Система помощи при старте на подъеме HAS

Принцип работы системы при трогании автомобиля на подъёме

Каждому водителю (а то и не один раз) приходилось трогаться в условиях, когда машина стоит на подъёме, и практически все помнят, что в начале становления вас как автолюбителя это было совсем непросто сделать — транспортное средство начинало существенно откатываться. Данный процесс и заставлял неопытного водителя немного нервничать, особенно если авто стоит в плотной пробке, да ещё и под довольно большим уклоном. При учёте данной проблемы производители автомобилей разработали систему помощи при трогании на подъеме – HSA (Hill Start Assist), которую многие автомобильные марки используют, выпуская свою продукцию. В инструкциях к своим машинам эта функция может иметь разные названия, например, Volkswagen именует её ННС, Subaru и Fiat – HG, Toyota – НАС, Nissan – USS.

Некоторые производители транспортных средств не рекламируют применение такого устройства на своих моделях, например, Mercedes , но данная функция в их современных моделях имеется и довольно активно применяется.

Чтобы точно знать о наличии того или иного типа помощи, при покупке «железного коня» нужно очень внимательно ознакомиться с инструкцией по управлению данной моделью.

Как работает система

Такая функция первоначально была предназначена для транспортных средств с автоматической коробкой передач и владельцы таких моделей сразу же оценили их преимущества. К сожалению, HSА устанавливаются по большей части на авто, относящиеся к премиум-классу, и на внедорожники.

Система предназначена для снижения риска попадания в аварийную ситуацию, в то время когда машина начинает трогаться на дороге находящейся под уклоном. Особенно это актуально при остановках на светофоре перед перекрёстком, на скользком покрытии дороги. Кроме момента старта, система проконтролирует и избежание процесса заноса при движении вверх по дороге и при одновременном повороте.

Система помощи при трогании на подъеме действует примерно по следующему принципу:

  1. Водитель отпускает педаль тормоза — HSА продолжает удерживать автомобиль на тормозе в течение нескольких минут.
  2. Водитель нажимает на педаль газа – открывается дроссельная заслонка и автомобиль трогается.

Принцип работы противооткатной системы

Основой для работы данной функции является динамическая стабилизация. Именно за её счет производители добились надежной фиксации ТС на дороге под довольно большим уклоном. Но в то же время можно с полной уверенностью говорить, что данная функция автономна и ее можно установить на автомобиль самостоятельно.

Функция торможения активизируется автоматически, как только автомобиль останавливается на дороге с уклоном в 5 градусов. Эти параметры обычно задаются производителем данной системы, но у хозяина авто есть возможность отрегулировать градус подъёма дороги самостоятельно. В процессе ежедневных поездок водитель такой модели может решить, что ему будет комфортнее управлять транспортным средством, если автомобиль будет реагировать на уклон дороги больше (или меньше) пяти градусов. Исходя из собственных пожеланий, владелец машины может отрегулировать HSA.

Владельцу такого авто нужно знать, что система трогания на подъём чаще всего встраивается в блок ESP (ABS). В том случае если блоки ESP и ABS по какой-либо причине вышли из строя, HSA тоже работать не будет. К таким последствиям могут привести:

  1. Электрическая неисправность блоков.
  2. Датчики, регистрирующие вращение колес, засорились.
  3. Нарушения в электропроводке или в разъемах датчиков.
  4. Механические повреждения датчиков.
  5. Естественная изношенность тормозных колодок.
  6. Нехватка тормозной жидкости.
  7. Наличие жидкости между тормозными дисками и колодками.

На какие автомобили можно установить HSA

Как уже говорилось ранее, данная система была предназначена для снижения риска откатывания автомобилей в момент старта движения на дороге, имеющей уклон вверх от 5 градусов. Устанавливалась она изначально только на транспортные средства с автоматической коробкой передач. Результаты использования этой системы были очень хорошими, и разработчики решили опробовать ее и на машинах с механикой. Она прошла дополнительную процедуру доработки. Судя по отзывам автомобилистов, HSA для механики — не самое лучшее решение. К сожалению, она зачастую не может отличить начало движения и простую «перегазовку». Это делает авто практически не предсказуемым, и вместо помощи водитель получает дополнительные проблемы. Если всё же автолюбитель решается на такой вариант, то вождение такой модели потребует дополнительной тренировки.

