Какие тормозные трубки лучше медные или стальные?

Материалы для тормозных магистралей. Сталь или медь? (обновлена).

Сегодня я решил поделиться с вами, дорогие читатели, фактами и своими соображениями о различных материалах тормозных магистралей, которые мы попросту называем «тормозные трубки».

В «лохматые» советские времена, лет 50-60 назад, все «Волги» ГАЗ-21, «Москвичи» тех времен, «Победы» и УАЗы имели медные тормозные магистрали и всех это устраивало.

Тормозной жидкостью в те времена была всем известная БСК

смесь бутилового спирта и касторового масла в соотношении 1:1 и присадок, имеет красный цвет. Смесь имела температуру кипения +115 град.С, а на морозе становилась достаточно вязкая. В целом касторовое масло имело неплохие смазывающие свойства, а не агрессивный бутиловый спирт умеренно воздействовал на резинотехнические изделия и на сами медные магистрали и соединения типа чугун-медь, сталь-медь, бронза-медь.Тормозная жидкость БСК была не гигроскопична и срок службы у неё исчислялся годами.
Но прогресс на месте не стоит и появление быстроходных и скоростных авто привнесло появление тормозной жидкости на основе гликолей (двухатомных спиртов), полиэфиров и различных пакетов присадок. Эти жидкости имеют современную маркировку DOT 3, 4, 5.1. С характеристиками этих жидкостей все знакомы, но я все же повторю график взят отсюда

Как видим прогресс движется в сторону увеличения температуры кипения тормозных жидкостей и уменьшения их вязкости в холодное время года график взят отсюда

Следует отметить, что с появлением жидкостей DOT 3 и выше, одновременно произошел переход на стальные тормозные магистрали. Примером служит ВАЗ 2101, также явно это видно на автомобилях марки «Москвич», когда появились 4-х поршневые !:) передние суппорта, вакуумный усилитель+ГТЦ появились стальные тормозные магистрали. И я думаю, что это неспроста:) Скорее всего причина во взаимодействии меди и компонентов тормозных жидкостей DOT. Хотя сейчас многие спокойно переходят на медные тормозные трубки, я вижу несколько проблем:
1. Поскольку тормозные жидкости DOT гигроскопичные и даже в новом состоянии содержат небольшой процент влаги, то у нас образуется в тормозной системе множество гальванических пар: медь-сталь, медь-алюминий, медь-чугун и т.д. Которые в месте контакта будут разрушаться.
2. Медь более пластичная, чем сталь, и возможна деформация развальцованной части типа «грибок»

до неузнаваемости, ведь давление в районе «грибка» особенно при резьбе штуцера М10Х1 и М12Х1 достаточно высокое.

Акцентирую внимание, речь идет о завальцовке типа «грибок»
для конических завальцовок свойства меди даже улучшают герметичность соединения.
3. Также, хотел обратить внимание на различные коэффициенты температурного расширения меди и стали. И вот почему. Тормозные магистрали некоторых авто имеют длину более 4 метров. При нагревании тормозной магистрали мы получим нехилое удлинение магистрали.
Хочу, также отметить существование тормозных трубок из нержавеющей стали, описаных на VAG форумах тут

Для автомобилей offroad это наверное необходимость:)
С моей точки зрения правильная нержавейка опасности не представляет в тормозной системе, это та же стальная, но с легирующими добавками и самое главное нержавеющая

Поэтому, восстанавливая стальные тормозные магистрали старого автомобиля оснащенного ABS, для себя я выбрал сталь. А что выбрали ВЫ? Свои варианты пишите в комментарии.

Какие тормозные трубки лучше медные или стальные?

Каждый автовладелец с течением времени сталкивается с необходимостью в обслуживании и ремонте тормозной системы. Наряду с колодками, которые являются расходниками, важно проверять исправное состояние цилиндров, суппортов, а также тормозных трубок. Ведь при возникновении трещины произойдет разгерметизация, вследствие чего тормозная жидкость начнет уходить и давление в системе будет утеряно, что привет к возникновению аварийной ситуации. В связи с этим стоит рассмотреть вопрос надежности трубок и материалов их изготовления.

