Гидрокрекинг или синтетика что лучше?

Минералка, полусинтетика, гидрокрекинг, ПАО…Все смешалось, кони, люди…

Благодаря постоянному появлению и быстрому введению в производство новых технологий удешевления моторных масел, а также большого количества лапши на уши противоречивой информации как на канистрах, так и на ойл-форумах, давайте попробуем разобраться.

Минеральное моторное масло — 1 группа масел в продаже давно не существует, даже моноградные масла и автолы представляют собой смесь минеральных и синтетических компонентов. Чистая минеральная база склонна к окислению, имеет низкий индекс вязкости, высокую испаряемость, высокую температуру застывания и низкую испарения, поэтому без большого количества присадок вообще не применяется для моторных масел. Чтобы этого не происходило, в минеральную базу добавляют присадки в большом количестве. В результате на канистре «минеральное масло», а по факту это уже настоящий полусинтетический продукт, причем в нем обычно нет нестабильного гидрокрекинга 3 группы, а в качестве синтетических компонентов — присадки всех видов, стабилизирующие минеральную основу. Причем стабилизирующие весьма эффективно, как показали тесты, даже испаряемость на уровне. У которого и температура застывания за -35-40С (что позволяет изготавливать 10W30, 10W40 масла) и индекс вязкости 120-150 и испарение по Ноаку 10-15%. Допуски этих масел обычно SF/CC, SG/CD, SJ/CF, SL/CF, но иногда вместе с различными дизельными допусками CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4 правда последние обычно называют полусинтетическими, хотя взглянешь в MSDS — а там минеральная база без гидрокрекинга. Из-за того, что ZDDP содержится в большом объеме, а сама база прекрасно смазывает — минимальный износ именно на этих маслах. Но из-за этого большое количество золы. SN и SM допуски не светят никогда, требуется ограничивать содержание фосфора, а ZDDP стабилизатор и антиокислитель минерального масла. Благодаря полярности базы — масло способно длительное время не стекать с деталей в картер, а держаться жирным слоем. Судя по всему — самая термостабильная группа масел. Очень удачно сочетаются база и присадки. База изучена настолько, что «косячных» масел в этой группе не выпускается. Первый признак этой базы — темные оттенки масла, обычно коричневые. Второй признак — температура застывания выше -35С, как правило -28-33С, из-за большого содержания парафинов такие масла достаточно быстро превращаются в мед и замерзают. Такие масла сильно отдают специфическим минеральным запахом.

Минеральное моторное масло 1 группы высокой очистки развившееся в последние 5-10лет благодаря новым технологиям очистки от серы, азота, хлора и других примесей, а также очистки от парафинов. Условно говоря 1+ группа базовых масел. Изначально встречалась в Роснефти/ТНК из-за их чистых месторождений нефти, последнее время все чаще встречается настолько же чистая база Лукойл. Крайне термостабильная группа масел, не чернеет при работе, не дает лака и отложений даже при температурах свыше 400С. Очень высокая чистота от примесей позволяет изготавливать масла с золой около 1% при приличном щелочном числе и не урезанном ZDDP, позволяя их применять в непосредственном впрыске. К сожалению из-за маркетинговых ограничений допуски как правило SG/CD, SF/CC, SJ/CF и прочие (ACEA MB крайне редко), из-за чего на них никто не обращает внимания. А зря — пакет присадок вполне современный, точно такой же как и в маслах SL/CF и SN/CF. Благодаря высокой очистки от парафинов вполне можно изготавливать отличные и стабильные 5W30, 5W40 масла. Практически все современные производители используют эти базовые масла в своих дешевых продуктах, но реже всего они встречаются как раз у Лукойла и Газпромнефти. Половина масел Роснефти аналогично собраны из более дешевой высокосернистой и с большим содержанием парафинов базы. Типичный признак этой базы (как показатель высокой очистки от парафинов) температура застывания -35-36С и ниже, а при -25-33С парафины могут не образовываться и масло остается прозрачным. Еще один косвенный признак — очень светлое, либо белое, либо желтое (чаще золотых оттенков) масло без коричневых оттенков. Как правило эти масла вообще не имеют запаха, как чисто синтетические.

Полусинтетические моторные масла очень странное название очень разных смесей моторных масел. Тут вам и чистый гидрокрекинг 2й группы (корейцы обычно) и смесь гидрокрекинга 2й и 3й групп и смесь минералки с гидрокрекингом (обоих групп) и даже смесь минералки с эстерами и даже ПАО с 2 группой…что только сюда не прикладывают к этому названию. Но сейчас, за редким исключением, обычно полусинтетика это смесь минералки и гидрокрекинга, только вот сколько каких компонентов — регламента нет. Самые дешевые представители обычно просто минеральные масла с небольшим количеством гидрокрекинга (для «вкуса») типа частично синтетические масла, самые дорогие вообще могут содержать только чистый гидрокрекинг. Тут в каждом конкретном случае надо разбираться в составе и в анализах. В целом тоже очень термостабильная группа масел (конечно будет зависеть от состава). Но чувство что и тут над составом думают грамотные люди не покидает.

Гидрокрекинговые масла — 2 и 3 группа базовых масел выделю в отдельную группу. Это вроде и синтетический продукт, но из нефти. Минералки содержит самый мизер, чаще всего от 1% до 10%. Самая нестабильная группа масел. Из-за того, что из гидрокрекинга удаляют все примеси, масло теряет все свои полезные свойства как смазывающего и нейтрализующего компонента. Достоинств немного — низкая температура застывания, высокий индекс вязкости, чистота базы для дальнейшего создания продукта с красивым анализом. допусками и пожалуй все…а все недостатки всплывают собственно из-за порой неудачно подобранного загустителя, пакета присадок…склонно к окислению (крутые допуски, надо мало золы, поэтому часто ZDDP и кальция на минимуме, что ведет быстрому окислению масла и срабатыванию моющего пакета), к концу срока службы обычно черное как нигрол, не прозрачное…Полярность базы отсутствует как класс, масло способно за ночь полностью стечь в картер, не оставив нормальной смазки. Еще недостаток — практически никто не проводит моторные тесты, нарисовали на бумажке, заблендили с пакетом который имеет нужные допуски — и в продажу, все запрограммировано. Результат порой очень непредсказуем.

