Высокотемпературная смазка для тормозов

Смазка для суппортов и направляющих

    162 2 186k

Смазка для суппортов и направляющих позволяет облегчить эксплуатацию деталей тормозной системы, поскольку они работают в сложных условиях. Существует несколько типов смазок. Попытаемся систематизировать информацию, и ответить на ряд вопросов интересующих владельцев авто.

Виды смазок

Сразу стоит указать, что производители разделяют смазку на два типа — пасту и спрей. Перед тем как перейти к перечислению их видов и марок, необходимо определиться, какими характеристиками должна обладать смазка суппорта. При агрессивном стиле вождения или езде по горным серпантинам температура суппорта может достигать +300°С, а в городских условиях он может разогреться до +150°С. 200°С. Кроме этого, на суппорт воздействует влага, грязь, реагенты, которыми посыпают дороги. Поэтому смазка для суппортов и его направляющих должна быть:

  • неагрессивной по отношению к резиновым и пластмассовым деталям машины;
  • не терять своих свойств при воздействии воды, тормозной жидкости либо других веществ, которые могут ее вымыть или растворить;
  • высокотемпературной смазкой, то есть, не терять своих температурных свойств при +180°С и более;
  • не должна терять своих физических свойств при значительных морозах (от -35°С и ниже).

Повсеместно используемые дешевые смазки не обеспечивают описанных условий. Речь идет о графитовой пасте, литоле, нигроле и их прочих аналогах. То есть, для нормальной работы тормозной системы, и в частности суппорта, необходимо пользоваться современными разработками.

В настоящее время производителями выпускаются следующие группы смазок для суппортов:

Первая группаминеральные или синтетические пасты с использованием металлов. Они относятся к типу высокотемпературных противозадирных. Их рабочий диапазон очень широк, и составляет приблизительно -185°С. +1100°С (каждая смазка имеет свой рабочий диапазон).

В основе субстанции лежит синтетическое или минеральное масло, в состав которого добавлены загустители, а также частички металла (меди или молибдена). Сюда относятся следующие подтипы:

  • комплексные пасты, в состав которых входит порошок меди, алюминия и графита;
  • медные, имеющие в своем составе порошок меди и графита;
  • пасты без металлических частиц, вместо которых используются силикат магния и керамика;
  • смазки на основе меди или дисульфида молибдена.

Примеры конкретных марок смазок такого типа:

  • комплексные пасты — HUSKEY 2000 Lubricating Paste and Anti-Seize Compound for High Temperature, Loctite №8060/8150/8151, Wurth AL 1100;
  • медные пасты — HUSKEY 341 Copper Anti-Seize, LIQUI MOLY Kupfer-Paste, Mannol Kupfer-Paste Super-Hafteffekt, Marly Cooper Compound, Molykote Cu-7439 Plus Paste, Motip Koperspray, Permatex Copper Anti-Seize Lubricant, Pingo Kupfer-Paste, Valvoline Cooper Spray, Wurth SU 800;
  • пасты без содержания металлов — HUSKEY 400 Anti-Seize, TEXTAR Cera Tec, LIQUI MOLY Bremsen-Anti-Quietsch-Paste;
  • пасты с дисульфид молибденом — HUSKEY Moly Paste, Assembly Lubricant & Anti-Seize Compound, Loctite №8012/8154/8155.

Пасты, относящиеся к этой группе, могу наноситься на НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПАЛЬЦЫ тормозных суппортов и любые высоконагруженные поверхности трения, кроме рабочих поверхностей тормозных колодок!

Вторая группаПасты на основе минерального масла. В их состав входит бентонит, выступающий в роли загустителя. Кроме этого сюда добавлены металлические частицы и жирные кислоты. Основное преимущество смазки на минеральной основе — устойчивая работа в температурном диапазоне от -45°С. +180°С. То есть, паста не вытекает и не теряет своих свойств. Таким образом, она отлично подходит для смазывания направляющих суппортов автомобиле эксплуатируемых в щадящих условиях. Пример смазки такого типа — Teroson VR500.