Конструкционные особенности тормозной системы автомобиля

Принцип работы тормозной системы современного транспортного средства заключается в передаче усилия от педали к главному тормозному цилиндру, который передает усилие к рабочим цилиндрам через трубки. Слабым местом системы являются соединительные узлы трубок, где могут наблюдаться подтеки, поэтому эксперты советуют производить тщательный осмотр всего тормозного контура как минимум 1 раз после каждых 50 тыс. км. пробега

В целях безопасности в авто предусмотрено 2 контура, независимых друг от друга. При выходе из строя одного из них второй сохранит возможность торможенная, что позволит избежать аварийной ситуации. Признаками неполадки тормозной системы являются следующие:

  • сильный нагрев тормозных барабанов;
  • неравномерный износ тормозных колодок;
  • возникновение большого свободного хода педали тормоза;
  • увеличение тормозного авто;

Признаками износа тормозных трубок являются возникновение на них трещин, что видно при визуальном осмотре, а также обнаружение утечки тормозной жидкости в местах разгерметизации.

Что представляет собой тормозная трубка?

Главная задача тормозных трубок – передача гидравлического давления к рабочим цилиндрам, поэтому такие изделия должны быть прочными и устойчивыми к износу. С одной стороны они крепятся к главному тормозному цилиндру, а с другой к суппортам, расположенными рядом с рабочими цилиндрами. Соединение осуществляется при помощи специальных штуцеров с резьбой, которые также можно использовать через переходник для соединения двух трубок между собой при ремонте тормозной магистрали.

В подавляющем большинстве случаев тормозные трубки выполняются металлическими. Ведь помимо высокого внутреннего давления магистраль должна быть защищена от случайных внешних воздействий — ударов гравийных и щебневых камней. Несмотря на заводское исполнение и надежность, с течением времени они изнашиваются, причем достаточно сильно. Во многом этому способствует коррозия от высокой влажности, а также негативное воздействие химических реагентов, которыми посыпают дороги в зимний период времени.

Какие тормозные трубки лучше?

В автомобилях устанавливают как стальные, так и медные тормозные трубки, каждые из которых имеют свои особенности и преимущества. Помимо этого выделяют 2 типа развальцовки – коническая, используемая в машинах азиатского производства (Китай, Южная Корея) и грибковая, применяемая в европейских транспортных средствах. На медных трубках предпочтительней использовать коническую развальцовку, поскольку при грибковой может происходить с течением времени деформация. На стальных тормозных трубках такого явления не наблюдается.

Особенности медных трубок

Отличаются хорошей гибкостью, что облегчает монтаж при замене тормозного контура. Более стойко переносят воздействие внешней среды, включая соль и прочие реагенты, которыми посыпается дорога в зимний период времени для предотвращения наледи. Как уже отмечалось выше, медь предпочтительней в случае, если на автомобиле стоит коническая развальцовка.

Вместе с тем стоит отметить, что на медные трубки негативно влияет тормозная жидкость типа DOT 3, поскольку имея высокую гигроскопичность, она образует с течением времени гальванические пары. Это приводит к постепенному разрушению меди. Если же в машине используется тормозная жидкость на основе касторового масла и бутилового спирта, то медные трубки вполне можно использовать.

Главное достоинство меди – стойкость к коррозии, однако не следует забывать и о таком недостатке, как коэффициент температурного расширения, отличный от стали. Соответственно, при длине магистрали до 4 и более метров при нагревании будет наблюдаться термическое удлинение, что также может приводить к нарушению герметичности.

Особенности стальных трубок

Трубки из стали очень хорошо держат изначальную форму и отличаются жесткостью, что обуславливается свойствами сплава. Соответственно, они являются более прочными и устойчивыми к случайным физическим воздействиям, что актуально, особенно при передвижении по грунтовым и щебеночным дорогам в условиях сельской местности. Недлительно, почему стальные трубки часто устанавливают на внедорожниках.

Также их рекомендуется применять в тех авто, где трубки имеют жесткую фиксацию, поскольку риск деформации здесь очень низкий. Стальные трубки свободно выдерживают агрессивное воздействие тормозной жидкости DOT 3. Важно добавить, что трубки из нержавеющей стали отличаются долговечностью и надежностью, поэтому многие автовладельцы предпочитают устанавливать именно такие изделия.

