Как определить изношенность тормозных колодок?

Износ тормозных колодок, дисков и барабанов (причины быстрого износа деталей тормозной системы)

Изнашиваемые детали в тормозной системе автомобиля, а это диски, барабаны и колодки, которые не подлежат плановой замене в силу своего непредсказуемого ресурса. Всё сильно зависит от дорожной ситуации, привычек водителя и качества материалов. Поэтому жизненно важно со строгой периодичностью оценивать состояние деталей, чтобы вовремя зафиксировать критическое изменение контрольных размеров.

Принцип работы тормозной системы в машине

Общим принципом работы тормозов является организация трения между деталями, жёстко связанными с элементами подвески и деталями, которые вращаются вместе с колёсами.

Возникновение этой силы и гасит энергию движущегося автомобиля, снижая скорость.

Дисковые тормоза

Тормозной механизм дискового типа состоит из суппорта, прикреплённого к рычагам подвески через другие детали, вращающегося соосно со ступицей колеса диска и тормозных колодок.

При увеличении давления в гидравлических тормозных цилиндрах, входящих в состав суппорта, их поршни начинают перемещаться, сдвигая колодки, которые охватывают диск с двух сторон. Площадь колодок в несколько раз меньше боковой площади диска, то есть они захватывают лишь небольшой его сектор.

Количество цилиндров в суппорте может быть разным, в зависимости от требуемой эффективности тормоза и других причин, но колодок всегда две, движущихся навстречу друг другу.

Их поджим обеспечивается либо встречно работающими цилиндрами, либо так называемой скобой плавающего типа, когда во втором цилиндре нет необходимости.

Схема работы суппорта с плавающей конструкцией:

  • 1 — скоба.
  • 2 — направляющая.
  • 3 — уплотнительное кольцо.
  • 4 — суппорт с цилиндром.
  • 5 — поршень.
  • 6 — манжета.
  • 7 — колодки.
  • 8 — тормозной диск.
  • 9 — тормозная жидкость.
  • 10 — штуцер.

Суппорт с фиксированной конструкцией:

  • 2 — болты крепления.
  • 4 — суппорт с цилиндрами.
  • 5 — поршни.
  • 6 — уплотняющие манжеты.
  • 7 — колодки.
  • 8 — тормозной диск.
  • 9 — тормозная жидкость.
  • 10 — штуцер.

У дискового тормоза есть несколько преимуществ, которые обеспечили его применение в подавляющем большинстве автомобилей:

  1. Высокая тепловая эффективность, поскольку диск почти весь открыт и доступен для охлаждения внешним воздухом.
  2. Простота и компактность конструкции.
  3. Удобство контроля за состоянием изнашивающихся поверхностей колодок и дисков.
  4. Возможность использования дополнительной вентиляции с помощью внутренней структуры диска и его перфорации.
  5. Слабая чувствительность к загрязнениям и попадающей влаге благодаря хорошим условиям для самоочистки.

Материалом для дисков обычно служит чугун, имеющий удовлетворительные фрикционные свойства и их стабильность, реже сталь, а для спортивного применения используются композитные материалы, допускающие работу при высоких температурах без потери прочности и геометрии.

Колодки состоят из стальной подложки, на которой специальным клеем и отформованными шипами закреплены фрикционные накладки из подобранного многолетними исследованиями материала.

Сложность тут состоит в компромиссе между многочисленными противоречащими друг другу свойствами, высоком коэффициенте трения по чугуну и стали, износостойкости, способности беречь от износа диски, температурной стабильности и минимальном уровне акустического шума.

Барабанные тормоза

В их состав входят тормозные барабаны в виде закрытых с одной стороны цилиндров и работающие по их внутренней поверхности тормозные колодки.

Рабочие гидравлические цилиндры также находятся внутри, при нажатии на педаль они раздвигают колодки, прижимая их к барабанам. Площадь колодок лишь ненамного меньше внутренней цилиндрической поверхности.

