Как ГБО влияет на катализатор?

Пропан .Ру

Газобаллонное оборудование для автомобилей

ГБО и катализатор?

ГБО и катализатор?

Сообщение Nbf » Ср ноя 18, 2015 9:50 am

Есть ли статистика по гибели катализаторов при установленном ГБО?

У меня ГБО BRC, пробег машины — 45 ткм, на газу — 34 тысячи.
Ошибок нет, но при диагностике выяснилось, что корректный сигнал от датчика первого катализатора приходит только на ХХ, а на оборотах он сообщает о том, что катализатор не работает.

На бензине за это время только пуск и от силы 3-4 бака. Смутно подозреваю, что дело не в заправке плохим бензином.

Итак — вызывает ли ГБО оплавление катализатора?

Да, машина Аутлендер, двигатель 6В31

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение ввв » Ср ноя 18, 2015 9:54 am

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение Vint46 » Ср ноя 18, 2015 10:16 am

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение Nbf » Ср ноя 18, 2015 10:21 am

Нет конечно — первая замена на 60 ткм, а сейчас только 45.

Что такое ферроцен я не знаю, но заправки только брендовые — Лукойл, Газпромнефть и т.п. И только обычный 95-й, без всяких присадок.

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение mihail1 » Ср ноя 18, 2015 11:35 am

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение ввв » Ср ноя 18, 2015 11:41 am

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение Nbf » Ср ноя 18, 2015 12:15 pm

Да тут хоть как — но менять иридиевые свечи, которые во всем мире меняются на ТО-90000 раньше 60.000 — это точно не ржач?

Масло при регламенте в 15.000 я меняю каждые 7.500.

И потом, разбирать треть мотора ради любви к искусству — тоже занятие то еще. У меня к свечам одних прокладок на стоимость подержанных жигулей уйдет. )))

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение Vint46 » Ср ноя 18, 2015 12:29 pm

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение mihail1 » Ср ноя 18, 2015 12:34 pm

Re: ГБО и катализатор?

Сообщение Nbf » Ср ноя 18, 2015 1:31 pm

А вот тут печалька: я гуманитарий в третьем поколении. )))

Ошибок нет. Но график, который рисует датчик первого катализатора на оборотах стремится к прямой линии. А стоит попыхтеть на ХХ, начинается реально графики. Блин, или наоборот? ))))

В общем как сказал диагност, когда я и ему про гуманитария признался: на оборотах, ВОЗМОЖНО, катализатору не хватает пропускной способности. А когда давление в нем на ХХ незначительное — он вполне справляется со своей задачей.

Посоветовал залить 98го бензинчику и минут двадцать проехать с оборотами 3500-4000, после чего снова посмотреть компом эти самые графики.

Да, от типа топлива картина на экране MUT не меняется, что на газу, что на бензине — все едино.

Добавлено через 6 минут 27 секунд:
Ну ладно, флудить, так флудить.

Я чего туда полез-то.

С месяц назад внезапно стали прыгать обороты на ХХ. Пару раз даже заглох на светофоре, пока к ОД ехал. Приехал, они там плечами попожимали и промыли мне дроссельную заслонку. Обороты встали на место, я уехал.

А потом заметил, что:
а) при включении нагрузок, при полной остановке, при включении кондея и т.п. обороты просаживаются до примерно 500-450, а потом плавно возвращаются на место. Раньше аналогичные действия сопровождались возможно просадкой, но тахометр не успевал отреагировать на это, разве что кондей чуточку заставлял стрелку вздрогнуть.
б) АКПП отказывается адаптироваться, всегда включает максимально доступную передачу. В итоге я по городу езжу все время на ХХ — коробка шестиступка, потому 80 км/ч, если не давить на газ — это чуть больше 1000 об/мин.

Ну вот и съездил на диагностику — а там вон оно чего.

8 мифов про ГБО. Их развенчивают эксперты «За рулем»

Газа в стране полным-полно

Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который еще называют компримированным (КПГ). Сжатого природного газа (метана) у нас в России действительно полным-полно, при этом он относительно дешев. А вот сжиженного газа (смесь пропана и бутана) гораздо меньше.

