Свидетельство СПС для транспортных средств что это?

Получение свидетельства СПС

Свидетельство СПС – документ официального образца, подтверждающий соответствие эксплуатируемого транспорта международным нормам, принятым для перевозки и доставки скоропортящихся продуктов.

Аббревиатура СПС расшифровывается как Соглашение о Перевозке Скоропортящихся продуктов. В английском языке применяется сокращение ATP, образованное по первым буквам названия международного договора, которое поддерживается 50-ю странами-участниками договора. В документе утверждаются нормы, принятые для перемещений грузовыми автомобилями грузов с ограниченным сроком пользования.

Что это за документ

В соответствии с постановлением Правительства РФ №211 от 2011 года, перевозка скоропортящихся продуктов автотранспортом осуществляется в четком соответствии с международными требованиями СПС и внутренними правилами, прописанными в постановлении.

До введения указанного нормативного документа требования СПС на территории нашей страны распространялись только на международные перевозки. Сейчас свидетельство нужно оформлять для каждого ТС, выполняющего перевозки грузов по стране (городские, междугородние, сельские).

Текст соглашения регламентирует перевозку скоропортящихся продуктов на территории всех стран-участниц соглашения. Это значит, что автотранспорт, на которое получено свидетельство СПС, может беспрепятственно совершать перевозки как по России, так и международные транспортировки.

Требования предъявляемые к ТС

Нормативы касаются преимущественно состояния кузова ТС – стенки, двери и пол должны быть изготовлены из специальных материалов, препятствующих теплообмену между внутренней стороной кузова и наружной. Авто подразделяются на несколько категорий – ледник, рефрижератор, изотермическое ТС и т.д.

Еще одно нормативное требование – наличие прибора, измеряющего температуру внутри кузова. Терморегистратор должен быть внесен в Госреестр измерительных средств и проверен на функциональность. Погрешность устройства не должна превышать 1°С, при этом сведения должны быть доступна для визуализации и распечатки.

К скоропортящимся относятся пищевые продукты, требующие особых условий перевозки и хранения. Кроме того, такие продукты имеют ограниченный срок реализации. Они классифицируются по температурному режиму (мясные, замороженные и охлажденные, молочные и другие).

Перевозка продуктов без документов считается нарушением норм СПС, за которое предусмотрена административная ответственность и денежный штраф в 500 руб. Однако производители и продавцы продуктов (крупные сетевые ритейлеры) лично заинтересованы в сохранности перевозимых грузов и отдают предпочтение транспортным компаниям, оформляющим перевозки по всем правилам и прикладывающим максимум усилий по созданию надлежащих условий доставки.

Как получить свидетельство

Для получения свидетельства или его продления требуется оформить заявление и с приложенными документами подать его в федеральную организацию – «Росавтотранс».

К заявлению прилагаются:

  1. Доверенность, подтверждающая право на оформление СПС (если прочие бумаги этого права не подтверждают).
  2. Свидетельство регистрации ТС (копия).
  3. Паспорт ТС (копия).
  4. Документы, выступающие основанием для эксплуатации ТС (если податель заявления – не собственник транспорта).
  5. Протокол испытаний ТС.
  6. Документ, подтверждающий проверку температурного регистратора, которым оборудовано ТС.
  7. Протоколы экспертных проверок транспорта, выданные экспертами в случаях, когда срок действия прошлого протокола истек.

ТС предварительно проходит испытания и проверку на соответствие требованиям. Перечень испытательных станций есть на сайте «Росавтотранса».

Свидетельство действительно 3 года с момента выдачи.

Автоцистерны от «НордТанк»

Компания «НордТанк» изготавливает и производит автоцистерны, техническое оснащение которых с легкостью сможет пройти лабораторные испытания для получения СПС. Если Вам нужен транспорт для перевозок не только по России, но и по странам Европы обращайтесь к нам.

