Зачем нужна тормозная жидкость?

Роль тормозной жидкости в автомобиле

Тормозная жидкость является одной из наиболее важных эксплутационных жидкостей в автомобиле, от качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность водителя и пассажиров. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.

Гидравлическая тормозная система

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения.

Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении.

Международные стандарты тормозных жидкостей

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей.
Все отечественные производители тормозной жидкости работают по собственным ТУ, ориентируясь на следующие стандарты, принятые в США и странах Западной Европы:
Международный стандарт

Информация об организации, разработавшей стандарт

FMVSS norms (= Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей

ISO (= International Organization for Standardization ) — Международная организация по стандартизации

SAE J 1703 /1704

SAE (= Society of Automotive Engineers, Inc.) — Общество автомобильных инженеров

JIS (= Japanese Industrial Standard ) — Японский промышленный стандарт

Наиболее важные характеристики тормозной жидкости

1. Температура кипения — в связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание ТЖ может привести к образованию паровых пробок, и, как следствие, – возможному отказу тормозной системы. Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).

2. Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей. Поэтому вязкость должна находиться в определенных стандартами пределах.

3. Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны сильно разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.

4. Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них.

5. Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.

6. Термостабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.

7. Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения, ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

8. Совместимость — способность смешиваться с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.

! автопроизводители предъявляют более жесткие требования.

Типы тормозных жидкостей

Представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям:

имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами)
становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.

Изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от гликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упаковке дополнительно обозначают:

DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе)
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).
3. Гликолевые (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1)

Тормозные жидкости имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы.

В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.

На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).

Классы тормозных жидкостей

В зависимости от технических показателей, по стандарту ДОТ (Department of Transportion – американская транспортная инспекция), все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5, причем минимальным на сегодняшний день считается класс DOT 3.

Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.

Тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям DOT 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами.

Жидкости класса DOT 5 (DOT 5.1) используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.

Более подробно о DOT 4

Тормозная жидкость DOT 4

Т кипения «сухой»* жидкости, °С

Т кипения «увлажненной»** жидкости, °С

Разработана специально для электронно-управляемых тормозных систем нового поколения

Разработана в связи с ужесточением требований, предъявляемым к качеству тормозных жидкостей для гидравлических тормозных систем автомобилей

Базовые требования для гидравлических тормозных систем автомобилей

*«сухая» — тормозная жидкость выпущенная производителем

**«увлажненная» — тормозная жидкость, залитая и некоторое время проработавшая в автомобиле

График зависимости температуры кипения от содержания воды

Основные правила эксплуатации тормозных жидкостей

1. Одной из важнейших характеристик тормозной жидкости является ее гигроскопичность. Тормозная жидкость постоянно впитывает влагу из воздуха, что приводит к резкому снижению «сухой» температуры кипения и закипанию ТЖ при интенсивном торможении. Кроме того, появление влаги в ТЖ приводит к коррозии деталей гидропривода, изменению вязкости ТЖ. ТЖ меняет цвет на более темный. Для того чтобы избежать возникновения негативных последствий во время торможения, автопроизводители рекомендуют менять ТЖ не реже, чем один раз в два года или при пробеге 40 000 км.

2. При покупке «поддержанного» автомобиля необходимо полностью менять ТЖ. Это связано с тем, что обычно тормозная жидкость к моменту реализации автомобиля имеет высокий процент влаги, что может привести к неэффективной работе тормозной системе и возникновению аварийных ситуаций на дороге.

3. Не рекомендуется использовать ТЖ из упаковки, открытой более 6 месяцев назад. Это связано с тем, что жидкость в открытом виде, без мембраны, наиболее интенсивно поглощает влагу из воздуха, становиться увлажненной, что может привести к отказу тормозной системы при ее интенсивной эксплуатации, особенно, при движении в городском цикле.

4. Рекомендуется полностью менять ТЖ при замене, так как при доливке происходит ухудшению качественных характеристик новой ТЖ и снижение ее эксплуатационных свойств в тормозной системе.

Тормозная жидкость: для чего она нужна?

Тормозная жидкость – это именно то вещество, благодаря которому мы находимся в безопасности во время движения. Именно это и служит причиной высоких требований к качеству тормозной жидкости.

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Ведь, помимо воздействия на основные узлы и механизмы тормозной системы, тормозная жидкость должна: не разрушать эту самую систему (металл и резино — пластиковые изделия) и достаточное время оставаться эффективной по своим основным параметрам.