Сроки замены тормозных трубок

В среднем тормозные шланги рекомендуется менять каждые 100 тыс. пробега или через 4-5 лет эксплуатации транспортного средства. Оригинальные трубки, устанавливаемые на заводе, всегда покрываются специальным полимерным составом, однако при желании автовладелец может воспользоваться дополнительным антикоррозийным спреем.

Читайте также  Зачем нужны пластины на тормозных колодках?

При замене трубок важно правильно затянуть штуцера, поскольку при слишком большом зажиме они могут повредить трубку, а при недостаточно зажиме – наоборот, не обеспечивать требуемую герметичность. Именно поэтому при замене тормозных трубок или их ремонте все работы важно выполнять правильно, в соответствии с требованиями регламента завода-изготовителя.

Тормозные трубки: функции, замена и ремонт

OCTAVIA liftback (1U2) (09.96 — 04.11)

80 sedan (89, 89Q, 8A, B3) (06.86 — 10.91)

Все автолюбители сталкивались с необходимостью замены тормозных колодок, дисков или же суппортов и цилиндров. Однако не каждый знает, как нужно подбирать и менять тормозные трубки. А ведь именно утечка тормозной жидкости при наличии пробоин в трубках может привести к быстрому выходу из строя всей тормозной системы. Мы ответим на вопросы о том, как поменять тормозные трубки, чем их защитить и какому материалу трубок стоит отдавать предпочтение.

Внештатная ситуация

Трубки и шланги, которые соединяют отдельные элементы тормозных систем (т.н. тормозные магистрали ), нужны для передачи усилий. В системе имеется специальная рабочая жидкость (именно она является носителем энергии), которая передает усилие от педали тормоза к главному цилиндру, а уже потом усилие идет к рабочим цилиндрам. Вообще, пробитие трубок случается редко, но вот соединительные узлы и впрямь могут подтекать – это большой редкостью не является. Зачастую автолюбителю достаточно лишь осмотреть гидравлический контур, предварительно подняв автомобиль или загнав его на смотровую яму. Эксперты подтверждают, что осмотр и диагностика тормозных систем авто должны осуществляться каждые 50 тысяч километров пробега. Отдельные элементы контура нужно заменять с определенной периодичностью.

Запчасти на Hyundai accent

ACCENT sedan (MC) (11.05 — 12.10)

Запчасти на Chevrolet lacetti

LACETTI sedan (J200) (03.03 — )

Важно отметить, что контуров в системе тормоза два. Один является основным, а другой дублирующим. Обычно работают оба контура, но стоит одному выйти из строя, как второй возьмет на себя всю его работу. За счет этого вероятность возникновения ситуации, когда вся система торможения выходит из строя, сокращается в разы. Но как понять, что с тормозными трубками случилась неприятность, не обращаясь к специалисту? Здесь надо обращать внимание на следующее:

  1. Тормозные барабаны начали греться сильнее обычного;
  2. Наблюдается утечка тормозной жидкости;
  3. При осмотре было выявлено, что тормозные шланги начали покрываться трещинами;
  4. Наблюдается неравномерный износ установленных тормозных колодок;
  5. Педаль тормоза имеет большой свободный ход;
  6. При нажатии на педаль тормоза водитель слышит скрип и ощущает пульсацию;
  7. Серьезно увеличился тормозной путь авто.

В большинстве случаев тормозные трубки просто отживают свое. Оригинальные трубки обычно являются металлическими, а металл служит не очень долго, ведь рано или поздно он начнет страдать от коррозии. Особенно быстро трубки изнашиваются в зимний период, когда дороги покрывают солью – веществом, которое ускоряет разрушение металла. Кроме того, удары камней, гравия и веток с дороги могут повредить трубки. Нельзя не отметить и важность правильного монтажа трубок. Если штуцеры перетяну, сами трубки зафиксированы неправильно или же сильно переломлены в нескольких местах, они будут изнашиваться быстрее.