Сертификация автомобилей

Все автомобили как средства повышенной опасности должны перед попаданием на рынок проходить определенные процедуры контроля качества и безопасности. Для этих целей в ЕАЭС был разработан отдельный технический регламент – ТР ТС 018/2011. Согласно его требованиям, в некоторых случаях сертификация применяется как одна из форм контроля соответствия.

Требования техрегламента ТР ТС 018

Под действие ТР ТС 018 попадают все грузовые и легковые колесные транспортные средства предназначенные для использования на автодорогах общего назначения (категория L, M, N, O), а также их компоненты, узлы, детали и шасси. Полный перечень объектов, на которые распространяется действие техрегламента, приводится в Приложении №1.

Приложения 2 – 5 описывают общие и специальные требования, предъявляемые к объектам регулирования. В других приложениях также отдельно вынесены требования к уже эксплуатируемым автомобилям, специальным КТС, типам, модификациям и компонентам ТС, правилам идентификации продукции.

Всего ТР ТС 018 насчитывает 19 приложений, в которых приведены исчерпывающие требования к продукции и порядку проведения контрольных мероприятий по оценке ее соответствия.

Обязательные разрешения на транспортные средства

Основными документами, которые оформляет производитель авто, являются ОТТС (одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Данные разрешительные документы должны в обязательном порядке быть получены для законного выпуска в обращение автомобилей. ОТТС следует получить производителю на серийное производство (срок действия – 3 года), СБКТС потребуется на единичные изделия (действует бессрочно).

Наличие одного из этих разрешение обязательно для импорта из-за границы и производства авто на территории ЕАЭС.

Компоненты автомобильного транспорта (автозапчасти) подлежат сертификации или декларированию ТР ТС 018/2011.

Пожарные машины, их компоненты, некоторые устройства, механизмы и инструменты подлежат в обязательном порядке сертификации пожарной безопасности. В данном случае требования устанавливаются российским пожарным техническим регламентом (ФЗ-123).

Перечень компонентов

Согласно Приложению №1, в перечень продукции, для которой требуется обязательная оценка в форме сертификации или декларирования попадают такие изделия:

  • топливоприводы и баки;
  • тормозные диски и барабаны;
  • трубки, шланги;
  • автошины, колеса;
  • детали и узлы рулевого управления;
  • бамперы;
  • сиденья, ремни безопасности, подголовники;
  • подушки безопасности;
  • фары, ходовые огни и другие источники освещения и сигнализации;
  • и множество другой.

Чтобы определить, попадает ли ваша продукция в данный перечень, стоит обратиться за консультацией к экспертам центра «Росстандарт Москва».

Процедура оценки качества

Процедура оценки соответствия состоит из определенных стадий:

  • подготовка пакета технической документации и регистрационных документов заявителя;
  • обращение с документами и заявкой в центр по сертификации “Росстандарт Москва”;
  • проверка представленных сведений;
  • отбор образцов продукции и передача их на испытания (в некоторых случаях при декларировании допускается предоставление уже готовых протоколов об успешно проведенных испытаниях);
  • анализ производственного процесса, условий труда и других производственных параметров;
  • обобщение результатов и принятие решения о возможности выдачи разрешения;
  • регистрация документа о соответствии в едином реестре ЕАЭС и выдача заявителю.

Более детально о порядке проведения оценки соответствия можно узнать у специалистов нашего центра.

Срок действия и стоимость

Сертификат и декларация на автомобильные компоненты действует на всем пространстве ЕАЭС, включая РФ, в течение срока указанного непосредственно в документе. Он устанавливается в зависимости от применяемой схемы декларирования/сертификации и особенностей производства, но не может быть меньше 1 года и больше 5 лет. По истечении этого периода заявителю потребуется повторное оформление разрешений, так как продление срока действия разрешений не предусматривается законодательно.

За дополнительной консультацией вы можете обратиться к менеджерам центра сертификации «Росстандарт Москва».

