Влияет ли датчик кислорода на расход топлива?

Влияет ли датчик кислорода на расход топлива?

Сообщения: 5909 Зарегистрирован: 18 сен 2005, 00:00 Откуда: Siberian Side Авто: сэр LR + сёгун MMC :
Награды: 2

Рейтинг: 30 207
Репутация: +77

Благодарил (а): 327 раз Поблагодарили: 331 раз

Датчик кислорода: насколько влияет на расход?

Сообщение J70 » 11 фев 2012, 15:05

Сообщения: 3934 Зарегистрирован: 27 дек 2005, 00:00 Откуда: г.Тюмень Стаж: 2002 Авто: Subaru legacy :
Награды: 1

Рейтинг: 5 384
Репутация: +3

Благодарил (а): 5 раз Поблагодарили: 23 раза

Сообщение West2K » 11 фев 2012, 15:14

Сообщения: 526 Зарегистрирован: 18 сен 2006, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2000 г. Авто: BMW 530d :
Награды: 1

Рейтинг: 729
Репутация: +1

Поблагодарили: 2 раза

Сообщение uncle_Petr » 11 фев 2012, 15:15

Сообщения: 1166 Зарегистрирован: 04 мар 2009, 00:00 Откуда: берутся деньги? Стаж: 2000 Авто: Дракон и электро дракончи :
Награды: 1

Рейтинг: 2 825
Репутация: +8

Благодарил (а): 6 раз Поблагодарили: 7 раз

Сообщение дядяТоля » 11 фев 2012, 16:37

Сообщения: 5 Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 00:00

Рейтинг: 5
Репутация: 0

Сообщение ULman » 11 фев 2012, 16:47

Рейтинг: 15 720
Репутация: +26

Благодарил (а): 97 раз Поблагодарили: 110 раз

Сообщение Ренаульт » 11 фев 2012, 17:39

Сообщения: 4 Зарегистрирован: 11 фев 2012, 00:00

Рейтинг: 4
Репутация: 0

Сообщение ale-ha-85 » 11 фев 2012, 18:47

Сообщения: 1166 Зарегистрирован: 04 мар 2009, 00:00 Откуда: берутся деньги? Стаж: 2000 Авто: Дракон и электро дракончи :
Награды: 1

Рейтинг: 2 825
Репутация: +8

Благодарил (а): 6 раз Поблагодарили: 7 раз

Сообщение дядяТоля » 11 фев 2012, 19:30

Сообщения: 5909 Зарегистрирован: 18 сен 2005, 00:00 Откуда: Siberian Side Авто: сэр LR + сёгун MMC :
Награды: 2

Рейтинг: 30 207
Репутация: +77

Благодарил (а): 327 раз Поблагодарили: 331 раз

Сообщение J70 » 11 фев 2012, 20:01

Учитывая ответы, да, действительно лучше поменять, хватит кормить нефтяных магнатов.

дядяТоля , нет, не НЕверный сигнал, а именно (сейчас пересмотрел по таблице) в основном «обрыв цепи сигнала», и изредка бывало «низкий уровень сигнала».

Сообщения: 766 Зарегистрирован: 01 май 2009, 00:00 :
Награды: 1

Рейтинг: 1 216
Репутация: +2

Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 5 раз

Сообщение genser » 11 фев 2012, 20:37

Сообщения: 346 Зарегистрирован: 15 авг 2010, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 14 Авто: ваз 21110

Рейтинг: 346
Репутация: 0

Сообщение Dembr » 11 фев 2012, 20:39

Сообщения: 61 Зарегистрирован: 15 сен 2011, 00:00

Рейтинг: 61
Репутация: 0

Сообщение 595 » 11 фев 2012, 20:47

Сообщения: 346 Зарегистрирован: 15 авг 2010, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 14 Авто: ваз 21110

Рейтинг: 346
Репутация: 0

Сообщение Dembr » 11 фев 2012, 20:52

Сообщения: 4 Зарегистрирован: 11 фев 2012, 00:00

Рейтинг: 4
Репутация: 0

Сообщение ale-ha-85 » 11 фев 2012, 21:32

Сообщения: 766 Зарегистрирован: 01 май 2009, 00:00 :
Награды: 1

Рейтинг: 1 216
Репутация: +2

Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 5 раз

Сообщение genser » 11 фев 2012, 22:28

Сообщения: 4 Зарегистрирован: 11 фев 2012, 00:00

Рейтинг: 4
Репутация: 0

Сообщение ale-ha-85 » 11 фев 2012, 23:46

Сообщения: 5909 Зарегистрирован: 18 сен 2005, 00:00 Откуда: Siberian Side Авто: сэр LR + сёгун MMC :
Награды: 2