Итоги

Hill Start Assist — это целый набор узлов, работа которых направлена на предупреждение откатывания при начале движения на дороге с уклоном свыше 5 градусов.

Основная задача этого усовершенствования – сделать работу автолюбителя во время остановки на подъёме максимально простой и сделать ненужным использование ручника.

  1. HSA очень хороший помощник для начинающих автолюбителей. Покупка ТС с такой функцией человеком без опыта вождения – правильное решение.
  2. Если же водитель имеет большой стаж в вождении, то наличие системы HSA совсем не обязательно.
  3. Нежелательна установка данной функции и на автомобили с механической коробкой передач – это больше помеха, чем помощь.

Что такое система Hill Start Assist и на каких автомобилях она устанавливается

Каждый новичок-водитель знает, что главная сложность в вождении — научиться правильно трогаться на подъем. Особенно это актуально при движении в горной местности или в тесном автомобильном потоке, когда незначительная ошибка в управлении приводит к ДТП.

Производители автомобилей знают об удручающей статистике, по которой 60-70% аварий на дорогах происходит из-за неумелого вождения и неспособности водителя правильно среагировать на ситуацию.

Чтобы снизить аварийность, на машинах устанавливаются дополнительные устройства безопасности, одна из которых — система помощи при старте движения на подъеме (на английском языке Hill Start Assist).

Не исключением стал и автомобиль Лада Веста, где производители не забыли об установке HSA.

В чем же принцип работы? Как устроена HSA? На каких автомобилях нашла применение? Рассмотрим вопросы подробно.

Что такое Hill Start Assist?

Hill Start Assist — комплекс узлов, действие которых направлено на предотвращение откатывания машины на наклонной дороге.

Упростить работу водителю в момент остановки на подъеме (например, перед светофором на перекрестке) и исключить применение ручника. HSA устанавливается на легковые автомобили российских и зарубежных марок.

Задача Hill Start Assist — создать дополнительное тормозное усилие, которое удержит машину на крутом склоне. При этом удерживающая сила возникает после отпускания педали тормоза.

Благодаря действию HSA, в момент переноса ноги с педали тормоза к педали газа машина не скатывается, а надежно фиксируется на одном месте.

Такая система — надежный помощник при необходимости частого перемещения по городу, в условиях бездорожья или горных дорог.

Начинающие автолюбители путаются в аббревиатурах. Причину этого явления легко объяснить — у каждого производителя индивидуальное название для HSA:

  1. У компании Фольксваген рассматриваемая в статье система носит название Hill Hold Control (сокращенно — HHC).
  2. У производителей Фиат или Субару — Hill Holder.
  3. У Тойота Hill-Start Assist Control (HAC или HSA).
  4. У производителя Ниссан — Uphill Start Support (аббревиатура — USS).
Читайте также  Система громкой связи для автомобиля

Устройство помощи, обеспечивающая фиксацию автомобиля на подъеме, строится на базе динамической стабилизации.

Речь идет о программном расширении, установленном на многих автомобилях. Это означает, что Hill Start Assist самостоятельной системой не считается.

Работа HSA активируется в автоматическом режиме, когда машина стоит на уклоне под углом 5 градусов и более.

Указанный угол разрешается регулировать в одну или другую сторону для достижения наибольшего комфорта в движении.

Когда водитель планирует тронуться с места, он отпускает тормоз, после чего переводит ногу на газ.

В момент сбрасывания педали тормоза тормозная система продолжает работать до открытия заслонки дросселя. Такое действие не дает машине скатиться, что повышает безопасность движения и комфорт для автолюбителя.

На каких автомобилях устанавливается?

В кругу автолюбителей ведутся споры по поводу того, для каких автомобилей предназначена HSA. Первоначально она планировалась под машины с автоматической коробкой передач.