В целом, заправок пропан-бутаном по стране хватает, а вот cо сжатым газом дела обстоят хуже. Даже на многомиллионную Москву лишь одиннадцать метановых заправок. Впрочем, газификация автотранспорта четко районируется по климатическим поясам. Чем южнее, тем больше заправок и с сжатым, и с сжиженным газом. И, наоборот, на Севере газовую машину днем с огнем не сыщешь.

Газ вдвое дешевле

Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина. А километр, пройденный на сжатом газе, обходится почти втрое дешевле! И, как в случае с бензином и дизтопливом, цены на газ отличаются от региона к региону.

Примерная цена бензина 46 руб./л., пропан-бутана 25 руб./л., метана 17 руб./м³.

Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы. Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдется не дешевле 40 000 рублей. Установка для работы на метане — почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление. Кроме того, ГБО нуждается в периодическом обслуживании и опрессовке баллонов, что тоже повышает расходы.

Эксплуатационный расход газа примерно на 10% выше, чем бензина. К тому же неизбежны частые «перепробеги» в поисках газовой АЗС. Поэтому экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 30 000 км. А если ездите немного и не каждый день — газ не про вас. Да и продать «газовую» машину будет непросто: обычно пробеги у таких автомобилей существенно выше, не все готовы мириться с занимающим место в багажнике баллоном и взваливать на себя дополнительные хлопоты по обслуживанию и ремонту ГБО.

Километр, пройденный автомобилем на пропан-бутане, обходится почти вдвое ­дешевле, чем ­на бензине. На метане — втрое

Бензин всё равно нужен

Это правда — пустить холодный мотор на газе почти невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов. Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс. Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после прогрева, возвращают обратно в «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое. К тому же, бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.

Газ не пахнет

Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют. Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом. Почувствовали характерный запах — срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру. Пахнуть будут автомобили с удаленным каталитическим нейтрализатором — в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.

В 60‑литровый баллон влезет именно столько газа

Нет, не 60, а около 50. Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве — чтобы баллон не разорвало изнутри. Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.

Газ продлевает ресурс мотора

Не продлевает, но и большинство страшилок насчет вредности газа преувеличены. Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.

Газ чище бензина: в нем нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара). Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается. Хотя есть и ложка дегтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды. На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.

Перевести на газ можно любую машину

Оснастить газовым оборудованием можно всё что угодно, однако в ряде случаев в этом нет смысла. К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, и баллон часто негде разместить. Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.

Читайте также  Замена катализатора на пламегаситель плюсы и минусы

Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника — оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.

Газ опаснее бензина

Это в чем-то правда. Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а ее и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина. При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха — он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей.

Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар. Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар — а это уже не столь пугающий показатель. До сравнимых величин накачивают, например, колеса грузовиков.

ВЫВОДЫ

Часто говорят, что сжатый газ вообще не предназначен для частников. Отчасти это утверждение верно: количество метановых заправочных станций невелико. Однако сегодня природному газу зажигают зеленый свет: решившим установить ГБО обещают финансовую поддержку. Газпром представил программу развития заправочной сети — число заправок за последний год выросло в несколько раз и к концу 2020 года их должно быть не меньше пяти сотен.

Вслед за инфраструктурой потянутся и производители. Например, АВТОВАЗ уже серийно выпускает версии Весты и Ларгуса на метане. Удобно и выгодно для тех, кому нужен газовый автомобиль, — не понадобятся доработки и переоформления. В модельном ряду многих зарубежных марок тоже есть газовые модели. Будет спрос — привезут. Поэтому получается, что будущее, скорее, за метаном, чем за пропан-бутаном.

Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много. А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла.