Третья группасмазки на основе синтетического масла. Это наиболее универсальные составы, поскольку подходят не только для смазки суппортов, но и других элементов тормозной системы автомобиля. Смазки изготовлены из очищенного синтетического масла, а также присадок, имеющих антикоррозионные, антиокислительные, противоизносные качества. Также в состав входит загуститель. Смазки на основе синтетического масла обладают отличными характеристиками. Они не растворяются в воде, тормозной жидкости, щелочах и кислотах, не испаряются, а также обладают диэлектрическими свойствами. Диапазон рабочих температур составляет приблизительно от -40° до +300°С.

Примеры смазок — Molykote AS-880N Grease, Permatex Ultra Disk Brake Caliper Lube, SLIPKOTE 220-R Silicone Disc Brake Caliper Grease and Noise Suppressor, SLIPKOTE 927 Disc Brake Caliper Grease.

Область их использования широка. Они применяются для смазки подшипников скольжения и качения, а также других деталей, работающих в условиях высокой температуры и значительного давления.

Одними из наиболее популярных видов паст и спреев для суппортов и направляющих являются медные смазки, которые относятся к типу смазок с использованием металла. Вкратце остановимся на ней.

Медная смазка (высокотемпературная)

Она, как и другие смазки для суппортов, относится к типу высокотемпературных. То есть, способны выдерживать значительные температурные перегрузки при эксплуатации тормозной системы.

Медные смазки состоят из трех основных веществ — измельченная мелкодисперсная медь, масло (минеральное и синтетическое), а также некоторые вещества, которые предназначены для противодействия коррозии. Реализуются смазки в виде пасты или спрея. Они имеют большую вязкость, поэтому проникая в зазоры, не вытекают оттуда.

Преимущества медных смазок заключается в широком температурном рабочем диапазоне, снижение сил трения, отсутствие испарения и точки росы. Если вы примите решения воспользоваться медной смазкой, вам необходимо обязательно соблюдать условия ее нанесения. Во-первых, рабочая поверхность детали должна быть тщательно очищена. Во-вторых, наносить смазку нужно аккуратно, чтобы вместе с ней на деталь не попал мусор. В-третьих, излишки смазки удалять не нужно.

Обзор смазок для суппортов и направляющих

Molykote Cu-7439 Plus. Производится в Соединенных Штатах, сделана на основе мелкодисперсного медного порошка и полусинтетического масла. Одна из наиболее популярных и востребованных в настоящее время смазок для суппортов, поскольку к ее преимуществам относится:

  • температурный рабочий диапазон — -30°С. +600°С;
  • устойчивость к давлению;
  • крайне низкая испаряемость;
  • полное отсутствие смываемости и растворимости.

Кроме этого, смазка Molykote Cu-7439 Plus не только высокотемпературная, но и отлично защищает элементы тормозной системы от коррозии, закисания и прикипания. Рекомендована к применению такими ведущими мировыми автопроизводителями как Land Rover, Nissan, Honda, Subaru.

Смазка для суппортов МС-1600, сравнение с аналогами.

Высокотемпературные смазки для направляющих суппортов в Москве

Смазка для направляющих суппорта МС 1630 (стойкая к загрязнениям) 5г VMPAUTO

смазка ВМПавто Смазка для суппортов 5г.

Смазка для мототехники ВМПАВТО Для направляющих и поршня суппорта

Смазка ВМП МС-1600 для суппортов 5гр

Смазка тормозных механизмов Toyota 0888783010

Высокотемпературная смазка для ступиц подшипников LIQUI MOLY LM 50 Litho HT

Смазка 3TON ТР-102 для суппортов 5 гр 55320

Универсальная смазка для суппортов PAG ВМПАВТО, 50 гр

ВМП-Авто Смазка литиевая высокотемпературная для колесных подшипников МС-1510 Blue 80 г стик-пакеты в ленте

Автомобильная смазка Lavr для суппортов BRAKE CONTROL

Автомобильная смазка RUSEFF для направляющих тормозного суппорта

Смазка ВМП Авто высокотемпературная МС-1600 для суппортов (5гр)

Смазка для направляющих суппорта VMPAUTO МС 1630 30гр

Смазка для контактов REXANT 85-0007

ВМП-Авто Смазка литиевая высокотемпературная для колесных подшипников МС-1510 Blue 400 г стик-пакет

ВМП-Авто Смазка для суппортов МС-1630 30гр туба

Автомобильная смазка ВМПАВТО МС 1600

Автомобильная смазка ВМПАВТО МС 1630

Читайте также  Как разработать направляющие тормозного суппорта?