Через время систему доработали, и она получила применение на разных типах КПП (в том числе и механических).

Хуже всего показало себя сочетание механической коробки передач и HSA. Причина заключается в принципах работы системы.

Устройство Hill Start Assist реагирует на три составляющие — нажатие педали тормоза, отпускание и открытие заслонки дросселя (нажатие на педаль акселератора). Колодки перестают работать после включения трансмиссии и прироста числа оборотов.

В случае с механическими КПП снижение давления возможно в случае перегазовки на нейтральной скорости. Как результат, автомобиль откатывается назад. Водитель не ожидает такого подвоха от устройства и попадает в ДТП.

Причина в том, что Hill Start Assist не способна четко распознать перегазовку и начало движения на механической коробке передач.

Вот почему HSA в комплексе с «механикой» практически не пользуется спросом. Если на вашей машине с механикой такая система и установлена, то стоит проявлять осторожность на спусках, ведь узел подводит в непредсказуемый момент.

Устройство и принцип работы на примере Лада Веста

Принцип работы Hill Start Assist на автомобиле Лада Веста не сильно отличается от общего подхода, применяемого на других машинах.

Устройство работает на принципе снижения давления в тормозной системе после отпускания педали газа.

Для активации работы HSA требуется три составляющие:

  1. Машина заведена;
  2. Педаль тормоза выжата;
  3. Угол наклона превышает 5% (если ранее не был выставлен другой параметр).

Само устройство работает на базе четырех циклов (фаз), каждая из которых выполняет конкретную задачу:

  1. Создается достаточное для работы тормозное давление;
  2. Обеспечивается удерживание тормозного давления;
  3. Снижается давление в тормозной системе;
  4. Происходит сброс давления.

В момент нажатия на тормоз (в момент подъема) тормозная система выполняет функции при условии, когда клапаны (переключающие и впускные) открыты. Как результат, в Hill Start Assist появляется тормозное давление, удерживающее машину на одном месте.

После отпускания тормоза происходит закрытие переключающих клапанов, а в тормозных контурах поддерживается требуемое давление, что исключает откатывание машины в момент переноса ноги с педали на педаль.

Как только дроссельная заслонка открывается (педаль газа выжимается), перепускные клапаны открываются. Этот фактор способствует снижению давления в тормозах.

После того как момент вращения мотора достигает необходимой частоты, переключающие клапана открываются на 100%, что и гарантирует сброс давления.

Стоит отметить, что Hill Start Assist работает только на подъем. Интересен факт, что направление движения не имеет значения. Так, устройство сработает даже при движении в гору задним ходом.

Hill Start Assist стала спасением для новичков, которым с первых дней вождения приходится ездить по улицам города. Что касается водителей со стажем, то для них наличие такой системы не обязательно. Кроме этого, при покупке машины с МКПП HAS приносит больше головной боли, чем реальной пользы.

Так что при выборе авто стоит подумать, стоит переплачивать за такую опцию или нет.

Как работает система помощи при подъеме

Рассмотрим устройство и принцип работы системы помощи при подъеме (HAC). В конце статьи видео-обзор принцип работы системы HAC. Рассмотрим устройство и принцип работы системы помощи при подъеме (HAC). В конце статьи видео-обзор принцип работы системы HAC.

Система помощи при подъеме – так же известная как HAC (Hill-Start Assist Control), предназначена для предотвращения съезда (откатывания) машины в обратном направлении при движении на подъеме (наклоне). За счет наличия данной системы водителю не нужно пользоваться стояночным тормозом при старте вверх по подъему. Водитель более внимательный на дороге, а так же повышается общая безопасность автомобиля.

Что такое HAC — система помощи при подъеме

Почти каждый автолюбитель помнит хотя бы один момент, когда при старте под гору автомобиль глох, стартовал рывками или вообще не было возможности рушить. Чем больше угол подъема, тем сложней стартовать на нем, особенно, если дорожное покрытие играет не на пользу водителя. Зачастую водитель начинает играть в «лотерею», выбирая баланс между крутящим моментом колес и коэффициентом сцепления с дорожным покрытием. Помимо этого водитель в такой ситуации всегда должен правильно распределить вес между колесами, выбрать правильный путь и учесть другие характеристики ситуации.

