Воздух в топливной системе бензинового двигателя

Воздух в топливной системе: чем опасен и как удалить

Воздух в герметичных системах — явление неприятное и уж точно не полезное.

И если бензиновые двигатели, в которых давление около 1.2 бар, легко справляются с воздушной пробкой, то для дизелей воздух в топливной системе — проблема.

Как воздух попадает в топливную систему

Если говорить совсем начистоту, то в любой топливной магистрали есть микротрещинки, микропоры, разболтавшиеся крепления, изношенные уплотнители.

Воздух попадает в систему через ТНВД — если уплотнения крышки насоса или вала нарушены, обратку на форсунках, треснувшие топливные шланги, места соединения магистрали и топливных фильтров.

Уплотнение крышки ТНВД

Все эти моменты уже делают систему негерметичной. И чем старше автомобиль, тем больше таких лазеек для воздуха.

Как проявляется воздух в системе:

  • двигатель нормально заводится на холодную, но дальше работает нестабильно;
  • мотор глохнет при разгоне и высоких нагрузках;
  • вяло реагирует на нажатие педали газа, троит и трясется;
  • чтобы мотор “схватился”, нужно дольше крутить стартером;
  • в совсем запущенных случаях машина не заводится ни от стартера, ни с помощью пусковых устройств, ни с толкача.

Да, эти же симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях. Но завоздушивание отличается вот чем: проблемы в работе двигателя проявляются спустя несколько минут после запуска.

Чем опасен воздух в топливной системе

ТНВД и дизельные форсунки во время работы смазываются исключительно топливом, которое через них проходит. Если в системе образовалась воздушная пробка, топливо попадает в двигатель в меньшем объеме, чем нужно. Машина заводится на остатках топлива в ТНВД, но оно быстро сгорает. А т.к. топлива поступает мало и медленно, обороты начинают плавать.

Топливная система дизелей

Насос работает всухую под огромными нагрузками — ведь ему нужно создать давление до 2500 бар. Смазочное голодание приводит к тому, что на элементах плунжера появляются задиры, металлические детали разрушаются друг о друга, в систему попадает металлическая стружка, которая изнашивает другие узлы. Причем проблема не решается, если заменить форсунки — нужно полностью удалять дизель со стружкой из системы, промывать ее.

Как удалить воздух из системы

Для начала нужно быть на 100% уверенным, что система завоздушена. Можно сделать диагностику самостоятельно, но это длительный процесс. Который, к тому же, требует определенных знаний и навыков: нужно будет отсоединять-присоединять магистрали, сливать топливо, частично разбирать узлы системы. Как минимум, нужно хорошо знать устройство топливной системы и отдельных узлов, понимать, как что работает и за что отвечает.

Если вы все решили сами проверить топливную систему, для начала осмотрите моторный отсек и днище автомобиля по всей длине топливных магистралей — все стыки, соединения, потеки, даже жирные пятна. Возможно, повреждена только магистраль и вы отделаетесь легким испугом. Если с магистралями порядок, делаем следующее:

  • отключите ТНВД от прямой и обратной магистралей, возьмите прозрачную пластиковую емкость объемом до 5 литров с чистым дизелем, две метровые трубки, хомуты для крепления конструкции;

  • присоедините шланги к ТНВД — вместо магистрали и обратки;
  • удалите воздух из ТНВД. Для этого емкость с дизелем нужно расположить выше насоса, открутить штуцер обратки на насосе, откачать воздух, закрутить штуцер;
  • заведите мотор на 3-5 минут.

Дальше действуйте в два этапа:

  • оставьте емкость с топливом выше насоса на 8-10 часов. Если по истечении этого времени двигатель заведется и будет работать нормально, значит, воздух подсасывает из топливной магистрали;
  • теперь расположите емкость ниже насоса и тоже оставьте на 8-10 часов. Если мотор не запустился или запустился, но работает некорректно, воздух попадает в систему через ТНВД. Если двигатель нормально завелся и работает, “подсасывает” обратка форсунок.

Таким же методом можно проверить топливный фильтр и подкачивающий насос.

Эта нехитрая, но долгоиграющая диагностика может показать как несколько лазеек для воздуха, так и ни одной. Тогда остается один вариант: воздух попадает в систему через топливный бак.

Все же лучше доверить диагностику и ремонт специалистам — на профильных СТО есть специальное оборудование, квалифицированные специалисты, которые действуют по проверенным алгоритмам.

