Что запрещается водителю транспортного средства?

2.4. Общие обязанности водителей

Часть 4

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган полиции для оформления происшествия.

Следовательно, водители – участники ДТП могут и не ждать прибытия инспекторов ДПС, а прибыть в опорный пункт полиции и пост ДПС самостоятельно. Но для этого должны быть выполнены следующие условия:

  1. В результате ДТП вред был причинен исключительно имуществу и нет пострадавших;
  2. Водители достигли взаимного согласия в оценке обстоятельств происшествия (нет споров в системе «кто прав — кто виноват»;
  3. Водители составили схему ДТП и подписали ее.

И уже на посту ДПС или в опорном пункте полиции произойдет оформление ДТП.

А вот второй случай отказа от вызова сотрудников полиции на место ДТП – это новация в российском правовом поле. Оказывается, что при соблюдении определенных условий оформить ДТП можно вообще без участия инспекторов ДПС.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Попробуем упростить эту правовую норму, основательно попахивающую официальщиной.

Относительно недавно (с 2009 года) на российских дорогах стал действовать так называемый Европротокол при ДТП. Это – процедура заполнения бланков извещений о ДТП (водителями самостоятельно или с помощью аварийных комиссаров) и предоставление их в страховую компанию для выплат компенсаций потерпевшей стороне.

Однако водители должны помнить, что для подобного оформления ДТП необходимо выполнить ряд условий.

Во-первых, количество транспортных средств, участвующих в ДТП, не должно превышать двух.
Во-вторых, ответственность водителей должна быть застрахована (оба имеют действующие полисы ОСАГО).
В-третьих, в результате ДТП вред причинен только имуществу (отсутствуют пострадавшие).
В-четвертых, обстоятельства произошедшего («прав-виноват»), характер повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП.

Если выполнение данные условия, то оформить ДТП можно и без участия уполномоченных на это сотрудников полиции. Правда, необходимо помнить…

Примечание.
Размер страховой выплаты в данном случае не может превышать 25 тысяч рублей.

Именно поэтому возникает еще и пятое – негласное — условие применения Европротокола при ДТП. Оно касается суммы компенсации. Однако – это риск потерпевшей стороны. Если потерпевшая сторона боится ошибиться в оценке суммы ущерба (и будущего ремонта), — необходимо отказаться от Европротокола и вызвать сотрудников полиции.

Подведем предварительный итог. Водитель обязан реализовывать позитивные обязанности, связанные с:

  1. Наличием необходимого перечня документов (минимум — ТРЕХ);
  2. Обеспечением безопасности при движении (использованием ремней безопасности);
  3. Исправностью транспортного средства;
  4. Прохождением освидетельствования на состояние алкогольного и иного опьянения;
  5. Предоставлением транспортного средства двум категориям должностных лиц;
  6. Обязательной остановкой по требованию регулировщиков;
  7. Четкими действиями при ДТП.

О второй – тоже достаточно большой и представительной – группе обязанностей, честно говоря, и вспоминать не хочется. Они – НЕГАТИВНЫЕ, то есть от совершения подобных действий водитель должен отказаться. Но дадим краткие комментарии и этим – имеющим, к сожалению, место – обстоятельствам водительского бытия.

2.7. Водителю запрещается:
— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Управление транспортным средством в состоянии неадекватности – это весьма опасное предприятие. Изменяются ощущение и восприятие реальности, внимание притупляется, а время реакции водителя увеличивается. Следовательно, вероятность ДТП неминуемо возрастает.

Именно поэтому Правила запрещают садиться за руль транспортного средства:

1. В состоянии алкогольного (и, к сожалению, как печать современности, — ИНОГО) опьянения;

2. Под воздействием лекарств, которые ухудшают внимание водителя и его реакцию (например, ноотропные препараты, при приеме которых следует внимательно читать инструкцию);

3. В состоянии болезни или утомления (когда организм человека все свои силы объективно тратит на борьбу с усталостью или недугом, а не на обеспечение безопасности движения).

Это, как говорится, классика жанра. Продолжим. Водителю также запрещается находиться в неадекватном состоянии и после прекращения движения.

употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Казалось бы, парадоксальная ситуация: Вас останавливает сотрудник ДПС, а Вы так разволновались, что достали фляжечку и рюмашку коньячку – хлоп! Так, для храбрости и успокоения. Или другой пример: попали в ДТП. Расстроились (естественно). И приняли сильнодействующее успокоительное.

Водитель должен помнить, что в двух случаях он обязан воздержаться от приема алкоголя, наркотических, психотропных и иных подобных по действию средств:

  1. После ДТП;
  2. После остановки транспортного средства по требованию сотрудника полиции.

Этот запрет действует либо до проведения освидетельствования на состояние опьянения, либо до принятия решения о том, что в подобном освидетельствовании нет необходимости.

В противном случае, водитель может быть признан находящимся в состоянии опьянения (со всеми вытекающим отсюда последствиями).

Не вызывает сомнений и следующее ограничение. Водителю запрещается:
— передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил.
Согласитесь, можно и не комментировать эту норму права. Вполне логично, что, если уж самому водителю нельзя находиться за рулем транспортного средства в состоянии опьянения, под воздействием лекарств, делающих его неадекватным, а также в утомленном или болезненном состоянии, то и передавать управление своим транспортным средством лицу, находящемуся в подобном же состоянии, тоже запрещается.
Кроме того, запрещается передавать управление транспортным средством лицу, у которого нет при себе или заведомо отсутствует водительское удостоверение («права») соответствующей категории. Правда, это положение не распространяется на учебную езду.

Продолжим. Водителю запрещается:

— управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации.

Ничего сложного в понимании данной нормы нет. Водитель не должен нарушать режим труда и отдыха, чтобы не пребывать в утомленном состоянии. Данные нормы прописаны в 4 и 5 разделах и 51 главе Трудового кодекса РФ и различных подзаконных актах (например, в Постановлении Правительства РФ от 10.12.02 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы») главе, а также в международных договорах РФ.

Так, продолжительность смены (или ежедневной работы) водителя не может превышать 10 часов. А теперь представьте себе: неужели водители большегрузных автомобилей (дальнобойщики) придерживаются этих норм? Вопрос риторический.

Идем дальше. Согласно ПДД, водителю запрещается:

— пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них.
Помните, мы говорили об организованных – транспортных и пеших – колоннах. Так вот, вполне закономерно, что рядовому водителю запрещается их пересекать и, тем более, занимать в них место.

Нет, конечно, соблазнительно было бы (пристроившись к организованной транспортной колонне) двигаться по дорогам с превышением скорости, да еще когда тебе все уступают дорогу… Однако Правилами это запрещается.

И последнее требование. Водителю категорически запрещается:

— пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Без комментариев. Лишь одно замечание: если водитель разговаривает по телефону без использования рук (благодаря проводной или беспроводной технологии «hands free»), то пользоваться телефоном разрешается. Хотя власти Франции, к примеру, стремятся вообще запретить разговоры по телефону во время движения… Отвлекает он от выполнения главной функции.

Итак, подведем итог рассмотрению негативных обязанностей водителя, которому запрещается:

  1. Управлять своим транспортным средством в состоянии неадекватности, утомленности или болезненном состоянии;
  2. Употреблять алкоголь и иные вещества после ДТП или остановки ДПС до проведения освидетельствования или до принятия решения об отказе от него;
  3. Передавать управление лицу, находящемся в подобном состоянии или не имеющему права управления транспортным средством;Управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха;
  4. Пересекать организованные колонны и занимать в них место;
  5. Во время движения пользоваться телефоном, кроме случаев, когда он оборудован устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Таким образом, раздел 2 Правил дорожного движения содержит перечень наиболее общих обязанностей водителя. А, если помните, исполнение закона есть конституционная обязанность человека и гражданина в Российской Федерации.

И, пожалуйста, не нарушайте ПДД!

«Зеленой улицы» Вам!

