого к электронной системе автомобиля, принимающего навигационный сигнал со спутника, который собирает информацию о состоянии машины и передаёт её через сотовую сеть связи на сервер телематической платформы. Далее информация проходит обработку и систематизацию на сервере и передается диспетчеру для анализа и дальнейшего взаимодействия с водителем или непосредственно с автомобилем путём отправки команд.

При этом интеграция систем ассистентов помощи водителя в телематические сервисы позволяет диспетчеру вовремя выявлять наличие рассеянности, утомленности, сонливости или агрессивность у водителя и, тем самым, принимать профилактические меры по повышению безопасности вождения.

Особенностью представленного решения является наличие в автомобиле УАЗ ПАТРИОТ кнопки «SERVICE», одним нажатием которой водитель может в любой момент связаться с диспетчером, который видит положение автомобиля на карте, получаемое по сигналам от спутников ГЛОНАСС. Наличие такой кнопки позволяет решать массу оперативных вопросов, таких как вызов скорой технической или правовой помощи прямо на дороге и др.

Данное решение предусматривает возможность интеграции с информационными системами корпоративных клиентов, что позволяет существенно повысить безопасность управления транспортными средствами и достичь значительной экономии эксплуатационных затрат. Использование системы дает возможность клиентам получить экономию на расходе топлива в среднем 15% за счёт прекращения сливов и отклонений от маршрутов, сократить искажение пробега автомобиля, снизить простои автомобилей на ТО и получить дополнительные скидки при страховании автопарка. Одновременно с этим мобильное приложение (платформы iOS, Android) позволит своевременно получать информацию, требуемую для оперативного принятия управленческих решений.

Заместитель генерального директора по развитию, директор научно-технического центра ООО «УАЗ» Евгений Галкин отметил: «Компания УАЗ первой на российском рынке представила комплексное решение в области телематических сервисов с элементами информационной безопасности, которое может серийно устанавливаться на автомобиль непосредственно на предприятии автопроизводителя и настраиваться под потребности конкретного клиента. Мы убеждены, что данное решение будет максимально востребовано среди корпоративных заказчиков, поскольку применение в практической деятельности телематических функций позволяет значительно увеличить безопасность вождения и достичь существенной экономии затрат при эксплуатации и обслуживании транспортного парка компании».

Весной 2018 года, благодаря rusautomobile появились интересные плакаты, раскрывающие планы по внедрению в жизнь ADAS

Судя по ним, у правительства грандиозные планы. Уже в ближайшем будущем планируется внести в Технический регламент Таможенного союза множество нововведений, например об Автоматическом экстренном торможении, о предупреждение сходе с полосы, Автоматическое переключение дальнего света и т.д.

Словарь терминов:

LDW (Lane Departure Warning) Система предупреждения о непроизвольной смене полосы движения. Призвана снизить риск аварий при съезде с дороги, обусловленной усталостью или отсутствием внимания водителя.

LKA (Lane Keeping Assistance) Система помощи движению по полосе, помогает водителю придерживаться выбранной полосы движения и тем самым, предотвращать аварийные ситуации.

FCW (Forward Collision Warning(Pedestrian & Vehicle Detection)) Предупреждение о лобовом столкновении.

TSLR (Traffic Sign & Light Recognition) Система распознавания дорожных знаков. Обычно настроена на распознавание знаков ограничения скорости.

BSD (Blind-Spot Detection) Обнаружение опасности в слепых зонах автомобиля. Актуальна при перестроении автомобиля.

DDW (Drowsy Driving Warning) Система предупреждающая о засыпании водителя. Не дает водителю заснуть.

HUD (Head-Up Display) Проектор на лобовое стекло. Выводит необходимую информацию на стекло.

SVM (Surround View Monitor) Система кругового обзора. Включает 4 видеокамеры, изображение с которых «склеивается» в единую картинку. Получается вид сверху на автомобиль. Применяется при парковке.