Профилактика

Вообще, в 99% случаев воздух попадает в систему из-за некачественного ухода. И, как известно, проблему проще и дешевле предотвратить, чем устранять. Поэтому ответственный водитель должен:

  • регулярно проверять состояние топливной системы, менять расходники и фильтры;
  • выбирать качественные фильтры и расходники;
  • заправлять хорошее топливо;
  • вовремя менять изношенные элементы — трубки, хомуты;
  • своевременно обслуживать форсунки;
  • если появились подозрения, что двигатель работает некорректно, сразу ехать на диагностику.

Диагностика и ремонт топливной аппаратуры

Все рубрики

  • Двигатели
  • Турбины
  • МКПП и АКПП
  • Топливная аппаратура
  • Амортизаторы
  • Акции
  • Новости
  • Пневмобаллоны
  • Автокондиционеры
  • Чип-тюнинг
  • Стартеры
  • Генераторы
  • Отопители
  • Развал-схождение
  • Электромобили
  • Тормозная система
  • Рулевое управление

Последние статьи

Ремонт мотора и батареи Tesla Model X, Model S: три кейса Master Service Electro

С Днем Независимости!

Выгодно покупаем б/у рулевые рейки от автомобилей иностранного производства

Диагностика и ремонт Tesla удаленно: как это работает?

Хотите ремонт автомобиля по адекватной цене?

Мы используем качественные комплектующие из разных ценовых сегментов, ориентируясь на пожелания клиента.

Воздух в топливном фильтре

Одна из частых проблем автолюбителей – пузырьки в топливном фильтре. Откуда они берутся? Что делать, если вы заметили их наличие?

Что делает топливная система? Она должна хранить и подавать топливо в камеру цилиндра (где оно может смешаться с воздухом), где происходит испарение и сжигание для выработки энергии. Бензиновое горючее или дизтопливо находится в топливном баке. Насос системы производит подачу через карбюратор или топливный фильтр горючего через топливопроводы в камеру цилиндра, чтобы оно там сгорало для получения энергии. Именно фильтр — ключ к тому, чтобы топливо доставлялось исправно.

Если осложнен запуск двигателя, то обратите внимание на исправность мотора. Поломка определяется по таким признакам: до того, как автомобиль начинает движение, двигатель сразу (должным образом) не запускается; потом определенное время работает неравномерно, нет реакции на педаль газа. Тогда надо покрутить мотор стартером, автомобиль заведется, а мотор начнет работать ровно. Западание в топливный бак грязных частичек или мусора приводит к неизбежным проблемам в работе вашей машины. Обязательно бак надо вымыть, отверстия прочистить. Обратите внимание на то, что выскакивает из трубы выхлопа.

Если в цилиндры доходит горючее, при прокрутке стартером из трубы выхлопа должен идти дымок. Следует выяснить, доставляется ли топливо в цилиндры. Возможная причина нарушения доставки горючего – воздух, который мог попасть в магистраль системы. Существует множество причин, вызывающих попадание воздушных пузырьков в топливную систему. Как правило, это случается с машинами, насчитывающими по нескольку лет эксплуатации. Из-за уплотнений топливного фильтра недолжного качества, из-за износа топливных шлангов, из-за заржавевших топливных трубок, нарушений уплотнения крышки топливного насоса и причин аналогичного рода в системе подачи топлива сбои и происходят.

В топливном фильтре воздух: что делать?

Если в системе повреждены уплотнения, горючее может стекать в бак в любых местах. Часть его иногда остается в самой полости насоса (это позволяет запустить мотор), но уже спустя минуты две-пять весь насос будет полностью залит топливом. Тогда будет подсос воздуха уже в магистраль.

В самом начале нужно произвести осмотр машины снизу, затем топливный насос отключить от магистралей машины.

Удалите воздух с помощью топливного насоса, когда вы уже вскрыли топливную систему или же удостоверились, что бак совсем пустой.

Чтобы очистить двигатель-дизель, существуют топливные фильтры, различающиеся по тонкости фильтрации, своей пропускной способности. Главная функция фильтра – отделять воду, которая удаляется с помощью сливной нижней пробки.

Вверху корпуса фильтра есть насос ручной подкачки, удаляющий из топливной системы воздух. Если даже после того, как проведена прокачка системы, запуск мотора затруднен, мощность не развивается, то можно определенно сказать, что в системе произошел подсос воздуха, т.е. в топливном фильтре – воздух, о чем свидетельствуют и воздушные пузырьки воздуха в горючем.

Обнаружение места подсоса воздуха – дело несложное, т.к. обычно это происходит в месте утечки топлива. Когда подсос устранен, обязательно надо удалить из топливной системы воздух.