Использование таких механизмов ограничено, в силу некоторых принципиальных недостатков:

  • несовершенства охлаждения, колодки работают в замкнутой полости;
  • плохой сопротивляемости накладок при попадании воды внутрь тормоза;
  • значительных габаритов и массы всей конструкции.

При этом у барабанов есть и свои преимущества, в частности сопротивляемость загрязнению, долгий срок службы и технологическая простота в изготовлении.

Почему тормозные колодки, диски и барабаны изнашиваются

Трение, выступая в роли основного рабочего фактора эффективности тормозов, имеет вполне определённую физическую сущность. Это столкновение между собой малейших неровностей, шероховатостей трущихся поверхностей, которое не всегда остаётся для них без последствий.

И эти последствия тем печальней, чем выше коэффициент трения, то есть чем быстрее машина останавливается. Приходится выбирать компромисс между качеством торможения и долговечностью деталей.

По многолетнему опыту материалы накладок и дисков подобраны таким образом, чтобы средний диск мог пережить три-четыре комплекта колодок. Это оптимум с точки зрения соотношения цены массивного и дорогого диска со стоимостью относительно недорогих колодок, считающихся расходниками.

Причины быстрого износа

Снижение срока службы фрикционных элементов тормоза обуславливается несколькими факторами.

  1. Стиль езды. Вполне естественно, что при частом пользовании педалью износ будет идти быстрее, особенно если у тормозов не будет времени на охлаждение.
  2. Отклонения в свойствах материалов. Не всегда при текущих заменах диски (барабаны) и колодки устанавливаются точно такие же, как и на заводе. Диски могут быть сделаны из разного по твёрдости и содержанию углерода чугуна, а колодки изготавливаются по разным технологиям, с использованием традиционных материалов без асбеста, включением металлов или органических волокон. В результате можно при равной эффективности в различных сочетаниях чаще менять колодки или диски.
  3. Попадание грязи на рабочие поверхности. Пыль и песок работают как абразивы, что ускоряет износ.
  4. Коррозия дисков и деградация материала накладок. Могут происходить как по причине редкого пользования тормозами, так и наоборот, постоянных перегревов.
  5. Неисправности направляющего аппарата тормоза. Колодки будут прижиматься неравномерно, что вызовет нештатный односторонний износ.
  6. Проблемы со ступичными подшипниками , когда люфтящее колесо вызывает постоянные задевания колодок по диску.
  7. Нарушения в выдерживании зазоров. Пренебрежение регулировками барабанных тормозов или закисание поршней в дисковых.

Как видно, ускоренный износ может появиться как по естественным причинам, так и от невнимания водителя.

Почему появляется неравномерный износ деталей

Чаще всего это происходит из-за внутренней коррозии поршней и цилиндров в гидравлическом приводе. Особенно у многопоршневых механизмов. Встречаются также закисания в направляющем аппарате суппорта.

Скоба перекашивается, отчего колодки сильнее прижимаются одним краем, чем другим. Суппорт приходится разбирать, очищать и смазывать, не допуская попадания смазки на фрикционные поверхности. Но лучше прибегнуть к замене деталей.

Чем опасен износ деталей тормозной системы

При достижении деталями критических размеров эффективность торможения падает, что не всегда заметно из-за заложенных в тормозную систему запасов. В этом состоит определённое коварство, тормоза могут отказать внезапно с непоправимыми последствиями.

На предельном ходе колодок при недопустимом износе поршни слишком далеко выдвигаются из цилиндров, попадая на корродированные, ранее не работавшие участки. Велика вероятность заклинивания с лавинообразным усилением износа и полным отказом.

Это усугубляется снижением толщины диска ниже допустимого предела. У каждого автомобиля есть своя норма по минимальному размеру, которую надо контролировать при каждом плановом ТО.