Подробнее о материалах

Сегодня тормозные трубки изготавливают из нескольких типов материалов, однако в легковом автотранспорте используется только медь и сталь. Здесь нельзя упомянуть и о нескольких типах вальцовок. Вальцовка типа « гриб ок» наиболее распространена в европейских автомобилях, тем временем как коническая – в азиатских. У обоих типов вальцовки есть свои особенности. К примеру, при развальцовке медных трубок в районе «грибка» часто наблюдается деформация – прямое следствие высокой пластичности меди. А вот если вальцовка коническая, то соединение напротив становится более герметичным. Вот о чем важно знать рядовым автолюбителям:

  • Медные трубки легче монтировать, они более гибкие и податливые и лучше переносят воздействия агрессивной среды (недаром выше мы упоминали соль, которой покрывают дороги зимой). Медные трубки считаются особенно предпочтительными, если в системе используется коническая вальцовка;
  • Стальные трубки жесткие и хорошо держат форму. Их рекомендуется использовать в системе автомобильного сцепление, где трубка жестко фиксируется. Трубки сцепления довольно короткие, так что высокая прочность и низкая склонность стали к деформации оказывается очень кстати.

Эксперты, впрочем, отмечают, что с переходом от обычных тормозных жидкостей из бутилового спирта и касторового масла к жидкостям типа DOT 3 и выше у медных тормозных трубок начали проявляться серьезные недостатки. Во-первых, жидкости DOT довольно гигроскопичны и в тормозной системе они образуют несколько гальванических пар. В местах контакта могут наблюдаться разрушения. Во-вторых, медь имеет отличный от стали коэффициент температурного расширения. В некоторых автомобилях тормозная магистраль может иметь длину около 4 и более метров, и именно такая магистраль при нагревании тормозной жидкости будет ощутимо удлиняться. Опытные автолюбители отмечают, что в обычных легковушках можно смело использовать медные трубки, а вот во внедорожниках, которые эксплуатируются в особенно жестких условиях, лучше использовать трубки из качественной нержавеющей стали.

Как развальцевать тормозные трубки

Если появилась необходимость в замене тормозных трубок, приходится обращаться к специалисту. Однако изготовить трубки или произвести их ремонт вполне можно и самостоятельно. Здесь не обойтись без трубок, специальных инструментов и штуцеров. В качестве донора трубок часто берут отечественную классику, тормозные магистрали в которой медные. Также учитывайте, что использовать лучше трубки из отожженной меди. Если вы знаете специалистов по кондиционерам или холодильникам, они наверняка смогут предоставить вам обрезки трубок нужного диаметра. При подборе штуцеров нужно уделить особое внимание резьбе. Штуцеры для тормозных систем отечественных авто скорее всего не подойдут, если у вас иномарка . Обычно на иномарках стоят штуцеры 10х1. Как показывает практика, штуцеры лучше брать партией – покупать их поштучно весьма дорого. Что касается инструментов, то здесь ситуация неоднозначная. Продаваемые в магазинах станки для развальцовки часто обламывают направляющую «грибка», а наиболее качественные станки стоят немалых денег. Если вы решили изготовить тормозные трубки самостоятельно, придется потратить немало денег именно на станок. Также вам понадобятся клещи, труборез, планка для фиксации, бензин или любая другая жидкость для обезжиривания, дрель. Вот что нужно сделать для ремонта:

  1. Определить поврежденную трубку;
  2. Открутить нужную трубку от суппорта или же от цилиндра;
  3. Срезать поврежденный участок и обезжирить обрезанный край;
  4. Зажать оставшийся участок клещами, оставляя при этом 5-сантиметрвый участок;
  5. На выступе трубки с внутренней ее стороны дрелью снять фаски и сразу удалить стружку;
  6. На обработанную трубку накинуть штуцер, правильно направляя резьбу;
  7. Край трубки вставить в инструмент для развальцовки и воспользоваться им по назначению;
  8. Смонтировать все детали;
  9. Залить тормозную жидкость в систему и прогнать ее. Дополнительно протестировать тормозную систему.