Рейтинг: 30 207
Репутация: +77

Благодарил (а): 327 раз Поблагодарили: 331 раз

Сообщение J70 » 12 фев 2012, 01:54

Так если ДМРВ «гонит», то борт.комп по нему ошибку выдавать должен, но не выдаёт. И проблем с машиной никаких нет. Ездит себе и ездит.

Это жесть конечно, у меня скромнее:
1) зима, аццкие морозы, прогрев ночью по 20 мин. через каждые 2 часа, с утра до вечера машина постоянно работает, глушится днём крайне редко, езжу часто (в т.ч. по пробкам): 29л / 100км
2) зима, стандартный холодок, прогрев ночью при падении t двигателя до минус 10 гр., днём езжу часто (в т.ч. по пробкам), но в паузах между поездками всегда глушу: 22л / 100км
3) тёплое время года, прогревы не требуются, днём езжу часто (в т.ч. по пробкам): 16л / 100км .

Показания по борт.компу «Штат».
Двиг 1,7 бензин, привод постоянный полный .

Что такое лямбда зонд и как его неисправность влияет на расход топлива

Всем привет! Слышали ли Вы, что за деталь в автомобиле называется диковинным термином лямбда зонд? А если и слышали, то можете назвать ее функциональное назначение? Поспешим устроить небольшой ликбез на эту тему, а также выясним, влияет ли лямбда зонд на расход топлива в разных марках транспортных средств. Итак, обо всем по порядку.

Устройство лямбда зонда и составляющие

На самом деле, от работы этого небольшого датчика во многом будет зависеть исправность всей
системы питания автомобиля. Если отсоединить датчик и проверить правильность его настройки, то можно получить обширную информацию о функционировании двигателя. Как правило, выход его из строя приводит не только к увеличению потребления горючего, но и одновременно уменьшает мощность самого агрегата. Можно ли быть уверенным, что при неисправном лямбда зонде блок управления выдаст четкую ошибку? К сожалению, так происходит не всегда. Однако, если это все-таки будет зафиксировано, то компьютер назначит усредненные параметры впрыска топлива.

Итак, рассмотрим основные элементы, из которых состоит лямбда. Это:

  1. электрический нагреватель с токопроводящим контактом;
  2. электрический нагреватель;
  3. керамический наконечник;
  4. защитный щиток с отверстием для выпуска отработанных газов;
  5. металлический корпус;
  6. керамический изолятор.

При изготовлении этого датчика применяются материалы, которые способны выдерживать высокий температурный режим. Связано это с тем, что лямбда устанавливается перед катализатором в выхлопном коллекторе. Вследствие этого он постоянно контактирует с горячими выхлопными газами.

Принципы функционирования устройства

Основным предназначением датчика является получение и преобразование информации о содержании кислорода в отработанных газах. В дальнейшем эта информация поступает в блок управления, а потому любая неисправность лямбды лишает контроллер таких сведений. На самом деле, показатель содержания кислорода постоянно изменяется, и это находит свое отражение в изменении электрического сигнала. Как только лямбда зонд зафиксировал подобные изменения, он подает соответствующую информацию. Конечно, если это изделие не оригинал, то гарантировать его полноценную и безотказную передачу данных он попросту не сможет.

После того, как данные о содержании кислорода переданы на контроллер, последний сравнивает полученные значения с теми, которые были в него заложены при настройке. Если обнаруживается несоответствие, то контроллеру приходится изменять длительность стадии впрыска. Это необходимо для того, чтобы максимизировать эффективную работу мотора, снизить вредные выбросы и, заодно, сэкономить на расходе горючего.

Влияние на расход горючего в автомобиле

Каким образом происходит большой расход топлива? При так называемой «правильной пропорции» подготовки рабочей смеси в ней должно содержаться 1 часть воздуха на 14–15 частей топлива. При нехватке воздуха получается излишне обогащенная смесь, которая полностью не прогорает. В результате потребление горючего только возрастает. При излишке получается обедненная смесь, а это, в свою очередь, вызывает падение мощности силового агрегата.