Оформить СБКТС

Оформить СБКТС – значит, иметь на руках документальное подтверждение того, что конструкция вашего автомобиля или другого технического средства соответствует нормативным требованиям. Наличие такого документа дает возможность ввозить в страны таможенного союза автомобили, использовать их для перемещения на дорогах общего пользования и выполнять ряд других операций.

Читайте также  Как работает турбированный двигатель?

Наличие такого свидетельства – обязательное требование для того, чтобы таможенные органы выдали владельцу автомобиля ПТС, нужный для дальнейшего оформления. Чтобы оформить СБКТС для таможни, вам следует обратиться в специализированную организацию, имеющую разрешение на выдачу таких документов. Выданное свидетельство заносится в единый реестр, после чего информация о наличии у автомобиля сертификата соответствия становится общедоступной.

Зачем нужно СБКТС?

СБКТС является свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства, выдача которого регламентирована требованиями технического регламента Таможенного Союза. Наличие документа свидетельствует, что:

  • Конструкция автомобиля или другой техники достаточно безопасна для перемещения по дорогам общего пользования и соответствует требованиям ТР ТС 018/2011.
  • Разрешается ввоз автомобиля в страны ЕАЭС с дальнейшей его регистрацией и эксплуатацией либо продажей.
  • Владельцу не нужно отдельно оформлять ЕВРО-сертификат (соответствие ТР ТС № 609), поскольку информация о соответствии его требованиям содержится в СБКТС.

СБКТС – это документ, без которого невозможна таможенная очистка техники. Только при его наличии (с отметкой об установке устройства ЭРА-ГЛОНАСС для экстренного уведомления спасательных служб) таможенные органы выдадут владельцу автомобиля ПТС, необходимый для дальнейшей эксплуатации техники на дорогах общего пользования.

Кому нужно оформить СБКТС?

Для большей части транспортных средств оформление документального подтверждения безопасности конструкции является обязательным. Свидетельство нужно получать владельцам автомобилей (легковых – категория М1, грузовых до 3,5 т – N1, грузовых до 12 т – N2), автобусов и микроавтобусов (М2 – М3), а также прицепов и аналогичных приспособлений (О1–О4). Это же требование распространяется и на мототехнику — мотоциклы и квадроциклы (категория L).

СБКТС оформить нужно в таких случаях:

  • Вы планируете эксплуатировать или продать автомобиль или аналогичную технику кустарного изготовления.
  • Вы внесли существенные конструктивные изменения в машину отечественного производства.
  • Вы планируете ввозить иномарку на территорию РФ (документ нужен в первую очередь для таможни).
  • Вы планируете использовать на территории РФ автомобиль, ранее использовавшийся в любом из государств ЕАЭС.
  • Вы планируете продать автомобиль в ЕАЭС.
  • Вы планируете оборудовать иномарку из ЕАЭС терминалом ЭРА-ГЛОНАСС и т.д.

Есть и некоторые исключения. Так, оформление СБКТС не требуется для временного (до 6 месяцев) перемещения авто через границу, для спортивных машин и некоторых моделей спецтехники (т.е. тех, которые не ездят по дорогам общего назначения). В эту же группу включают и ретро-технику: мотоциклы и легковые авто, с даты выпуска которых прошло не менее 30 лет, и грузовики в возрасте от 50 лет и старше.

Процедура получения свидетельства БКТС

Чтобы оформить СБКТС на ввозимый, изготовленный или реконструированный автомобиль, нужно обратиться в аккредитованную компанию, которая имеет разрешение на освидетельствование техники и вынесение экспертных заключений. Основные этапы получения свидетельства:

  • Подготовка документации.
  • Подача заявления и пакета документов.
  • Изучение информации об автомобиле представителями аккредитованной организации, выдающей свидетельство.
  • Проверка соответствия фактического состояния автомобиля критериям безопасности.
  • Выдача сертификата, его регистрация и внесение данных в единый реестр.