Гидрокрекинг – технология очистки и улучшения технических свойств и качеств минеральной основы до «синтетической». Да, гидрокрекинговое масло вырабатывается из нефти (как минеральное) – но его структура на молекулярном уровне впоследствии сильно изменяется. Нефть проходит серьезную обработку – гидрокрекингом. Но в начале его производство не отличается от производства минерального масла. Нефть подвергается атмосферной перегонке. Наиболее тяжелые фракции и вакуумный остаток играют роль сырья для высоковязких базовых моторных и трансмиссионных масел, а легкие дистилляты — служат для трансформаторных и легких индустриальных масел. Нефть содержит много примесей, после вакуумной перегонки требуется очистка.
Берется обычное минеральное масло и различными химическими методами убираются примеси, например, соединения серы или азота.
Депарафинизация позволяет избавиться от парафинов, повышающие температуру застывания масел. Хотя, понятно, что удалить все ненужные примеси подобным методом нереально — из-за этого свойства «минералки» ухудшаются.
Гидроочистка (воздействие водородом при высокой температуре и давлении) делает из непредельных и ароматических углеводородов — предельные, а это повышает стойкость масла к окислению.
Гидрокрекинг – это более глубокий способ обработки, когда параллельно идут сразу несколько реакций. Исчезают серные и азотистые соединения, расщепляются кольца, насыщаются связи, длинные парафиновые цепи разрываются на более короткие.
Ряд компонентов нефти, традиционно считающихся вредными – иногда могут оказаться весьма ценными. Скажем, смолы, жирные и нафтеновые кислоты повышают липкость и стойкость адсорбционной пленки масла, обеспечивают полярность масла и тем самым улучшают смазывающую способность масла. Соединения серы и азота обладают отличными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Иными словами, при глубокой очистке масла его смазывающие, антиокислительные и антикоррозионные свойства всегда изменяются в худшую сторону.
Поэтому их приходится добавлять дополнительно в виде синтетических компонентов, что существенно сказывается на цене конечного продукта. Особенно с учетом современных экологических ограничений.

3+ группа базовых масел изобретение Лукойла, представляются идеальным маслом для зимней эксплуатации — температура застывания готовых товарных масел уходит за -45С, высочайшая температурная стабильность сравнима с 1+ группой. Ни лака, ни отложений такие масла не дают, а после работы сливаются просвечиваясь. Низкотемпературные свойства сравнимы с ПАО, запуск при -35С легкий как на нулевках, не смотря на то что нулевки из этой базы не изготавливают. CCS масел 5W обычно с 2х кратным запасом. Вероятно производитель нашел способ привести 3 группу (гидрокрекинг) в человеческий вид, обеспечив отличную устойчивость базы как при высокой, так и при низкой температуре. Недостаток только один — высокая испаряемость базы, маловязкие компоненты, возможен угар и содержит большое количество полимерного загустителя, который может быть нестабилен при высоких температурах и может давать отложения, лак в горячих точках — под клапанной крышкой либо на поршнях.

Синтетичесике масла настоящие синтетические масла на PAO, Ester, AN, GTL.

ПАО или PAO — 4 группа базовых масел ПАО – полиальфаолефиновые масла, которые синтезируются из нефтяного газа. Суть процесса заключается в соединении коротких молекулярных цепочек мономеров – этилена либо бутилена – в более длинные цепи, стабильные по длине. ПАО смазки представляют собой 100% синтетическую базу. Но это еще не готовый продукт, который можно залить в двигатель автомобиля, хотя он имеет большие конкурентные преимущества, температура застывания ПАО масел приближается к минус 60оС, хорошо переносят температурные перепады, обладают высокой сопротивляемостью к окислению и старению, имеет низкий коэффициент испаряемости. Полярность отсутствует, отсюда низкое качество собственно самой смазки, при высоких нагрузках масляная пленка на этом масле способна порваться.
К сожалению, маркетинг и тут побывал и масла вместо базы на ПАО стали содержать лишь 10-50% в базе, или вообще только одно название от ПАО (ну докинут 1-5% что смахивает на гомеопатию), остальное обычно гидрокрекинг 3й группы. Да, эти масла стабильнее чем чистый гидрокрекинг (но при содержании 1-10% о чем может быть речь?), однако это тоже можно назвать полусинтетикой и кроме низкой испаряемости, других преимуществ видно не будет. По низкотемпературным свойствам гидрокрекинг уже не уступает ПАО.

Эстеровые масла, 5 группа базовых масел, эфиры карбоновых кислот (продукты нейтрализации спиртами карбоновых кислот) — практически покинули рынок моторных масел в настоящее время.
Впервые эстеры в качестве сырья для смазки были применены в начале 70-х гг прошлого века разработчиками Бельгии и Франции. Первыми очевидными достоинствами нового материала оказались его экологичность и простота утилизации по сравнению с другими моторными маслами. Но самый главный плюс эстерового моторного масла состоит в полярности эфирных молекул и смещённости электронной плотности к атому кислорода карбонильной группы. Звучит, нередко, слишком заумно, но чтобы понять, какое преимущество даёт эта особенность, не обязательно хорошо разбираться в химии: отрицательно ионизированные атомы, которые содержатся в эстеровом моторном масле, притягиваются к положительно ионизированным или нейтральным атомам металлов и металлических сплавов, образуя очень прочную маслянную пленку. Существенным недостатком такой базы является сильный гидролиз при попадании воды в масло с образованием кислот, из-за чего использовать такое масло зимой — проблематично, оно будет быстро окисляться и стареть, база будет «убивать» собственный присадочный пакет…

GTL масла — 3 или 3+ группа базовых масел эксклюзивная технология Shell PurePlus изготовления базы из синтез-газа (нефтяного) как ни странно, не смотря на похожесть с гидрокрекингом — это действительно синтетические масла. В целом очень похожи на ПАО (низкая испаряемость, высокая стабильность, но и худшая смазывающая способность), только значительно дешевле. И во многом похожи на гидрокрекинг. Было время когда на GTL базе мешали все дешевые HX7 и дорогие Ultra. Сейчас производство снижено, подорожало и было заменено на гидрокрекинг…»GTL за копейки» на прилавках в виде HX7 и HX8 можно встретить лишь старых партий. Склонность к окислению значительно ниже, чем у гидрокрекинга.