Проверка колодок без снятия колеса

Не снимая колесо это сделать не всегда удаётся. Диск должен иметь достаточно большое расстояние между спицами для обеспечения визуального контроля. Иногда потребуется применить зеркало и фонарик.

Если рассматривать зону прилегания колодки к диску, то при хорошем освещении можно разглядеть величину оставшейся на подложке колодки фрикционной накладки.

Обычно предельное значение составляет 2-3 мм. Дальше ездить уже опасно. Да и до этой величины лучше не доводить, после оставшихся 4 мм колодки пора менять.

Читайте также  Признаки завоздушивания тормозной системы

Ещё более вопрос осложняется почти полной нереальностью оценки внутренней колодки, скрытой под суппортом.

Если даже её можно увидеть с торца диска, то это даст мало информации, данная зона изнашивается неравномерно, к тому же скрыта образующимся при износе бортиком на окружности диска. То есть при неравномерном износе колодок изучение только внешней ничего не даст.

К счастью, конструкторы обычно предусматривают электронный или акустический индикатор предельного износа. Колодка начинает характерно скрипеть или зажигает индикатор на приборной панели.

Рекомендации по замене тормозных колодок

Конструкция тормозов на всех машинах схожа, поэтому можно выделить следующие особенности обслуживания узлов.

  1. Колодки всегда меняются комплектами на одной оси. Недопустимо менять их по одной при неравномерном износе.
  2. При замене колодок надо смазывать специальным высокотемпературным составом весь их направляющий аппарат.
  3. Обязательной проверке подлежит свобода перемещения поршней в гидроцилиндрах.
  4. При неравномерном износе диска или превышении пределов его по геометрии диск подлежит безусловной замене.
  5. При раздвигании поршней под новые колодки надо принять меры к свободному повышению уровня жидкости в бачке главного цилиндра, после чего довести уровень до нормы.
  6. При первом нажатии педали после установки колодок она проваливается, поэтому нельзя трогаться с места не нажав несколько раз на тормоз.
  7. Первое время колодки будут прирабатываться, поэтому эффективность тормозов сразу не восстановится.
  8. Барабанные механизмы задней оси потребуют регулировку ручного тормоза.

В обслуживании тормозной системы мелочей быть не может. Не стоит надеяться, что замена колодок решит все проблемы.

В особо тяжёлых случаях придётся существенно обновить все элементы системы, шланги, рабочую жидкость, вплоть до замены суппортов, как бы дорого это не обошлось. Последствия в любом случае обойдутся дороже.

Как Проверить Тормозные Колодки. ( 3 Основных Способа).

Как проверить тормозные колодки

Нельзя передвигаться на автомобиле, тормозная система которого неисправна. Поэтому важно определять степень износа тормозных колодок, чтобы обеспечить безопасность во время поездок себе и пассажирам.

Вообще рекомендуется заменять старые колодки на новые спустя 10-15 тысяч километров пробега. Но иногда эти значения могут меняться в зависимости от некоторых факторов.

В статье рассмотрим, как определить износ тормозных колодок.

Почему колодки изнашиваются

В первую очередь необходимо рассмотреть, почему деталь становится непригодной.

Все дело в том, что колодки оснащаются специальной фрикционной накладкой, которая в процессе эксплуатации постоянно контактирует с диском. Все это приводит к истиранию.

Скорость износа может быть разной и все это зависит от нескольких факторов, включая металл изготовления и стиль вождения.

Тормозные колодки – как определить степень износа

Если вы не знаете, как определить износ тормозных колодок своими руками, мы расскажем вам об этом. Каждый признак рассмотрим детально.

Увеличенный тормозной путь

Если вы заметили, что надавливая на педаль тормоза автомобиль, стал хуже останавливаться и значительно увеличился тормозной путь, это говорит о явном износе колодок.