  • Оглавление:
    Общие обязанности водителей
    Часть 1
    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4

Езда с прицепом: какие нужны права, что можно и нельзя и за что можно получить штраф

Весна и лето – сезон активного использования прицепов: кто-то возит стройматериалы, кто-то лодку, кто-то мотоцикл или квадроцикл, и это только начало списка вариантов. Но правила езды с прицепом на легковом автомобиле досконально помнят далеко не все. Нужно ли получать категорию BE для транспортировки любого прицепа? Какие по массе и габаритам прицепы разрешено тянуть на легковушке? Каждый ли прицеп нужно регистрировать? За что можно схлопотать штраф? Давайте ответим на эти и другие вопросы.​

Читайте также  Заржавели контакты для батареек что делать?

Для начала определимся с тем, что не каждый прицеп требует наличия у водителя категории BE. Классификация категорий транспортных средств содержится в части 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ей, категория B подразумевает возможность управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Иными словами, категория BE не нужна для транспортировки прицепа при следующих условиях:

  • масса прицепа меньше 750 кг;
  • масса прицепа больше 750 кг, но меньше снаряженной массы автомобиля, а общая масса автомобиля с прицепом не больше 3,5 тонн.

Категория BE необходима при превышении параметров, описанных в предыдущем разделе. Таким образом, категория BE нужна для управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

То есть, категория BE нужна, если:

  • масса прицепа больше 750 кг и больше снаряженной массы автомобиля;
  • масса прицепа больше 750 кг, а общая масса автомобиля и прицепа больше 3,5 тонн.

Обратите внимание: категория BE не нужна, если суммарная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 тонны, но прицеп весит меньше 750 кг – например, если прицеп массой 700 кг прицеплен к Hummer H2 массой в 3 тонны. Для того, чтобы потребовалась категория BE, нужно сочетание обоих условий: и массы прицепа больше 750 кг, и общей массы больше 3,5 тонн.

Чтобы получить категорию BE, нужно пройти стандартную процедуру обучения: получить медсправку, посетить теоретические и практические занятия, а затем сдать экзамены в автошколе и ГИБДД. Однако в отличие от категории B, у BE есть дополнительные ограничения по возрасту и стажу. Тот же Федеральный закон № 196-ФЗ указывает, что получить категорию BE могут только водители не моложе 19 лет и имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев.

Да, регистрации подлежит любой прицеп, независимо от массы и конструкции. Ведь согласно ПДД прицеп – это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. А почти все транспортные средства, как мы знаем, нужно регистрировать. Для регистрации потребуется стандартный пакет документов: ПТС (да, у прицепа тоже есть ПТС), паспорт, договор купли-продажи и чеки об оплате госпошлин. На прицепе должны быть установлены регистрационные знаки.

На всякий случай уточним, что при управлении автомобилем с прицепом водитель обязан иметь при себе документы на прицеп и предоставлять их для проверки сотрудникам ГИБДД. Эта обязанность зафиксирована в пункте 2.1.1 ПДД.

Физические лица, владеющие прицепами к легковым автомобилям, не должны страховать их по ОСАГО. На это указывает пункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона об ОСАГО №40-ФЗ: согласно ему, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Внимательные автовладельцы знают, что в полисе ОСАГО есть пункт «транспортное средство используется с прицепом», где можно поставить галочку. Однако владельцев прицепов к легковым автомобилям эта отметка тоже не касается. Дело в том, что пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО фиксирует, что обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

Из этого пункта нужно сделать два вывода. Во-первых, страховка на прицеп к легковому автомобилю, как мы уже знаем, не нужна. А во-вторых, отметка в полисе ОСАГО о том, что транспортное средство используется с прицепом, относится к грузовым автомобилям, и в полисе на легковой автомобиль, который используется с прицепом, эту галочку ставить не нужно.

Часть 4 статьи 32 Федерального закона № 170 о техосмотре исключает необходимость проходить техосмотр частным владельцам прицепов. Согласно ей, прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.

Максимальные габариты прицепа регламентированы требованиями к размерам транспортных средств в Техрегламенте Таможенного союза. Длину прицепа регламент напрямую не ограничивает, но максимальная длина автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) – 20 метров. Прочие же габариты указаны непосредственно для прицепов: максимальная ширина транспортного средства категорий прицепа (категории О) не должна превышать 2,55 метра, а максимальная высота прицепа не должна превышать 4 метра.

Кроме того, стоит помнить, что прицеп, как и автомобиль, должен иметь работающие световые приборы. Пункт 19.1 ПДД указывает, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни.