Для того чтобы удалить воздух из топливной системы, требуется ослабить пробки, чтобы выпустить воздух из корпуса насоса высокого давления, а затем следует прокачивать ручным насосом топливную систему до тех пор, пока оттуда не начнет вытекать топливо без содержания в нем пузырьков воздуха.

Читайте также  Как устроена топливная система дизельного двигателя?

Внимание! Во время проведения процедуры по удалению воздуха аккумулятор должен быть достаточно разряжен, и все составляющие элементы топливной системы проверены на герметичность.

Пузырьки в топливном фильтре: другие возможные причины

Воздух также попадает в топливную систему в результате замены фильтра. Надо перепроверить все проделанные работы. Если не получается найти утечку найти, установите в системе низкое давление и прислушайтесь, смотрите, есть ли утечка воздуха. Удалите воздух:

  • снимите и прочистите топливную трубку;
  • положите трубку в емкость с водой, где пузырьки будут ясно видны;
  • поврежденную трубку следует заменить.

Еще одна причина появления пузырьков в фильтре – возникающая вибрация из-за ослабления крепежных винтов топливной трубки. В данном случае следует только надежно закрепить винты.

Воздух в топливную систему может попасть, если во время поездки закончилось топливо. Если залили новое горючее, но двигатель не заводится, значит – система завоздушена. Что делать?

  • открутите болт крепления фильтра, не вынимая его;
  • залейте через отверстие болта солярку в фильтр;
  • закрутите болт на место;
  • немного ослабьте гайку штуцера на форсунках (1й или 2х);
  • потихоньку завести машину;
  • когда солярка начнет брызгать из-под гаек, затяните их на место.

НИВА КЛУБ

International Niva Club

  • Список форумовАвто — ТехникаТехнический раздел Lada NIVA Legend (Лада 4х4 Нива)Двигатель инжекторный
  • Поиск
  • Ссылки
    • Темы без ответов
    • Активные темы
    • Поиск
    • Интернет-магазин «НИВА ШОП»

    Воздух в топливной рампе

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Fanfarin » 03 ноя 2020, 18:46

    Всем привет.
    Имеется Ваз 21214 2011 года.
    Проблема — Не заводится.
    началось еще летом.
    Чтобы завести машину нужно снять трубку с топливной рампы и тогда оттуда выплюнет бензин с воздухом. После этого заводится и едет как часы.
    В выходные правда после того как машина завелась движок какое-то время работал на 3х цилиндрах, но проехали меньше 50 метров и все пришло в норму. Стоит заглушить двигатель и в 99% случаев снова спускай воздух (пары?). Практически каждое утро перед работой исполняется такой вот ритуал.
    Свечи стояли NGK. На них проехали тысяч 80, но в связи с этой проблемой их заменили сначала на те же NGK — не помогло. Кто-то сказал «NGK фигня. ставь вазовские». Но и с ними та же фигня началась.
    Бензонасос тоже чистый.

    Очень надеемся на вашу помощь.

    з.ы. Сам я не водитель и машина не моя. Все со слов хозяина.

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Колян69 » 03 ноя 2020, 18:51

    У тебя РДТ дырявый, замени.

    А шланга на рампе нету, там трубка, и она всегда под давлением.

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Fanfarin » 03 ноя 2020, 19:12

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Колян69 » 03 ноя 2020, 19:16

    Там диафрагма, он связан с ресивером.

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Fanfarin » 03 ноя 2020, 19:32

    Колян69 писал(а): ↑ 03 ноя 2020, 19:16 Там диафрагма, он связан с ресивером.

    Благодарю огромное за ссылку. Почитали.

    «Завтра посмотрю»
    Благодарю за помощь

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение G.A.R. » 05 ноя 2020, 13:28

    Проверь давление в топливной рампе, если на заглушенном моторе педает, нужно искать причину, возможно РДТ либо возможно форсунки травят.

    У меня проблема была в недержащих давления форсунках. Их мыть если не поможет — под замену.

    При такой неисправности наблюдается также падение мощности и плохой запуск.

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Эксплуататор » 05 ноя 2020, 16:32

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Колян69 » 05 ноя 2020, 16:38

    У меня не льют

    Отправлено спустя 4 минуты 25 секунд:

    Далеко не факт. Так ведёт себя обратный клапан насоса.

    РДТ проверяется не так.