Странные звуки при торможении

Когда срок эксплуатации подходит к концу, накладка истирается неравномерно, на ней появляются трещины, а иногда сколы. Все это приводит к тому, что нажимая на педаль тормоза можно заметить вибрацию, стук и даже свист.

Поэтому если вы не имеете представления, как проверить износ тормозных колодок, обращайте внимание на посторонние звуки при торможении.

Тормозная система работает странно

Если произошло полное истирание накладки, при легком нажатии на тормоз колеса резко заблокируются. Происходит это, потому что колодка начинается тереться о тормозной диск.

Если вы не знаете, как проверить тормозные колодки, то обязательно учитывайте этот фактор. Также о неисправности может говорить долгий тормозной путь.

Вам придется нажимать на педаль тормоза слишком сильно, чтобы заставить колеса заблокироваться. Во всех этих случаях замена детали обязательно. Все это влияет на безопасность дорожного движения.

Причины износа

Не каждый водитель знает, как определить износ тормозных колодок, но на самом деле это не сложно. Существует специальный прибор, который может показать с помощью светового индикатора, что фрикционная часть стерлась.

Также определить степень изношенности тормозных колодок можно без снятия колеса и со снятием. Если самостоятельно проделать данный вид работы сложно, лучше обратиться в автомастерскую.

К главным причинам истирания можно отнести следующее:

  • Неисправность тормозного узла.
  • Некачественный материал фрикционной накладки стирается быстрее.
  • Слишком жесткий фрикционный материал.
  • Передвижение по бездорожью.

Если толщина накладок менее 3 мм, необходима срочная замена этих деталей.

Заключение

Каждый водитель должен помнить, что неисправные тормозные колодки могут стать причиной серьезного ДТП. Они могут вывести из строя всю тормозную систему. Поэтому менять колодки нужно своевременно и выбирать только качественные детали, проверенные временем.

Как определить износ тормозных колодок?

Каждый водитель по-разному управляет своим автомобилем. Специалисты советуют не дожидаться очередного проведения технического осмотра на станции ТО, ведь износ колодок может произойти быстрее, чем ожидается. Почему это важно? От слаженной работы системы торможения зависит не только состояние других деталей авто, но и безопасность водителей и пассажиров.

  1. Виды колодок и их износ
  2. Косвенные показатели
  3. Прямые показатели истирания
  4. Самостоятельная проверка
  5. Безопасное вождение

Виды колодок и их износ

Безопасная остановка автомобиля происходит путем соприкосновения тормозящих колодок с дисками или «барабанами». Нажимая на педаль, автолюбитель приводит этот механизм в соответствующее действие. Частое нажатие педали во время активного использования автотранспорта приводит к быстрому истиранию материала.

Износ тормозных колодок определяется как самостоятельно, так и при помощи специалистов. Эти автодетали делятся на два основных вида:

  • Внешние.
  • Внутренние.

Просмотреть состояние внешних деталей совсем нетрудно. Иначе дело обстоит с внутренними частями. Здесь не обойтись без снятия колес и внимательного выявления уровня изношенности.

Официально менять тормозные колодки считается необходимым через каждые 10–12 тысяч километров езды. Однако установленный километраж довольно символичен, поскольку зависит он непосредственно от интенсивности вождения.

Например, вождение на крутых поворотах с высокой скоростью или использование авто в качестве такси значительно повышает изнашиваемость системы тормоза. Стоит учесть тот факт, что на износостойкость деталей влияет марка машины.

На заметку! Чуть более половины, а именно 60% изношенности, выявляется, когда фрикционная накладка равна толщине основания самой детали. Истираясь дополнительно еще на 2 мм, деталь полностью приходит в негодность.