Читайте также  Синтетическое или полусинтетическое моторное масло какое лучше?

GTL вобрали в себя все достоинства гидрокрекинга и ПАО:
— высочайшая стабильность и высокотемпературная стойкость
— очень низкая испаряемость
— отличная текучесть при низких температурах
— высокий индекс вязкости
— но нет недостатков ПАО типа плохой смазываемости и плохой растворяемости присадок.

От гидрокрекинга:
— отличная смазываемость, низкий коэффициент трения
— отличная растворяемость присадок
— высокие моющие свойства
— гидрофобия (как и у ПАО, впрочем)
— способность работать при высоких нагрузках

Таким образом, GTL-почти идеальное масло, кроме полярности, свойственной эстерам и минералке. Но, учитывая, что полярность вредит экономичности, а эстерам свойственна гидрофилия и биоразлагаемость, GTL-основа с легкой добавкой эстеров или АН представляется почти идеальным базовым маслом.

ПАО или Гидрокрекинг

ПАО масла или моторные масла сделанные на основе синтеза попутных нефтяных газов, принадлежат к разряду классической синтетики. Пришли они в гражданское применение из авиации, ведь наверху под куполом неба не слишком тепло, хоть и немного ближе к солнцу. Поэтому и требовалось, что бы смазочные материалы не только выдерживали нагрузки, но и не замерзали на большой высоте. Для этого как нельзя, более лучше, подходит ПАО база или ПолиАльфаОлефиновое базовое масло. Оригинал

ПАО база имеет большие преимущества перед маслами на минеральной основе. Она выдерживает огромные нагрузки, высокие обороты, попадание топлива практически без ухудшения качества масла, очень долго сохраняет все свои основные технические параметры, прекрасно выдерживает термические нагрузки. Но ко всем достоинствам всегда есть какой нибудь недостаток, при всех своих замечательных свойствах ПАО база практически не в состоянии растворить в себе присадки. Для растворения присадок в ПАО маслах используют минеральную базу, с которой присадочный комплекс прекрасно смешивается. Так что не бывает в мире ПАО масел состоящих только из синтетики, в любом случае какой о процент минеральной основы присутствует.

Еще одно неприятное свойство ПАО базовых масел или масел 4-ой группы, это низкая полярность или практически ее отсутствие. То есть молекулы ПАО масла не «прилипают» к металлическим поверхностям и после выключения могут спокойно стремиться стечь в картер. Также не очень хорошо относятся к резинотехническим уплотнителям в виде сальников и прокладок. Для борьбы с подобным явлением используют специальные вещества, которые придают определенную полярность молекулам масла, укрепляя пленку и придавая свойства «прилипания» к металлу. Как правило, раньше для этих целей использовали представителей 5-ой группы базовых масел, так называемые сложные эфиры или эстеры. Эстеры даже в небольшом количестве существенно влияют на свойства ПАО базового масла и избавляют его от вышеописанных недостатков. На сегодняшний день, многие производители переходят на алкалированные нафталины. По сути, они так же как и эстеры избавляют ПАО базовое масло от недостатков, но это более современное поколение присадок. Таким образом классическое синтетическое масло – это масло в базе которого содержится большой процент ПАО базового масла.

Но синтетикой сейчас называют не только моторное масло, сделанное на ПАО основе, а и масло сделанное из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа. Это производное HC синтеза -Гидрокрекинговое моторное масло. Гидрокрекинговое автомобильное масло отличается во – первых, более низкой ценой, а во – вторых, своими преимуществами и своими недостатками, которые как и в ПАО маслах являются зеркальным отражением достоинств. По сути, гидрокрекинг долгое время относили к минеральным маслам высокой степени очистки и это верно, ведь сделано оно именно из минеральной основы.

Но в 1999 году произошло историческое событие в виде решения американского суда по иску Exxon Mobil к Castrol. Тем кто не знал, а думаю таких большинство, поясню. Кастрол стал писать на своих канистрах с гидрокрекинговыми маслами, слово «Synthetic», чем вызвал возмущение специалистов Mobil. Произошло знаменитое противостояние между двумя достойными производителями. Решение суда подивило многих и по сути внесло исторические изменения на рынок смазочных материалов. В вольном переводе оно гласило, что надпись на канистре «Синтетика» это вопросы маркетинга, а вовсе не вопросы технического описания товара. После этого решения взошла звезда Гидрокрекинга на рынка синтетических продуктов. Масса компаний стали называть синтетикой продукты гидрокрекинговой очистки базового масла. Ну а так как технология производства более недорогая, нежели процесс синтеза из газа, то и цена такого продукта стала огромным конкурентным преимуществом, перед классической синтетикой на ПАО. Рынок смазочных материалов наполнился канистрами с надписями «Full Synthteic», «100% Synthetic», «Synthetic», которые по своему составу были смесью 3-й группы гидрокрекинговых базовых масел и второй или первой группой минеральных масел, но формально это была синтетика. Если не ошибаюсь, то по нашему стандарту достаточно 37% гидрокрекингового масла, что бы продукт мог называться синтетическим. В целом гидрокрекинговые масла вплотную по своим свойствам приблизились к ПАО маслам и по сути уже смело могут называться синтетикой, но есть ряд технических особенностей благодаря которым, ПАО базовые масла останутся недостижимым уровнем для гидрокрекинговой базы, по крайней мере на данном уровне технического развития химической отрасли.