Как правило, информация о наличии у вашего авто свидетельства БКТС отображается в реестре уже через сутки после оформления сертификата. При оформлении СБКТС цена услуги составляет от 9 тыс. рублей. Минимальный срок получения свидетельства – от 5 рабочих дней с момента подачи заявления. Итоговая стоимость и длительность процедуры зависит от типа транспортного средства и ряда других факторов, а уточнить их вы можете, связавшись с нами по телефону.

Документы для подтверждения безопасности конструкции автомобиля

Перечень документов, необходимых для подтверждения безопасности конструкции автомобиля, зависит от того, юридическое или физическое лицо проводит оформление. Физическим лицам нужно подавать такие документы:

  • Копии документов, удостоверяющих личность (паспорт – 2 и 3 страницы).
  • Копию индивидуального идентификационного номера.
  • Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль.
  • Копию договора о приобретении устройства ЭРА-ГЛОНАСС.
  • Фотографии транспортного средства — снимки общего вида со всех сторон, VIN-номер, кнопка КПП, приборная панель (двигатель должен быть включен), общий вид двигателя, редина (с четко видимым размером).

Если в конструкцию автомобиля в целом или в устройство отдельных узлов и агрегатов вносились изменения — их тоже нужно зафиксировать на фотографиях. Если оформление СБКТС проводит не сам собственник машины, то в перечень документов необходимо включить доверенность. Для получения свидетельства о безопасности конструкции юридическим лицом, то вместо документов, удостоверяющих личность, необходимо подготовить копии учредительных документов (ОРГН/ИНН).

Преимущество оформления СБКТС в компании ЭРА-ГЛОНАСС

Наша компания обладает полным пакетом документов, разрешающих оформлять Свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств. Обратившись к нам, вы гарантируете себе такие преимущества:

  • Консультации по всем сложным вопросам.
  • Помощь в формировании пакета документов для получения сертификата.
  • Оперативную – до 5 дней — выдачу СБКТС и других документов (таких как ОТТС).
  • Демократичную (от 9 тыс. руб.) стоимость всей процедуры.

Оформить заявку на получение сертификата вы можете онлайн, заполнив форму на сайте компании. Для уточнения любых интересующих вас деталей и получения ответов на вопросы свяжитесь с менеджером компании по телефону.

СБКТС оформить на автомобиль несложно – но эта процедура требует от вас внимательности прежде всего при подготовке документов. Основные этапы получения свидетельства:

  • Подготовка документации.
  • Подача заявления и пакета документов (техпаспорт, фотографии автомобиля, технические характеристик, документы автовладельца и т.д.).
  • Изучение документов представителями организации, выдающей свидетельство.
  • Проверка соответствия фактического состояния автомобиля критериям безопасности.
  • Выдача сертификата, его регистрация и внесение данных в единый реестр.

Как правило, информация о наличии у вашего авто свидетельства БКТС отображается в реестре уже через сутки после оформления сертификата.

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства

Любое транспортное средство, ,бывшее в употреблении, должно для дальнейшей реализации и использования получить разрешение специального образца – СБКТС. Без наличия которого невозможно ввезти, эксплуатировать или снять с учета любое такое колесное ТС на территории РФ, Белоруссии, Казахстана и Армении. Этот документ является свидетельством того, что конструкция колесного средства передвижения полностью безопасна для использования в дальнейшем и не несет опасности для владельца.

Закон, который сегодня полностью регулирует получение подобных разрешений на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), начал действовать с 01.01.2015 года. Его формулировка звучит так: Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 02.12.2014) «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств». Именно согласно этому документу теперь оформляются разрешения на производство и оборот транспорта. В частности, и свидетельство сбктс.