Косвенные показатели

Совсем необязательно ждать следующего прохождения ТО или сразу снимать диски для осмотра. Существуют некоторые внешние признаки износа тормозных колодок. Для наглядности разберем их по порядку:

  • Скрежетание, свист и другие неприятные и подозрительные звуки издаются при нажатии на педаль. Это явный признак сильного истирания материала. Некоторые автовладельцы специально устанавливают индикатор износа колодок или покупают их с уже имеющимися ограничителями. Отсутствие индикатора свидетельствует о скрипе самой полностью изношенной автодетали.
  • Накопление грязи (металлическая стружка и пыль) между трущимися друг о друге частями может привести к тому, что она застрянет между ними. Такой нежелательный момент приводит к остановке авто в неподходящее время и неподходящем месте. Ремонт в этом случае неизбежен.
  • Заносит машину в одну и ту же сторону? Значит, пора проверять систему торможения именно с этой стороны. Полное истирание запчасти приводит к заносам даже на сухом грунте.
  • Педаль не возвращается на свое место после нажатия? Это означает, что степень износа задних колодок или передних равна 100%.
  • Слишком вялое или ,наоборот, жесткое торможение говорят о необходимости замены системы тормозов. Резкая блокировка и остановка машины сигнализируют о полном изнашивании накладок.
  • Посторонний шум и биение напоминают хозяину авто о неблагоприятном состоянии тормозов.

Внимание! Техническая проверка порой выявляет вышедшую из строя автозапчасть, которая расстраивает систему торможения.

Прямые показатели истирания

Невзирая на гарантированный пробег до 10 тыс. км. для передних тормозных колодок и задних с разрешением до 25 тыс. км., своевременно проверяйте личный автотранспорт на станции ТО. Специалисты СТО не допустят излишнее трение до определенного уровня и проведут замену качественными деталями.

Читайте также  Антиблокировочная система тормозов что это?

Проводить замену нужно по трем основным причинам:

  • Когда толщина накладок не достигает 1,5 мм.
  • Когда накладки недостаточно крепко соединяются с главной частью детали.
  • Произошла замасленность накладок.

Профессионалы советуют менять правый «барабан» и левый одновременно. Таким образом, вы избежите повторного посещения автомастерской по смене параллельных автодеталей.

Специалист СТО после определения состояния и ширины колодок проверяет: барабаны, диски, трубопроводы и другие близлежащие повреждения.

Самостоятельная проверка

Автовладельцы интересуются, как определить износ тормозных колодок самим? Внутреннее состояние авто узнается только путем поднятия ТС и съема колес. Для самостоятельной диагностики вам понадобятся:

  • домкрат;
  • ключи;
  • обычная отвертка (не крестовая);
  • фонарь;
  • молоток;
  • болты М8 (2 шт.).

Расположив транспортное средство так, чтобы снимались колеса, начинайте осматривать переднюю часть. Найдите на съемном колесе смотровое окно на суппорте. Осветите обзор фонариком, и обратите внимание на толщину фрикционного покрытия. Новые накладки составляют 10 мм в толщину. Истертая поверхность даже при двух миллиметрах нуждается в замене. Измеряется полезное расстояние штангенциркулем.

Затем проверяем заднюю часть машины. Перед поднятием задней половины кузова с помощью домкрата подложите под перед бруски. Далее займите положение на водительском месте, нажмите на тормозящую педаль и удерживайте ее. Снимите авто с ручника для съема задних колес. С помощью болтов М8 снимите барабан, и у вас появится доступ к колодкам.

Ширина накладок для задней половины ТС изначально составляет 3, 4 мм. Во время езды амортизация доводит их до 0,5 мм и меньше. В том случае необходимо провести замену.

На конечном этапе процедуры отрегулируйте правую и левую стороны тормозов. Для этого вам понадобится плоская отвертка. Просунув ее через барабанное окошко, вращайте колесико так, чтобы произошло трение с диском.

Безопасное вождение

Вы узнали, как проверить износ тормозных колодок, а такая диагностика может сохранить жизнь человека. Система тормозов – это самая нагружаемая область автотранспорта. Регулярно уделяя внимание этой части авто, вы продлеваете «жизнь» самого транспорта и уважаете право других граждан на безопасную жизнедеятельность.