Прежде, чем рассмотрим состав тормозной жидкости и различные требования, предъявляемые к ней, ответим на вопрос, всегда волнующий автомобилистов, особенно начинающих.

В принципе, можно. Но! Только если жидкости на одинаковой основе. Эта информация размещена на этикетке. Если такой информации нет, то не надо рисковать. При этом обязательно ознакомится с таким параметром, как рабочая температура ТЖ. Если уж «приспичило», то вначале рекомендуется произвести пробное смешивание разных ТЖ, вне емкости тормозной системы. Смешать и то, только для того, чтобы доехать до сервиса.

А вообще, лучше не рисковать и всегда заливать в тормозной бачок своего авто именно ту ТЖ, которую порекомендовал производитель. Сегодня с этим нет проблем. ТЖ на любой вкус и любой кошелек.

Читайте также  Какое давление в тормозной системе легкового автомобиля?

Информация к размышлению. Силиконовые ТЖ нельзя совмещать с ТЖ на другой основе. Минеральные ТЖ нельзя совмещать с гликолевыми. Импортные и отечественные гликолевые ТЖ DOT3;4;5,1 являются взаимозаменяемыми, но смешивать их все же не рекомендуется.

Для чего она – тормозная жидкость

При торможении между тормозным диском и тормозными колодками включаются силы трения. Выделяющееся при этом тепло, передаваясь через рабочие системы тормозов нагревает тормозную жидкость. В случае, если ТЖ закипит, паровые пробки приведут к сжимаемости тормозной жидкости, в результате – отказ тормозов.

Поэтому современные тормозные жидкости классифицируются по температуре кипения и вязкости по стандартам DOT. Помимо DOT существуют также общепринятые стандарты: ISO 4925, SAE J 1703 и т.д.

Классы тормозных жидкостей по традиционному применению:

  • DOT3 – для стандартных классических автомобилей с передними дисковыми тормозами и задними барабанными.
  • DOT4 – для современных автомобилей с дисковыми тормозами на обеих осях.
  • DOT5,1 – на спорткарах, где температурные нагрузки на тормоза очень высоки.

Требования к тормозным жидкостям при производстве

Помимо определенной рабочей температуры, ТЖ должна соответствовать многим показателям. Эти эксплуатационные требования проверяются или в лабораторных условиях или на сервисе с помощью оборудования – рефрактометр (тестер тормозной жидкости). Им проверяется плотность тормозной жидкости в части касающейся наличия влаги в составе тормозной жидкости.

Кроме этого, ТЖ должна отвечать следующим параметрам:

  • Воздействие на резиновые детали тормозной системы должно быть минимальным. В процессе контакта резиновых манжет и ТЖ, не должно происходить чрезмерное разбухание или усадка РТИ (допуск не более 10%).
  • Антикоррозийные свойства ТЖ. Ведь в тормозной системе присутствуют детали из различных металлических материалов. В ТЖ должна быть найдена «золотая» середина, для того, чтобы предотвратить коррозию любого из них. Как правило, качественной считается тормозная жидкость, в состав которой входят ингибиторы коррозии, для одновременной защиты: стали, меди, латуни, чугуна, алюминия.
  • Смазывающие свойства ТЖ напрямую влияют на износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
  • Стабильность ТЖ при низких и высоких температурах. Важное качество при эксплуатации в климатических зонах с разными температурными режимами. ТЖ при — 40 и при +100 должна сохранять свои исходные эксплуатационные свойства.

Состав тормозных жидкостей

На долю основы тормозной жидкости приходится 93-98%, остальное, это присадки, добавки, порядка 7-2%.

Минеральные тормозные жидкости. Это различные смеси спирта и касторового масла. Имеют хорошие параметры: негигроскопичны, не агрессивны. Но, не соответствуют м/н стандартам по показателю низкой температуры кипения (нельзя применять на дисковые тормоза) и высокая вязкость при – 20°С.

Гликолевые тормозные жидкости. В основе – полигликоли и их эфиры. Это ТЖ с высокой рабочей температурой кипения, хорошей вязкостью. Недостатком гликолевых тормозных жидкостей является гигроскопичность – они склонны к поглощению влаги из атмосферы.

Силиконовые тормозные жидкости. Основой в них являются кремниево-органические полимеры. Положительные качества: широкий диапазон температур – 100 + 350°С, инертность к различным материалам, низкая гигроскопичность. Но, имеют недостаточно высокие смазывающие свойства.