Смазка для направляющих суппорта ВМПАВТО МС 1630, 30 гр

Автомобильная смазка TRW PFG110

Смазка для направляющих суппорта МС1630 (стойкая к загрязнениям) 5гр. 1907

Смазка для суппортов 5г 3ton ТР-102 55320

3ton Смазка для суппортов 3ton, 5 г

Смазка PERMATEX для тормозных цилиндров и суппортов

Смазка тормозного суппорта Slipkote 220-R DBC, 85 г

Смазка «вмпавто», для суппортов, 50 г

Смазка Mannol (SCT) термостойкая пластичная LC2 0,4л 2111

Универсальная смазка для суппортов MC 1600, стик-пакет MC-1600

Смазка МС 1630 для направляющих суппорта 30 г, ВМПАВТО

Смазка для суппортов МС 1600 суппортов (5 гр) стик-пакет

Смазка для суппортов грузового транспорта ВМПАВТО, картридж 400 мл

Смазка синтетическая LIQUI MOLY для тормозной системы (0,01кг) 7585

Смазка высокотемпературная VMPAUTO MC 1510 BLUE 420мл

Комплексная высокотемпературная противозадирная смазка суппортов WOG WGC0625

Высокотемпературная смазка ВМПАВТО MC 1610 MAGMA, 400 гр

Автомобильная смазка ВМПАВТО MC 1510 BLUE

Смазка высокотемпературная VMPAUTO MC 1510 BLUE 200мл

Смазка высокотемпературная HTGrease (Katun) 50ml

Permatex 09977 Смазка для торм. цилиндров и суппортов (ультра)(4г)

Смазка профессиональная тормозных цилиндров и суппортов

Смазка Gunk, для суппортов дисковых тормозов, 7 г L607PP

Вмпавто 1907 Смазка для направляющих суппорта MC-1630 (5г)

Смазка для суппортов универсальная Мс 1600, 100гр VMPAUTO 1503

09177 Смазка тормозных цилиндров и суппортов проф. «ультра» 4г. PER-09977

Смазка для рельс и направляющих NSK Grease LG2 80 грамм

Смазка высокотемпературная ВМПАВТО МС 5117-2 для пресс грануляторов, 400 гр

Высокотемпературная пластичная смазка с улучшенными характеристиками LGHP2/0,4 SKF

Автомобильная смазка EFELE MP-491 Spray

Смазка универсальная VMPAUTO для суппортов МС 1600 50гр

Смазка пластичная ABRO Synthetic Brake & Caliper Grease, для суппортов, синтетическая, пакет 4г, арт. BG-004-R

Смазка при замене тормозных колодок

В тормозных механизмах допустимо использовать только такие смазки, которые отвечают жёстким требованиям производителя авто. Связано это с тем, что состав подвергается высокой тепловой нагрузке и воздействию солей, воды и тормозной жидкости. При этом смазки не должны вступать в реакцию с пластмассовыми деталями и эластомерными уплотнителями.

Для чего нужна тормозная смазка?

Результат применения тормозной смазки зависит от области ее нанесения. Покрытие направляющих в колодцах скоб суппорта приводит к увеличению плавности хода, снижению износа, уменьшению риска заклинивания и появления задиров.

Есть средства, способствующие устранению высокочастотных скрипов. Они позволяют снизить посторонний шум во время торможения. Также противоскрипные пасты защищают от коррозии.

Для облегчения разборки применяют составы от прикипания деталей. Они имеют медную либо никелевую основу и обладают противоскрипными свойствами.

Смазывание посадочных поверхностей облегчает сборку суппортов. При этом применение специальных средств для упрощения монтажа поршней в цилиндры способствует снижению риска возникновения коррозии.