Тема: КАТАЛИЗАТОР И ГБО

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…

КАТАЛИЗАТОР И ГБО

вот заинтересовала меня эта тема!
как влияет установка гбо на кат? у кого какие были проблемы?
кто что может сказать по данному вопросу?

ps решил затронуть тему после того как к товарищу за неделю приехало две KIA с двигателями 3.5 V6 с установленным гбо с жалобой «не тянет» — причиной тому оказались убитые каты, на 1й машине газ стоит 4 года , на 2й — 2 года

Ответ: гбо и катализатор

ГБО на работу ката не влияет если отрегулировано как положено.

Ответ: гбо и катализатор

santana, Если ГБА на метане, то КАТ быстрее выгорает, даже с вариатором. В Иране много машин (САМАНД и ЗАМЬЯД) уходит с конвейера на метане (LANDY RENZO, между прочим), и конструкторы УКЭР мучаются с этой проблемой, несмотря на поддержку итальянцев.
Если честно, то КАТ на метане нафиг не нужен.

Ответ: гбо и катализатор

Если совсем не нужен, то почему эти конструкторы его не выбросили, а продолжают устанавливать?

Ответ: гбо и катализатор

Соната 2.0 2008г. пока не смог победить ошибку 2096 (на газу) по кату, 2-й лямба на газу скачет как первый, а на бензине в верхнем уровне.

Ответ: гбо и катализатор

SDenU, Потому что ГБА 4-го поколения, оставлена возможность работы на бензине, а ISIRI (местные стандарты) у них как европейские

Ответ: гбо и катализатор

kontakt2000, вы разобрались с работой и назначением второго лямбда-зонда? Точно понимаете, что происходит? Или продолжаете верить трактовке ошибки?

Обогатите кратковременно смесь(брызните например бензинчика во впускной коллектор) при работе на бензине и посмотрите на значение 2-й лямбды .

Сделайте выводы для себя.;)

Ответ: гбо и катализатор

santana, недопонимание установщиками процессов в ГБО иногда приводит к более серьезным проблемам, чем просто прогоревшими ката-ми.

Ответ: гбо и катализатор

вы разобрались с работой и назначением второго лямбда-зонда? Точно понимаете, что происходит? Или продолжаете верить трактовке ошибки?

Обогатите кратковременно смесь(брызните например бензинчика во впускной коллектор) при работе на бензине и посмотрите на значение 2-й лямбды .

Пока не разобрался, когда приедет Соната все проверю заново, спасибо за поддержку.

Ответ: гбо и катализатор

kontakt2000, время уже наступающих проблем, поторопите хозяина.

Ответ: гбо и катализатор

от пользователей авто до 2,5 литра на пропан-бутане и 4 горшках слышал и бытует мнение что катализатор живет одинаково по времени что с вариатором что без!
вот интересно кто что знает об этом?
и как мы быстрее уложим Кат на бедной смеси или на богатой по показаниям ЭБУ.

Ответ: гбо и катализатор

Добрый день. По Сонате: не могу победить Р2096 регулировкой. Может перепрошить в Киеве под Евро-3 ( или 2), но не знаю где? Клиент созрел на FLASHLUBE. Клапана регулировали. Кстати Была Соната на бензине, пробег 10ткм — тоже ошибка Р2096. Слишком «заэкологичено» данное авто, а опыта по ГБО на Евро-4,5 мало. Ставить Эмулятор Евро думаю неправильно ( катализатор все равно надо убирать).

Ответ: гбо и катализатор

kontakt2000, если хотите победить эту проблему и раз и на всегда усвоить принципы работы систем впрыска ГБО, обращайтесь, даже удаленно, «разжую» все по полочкам. Тогда ни эмуляторы, ни прошивки, ни удаления катализаторов не нужны будут, даже про бессонные ночи забудете, все будет работать и Вас не «поставят» на катализаторы.

Ответ: гбо и катализатор

А мне можно обратится.