Читайте также  Если не работает датчик детонации какие признаки?

Как только мы убедились в том, что лямбда зонд оказывает непосредственное влияние на уменьшение расхода топлива или, напротив, способен увеличить прожорливость автомобиля, разберем возможные действия. Чтобы не платить лишние деньги за бензин, опытные автолюбители рекомендуют своевременно проводить диагностирование работы датчика. Желательно оценивать его работоспособность через каждые 30 000 пройденных километров, а полную замену проводить после пробега в 100 000 км. Однако, как показывает опыт, об этом автолюбители задумываются лишь после того, как начинаются реальные проблемы.

Последствия неисправностей

Какие бывают датчики, и чем отличается обманка от оригинального варианта исполнения? Конечно, есть смысл приобретать такое оборудование в проверенных интернет-магазинах или торговых точках. Некачественное изделие (как уже говорилось выше) вряд ли способно передавать достоверную информацию блоку управления. На сегодняшний день в продаже можно встретить лямбды зонды с подогревом или без этой функции. Оснащенные подогревом изделия отличаются более длительным сроком эксплуатации.

Одним словом, любая серьезная неисправность этого датчика приводит к следующим последствиям:

  1. повышение расхода топлива;
  2. снижение мощностных характеристик мотора;
  3. появление нагара из-за неполного прогорания топливной смеси;
  4. ускоренный износ цилиндров;
  5. перебои в работе на холостых оборотах;
  6. повышение выброса в атмосферу вредных веществ.

Назначение второго датчика

Существуют автомобили, в которых установлен дополнительно второй лямбда зонд. В таких случаях первый из них размещен ближе к мотору, и его участие заключается в непосредственном приготовлении рабочей смеси для цилиндров. Для правильного расчета времени открытия форсунок блок управления анализирует его данные и сведения, которые дает датчик расхода воздуха.

В таких автомобилях другой датчик лямбда установлен за катализатором, и его задача состоит в том, чтобы определить чистоту полученного выхлопа. На самом деле, он не только заботится о сохранности атмосферы. Предназначение его заключается в том, чтобы распознать, не попали ли в топливо посторонние примеси, которые могут навредить двигателю. Если такое происходит, то он подает сигнал об ошибке, и на приборной панели загорается знакомый многим Check Engine. К слову обе лямбды одинаковы, но отличаются длиной провода.

Вот так, уважаемые подписчики, мы и выяснили влияние лямбды на показатели потребления горючего современного автомобиля. Не забудьте подписаться на обновления, чтобы получать самую свежую и полезную информацию. Продолжим общение в следующих публикациях!

Увеличился расход топлива — что делать?

Многие автолюбители сталкивались с проблемой повышенного расхода топлива. Это может быть связано со многими проблемами двигателя: неисправностью датчика и привода холостого хода, проблемами зажигания, уменьшением компрессии, неисправностью насоса высокого давления.

Виды топливных систем

Существуют дизельные и бензиновые двигатели. Они работают на разном топливе, соответственно, у них разные топливные системы.

У дизельных двигателей топливо из бака через трубки топливоподкачивающим насосом подается на ТНВД (топливный насос высокого давления), затем от ТНВД на форсунки. С форсунок топливо непосредственно поступает в цилиндр через впускной коллектор двигателя.

В бензиновых двигателях такого давления нет — для горения бензина не нужна такая высокая степень сжатия.

Детали топливной системы

Независимо от типа двигателя, любая топливная система состоит из топливного насоса, топливных трубок и непосредственно устройства, подающего топливо во впускной коллектор. Таким устройством почти всегда является форсунка.

В современных двигателях применяют датчики, которые влияют на качество горючей смеси и на расход топлива. Кислородный датчик (лямбда-зонд) последние годы ставится практически на все типы двигателей.

Что такое лямбда-зонд

Контроль над качеством сгораемого состава топлива осуществляет лямбда-зонд, который расположен в агрессивной среде, но при этом очень хрупок и неустойчив, что приводит его к частым неисправностям. При поломанном лямбда-зонде автомобиль полноценно функционировать не может.

Лямбда-зонд представляет собой керамический элемент в металлическом корпусе, на который через провода подается напряжение. Керамика в зависимости от качественного состава газов в выхлопной системе подает сигнал на блок управления. Управление расходом топлива настраивается согласно показаниям датчика.