Требования к смазкам

Смазка должна соответствовать таким требованиям:

  • не застывать при низких температурах окружающей среды;
  • быть инертной по отношению к воде и тормозной жидкости;
  • иметь высокую рабочую температуру (150-180°С);
  • не вступать в химическую реакцию с деталями тормозного механизма, не вызывать деформацию пыльников;
  • температура каплепадения должна отсутствовать либо быть максимально высокой;
  • проявлять химическую стойкость к агрессивным веществам;
  • не вытекать и не плавиться на протяжении всего срока службы;
  • иметь антикоррозийные свойства;
  • не давать прикипать контактирующим поверхностям;
  • не вымываться продолжительное время.

Во многих тормозных механизмах применяют каучук, в основе которого лежит сополимер этилена, пропилена и диенового мономера. Каучук обладает высокой чувствительностью к качеству смазки.

При выборе состава следует ориентироваться на рекомендации автопроизводителя.

Что смазывать при замене тормозных колодок

Выполняя замену колодок переднего или заднего тормоза, нужно наносить смазочный материал на направляющие суппорта. Это позволит защитить их от закисания, деформации, коррозии, а также снизить механический износ. Если на автомобиле стоит тормозная система компании ATE с направляющими открытого типа, наносить спецсредства категорически запрещается.

Для снижения высокочастотного звука нужно нанести тонкий слой пасты между пластиной и нерабочей стороной колодки. Рекомендуется покрыть спецсредством и торцы расходника. Это позволяет предотвратить трение колодки о суппорт. Использовать колодочную смазку для направляющих запрещено — разбухнут резиновые пыльники. Герметичность будет утрачена, влага попадет внутрь, пойдёт процесс коррозии.

Смазка при замене тормозных колодок наносится и на удерживающие их пластины. Она позволяет уменьшить громкость посторонних звуков и защищает от ржавчины. Стоит наносить пасту не только на скобы, но и на посадочные места.

Для надежной работы дисковых тормозов рекомендуется смазывать поршень. Это позволит ему беспрепятственно двигаться внутри цилиндра. Важно, чтобы состав не вступал в реакцию с тормозной жидкостью. Более подробно влияние ТЖ на смазку рассмотрено в видео:

Для нанесения средства поршень снимать не обязательно. Высок риск разрыва манжеты, поэтому при обслуживании узла важно соотносить риск повреждения пыльника и необходимость менять смазку на поршне. При отсутствии должных навыков лучше обратиться в автосервис.

Крепежные соединения обрабатывайте спецсредствами. Потом будет проще разбирать механизм. Для предотвращения самопроизвольного откручивания или повреждения резьбы требуется контролировать момент затяжки с помощью динамометрического ключа.

Если замена колодок предполагает установку нового диска, поверхность под ним следует покрыть средством от прикипания. Подойдёт медная смазка в аэрозольных баллончиках. Факел распыления нужно направлять аккуратно, чтобы жидкость не попала на резиновые или пластиковые поверхности.

Чем смазывать суппорт

Средства для суппортов изготавливаются преимущественно на медной или керамической основе. В состав могут входить минеральные, полусинтетические и синтетические масла.

Molykote Cu−7439 Plus

Molykote Cu−7439 Plus делают из мелкодисперсного медного порошка. Пасту можно применять с суппортами автогигантов Land Rover, Honda, Subaru, Nissan. Molykote Cu−7439 имеет много преимуществ — о них рассказывает видео:

МС−1600

МС-1600 — лучшая отечественная паста. У неё широкий рабочий температурный диапазон — от -50°С до 1000°С. МС−1600 не вступает в химическую реакцию с ТЖ DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Взаимодействует с DOT 5.0.

XADO VeryLube

XADO VeryLube — спрей зеленого цвета с артикулом XB40019. Наносить его нужно слоями. Следует выдерживать каждый слой до момента, пока он полностью не высохнет. Стандартной емкости в 320 мл хватит для обработки всех суппортов на автомобиле.

SLIPKOTE 220‐R DBC

Лучшими противоизносными и антиокислительными свойствами обладает средство на основе синтетического очищенного масла — SLIPKOTE 220‐R DBC. Применяется с тормозными механизмами многих новых автомобилей. В рознице SLIPKOTE 220‐R DBC можно встретить в упаковке Toyota с артикулом 0888780609.

Как правильно наносить

Направляющие покрывайте тонким слоем. Небольшое количество вещества нужно заложить в колодец на скобе. После сборки следует проверить резиновый пыльник.