Основой для создания и работы HAC послужила система динамической стабилизации автомобиля. На самом же деле это программное обеспечение, с дополнительными возможностями для механизма динамической стабилизации, а не техническая часть, как таковая. Система помощи при подъеме с помощью логики программы имитирует псевдодифференциал, тем самым передавая крутящий момент на более свободное колесо или колесо, которое требует больше мощности. Учитывая все факты и принцип работы системы помощи при подъеме, водителю намного проще рушить на подъеме, не пользуясь стояночным тормозом и не просчитывая разные ситуации.

Варианты названий системы помощи при подъеме

На сегодня представить современный автомобиль без каких-либо систем безопасности или новшеств, производителя практически невозможно. Некоторые обеспечивают безопасность, другие же помогают водителю в той или иной ситуации. Система помощи при подъеме играет роль безопасности и помощи. Первые разработки данного механизма принадлежат компании Toyota, именно её наработки взяли на вооружение другие автомобильные производители. В зависимости от компании, название системы меняется, при этом основная задача и принцип работы остается неизменным.

Наименование Авто производитель
USS, Uphill Start Support Nissan
Hill Holder Fiat и Subaru
HHC, Hill Hold Control Volkswagen
HAC, Hill-Start Assist Control Toyota

Не исключена ситуация, когда производитель может назвать систему вовсе другим названием, но при этом основная задача механизма остается той же. Скорей отличия придутся на доработку отдельных моментов и деталей, нежели полностью изменение принципа работы.

Как утроена система помощи при подъеме

Как уже говорили, система помощи при подъеме это скорей программное обеспечение, нежели техническая часть. Программное управление использует существующие системы безопасности, а так же управляет другими механизмами автомобиля. По словам специалистов, это расширенное программное обеспечение для механизма динамической стабилизации автомобиля.Поэтому кроме логики и определенного набора команд, система нечем не выделяется и внешне её невозможно заметить. Логика программного обеспечения не сложная, основная задача – удержать автомобиль на подъеме и не давать скатываться обратно во время остановки. Так же логика программного обеспечения, на основе собранных данных может анализировать ситуацию и перераспределять крутящий момент колес, чтоб не было пробуксовки.

Читайте также  ТНВД дизельного двигателя что это такое?

Принцип работы системы помощи при подъеме

Несмотря на то, что в основе системы помощи при подъеме лежит программное обеспечение, техническая часть все же взята с других систем помощи и безопасности. Для этого рассмотрим основной цикл работы механизмов и ПО, чтоб вполне понять, как же устроен весь механизм.

Весь принцип работы системы HAC призван максимально замедлить снижение давления в тормозной системе, в момент отпускания педали тормоза. Далее срабатывает алгоритм программного обеспечения, используя определенные условия. Например, должен быть заведен, а педаль тормоза нажата. Так же немало важным условием считается угол подъема, он должен быть не меньше 5%.

Система помощи при подъеме работает циклически, выделяют 4 основные фазы отработки процесса:

    создание давление в тормозной системе за счет нажатия на педаль;

момент удержания давления в тормозной системе;

постепенное снижение давления;

  • полный сброс давления в тормозном механизме.
  • Если рассматривать каждый из процессов или объединить их в цепочку, то весь принцип работы будет выглядеть приблизительно так. В момент торможения на подъеме, клапана на впуск будут открыты, а вот на выпуск и высокого давления будут закрыты. За счет этого в системе будет держаться давление для тормозной системы, а значит, и автомобиль будет держаться на одном месте.

    Отпуская педаль тормоза, переключающиеся клапана закрываются, благодаря чему в системе сохраняется равномерное давление. Такой ход предотвращает скатывание машины назад. В момент нажатия на педаль газа, происходит обратный процесс, перепускные клапана начинают постепенно открываться, давление в тормозной системе уменьшается, хотя автомобиль по-прежнему удерживается на месте.