Порядок и периодичность замены тормозной жидкости, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В среднем эта цифра колеблется от 1 до 3 лет.

Удачи вам при выборе правильной тормозной жидкости для своего автомобиля.

Зачем нужно менять тормозную жидкость

Для того чтобы не обращаться в автосервис по любому вопросу и не тратить лишние деньги, каждый автовладелец должен иметь представление о тактико-технических характеристиках своего «железного коня» и периодичности замены различных компонентов: тормозных дисков, колодок, сервисных жидкостей. Водители-новички часто интересуются: зачем нужна замена тормозной жидкости, с какой периодичностью и как именно ее следует менять? Информацию об этом вы найдете в данной публикации.

За счет тормозной жидкости обеспечивается трансляция усилия от педали тормоза к колесным тормозным механизмам. Качество этой жидкости нужно контролировать в обязательном порядке, иначе при отказе тормозов не избежать аварии.

Зачем менять тормозную жидкость?

Менять тормозную жидкость необходимо по нескольким причинам. К ним относятся:

  • неисправность тормозной системы;
  • гигроскопичность тормозной жидкости;
  • смешивание тормозных жидкостей в безвыходной ситуации.

Каждая из причин влияет на безопасность движения и, соответственно, безопасность водителя и пассажиров.

При повреждении системы торможения жидкость вытекает. В этом случае необходимо начинать с диагностики авто, затем устранять неисправность и производить замену тормозной жидкости.

Тормозная жидкость – наиболее важный рабочий компонент, применяемый в автомобиле. Она обладает свойством поглощать влагу. Влага, несмотря на то, что тормозная система считается замкнутой, попадает в нее вместе с воздухом.

Торможение автомобиля сопровождается выделением большого количества тепловой энергии, в результате жидкость может закипеть. При кипении появляются пузырьки из пара и воздуха. Соединяясь, мелкие пузырьки становятся крупными и образуют пробки пара. Это объясняется его свойством сжиматься.

Если нажать на педаль тормоза во время сжатия паровой фазы, усилие к узлам тормозной системы передаваться не будет. Это связано с переливанием части жидкости в резервную емкость и невозможностью обеспечения нужного давления оставшейся жидкостью. В данной ситуации говорят о «проваливании» педали тормоза. Поэтому качество тормозной жидкости напрямую влияет на эффективность и безопасность работы тормозной системы.

Основным параметром, определяющим качество тормозной жидкости, можно назвать температуру кипения. Этому компоненту приходится работать при большом разбросе температур: от -40 °C при сильном холоде до +220 °C во время резкого торможения. В условиях езды по городу жидкость нагревается до +150 °C, при перемещении с прицепом и агрессивной езде – до 180 °C. Эти условия считаются достаточно тяжелыми.

Кроме этого, влага в тормозной жидкости способствует образованию на цилиндрах коррозии, а на морозе в системе торможения могут появляться пробки изо льда. Также важнейшим фактором условиях мороза является вязкость тормозной жидкости. Ее значение не должно превышать 1800 мм²/с. При превышении нормы жидкость плохо проходит через довольно тонкие каналы системы торможения. Это грозит уменьшением быстродействия и даже несрабатыванием тормозов.

При повышении температуры тормозной жидкости происходит понижение ее вязкости. При этом пленка становится более тонкой и недостаточной для смазки. Это чревато протечкой в рабочих цилиндрах. Тормоза при этом работают медленно и неравномерно, что ведет к снижению срока эксплуатации подвижных компонентов системы.

Когда же температура достигает предельно низких значений, тормозная жидкость загустевает, из-за этого снижается быстродействие, и тормозная система работает менее эффективно. Если в пути температура тормозной жидкости упадет ниже минимального значения, это может привести к отказу тормозов. Нередко это происходит при выезде из теплого гаражного бокса на сильный мороз.

Также к важным качественным показателям тормозной жидкости относится pH. Если он ниже 7,0, риску коррозии подвергаются детали из черных металлов, если выше 11,5 – коррозия может повредить детали из алюминиевых сплавов.

Иногда в безвыходной ситуации при повреждении тормозной системы приходится добавлять тормозную жидкость. Если вы смешиваете тормозные жидкости разных производителей, но идентичные по составу – ничего страшного. Это делать можно, но только с соблюдением определенных правил. Так, категорически не рекомендуется смешивать жидкости на силиконовой, гликолевой или другой основе друг с другом.