Прежде чем приступать к монтажу колодок, нужно нанести пасту между антискрипной пластиной и нерабочей стороной. Для равномерного распределения рекомендуется провести несколько полосок, которые потом расплющатся под давлением.

От выбора смазки и способа её нанесения зависит надежность работы тормозной системы машины. Поэтому нужно внимательно подходить к выбору средства и не использовать неподходящие смазочные вещества — даже если они гораздо дешевле.

Читайте также  Как правильно заменить тормозную жидкость в автомобиле?

Высокотемпературная смазка для суппортов и направляющих

Облегчить эксплуатацию элементов тормозной автомобильной системы желает каждый водитель. Хорошо помогает в этом деле смазка для направляющих суппортов. Она выпускается в различной фасовке, может быть в виде спрея или пасты.

Как выбрать правильную высокотемпературную смазку

Если высокотемпературная смазка подбирается неправильно, срок службы деталей резко сокращается. Ошибочно выбранная по другим характеристикам, она не сможет изначально противостоять нагреву и трению. Скорость износа металлических элементов возрастёт в несколько раз.

Примечательно, что даже ступичные подшипники сильно страдают от жара. Здесь, правда, есть возможность несколько снизить температуру, затянув ступичную гайку, но это лишь временная мера, да и то, увеличится люфт и ухудшится управляемость машиной.

Суппорты подвержены действию высоких температур, образуемым трением колодок. Градус может достигнуть своего апогея, полностью высушить и закоксовать обычную смазку. В итоге колодки потеряют способность свободно перемещаться по направляющим, начнут подтормаживать и подклинивать.

Вот почему есть только один вариант — использовать настоящую термостойкую смазку. Пирогеновые составы априори отличаются от стандартных масел. Они не должны изготавливаться на основе нефти — это одно из главных правил. Здесь применяется синтетическая основа — силиконовая, фторопластовая. Кроме того, такие смазки сохраняют изначальную вязкость при температуре до 1000 градусов Цельсия и больше, за счёт добавления специальных присадок, придающих базовому маслу нужные свойства.

Если те же ступичные подшипники легко переваривают углеводородное масло против трения, то в суппортах оно засыхает и коксуется. Кроме того, в пасты, рассчитанные для элементов ступицы, добавляются присадки, увеличивающие их термостойкость. Покрытия же на синтетике, керамике, меди предуготовлены для экстремальных условий. Здесь присадки не меняют начальные признаки, а улучшают их.

Таким образом, к смазкам для суппортов выдвигаются определённые требования:

  • переносить свыше 250 °С, без потери изначальных свойств;
  • не разъедать втулки;
  • быть стойкими к агрессивным веществам.

Одновременно с ней должна использоваться противоскрипная паста, тоже выдерживающая высокие температуры. Наносится она на скобы суппорта, колодки и поршни. Благодаря ей устраняется скрип, биение, улучшается торможение. 1000 градусов — обычный верхний порог для этого состава.

Для автомобилей, участвующих в гонках, используются масла с более высоким порогом — не меньше 200-250 градусов, а также пасты, рассчитанные на обычные детали тормоза. А вот суппорты в данном случае должны покрываться химией, способной выдерживать не менее 1000°. Здесь есть специальные добавки, которые не входят в реакцию с парами технической жидкости.

Чтобы правильно выбрать пасту, надо уметь различать разновидности смазок для суппортов:

  • противозадирные с использованием меди — способны выдерживать от -185 до +1100 градусов Цельсия;
  • устойчивые минеральные с бентонитом, выступающим в качестве загустителя — максимальный порог температуры составляет +180 градусов Цельсия;
  • универсальные или синтетические, с антикоррозионными и антиокислительными качествами — выдерживают до 300 градусов Цельсия.

Медная смазка

Это паста из первой группы, выдерживающей температуру до 1000 градусов. Состоит из масла, присадок против коррозии и измельчённой мелкодисперсной меди. Выпускается также в виде спрея. Вязкость хорошая: проникнув в зазоры и щели, не вытекает.

Главное достоинство медной смазки — большой температурный порог. К тому же она не подвержена испарению, может постоянно снижать силы трения.