Лямбда-зонд сообщает информацию блоку управления двигателя о количестве кислорода, не вступившем в реакцию воспламенения в рабочих цилиндрах двигателя. Для полного прогорания кислорода смесь должна формироваться в пропорции один к пятнадцати (точнее 1 : 14,7). Блок управления двигателя контролирует формирование смеси (устраняет причины образования обогащенной либо бедной смеси) на основании показаний датчиков, в том числе и кислородного (лямбда-зонда).

Если расход топлива увеличился значительно (до 50%), следует незамедлительно проверить датчики кислорода.

Признаки неисправности датчика кислорода

К основным признакам неисправности датчика кислорода относятся:

значительно повышенный расход топлива;

неровная работа двигателя, особенно в момент нажатия педали акселератора;

увеличение выброса токсичных отходов двигателя;

неисправности в работе катализатора.

Что будет если игнорировать признаки неисправности?

Естественно, каждого водителя интересует, на что влияет неисправность лямбда-зонда. Чаще всего при выходе из строя данной детали, можно наблюдать такие последствия:

Автомобиль движется неестественно.

В разы увеличивается расход топлива.

Возникает неприятный резкий запах из выхлопной трубы.

В современных автомобилях с электронной начинкой при поломке лямбда-зонда сразу активируется аварийная блокировка. Это позволяет уберечь машину от серьёзных поломок, даже если водитель не заметил никаких признаков неисправности. К тому же ездить со сломанным лямбда-зондом просто небезопасно.

Автомобиль ведёт себя слишком непредсказуемо. Из-за этого может возникнуть аварийная ситуация на дороге, которая поставит под угрозу не только жизнь водителя, но и жизни других людей. Именно поэтому так важно вовремя заметить признаки неисправности и отправить авто в сервис. Мало того, для большей безопасности лучше вызвать эвакуатор.

При наихудшем развитии ситуации происходит разгерметизация датчика. В таком случае дальнейшее движение может привести к поломке двигателя. Для восстановления понадобится как минимум капитальный ремонт.

Когда происходит разгерметизация, отработанные газы попадают в заборный канал. При торможении лямбда-зонд начинает фиксировать огромное количество молекул кислорода. В результате система впрыска полностью выходит из строя.

Главный признак подобной неисправности — потеря мощности. Лучше всего это заметно на высоких скоростях. При этом постоянно слышится механическое постукивание под капотом. Неприятный запах и рывки также присутствуют.

Почему датчик выходит из строя

Самая распространенная причина выхода из строя лямбда-зондов – износ. В процессе работы через микропоры датчика проходят выхлопные газы очень высокой температуры. Тонкий слой диоксида со временем выгорает, оксидирует, его электрические свойства изменяются. В результате этого показания лямбда-зонда становятся недостоверными, по существу, он приходит в негодность. В этом случае всевозможные промывки, чистки, другие методы восстановления работоспособности бессмысленны.

Важность своевременной замены

Обычно срок эксплуатации лямбда-зондов невелик (от 10000 до 50000 километров пробега). Некоторые автолюбители не обращают внимания на увеличенное потребление топлива. Если учесть, что датчик как минимум на 25% увеличивает расход топлива, при среднем расходе 7 литров на 100 км, пробеге 10000 км общий расход составит около 700 литров.

При неисправном датчике перерасход будет под 200 литров. За стоимость этого топлива можно купить четыре датчика.

Своевременная замена лямбда-датчиков, соблюдение правил их эксплуатации имеет важное значение для экономии денежных средств, связанных с эксплуатацией автомобиля.

Читайте также  Как проверить датчик абс мультиметром?

Влияет ли датчик кислорода на расход топлива?

вообще-то я дилетант в машинах, но вопрос у меня такой тоже возник

в диагностике сказали, что моя старлетка будет кушать немного меньше, если поменять кислородный датчик (меньше — это не 9-10л. на 100км., а 8-9л.) так что делай выводы. удачи!