Ответ: гбо и катализатор

На такой Сонате NF 2,4 2 года откатался. ну и эксперементировал не мало на своей..и газофицировано 3 таких-же + жене Додж калибер ( мотор тот-же ВордЭнжн..) . чек не беспокоит .
В кратце : Если валтек и 1я лямбда «пилит» на газу- то колибровка рампы , микрометр + точнее калибровал по падению давления на дросселе. ищи в архиве, расписывал.
Газ подводить поближе . «трубочками».
Настроить глядя на коэф. коррекции в бензомозге. чуть прокататся..
И забыть о чеке. а уж если «парится » -то на данном моторе о клапанах- тонкие и нет гидрокомпенсаторов..засим проверка зазоров показана..а в капельницу — не верю. ну может электронная с точным дозированием появится..

Ответ: гбо и катализатор

Вы наверно не поняли, человек не разобрался с принципом работы второго Л.З., вот я раньше и предлагал ему разные подсказки, варианты и платный в том числе.

Ответ: гбо и катализатор

Не отрицаю, спасибо за предложение. Последнее время читал инфу про 2-й зонд и его работу. Не обращался в виду загружености другой работой. Провинция, впрыск мало ставим, занимаемся ремонтом авто, к тому же после переезда СТО доводим до ума. Да и нормальных работников «днем с огнем. «. Приходится все самому. Сегодня узнаю когда будет Соната и перезвоню для консультации, если еще Ваше терпение не иссякло.

Ответ: гбо и катализатор

Сегодня была Соната, проехала 250км после последней регулировки — «чека» пока нет. Что было сделано в прошлый раз: 1. сканер (чужой)показал ошибку 2096 на 2500 об/мин. 2. Был увеличен коэффициент на всех режимах кроме ХХ ( Стаг-4). График «газа» стал чуть выше чем «бензина». К сожалению нормального сканера у нас нет, бюджет не позволяет. Может подскажешь, что приобрести недорого, чтобы «видеть» и такие авто. Не звоню по причине праздников, дабы не мешать » пролетариям всех стран объединяться». Всех с маевкой!

Ответ: гбо и катализатор

Да мы не выдержали с мужиками и вчера начали пробовать вкус праздника, сегодня люди на праздник, а я бегом за пивком.

Терпение 🙂 . я Вас умоляю, звоните когда Вам удобно, а если я не могу или не хочу общаться, то телефон, скайп и пр. средства отключаю.

Так, гляди и помогать не понадобится. 🙂

Ответ: гбо и катализатор

Думается хватит и обычного OBD . Если качественно , быстро и увы, дорого — то у GueRRa :http://реклама-obd5usb.htm.
Ну а если за недорого ( но с танцами и риском..) надо — то у узкоглазых смотреть..

Читайте также  Очистка катализатора автомобиля химическим способом

Ответ: гбо и катализатор

Есть недорого ELM327, скорее всего китай (Чернигов). Я думаю программы можно найти?

Ответ: гбо и катализатор

а как влияет выгоревший катализатор при езде на газу?

Ответ: гбо и катализатор

Re: КАТАЛИЗАТОР И ГБО

Купил в 2008г. Тайоту камри V40. 2,4л 2007г/в. с уже установленной ГБО Стаг300. Через неделю почувствовал что машина начинает давится и нет динамики разгона, как на бензе так и на газе. Начал ездить по всяким сервисам Самитам. пока не познакомили с мотористом с тогоже Автосамита. Машина проехала 20000км и никто кроме него не смог даже подумать что причина всему катализатор (который заплавился сверху)-выяснил при удалении потом. По его словам, если не катализатор то пообещал делать машину безвоздмездно. На Автосамите естественно катализатор вырезать отказались. Приехал в первую попавшую на пути мастерскую по ремонту глушителей , за 100 вечнозеленых едениц вырезают таблетку, вваривают туда какието трубы с дырками и чет еще. И машина просто полетела на крыльях. Чек не горит. Только шум от работы двигателя немного увеличился (не критично). Купил новый катализатор , но ставить стремно, да и не очень дешево испытывать еще раз. Так и лежит два года в гараже.
А буквально месяц назад, начал непредсказуемо отключатся газ (переходит на бензин) . Одни установщики ГБО говорят надо менять редуктор, другие МАП-сенсор, не дешовые пробы методом тыка. Но это уже совсем другая история.