Что касается недостатков:

  • при нанесении надо действовать аккуратно, так как смазка быстро засоряется — рабочие поверхности должны быть тщательно очищены;
  • нельзя использовать на алюминиевых суппортах.

Керамическая смазка

Стойкость к коррозии и широкий температурный режим выделяют керамическую пасту. Используется она для обработки соединений суппортов. Также её наносят на обратную сторону тормозных колодок при установке или кладут под пыльник суппортного поршня. Основа таких смазок — мелкие примеси керамики, отличающиеся высокотемпературными и износоустойчивыми свойствами.

Особое место в составе занимает нитрид Бора, универсализирующий свойства вещества. Керамическая смазка для суппортов за счёт этой добавки может частично переходить в твёрдое состояние, заполняя пустоты деталей, с которыми контактирует. А при определённых условиях — и в полностью твёрдое, чтобы в виде небольших шариков не давать заклинивать движущимся парам.

Основным преимуществом керамической пасты является защита резьбовых соединений от ржавчины и повреждений даже после длительной работы в горячей среде. Кроме того, эти смазки невероятно пластичны, выдерживают и низкие температуры, имеют свйоства восстановления изношенных поверхностей.

Недостатки тоже есть:

  • относительная дороговизна;
  • малый верхний температурный порог;
  • ограничение по количеству — в случае передозировки может нанести вред деталям.

Универсальные смазки

Как говорилось выше, такие синтетические составы выдерживают до 300 градусов Цельсия, а нижний порог составляет — минус 40 градусов. Подходят для подвижных элементов тормоза. Не подвержены испарениям, реакцией с водой, техжидкостью, кислотой.

Сфера применения довольно широка. Ярким примером универсальной смазки можно назвать Molykote AS-880N Grease.

Таблица рекомендуемых смазок по марке автомобиля

В таблице ниже представлены оригинальные и рекомендуемые альтернативные составы.

ТОП 10 лучших смазок для направляющих суппортов

Ниже представлен список лучших, по мнению экспертов и пользователей, паст и спреев для автомобильных суппортов.

  1. Slipkote 220 R или 220 R DBC. У этой смазки, произведённой в США, практически не замечено недостатков. Низкая граница температурного режима составляет -50 градусов, что достаточно даже для России. Лучшие качества: химическая стойкость, низкая испаряемость, сверхводостойкость, всеприменяемость.
  2. Molykote Cu-7439 Plus. Медная смазка, выдерживающая до +650 градусов Цельсия, нижняя граница составляет -30 градусов. Идеальный термосостав для направляющих, не лишающий детали подвижности.
  3. MC-1600. Российская смазка широкого применения. Помимо суппортов, наносится на башмаки тормоза. Верхний температурный порог — 1000 градусов Цельсия.
  4. Xado Very Lube. Спрей для направляющих, заслуживший одинаковое количество положительных и отрицательных отзывов. Украинскую продукцию много подделывают, и жалобы вызваны этим.
  5. Liqui Moly Bremsen-Anti-Quietsch-Paste. Также нещадно подделывается, первоначально считалась лучшей пастой в мире. Тем не менее после возникли сложности, и главной причиной надо считать несоответствие предназначения. Это по-прежнему топовый состав для устранения скрипа, но направляющая суппорта и пыльники его не переносят.
  6. Lucas/TRW или PFG. Выпускается английская паста в маленьких тюбиках по 25 грамм. Считается целевой, универсальной, полностью совместимой с элементами суппорта. Не входит в реакцию с тормозной жидкостью. Цена — примерно 200 рублей за тюбик. Желательно применять для суппортов первой группы, в которых направляющие суппорта контактируют непосредственно со скобой.
  7. ATE plastilube. Немецкая минеральная смазка, выпускающаяся в тюбиках и пакетах. Верхний температурный порог невысокий — до 300 градусов. Однако наличие глиняного загустителя придаёт этой пасте уникальную особенность — отсутствие температуры каплепадения, в пределах разрешённых температур, естественно. Не подходит для некоторых автомобилей, Тойот, например.
  8. Permatex Ultra Disk. Универсальная смазка из США, выдерживающая до 200 градусов Цельсия. В составе нет силикона и нефтяной основы. Цвет зелёный, выпускается в бутылках, пакетах, тюбиках.
  9. Vag G 000 650. Немецкий продукт, отличается хорошим качеством, но стоит дорого — примерно 2000 рублей за 200 граммов пластинчатой пасты.
  10. Bosch Superfit. Характеризуется термоустойчивостью до 130 градусов, не содержит металлов и кислот.