Считать, будто борьба за чистоту воздуха — дело пустое, может только житель барокамеры. Горожане давно вдыхают удушливый желтый угар, львиную долю которого «дарят» автомобили. Недаром нормы токсичности выхлопа с каждым годом ужесточаются. Конструкторы оттачивают двигатели под «чистый» выброс и экономичность в ущерб мощностным показателям, многократно усложняя его. А чем больше узлов в механизме, тем больше вероятность его поломки. Снижать уровень токсичности помогает каталитический нейтрализатор (или просто катализатор) в системе выпуска. Делать выхлоп максимально чистым он может только при соблюдении ряда условий. Одно из них — стехиометрическое соотношение топливной смеси, когда на каждую часть бензина приходится 14,7 части воздуха. У исправного впрыскового автомобиля расход топлива зависит в основном от длительности импульсов форсунок. Ее задает блок управления двигателем (EFI, или «эфишка» в автослесарской среде). При работе мотора блок собирает информацию с датчиков, обрабатывает ее и открывает форсунки. Однако точное количество «впрыснутого» бензина неизвестно — инжекторы засоряются, может измениться давление топлива в магистрали или плотность воздуха. Для четкой работы двигателя «мозгам» нужна обратная связь -необходимо знать, как прошло горение в цилиндрах. За эту информацию отвечает лямбда-зонд, или датчик кислорода. Если сигнал на нем слабый — значит, в отработавших газах избыток кислорода, то есть смесь бедная. «Эфишка» немедленно увеличит время открытия форсунок. При избыточно богатой смеси длительность импульса форсунок снижается. Таким образом, состав топливной смеси в работающем двигателе корректируется ежесекундно (а то и чаще). В некоторых современных иномарках установлено несколько лямбда-датчиков. Тогда блок управления не просто изменяет продолжительность импульсов одновременно на всех инжекторах, но и контролирует состав смеси в каждом цилиндре (или группе цилиндров) отдельно. Кроме того, «эфишка» отслеживает состояние каталитических нейтрализаторов (и их бывает несколько). Для этого в выпускной трубе после катализаторов стоят. датчики кислорода! Таким образом, в автомобиле с многоцилиндровым двигателем порой насчитывается более десятка лямбда-зондов. Выходят из строя они практически одновременно. Но в большинстве неновых иномарок, прописанных в России, датчик всего один. Этилированный бензин, «текущие» колпачки, изношенные поршневые кольца, а также бутылочки с яркими этикетками, содержимое которых заботливые владельцы так любят заливать в бак, могут «убить» датчик в считанные дни. Уровень сигнала с него снижается, «эфишка» решает, что смесь бедная, и обогащает ее. В итоге расход топлива растет, а катализатор потихоньку забивается. Столкнувшись с проблемой непомерного аппетита машины и сообразив, что виновен датчик кислорода, умелец поступает просто (знай наших!): сдергивает провода! Теперь сигнала с датчика нет вообще. «Эфишка» «понимает», что датчик приказал долго жить, зажигает лампочку «Check» (не на всех моделях, поскольку неисправность считается мелкой) и включает обходную программу. Задача этой программы — несмотря ни на что (включая расход топлива), добраться до места ремонта. Тут на заправках не сэкономить. Попытка сымитировать сигнал от датчика не лучше — компьютер, обнаружив, что сигнал с лямбда-зонда не меняется со временем, решает, что он испорчен. Далее — по проторенной дорожке, как при выдергивании проводов. Что же делать, если расход топлива резко подскочил? Первым делом — измерить уровень СО во всех режимах двигателя. Если укладывается в технические нормы для автомобиля (но не требования ГОСТа — он для впрысковых машин излишне либерален!), то двигатель в перерасходе не виноват — ищите другую причину. Может, вы просто ездите на спущенных колесах или темперамент вносит свою лепту? Если двигатель работает неустойчиво на холостом ходу, норовя заглохнуть, а свечи черные, но прогретый ведет себя примерно — виноват, скорее всего, датчик кислорода — прогревшись, он начинает работать нормально (могут быть и другие причины такой неисправности, но вероятность их много ниже). Убедиться в этом можно, лишь проверив сам датчик, а для этого нужны специальные приборы — уж больно слаб сигнал с него, обычный тестер не подойдет. Во всем мире поступают просто: заменяют датчик новым (а это 200-300 долларов). У нас. как всегда, собственные пути: можно приобрести датчик подешевле, от другой машины. (Все датчики одинаковы; «мерседесовский», от «Тойоты» или «десятки» различаются монтажными размерами да разъемом.) Можно купить оригинальный датчик б/у, что чревато пустыми тратами: на нем не написано, в каком он состоянии, а проверить его сумеете только на автомобиле. А можно — восстановить старый! Во Владивостоке технология «оживления» лямбда-зонда уже отработана. Оказывается, достаточно продержать датчик десять минут в ортофосфорной кислоте при комнатной температуре, затем промыть водой — и он снова в строю. Правда, сигнал восстанавливается не сразу, а через час-полтора работы двигателя. Для промывки датчик лучше вскрыть. На токарном стаже тонким резцом срезают у самого основания колпачок с отверстиями. Датчик (он представляет собой керамический стержень с напыленными платиновыми полосками) окунают в кислоту. Кислота разрушает нагар и свинцовую пленку на поверхности стержня. Важно не передержать датчик — могут разрушиться токопроводящие платиновые электроды. Зачищать его шкуркой или другим абразивом нельзя по той же причине. Очистив стержень от токопроводящей пленки, его промывают в воде и крепят колпачок каплей нержавеющей проволоки аргоновой сваркой. Ученые из дальневосточного отделения РАН предлагают другой путь восстановления — более сложный и весьма надежный. Как известно из физики, плотность тока в газах определяется концентрацией ионов, их подвижностью и величиной заряда. В выхлопных газах ионы образуются от нагрева. Поскольку температура (стало быть, подвижность ионов) и напряженность поля (на электроды подается напряжение 1 В) известны, выходные его характеристики зависят лишь от концентрации ионов. Их замеряют осциллографом и частотомером (около 2 МГц). Далее на ультразвуковом диспергаторе в эмульсионном растворе проводится «мягкая зачистка» напыленных электродов. Возможен электролиз вязких металлов, осевших на их поверхности. При этом учитываются конструктивные особенности зонда и материал (металлокерамика или фарфор) с напылением малоинерционных металлов (платина, барий, цирконий и пр.). Восстановленный датчик испытывают приборами и устанавливают на автомобиль. Операцию можно проводить многократно. Так российские инженеры и ученые доказали справедливость пословицы: «Голь на выдумки хитра», сумев разработать простую и остроумную технологию.