    На работающем моторе пережимаем шланг РДТ, давление должно вырасти примерно до 3.5Ат

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Эксплуататор » 05 ноя 2020, 21:28

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Колян69 » 05 ноя 2020, 21:30

    У меня на Ниве на прошлой умерла 1 форсунка в одночасье.

    Там не то что не герметичность, там просто на вылет

    На ЗМЗ 405 2 просто чуть ссали, был трудный горячий пуск.

    Отправлено спустя 5 минут 7 секунд:
    Иногда промывка не помогает. Износ иглы. Но я обычно тыщам к 150-180 просто меняю, а те что стояли на стенд, и в запас.

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение G.A.R. » 07 ноя 2020, 09:13

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Колян69 » 07 ноя 2020, 09:28

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение Fanfarin » 14 май 2021, 22:11

    ВСем привет. Продолжается эта «эпопея». Было заменено 3 РДТ . Вначале когда только поменяешь машина работаетнормально, но через какое-то время начинается по новой.
    Симптомы значится следующие. Когда машина холодная заводится хорошо. Когда же прогревается градусов до 90 начинает какбы пинасться что ли. Сегодня при мне она отказалась ехать на горячую Встали через 300 метров от гаража. Батя спустил бензин с рампы но все равно еще не сразу машина завелась, еще пару раз спустить пришлось. Со слов бати «Похоже когда машина прогревается градусов до 90 бензин вскипает и в рампе получается пар. И пока его не спустишь, или пока машина не остынет никуда не поедешь. Встали у магазина батя машину не стал глушить. Пока он ходил, немного погодя я почувствовал толчки которые кажется все сильнее нарастали. через минуты 4 мы уже поехали на дачу и слава богу нормально доехали. Если проверить маноментром рдт, то они все как бы целые — давление держат.
    очень надеемся на свежие мысли

    UPD: Про форсунки я ему скажу. Может действительно их нужно помыть или вообще заменить. Хотя сам он упорно не верит что это форсунки.

    Воздух в топливной рампе

    Сообщение G.A.R. » 19 май 2021, 14:47

    Бензин не вскипит в рампе при 90 гр., т.к. он там (в рампе) находится под давлением 2,5 бар (если все исправно), соответственно температура его закипания гораздо выше, чем при атмосферном давлении. Какое давление бензина в рампе?

    Катушка зажигания, свечи исправны? Клапана не зажаты случаем? Какая компрессия на горячем моторе?

    Не поступает бензин в камеру сгорания бензокосы: основные причины и способы устранения

    Если в цилиндр триммера не поступает бензин, то работать такой двигатель не будет.

    Когда такое происходит, нужно быстро найти причину данной неисправности.

    Ведь без этого невозможно определить способ исправления ситуации, потому что отсутствие топлива может быть вызвано не только какой-то поломкой, но и неправильной эксплуатацией триммера.

    Устройство и работа системы подачи топлива бензотриммера

    Чтобы правильно определить причину отсутствия бензина в цилиндре двигателя, необходимо изучить устройство и работу системы подачи топлива таких моторов.

    Бензобак находится заметно ниже двигателя, поэтому топливо поступает двумя способами:

    • принудительная подкачка с помощью праймера;
    • засасывание проходящим через карбюратор потоком воздуха (эффект Вентури).

    Чтобы запустить мотокосу, которую какое-то время не эксплуатировали, необходимо сначала подкачать бензин, чтобы он заполнил трубопровод и карбюратор, образовав тем самым замкнутую систему.

    Праймер изготовлен в виде резиновой кнопки, которую нажимают пальцем, а однонаправленное движение бензина обеспечивает клапан.

    Когда оператор подкачал топливо, затем выполнил остальные подготовительные мероприятия, о которых мы рассказывали тут, и двигатель заработал, включается второй способ подачи топлива. Когда поршень движется вниз во время такта впуска, в камере сгорания бензокосы появляется разряжение, которое засасывает атмосферный воздух через воздушный фильтр.

    Основу карбюратора составляет трубка Вентури, работающая по тому же принципу, что и популярный в СССР пульверизатор из пылесоса и обычной стеклянной банки.

    Проходящий поток воздуха увлекает за собой капельки топлива, причем соотношение воздуха и бензина в готовой смеси зависит от диаметра жиклера, ограничивающего поступление горючей жидкости.

    Чем быстрей крутится вал двигателя, а также чем сильней оператор нажимает на курок газа, тем выше скорость воздушного потока, проходящего мимо жиклера, а значит, больше топлива поступает в двигатель за единицу времени.