Помните, что использование специальных смазок вызвано лишь необходимостью. Использование Литола, Графита и других составляющих для смазки суппортов не приветствуется!

Высокотемпературная смазка для подшипников и суппортов

Использование неправильной смазки резко сокращает срок службы ступичных подшипников и суппортов тормозной системы. В статье мы расскажем:

  • почему необходимо использование специальной смазки;
  • какие требования предъявляют к термостойким смазкам;
  • чем отличается термостойкая смазка от обычной;
  • какими бывают высокотемпературные смазки;
  • сколько они стоят;
  • как их выбирать;
  • как избежать покупки подделки.
Читайте также  Как соединить тормозные трубки между собой?

Почему необходимо использовать термостойкую смазку

Ступичные подшипники подвержены огромным нагрузкам, из-за чего их детали сильно нагреваются. Нагрев приводит к изменению свойств обычной смазки, которая теряет способность образовывать пленку между деталями подшипника. В результате смазывающая способность снижается, что приводит к увеличению трения и еще большему нагреву.

Нагрев деталей подшипника приводит к быстрому износу тонкого слоя цементации, после чего скорость износа деталей возрастает во много раз, из-за чего резко сокращается срок службы этого узла. Снизить нагрев можно ослаблением затяжки ступичной гайки, однако это приводит к увеличению люфта колеса и нарушает управляемость автомобиля. Также можно уменьшить нагрев подшипников снижая скорость до 80–100 километров в час, однако такое решение придется по душе далеко не всем автомобилистам. Поэтому единственный способ продлить срок службы подшипника – использовать термостойкую смазку.

С тормозными суппортами и цилиндрами ситуация иная, ведь направляющие не подвержены таким механическим нагрузкам, как ступичные подшипники. Увеличение температуры направляющих суппорта происходит из-за трения колодок о тормозной диск. В результате трения температура этих деталей поднимается до нескольких сотен градусов, что приводит к нагреву и остальных элементов суппорта, в том числе направляющих.

Из-за слишком высокой температуры обычная смазка пересыхает и коксуется, в результате чего колодки теряют способность свободно передвигаться по направляющим. Это приводит к подтормаживанию некоторых колодок, а в особо тяжелых случаях даже к заклиниванию их в прижатом к диску состоянии. И чем интенсивней водитель пользуется педалью тормоза, тем сильней нагреваются направляющие и цилиндры суппорта и тем меньше срок их нормальной службы. Поэтому единственный выход – использование специальной высокотемпературной смазки.

Не менее важно использовать противоскрипную пасту, выдерживающую высокую температуру. Ее наносят на места контакта колодки и скобы суппорта, а также колодки и поршня. Эта паста устраняет скрип и биение тормозов, а также делает торможение более четким. Из-за того, что колодки при интенсивном торможении нагреваются до 500–600 градусов, противоскрипные вещества должны легко выдерживать эти температуры. Стандартный температурный порог для такой пасты 1000 градусов. Ее ни в коем случае нельзя использовать для смазки направляющих, потому что она, застывая, образует плотную и прочную прослойку между деталями, а значит, заблокирует направляющие.

Какие требования предъявляют к термостойким смазкам

Основные требования, предъявляемые к таким смазкам одинаковы:

  • высокая максимальная температура (свыше 160 для ступичных подшипников и свыше 250 для суппортов);
  • стойкость к тормозной жидкости и ее пару (только для суппортных смазочных веществ);
  • неагрессивность к резиновым деталям.

Максимальная температура ступичного подшипника в обычном режиме редко превышает 110–120 градусов, поэтому к термостойким относят вещества, которые не теряют своей вязкости при температуре в 150 градусов.