Что такое лямбда-зонд и как он помогает экономить топливо

Электронное устройство лямбда-зонд до сих пор для некоторых автомобилистов загадка. Толком неясно, зачем оно существует, что контролирует, и на какие процессы влияет. А когда его функционирование начинает сказываться на двигателе, и вовсе перестают понимать, что с этим делать.

В этой статье мы постараемся ответить на вопросы касательно лямбда-зонда. С какой целью и кто придумал это устройство? Что оно делает, и почему благодаря лямбда-зонду экономится топливо?

Читайте также  Как проверить исправность датчика массового расхода воздуха?

Что такое лямбда-зонд

Название происходит от греческой буквы лямбда (λ), которой в технической литературе обозначают коэффициент избытка воздуха в топливовоздушной смеси. Именно от этого коэффициента зависит эффективность сгорания топлива.

На самом деле, лямбда-зонд является датчиком кислорода (так его называют в каталогах запчастей), который устанавливают в выпускной коллектор. Он измеряет содержание остаточного кислорода в отработавших газах, как результат сгорания топливовоздушной смеси, подаваемой в цилиндры ДВС.

Чтобы сжечь 1 кг топлива требуется около 14,7 кг воздуха (в котором 21% кислорода). Это соотношение обозначают коэффициентом λ=1, и оно соответствует оптимальному соотношению мощность-расход топлива.

При меньшем количестве воздуха, смесь называют обогащенной , т.к. в ней топлива больше. В данном случае топливо сгорает не полностью, и вместо углекислого газа СО2 в выхлопе появляется ядовитый угарный газ СО, а также остатки топлива. Это экологические потери. Технически же наблюдается повышенный износ катализатора, а за увеличение мощности мотора при λ=0,8-0,9 приходится расплачиваться повышенным расходом топлива. При дальнейшем уменьшении содержания кислорода в смеси мощность двигателя падает.

При избытке воздуха (кислорода), смесь называют обедненной , т.к. в ней топлива меньше, чем нужно. При значительном избытке кислорода, топливная смесь хуже воспламеняется, в связи с чем появляются перебои в работе двигателя, а часть несгоревшего топлива попадает в выхлопную систему. Это наносит экологический ущерб, снижает мощность и долговечность двигателя, и также выводит из строя катализатор.

Получив информацию от лямбда-зонда о неправильном составе топливовоздушной смеси, ЭБУ системы впрыска топлива производит корректировку смеси путем изменения продолжительности впрыска топливных форсунок (инжекторов).