В городе дополнительных ограничений по скорости движения для легковых автомобилей с прицепом нет – то есть, можно двигаться со скоростью 60 км/ч, если нет иных ограничений. А вот по загородным дорогам придется ездить медленнее. Пункт 10.3 ПДД указывает, что вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям при буксировке прицепа на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч.

В одном из прошлых материалов мы упоминали знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено», который запрещает в том числе буксировку механических транспортных средств. Но вот ехать на легковом автомобиле с прицепом под знак 3.7 можно. Дело в том, что по Правилам под этот знак «запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств», а легковые автомобили под запрет не попадают.

Во-первых, в прицепе запрещено перевозить людей. На это указывает пункт 22.8 ПДД: согласно ему, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче.

Во-вторых, в прицепе нельзя возить грузы, с которыми будут нарушены правила перевозки грузов. Подробно эти правила изложены в разделе 23 ПДД. Требований к грузу довольно много, так что перед перевозкой лучше перечитать раздел 23 полностью, ну а мы кратко перечислим требования.

Итак, правилами запрещены:

  • перегруз;
  • перевозка груза без соблюдения мер контроля размещения, крепления и состояния груза во избежание его падения;
  • создание грузом помех для движения другим участникам;
  • ограничение грузом обзора водителю;
  • затруднение грузом управления и нарушения устойчивости транспортного средства;
  • перевозка груза, который закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • перевозка груза, который создает шум, пылит, загрязняет дорогу и окружающую среду.

Кроме того, ПДД указывают, что груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками.

Если массовые характеристики предусматривают наличие категории BE у водителя легковушки с прицепом, но у водителя ее нет, то это классифицируется как езда без прав. Наказание последует по части 1 статьи 12.7: «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Кроме того, согласно статье 27.13 КоАП в этой ситуации применяется задержание транспортного средства с помещением его на штрафстоянку.

Нарушение правил регистрации прицепа карается по той же статье 12.1, что и в случае с автомобилем. Часть 1 этой статьи указывает, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей. А часть 1.1 предусматривает ужесточение наказания за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев».

Наказание за нарушения правил перевозки грузов самое мягкое. Оно предусмотрено частью 1 статьи 12.21, согласно которой «нарушение правил перевозки грузов влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Получи ПРАВА в Ташкенте

  • Автошколы
  • On-line тренажер по ПДД
  • Инструкторы
  • Законодательство
  • Полезно знать
  • Часто задаваемые вопросы

Общие обязанности водителей

7. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников ОВД предъявлять им для проверки:

  • водительское удостоверение и талон к нему или талон, временно дающий право на управление транспортным средством, а если водительское удостоверение изъято в установленном порядке – талон к нему, в случае если изъяты водительское удостоверение и талон к нему – временное разрешение;
  • документ, удостоверяющий его личность, если водитель управляет транспортным средством по талону, временно дающему право на управление, или по временному разрешению;
  • регистрационное удостоверение транспортного средства или прицепа, при отсутствии владельца транспортного средства – документ, подтверждающий право на совместную собственность или право на распоряжение, владение и пользование данным транспортным средством;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • путевой лист и документы на перевозимый груз – в случаях, предусмотренных законодательством.
Читайте также  Система динамической стабилизации автомобиля что это?

8. Лицо, имеющее удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, талон к нему или временное разрешение, имеет право управлять не принадлежащим ему транспортным средством в присутствии владельца или лица, имеющего документ, подтверждающий право на распоряжение, владение и пользование транспортным средством (по их согласию), а также при условии, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства заключен в отношении неограниченного числа лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством, либо если лицо, управляющее транспортным средством, указано в страховом полисе.