Как ГБО влияет на катализатор?

  • Регистрация
  • Вход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

  • Список форумов AUTOLADA.RU
  • «Десятое» семейство (ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112) и LADA PRIORA

Что так удивляет? Не видел такого никогда? Так это не значит, что «этого не бывает».

Что так удивляет? Не видел такого никогда? Так это не значит, что «этого не бывает».

Я просто не могу понять как именно газ может повредить ДМРВ.

I. ДМРВ разрывает как того хомячка 😎 причина — обратный хлопок. например в момент искры — открыт впускной клапан (например при пуске) В качестве защиты от обратного хлопка нужно:
1. Заводить авто на бензине.
2. Вовремя менять ВВП (в/в провода) и свечи.
3. Ставить хлопушку или не сильно затягивать хомут на ДМРВ.
4. Смеситель ставить как можно ближе к впускному коллектору (см. про ГИГ http://alexdcar.narod.ru/faq/gig/faq_gig.htm )

II. Страдуют клапана — прогарают (например на 2112 моторе — было у меня и часто на 16v toyotaх)

III. страдает объем багажника (видел Оку на газу — заднее сидение снято — зато 25руб/100 км)

Еще столкнулся с такой проблемой (может кто подскажет).

Двигатель не устойчиво работает на бензине при Температуре тосола от 20 до 70 градусов. Ошибок не выдает. При обнулении копма снятием клеммы помогает где-то на месяц. На газу едет ощутимо лучше на всех режимах. (16v 85т.км, катализатор).

Так и не кто не объяснил влияния работы двигателя на газовом топливе на катализатор и ДК?

1. Зачем нужен эмулятор ДК. Разве с родным ДК не будет все работать. Смесь горит, СО и СН есть и пусть себе регулирует. Хотя из химии я помню, что продукты горения бензина и газа не одинаковы, тогда по моему понятию надо ДК заточенный под горение газа (эмулятор и выполняет что ли заточку под газ?). Хорошо, если с эмулятором ДК, то как сам ДК переносит выхлопы горения газа (особенно интересно как выхлоп газа переживет катализатор ? он ведь дороже ДК). Мысли об этом растут от сюда: на работе есть газоанализатор двух компонентный; при работе на бензине он показывает СО ? от 0,3 до 1,3 в зависимости от положения «потенциометра СО» и СН — около 200 единиц; при работе на газе СО ? от 8,0 до 0,1 в зависимости от регулировки клапана 1-ой ступени газового редуктора установки САГА-6 (причем такой интервал изменения СО соответствует изменению регулировки винта на редукторе в диапазоне 15-30 градусов (круговых), СН ? без изменений. Я прочитал что измерение концентрации выхлопа для газа надо измерять специализированным прибором, который я не где не встречал не на одной СТО. Так как же будет себя чувствовать ДК и катализатор при работе на газе, и обязательно ли нужен эмулятор ДК.

2. Зачем нужен эмулятор работы форсунок. На 8-кл.дв. с контроллером Январь 5.1.1 без ДК и катализатора я просто тумблером (без промежуточного реле) рвал общий провод на форсунки и массу на электробензонасос (нейтральное положение) и в крайнем положении подавал «+» на газовый клапан. Вся эта схема работает до сих пор (около 90 т.км.). Многие говорили, что без работы быстро накроются форсунки (типа они не охлаждаются бензином), накроется блок ? так как он не чувствует работы форсунок, накроется бензонасос! Не чего этого не произошло. За два года «СН» горел два периода: оба раза летом в 2002 и 2003 году на серпантинах в Краснодарском крае (причем только на Михайловском перевале) ? мистика! Ошибка ? высокий шум двигателя. Возвращаясь к вопросу ? не ужели на 16 кл.дв. с ДК и катализатором и контроллером (мотор-тестер не определяет тип, видать новый с объемом памяти 256 кБ ) имеет драйверную диагностику пропускаов зажигания, что без их эмулятора двигатель не будет работать.