    Причины прекращения поступления топлива

    Вот причины, по которым топливо не поступает в цилиндр:

    • закончился бензин в баке;
    • при запуске двигателя не подкачали топливо праймером;
    • неисправен праймер;
    • из-за неправильного наклона завоздушилась топливная система;
    • негерметична топливная система;
    • засорилось вентиляционное отверстие бензобака;
    • карбюратор забило грязным топливом.

    Закончился бензин

    Первым признаком того, что бензин в баке закончился, является нестабильная работа мотора, который несколько секунд то сбрасывает, то кратковременно поднимает обороты, иногда «чихает», затем глохнет и больше не заводится.

    Определить причину несложно – достаточно поглядеть на топливный бак – он прозрачный, поэтому всегда виден уровень горючего.

    Чаще всего с такой причиной встречаются неопытные владельцы триммеров, которые не умеют определять время работы на одной заправке. Никакого вреда мотору триммера это не приносит, но после заправки бака топливом необходимо прокачать горючее по системе, если же доливать бензин до того, как он закончится, то можно обойтись без подкачки.

    При запуске двигателя не подкачали топливо праймером

    Эта причина также свойственна неопытным владельцам мотокос, которые еще не довели выполнение этого действия до уровня рефлекса.

    Никаких негативных последствий, кроме беспокойства о возможной поломке аппарата, пренебрежение подкачкой топлива не даст, а вот излишние переживания могут привести к поломке техники.

    К примеру, неопытный пользователь, попытавшийся запустить двигатель и не сумевший этого сделать, начинает неосознанно прикладывать к тросу стартера слишком большое усилие, забывая при этом выбрать свободный ход, что может привести к поломке механизма.

    Неисправность праймера

    Чаще всего причиной такой неисправности становится зависший клапан, который не перекрывает движение топлива в обратном направлении при нажатии на кнопку праймера.

    Чтобы достоверно определить причину без разборки аппарата, 30–50 раз дергайте трос ручного стартера с обязательным выбором свободного хода, но без передышек. Если это приведет хотя бы к «чиханию» двигателя, значит проблема действительно в праймере, поэтому триммеру требуется ремонт.

    Из-за неправильного наклона завоздушилась топливная система

    Вызванное неправильным наклоном завоздушивание топливной системы происходит следующим образом:

    • изменение положения приводного вала меняет угол наклона топливного бачка;
    • бензин, следуя силе притяжения, стремится вниз и оказывается в стороне от всасывающей трубки;
    • воздух через всасывающую трубку попадает в топливную систему и после выработки горючего, находящегося в трубке и карбюраторе, двигатель перестает получать бензин;
    • после всасывания даже небольшой порции воздуха, создаваемого двигателем разряжения уже недостаточно для эффективного продвижения топлива по системе, поэтому даже возвращение к нормальному углу наклона все приводит к остановке мотора.

    Негерметична топливная система

    Эта самая опасная причина, ведь помимо нарушения подачи бензина к двигателю, она может привести к воспламенению вытекающего горючего, что чревато серьезными ожогами или пожаром.

    Чаще всего источником проблемы становится либо протекающий уплотнитель, либо поврежденный или соскочивший шланг.

    Любой из дефектов приводит к завоздушиванию топливной системы, а главным проявлением являются капли бензина и сильный запах.

    Засорилась вентиляционная трубка бензобака

    Несмотря на герметичность топливной системы, в бензобаке предусмотрено отверстие для подачи воздуха, компенсирующего потраченное горючее. На подавляющем большинстве триммеров через вентиляционное отверстие проходит шланг, это защищает горючее от пыли и грязи.

    Скорость движения воздуха через трубку невелика, поэтому пыль или грязь не засасывает в нее, благодаря чему топливо и не загрязняется. Если эта трубка забита, то возникающее в баке разряжение компенсирует разряжение, создаваемое поршнем, поэтому движение топлива прекращается.

    Карбюратор забило грязным топливом

    Некачественный бензин с большим содержанием смол и различной грязи может забить каналы карбюратора и нарушить работу всех систем подачи топлива.

    На разных режимах работы мотору требуется топливовоздушная смесь с определенной пропорцией воздуха и бензина, если пропорции меняются, нарушается работа мотора.

    Исправный карбюратор моментально реагирует на изменение режима работы силового агрегата, в том числе на увеличение нагрузки, корректируя количество топлива, однако засорение лишает его этой способности. Результатом может стать как сильное падение мощности и оборотов, так и полная остановка мотора.

    Что делать, если бензин не поступает в мотор?