9. При движении на транспортном средстве, конструкцией которого предусмотрены ремни безопасности, водитель обязан быть пристегнутым ремнем безопасности и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности.
Допускается не пристёгиваться ремнями безопасности следующим лицам:

  • детям до 12 лет, находящимся на заднем сиденье автомобиля (в соответствии с пунктом 159 настоящих Правил);
  • инструктору практических занятий по управлению автомототранспортным средством или средством городского электрического транспорта, когда транспортным средством управляет обучаемый;
  • беременным женщинам, больным пассажирам, состояние которых не позволяет им пристегнуться ремнем безопасности;
  • водителям, выполняющим маневр движения задним ходом;
  • при движении в населённом пункте – водителям линейных такси и пассажирам на заднем сиденье такси;
  • в населённых пунктах – водителям и пассажирам специальных транспортных средств, имеющих соответствующие цветографические схемы, нанесенные на наружной поверхности.

При движении в мотоцикле и мопеде водитель, а также пассажиры должны быть в застегнутом мотошлеме.

10. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, при себе должен иметь водительское удостоверение, соответствующее Конвенции о дорожном движении и регистрационные документы на транспортное средство (при наличии прицепа – и на прицеп), а на транспортном средстве (при наличии прицепа – и на прицепе) государственный регистрационный номерной и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

11. Водитель транспортного средства обязан:

  • а) перед выездом проверить техническое и санитарное состояние и укомплектованность транспортного средства;
  • б) обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства во время движения;
  • в) перед началом движения убедиться, что пассажиры заняли свои места и двери транспортного средства закрыты, а при перевозке пассажиров на грузовых автомобилях, оборудованных для перевозки людей, – требования пункта 24 настоящих Правил выполнены;
  • г) во время движения обеспечить безопасность пешеходов, особенно детей, инвалидов, пожилых людей и велосипедистов;
  • д) предупредить пассажиров:
    о том, что во время движения, запрещено высовывать части тела (кроме рук) из салона автомобиля;
    о пристегивании ремней безопасности при начале движении транспортного средства (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил), а при поездке на мотоцикле и мопеде – застегивании мотошлема;
  • е) при вынужденной остановке в темное время суток и в условиях недостаточной видимости перед выходом на проезжую часть для ремонта транспортного средства надеть световозвращающий жилет (водителям автобусов, легковых и грузовых автомобилей и колесных тракторов);
  • ж) по требованию сотрудников ОВД проходить освидетельствование на состояние опьянения;
  • з) предоставлять транспортное средство:
    сотрудникам ОВД для выполнения неотложных служебных заданий в случаях, предусмотренных законом, а также для транспортировки повреждённых при дорожно-транспортных происшествиях или неисправных транспортных средств (только грузовые автомобили);
    медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи,
    а также для транспортировки граждан, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи, в лечебно-профилактическое учреждение.
    Требование о предоставлении транспортного средства не распространяется на транспортные средства, принадлежащие гражданам, кроме случаев оказания медицинской помощи.
    Лицо, воспользовавшееся транспортным средством, должно по требованию водителя сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, наименования организации), а при отсутствии путевого листа выдать справку соответствующего образца.

Лицо, обладающее правом проверки или использования транспортных средств, обязано предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.

12. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и др.), под воздействием лекарственных средств, снижающих скорость реакции и внимание, в болезненном или утомлённом состоянии, способном создать угрозу безопасности дорожного движения;
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных средств, снижающих скорость реакции и внимание, в болезненном или утомлённом состоянии, способном создать угрозу безопасности дорожного движения, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом листе, либо страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (за исключением случаев, когда договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства заключен в отношении неограниченного числа лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством);
  • управлять транспортным средством, если на транспортном средстве не работает тормозная система, рулевое управление, стеклоочиститель со стороны водителя во время дождя или снегопада, неисправно сцепное устройство (в составе автопоезда), не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
  • устанавливать без соответствующего разрешения на транспортные средства специальное техническое оборудование (радиостанцию, сирену и др.);
  • создавать помехи движению организованной колонны транспортных средств, в том числе колонны пешеходов, и занимать место в них;
  • пользоваться во время управления транспортным средством телефоном, а также установленным предприятием-изготовителем в передней части салона транспортного средства теле-, видеомонитором для просмотра теле-, видеопрограмм;
  • устанавливать теле-, видеомониторы в передней части салона транспортного средства, в том числе на панели приборов, солнцезащитном козырьке и зеркале заднего вида (за исключением навигаторов, видеорегистраторов, а также мониторов, подключённых исключительно к внешним видеокамерам обзора, при условии, что они не будут ограничивать обзорность со стороны водителя).