Итак, мы знаем, что синтетическим автомобильным масло может называться, как классическое ПАО масло, так и продукция сделанная из нефти или гидрокрекинговое масло. С недавних пор, в кагорту синтетики пришла еще одна новая – старая технология, а именно GTL или Gas to Liquid. GTL базовые масла это продукция сделанная путем синтеза природных газов. Несмотря на то, что сделано оно из газа, но по международной классификации все же относится к 3-й группе базовых масел и имеет обозначение VHVI+. Моторные масла на GTL базовом масле это по сути компромисс по всем параметрам между достоинствами ПАО и гидрокрекинговых базовых масел. GTL технологии удалось впитать в себя большинство достоинств ПАО и гидрокрекинга и практически избежать их недостатков. Сама GTL технология известна давно, например в годы Второй мировой войны немецкие химики с ее помощью делали синтезированное горючее для боевой техники, по сути из подручных материалов. Но эта технология была достаточно дорога в использовании и не получала до недавнего времени широкого применения. Пионером на глобальном рынке можно по праву считать концерн Shell и его «дочку» Pennzoil. Обкатав на американском рынке и усовершенствовав составы Шелл построил огромный завод в Катаре на объем более миллиона баррелей GTL масла в год, что позволяет не только закрывать собственные потребности в маслах этой группы, но и продавать для сторонних производителей. Да и цена самой базы стала более демократичной, что позволяет ее применять без страха существенного повышения розничной стоимости готового продукта.

Как быть простому автолюбителю при выборе синтетики? Здесь все зависит от условий эксплуатации. В большинстве случаев при правильном подборе по вязкости и допускам можно ограничиться «бюджетной», но качественной гидрокрекинговой синтетикой. Если же вашему автомобилю приходиться работать в условиях, которые большинство назовут суровыми или экстремальными, то выбор однозначно за ПАО синтетикой или автомобильными маслами на GTL базе.

Гидрокрекинговое масло или синтетика: что выбрать?

От разных автолюбителей приходится слышать разные и часто противоречивые мнения относительно моторных масел, произведённых путём гидрокрекинга (или hc-синтеза). И если одни считают, что их можно отнести к полусинтетическим, то другие делают основной акцент на том, что такие масла производятся на минеральной основе. Одни голосуют «за», другие «против».
При современном разнообразии различных смазочных материалов трудно сходу разобраться, чему отдать предпочтение. Если перейти на гидрокрекинговое масло что это даст вам и вашему автомобилю?

Мнения различаются

О свойствах гидрокрекингового масла можно услышать и прочитать множество отзывов, как положительных, так и отрицательных. Кто-то утверждает, что работает оно не хуже синтетического и одновременно позволяет существенно экономить, то есть представляет собой оптимальное соотношение между ценой и качеством. Есть даже те, кто убеждён, что данный смазочный материал по многим параметрам отличается от синтетического в лучшую сторону.

Те же, кто предпочитает использовать синтетическое масло, считают, что под видом «синтетики» им пытаются продать «минералку», а в действительности гидрокрекинговое масло сильно уступает синтетическим смазкам.

Противники гидрокрекинга приводят в доказательство тот факт, что полусинтетические смеси изнашиваются ощутимо быстрее и их главное и единственное отличие от минеральных масел состоит исключительно в цене, неоправданно завышенной.

Иногда даже высказывается мнение, что похвалы таким материалам инспирированы их производителями, так как гидрокрекинговые моторные масла гораздо дешевле в производстве. У каждой из сторон есть свои основания настаивать на своей правоте, но кому в конечном итоге верить?

Как производят HC-синтетику

Коротко о том, что такое собственно гидрокрекинг – так называется технология, при помощи которой базовое минеральное масло проходит процедуру гидроочистки и глубоко обрабатывается.

Тяжелые углеводородные молекулы нефтяного сырья расщепляются в присутствии водорода для создания основы, обладающей необходимыми ГСМ свойствами. Это сложный химический процесс, в ходе которого отбрасывается всё лишнее. Сама молекулярная структура базового вещества в этот момент претерпевает изменения: из него удаляются азот, сера и прочие вредные элементы, возникает теплоустойчивость, стойкость к химическим и механическим воздействиям.

Перегонка и глубокая пеработка нефти позволяют получить основу, качества которой выше, чем у минеральной, но несколько ниже тех, которыми обладает синтетическое моторное масло. Необходимые рабочие свойства ей придаёт комплекс присадок. В результате не представляется возможным простым органолептическим методом определить, какая технология использована при изготовлении смазки – гидрокрекинг или ПАО. Чтобы выявить отличия, потребуется полноценный химический анализ.

Гидрокрекинговые ГСМ – почему их стоит выбрать

У минеральных, синтетических и полусинтетических автомобильных смазок есть свои плюсы и минусы. Гидрокрекинговое масло отличается такими положительными качествами:

  • высокая вязкость;
  • высокая антиокислительная стойкость;
  • высокая растворимость присадков;
  • высокая степень защиты от износа;
  • стойкость к деформациям сдвига при высоких нагрузках (механических и температурных);
  • низкий коэффициент трения;
  • стойкость к образованию отложений;
  • отсутствие агрессивного воздействия на резину;
  • подходит для работы в режиме перегрузок.

Перечисленные характеристики выгодно отличают HC-синтетическое масло от «синтетики», которая ещё и значительно дороже стоит.

Несмотря на определённое «родство» между минеральными маслами и hc, заключающееся в способе получения, последние отличаются лучшими потребительскими качествами по сравнению с «минералкой». Объясняется это тем, что основа минеральных масел очищается обычно только методом депарафинизации (удаления парафинов, повышающих температуру застывания), которая не в состоянии обеспечить устранение всех примесей. Несколько выше по качествам масло, прошедшее воздействие водородом при высокой температуре и давлении (или гидроочистку).

Гидрокрекинговые масла подвергаются значительно более серьёзной обработке, в ходе которой одновременно протекает несколько химических реакций.

Специалисты отмечают также высокую экологичность гидрокрекинга и его продуктов, обусловленную тем, что данная технология не предусматривает использования токсичных растворителей. Но самый главный плюс hc-масел – это цена. Гидрокрекинг обходится дешевле, чем синтез, поэтому такие масла значительно «бюджетнее» синтетических.

Читайте также  Литол или шрус что лучше?

Смотрите видео «что такое гидрокрекинг»:

Почему «синтетика» дороже

Основу PAO-синтетических масел составляют полиальфаолефины, посредством синтеза полученные из лёгких углеводородов. Данная технология даёт возможность получить вещество однородного молекулярного состава, без примесей серы и металлов. У синтетических масел ниже температура замерзания и выше стойкость к термическому и механическому воздействию. К их положительным свойствам также можно отнести более низкую летучесть и большую стабильность при высоких температурах. Но главное в том, что процесс синтеза является весьма дорогостоящим, что и объясняет высокую потребительскую стоимость ПАО-смазок.