Лямбда регулирование, катализатор и ГБО

В связи с жесткой конкуренцией и ужесточением экологических норм автопроизводители вынуждены постоянно совершенствовать свои автомобили. Двигатели, оснащенные карбюратором, уже не обеспечивали желаемой экономичности, экологичности и мощности автомобиля. Это обусловлено невозможностью точной настройки карбюратора на различных режимах. Поэтому производителями при первой возможности была внедрена электронная система управления впрыском под управлением 8-ми битного микропроцессора с тактовой частотой 4 мгц в 1979г. Это произошло через 8 лет после появления первого в мире 4-х битного микропроцессора 4004. На данный момент, система управления двигателем является довольно сложной в плане количества датчиков и исполнительных механизмов, сложных математических моделей записанных в виде программы блока управления.

Переход на более точную систему управления стал возможным не только благодаря появлению микропроцессора. Пригодился и опыт построения автоматизированных систем на промышленных предприятиях накопленный десятилетиями. На тот момент в ВУЗах уже давно появился предмет, без которого уже немыслима автоматизация процессов — Теория автоматического управления (ТАУ). ТАУ — это наука, которая позволяет просчитать уровень и скорость воздействия сразу на некоторое количество элементов управления для получения предсказуемо точного результата в отведенное время. На основании ТАУ для промышленности была создана и теория управления двигателем.

В процессе развития электронных систем управления двигателем улучшалась их точность, а вместе с ними и характеристики двигателей. Для того, что бы следовать все более жестким экономическим и экологическим параметрам, увеличивается количество узлов системы управления двигателем, улучшается точность их изготовления, увеличивается вычислительная мощность блоков управления двигателем для того, что бы использовать более точные и сложные модели управления и математику.

Так как механические элементы системы имеют допуски изготовления и свойство изнашиваться, то понадобился датчик, который мог бы прояснить реальную картину по соотношению воздух — топливо. Так с конца 1970-х годов в автомобилях начали применять датчики кислорода (лямбда зонды).

Зачем нужен лямбда зонд? (датчик кислорода)

Лямбда зонд позволяет постоянно отслеживать количество кислорода в выхлопных газах и вводить корректировку впрыска топлива для достижения лучшей экономичности и экологичности двигателя.

Циркониевый лямбда зонд

Самый распространенный вариант — циркониевый лямбда зонд, который выдает сигнал о бедной или богатой смеси. Если смесь богатая — лямда зонд выдаст напряжение более 0,45В, если бедная — менее 0,45В. Понятие бедной и богатой смеси связано с соотношением массы всасываемого в цилиндры двигателя воздуха к массе топлива. Условно соотношение выражается числом лямбда (уровень избытка кислорода). Например, при числе λ (лямбда) = 1, соотношение массы воздуха к массе топлива составляет 14,7 кг воздуха / 1 кг топлива, что является наиболее экологичным соотношением. Такую пропорцию еще называют «стехиометрической смесью».

Таким образом, в простой системе управления с лямбда зондом, состав топливно-воздушной смеси постоянно колеблется возле λ = 1. Это происходит из-за того, что система управления пытается максимально приблизится к λ=1, а чувствительный элемент циркониевого лямбда зонда может показать только больше или меньше.

Читайте также  Как почистить катализатор на дизеле?

Циркониевый лямбда зонд обладает еще некоторыми важными параметрами, которые используются в более продвинутых системах управления с целью соответствия экологическим нормам евро-4 и выше. Например, по внутреннему сопротивлению чувствительного элемента, выходного напряжения и сопоставляя эти параметры с другими параметрами системы, можно судить о концентрации вредных химических элементов в выхлопе (CH, CO, H2) и температуре чувствительного элемента датчика кислорода. Таким образом, системой управления могут быть предприняты меры по улучшению экологических показателей мотора.

Широкополосный лямбда зонд

Существуют 2 основных типа широкополосных лямбда зондов, которые отличаются по принципу считывания информации.