    Все работы по определению и устранению причин делятся 2 части, то есть, что можно сделать:

    • в полевых условиях, имея под рукой лишь штатный спецключ;
    • только с использованием специальных инструментов и оборудования.

    В полевых условиях

    Если триммер заглох или стал неправильно работать, а вы подозреваете, что причиной этого является отсутствие топлива в моторе, то в поле действуйте так:

    1. Выключите зажигание и снимите аппарат с плеча.
    2. Убедитесь, что в бачке есть топливо, если оно закончилось, то вы нашли причину, поэтому залейте новое горючее, прокачайте праймер и продолжайте работу.
    3. Если же бензин в баке есть, то дождитесь остывания мотора и прокачайте горючее праймером, а затем внимательно осмотрите и обнюхайте всю топливную систему. Появление мокрого пятна или капель, а также резко усилившийся запах горючего говорит о неисправности, которую невозможно устранить в полевых условиях.
    4. Если же утечки бензина нет, прокачайте топливо праймером, нажав на него 3–5 раз, затем переведите триммер в режим запуска и несколько раз плавно, но сильно дерните за трос ручного стартера.
    5. Если и это не помогло, то выкрутите свечу и убедитесь, что она сухая (мокрая свеча говорит о проблеме, которую невозможно решить в полевых условиях), прокачайте праймером 10–15 и переведя триммер в режим запуска, 20–30 раз медленно, но плавно дерните за трос ручного стартера. Отсутствие положительного результата говорит о дефекте, который можно устранить только в условиях мастерской, пусть даже домашней.

    С использованием специального инструмента и оборудования

    Чтобы определить, а затем устранить причину, действуйте от простого к сложному, то есть сначала проводите те проверки, которые требуют минимум оборудования и усилий, то есть протестируйте:

    • работу газораспределительного механизма;
    • работу системы зажигания;
    • состояние топливного и воздушного фильтра.

    Убедившись, что все описанные выше действия не обнаружили причину неисправности, разбирайте топливную систему, затем проверяйте каждую деталь отдельно. Если вы не знаете, как это сделать, обратитесь в мастерскую.

    Полезные видео

    Предлагаем посмотреть несколько видео роликов на тему неисправности двигателя мотокосы.

    Если карбюратор не закачивает топливо:

    Не поступает бензин после зимнего хранения:

    Карбюратор не прокачивает топливо:

    Заключение

    Если к мотору триммера перестал поступать бензин, то у этого есть какая-то причина. Правильное обслуживание и грамотная эксплуатация триммера помогут избежать части причин, однако в остальных случаях аппарату потребуется ремонт.

    Теперь вы знаете, что можно сделать на месте покоса травы, а также, как поступать в тех случаях, когда устранить причину в поле не удалось.

    Как выгнать воздух из топливной системы

    Иногда так случается, что топливная система «хватает» воздух, это называется «завоздушить систему». Но если для владельца бензинового автомобиля это не проблема, то воздух в топливной системе дизеля — настоящая проблема. Владелец карбюраторного авто просто подкачает бензин посредством штатного бензонасоса и поедет себе дальше. Владельцу автомобиля с впрысковой системой питания и погружным (в бензобаке) электрическим насосом несколько сложнее, однако не слишком — достаточно запустить стартер посредством ключа зажигания, и (если полностью исправна топливная система, бензонасос, форсунки и т.п.) автомобиль заведется. А вот некоторые конструкции автомобилей с дизельными системами питания кроме как на автосервисе, запустить не получится. Об этом мы сегодня и поговорим.

    Откуда в системах берется воздух?

    Воздух в топливной системе «случается» по самым разным причинам и попадает он туда самыми разными способами. В любых топливных магистралях всегда имеются микропоры и микротрещины, а на стыках и соединениях, и уж тем более в подношенных старых автомобилях — их в разы больше, чем в автомобилях новых.

    Бензин (газ)

    Бензиновые топливные системы имеют в своем составе:

    • топливный бак;
    • топливные магистрали (бензопроводы);
    • топливный насос;
    • топливных фильтров два — грубой и тонкой очистки топлива;
    • карбюратор (понятно для какой системы) либо рампу и форсунки для впрыскового инжекторного мотора.

    Давление топлива в таком двигателе (в том числе и оснащенным газобаллонным оборудованием — ГБО) не превышает 1,2 бар, и появление в системе воздуха не критично.