Отчего не все потребители перешли на HC

Однако даже при всех несомненных преимуществах у гидрокрекинговых масел имеются и недостатки, которые тоже стоит принимать во внимание:

  • высокая испаряемость;
  • быстрая изнашиваемость;
  • при прохождении гидрокрекинга устраняются не только вредные примеси, но и некоторые компоненты основы, повышающие антиокислительные и смазывающие свойства ГСМ;
  • у hc-синтетики выше нагарообразование и склонность к коррозии.

К какому классу отнести

Классификация hc-масел – вопрос ещё до конца не решённый. American Petroleum Institute относит их к 3-й группе, т.е. к базовым маслам высшего качества, производимым из нефти. В ряде стран они не могут именоваться «полностью синтетическими», поскольку не состоят на сто процентов из искусственно созданных молекул, что является обязательным условием для синтетического материала. Но по качеству гидрокрекинговые масла нельзя сравнить с минеральными ГСМ, а ПАО-смазкам они, если и уступают, то не слишком сильно и далеко не по всем показателям. Поэтому и были введены такие термины, как HC-синтетика, полусинтетика, High-Tech-Synthese-Technology и так далее.

И напоследок

В последние годы всё больше автолюбителей отдают предпочтение полусинтетическим маслам. Практически все производители ГСМ используют для выработки масел основы, полученные гидрокрекинговым путём.

Резюмируя, можно сказать, что, выбирая смазочный материал, ориентироваться следует не столько на основу, какой бы она ни была, а на характеристики вашего авто, на те требования и допуски, которые указаны в руководстве по его эксплуатации. Учитывайте одновременно и те условия, в которых вам придётся пользоваться машиной – в некоторых местностях дороги находятся в таком состоянии, что скорость засорения смазки очень мало зависит от технологии производства её основы, то есть платить за масло более высокую цену, при прочих равных, не имеет смысла.

Отличительные особенности гидрокрекингового масла

Смазочные материалы для двигателя классифицируются по типу используемой базы. Хотя свойства зависят не столько от базовой основы, сколько от добавок к нему. Пакет присадок определяет параметры вязкости, смазывающую способность, защитные функции, при разных условиях эксплуатации.

Гидрокрекинговое масло – это особая категория. Некоторые компании, производящие смазочные материалы, причисляют его к синтетическим. В этом случае на этикетке никак не отражается, что масло было произведено путем гидрокрекинга. Определить основу, в этом случае можно по стоимости продукта, свойствах вязкости. Крекинг – дешевле синтетики.

Некоторые производители на этикетке пишут аббревиатуру HC, это указывает на происхождение базовой основы. Изготовлено путем гидрокрекинга. Если имеется надпись ПАО – это означает, что базовая смазка полностью из синтетики.
До сих пор, с точностью определиться, к какой группе отнести крекинговые смазочные жидкости не получается. К полной синтетике принято относить жидкости, в которых молекулы получены стопроцентно искусственным путем.

Американская ассоциация производителей вовсе приравняла этот тип авто смазки к классу синтетической и никак его не выделяет.

Это оправдано тем, что для потребителей важна не столько базовая основа, сколько допуски по Европейским, Американским, Японским классификациям. Важнее учитывать их, так как именно они определяются функциональными особенностями конструкции моторов. Способствуют оптимальной работе комплектующих двигателя в различных температурных режимах и условиях эксплуатации.

Особенности производства

Чтобы понять, что такое гидрокрекинговое моторное масло, рассмотрим, как его производят.

В отличие от синтетики, которую изготавливают из смеси газов нефтепродуктов, гидрокрекинговое масло производят из жидких нефтепродуктов, как и минеральное. Однако минеральное очищается только депарафинизацией, а гидрокрекинг включает обработку водородом. В результате жидкость ректифицируется от вредных примесей на 99%.

Суть производства состоит в том, что полученный из сырой нефти газойль очищают воском от примесей серы, фосфора, азотных соединений. Длинные молекулы нефти дробят, расщепляют, делают короткими и обогащают водородом. Затем путем атмосферной и вакуумной дистилляции превращают в ультра очищенную основу будущей смазочной жидкости. Это и есть гидрокрекинг.
Короткие молекулы углеводорода способствуют тому, что вязкость масла с уменьшением температуры меняется плавно. Загустевает при меньших отрицательных температурах.
Немаловажно и то, что производство смазки экологичное, так как не используются токсичные растворители.

Характеристики гидрокрекингового смазочного материала
Основа напрямую влияет на вязкость. Самое густое – минеральное, самое жидкие – синтетическое. Полусинтетические и гидрокрекинговые занимают среднюю нишу. Среди одних из лучших моторных смазочных жидкостей разных производителей, гидрокрекинговые имеют большое распространение. Японские производители автосмазочных жидкостей в основном используют этот способ.

Обычно автомасла с маркировкой 5W30, 5W40 – всесезонные, рассчитанные на довольно широкую температурную вилку, произведены этим путем. Масло с маркировкой 0W – чаще полная синтетика.

По смыслу производства, смазка ближе к минеральной, а по своим физическим и химическим свойствам – к синтетической основе. Она чище, имеет меньше примесей и по качеству исполнения своих функций максимально приближена к полной синтетике. При этом намного дешевле, из-за меньшей стоимости производства.

Сравнительные характеристики с минеральной и полусинтетической основой:

— Замена автомасла происходит реже. В условиях городского движения, топлива невысокого качества, запыленности воздуха, масла загрязняются и замену следует осуществлять через 10 000 км, у минералки и полусинтетики – через 7 000 км.
— Хорошо показывает смазочные свойства во время низких зимних температур. Загустевает при меньших отрицательных температурах.
— Стабильная вязкость при изменении температуры. Лучше смазочные свойства. Пленка на комплектующих достаточной толщины для предохранения деталей от истирания.
— Мало окисляется и медленно стареет. Не вызывает коррозию внутренних стенок цилиндров двигателя.
— Стойкие к возникновению отложений шлама на внутренних частях двигателя.
— Медленно испаряется.
— Удачно подходит для работы в режиме экстремальных перегрузок.
Хорошо растворяет и распределяет присадки по объему. Пакет добавок сохраняет в базе первозданные характеристики весь гарантийный срок эксплуатации.