    Только когда двигатель набирает необходимый крутящий момент для старта автомобиля с места, переключающийся клапан полностью открывается, тем самым сбрасывая давление в системе. Основной фактор в том, что механизм срабатывает только на подъеме и не зависит от направления движения. Датчики и сенсоры других систем максимально позволят угадать наклон кузова, положение автомобиля и другие детали, чтоб минимизировать скатывание машины назад.

    Некоторые производители дорабатывают стандартную логику системы помощи при подъеме, добавляя функции управления дифференциалом, нагрузкой на колеса, а так же распределением крутящего момента. Все эти доработки не только улучшают безопасность, но и улучшают весь принцип работы механизма, тем самым показывая лучший результат.

    Для тех, кому редко приходилось ездить по бездорожью или же стартовать на подъеме – эта система может показаться безнадежной. Но если у Вас мало опыта или же часто стартуете на подъеме, то система HAC будет находкой. Особенно полезна система помощи при подъеме будет для автомобилей с загруженным прицепом, в таком случае водителю намного проще будет рушить с места.

    Видео-обзор принцип работы системы HAC:

    Система помощи при трогании на подъеме HSА. Наш обзор

    Скачать PDF

    Далеко не все знают, для чего нужна система помощи при трогании на подъеме HSА. Это достаточно новая опция, появившаяся сравнительно недавно. В связи с этим, немногие автолюбители видели, как это работает на практике. Из-за этого, возникает большое количество вопросов, а также сомнений в эффективности данной функции. Поэтому, при покупке нового автомобиля, люди просто отказываются от подобной опции. С одной стороны, это снижает стоимость, с другой, значительно снижает комфорт от поездки по городу. Где зачастую, приходится останавливаться перед светофорами именно на подъемах. Таким образом, экономить или нет решать вам.

    Содержание

    • Описание
    • Механическая коробка
    • Активация системы
    • Другие полезные системы

    Описание

    Система помощи при трогании на подъеме HSА, по сути системой не является. Это часть системы стабилизации торможения. Включается эта функция при остановке на уклоне свыше 5°. Это позволяет уверенно стартовать на склоне даже новичку. При остановке на склоне и нажатии на педаль тормоза, срабатывают клапана, которые удерживают в рабочих цилиндрах давление. Открываются эти клапана только после нажатия на педаль газа, и набора мотором оборотов, необходимых для начала движения. Так достигается полностью безоткатный старт, даже при низких навыках вождения.

    При покупке нового автомобиля обращайте внимание на наличие или отсутствие указанных обозначений.

    Механическая коробка

    Изначально, данная система предназначалась для использования совместно с автоматической трансмиссией. Впоследствии ее доработали, и стали применять на всех типах коробок. При этом, наименее удачным получилось сочетание HSА и механики. Дело в том, что данная система отмечает и реагирует на следующие факторы:

    • Нажатие на тормоз;
    • Отпускание тормозов;
    • Нажатие на газ.

    То есть, она включается при нажатии на тормоз и остановке на склоне. При этом, отпускание колодок происходит при включении трансмиссии (отпускание тормозов) и наборе определенных оборотов. На механических КПП сброс давления может произойти при перегазовке на нейтрали. В результате, происходит откат машины назад, причем совершенно неожиданно для водителя, что может привести к ДТП.

    Происходит это по причине неумения системы различать простую перегазовку и начало езды на механических коробках. Поэтому, в сочетании с механикой такая система не приобрела высокую популярность. Если вы все же купили автомобиль с механической трансмиссией, укомплектованный такой системой, то будьте крайне аккуратны при остановках на склоне.

    Активация системы

    Как уже говорилось выше, система помощи при старте на подъеме работает при уклонах свыше 5°. Но, при желании ее можно включить и при меньшем уклоне, например, при вынужденной остановке на лежащем полицейском. Для срабатывания системы необходимо просто выжать тормоз в пол до упора. При этом, произойдет активация HSА. Дальше все будет работать, как обычно.