Казалось бы, стандарты для производства тормозной жидкости должны быть одинаковыми. Но, к сожалению, в России единых стандартов нет. Многие производители адаптируют свою продукцию под определенные марки авто. Некоторые экономят на определенных компонентах, хотя и заявляют, что их продукция соответствует стандартам класса Dot4. И даже не переходя границы общих стандартов, принятых в Европе и США, они предлагают тормозные жидкости, несколько отличающиеся по составу.

Тормозные жидкости изготавливаются в соответствии со следующими нормативами:

  • FMVSS 116 – Федеральный норматив США по безопасности автомашин;
  • ISO 4925 – Интернациональная организация по стандартизации;
  • SAE J 703/1704 – Общество авто инженеров;
  • JIS K 2233 – Японский промышленный стандарт.

Для тормозов с ABS разработан новый стандарт тормозной жидкости – class6. Тормозную жидкость, соответствующую данному стандарту, выпускает фирма «Тосол-Синтез-Инвест». Продукт называется ROSDOT.

Также в любой тормозной жидкости содержатся разнообразные присадки. По истечении времени они начинают разлагаться, снижая качество жидкости. В частности, при применении просроченной тормозной жидкости тормозные манжеты разбухают и начинают течь. Для проверки качества тормозной жидкости используется специальный тестер (индикатор). Такие устройства производят разные компании. Индикатор можно купить в супермаркете автозапчастей за небольшие деньги или обратиться в автосервис.

Как часто менять тормозную жидкость?

В сервисной книжке авто указываются сроки замены тормозной жидкости. Как правило, это нужно делать один раза в полгода либо после прохождения каждых 40000-50000 км. При этом на периодичность замены тормозной жидкости наличие электронных систем (АБС) не влияет. На спортивных машинах (Ламборджини, Мазератти, Феррари) жидкость следует менять еще чаще – после прохождения 10000-15000 км.

Данные значения возникли в результате многолетних расчетов, исследований и испытаний. Эти рекомендации, безусловно, заслуживают внимания. Их несоблюдение может спровоцировать беду.

Одним из свойств тормозной жидкости является гигроскопичность. За 2-3 года эксплуатации транспортного средства она впитывает из атмосферы 2-5 % влаги. Ее температура кипения при этом падает до 145-160 °C. Если температура упадет ниже 130 °C, то тормозную жидкость нужно менять.

Читайте также  Качественные тормозные диски производители

Опытные водители не сомневаются в необходимости обязательной замены тормозной жидкости. Конечно, современные средства обладают температурой кипения +200-260 °C, но не стоит упускать из виду гигроскопичность тормозной жидкости. Данное свойство является основной причиной, по которой ее приходится менять. Кроме этого, жидкость выбирается с учетом предельных зимних температур, характерных для вашей климатической зоны.

Перед покупкой тормозной жидкости желательно ознакомиться с рекомендации производителя транспортного средства, чтобы компонент оптимально подошел и под условия эксплуатации, и под особенности тормозной системы автомобиля.

Если вы не нашли рекомендаций производителя, указывающих, как часто нужно менять тормозную жидкость, то следуйте советам специалистов. Посмотрите в паспорт ТС на дату начала использования авто или на спидометр. Менять жидкость на гликолевой основе нужно каждые полгода или после прохождения 40000 км, на силиконовой основе – через пять лет. Но силиконовые тормозные жидкости используются гораздо реже, чем гликолевые.

О состоянии тормозной жидкости можно судить по ее цвету. Изначально жидкость светло-желтая. Отдельные производители добавляют специальные присадки, из-за чего жидкость приобретает красноватый оттенок. Изменение оттенка служит сигналом к замене тормозной жидкости прежде установленного срока.

Если жидкость стала мутной, или в ней образовался осадок, это говорит о возможном разбалансировании пакета присадок. В результате могут разбухнуть манжеты и сломаться зеркала поршней тормозных цилиндров.

Если вы купили подержанную машину, поменяйте тормозную жидкость обязательно, ведь неизвестно, как бывший владелец следил за состоянием этого авто. Даже если взглянув в бачок, вы увидели, что тормозная жидкость чистая, остальная система может иметь следы регулярного долива. К тому же не будет необходимости ломать голову о том, на какой именно тормозной жидкости эксплуатировался этот автомобиль.

Как менять тормозную жидкость?