Таким образом, гидрокрекинговое масло по характеристикам превосходит полусинтетику и минералку, указывая что это более качественная автосмазка. Различаются они технологиями производства и очистки.
Сравнительные характеристики с синтетической основой:

— Быстрее испаряется. Большая необходимость в доливке.
— Присадки быстрее теряют заявленные свойства. Смазка быстрее стареет.
— Быстрее портится.
— Лучше смазывает комплектующие двигателя.
— Производство имеет особенность удалять не только вредные примеси, но и частично полезные вещества. Поэтому антиокислительные свойства хуже.
— Температура вспышки ниже, около 225С. У синтетики до 280С.
— Меньше сокращает расход топлива.
— Хуже экологичные свойства. Больше выбросов углекислого газа в атмосферу.
— Лучше параметры пуска. Улучшает характеристики мощности двигателя.
— Меньшая стоимость продукта.

При этом выбирать что лучше, минералка, синтетика, полусинтетика или гидрокрегинг нужно опираясь на рекомендации производителей двигателя автомобиля. Особое внимание стоит уделять паспортным данным к мотору и руководствоваться достоверной информацией.

Каждый автопроизводитель, конструируя двигатель, закладывает нужные характеристики и свойства для используемой смазочной жидкости.

Гидрокрекинговое масло: что это такое и в чем его особенности

Сегодня на рынке моторных и трансмиссионных масел, а также рабочих жидкостей для всевозможных гидравлических систем, представлены продукты, которые отличаются по целому ряду характеристик. Что касается масла для двигателя, автолюбители привыкли разделять моторные масла на синтетические, полусинтетические и минеральные. Такое деление сформировано с учетом базовой основы того или иного продукта.

Сравнительно недавно в продаже также появились гидрокрекинговые масла. Естественно, водители стали интересоваться, что такое гидрокрекинговое моторное масло и чем оно лучше или хуже остальных. В этой статье мы рассмотрим основные особенности и отличия этого продукта, а также ответим на вопрос, что лучше выбрать, гидрокрекинговое масло или синтетическое.

Что такое гидрокрекинг (HC-синтез)

Начнем с того, что главным отличием гидрокрекинговых смазок от привычной минералки или синтетики является технология их производства. Если точнее, речь идет о технологии производства базовой основы.

Как известно, основа определяет только некоторые свойства продукта, тогда как остальные важнейшие характеристики обеспечиваются благодаря сочетанию такой основы с пакетами сильнодействующих активных химических присадок. Добавим, что от базовой масляной основы, как правило, напрямую зависит общий срок службы смазки.

Вернемся к особенностям гидрокрекинга и сравним его с другими типами основ. Для начала следует напомнить, что долгое время в двигателях внутреннего сгорания вполне успешно использовались так называемые «натуральные» минеральные масла. При этом главной проблемой такой основы можно считать сильную зависимость от температуры.

  • Простыми словами, минеральная база сильно вязнет и теряет текучесть на холоде, также изменение свойств происходит при высоком нагреве (смазка сильно разжижается, защитная пленка на деталях тонкая). С учетом того, что двигатели становились все более мощными и высокооборотистыми, а сами инженеры стремились сделать моторы максимально надежными и простыми в эксплуатации, возникла острая необходимость в продукте другого типа.

По этой причине дальнейшее развитие индустрии в сфере производства ГСМ привело к появлению синтетических масел. На начальном этапе такие продукты использовались для запуска авиадвигателей в условиях сильного холода, затем стали применяться и в автопромышленности.

  • Если просто, масло с синтетической основой является искусственной копией минеральной основы, при этом на молекулярном уровне значительно улучшены основные параметры, которые представляют особую важность для нормальной работы силового агрегата.

Главным отличием синтетики от минералки можно считать стабильность вязкости независимо от температуры. Например, такие продукты остаются текучими во время сильного понижения температур. В результате достигается стабильность и легкость запуска холодного двигателя. При сильном нагреве синтетическая основа также обеспечивает лучшую защиту трущихся пар.

Еще одним преимуществом можно считать увеличенный срок службы синтетики, так как искусственная основа медленнее стареет в двигателе и не так сильно подвержена сторонним химическим процессам (окисление смазки и т.п.). Основным минусом синтетического масла является сложность производства, в результате чего достаточно высокой является и конечная стоимость.

  • В целях создания более доступного по цене продукта, который при этом превосходит минеральную основу по качеству, но также является дешевле синтетики, было создано полусинтетическое моторное масло. Не вдаваясь в подробности, полусинтетика является смесью минеральной и синтетической основы в определенных пропорциях.

Получается, гидрокрекинг представляет собой обработку натуральной нефтяной минеральной основы до такого вида, что от молекулярной структуры минералки затем ничего не остается, то есть гидрокрекинговое масло больше приближено к синтетике.

Добавим, что такая гидрокрекинговая базовая основа чище по сравнению с минеральной, имеет заметно улучшенные свойства, при этом все же уступает по качеству полностью синтетическим продуктам. Однако есть одно важное отличие. Дело в том, что стоимость производства гидрокрекинговой основы намного ниже, чем синтез полностью синтетической.

  • В результате гидрокрекинговые масла лучше минеральных, не сильно отличаются от синтетики по ряду основных свойств, при этом заметно дешевле синтетических продуктов.

Достаточно посмотреть на гидрокрекинг со стороны нужд рядового потребителя. Указанные продукты являются во многих случаях оптимальной «золотой серединой», так как их изготавливают с учетом соответствия стандартам и классам качества под конкретно указанные допуски мировых авто производителей.

Читайте также  Полироль для авто ручная полировка какая лучше?

Если рассматривать гидрокрекинговые масла, список таких продуктов есть почти у каждого крупного производителя ГСМ, причем такие предложения занимают достаточно широкую нишу.