Производители неспроста устанавливают индикатор износа тормозных колодок, который сигнализирует о критичном положении ТС. Устанавливая некачественные и дешевые автозапчасти, вы подвергаете риску как свою жизнь и здоровье, так и жизнь пассажиров, пешеходов и других водителей.

Как проверить степень износа тормозных колодок?

Замедление скорости автомобиля вплоть до остановки (торможение) происходит при трении колодок с дисками или барабанами. Эти детали вступают в контакт при нажатии тормозной педали. Автомобилисты чаще всего не думают о том, как определить износ тормозных колодок, такой вопрос обычно возникают, когда становятся заметными неполадки в работе системы. Колодки изнашиваются быстрее, поскольку их основной частью при торможении являются фрикционные накладки, которые мягче, чем металл и стираются быстрее. Важно вовремя понять, почему механизм стал работать хуже, и срочно произвести ремонт. При каком износе менять тормозные колодки и как определять их изношенность, узнаете из этой статьи.

1 — тормозной диск; 2 — направляющая колодок; 3 — суппорт; 4 — тормозные колодки; 5 — цилиндр; 6 — поршень; 7 — сигнализатор износа колодок; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — защитный чехол направляющего пальца; 10 — направляющий палец; 11 — защитный кожух.

Из-за чего изнашиваются колодки?

Для разных моделей машин существует определенный срок службы тормозных планок. Но это не означает, что они не могут выйти из строя до того, как машина «пробежит» указанные в мануале километры. Есть несколько факторов, из-за которых колодки приходят в негодность раньше, чем истечет установленный ресурс:

  • Режим езды. Городской цикл движения быстрее приводит к износу деталей по причине частых остановок на светофорах.
  • Степень загрузки. Чем больше груза в багажнике автомобиля, тем быстрее происходит износ задних тормозных колодок. В то же время это снимает часть давления с передних тормозных колодок, а значит, они и прослужат дольше.

Средний срок службы для этих элементов составляет около 10 000 км, после чего они меняются. Но признаки износа тормозных колодок могут появиться раньше, и их необходимо знать.

Что косвенно говорит об износе колодок?

Как узнать, что эти детали пришли в непригодное состояние, не возясь с осмотром? На многих современных автомобилях уже устанавливается электронный датчик износа тормозных колодок, который вовремя предупредит автолюбителя, что фрикционные накладки элементов к работе уже непригодны. Кроме электронного датчика, существуют и механические, которые представляют собой металлическую полосу и крепятся ниже накладки. В этом случае о стирании фрикционного слоя можно узнать по характерному скрежету и свисту, который будет хорошо слышен при нажатии на педаль. При этом работа тормозов будет несколько нарушена, но не до критического уровня, и водитель сможет своевременно поменять неисправные автодетали. Механические сигнализаторы могут устанавливаться на одно колесо (обычно переднее), на два (спереди или сзади) или на все.

Наличие индикатора износа тормозных колодок значительно упрощает диагностику. Если их нет, посторонние звуки можно будет услышать, только когда накладки будут изношены до предельной стадии, а качество торможения значительно снизится: на педаль придется давить с большей силой, а кроме того, увеличится тормозной путь.

Датчик износа тормозных колодок

Если между диском и колодкой оказываются частицы дорожной грязи, это приведет к ускоренному износу элементов тормозного механизма. Признаками таких неполадок станет биение педали тормоза при нажатии на нее.

Если имеет место неравномерный износ тормозных колодок, при котором стирание фрикционного слоя на одном из элементов происходит быстрее, узнать об этом можно по заносу машины в сторону при торможении. Резкое нажатие на педаль в этом случае может привести к тому, что автомобиль выкинет с дороги, особенно на влажном покрытии. Поэтому неравномерность износа очень опасна, и, заметив ее, автомобиль необходимо срочно ремонтировать.