При возникновении в пути условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, указанных в приложении 3 к настоящим Правилам, водитель должен устранить их, а если это невозможно, он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Законы о дорожном движении часто изменяются, и относится это не только обязанностей водителей, но и инспекторов ГИБДД, а также ДПС. Недавно изменился Административный регламент, в котором многие пункты получили новую трактовку. Что в 2021 году разрешается сотрудникам ДПС, какие они имеют права по отношению к водителям, и что им нельзя делать? Разберемся в этих вопросах подробно.

Права ДПС в 2021 году – по каким законам установлены

Сегодня права инспекторов ДПС на дорогах прописаны в двух законодательных актах:

  1. Закон о полиции (Федеральный закон №3-ФЗ от 7 февраля 2011 года).
  2. Административный регламент. Документ, который должны выполнять сотрудники ДПС в своей работе. Утвержден Приказом 664.

Первый закон содержит в себе основные принципы работы инспекторов ДПС и полиции. Второй документ определяет подробный порядок процессуальных действий.

Что разрешено сотруднику ДПС

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.

Остановка транспорта

Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.

В 2021 году остановить движущуюся по дороге машину сотрудник ДПС может по следующим причинам:

  1. Проверка документов. Для этого определены свои причины, которые рассмотрены ниже. Такие же условия действуют для грузов.
  2. Проведение специальных операций и мероприятий.
  3. При нарушении водителем Правил дорожного движения.
  4. Привлечение людей в качестве понятых.
  5. При обнаружении автомобиля, похожего на разыскиваемый или угнанный.
  6. При дальнейшей невозможности движения по дороге (проезд правительственного кортежа, дорожная авария и другие причины).
  7. Во время острой необходимости в использовании автомобиля сотруднику ГИБДД для пресечения совершения преступления.
  8. Нужна срочная помощь водителя.

Сотрудник имеет право останавливать автомобиль не только специальным жезлом, но и рукой. Инспектору нельзя останавливать автомобиль в местах, запрещенных для этого, согласно Правилам дорожного движения, кроме исключительных ситуаций.

Читайте также  Надо ли прогревать дизельный двигатель?

Непосредственно после остановки сотрудник должен сразу представиться, обратиться к водителю, сообщить причину остановки. Важно, что предъявлять удостоверение инспектор не обязан, если этого не требует водитель.

Проверка документов

Причинами проверки являются:

  1. Нарушение ПДД.
  2. Специальные мероприятия.

В результате остановить машину инспектор может для проверки документов. Но для этого тоже нужны веские основания, без которых это делать нельзя.

Во время контроля документов водитель должен передать инспектору согласно Правилам дорожного движения пункта 2.1.1 следующие документы:

  1. Водительские права.
  2. Свидетельство о регистрации машины.
  3. Страховой полис.

Могут ли остановить автомобиль сотрудники ППС?

Да, могут, но только в случаях нарушения водителем Правил движения. При этом сотрудник должен вызвать инспекторов ГИБДД, которые проведут административное расследование.

Читайте также:

Задержание и доставка водителя и пассажиров

Задержание отличается от доставки тем, что это обычная перевозка человека в полицию. Доставка подразумевает содержание лица в полиции некоторое время. Причиной может быть необходимость расследования нарушения для ареста или для рассмотрения в его присутствии.

Задержанный имеет право позвонить родственникам. Полицейские должны составить протокол задержания еще до этого, с указанием причин.

Досмотр автомобиля

Для этого нужно иметь основания. При осмотре сотрудник не должен прикасаться к машине, может потрогать вещи, но не раскрывать сумки. Во время досмотра водитель и пассажиры должны покинуть салон. При этом должны быть основания о нахождении в автомобиле запрещенных предметов, которые послужили нарушению. Должны быть привлечены два понятых. Для проведения личного досмотра людей и личных вещей также нужны основания и составление протокола.

Читайте также:

Разговор с водителем

Сотрудник ДПС может снимать на фото и видеокамеру общение с водителем. Водитель также имеет право на подобные действия. Инспектор может записать данные лиц, проверить документы пассажиров.