Категории ТС, которые обязаны получить данное разрешение

Одно из основных понятий, которое встречается при оформлении разрешения – «Единичное транспортное средство». Под ним подразумевается транспорт, который был произведен на территории Таможенного союза, и ввозится на его территорию частным лицом для своих потребностей. Также он должен быть старше 3 лет. Кто может получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства? В этот список попадают такие категории тс:

  • Легковые автомобили
  • Пассажирский транспорт: автобусы, троллейбусы, специализированные тс
  • Грузовики, полуприцепы и прицепы к различным видам тс
  • Квадроциклы
  • Мототранспорт: мотоциклы, мотороллеры, мокики, трициклы, мотовелосипеды, мопеды
Читайте также  Как правильно ездить на турбированном бензиновом двигателе?

Какой транспорт не подлежит СБКТС

Некоторые виды тс получить свидетельство такого образца не могут. К ним можно отнести:

  1. Шасси (как не полнокомплектные тс)
  2. Транспорт категорий L, M (1,2,3), N, с момента выпуска которого прошло уже более 30 или 50 лет, и который либо был отреставрирован до начального состояния, либо сохранен в оригинальном виде.
  3. Исключительно спортивные тс
  4. ТС, которые не предназначались для эксплуатации на автодорогах общего пользования
  5. Имеющие максимальную скорость до 25 км/ч
  6. Транспорт, который кратковременно ввозится на территорию Таможенного союза (до 6 месяцев) и не предусматривающий отчуждения с учетом определенных таможенных режимов
  7. Нельзя оформить сертификат сбктс на внедорожный транспорт большой вместимости
  8. Транспорт, принадлежащий привилегированным категориям: организациям международного уровня, консульским и дипломатическим представительствам, их сотрудникам, членам семей сотрудников
  9. ТС, ввозимое как личное имущество теми физлицами, которые являются участниками международных и государственных программ помощи переселенцам, беженцам и т.д.

Необходимый пакет документов для оформления сертификата

Получение свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства невозможно без некоторых документов. Их ксерокопии должны быть предоставлены в орган сертификации владельцем автотранспорта в обязательном порядке. Без них оформление разрешительного документа будет невозможным. Обратите внимание, что отсутствие того или иного документа может стать препятствием в быстром решении вопроса. В этот перечень входят:

  • Личные документы владельца тс (паспорт)
  • Подтверждение права на владение транспортном
  • Паспорт самого авто
  • Подтверждение соответствия определенному экологическому классу (например, если нужно оформить сбктс для евро 4)
  • Одобрение тс

Также рекомендуется добавить в этот перечень подробное описание автомобиля или мототранспорта. Особенно это касается случаев, когда оригинальная конструкция была видоизменена.

Сроки оформления и подлинность сертификата БКТС

Сроки оформления этого документа в нашей компании — от 2 дней. В зависимости от типа транспорта. От этого же параметра зависит и стоимость услуги. Срок же действия такого сертификата не ограничен. Если вам необходим сбктс на автомобиль, цена получения документа в СЕРКОНС действительно низкая.

Также вы всегда можете обратиться к нам, если уже получили сертификат и хотите проверить его подлинность. Документ должен быть зарегистрирован в реестре. Только тогда его получение можно считать законным.

Аттестация холода: проблемы перевозки скоропортящихся продуктов

Международные нормы СПС, обязывающие перевозчиков скоропортящихся пищевых продуктов документально подтверждать класс термоизоляции кузова, начали действовать в России в 2012 году. Однако дискуссии по этому поводу между властью и бизнесом, похоже, разгораются с новой силой. Стоимость сертификации значительна, а количество испытательных станций недостаточно, считают участники рынка.

Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС, в английском – АТР), было подписано в Женеве 1 сентября 1970 года и вступило в силу 21 ноября 1976 года. На сегодняшний день участниками СПС являются 47 государств, включая Россию и страны СНГ.