Если все было сделано правильно, новые трубки будут служить долго. Поскольку тормозная система автомобиля устроена довольно просто, с ее ремонтом может справиться даже неопытный автолюбитель. Впрочем, нельзя не отметить, что развальцовка тормозных трубок с помощью станка далеко не всем дается с первого раза. Перед проведением работ лучше всего просмотреть обучающее видео.

Подробнее о производителях трубок и станков для развальцовки

Первое и самое важное: для ремонта тормозных магистралей никогда не используйте в автомобиле шовные медные трубки . Иногда такие встречаются на рынках, реже в магазинах. При больших перепадах давления, которые возникают в системе при резком торможении, такие трубки лопаются. Оптимальный выбор: бесшовные трубки из меди. В случае покупки трубок из нержавеющей стали волноваться особо не о чем, поскольку недобросовестных производителей таких трубок практически нет.

Наиболее востребованными среди отечественных автолюбителей являются трубки фирмы WP (Польша). Фирма предлагает трубки, жидкости, штуцеры, тройники, ремонтные комплекты и наконечники. Качество продукции высоко, а цены весьма демократичны. Что касается комплектов для развальцовки трубок, то здесь стоит обратить внимание на фирмы Biltema (Швеция), VAG (Германия), Jonnesway (Тайвань), Rothenberger (Германия). Особенно хороши инструменты Rothenberger. Они весьма дороги, но зато выполнены очень качественно и вполне подойдут даже для выполнения особенно сложных работ.

Читайте также  Для чего нужен колдун в тормозной системе?

Наиболее частые вопросы

В целом, с подбором трубок, инструментов и других вещей, которые потребуются в ходе вальцовки, проблем возникнуть не должно. Однако множество интересных вещей можно почерпнуть из руководств для автослесарей и автомехаников. Давайте ответим на популярные вопросы, касающиеся тормозных трубок, пользуясь указаниями и советами именно из таких руководств:

  • Чем покрыть тормозные трубки ? Ответ: оригинальные трубки обычно покрывают полимерным материалом. Рядовой автолюбитель может воспользоваться антикоррозийным спреем;
  • Можно ли запаять тормозную трубку ? Ответ: это крайне ненадежное решение, к которому специалисты не прибегают. Подтекающие трубки меняют. Лишь в некоторых случаях допускается пайка с использованием твердого припоя – при правильной завальцовке припой не будет занижать диаметр всей трубки;
  • Можно ли гнуть тормозные трубки ? Ответ: можно, но углы сгиба не должны быть большими. Стальные трубки особенно не рекомендуется гнуть под большим углом. Для таких работ лучше всего пользоваться трубогибом. Разгибать трубки запрещено;
  • Нужно ли чистить тормозные трубки ? Ответ: да, но в действительности речь идет о чистке всей системы. Достаточно следить за уровнем тормозной жидкости и ее состоянием. Периодически тормозную систему стоит промывать с помощью свежей тормозной жидкости.

Также нельзя не отметить, что некоторые автолюбители тщательно зачищают тормозные трубки и красят их в тот цвет, который им нравится. Данная процедура не является обязательной, но красить тормозные трубки вполне можно без вреда для тормозной системы.

Вывод

В ремонте тормозных трубок нет особых сложностей, если вы правильно подобрали трубки, штуцеры и инструменты. Велика вероятность, что завальцовка не дастся вам с первой попытки, но стоит провести эту процедуру несколько раз, как у вас начнут получаться трубки, практически ни в чем не уступающие оригинальным. К слову, оригинальные тормозные трубки тоже можно приобрести. Они обойдутся в разы дороже самодельных, но будут выполнены предельно качество. Проще всего искать трубки по VIN-коду , хотя современные интернет-магазины позволяют искать или саму запчасть по одним только характеристикам автомобиля. Также окажутся крайне полезны сайты и сервисы, посвященные тормозным системам автомобилей – там можно будет найти всю информацию о геометрии нужных трубок и даже почерпнуть их коды, а также коды оригинальных инструментов для завальцовки.

Какие трубки для тормозной системы автомобиля выбрать: медные или стальные?

Какие трубки для тормозной системы выбрать? Медные или стальные? Вопрос, который очень часто встаёт перед автовладельцами перед ремонтом тормозной системы. Чтобы ответить на него обратимся к истории.