Проверка качества тормозной жидкости в автомобиле производится при помощи индикатора. Для этого нужно погрузить зонд в жидкость. При нагреве он определит ее температуру и выведет на экран одну из следующих надписей:

  • все в порядке;
  • желательно заменить;
  • срочно заменить.

Анализ производится буквально за несколько минут. Погрешность замера не превышает 3 %, что для бытового прибора считается нормой.

Тормозную жидкость меняют в автосервисе, но сделать это и самостоятельно. Как говорилось выше, допускается долив тормозной жидкости, а в исключительных ситуациях даже смешивание, но с осмотрительностью. Для долива должна использоваться только жидкость, изначально залитая в машину. При неграмотном смешивании тормозных жидкостей в бачке и во всей тормозной системе появляется осадок.

При скоплении в тормозной жидкости воздуха всю систему необходимо прокачать. Воздух удаляется из жидкости через специальные штуцера, которые находятся в тормозных цилиндрах. Если машина не оборудована АБС, прокачать систему можно самостоятельно, только с одним помощником.

Поставьте автомашину на смотровую яму или на ровную площадку. Помощник должен сесть на водительское место и нажимать тормозную педаль. Вы при этом по очереди поконтурно, начиная с колеса, расположенного дальше всех от основного тормозного цилиндра, производите открытие штуцеров и спуск жидкости с воздухом. Это нужно делать, пока не пойдет чистая тормозная жидкость.

И напоследок несколько советов, что нужно делать, чтобы не возникло проблем с тормозной системой:

  1. регулярно проверяйте, сколько в расширительном бачке осталось тормозной жидкости;
  2. меняйте жидкость с соблюдением сроков замены;
  3. используйте проверенные тормозные жидкости, рекомендованные производителями и дилерами;
  4. проверяйте жидкость на предмет однородности, прозрачности, отсутствия осадка;
  5. старайтесь не доливать тормозную жидкость, а заменять в полном объеме;
  6. не смешивайте гликолевые и минеральные жидкости;
  7. используйте тормозную жидкость из упаковки, которую открыли не позже, чем полгода назад;
  8. обращайтесь в автосервис для проверки температуры кипения жидкости с помощью специального тестера.

Соблюдение этих простых правил обеспечит вам хорошую работу тормозов и замедлит износ деталей тормозной системы вследствие коррозии и нарушения герметичности, а также предотвратит неэффективность работы системы электронной помощи при торможении и обеспечит безопасность во время движения. Поэтому забывать о периодичности замены тормозной жидкости нельзя ни в коем случае.

Тормозная жидкость

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

Содержание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.

Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Читайте также  Чем промыть тормозную систему автомобиля?

На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

Тормозная жидкость – зачем менять в авто?

Тормозная система автомобиля обеспечивает безопасность водителя и пассажиров на дороге. Именно по этой причине при проведении планового технического обслуживания ей стоит уделять особое внимание. Многие автолюбители, к сожалению, ограничиваются лишь периодической заменой колодок, забывая о необходимости замены тормозной жидкости в самой системе. Сегодня мы разберемся для чего нужна эта жидкость, почему ее нужно менять и установлен ли специальный интервал по ее замене.

Свойства тормозной жидкости

Тормозная жидкость в автомобиле выступает в роли передатчика давления от главного тормозного поршня к рабочим. Когда педаль тормоза вжимается, происходит отток жидкости, подающий усилие на суппорты. В результате, выдвигаются поршни, разводя тормозные колодки, которые в свою очередь зажимают поверхности барабанов или дисков, приводя к остановке транспортного средства. Без тормозной жидкости такая система не будет иметь эффективности.

Любая смазка, используемая для этих целей, должна быть несжимаемой, т.е. при первой необходимости она должна без задержек и в полном объеме передавать усилие на суппорты или рабочие цилиндры.

Качественная тормозная жидкость обладает устойчивостью к температурным перепадам, обеспечивает оптимальное смазывание поверхностей и не оказывает негативного воздействия на пластиковые, резиновые и металлические детали системы.

Почему тормозную жидкость нужно менять?

Любая жидкость, используемая в автомобиле, нуждается в периодической замене. Взять, к примеру, моторное масло. От времени оно начинает оседать, смешивается с металлической стружкой, частично испаряется и перестает защищать двигательную систему автомобиля. Ученым по сей день не удалось создать такой химикат, который обладал бы вечными стабильными свойствами. Тормозная жидкость не исключение. Она точно также подвержена устареванию, выраженному в ее гигроскопичности. Гигроскопичность – это способность накапливать влагу. Почему это плохо? Потому что вода, входящая в состав тормозной жидкости, повышает вероятность ее закипания. Так, например, средняя температура кипения тормозной жидкости DOT4 составляет 230°С. Если добавить в нее хотя бы 3 % воды, то показатель упадет до отметки в 155°С.