В 2011 году Россия приняла нормы СПС в качестве основополагающих при внутренних перевозках – в городском, пригородном и междугороднем сообщении. Соответствующие изменения в правила перевозок грузов автомобильным транспортом внесло правительство РФ (ПП № 272 от 15.04.2011 г.). В 2014 году Минтранс установил, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки скоропортящихся грузов в местном сообщении, должны получить свидетельства о соответствии нормам СПС (Приказ Минтранса № 211 от 30.07.2014 г.). Был определен и крайний срок прохождения аттестации – до 1 января 2016 года.

Мера позволит навести порядок в отрасли, улучшить условия сохранения качества скоропортящихся пищевых продуктов во время их перевозки, считают в Минтрансе. Рынок еще не готов к такому жесткому регулированию, полагают эксперты. «Проблема в том, что не разработана система контроля, – рассуждает Владислав Печенин, директор управляющей компании «Мосдизайнмаш». – На кого возложен контроль норм СПС? Как будут делать замеры? И главное: кто определяет тот или иной режим температурной перевозки?»

ФОРМАТ РАСШИРИЛИ

За рубежом под нормы СПС попадают перевозки из страны в страну или на расстояние 400–600 км, а в России те же требования теперь распространяются и на внутреннюю дистрибьюцию. Применение норм СПС на внутригородских перевозках, т.е. по сути на всей развозной тематике, эксперты считают достаточно спорным. Теперь эта тема вплотную коснется и легкого коммерческого транспорта. Даже легкие фургончики «тортовозки», подвозящие кондитерские изделия к уличным ларькам, отныне должны быть сертифицированы соответствующим образом: иметь протокол испытания теплопроводности кузова, правильную холодильную установку и терморегистратор с самописцем. К слову, стоимость такого регистратора может достигать 1500 евро, что порой сравнимо со стоимостью кузова, куда он монтируется.

Нет полной ясности и с алгоритмами работы регистратора, например, когда речь идет о малых объемах грузового пространства. «Если нужно оставить нормы СПС для междугородних перевозок, то давайте выведем из этого закона городскую дистрибьюцию, например, на расстояние до 600 км, – считает Печенин. – В изотермическом фургоне два датчика, один из которых у дверей. В случае, когда двери часто открывают, будет регистрироваться перепад температур, а значит, мы невольно нарушим условия перевозки, которые написаны в СПС. Это те вещи, которые наши чиновники до сих пор даже не пытались решить».

ИСПЫТАТЕЛЕЙ НЕДОСТАТОЧНО

В 2014 году Минтранс утвердил порядок назначения или уполномочивания испытательных станций к выполнению работ по контролю соответствия нормам СПС (Приказ Минтранса № 209 от 30.07.2014 г.). Это должно было стать отправной точкой для развития широкой сети, учитывая масштабы страны. Однако по состоянию на март 2016 года в перечне уполномоченных станций на официальном интернет-ресурсе Росавтотранса числилась лишь одно юрлицо – ООО «Термогарант» (МО, г. Орехово-Зуево). По данным Минтранса, компания «Термогарант» имеет еще шесть филиалов по стране: В Ленинградской, Кемеровской, Новгородской областях, Республике Адыгея и Краснодарском крае. Однако о технической оснащенности этих филиалов ничего не сообщается.

«Учитывая многотысячный парк находящихся в эксплуатации изотерм, рефрижераторов и отапливаемых грузовых фургонов, семи станций на всю страну явно недостаточно, – считает Валентин Коробельников, директор по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр».

Владислав Печенин, в свою очередь, также выражает обеспокоенность отсутствием экспертной инфраструктуры. «Испытания кузова в термокамере занимают два дня. Сейчас закон требует, чтобы все автомобильные изотермические кузова, которые были выпущены в 2015 году, имели протокол испытаний. Получается, что сами клиенты должны отправлять автомобили на испытания. Два крупных продуктовых ритейлера приобрели в 2015 году более 400 единиц рефрижераторной техники. Одна станция даже в течение года не справится с таким количеством», – отмечает эксперт.