Автомобиль, чтобы стать таким, каким мы привыкли его видеть прошёл долгий путь. И если изменения во внешнем облике, произошедшие за время с момента его создания мы наблюдаем, что называется «воочию», то изменения внутреннего устройства автомобиля доступны только тем, кто непосредственно с этим связан: конструкторам, механикам, мастерам станций технического обслуживания.

При изобретении «самодвижущейся коляски», как называли автомобиль на заре его появления, естественным образом вставал вопрос не только как заставить её двигаться, но и останавливаться, т.е. тормозить. Впервые в литературе вопрос о тормозах поставил Ф.Дойц. В то время проходило оснащение автомобилей разными видами тормозных систем: подводящимися под колёса рифлёными «башмаками», погружаемыми в дорожное покрытие якорными механизмами и др. В конце XIX века небольшая интенсивность дорожного движения и невысокие динамические характеристики автомобилей способствовали решению проблем торможения сообразуясь со временем. Далеко ещё было до применения в тормозных системах трубок( в том числе медных), так как идеально, требованиям обеспечивающим лёгкость управления и достаточную энергопоглощающую способность, отвечал ленточный тормоз, имеющий на заре эры автомобилестроения повсеместное применение.

Первый барабанный тормозной механизм, появившийся в 1899 году, был оценён по достоинству и уже к началу 20-х годов XX-ого столетия барабанные тормоза полностью вытеснили ленточные. Барабанный тормоз используется в автомобильном производстве и до сих пор, т.к. является, на данный момент, одним из самых удачных решений в работе тормозной системы. Принцип работы остаётся неизменным уже более 100 лет и усовершенствования касаются в основном применения различных материалов. В наше время конструкторы ведущих автопроизводителей бьются над вопросом какие же материалы и их сочетания(сплавы) наиболее соответствуют всё возрвстающим требованиям современного автомобилестроения. Это касается и материалов используемых в тормозных системах автомобиля. Не стоит забывать и об экономической составляющей. В условиях жёсткой конкуренции производителей автомобилей огромное значение имеет не только соответствие необходимых параметров и физических, химических, технологических свойств и других свойств материалов, но и их стоимость! Поэтому, только гонкой за снижение себестоимости объясняется выбор производителей в пользу стали при изготовлении трубок для тормозных систем. Медь существенно дороже! Но, зачастую, бытует мнение , что медные тормозные трубки уступают по техническим характеристикам стальным. На самом деле медные тормозные трубки (4,75 мм и 5 мм) имеют по отношению к своим стальным аналогам ряд неоспоримых преимуществ. О некоторых из них можно судить из приведённой ниже таблицы:

Остановимся на свойствах меди, из которой состоит медная трубка производства фирмы ОСМ, а из неё в компании AUTOBLOB делают магистрали для технических жидкостеей разных систем автомобиля. Меньший предел текучести, более высокая устойчивость к коррозии, способность легко гнуться, вальцеваться, держать вибрацию, а также выдерживать более высокое давление при меньшей массе, т.е. обладание всеми необходимыми физическими, химическими, технологическими и другими свойствами делает медь наиболее предпочтительным материалом при изготовлении как трубок для тормозной системы, так и для других систем автомобиля.

Всё это позволило компании AUTOBLOB при выборе новых направлений деятельности остановиться на изготовлении и продаже медных трубок для тормозных, топливных и других систем автомобиля. За сравнительно недолгий срок мы смогли завоевать популярность у наших клиентов. На данный момент мы сотрудничаем уже с несколькими СТО, а также удовлетворяем потребности в медных трубках у автовладельцев, которые ремонтируют своих «железных коней» самостоятельно. Важно знать, что соединения медных трубок с узлами систем, которое обеспечивают штуцеры, муфты и прочие переходники у производителей разных регионов имеют отличия. В компании AUTOBLOB вместе с медными трубками можно купить штуцеры и другие соединения медных трубок как для отечественных автомобилей, так и для «иномарок» произведённых в Европе и Азии. Для изготовления медных трубок мы рекомендуем использовать развальцовочное оборудование фирмы JONNESWAY, которое позволяет развальцовывать медные трубки диаметром от 4,0 до 14мм. Самый широко применяемый продукт — это медная тормозная трубка диаметром 5 мм. Поэтому медную тормозную трубку 5 мм мы заказываем регулярно. Медная тормозная трубка 5 мм — является надёжным материалом для изготовления тормозных магистралей автомобилей практически всех производителей.