Узнать о предельном износе можно также, если нажатая педаль после отпускания остается в том же положении. Это происходит, когда фрикционный слой практически полностью стерт, и металл планки, нагреваясь при трении, схватывается с диском. Но точное определение причины неполадок возможно только при осмотре, поскольку эти признаки могут говорить и о выходе из строя других элементов тормозной системы.

Непосредственные признаки выхода колодок из строя

Заметив любой из вышеприведенных сигналов, не затягивайте с ремонтом – предельное изнашивание элементов тормозной системы делает езду на автомобиле, без преувеличения, смертельно опасной. Лучше всего, если диагностику и, при необходимости, замену запчастей, проведут профессионалы на автосервисе: это даст гарантию правильности проверки. Но, если такой возможности нет, или вы предпочитаете ремонтировать «железного коня» своими руками, то провести визуальной осмотр для определения причины износа тормозных элементов можно и самостоятельно.

О том, что планки к дальнейшей работе непригодны, можно узнать по следующим признакам:

  • Толщина фрикционного слоя стала ниже допустимой величины, установленной изготовителем.
  • Толщина тормозного диска снизилась меньше предельно допустимого значения (измерить этот параметр, как и в предыдущем случае, можно с помощью микрометра).
  • На фрикционной накладке, на основании колодки или диске механизма торможения обнаружены следы механических повреждений в виде трещин или впадин.
  • На внешнем крае колодки появился выступающий бортик.
  • Диск перекошен.
  • На поверхности диска появился угольный налет, что говорит о том, что поверхность начала разрушаться.
Читайте также  Смазка алюминиевая для дисковых тормозов

О необходимости срочной замены планок системы торможения говорит появление под колесным колпаком налета темного цвета, содержащего мелкие металлические частицы. Это говорит о полном стирании фрикционного слоя и о том, что уже начало стираться основание детали.

Откладывать ремонт в долгий ящик при обнаружении неполадок нельзя ни в коем случае, поскольку от исправности тормозной системы напрямую зависит безопасность автомобиля, водителя и пассажиров.

Когда меняют тормозные колодки: как определить износ колодок

Тормозные колодки (тормозной башмак) — это пластины с фрикционным слоем, которые прижимаются к тормозному диску или барабану при нажатии на педаль тормоза. В результате между колодкой и рабочей поверхностью тормозного диска/барабана возникает сила трения, которая замедляет вращение колеса.

В процессе эксплуатации автомобиля тормозные колодки неизбежно изнашиваются, так как происходит истирание фрикционных накладок. Когда износ критический, эффективность торможения резко ухудшается, а также стертые колодки могут стать причиной выхода из строя других элементов тормозной системы. По этой причине нужно знать:

  • как узнать износ колодок;
  • на какие признаки износа обращать внимание;
  • как выполняется проверка колодок.

Подробнее читайте в нашей статье.

Передние и задние тормозные колодки: что нужно знать об износе

Каждый водитель знает, что в зависимости от силы нажатия на педаль реализована возможность тормозить плавно или резко. При сильном нажатии на педаль тормоза колодки полностью блокируют колеса. При этом важно учитывать и то, что тормозное усилие на передней и задней оси автомобиля разное.

На практике это означает, что износ передних колодок намного активнее, чем задних. По этой причине менять их нужно чаще. Кстати, с учетом таких особенностей многие производители в целях экономии устанавливают на бюджетные авто и некоторые модели среднего класса передние дисковые тормоза, тогда как на задней оси стоят простые барабанные. В случае наличия закрытых барабанов сзади, износ колодок в такой системе диагностировать сложнее.

Когда менять тормозные колодки

В случае с колодками трудно четко определить, сколько ходят колодки и когда нужна замена. В одних случаях колодки можно стереть за 10 тыс. км, тогда как в других данные элементы могут служить 20, 30 тыс. км и более.