Почему гидрокрекинговое масло часто называют синтетическим

Как правило, сами изготовители моторных масел не стремятся отдельно акцентировать внимание потребителя на базовой основе своих продуктов. Более того, API (Американский Институт Нефти) прировнял гидрокрекинговые масла к синтетическим.

По этой причине одни изготовители указывают, что масло получено при помощи HC-синтеза (Hydro Craking Synthese Technology), тогда как другие могут просто выделить, что масло синтетическое или изготовлено на основе синтетических технологий.

Дело в том, что для современного потребителя намного важнее правильно подобрать масло с учетом всех допусков и классификаций производителя ДВС, а также остановиться на выборе наиболее подходящего продукта по цене. Другими словами, на масляную основу укажут только косвенные признаки.

Исходя из особенностей производства становится понятно, что минеральная основа будет самой дешевой, в то время как полностью синтетическое масло окажется самым дорогим. Обычно полусинтетические масла оказываются дороже минеральных, при этом гидрокрекинговое масло стоит дороже полусинтетики.

Также на происхождение основы масла указывает такой показатель, как вязкость. На практике самые «жидкие» масла обычно синтетические (например, 0W10 и 0W20), популярные 5W30 и 5W40 часто гидрокрекинговые, 10W40 оказывается полусинтетикой или же минералкой, 15W50 обычно представляет собой минеральное масло.

Что в итоге

Как видно, гидрокрекинг является технологической особенностью производства базовой масляной основы, позволяя получить результат, приближенный к синтетической смазке. Также многие производители не без оснований позиционируют гидрокрекинговое масло на одной ступени с синтетическим.

Еще раз напомним, при выборе масла для двигателя нужно приобретать подходящее. При этом не так важно, минеральное это будет масло или синтетическое. Главным критерием в этом случае являются допуски производителя ДВС.

Гидрокрекинг позволяет увеличить межсервисный интервал (такое масло медленнее стареет и окисляется), у него более стабильные вязкостно-температурные показатели по сравнению с минералкой и полусинтетикой. Лучшим вариантом в плане срока службы и зависимости показателя вязкости от температуры окажется синтетическое масло, при этом оно самое дорогое.

Напоследок добавим, что не стоит полагаться на заявленные интервалы замены масла. При учете эксплуатации на отечественном топливе и постоянной езде по пыльным дорогам или же в режиме «старт-стоп» в крупных городах любая смазка быстрее загрязняется, чем стареет. Также низкое качество горючего приводит к тому, что ресурс любого масла заметно сокращается.

Другими словами, минералку и полусинтетику желательно менять каждые 6-7 тыс. км, а гидрокрекинг или синтетику не позже 10 тыс. В случае с гидрокрекинговыми маслами также становится очевидно, что более доступная цена делает такой продукт оптимальным для многих своременных моторов на фоне дорогих синтетических масел.

Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.

Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.

Проверка уровня масла в моторе, определение точного показателя. Когда лучше проверять уровень смазки, на холодном или горяечем двигателе. Полезные советы.

Почему моторные масла смешиваются, виды масел, переход на другую группу, присадки. Можно ли смешивать разное моторное масло, советы и рекомендации.

Что лучше использовать: синтетическое или полусинтетическое масло. Когда оптимально заливать в мотор синтетику и в каких случаях полусинтетический продукт.

Какое масло лучше заливать в дизельный двигатель: синтетическое, полусинтетику или минеральное. Какой тип масла лить в турбодизель, эксплуатация и замена.

Что такое гидрокрекинговое масло

Новинка на рынке моторных жидкостей – гидрокрекинговое масло – получило неоднозначную оценку среди автовладельцев. Одни считают эту смазку лучшей современной разработкой. Другие обращают внимание на особенности производства материала и отзываются о нём негативно. Прежде чем делать окончательные выводы, стоит разобраться, гидрокрекинговое масло – что это, каковы его преимущества и недостатки, и стоит ли выбирать смазки такого качества для собственного автомобиля.

Что такое гидрокрекинговое масло

Гидрокрекинг – способ переработки нефтяной основы для производства базовых масел с высокими характеристиками вязкости. Технология НС-синтеза разработана американскими химиками в 1970-х годах. Во время гидрокаталитической переработки «плохие» фракции нефти преобразуются в углеводы. Превращение обычной «минералки» в «синтетику» более высокого качества происходит под воздействием химических процессов. С одной стороны, HC-масло производится из нефти, подобно минеральному, а с другой – молекулярная структура основы кардинально меняется. Полученный в результате состав полностью теряет характеристики минерального масла.

Существует несколько видов гидрокрекинга

Технология производства

Получить полное представление о ГК-масле позволит изучение технологии производства. Гидрокрекинг – способ очистки базового минерального масла, который позволяет приблизить характеристики конечного продукта к синтетике. Основу масла составляет нефть, молекулярную структуру которой изменяют с помощью специальных химических процессов. Очистка состоит из трёх этапов:

  1. Депарафинизация. Удаление из нефти парафинов способствует повышению температуры замерзания состава.
  2. Гидроочистка. На данной стадии углеводородные составляющие насыщаются водородом и этим изменяют их структуру. Масло приобретает устойчивость к процессам окисления.
  3. Гидрокрекинг – удаление соединений серы и азота. На данной ступени очистки производится расщепление колец, насыщение связей и разрыв парафиновых цепей.

Трёхступенчатая очистка позволяет избавить нефть от ненужных примесей и получить масляный состав, отличающийся от привычных минеральных, синтетических или полусинтетических. Поэтому производители относят НС-масло к отдельной категории смазочных материалов.

После процедуры очистки в масло вводят синтетические присадки для придания ему окончательных свойств и возможностей высококачественных смазочных материалов.

Основные свойства

Основа моторных масел влияет на их вязкость. Самые густые масла минеральные, самые жидкие – синтетические. Гидрокрекинговое масло, наряду с полусинтетическим, располагается на средней позиции. Особенность данной смазки в том, что по технологии производства она ближе к минеральным, а по физическим и химическим свойствам – к синтетическим.

Данный тип масла обладает свойствами как минерального, так и синтетического

Основа, созданная технологией гидрокрекинга, имеет улучшенные свойства по сравнению с минеральной. По параметрам чистоты такие масла приближены к синтетическим, однако имеют гораздо меньшую стоимость.