Однако для машин, участвующих в гонках, используют более высокотемпературное масло, выдерживающее нагрев до 200–250 градусов. Кроме того, суппортные смазочные вещества должны обладать способностью вытеснять тормозную жидкость и не окисляться при контакте с паром. В противном случае просочившаяся через манжеты жидкость смоет масло и на стенках поршня и цилиндра появятся зазоры, которые увеличат утечку тормозной жидкости. Не менее важное качество – неагрессивность по отношению к резиновым деталям, то есть шлангам и пыльникам. Если смазочное вещество окажется агрессивным, то разъест пыльник, из-за чего в механизм попадет уличная грязь, которая быстро убьет трущиеся детали.

Чем термостойкая смазка отличается от обычной

Высокотемпературные смазки отличаются от обычных тем, что даже при высоких температурах сохраняют свою вязкость и смазывающие способности. Это достигают двумя основными путями:

  • используют специальные вещества (присадки), придающие базовой основе необходимые свойства;
  • используют другую, не сделанную из нефти, основу.

Термостойкие смазки на основе нефти используют только для подшипников, ведь в суппортах смазочные вещества на основе углеводородов быстро пересыхают и коксуются. Наиболее эффективные смазки для суппорта делают на основе силикона, фторопласта и других синтетических веществ. Присадки, добавленные в основу из нефтепродуктов, препятствую испарению углеводородов при высоких температурах, благодаря чему смазка не высыхает даже при нагреве. Кроме того, они препятствуют окислению основы при нагреве и повышают ее смазывающие и противозадирные свойства.

Синтетические основы изначально рассчитаны на работу в условиях повышенных температур, поэтому присадки к ним не меняют исходных свойств, а улучшают противозадирные и смазывающие способности вещества. Еще одно отличие качественного смазочного средства для ступичных подшипников и деталей суппорта в том, что они сохраняют необходимую вязкость в широком диапазоне температур. Такие смазочные пасты обходятся гораздо дороже тех, которые рассчитаны лишь на невысокие температуры.

Можно ли использовать неподходящие высокотемпературные смазки

Неопытные водители нередко задают вопрос – можно ли использовать любые смазочные вещества, выдерживающие высокие температуры для различных узлов автомобиля? К примеру, керамической пастой для направляющих заполнять ступичные подшипники или смазывать направляющие противоскрипной пастой для колодок? Ответ на этот вопрос очевиден – каждое вещество предназначено для конкретных условий работы, в которых оно выполняет заданные функции, поэтому использование вещества в любом другом узле или детали приведет к их повреждению. Более того, желательно для каждой детали использовать смазочное вещество, рекомендованное производителем автомобиля, в противном случае сократится срок службы детали и эффективность ее работы.

Важно! Многие продавцы в магазинах и работники автосервисов предлагают для смазки направляющих различные медные или силиконовые пасты, упирая на их высокую термостойкость. Однако они не предназначены для смазки направляющих, потому что быстро высыхают и образуют корку, которая препятствует свободному движению скобы по направляющим. Такие смазки можно использовать только в качестве противоскрипных паст.

Оправдано ли использование в ступичных подшипниках низкотемпературных смазок

Многие автовладельцы, а также работники автосервисов, смазывают ступичные подшипники Литолом, Солидолом или графитной смазкой. По их словам, даже эти вещества обеспечивают надежное смазывание подшипника в обычных условиях. Отчасти это так, но только при соблюдении двух условий:

  • правильной регулировке подшипника;
  • скорости движения до 90 километров в час.

Эти требования возникли из-за того, что ступичный подшипник работает в очень тяжелых условиях – помимо трения качения на него воздействую вибрации подвески и небольшой люфт. Если затянуть ступичную гайку слишком сильно, то люфт исчезнет, но резко возрастет сопротивление вращению. Поэтому низкотемпературные смазки применяют лишь на тех автомобилях, которые не ездят быстрей 90 километров в час. Из-за этого нежелательно использовать низкотемпературные смазки в любых легковых автомобилях, хотя, они вполне применимы в погрузчиках и грузовиках.

Лучшие смазочные средства, выдерживающие сильный нагрев

Мы составили две таблицы, в которые включили лучшие высокотемпературные смазки для ступичных подшипников и различных деталей тормозных суппортов, а также их краткое описание и цены. Все вошедшие в таблицы вещества получили одобрение на различных автомобильных форумах и порталах.