Использование автомобиля

Сотрудник вправе взять вашу машину при возникновении неотложных дел. Но он должен сообщить цель и маршрут, кроме ситуаций, когда преследуется опасный преступник.

За рулем должен находиться водитель. В исключительных случаях инспектор садится за руль сам, но составляет об этом протокол с указанием причин.

В конце поездки водитель может взять у сотрудника справку о факте использования машины с его росписью. Если водитель отказывает в использовании своего автомобиля, то на него может быть наложен штраф в размере 1 тысячи рублей, либо до 15 суток ареста. Это указано в КоАП статье 19.3 части 1. При нанесении ущерба автомобилю, инспектор должен принять меры к его возмещению.

Проникновение в помещения

Это право предоставляется в статье 13 закона «О полиции». Но разговор идет только об общественных зданиях и помещениях. В дом или квартиру инспектор заходить не имеет право. Для этого предоставлена возможность только специальным сотрудникам МВД по определенным основаниям, касающимся уголовных дел.

Проверка опьянения

Это прямая обязанность дорожно-патрульной службы. Согласно Административному регламенту, установлен следующий порядок:

  1. Инспектор останавливает машину, если подозревает нетрезвого водителя.
  2. Если есть основания, составляется протокол отстранения от управления авто, акт освидетельствования, приглашаются понятые. Водитель имеет право отказаться.
  3. Если прибор не выявил опьянение, либо вы отказались, но у инспектора есть сомнения, либо сомневается сам водитель, то выдается направление на медицинское освидетельствование.
  4. По его результатам принимается решение: лишение прав через суд, эвакуация автомобиля на штрафную стоянку, либо водителя отпускают.

На прибор для проверки опьянения должен быть сертификат, однако данный документ может храниться в другом месте.

Содержание алкоголя допускается не более 0,16 мг на литр воздуха, выдыхаемого водителем. Если проверялась кровь, то не более 0,3 г на литр крови. Результат должен быть отпечатан на бумаге.

Если сотрудник не желает или не может провести проверку опьянения на месте, то он не имеет право направлять водителя в поликлинику. Для этого нужен отказ водителя или несогласие с показаниями.

Что запрещается сотруднику ДПС

Учитывая наличие многих прав, имеется также и перечень запрещений для инспекторов ДПС. Например, среди самых популярных и известных запретов можно выделить следующие:

  1. Инспектор не может требовать от водителя выйти из автомобиля, если нет факта освидетельствования, досмотра или задержания, не составлены протоколы и нет понятых.
  2. Нельзя останавливать авто без причины.
  3. При личном досмотре запрещено проверять карманы водителя, переворачивать вещи.
  4. Запрещено обыскивать машину с нарушением ее конструкции.
  5. Запрещается требование сдать анализ мочи на дороге для освидетельствования. Данная процедура проводится только по условиям ХТО экспертизы для проверки содержания наркотических веществ.
  6. Обращаться на «ты», в грубой форме, курить.
  7. Без протокола или акта выдвигать требование по открытию багажника.

Прямого запрещения на перечисленные процедуры сотрудник ДПС не имеет. Но водитель не обязан выполнять эти требования по причине нарушения закона. Сотрудник может только попросить выполнить рассмотренные действия, но водитель может отказаться.

Разрешено ли перевозить людей в буксируемом легковом автомобиле

  • Что говорится в ПДД
  • Обязательные условия для перевозки людей в буксируемом легковом автомобиле
  • Какие нужно соблюдать правила
  • Что запрещается категорически
  • Штрафы за нарушение

Буксировка автобусов, троллейбусов и грузового транспорта с людьми в салоне на жёсткой или гибкой сцепке запрещена. Но в ряде случаев, при некоторых условиях, это разрешено. Однако правила требуют соблюдения всех условий и нюансов данного способа передвижения.

Что говорится в ПДД

В пункте 20.2 сказано, что при буксировке автомобиля на жёсткой или гибкой сцепке разрешается нахождение людей в салоне неисправного автомобиля. Однако из-за накладываемых ограничений в техническом состоянии транспорта такая перевозка людей нежелательна и её нужно избегать, чтобы не подвергать людей опасности.

При погрузке неисправного транспортного средства на эвакуатор передними или задними колесами или при полной его установке на платформу нахождение пассажиров и водителя внутри запрещено.