    Дизель

    Дизельные топливные системы имеют в своем составе те же: топливный бак, топливные магистрали и топливные фильтры. И причем, их даже бывает несколько, в зависимости от сложности конструкции. Но, помимо «просто» топливного насоса подкачки, в дизелях используется так называемый ТНВД — Топливный насос высокого давления. В зависимости от специфики системы питания, от продолжительности впрыска, от величины цикловой подачи топлива и т.п. — существует целый список разновидностей этих самых ТНВД. В рядных двигателях старых конструкций с числом цилиндров до 6 давление впрыска может достигать «всего» 550 бар, а в современных — до 950 и даже до 1350 бар. Это — специфика дизеля, при таком давлении топливовоздушная смесь воспламеняется самопроизвольно, и система зажигания ему не нужна. Именно поэтому наличие воздушной пробки в такой системе — весьма и весьма критично.

    Основные симптомы попадания воздуха в топливную систему дизеля

    Если топливная система дизельного двигателя «хапнула воздуха», как выражаются сами дизелисты, то основными признаками будут такие:

    • двигатель не запускает вовсе;
    • двигатель запускается, и даже «на холодную», но «грозится» вот-вот заглохнуть;
    • обороты набираются вяло, мотор работает нестабильно;
    • при нажатии на педаль акселератора имеются провалы, двигатель словно «захлёбывается»;
    • двигатель подтраивает, трясется;
    • после длительной стоянки двигатель, чтобы его завести, приходится все дольше и дольше крутить стартером, а по мере прогрессирования подобной неисправности, от стартера он уже и не заведётся;
    • не удается завести двигатель даже при помощи пускового устройства и/или на буксире.

    Топливная система автомобиля потребовала к себе пристального внимания.

    Неисправности топливной системы дизеля могут быть и другими, причиной может стать не только воздух, но на этот вопрос ответ сможет дать только специалист, вооруженный специальными знаниями и специфическим оборудованием.

    Воздух в топливной системе: что делать?

    Как работает топливная система и почему она завоздушивается? Во-первых, это случается при повреждении любой ветки магистрали — хоть прямой, хоть обратной, — именно так устроена топливная система дизельных двигателей. Во-вторых, в случае повреждения уплотнений в любом ее месте, по законам физики топливо самостоятельно стекает назад в бак. При этом какая-то его часть остаётся в полостях магистрали и того же насоса ТНВД, обеспечивая возможность (и вероятность) запуска ДВС, однако через время и оно заканчивается, отсюда те самые «судороги» и прочие нестабильности в работе мотора.

    В гаражных условиях своими силами можно попробовать изучить «глубину проблемы». Если в результате нижеприведенных исследований выяснится, что подсос воздуха в магистралях, то проблема решается быстро, прямо тут же, в гараже, путем «заделывания дыр». То есть, путем восстановления герметичности. Если проблема окажется в «высоких сферах» — в ТНВД, — то вам прямая дорога к специалисту.

    Самое главное — при самостоятельной работе — обращаться с ТНВД и шлангами-магистралями следует крайне осторожно и соблюдать строжайшую чистоту, поскольку даже малейшая песчинка, неосторожно попавшая в насос ТНВД, может нанести ему (и нанесет обязательно) непоправимый ущерб.

    Первое, что нужно сделать, это провести визуальный осмотр моторного отсека и всего автомобиля снизу, по всей длине топливных магистралей, по всем стыкам, соединениям и тп. Не только видимые повреждения трубопроводов и подтеки топлива, но «даже лишь» жирные пятна могут указывать на наличие проблемы.

    Однако иногда случается и так, что в месте (или в местах) подсоса воздуха никаких следов ни топлива, ни «жирности» не видно, поэтому — следующий этап.

    Отключаем ТНВД от прямой магистрали и «обратки» и запитываем его из отдельной емкости. Для этого нужна пластиковая и желательно прозрачная канистра на 4-5 литров, два отрезка шланга около 1,0 метра каждый и нужных диаметров, а также несколько хомутов для крепежа устраиваемой нами конструкции. Разумеется, повторюсь, что все наше «дополнительное оборудование» должно быть идеально чистым, и, во-вторых, речь тут идет о многолитровом грузовом дизеле. Для легкового авто «параметры» могут быть иными.

    Отсоединяем прямую и обратную магистрали от ТНВД и присоединяем свои приготовленные шланги. Наполняем нашу емкость отфильтрованным и/или отстоянным топливом, а хомуты нужны для того, чтобы после запуска ДВС наши шланги не выскочили из канистры и сама конструкция не развалилась.

    Теперь удаляем воздух из ТНВД. Приемов несколько, но один следует признать абсолютно не пригодным и не приемлемым — это прокручивание ДВС для засасывания топлива штатным стартером.