Приемлемые цены, оперативность выполнения заказов и внимательный подход к каждому клиенту позволяют компании AUTOBLOB поддерживать высокий уровень конкурентноспособности. Будем рады видеть Вас нашими клиентами!

«Вечные» запчасти: почему стоит внимательно контролировать износ тормозных трубок и шлангов

Эти детали почти всегда производитель считает «вечными», во всяком случае в техрегламенте обслуживания любого автомобиля вы не найдете упоминаний об их замене. Но, как и все детали тормозной системы, они должны осматриваться специалистом при каждом ТО. А на машинах старше десяти лет стоит уделить этим узлам повышенное внимание. Речь о тормозных трубках и шлангах, деталях незаметных, надежных, но тем не менее совсем не вечных.

Гидравлические тормоза являются непременным атрибутом практически любой легковой машины уже на протяжении 80 лет. Конструкция их максимально надежна и проста, так что и обслуживания она требует минимального.

Читайте также  Проточка задних тормозных дисков

Для большинства машин это регулярная проверка тормозных дисков, колодок, замена тормозной жидкости по регламенту. Ресурс таких элементов, как тормозные трубки и тормозные шланги, при регулярной замене жидкости и антикоррозийной обработке днища и элементов подвески оказывается достаточно большим, чтобы о них не вспоминали длительное время. Но в том и беда: после перехода с обслуживания «по регламенту» на обслуживание «по факту» о таких важных процедурах, как замена тормозной жидкости, попросту забывают, в лучшем случае ограничиваясь прокачкой тормозных магистралей при замене колодок раз в три-четыре года. А проверку состояния трубок и шлангов не проводят вовсе. К чему это может привести?

Тормозные магистрали автомобилей в заводском исполнении практически всегда выполнены из мягкой стали с полимерным покрытием. Сталь достаточно прочный материал, и тормозные трубки из нее практически не боятся ударов, устойчивы к вибрациям и нагреву, и даже при разрушении подвески тормозная трубка может выдержать значительное усилие на разрыв. К тому же сталь не создает лишних гальванопар с материалами суппортов, блока АБС и главного тормозного цилиндра — там обычно используются сталь и алюминий. Впрочем, широко применяемые в прошлом медные тормозные магистрали не сдают свои позиции в ремонтных комплектах или при изготовлении трубок «по месту». А еще их можно встретить на мелкосерийных моделях машин даже известных марок. Скорее всего, отказ от медных трубок в массовом автомобилестроении связан в основном с экономическими причинами: медь стоит заметно дороже стали, а в массовом производстве ее достоинства в виде более высокой пластичности и простоты развальцовки, способности к самоуплотнению соединений при нарушении геометрии стыка не востребованы.

При давлении в тормозной магистрали менее 100 кгс/см 2 прочности бесшовных труб из меди или алюминия вполне хватает для надежной работы. Сертификационные требования к трубкам тормозных магистралей включают в себя работоспособность при давлении порядка 200кгс/см 2 и прочность на разрыв не менее чем 1000кгс/см 2 .

Тормозные шланги обеспечивают высокоподвижные соединения тормозных магистралей непосредственно с тормозным механизмом, а в случае зависимой подвески — с тормозной магистралью балки. Помимо требований к пластичности и способности выдержать давление, создаваемое в тормозной системе, они также должны быть достаточно теплостойкими, поскольку часто примыкают непосредственно к суппорту и часть шланга работает с высокой рабочей температурой (от 150 и даже 200 ºС). Материал тормозных шлангов — это обычно синтетические каучуки, политетрафторэтилен (ПТФЭ), сталь и другие материалы для армирования.