    Часто водители интересуются, будет ли работать эта система при движении назад. Настройки HSА позволяют использовать ее при трогании в горку назад. Это позволяет спокойно трогаться в горку на задней передаче.

    Другие полезные системы

    Помимо этой замечательной системы имеются и другие функции, которые помогают управлять автомобилем. Перечислим некоторые из них:

    • ETP – это система динамической стабилизации во время движения. По сути, описанная выше функция помощи при трогании, является частью этой программы. При необходимости помогает удерживать машину на выбранной траектории движения, путем притормаживания некоторых колес и управления АКПП;
    • HAH – автоматический ручник. Позволяет одним нажатием кнопки включить аналог ручного тормоза. Автоматически отключается при нажатии на педаль газа;
    • HDS – позволяет контролировать спуск с горы;
    • EBS – эта система позволяет в экстремальной ситуации значительно усиливать тормоза. Срабатывает в случае экстренного торможения, когда водитель по какой-либо причине недостаточно сильно нажимает на педаль тормоза.

    Заключение. Современный автомобиль имеет большое количество полезных функций, значительно облегчающих поездку, особенно для неопытного водителя. Также имеется большое количество опций, повышающих безопасность. К таким относится система помощи при трогании на подъеме HAS. Благодаря ее наличию, даже совсем неопытный водитель спокойно поедет в горку безо всякого отката. Только нужно учитывать, что такая система работает не со всеми трансмиссиями.

    Система помощи при трогании на подъеме

    Система помощи при трогании на подъеме HSA (HAC)

    Современный автомобиль обычно имеет различные системы, облегчающими водителю управление машиной. Система помощи при трогании на подъеме HSA (Hill Start Assist) — одна из них, но установлена бывает отнюдь не на всех автомобилях. Её предназначение — помочь водителю начать движение на подъёме без скатывания назад и обойтись при этом без ручного тормоза. Суть её работы сводится к тому, что при её включении тормоз не отпускает колёса сразу, и водителю даётся лишняя пара секунд для того, чтобы он успел перенести ногу с педали тормоза на педаль газа. Разные автомобильные компании по-разному называют разработанную ими систему помощи при трогании на подъеме HSA (HAC), однако сути это не меняет. Мы же в данной статье рассмотрим как обойтись без системы помощи при трогании на подъеме, как это десятилетиями успешно выполняли автолюбители.

    Читайте также  После заполнения европротокола что делать?

    Остановка и начало движения на подъеме

    Опасность. Начало движения (трогание) на подъеме сопряжено с большими трудностями, особенно для новичков.

    На экзамене в автошколе ученику на площадке необходимо выполнить трогание на эстакаде. При этом допустимый откат автомобиля назад должен быть не более 20 см. И именно скатывание машины — основная опасность на подъеме.

    Кроме того, в подобной ситуации водитель настолько сконцентрирован на своих действиях, что может не заметить попутное транспортное средство, которое объезжает стоящий слева автомобиль, и совершить дорожно-транспортное происшествие (ДТП), повернув руль влево в самом начале движения и не убедившись в том, что помехи отсутствуют.

    Вдвойне сложный маневр — трогание на скользком подъеме. К трудностям с координацией действий добавляется опасность соскользнуть вниз по склону. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.

    Типичные ошибки. Самое сложное для водителя на подъеме — согласовать все свои действия. Чаще всего ему не удается вовремя отпустить стояночный тормоз, и в результате автомобиль скатывается назад. Новичку также сложно выбрать оптимальные обороты. Слишком низких оборотов двигателю не хватает для того, чтобы преодолеть инерцию покоя автомобиля — и машина опять же скатывается вниз. Повышенные обороты приводят к тому, что в камеру сгорания попадает большое количество топлива — в итоге двигатель захлёбывается и глохнет. Из следующей главы можно будет узнать что делать когда машина застряла в грязи, или машины буксуют в грязи, на снегу, на льду, в траве.