    Размещаем нашу емкость с топливом выше насоса ТНВД, отворачиваем болт штуцера «обратки» и отсасываем воздух. После чего вкручиваем болт на место. Запускаем мотор на 3-5 минут для удаления воздуха.

    Другой способ: помещаем нашу емкость выше ТНВД, снимаем подающий шланг с насоса и отсасываем топливо так, как мы это обычно делаем, переливая солярку из одной емкости в другую — ртом или специальной грушей. Когда топливо из шланга пойдет полноценной струей, одеваем его на штуцер насоса и затягиваем хомут. Теперь отворачиваем болт штуцера «обратки», и через открывшееся отверстие воздух выйдет сам — так называемый «эффект сифона». Как и в первом случае, запускаем мотор на 3-5 минут для окончательного удаления воздуха, и через 20-30 минут осуществляем повторный его запуск.

    Дальнейшие наши действия складываются в два этапа.

    Первый. Располагаем нашу емкость с топливом выше топливного насоса и оставляем автомобиль в покое на несколько часов, например, до утра. Если после этого мотор запустился и работает нормально, то факт подсоса воздуха в магистралях — налицо.

    Второй этап. Размещаем нашу емкость с топливом ниже ТНВД и снова оставляем авто на несколько часов.

    Последующий запуск может указать нам на два ответа:

    1. Если мотор не заработал или запустился, но начал работать с теми же симптомами и проблемами, то имеется подсос воздуха либо в самом ТНВД, либо в «обратных» магистралях топливных форсунок;
    2. Если мотор запустился без проблем и работает уверенно, значит место подсоса находится за пределами ТНВД.

    И дышать становится легче, поскольку ремонт ТНВД, и даже «просто замена» плунжерных пар, сопоставимы с ценой нового насоса.

    Хочу также добавить, что промывка топливной системы (без выше произведенных действий) эффекта не даст. Как показывает практика, после промывки воздух в топливной системе не исчезает.

    Как выгнать воздух из топливной системы дизеля? Это вопрос вопросов — никак! Только в условиях автосервиса посредством выше приведенных приёмов, а также при применении специального инструментария. Топливная система дизеля — это слишком капризная и своеобразная «штучка».

    И добавлю от себя ещё кое-что, весьма существенное.

    Опытные дизелисты и водители дальнобойщики в подобных советах не нуждаются, поскольку они и сами всё это знают и умеют. А вот с другой стороны, я не представляю себе владельца современной дизельной иномарки, который бы в своем гараже возился со всеми этими канистрами-вёдрами и шлангами-магистралями.

    Из опыта профессиональных дальнобойщиков

    Интернет полон всевозможных поучалок и лафхаков для владельцев дизельных авто и буквально кишит различными «советами бывалых».

    • и рекомендации заменить штатный заводской насос подкачки более производительным;
    • и «инсталлировать» в подающую магистраль банальную резиновую грушу;
    • и систематически регулировать и чистить резьбу сливной пробки топливного бака (и саму собственно пробку) от грязи и коррозии;
    • и, цитата: «…зимой по возможности регулярно поддерживать топливный бак полным, поскольку в полупустом баке образуются конденсат и воздушные пробки, проникающие затем в магистраль»;
    • и, ещё цитата: «…заправляться только на проверенных и/или брендовых АЗС»…

    Но вся беда заключается в том, что все приведенные советы, они — для всех и для всего, а конкретно вашему автомобилю (и конкретно вашей дизельной системе питания) нужна своя собственная уникальная процедура мер и уникальный порядок их выполнения.

    Одной из наиболее распространенных (и очевидных) причин завоздушивания топливной системы случается… банальная невнимательность и наша надежда «на авось» — авось дотянем до следующей заправки. Но — вот, не дотянули, машина заглохла. Мы налили солярки в бак из ведра, а двигатель не заводится. А всё потому, что:

    • одному дизельному мотору будет достаточно… просто включить-выключить зажигание несколько раз подряд, тогда штатный насос «дотянет» давление в системе до (или почти до) нормы, и двигатель заведется;
    • другому потребуется буксир и несколько десятков-сотен метров чистого асфальта (а то и вовсе метр-полтора);
    • а третьему – только на автосервис.

    Выбрать ближайший к вам профильный автосервис и найти «правильного» дизелиста вам поможет сайт Аutоbооkіng.

    автомобильный инженер, журналист,

    редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»

    Нужен ремонт ТНВД? Не откладывайте на потом! Найдите СТО прямо сейчас, воспользовавшись формой поиска ниже: