Для чего нужен вариатор в системе зажигания?

Что такое вариатор УОЗ и как он работает? Есть ли смысл его устанавливать на авто с ГБО?

Всем привет. Сегодня, как вы понимаете из оглавления, речь пойдет о вариаторе УОЗ. Я расскажу вам о том, что это, как работает и для чего предназначен вариатор угла опережения зажигания. Для начала о том, что такое УОЗ. УОЗ — это угол опережения зажигания. Что такое вариатор УОЗ? Вариатор УОЗ — устройство, способное корректировать угол опережения зажигания на бензиновых двигателях во время работы двигателя на газе. Теперь обо всем этом более подробно.

Все мы знаем, что газ имеет высокое октановое число, с которым не сможет сравниться даже самый качественный высокооктановый бензин. СНГ — сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) имеет октановое число равное 100-105 единицам, а если говорить о метане, то и все 120.

Учитывая это, можно сделать вывод, что сгорание газа в цилиндрах двигателя происходит медленнее чем бензина, стало быть у этих двух типов топлива не одинаковый угол опережения зажигания (УОЗ). Поэтому, если УОЗ оставить как есть, то воспламенения газа происходит не вовремя, что серьезно влияет на расход газового топлива и динамику, и тяговитость самого двигателя. Кроме того, температура отработанных газов при работе на газе будет выше, чем во время работы на бензине и в момент, когда открываются выпускные клапана газо-воздушная смесь, по сути, еще воспламеняется, как результат — увеличенная нагрузка на клапана и седла. На этой почве возникает, по сути, оправданный миф о прогаре клапанов при работе на газе.

Вариатор УОЗ в данной ситуации является решением данной проблемы, так как он способен своевременно корректировать угол опережения зажигания в зависимости от ситуации, тем самым избавляя владельцев авто с ГБО от перерасхода топлива, прогара клапанов, а также ухудшения динамики. Причем подходит он как для метановых, так и пропан-бутановых ГБО-установок.

Известный факт, что в четырехтактных ДВС (двигатель внутреннего сгорания), горючая смесь воспламеняется от искры «на пороге» такта сжатия и рабочего хода, не доходя до ВМТ (верхняя мертвая точка) всего несколько градусов. Вариатор УОЗ (Spark Advance Processor, Time Advance Processor) представляет собой электронный модуль, который после перехода с бензина на газ в автоматическом режиме производит сдвиг этой точки вперед, для оптимизации воспламенения газовой смеси, позволяя ей сгорать полностью.

Проведите тест

  1. Заведите мотор автомобиля с ГБО, но без вариатора УОЗ, и дождитесь переключения на газ.
  2. Подставьте руку к выхлопной трубе.
  3. После чего произведите аналогичный тест на автомобиле с вариатором УОЗ.

На последнем давление и температура отработанных газов будет ниже, чем у аналогичного авто без вариатора угла опережения зажигания.

Вариатор УОЗ позволяет оптимизировать работу бензинового двигателя с электронной системой впрыска для работы на газе. И, что немаловажно, в сравнении с популярными в последнее время двухрежимными прошивками бензин/газ или прошивками «заточенными под газ», вариатор угла опережения зажигания имеет собственные настройки и прошивки для конкретных моделей двигателей, которые испытаны и обкатаны на специальных стендах. Более того, производители вариаторов угла опережения зажигания постоянно обновляют списки прошивок, добавляя в них новые модели авто. В случае отсутствия прошивки под конкретный автомобиль, возможен вариант оперативной коррекции УОЗ под конкретные требования того или иного двигателя.

Вопреки ошибочному мнению, «мозги» ГБО 4-го поколения не могут повлиять на работу зажигания или хоть как-то корректировать его настройки, все ограничивается управлением газовыми инжекторами. На деле система впрыска газа устанавливается просто между ЭБУ (электронный блок управления) двигателя и бензиновыми форсунками, а газовый контроллер всего лишь производит перенаправление, корректируя сигнал, поступающий от ЭБУ к газовым форсункам.

Само зажигание регулирует штатная прошивка ЭБУ, которой невдомек, что такое газ и как с ним работать. Поэтому двигатель работает как будто на бензине в штатном режиме, поэтому и происходит падение мощности и увеличение расхода газового топлива во время работы на газе.

Некоторые противники вариатора УОЗ приводят аргументы якобы опровергающие эффективность использования этого приспособления. Однако эти аргументы при разумном подходе и взвешивании не выдерживают никакой критики. Так принято считать, что коррекция зажигания происходит благодаря датчику детонации, однако тут же можно возразить на этот счет. Данный датчик реагирует на детонацию при работе на бензине, а сама корректировка УОЗ происходит после того, как происходит сама детонация. Однако фокус в том, что газ не подвержен детонации, поэтому никакой коррекции не происходит. Более того, как правило датчик детонации реагирует на топливо с более низким октановым числом, например, вы обычно льете АИ-95, а на этот раз залили АИ-92. Но как мы уже знаем, газ имеет более высокое октановое число, и это еще раз подтверждает тот факт, что ничего никто и ничто не корректирует, и угол опережения зажигания остается таким же, как и при работе на бензине.

Неоспоримые преимущества использования вариатора УОЗ

  • Улучшение динамики (по сравнению с ГБО без вариатора УОЗ).
  • Экономия газа. Благодаря тому, что вариатор угла опережения зажигания подключается прямо к контроллеру газовой системы, во время его работы происходит сдвиг УОЗ в более раннюю точку, то сигналы, поступающие от датчиков (ДПКВ, и датчика Холла), не влияют на бензиновую прошивку двигателя.

Наиболее распространенные производители вариаторов УОЗ:

  • Тритон;
  • AEB;
  • Stag.

Радует также тот факт, что установить вариатор угла опережения можно как во время установки ГБО, так и после нее. Самое главное, чтобы установкой этого приспособления занимались специалисты, которые имеют опыт работы с газовым оборудованием и самим вариатором УОЗ.

На этом у меня все, надеюсь у вас больше не осталось вопросов, и вы без труда сможете рассказать, что такое вариатор УОЗ и в чем заключаются его позитивные стороны. Спасибо за внимание, извините, если что упустил, желающие меня дополнить могут воспользоваться формой для комментариев. До новых встреч на ГБОшнике.

Вариатор зажигания для ГБО

Газобаллонное оборудование ставят на автомобиль для того, чтобы сэкономить расходы на горючее. Стоимость газа ниже более чем в 2 раза. Но абсолютные величины по расходу газа выше, чем у бензина. Исключить бензин из системы питания мотора не получится. На нём прогревают машину при запуске, пользуются им и при повышении нагрузок на ДВС.

То есть в реальности сэкономить получится не более 35 процентов. Но есть устройства, которые помогут при переходе автомобиля на ГБО свести к минимуму негативные последствия и существенно улучшить работоспособность двигателя.

Для чего изменяют УОЗ

У газа высокий октановый показатель. Ни одна марка бензина до такого уровня не дотягивает. Пропан-бутановое горючее имеет октановое число от 100 до 105 единиц, метан 120.

Из этого следует, что газ сгорает не столь быстро, как бензин, то есть у этих видов горючего разный угол опережения зажигания (аббревиатура — УОЗ).

Этот фактор оказывает серьёзное влияние на статью расхода газового горючего, а также динамику работы двигателя автомобиля. Температура отработанной газовой смеси более высокая, чем у бензиновой. В момент раскрытия выпускных клапанов, от перегруза газо-воздушная взвесь вспыхивает. Вот тут и приходит на помощь вариатор уоз, который вовремя скорректирует угол опережения зажигания, сократит перерасход горючего и исключит прогар клапанов. Внедряют вариатор на ГБО с метановым и пропан-бутановым оборудованием.

При изменении уоз происходит воспламенение смеси и её прогорание до того, как поднимутся выпускные клапана. Таким образом, температурный уровень выхлопа от газа снизится. При этом повысятся КПД и эксплуатационные характеристики двигателя автомобиля, ответственные за расход горючего.

На заметку! Увеличивают угол опережения только при работе автомобиля на газу. Что касается бензина, показатель угла опережения зажигания оставляют на уровне, предусмотренном техническими характеристиками двигателя автомобиля.

Как выбрать нужный прибор

На рынке представлены вариаторы гбо различных модификаций и фирм. При выборе оптимального электронного прибора необходимо учитывать такие факторы:

  • какого года выпуска установочный набор гбо;
  • тип сигнала, который исходит от датчиков коленвалов.

Есть 3 вида вариаторов, которые различаются совместимостью с различными датчиками:

  • с приборами, от которых исходят индуктивные импульсы;
  • с датчиками Холла, которые продуцируют цифровые импульсы;
  • с узлом зажигания, работающими в паре с трамблёрами.

На заметку! На автомобилях с карбюраторами, где стоит газобаллонная установка первого поколения, настроить вариатор не получится. На автомашинах такого типа применим другой способ перенастройки угла опережения зажигания — задействовав трамблер.

Краткий обзор различных модификаций вариаторов

На рынке представлены вариаторы для автомобилей различных моделей. Например, итальянские и польские приборы подсоединяются к датчику коленвала и изменяют его значения, которые затем передаются в ЭБУ. Модели вариаторов с возможностями программирования настраивают при проведении компьютерной диагностики.

Читайте также  Белый налет на свечах зажигания карбюратор

Вариаторы разных производителей и модификаций несут одну и туже функцию, но эксплуатационные характеристики у них несколько различаются:

  • AEB 510N — этот прибор применяют для ГБО автомобилей, в которых устанавливают датчики индуктивного типа. Он принимает импульсы с одного распредвала.
  • AEB 516N SHARK ставят на системы, где нельзя применить АЕВ 510. Управление прибором происходит от импульсов с 2-х распредвалов.
  • STAG TAP-02 подходит для автомобилей с датчиками, продуцирующими цифровые импульсы.
  • STAG TAP-03/1 — совместим с индукционными датчиками, распознаёт импульсы с цифровых приборов 2-х распредвалов.
  • STAG TAP-03/2 может работать в паре с датчиком Холла, принимать цифровой импульс от приборов 2-х распредвалов.

Перепрошивают следующие модели вариаторов, которые совместимы с датчиками, от которых исходит индуктивный импульс:

  • Bosch 60-2;
  • Renault 60-2;
  • Ford 36-1;
  • Toyota 36-2.
  • Из серии вариаторов 60 2 можно перепрограммировать Bosch 60-2 Hall.

Универсальным является Stag-tap-01 — это устройство распознаёт импульсы датчика коленчатого вала, от которого исходит индуктивный сигнал.

Стоит обратить внимание на следующие приборы:

  1. Различные виды устройств Microluch. Подбирают подходящую модель вариаторов по типу датчиков коленчатого и распределительного вала автомобиля.
  2. Прибор 618-Тритон является двухканальным, его можно интегрировать на моторы с индуктивными либо цифровыми датчиками коленчатого вала.
  3. Устройство 60-2 model 1 используют для устройств с индуктивным импульсом коленвала. Вариатор удобен тем, что позволяет выполнять настройки переключателей вручную, либо через компьютер. Этим он отличается от отечественной разработки Микролуч, который конфигурируют только с компьютера, и цена этого вариатора дороже.

Как выполнять установку

Удобнее устанавливать вариатор опережения зажигания для авто на газу одновременно с газобаллонной системой. Но если этого не произошло, есть возможность интегрировать его в уже действующее оборудование.

Где конкретно необходимо устанавливать вариатор — мнения разделились. В инструкциях заводов-изготовителей даются рекомендации по использованию в этих целях подкапотного пространства автомобиля. Мастера ставят вариатор опережения зажигания рядом с бортовым компьютером.

В пользу такого решения приводятся следующие аргументы:

  • отсутствует грязь и в вариатор не попадает вода;
  • не нужно использовать длинные провода, то есть сигнал от датчика будет чище;
  • тепло от работающего двигателя не будет влиять на вариатор;
  • удобно выполнять настройку и диагностику.

Когда имеются навыки работы с электронными системами, и есть знания по правильной настройке устройства, можно установить его и самостоятельно.

Снимают крышку с устройства и выполняют подключение по схеме, строго по инструкции к вариатору. Один выход идёт к подаче напряжения к ДПКВ, с ним соединяют вуоз. Следующий переходник подсоединяют к клапану газобаллонного оборудования. Масса коммутируется с экранирующей оплёткой кабеля датчика положения. Далее соединяют с клеммами октан-корректора.

После завершения всех пуско-наладочных манипуляций, связанных с настройкой вариатора угла опережения зажигания, заводят мотор и испытывают машину.

Если нет навыка установки подобных электронных устройств и есть сомнения, лучше обратиться к мастерам, которые уже имеют опыт установки этих приборов на автомобили.

На заметку! При установке ГБО на авто нельзя бездумно добиваться максимальной экономии газового топлива, игнорировать замедленные реакции на акселератор и потерю мощностных характеристик. Специалисты не советуют выставлять минимальные обороты, когда двигатель автомобиля начинает подтормаживать, и стабильность уже под угрозой.

Достоинства вариаторов

Водители постоянно ищут способы, как сэкономить на топливе и на ремонте автомобиля. В настоящее время оптимальным вариантом является переоснащение на газ. Переводят на более экономичное топливо и выполняют инверсию заводского конструктива не только автомобилей, но и мотоциклов, а также и другой мототехники. Но многих останавливает такой момент, связанный с переходом на другое топливо, как перегрев двигателя, и все идущие за этим последствия. С целью решения проблемы и разработан вариатор угла опережения зажигания для ГБО.

Чтобы убедиться в необходимости перенастройки УЗО, и что покупка вариаторов оправдывает себя, проводят следующий не сложный тест:

  • заводят двигатель автомобиля с газобаллонным оборудованием, не оснащённым корректором угла опережения зажигания, дожидаются переключения на газ;
  • подносят ладонь ближе к выхлопной трубе и запоминают ощущение от температуры выхлопа;
  • заводят автомашину, на которой поставлено устройство по перенастройке угла опережения зажигания;
  • подносят ладонь к трубе и делают выводы.

Второй вариант покажет, что температурный уровень и давление отработанных газовых смесей значительно ниже, чем у автомобиля с такими же эксплуатационными характеристиками, но не имеющего вариатора угла опережения зажигания.

Из данного теста видно: приборы целесообразно интегрировать на автомашины, где стоит газобаллонная система. Длительная эксплуатация автомобиля на сжиженном газе приводит к поломкам, в итоге понадобится делать внеплановый ремонт двигателя. То есть существует опасность увеличения расходов на содержание автомашины. А ведь именно от этого и уходят при установке ГБО.

Для автомашин с инжекторными двигателями, с газовой системой 2 или 3 поколений применение вариаторов зажигания приветствуется, так как повышается рабочий температурный уровень двигателя, что ускоряет прогар клапанов. В итоге повышается расходование моторного масла, ломается катализатор.

Почему необходимо поставить вариатор для ГБО 4 поколения? Прибор позволяет:

  • увеличивать мощность двигателя автомобиля, так как газ прогорает полностью;
  • обеспечивает экономию топливных ресурсов, так как газовое топливо полноценно отдаёт энергию;
  • вариатор для ГБО предупреждает прогорание клапанов, сохраняет компрессию на необходимом уровне;
  • нейтрализует негативные последствия от неправильной настройки ГБО, например, перегрев и выгорание седел клапанов;
  • применяют в автомобилях на любых типах моторов, независимо от количества цилиндров.

Есть ли недочёты у вариаторов?

Противники вариаторов угла опережения зажигания высказывают мнения, что этот прибор использовать в автомобилях не эффективно. Но данные доводы при детальном рассмотрении оказываются не существенными.

Например, есть мнение, что функцию изменения угла зажигания выполняет датчик детонации. Но это не соответствует действительности, так как датчик откликается на детонацию во время работы на бензиновом топливе.

Газ не подвергается детонации и никакой корректировки не произойдёт. Обычно датчик детонации отреагируют на горючее, который имеет наиболее низкое октановое число ниже. В реальности это выглядит следующим образом: автомобиль всегда заправляли АИ-95, а затем заправили АИ-92. Известно, что у газового топлива октановый показатель выше. То есть в данном случае никакой корректировки датчик выполнять не будет, и угол опережения зажигания останется таким же, как и на бензине.

Вариаторы последнего поколения совершенно другие, чем были несколько лет назад. Они оснащены другими прошивками, новыми датчиками, и действуют по другой схеме. Проблемы, связанные с применением вариатора исходят от его неправильного подключения, либо используются устаревшие конструкции. Поэтому, если встречаются негативные отзывы о вариаторе или описывается неудачный опыт его применения, следует поинтересоваться, в каком году была куплена и установлена данная аппаратура на автомобиль.

Что входит в комплект ГБО 4-ГО поколения?

ГБО Тамона: доступная стоимость для агрегатов любой категории

ГБО на Рено Логан: выбор поколения и правильная установка

Эмулятор форсунок: важное дополнение ГБО 2 поколения

Датчик температуры газа ГБО 4 поколения: почему так важна его корректная работа?

Вариатор ГБО: что это такое и зачем он нужен? Вариатор угла опережения зажигания

Газобаллонным оборудованием оснащают транспортное средство для снижения расходов на топливо. Газ стоит практически в два раза дешевле бензина, однако его потребление выше. Кроме того, основное горючее из системы совсем убрать не получится. На бензине прогревают авто после длительной стоянки и в холодную погоду. Реальная экономия составляет не более 30-35 процентов. Улучшить этот показатель позволяет вариатор ГБО, который повышает работоспособность силового агрегата.

Для чего изменяют угол опережения зажигания (УОЗ)?

Газ обладает высоким октановым числом (пропан с бутаном – 105 единиц, метан – 120). Бензин любой марки имеет показатель, который существенно ниже. Следовательно, в газовом оборудовании на автомобиле топливо сгорает медленнее, то есть у бензина и газа разный УОЗ.

Этот момент обуславливает влияние на расход горючего и динамику функционирования мотора. Газовая смесь имеет повышенную рабочую температуру. При раскрытии выпускных клапанов данный состав от перегруза вспыхивает. Откорректировать указанный момент помогает специальный вариатор. Он регулирует УОЗ, сокращает излишний расход топлива, исключает прогар клапанов. При изменении угла опережения зажигания смесь воспламеняется и прогорает до открывания выпускных клапанов.

Критерии выбора

В продаже представлены электронные регуляторы УОЗ от различных производителей в нескольких модификациях. При выборе вариатора ГБО следует обращать внимание на такие моменты:

  • Дату выпуска установочного приспособления.
  • Разновидность сигнала, подаваемого датчиками коленчатого вала.
  • Рабочие характеристики прибора.

На рынке имеется три типа устройств, отличающиеся совместимостью с датчиками разного типа. Это могут быть индуктивные импульсы, взаимодействие с индикаторами Холла (цифровые сигналы) и блок зажигания, агрегирующий с парой трамблеров.

Модификации

Вариаторы ГБО представлены в различном исполнении. К примеру, приборы польского и итальянского производства взаимодействуют с датчиком коленчатого вала, изменяя его значения с последующей их передачей на ЭБУ. Параметры модификаций с возможностью программирования регулируют во время компьютерного диагностирования.

Читайте также  Как определить какая катушка зажигания не работает?

Модели в разном исполнении, независимо от производителя, нацелены на выполнение одной задачи, однако эксплуатационные параметры у них несколько разнятся. Далее перечислены самые популярные версии вариаторов УОЗ для ГБО:

  • АЕВ-510 N – монтируется в системах автомобилей с индуктивными датчиками. Прибор принимает сигналы с одного распределительного вала.
  • АЕВ-516 Shark – приспособление управляется импульсами с пары распредвалов, устанавливается там, где нет возможности использовать 510-ю версию.
  • Stag TAP (ST-02) – устройство рассчитано на индикаторы с цифровыми импульсами.
  • ST-03/1 – аппарат агрегирует с датчиками индукционного типа, распознает сигналы с двух цифровых потоков распределительного вала.
  • ST-03/2 – взаимодействует с датчиками Холла, реагирует на цифровой сигнал от пары валов.

Перепрошивка

Допускается перепрограммирование вариаторов угла опережения зажигания следующих марок (взаимодействующих с индуктивными датчиками):

  • «Бош 60-2».
  • «Форд 36-1».
  • «Тойота 36-2».

К универсальным приборам относится модификация Stag TAP-01, которая способна распознавать сигналы индикатора коленвала, подающего индуктивные импульсы.

Отечественные модели

В своих отзывах о вариаторах ГБО пользователи указывают еще на несколько практичных и надежных моделей. Среди них:

  • Линейка «Микролуч» (Microluch). Подходящую модель подбирают в зависимости от разновидности индикаторов коленчатого вала и распредвала транспортного средства.
  • Версия «Тритон-618». Это двухканальное устройство, интегрируемое с «движками», оборудованными датчиками цифрового и индуктивного типа.
  • Прибор Model-1 60-2 подходит для индуктивных элементов. Настройку приспособления можно выполнять вручную или при помощи компьютера. Этим он отличается от других отечественных аналогов, цена его, соответственно, выше.

Как установить вариатор угла опережения зажигания для ГБО

Специалисты рекомендуют монтировать прибор одновременно с газобаллонным оборудованием. Также его можно установить в действующую систему. По поводу того, где именно нужно интегрировать устройство, мнения пользователей разделились. Во многих заводских инструкциях рекомендуется установка вариаторов ГБО в подкапотное пространство. Некоторые мастера монтируют аппарат рядом с бортовым компьютером.

Второй способ практичнее и выгоднее по следующим причинам:

  • Снижается загрязнение прибора, в него не попадает вода.
  • Не требуются длинные провода, что улучшает качество импульса от датчиков.
  • Тепло от работающего мотора не влияет на функционирование приспособления.
  • Облегчается процесс регулировки и диагностики.

Процесс монтажа

Как свидетельствуют отзывы, вариатор для ГБО 4 поколения можно установить самостоятельно, если имеются определенные навыки в работе с электронными системами и знания о правильной настройке прибора. Для этого снимается крышка приспособления, выполняется подключение строго по схеме, прилагающейся в инструкции к устройству. Один выход соединяется с ВУОЗ через контакт подачи напряжения к ДПКВ. Второй переходник подключают к клапану ГБО. Масса подается на экранирующую оплетку провода индикатора положения. Затем организовывают соединение с клеммами октанового корректора.

После того как все пусконаладочные операции завершены, активируют двигатель и испытывают автомобиль в работе. Если вы не имеете соответствующих навыков и опыта, резонно обратиться к специалистам, практикующим монтаж указанных приборов на транспортные средства.

Преимущества

Установка вариатора на ГБО 4 поколения дает ряд преимуществ, среди которых отметим такие:

  • Повышается параметр мощности силового агрегата в связи с полным выгоранием газа.
  • Компрессия находится на требуемом уровне, предотвращается раннее прогорание клапанов.
  • Нивелируются отрицательные последствия от некорректной настройки ГБО при включении выгорания и перегреве клапанных седел.
  • Возможно использование на всех типах «движков», независимо от числа цилиндров.

Есть ли недостатки?

Противники рассматриваемых приборов указывают на их низкую эффективность. Однако при тщательном изучении фактов становится ясно, что такое высказывание необоснованно. Имеется мнение, что для корректировки угла зажигания служит датчик детонации. В реальности это не так, поскольку данный индикатор активируется только во время работы мотора на бензине.

Газ не испытывает детонации, поэтому никакой регулировки УОЗ не происходит. Как правило, индикатор детонации срабатывает на топливе с самым низким октановым показателем. На практическом примере это выглядит так: машину заправляли АИ-95, затем решили перевести на 92-й бензин. Газ имеет октановое число значительно выше. Поэтом угол опережения не изменится, оставаясь таким же, как и на бензине.

Вариаторы последней генерации оснащены обновленными датчиками, современными прошивками, работают по иной схеме. Проблемы с указанным прибором в основном связаны с его неправильным подсоединением либо внедрением устаревших конструкций. Изучая отрицательные отзывы об использовании вариатора, нужно интересоваться, в каком году монтировалось газовое оборудование на автомобиль.

Полезные рекомендации

Стоит отметить, что увеличивать УОЗ необходимо только при работе транспортного средства на газу. Если говорить о бензине, то угол опережения зажигания должен оставаться на уровне, указанном в технической документации автомобиля.

На карбюраторных машинах с газобаллонным оборудованием первой генерации традиционным способом отрегулировать вариатор не получится. На подобных двигателях корректировка УОЗ выполняется при помощи трамблера.

При монтаже ГБО не следует пытаться достичь максимальной экономии горючего любыми способами. Необходимо помнить о замедленных реакциях на акселератор и потере запаса мощности. Также не рекомендуется выставлять обороты по минимуму, когда мотор начинает подтормаживать, ставя под угрозу стабильность работы системы.

Для инжекторных моторов с газобаллонным оборудованием второй и третьей генерации приветствуется эксплуатация вариаторов УОЗ. В противном случае наблюдается ускорение прогара клапанов и выход из строя катализатора с одновременным увеличением расхода моторного масла.

Как проверить, нужен ли вариатор ГБО?

Чтобы удостовериться в необходимости приобретения данного устройства и в перенастройке ускорения опережения зажигания, разработан простой тест. Сначала запускают мотор транспортного средства с ГБО, но без корректора УОЗ, ожидают переключение на газ. Ладонь подносят к выхлопной трубе, фиксируют ощущение от температуры отработанных газов. Затем повторяют аналогичную процедуру с установленным вариатором. Делают соответствующие выводы.

Во втором случае температура и давление выхлопа будет существенно ниже, чем у машины без корректора УОЗ. Проверочный тест говорит о том, что рассматриваемые приборы актуально внедрять в системы с газобаллонным оборудованием. Связано это с тем, что длительная эксплуатация авто с ГБО приводит к неисправностям, требующим внеплановой починки силового агрегата. Это повышает расходы на содержание транспортного средства. Чтобы этого избежать, устанавливают вариатор.

Отзывы

Автовладельцы не устают подыскивать различные способы и методики по экономии на ремонте машины и расходе горючего. Одним из оптимальных вариантов, как показывают отзывы, считается переход с бензина или солярки на газ. Люди пишут, что заводские топливные системы они перенастраивают не только на легковых авто, но и мотоциклах, автобусах, грузовиках.

Как показывают отзывы, правильно выполненная манипуляция позволяет существенно сэкономить на топливе, не теряя при этом в динамике и прочих параметрах техники. Некоторых пользователей настораживает, что при переходе на другую разновидность горючего имеется риск перегрева мотора и негативные последствия, связанные с этим моментом. Для максимального нивелирования возможной проблемы и оптимизации функционирования топливной конструкции создан и разработан вариатор угла опережения зажигания для газобаллонного оборудования.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вариатор угла опережения зажигания ГБО

Многие автовладельцы слышали о том, что установка системы газобаллонного оборудования негативно сказывается на двигателе, но так ли это на самом деле и как этого можно избежать? Сегодня мы поговорим об устройстве, которое способно не только сократить потребление газа автомобилем, но и продлить срок службы двигателя. Давайте разберем для чего нужен вариатор угла опережения зажигания, и какую роль он играет в системе ГБО, какие плюсы и минусы могут быть от установки ВУОЗ.

Теория

Газовая и бензиновая смесь сгорают по-разному. Причиной тому служит разное октановое число – у газа оно больше (обычно в районе 100-120), у бензина, соответственно, меньше (92-95). Этот показатель влияет на время горения топлива, чем выше октановое число, тем дольше горит топливная смесь. Штатный ЭБУ автомобиля не знает про то, что на автомобиле установлен газ. Соответственно, не знает и про то, что используемое в данный момент топливо горит дольше, а следовательно не сгорает полностью за отведенный промежуток времени.

Работа в таком режиме приводит к тому, что не сгоревший полностью в цилиндре газовая смесь будет догорать в выпускном коллекторе, что в свою очередь приводит к перегреву клапанов, клапанных седел, катализатора и увеличивает их износ. Именно это и служит поводом для не безосновательных слухов о том, что при работе на газу клапаны прогорают быстрее.

Стоит отметить, что сложившаяся ситуация не зависит от используемого поколение газового оборудования и верна как для ГБО 2, так и для ГБО 4. Разумеется, чтобы клапаны вышли из строя и требовали замену должно пройти довольно существенное количество времени, и многие попросту успеют продать свой автомобиль до наступления этого факта. Но вот реальная экономия газового топлива на 10% и увеличение мощности автомобиля при работе на пропан-бутане — это существенный повод задуматься над установкой такого узла системы как, Вариатор угла опережения зажигания.

Читайте также  Почему появляется нагар на свечах зажигания?

Принцип работы

Принцип работы УОЗ для системы ГБО сводится к более раннему, по сравнению с бензиновой, воспламенению газовой смеси, что в свою очередь обеспечивает ее полное сгорание в цилиндре.

При получении сигнала от коленвала датчик УОЗ корректирует величину угла опережения зажигания на заданное в настройках значение, и передает ЭБУ автомобиля уже откорректированное значение. Компьютер машины посылает сигнал на воспламенение смеси чуть раньше, в следствие чего происходит ранее зажигание и полное сгорание газовой смеси. Из-за того, что в цилиндре сгорает вся газовая смесь мощность автомобиля повышается, а нагрузка и износ клапанов и седел снижается. Ориентировочный расход газовой смеси при использовании УОЗ снижается ориентировочно на 10%.

Преимущества использования УОЗ:

  • Снижение износа клапанов, их седел и катализатора;
  • Улучшение динамики и повышение мощности автомобиля, крутящего момента;
  • Снижение расхода топлива при работе двигателя на газовой смеси.

Установка и настройка

Производители вариаторов УОЗ для газовых автомобилей производят тестирование и настройку своей продукции для определенного типа двигателя на специализированном стенде. Поэтому при выборе конкретной модели следует обращать внимание на существующую в ней прошивку именно под Ваш автомобиль и установленный в нем двигатель внутреннего сгорания.

Производители постоянно дополняют и обновляют прошивки своей продукции. Поэтому, если в данный конкретный период времени модели Вашего автомобиля нет в перечне поддерживаемых авто, следует обратиться в службу поддержки производителя с просьбой добавить модель машины и двигателя в прошивку.

Установку и настройку УОЗ лучше всего доверить квалифицированным специалистам, которые уже имеют опыт установки данного оборудования на автомобили с системой ГБО. Также следует отметить, что вариатор угла опережения зажигания может быть установлен как непосредственно при установки системы ГБО на автомобиль, так и в любое другое время.

Вариатор угла опережения зажигания для ГБО на авто

Последнее обновление — 2 апреля 2020 в 07:08

Число автовладельцев, переоборудующих свои машины для работы на газовом топливе, неуклонно растёт. Связано это, главным образом, с тем, что в связи с ростом цен на бензин эксплуатация автомобиля становится всё более дорогостоящей. Газ, разумеется, тоже дорожает, но ценовая вилка в два с лишним раза остаётся стабильной и побуждает народ задуматься о переходе на газ.

Если есть уверенность в экономическом эффекте от перехода с бензина на газ – вперёд и с песней. А для того, чтобы этот эффект был максимальным, целесообразно ознакомиться с техническими тонкостями установки газобаллонного оборудования, так как на автосервисе об этом особенно не распространяются. В частности, речь пойдёт о таком приборе, как вариатор УОЗ для ГБО.

Необходимость установки вариатора

Само слово «вариатор» подразумевает, что этот прибор призван изменять определённые параметры какой-либо системы. В данном случае рассматривается электронное устройство, которое регулирует угол опережения зажигания (УОЗ), иными словами, положение точки, где происходит воспламенение топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндре ДВС.

Топливная смесь поджигается искрой свечи в тот момент, когда поршень ещё не достиг верхней мертвой точки (ВМТ), завершая такт сжатия. Это опережение измеряется углом поворота коленвала и делается для того, чтобы горючая смесь полностью сгорела именно в ВМТ, так как между воспламенением и полным сгоранием проходит несколько миллисекунд. Таким образом, обеспечивается оптимальный режим работы ДВС, максимальный крутящий момент, экономичность и экологичность.

Начальный УОЗ на сошедшем с конвейера авто выставляется заводом-изготовителем в зависимости от типа двигателя и вида топлива, на которое он рассчитан. В процессе движения этот параметр регулируется умной электроникой в определённом диапазоне на основе показаний датчиков, подающих сигналы о частоте оборотов двигателя, температуре ТВС и силе тяги.

При переходе на газ характеристики горючей смеси меняются. В ГБО применяется два вида газового топлива: сжатый природный газ метан (CNG) и сжиженная смесь пропана и бутана (LPG). Газовая аппаратура на метановом топливе в нашей стране используется весьма ограниченно (на, то есть ряд объективных причин), поэтому основной акцент будет сделан на пропан-бутан.

Так вот, бензиновая топливовоздушная и пропанобутановая смесь отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенными из которых являются октановое число (у пропановой смеси около 105), температура и скорость сгорания (пропан-бутан горит дольше бензиновой ТВС).

Более того, соотношение пропана и бутана в смеси меняется в зависимости от времени года: летом оно составляет 40:60, а зимой, наоборот – 60:40 (отсюда разница в цене).

По этой причине угол опережения зажигания на газе должен быть больше, чем на бензине. Рассчитанная на бензин штатная электроника с этой задачей в полной мере справиться не сможет, так как не в состоянии распознать, что двигатель перешёл на газ. Поэтому если к газовой аппаратуре будет дополнительно установлен вариатор угла опережения зажигания, то он скорректирует сигналы датчиков, оптимизируя УОЗ для работающего на газовом топливе мотора. То есть, газовая смесь успеет полностью сгореть в нужное время в нужной точке. В противном случае она будет догорать в выхлопной трубе, снижая мощность и ресурс ДВС. К слову сказать, отсюда и возникают вопросы о прогаре клапанов ГРМ, а также выходе из строя катализатора.

Принцип работы, выбор устройства, установка и настройка

Вариатор УОЗ для ГБО корректирует показания электронного блока управления (ЭБУ), смещая их в соответствии с предварительными настройками. В связи с этим установка ГБО одновременно с вариатором — самое рациональное решение (хотя, в принципе, это можно сделать в любой момент).

Выбор модели и модификации вариатора для регулировки зажигания под газ зависит от модели двигателя, типа ГБО и характера генерируемого датчиками сигнала. Различают 3 типа вариаторов:

  • совместимые с датчиками, выдающими индуктивный сигнал;
  • работающие совместно с датчиками, генерирующими цифровой сигнал (датчики Холла);
  • совместимые исключительно с трамблёром (для карбюраторных двигателей).

Чтобы не ошибиться, установку и настройку прибора лучше доверить сертифицированному автосервису, имеющему достаточный опыт работы с газовым оборудованием, так как малейшая неточность в подключении разъёмов может привести к поломке. Для конкретных типов ДВС и ГБО вариатор УОЗ имеет свои настройки, проверяемые на испытательных стендах.

Например, вариатор УОЗ Микролуч (Microlouch) украинского производства подбирается по типу датчиков, установленных на коленчатом и распределительном вале, а для его настройки используется программа Hmel в комплекте с интерфейсным кабелем для ГБО 4-го поколения. Программа позволяет выбрать либо постоянный УОЗ (от 00 до 200), либо выстроить график зависимости УОЗ от числа оборотов. Определение оптимального угла опережения производится экспериментальным путём на основе субъективных ощущений при езде. При этом на разных автомобилях получаются разные результаты. Также имеет значение тип трансмиссии – механическая или автоматическая КПП. При езде на средних оборотах оптимальное значение УОЗ обычно находится в пределах 6-9 градусов для пропана и 12-15 градусов для метана.

С приходом на рынок 4-го поколения ГБО инжекторные системы газораспределения стали вытеснять газовое карбюраторное оборудование второго поколения (их доля составляет примерно 70%). Однако это не значит, что для ГБО 2-го поколения вариатор не нужен, т.к. оно уже давно адаптировано к инжекторным моторам.

Производители и цены

Самыми известными брендами вариаторов угла опережения зажигания (ВУОЗ) являются следующие:

  1. Тритон-618 (Россия) – двухканальный прибор, который совместим как с индуктивными, так и с цифровыми датчиками. Адаптирован к машинам многих марок, поскольку допускает перепрошивку электронного блока управления (ЭБУ). Ценовой диапазон: 1900-2200 рублей.
  2. АЕB (Италия) – прибор интегрируется в ГБО автомашин, оснащенных индуктивными датчиками. В зависимости от модели также поддерживает сигнал с одного или двух распредвалов. Ценовой диапазон: 3500-7000 рублей.
  3. STAG (Польша) – имеет несколько модификаций (ТАР-01, ТАР-02, ТАР-03), по функционалу аналогичен АЕВ. Ценовой диапазон: 3000-6700 руб.

Стоимость установки вариатора невелика и составляет в среднем 400-600 рублей. При этом не важно, предназначен ли прибор для ГБО 2-го или 4-го поколения. Однако если речь идёт о ГБО на метане, то цена будет несколько выше за счёт более сложного монтажа.

Заключение

Резюмируя размещённые на различных форумах отзывы и комментарии, можно сделать вывод, что главным достоинством вариатора УОЗ является улучшение тяги и динамики автомобиля. При грамотной настройке разница между бензином и газом почти не заметна даже при трогании с места. Наблюдаются и такие положительные факторы, как сокращение расхода газа (хотя и незначительное) и меньший нагрев двигателя (это можно заметить летом по частоте включения вентилятора охлаждения при стоянии в пробке).

Для ГБО на метане, октановое число которого на 20 пунктов выше, чем у бензина, вариатор просто необходим.