    Безопасно. Управляя автомобилем с механической коробкой передач, стоит запомнить, что алгоритм действий в случае остановки и начала движения на подъеме должен быть таким (исходное положение — автомобиль зафиксирован стояночным тормозом, двигатель заглушён, коробка передач установлена на нейтраль):

    1. заведите двигатель, дождитесь его устойчивой работы на холостом ходу;
    2. выжмите сцепление;
    3. включите первую передачу;
    4. нажмите педаль газа примерно на 20-30 % ее хода (в зависимости от крутизны подъема должна меняться и сила нажатия на акселератор);
    5. плавно начинайте отпускать педаль сцепления;
    6. непосредственно в момент трогания снимите автомобиль со стояночного тормоза, одновременно добавляя газ еще на 10-20%;
    7. после начала движения полностью отпустите педаль сцепления.
    8. В автомобиле с автоматической коробкой переключения передач (КПП) алгоритм трогания несколько проще (исходное положение — двигатель заглушён, селектор коробки передач установлен в положение Parking):
    9. нажмите педаль тормоза;
    10. заведите двигатель, дождитесь его устойчивой работы на холостом ходу;
    11. переведите селектор КПП в положение Drive;
    12. отпустите педаль тормоза (при этом автомобиль не должен скатываться назад либо он может скатиться незначительно) и сразу же плавно увеличьте тягу, нажав педаль газа. Желательно неоднократно практиковать алгоритм на закрытой площадке с использованием эстакады или на закрытом участке дороги. Только многократное повторение научит ваши руки и ноги действовать согласованно.

    Начиная движение на скользком подъеме, заранее определите характер покрытия и прикиньте, сможет ли ваш автомобиль сразу поехать вверх без соскальзывания. Если на глаз это установить не удалось, попытайтесь тронуться указанными способами. Бывает, что машина вверх не едет, хуже того, буксует и скользит вниз. В таком случае плавно нажмите педаль тормоза, добейтесь полной остановки, заглушите двигатель и зафиксируйте автомобиль стояночным тормозом, не выключая первую передачу. Осторожно выйдите из машины, но будьте готовы в любой момент нажать на педаль тормоза, если автомобиль покатится назад. Для того чтобы облегчить старт при подъеме на льду, опытные водители советуют подкладывать под колеса еловый лапник, подсыпать песок из ближайшего кювета или мелкие камни с обочины. Можно небольшой лопаткой превратить лед или укатанный снег под колесами в мелкую снежную крошку или сделать насечки на поверхности, чтобы улучшить сцепление колес с дорогой. Если склон некрутой, а вы стоите недалеко от горизонтального участка дороги, попробуйте завести двигатель, включить заднюю передачу и съехать вниз задним ходом, а затем уже подниматься в гору, не останавливаясь на подъеме. А в одной из следующих глав можно будет узнать описание особенностей и приёмов движения в различных условиях.

    Никогда не просите напарника подтолкнуть автомобиль вверх по склону! Это чревато серьезными травмами, особенно в том случае, если товарищ поскользнется и упадет под колеса скатывающегося автомобиля.

    ПДД. Разумеется, начало движения на подъеме, как и любое трогание, должно выполняться строго в соответствии с ПДД. Так, п. 8.1 предписывает следующее: «Перед началом движения водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения» .

    И еще. Остановка и начало движения (трогание) на подъеме — один из самых сложных маневров для всех водителей. От ошибок не застрахован даже самый опытный автомобилист. Но мы надеемся, что с нашими советами вам удастся избежать неприятных последствий для себя, машины и других участников дорожного движения.

    В начале движения на подъеме от водителя требуется координация всех действий. Необходимо точно дозировать тягу, вовремя отпустить стояночный тормоз, задержать педаль сцепления в точке трогания да еще следить за обстановкой на дороге, не забывая об общих требованиях к водителям в начале диижения.

    Обязательно слушайте двигатель, поскольку выбор правильных оборотов коленчатого вала во многом определяет успех в выполнении маневра. Не заливайте мотор лишним топливом, но и не давайте ему заглохнуть на очень малых оборотах.