  1. 4-х проводный. Используется на автомобилях Toyota, Lexus, Subaru, Suzuki.
  2. 5-ти проводный (возможен 6-й провод для калибровочного резистора) имеет дополнительную камеру — кислородный насос. Используется обычно на немецких автомобилях.

У этих датчиков кислорода есть общая особенность — они не просто показывают бедную или богатую смесь, а способны измерить состав смеси в большом диапазоне. Это позволяет более точно удерживать требуемый состав смеси. Так же становится возможным удерживать состав смеси λ не равный 1. Это может потребоваться на переходных режимах или частичных нагрузках, что позволяет добиться лучшей экономичности и улучшить другие показатели.

Принцип работы этих датчиков подробно описан во многих источниках. Поэтому останавливаться на нем мы не будем.

Задний лямбда зонд (за катализатором)

Для того, что бы понять смысл заднего лямбда зонда, кратко остановимся на работе катализатора. Автомобильный катализатор — устройство, которое преобразовывает выхлопные газы до относительно безвредного состояния. Главным образом в катализаторе догорает недогоревшее в моторе топливо ( 2CO + O2 → 2CO2) и разложение оксида азота (2NOX → XO2 + N2), который получается при температурах горения выше положенного и избытке кислорода. Реакции в нейтрализаторе возможны при его температуре примерно от 300 до 800 градусов. Так же на эффективность его работы и срок службы сильно влияет состав топливно — воздушной смеси, который удерживается передним лямбда зондом. Если горючая смесь будет богаче, то упадет эффективность нейтрализации СО и СН, если беднее — NOX.

В соответствии с нормами Евро-3 и выше, в выхлопную систему за катализатором внедрен контролирующий датчик, с помощью которого ЭБУ контроллирует эффективность катализатора. В случае проблемы, на панели приборов загорается индикатор Check engine, а мотор переходит в аварийный режим работы (на аварийные карты).

Для еще большей эффективности каталитической реакции, в автомобилях с нормами евро-4 и выше, используются и показания заднего лямбда зонда B1S2. В таких автомобилях показания используются не только для диагностики, но и для более точной коррекции топливной смеси для того, что бы увеличить эффективность нейтрализации газов.

Работа заднего лямбда зонда

Катализатор производит разложение оксида азота на азот и кислород. Производится и связывание свободного кислорода с недогоревшим топливом (из СО получаем СО2). В катализаторе так же протекает множество других сложных реакций.

Как следует из описанного выше, содержание кислорода за катализатором заметно меньше, чем его содержание до катализатора. Способность катализатора накапливать и отдавать кислород определяет инерционность изменения содержания кислорода после катализатора. Поэтому основным показателем исправного катализатора является преобладание напряжения с заднего лямбда зонда более 0,6В даже если напряжение переднего лямбды значительное время держится на низком уровне.

На современных автомобилях с нормами Евро-4 и выше, задний лямбда B1S2 влияет так же и на топливные коррекции с целью обеспечить максимально оптимальную смесь для работы катализатора. Поэтому, эффективность катализатора напрямую влияет на расход топлива. При снижении эффективности катализатора расход топлива растет. Это происходит из за того, что количество кислорода, который может использовать катализатор уменьшается, а система пытается удержать его содержание, добавляя топлива за катализатором.

Например, на современных автомобилях (например Subaru и некоторых других), старение или отсутствие катализатора вызывает существенное увеличение расхода топлива — вплоть до 30% (если не приняты никакие меры по решению проблемы с катализатором). Кроме того, с помощью лямбда измеряется температура выхлопных газов за катализатором и ЭБУ стремиться разогреть холодный катализатор управляя подачей топлива и EGR так как время разогрева катализатора тоже регламентировано ЕВРО нормами (Температура определяется путем измерения сопротивления подогревателя лямбды и импеданса ее чувствительного элемента).

Признаком нормальной работы катализатора с нормами евро-4 и выше явлется удержание напряжения на заднем лямбда зонде в районе 0,6 . 0,7 вольт на стабильных режимах работы. При этом, топливные коррекции по задним B1S2 и передним B1S1 лямбда зондам должны быть около 0%. При неправильной работе катализатора топливные коррекции по задним и передним датчикам могут сильно отличаться от нуля.