РЕЦЕПТ ПРОДЛЕНИЯ

Первичный сертификат выдается на 6 лет, а автомобили, находящиеся в эксплуатации, получают документ на 3 года. Таким образом, со временем возникает вопрос продления свидетельств СПС.

Для проверки термических свойств кузова находящегося в эксплуатации транспортного средства-ледника, рефрижератора или отапливаемого транспортного средства компетентные органы могут использовать разные методы, в том числе испытания в сборе с холодильной установкой. Правила это позволяют. Однако на практике испытательные лаборатории работают только по технологии испытания прототипа, что значительно увеличивает издержки заказчика. «Поскольку заказчик должен демонтировать холодильную установку плюс позаботиться об установке соответствующих заглушек, бюджет такого испытания в сумме может составить около 80 000 рублей», – поясняет Печенин. При этом результат такой сертификации тоже под вопросом. «Если мы начинаем испытывать теплопроводность кузова, находящегося в эксплуатации, например, зимой, то мы никогда не получим корректный результат, ведь в данном случае прогрев стенок и утеплителя потребует дополнительной мощности и времени, поскольку холодной зимой температура панелей кузова – 200 С и ниже, а кузов испытывается методом нагревания. При этом кузов, находящийся в эксплуатации, и новый кузов-прототип – это две разные вещи, и очень много факторов влияют на состояние такого кузова в момент испытаний», – добавляет эксперт. Если подходить к сертификации таким образом, задуманная система вообще работать не будет, считают многие специалисты.

Читайте также  Перегорел ксенон что делать?

«Вероятно, многие перевозчики, располагающие изношенным, но исправным транспортом, пройдут сертификацию, но при этом всем фургонам присвоится низкий класс изоляции из-за невысокой производительности техники, согласно нормативам, указанным в СПС, – говорит Валентин Коробельников. – Для большинства владельцев рефрижераторов это окажется приемлемым вариантом, так как документ о прохождении СПС все равно будет выдан перевозчику, и формально он сможет продолжать профессиональную деятельность. Поэтому ожидать заметного обновления парка рефрижераторов не стоит».

А вот на стоимость перевозки это нововведение наверняка повлияет. Скажется ли это на ценах в магазинах, покажет время.

В целом представители власти и бизнеса сходятся во мнении, что внесение изменений в правила перевозки грузов автотранспортом в части норм СПС – правильное, своевременное и нужное. Но точку в решении всех вопросов ставить рано, обсуждения в разных форматах должны продолжиться. Например, на одной из профильных конференций представитель Минтранса рассказал, что готовятся изменения в приказ № 211. Во-первых, срок получения сертификатов на кузова, выпущенные до конца 2014 года, продлен до 1.01.2019 года. Во-вторых, из обязательных требований к экспертам, занимающимся продлением СПС, отберут требование об обязательном наличии изотермических камер. Правда, официального подтверждения информации так и не последовало.

МНЕНИЯ

Валентин Коробельников, директор по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр»

– Нормы СПС – в английском – ATP или ATP Europe – действуют в Российской Федерации уже достаточно давно. Более того, постановление правительства РФ № 272, вышедшее еще в 2012 году, предписывает напрямую предъявлять нормы СПС на территории России. На данный момент проверку на соответствие международным нормам СПС должны проходить новые транспортные средства и уже находящиеся в эксплуатации. Вследствие сложной экономической обстановки в европейских странах в последние месяцы стали уделять особое внимание проверке транспорта на соответствие СПС, особенно тех автомобилей, которые следуют в Европу из России, Белоруссии и с Украины. Есть ли в этом политический подтекст, сложно сказать. Вероятно, техническое состояние транспорта, экспортирующегося в Европу из нашей страны, может не соответствовать нормам СПС, обновленным в Европе в конце 2015 года.