Обязательные условия для перевозки людей в буксируемом легковом автомобиле

Для нахождения людей в буксируемом автомобиле нужны веские причины. Также необходимо соблюдать ряд требований безопасности и условий перевозки.

В первую очередь нужно понимать разницу между буксируемым и буксирующим автомобилями. Буксируемым называется авто, находящееся в неисправном состоянии и в данный момент доставляется в сервис.

Буксирующим является тягач, а именно автомобиль осуществляющий буксировку. Он может быть больше или меньше неисправного автомобиля, главное, чтобы мощности его двигателя хватало на данный вид деятельности.

Какие нужно соблюдать правила

Для реализации буксировки необходимо соблюдать ряд обязательных правил:

  1. На всех автомобилях во время движения обязательно должны гореть фары и аварийный сигнал. Особенно это важно при движении ночью или в зонах ограниченной видимости. В ситуациях, когда в силу неисправности нельзя включить световые приборы на неисправном автомобиле, в его задней части устанавливается аварийный знак. По требованиям безопасности данный знак должен быть закреплён в любом случае.
  2. Согласно пункту 10.4 ПДД буксировка автомобиля может производиться со скоростью, не превышающей 50 км/час. Это не зависит от того, где именно это происходит: на трассе или в жилой зоне.
  3. Осуществлять буксировку на автомагистрали разрешается только при условии того, что она осуществляется на скорости не меньше 40 км/час.
  4. Управление буксирующим ТС разрешено водителям со стажем непрерывного вождения более 2 лет. Новичкам с меньшим стажем вождения нельзя управлять буксирующим ТС. На неисправный автомобиль данные условия не распространяются.

Что запрещается категорически

Буксировка транспортного средства — процедура, сопряжённая с опасностью возникновения ДТП и травматизма среди людей, поэтому существует ряд условий, в которых буксировка категорически запрещается:

  • в первую очередь нужно запомнить, что буксировка двухколёсных транспортных средств запрещена при любых условиях. То есть нельзя буксировать мотоциклы, мопеды, мотороллеры и велосипеды.
  • двухколёсный транспорт не может выступать в качестве буксирующего ТС. За исключением мотоцикла с коляской.
  • запрещается буксировать сразу 2 или более ТС. Но буксировка нескольких специально оборудованных прицепов под запрет не попадает.
  • запрещается буксировка любого транспортного средства в зоне действия знака «движение с прицепом запрещено».
  • запрещается буксировать транспортное средство с неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Такие автомобили перевозятся исключительно на эвакуаторах.
  • запрещено производить буксировку транспортных средств на обледеневшей дороге.

Штрафы за нарушение

Правила буксировки относятся к обязательным для соблюдения всеми водителями. Поэтому их нарушение карается штрафами или отправкой ТС на штрафную стоянку.

Если во время движения произошло ДТП виноватым в нём является водитель, находящийся в буксируемом автомобиле.

Для того чтобы предотвратить ДТП, водители ТС должны разработать схему экстренного торможения и строго её придерживается. В неё входит система световой или звуковой сигнализации. Например, перед торможением, буксирующий автомобиль подаёт световой сигнал 2 раза или включает клаксон на два коротких гудка. Задний водитель подтверждает получение сигнала одним сигналом или морганием фар. При необходимости остановиться водитель буксируемого автомобиля не жмёт на педаль тормоза, а сначала подаёт световой или звуковой сигнал.

При перестроении в соседний ряд сначала это делает буксируемое ТС и только после этого буксирующий. Также нельзя забывать о световых сигналах, а именно о «поворотниках».

Размер штрафа за нарушение любого из условий буксировки — 500 р. Это конечно не очень большая сумма, но нужно понимать, что любое нарушение правил может привести к серьёзным повреждениям ТС.

Для снижения вероятности попадания в ДТП при буксировке буксировочный фал должен быть не короче 4 метров, и не длиннее 5 метров. Во-вторых, фал должен быть помечен красными светоотражающими полосами или хотя бы красной тряпкой. В-третьих, перед использованием буксировочного фала визуально проверяется качество и надёжность крюков и креплений на нём.