Дело в том, что различные автомобили эксплуатируется в разных условиях. На интенсивность износа тормозных колодок оказывает влияние целый ряд факторов: манера езды, степень загрузки транспортного средства, дорожные условия, качество самих колодок, а также другие особенности эксплуатации авто.

Задние колодки могут отработать около 50-60 тыс. км. Если же автомобиль эксплуатируется более активно и агрессивно, колодки изнашиваются намного раньше, особенно передние.

Признаки износа тормозных колодок

Как правило, если стерлись колодки, важно обращать внимание на следующее:

  1. эффективность торможения ухудшается;
  2. при торможении появились вибрации и рывки;
  3. во время торможения слышны посторонние шумы (скрежет, свист и т.д.);
  4. автомобиль явно «уводит» при торможении в одну или другую сторону;
  5. увеличился ход педали тормоза;

Основные причины – сильный износ фрикционных накладок или их отрыв от поверхности самой колодки, неравномерный износ колодок на колесах и т.д. При этом игнорировать проблему с колодками нельзя, так как после износа «мягкого» фрикционного слоя начнется трение металла по поверхности диска или барабана.

Результат – сильный перегрев тормозных механизмов, рабочая поверхность диска или барабана получит глубокие царапины (диски или барабаны нужно будет шлифовать или полностью менять).

Также некоторые авто имеют специальные датчики износа тормозных колодок. При этом полагаться только на индикаторы в виде свиста и показания электронных датчиков не стоит. Оптимально проверять колодки самостоятельно или в сервисе.

Как проверить колодки на автомобиле

Для проверки необходимо знать, как определить износ колодок. Сделать это можно двумя способами:

  • оценив качество работы тормозной системы;
  • путем визуального осмотра тормозных колодок.

Первый метод является поверхностным и больше подойдет для опытных водителей, которые привыкли эксплуатировать конкретное транспортное средство и могут оценить, как должны работать полностью исправные тормоза. Также можно ориентироваться на рассмотренные выше признаки износа колодок: скрипы при торможении, увеличение тормозного пути, биение, изменение хода педали тормоза и т.д.

Второй способ более точный и позволяет определить износ колодок по внешним признакам. При этом проводить такую проверку рекомендуется каждые 3-5 тыс. км пробега. Для проверки потребуется:

  • осмотреть колесный диск на предмет наличия фрикционной пыли (серый налет). Если такой налет присутствует, это указывает на наличие фрикционного слоя на колодке, который постепенно истирается. Однако если в налете видны частицы металла, это говорит о том, что накладка изношена и пошел процесс истирания металла самой колодки.
  • снять колесо и осмотреть колодки (через «окошко» в суппорте или путем полного извлечения колодок). Такой способ наиболее точный и позволяет визуально оценить толщину накладок, степень износа, наличие дефектов и т.д. Для барабанных тормозов потребуется также снимать крышку барабана.

Рекомендации

В процессе эксплуатации автомобиля тормозные колодки необходимо проверять даже в том случае, если нет явных признаков износа. Основная причина — не допустить критического износа и сохранить эффективность торможения. Дело в том, что при активном торможении возникает высокий нагрев тормозных дисков, колодок и суппортов.

Часто бывает так, что еще рабочие, но изношенные накладки в активном режиме не выдерживают перегревов. По этой причине специалисты рекомендуют менять колодки заранее (когда износ колодок около 70%). Это позволит получить максимально эффективное торможение в разных условиях (вплоть до экстренной остановки).

Если планируется езда по трассе (особенно на дальние расстояния), эксплуатация авто происходит в горной местности или намечается перевозка грузов и большого количества пассажиров, изношенные тормозные колодки станут причиной значительного ухудшения эффективности тормозов. По этой причине необходимо заранее выполнить замену колодок, а также желательно заменить тормозную жидкость и прокачать тормоза на автомобиле.