Становится ясно : лямбда-зонд – устройство, требуемое для правильной и эффективной работы двигателя . Оно позволяет серьезно (до 15%) экономить топливо , а также играет важную роль в очистке выхлопных газов.

Кто изобрел, и на каком авто впервые применили

Кислородный датчик в 1975 году изобрели инженеры компании Robert Bosch в ответ на требования природоохранных органов США ввести контроль за автомобильными выбросами. Изначально лямбда-зонды устанавливались только на бензиновые авто с системами впрыска (инжекторные).

Первое поколение лямбда-зондов выдерживало 20 000 км пробега. А первой машиной, на которую в 1977 года начали устанавливать датчики, стала 244-ая модель Volvo.

Второе поколение лямбда-зондов появилось в 1982 году. Эти датчики уже могли выдерживать бОльшие температуры и срок службы.

Крупнейшие производители лямбда-зондов : компании Bosch (Германия), Denso (Япония), NGK (Япония), Delphi (Соединенное Королевство) и Profit (Чехия).

Лямбда-зонд – виды, конструкция, куда устанавливают

Конструктивно бывают разные по форме – цилиндрические и плоские.

По принципу действия лямбда-зонды бывают двух видов:

  • двухточечный – показывает отклонение от нормы больше/меньше;
  • широкополосный – современная и дорогая версия с возможностью показывать, на какую величину и в какую сторону содержание кислорода отклонилось от нормы.

Керамика для наконечника двухточечного лямбда-зонда может изготавливаться на основе оксида циркония и оксида титана.

Циркониевая лямбда – самый простой кислородный датчик, не дорогой, но и менее прочный. Для работы такого датчика нужен доступ наружного воздуха, поэтому он плохо держит «удар грязью».

По сути, это два электрода – внешний и внутренний. Электроды очень чувствительны к ионам кислорода. Внешний реагирует на их количество в выхлопных газах. Внутренний контактирует с наружным воздухом, и при разном кол-ве кислорода между электродами возникает разница потенциалов (напряжения).

Особенность таких датчиков – способность работать при высоких температурах (300-400 о С). В современных датчиках используют принудительный подогрев, чтобы они могли работать на холодном двигателе.

Титановый датчик герметичный, быстрее реагирует на изменения состава выхлопа, дольше служит, и дает более точные показания. Однако, его цена существенно выше.

Внешне лямбда-зонды разных видов очень схожи, но отличаются по количеству выходных проводов (контактов разъема) и параметрам сигналов.

Где устанавливаются

Лямбда-зондов в автомобиле может быть один или два. Когда датчик один, его ставят на входе катализатора. Две лямбды монтируют по обе стороны от катализатора, причем, на входе может быть установлен широкополосный, а на выходе – двухточечный, либо же оба двухточечные.

Рабочий ресурс лямбда-зонда

Зависит от материала керамики наконечника, наличия у зонда искусственного прогрева, и других факторов. В среднем современные датчики кислорода имеют срок службы около 60 000-80 000 км, но эксперты советуют их проверять каждые 30 000 км.

Неисправность лямбда-зонда – причины и как понять

Лямбда-зонд – один из самых «нежных» датчиков в автомобиле.

Как понять, что лямбда-зонд неисправен:

  • увеличение расхода топлива;
  • индикация «сhесk еngіnе»;
  • нарушение стабильности мотора на холостом ходу;
  • рывки в движении и ухудшение разгонной динамики автомобиля;
  • черный дым и нехарактерный запах выхлопных газов.

Впрочем, это довольно расплывчатые симптомы, ведь индикация «сhесk еngіnе» загорается при множестве разных сбоев в ЭБУ, в том числе и при некачественном топливе. Точный ответ может дать только диагностика на СТО, с которой не стоит затягивать. Дело в том, что неисправный лямбда-зонд может значительно сократить ресурс катализатора, и вывести из строя иные узлы и детали. В итоге ремонт обойдется в большую сумму.

Причины выхода из строя лямбда-датчика:

  • закончился рабочий ресурс;
  • некачественное топливо с большим содержанием свинца;
  • перегрев системы выхлопа;
  • попадание на наконечник воды, грязи или тех. жидкостей (масла, тосола, тормозной жидкости);
  • неправильная установка датчика;
  • повреждения проводки.