Тормозная жидкость во время работы контактирует с раскаленными элементами системы. В пятне контакта колодок и диска (барабана) температура может достигать 600°С, что вполне может вызвать закипание гигроскопичной смазки.

В результате ее кипения в системе образуется газовая пробка, падает передаточное давление и от нажатия педали в пол никакой реакции не наступает. Последствия, к которым может привести потерявшая свойства тормозная жидкость, могут закончиться серьезным дорожно-транспортным происшествием. Вот почему необходимо делать регулярное обновление жидкостей в автомобиле.

Интервал замены

Как же часто нужно производить замену тормозной жидкости? Регламентировать интервал замены невозможно, т.к. все зависит от состава жидкости и способа эксплуатации авто. Специалисты утверждают, что в среднем срок службы химиката составляет 3 года. Но эта информация актуальна только для смазок типа DOT3, DOT4 и DOT 5.1. Жидкости, в чьем составе присутствуют силиконовые компоненты (DOT5 и DOT 5.1ABS), способны сохранять работоспособность в течение 5 лет.

В регионах с влажным климатом замена жидкости с гликолевым составом должна производиться каждые полтора-два года, с силиконовым – каждые три-четыре года.

Причем имейте ввиду: доливать химикат в опустевшую систему опасно, т.к. даже если большая часть жидкости будет обновлена, ее свойства и эффективность будут серьезно отличаться от ожидаемых. То же самое происходит при смешивании составов, относящихся к разному типу по классификатору DOT.

Периодичность замены, кстати, также зависит и от стиля вождения. При агрессивном режиме езды межсервисный интервал должен составлять не более 20 тысяч километров.

Что нужно знать о тормозной жидкости?

Главное, что нужно знать автовладельцу, это тип требуемой тормозной жидкости. Указан он в руководстве по эксплуатации к автомобилю. Для каждого автомобиля подходит определенная разновидность, эффективность которой проверяется производителем транспортного средства опытным путем.

Первые составы тормозной жидкости состояли из бутилированного спирта, смешанного с касторовым маслом. Смесь застывала при температуре ниже 0°С, и, естественно, речи о безопасности быть не могло: даже ежегодная замена не уберегала автовладельцев от опасной езды.

С развитием автомобильной индустрии разновидностей становилось все больше. Сейчас они объединены в рамках международного стандарта DOT, характеризующего степень вязкости состава и температуру закипания. Рассмотрим действующие на сегодняшний момент типы жидкостей:

DOT 3 – в ее состав входят полиэфир и полиэтиленгликоль. Химикаты могут обеспечить эффективное торможение только малодинамичным транспортным средствам. Температура в их тормозной системе не должна превышать показатель в 150°С.

DOT 4 – наиболее распространенная разновидность, активно используемая в современных городских автомобилях. В ее составе также содержатся полиэфир и полиэтиленгликоль, однако, теперь он дополнен присадками, исключающими закипание состава до 230°С. Допускает смешивание с DOT 3.

DOT 5 – силиконовая смазка, созданная специально для тормозных систем спортивных автомобилей. Она способна выдерживать до 260°С, но срок ее службы (в условиях экстремального вождения) составляет всего один год. Смешивание с гликолесодержащими химикатами не допускается.

DOT 5.1/ABS – гликолевая смазка, применимая только в сочетании с антиблокировочной системой. Не допускает смешивания ни с одним вышеупомянутом типом.

И напоследок…

Приобретая любой смазочный материал, помните, что на мировом рынке присутствует огромное количество подделок. И все они имеют определенные сходства с оригиналом: у них единая цветовая гамма, форма упаковки, название. Отличие может быть в цене. Причем низкая цена, как правило, обыгрывается «очень выгодными скидками». Т.к. тормозная жидкость напрямую влияет на безопасность поездок, экономить на ней не следует. Покупайте смазку только в фирменных отделах и всегда требуйте сертификаты качества от продавца.

Также помните, что жидкость должна быть свежей, дата ее розлива не должна быть старше трех лет. Емкость с жидкостью должна быть герметично закрыта не только посредством фиксировочного кольца, но и при помощи дополнительной алюминиевой мембраны.