Это важно! НС-синтез позволяет получить смазку с индексом вязкости 150 единиц, тогда как минеральные смазки имеют вязкость всего 100 единиц. Введение присадок максимально приближает гидрокрекинговые составы к синтетическим.

Преимущества и недостатки

Многоступенчатая перегонка нефти с последующим обогащением присадками делает ГК жидкость высококачественным смазочным маслом. Преимущества этой смазки состоят в следующем:

  • Эффективная работа при механических или температурных перегрузках;
  • Минимальная агрессивность к эластомерам;
  • Стойкость к формированию отложений;
  • Устойчивость к деформациям;
  • Оптимальная вязкость;
  • Низкий коэффициент трения;
  • Высокая растворимость присадок;
  • Экологичность.

Гидрокрекинговые масла имеют отличительные преимущества и недостатки

При явных преимуществах данный вид масла имеет ряд существенных минусов:

  • Повышенная испаряемость;
  • Склонность к провоцированию образования коррозии;
  • Быстрое старение и, как следствие, необходимость частой замены.

Несмотря на некоторые недостатки, многие автовладельцы отзываются о его использовании вполне положительно. По качеству оно немного уступает только высококлассным синтетическим маслам с максимальной стоимостью. Преимущество в сравнении с синтетикой аналогичных характеристик состоит в гораздо меньшей цене.

HC или синтетическое: что выбрать и как отличить

По окончании химического преобразования основы ГК по характеристикам значительно опережает минеральное масло, но до уровня качественной «синтетики» не дотягивает. Основная задумка разработчиков нового масла – приближённость к синтетическим разновидностям при одновременном снижении себестоимости производства. Теоретически строгое идеальное соблюдение всех технологических процессов может гарантировать получение продукта, практически не отличающегося от синтетического. Однако такая сложность сразу отразится на цене, поэтому вряд ли цель будет оправдана. Поэтому производители предпочитают «золотую середину»: свойств минеральных смазок в новом продукте нет, но и синтетикой он ещё не является.

Выбирать масло следует с учётом потребностей двигателя автомобиля

Но ничего идеального химическая промышленность автовладельцам пока предложить не может. Синтетика и гидрокрекинг имеют свои преимущества и недостатки:

  1. Синтетическое масло выдерживает невероятные перегрузки, повышенные обороты, попадание в состав горючего без снижения качества. «Синтетика» работает в два раза дольше ГК и стойко выдерживает перегрев.
  2. Однако в плане стойкости во время перепада температур гидрокрекинг отличается явным преимуществом. Этот продукт сохраняет вязкость как при высоких, так и при аномально низких температурах. Поэтому его можно безбоязненно использовать зимой и летом. Достаточно только менять или доливать смазку чаще, чем «синтетику».
  3. При использовании ГК-масла улучшаются параметры пуска двигателя и характеристики его мощности. Продукт обладает лучшими по сравнению с «синтетикой» смазывающими свойствами. однако заявленные свойства присадки теряют достаточно быстро, и смазка стареет.

Это важно! Выбирая смазку для двигателя, стоит ориентироваться на характеристики мотора авто, указанные в руководстве по эксплуатации. Необходимо учесть эксплуатационные условия ТС: в некоторых регионах состояние дорог влияет на скорость засорения масла, поэтому приобретать дорогой продукт для длительного использования нецелесообразно.

Переход с синтетического на гидрокрекинговое масло

Технология процедуры перехода с синтетического масла на гидрокрекинговое зависит от возраста и состояния двигателя. На старом автомобиле после слива лучше снять поддон и удалить всю грязь и нагар, избавиться от которых не помогает никакая промывка.

Процедура замены масла несложная и под силу любому автовладельцу

В относительно новых автомобилях достаточно произвести двойную замену масла. После слива синтетики заливают гидрокрекинг и проезжают 200–300 км. Затем эту порцию масла сливают и заливают новую.

Это важно! Многие специалисты считают, что при переходе с масла классом выше на более низкий достаточно простой замены, без промывки и повторного залива.

Как отличить гидрокрекинговое масло от синтетического

Если автовладелец остановил свой выбор на гидрокрекинговом масле, у него может возникнуть некоторая сложность с его идентификацией. Единственный ориентир для большинства неискушённых потребителей – соответствующая надпись на упаковке. Некоторые производители обозначают гидрокрекинг латинской аббревиатурой HC. Но зачастую такой идентификационный знак на упаковке отсутствует, поэтому потребителю стоит познакомиться с отличительными особенностями продукта:

  1. Стоимость. Себестоимость производства ГК продукта намного меньше «синтетики», поэтому цена конечного продукта значительно меньше. В то же время это масло стоит в разы дороже минерального.
  2. Расплывчатые по смыслу характеристики. Американский Институт Нефти приравнял гидрокрекинговые масла к синтетическим, поэтому многие производители вносят некую двусмысленность в обозначение категории продукта: они не ставят на этикетку маркировку «Синтетика 100%», а пишут о применении «синтетических технологий». Если на банке присутствует подобная формулировка, перед покупателем HC-масло.

Чтобы отличить гидрокрекинговое масло от синтетического, нужно знать некоторые нюансы

Данные показатели лишь косвенно указывают на применённую производителями основу. Реально отличить гидрокрекинг от синтетики можно только лабораторным путём. Но есть несколько явных показателей, на которые стоит обратить внимание при выборе смазки:

  • Надписи «Vollsynthetisches» достаточно, когда смазка произведена в Германии: здесь понятие синтетического масла чётко определено на законодательном уровне;
  • Масла с маркировками 5W, 10W, 15W, 20W – это, скорее всего, «гидрокрекинг» или «полусинтетика»;
  • Масла фирмы «ZIC» и почти все оригинальные смазки для японских авто исключительно гидрокрекинговые.

Видео: HC смазочные материалы

Благодаря соотношению цены и качества гидрокрекинговые масла приобретают всё большую популярность. Специалисты прогнозируют, что при постоянном совершенствовании технологии производства этот тип смазки может обогнать «синтетику» по частоте использования.