Но не только напряжение от лямбда зонда и его динамические характеристики влияют на работу системы управления современного двигателя. Так как показания лямбда зонда зависят от состава прочих компонентов в выхлопных газах — система управления может косвенно определять их концентрацию. Так же система может косвенно определять и температуру катализатора, которая примерно равна температуре лямбда зонда. От температуры лямбда зонда зависит внутренне сопротивление его чувствительного элемента и потолок формируемого напряжения. По верхней и нижней полке напряжения ЭБУ может косвенно судить о концентрациях других примесей.

Исходя из вышеописанного, следует, что современные системы управления двигателем умеют не только удерживать концентрацию кислорода за катализатором. Дополнительно удерживается температура каталитического нейтрализатора в требуемом диапазоне, косвенно отслеживается и удерживается содержание других примесей за катализатором.

К сожалению, катализатор имеет ограниченный ресурс. И в тот момент, когда автовладелец сталкивается с проблемой катализатора, у него есть выбор — приобрести новый катализатор или решить проблему другим способом. Наш человек смотря на дымящиеся трубы заводов и стоимость катализатора, конечно же ищет альтернативный вариант. На современных автомобилях обмануть блок управления совсем не просто, так как в процессе участвует множество параметров с узким коридором. Поэтому народные методы в виде проставок и резисторов с конденсаторами уже не годятся. Даже если эти методы и работают не некоторых автомобилях, то неизбежно растет расход топлива. Ввиду этого, производители эмуляторов катализатора постоянно совершенствуют алгоритмы эмуляции для наиболее точного воссоздания всех требуемых параметров. В современном эмуляторе катализатора эмулируются около 10 различных параметров: напряжения на различных режимах, динамические параметры, количество запасенного кислорода, эффективность катализатора, внутреннее сопротивление датчика, импеданс, время отсечки, реакция на манипуляцию педали газа, температура катализатора, режим прогрева, скорость реакции чувствительного элемента, изменение эффективности катализатора при изменении нагрузки.

ГБО и катализатор

Мы все чаще сталкиваемся с проблемами катализаторов на автомобилях оборудованных газобалонным оборудованием.

Обычно проблема вызвана не катализатором, а самим газобалонным оборудованием. Обратите внимание — если автомобиль работает на бензине продолжительное время без проблем — обратите внимание на ГБО.

Наиболее часто встречаются 3 причины появления кодов неисправности по катализатору на автомобилях с газом:

  • Неправильная настройка ГБО. решение простое — настройте ГБО;
  • нестабильное давление газа в рампе форсунок. Обычно вызвано неспособностью редуктора удерживать требуемое давление. Ошибки обычно появляются, когда запас газа в баллоне заканчивается. Решение — заменить редуктор или чаще заправляться;
  • Часто встречающаяся проблема — нестабильность работы газовых форсунок. Обычными методами диагностировать невозможно.
  • Проблема с газовыми форсунками часто появляется из-за нестабильности их работы, разброса параметров. Наиболее часто встречается залипание форсунок и разброс в производительности. Все параметры определялись нами специальным тестером газовых форсунок.

Напомню, что современная система управления очень требовательна к параметрам всех звеньев, поэтому, даже незначительный разброс параметров форсунок ведет к непредсказуемым результатам. Из-за разброса параметров блок управления не может адекватно откорректировать топливные коррекции.

Наиболее эффективная работа двигателя, работающего на пропане возможна при более раннем угле зажигания и более бедной смеси с соотношением 15,5 : 1 для пропана по сравнению со смесью для бензина 14,7 : 1. При снандартной схеме с ГБО 4-го и 5-го поколения управление смесью производится бензиновым блоком управления, газовый блок управления только вносит корректировки для управления газовыми форсунками.

В связи с этим, смесь при работе на газу удерживается по бензиновым стандартам, что влечет за собой нештатную работу катализатора и более быстрое его разрушение.