Специальных испытательных станций в России мало, но не стоит забывать, что проверку на соответствие СПС можно пройти и в экспертной организации: в соответствии с постановлением Росстандарта № Аз-101-32/4071 от 18 мая 2011 года процедура проверки авторефрижератора на соответствие нормам СПС может быть осуществлена аккредитованной испытательной лабораторией. При этом существует ряд ограничений по срокам действия свидетельств о соответствии нормам СПС: документы о прохождении аттестации на станциях проверки действительны в течение 6 лет, а сертификаты, выданные уполномоченными экспертами, действуют не более 3 лет. Тем не менее первое испытание СПС должно быть проведено на станциях, которых в России, по официальным данным, всего семь, чего явно недостаточно, учитывая большой парк рефрижераторов, изотерм и отапливаемых грузовых фургонов. Общая стоимость прохождения сертификации может быть весьма значительной, учитывая затраты на юридическое сопровождение для крупных перевозчиков с большим парком и расходы на доставку самих транспортных средств в место проведения испытаний.

Виталий Прудников, инженер управления сбыта ООО МЗ «Тонар»

– Стоимость освидетельствования на соответствие нормам СПС составляет около 80 000 рублей за одну единицу техники. Срок службы изотермического кузова зависит от материалов, использующихся при производстве, а также от условий эксплуатации.

Выпускаемые нашим заводом изотермические кузова имеют сертификат сроком на 6 лет. Выданный компетентным органом, данный сертификат подтверждает класс изоляции кузова. По истечении срока сертификата проводится повторное освидетельствование на соответствие нормам СПС. Если коэффициент теплопроводности не изменился, то класс кузова остается прежним, если коэффициент превышен, то класс кузова понижается.

Наблюдая за тем, какие полуприцепы сегодня эксплуатируются в России и в каком состоянии, смею предположить, что много предпринимателей в скором времени останутся без работы, т.к. кузова данных полуприцепов не соответствует требованиям и нормам перевозки пищевых продуктов.

Владислав Печенин, директор управляющей компании «Мосдизайнмаш».

– Положение СПС распространяется на международные перевозки, оно действует, когда участвуют организации не менее двух стран. А наш Минтранс составляет приказ, в котором распространяет СПС на перевозки в городском, пригородном и междугороднем сообщении. И получается, что тот исходный законодательный акт, который рассчитан на перевозки от точки до точки и контроль температуры либо в момент загрузки, либо в момент выгрузки, мы подводим под развозную тематику. У нас разгрузка мороженого может быть через каждые 100 м, и под этот закон попадают все машины класса «Газель».

Каждый грузовик при перевозке продуктов питания должен иметь сертификат FRA либо FRC. Помимо холодильного агрегата и подтвержденных испытательной станцией свойств кузова, должны быть еще и регистраторы температур – самописцы. И не все подряд. А какие еще могут туда подходить, наша страна не знает. Когда я в ноябре прошлого года собрал информацию, сколько нам могут поставить в течение месяца этих регистраторов, оказалось, всего 130 штук. Для справки: сейчас в стране эксплуатируется как минимум 10 тысяч рефрижераторов.

Не решен и еще один важный вопрос. По данным, озвученным Минтрансом, транспортное средство, сменившее владельца, теряет право пользования свидетельством с установленным классом. У нас почти 90% транспортных средств покупается в лизинг, и это означает, что после окончания лизинга, а это 2–3 года, собственник обязан будет подтверждать класс своего транспортного средства. Это опять и время, и деньги. Таким действием мы ограничиваем срок действия свидетельства.

Закон правильный, своевременный и нужный. Другое дело, как это внедрять. Сначала принимаем решение, а потом начинаем думать, как это будет работать. Любой закон должен работать и приносить благо жителям, а не быть средством сбора денег у отдельных структур. Необходимо вести диалог и с крупными перевозчиками, и с ритейлерами, и с производителями продуктов питания, и с производителями кузовов. Выработать систему и временные рамки, а только потом должен появляться соответствующий закон. В противном случае он приведет не к порядку, а к повышению стоимости продуктов.