Факторы износа

Стальные трубки в основном боятся коррозии. Предпосылок к тому сразу несколько. Это прежде всего естественная электрохимическая коррозия из-за применения медных и латунных штуцеров и шайб в системе. Новые тормозные системы стараются обходиться без потенциальных гальванопар, но при нормальной эксплуатации повреждения от такой коррозии невелики и нивелируются присутствием алюминиевых компонентов в системе.

Внутренняя коррозия тормозных трубок связана с гигроскопичностью тормозной жидкости: при ее несвоевременной замене тормозная трубка начинает постепенно корродировать изнутри, а ингибиторы коррозии со временем вырабатываются. Наружная поверхность тормозной трубки повреждается по многим причинам. Вполне естественное механическое воздействие частиц грунта и камней со временем может повредить не закрытые кожухами элементы трассы. Пластиковое покрытие просто стареет, а подпленочная коррозия, масла и агрессивные жидкости разъедают и разрушают его.

Повреждения кузова при ДТП и неквалифицированном ремонте также встречаются. Если не осуществлять специальную обработку антикоррозийными составами, наружная поверхность постепенно корродирует до образования свищей. Но чаще всего вибрации и рабочее давление разрывают трубку раньше.

Дополнительными факторами, негативно влияющими на сохранность тормозных трубок, становятся загрязнение поверхности грунтом и гигроскопичными материалами, повреждения опор, коррозия соседствующих элементов, попадание на наружную поверхность масел и агрессивных химических составов, использование некачественной тормозной жидкости, а также неквалифицированное вмешательство при ремонтах. Как показывает практика, у машин, имеющих коррозийные повреждения кузовных панелей днища, вероятность повреждения коррозией и тормозных магистралей стремится к 100%, а срок службы заводского защитного покрытия составляет примерно 10–15 лет в условиях крупных городов.

Повреждения тормозных шлангов более многообразны и практически не связаны с коррозией. На первом месте по числу повреждений последствия ошибок сервиса: повреждения завальцовки наконечников, перетирание и несоблюдение правил прокладки магистралей. Причина обычно в нарушении нескольких простых правил. Вывешивание суппортов на шлангах при ТО повреждает как завальцовку, так и армирование шланга, создает предпосылки для воздействия агрессивных сред на металлическую сетку второго слоя армирования. Повреждение прокладки тормозных шлангов, поломки крепежных элементов или использование неподходящего крепежа создают предпосылки для протирания шлангов о колеса, элементы привода или подвески. Перегибы и неправильное закрепление вызывают ускоренное старение материалов шлангов. На втором месте естественный износ из-за старения эластичного покрытия и армирующих материалов шланга под воздействием перепадов температур, агрессивных сред и давления.

Повреждения эластичных соединений далеко не всегда связаны с утечкой тормозной жидкости. Например, стандартным следствием повреждений и износа является увеличение диаметра под нагрузкой или даже появление «грыжи» из-за ослабления армирующего пояса. Подобного рода повреждения приводят к уменьшению эффективности работы тормозной системы и снижению качества работы систем ABS и ESP. К сожалению, выявить подобную неисправность достаточно сложно.

Течи также представляют большую опасность, но при правильном подходе к техобслуживанию разрушение тормозных шлангов должно выявляться раньше полного разрушения и утечки. Тем более что расположены тормозные шланги открыто и при любом ТО или даже сезонной смене резины можно провести инспекцию их состояния. Повреждения такого рода хорошо обнаруживаются по увлажнению поверхности деталей тормозной жидкостью.

Ремонт

Замена тормозных трубок в случае выявления каверн, вздутий или протечек должна выполняться целиком. Ремонт вставками или пайкой недопустим, как и эксплуатация поврежденных деталей. К сожалению, наши условия техосмотра излишне либеральны в этом отношении. Автопроизводители выпускают готовые детали, уже изогнутые по месту установки и имеющие все установочные элементы. Материал трубки обычно не отличается от тех, что применяются на заводе. Но часто не заводские комплекты тормозных труб изготовлены из меди, что упрощает монтаж и снижает требования к точности установки. Этот материал заметно эластичнее и лучше переносит изменение формы магистрали «по месту», связанное с недостаточной точностью изготовления или удобством монтажа.

Стандартной ошибкой сервиса является предположение, что раз производитель выпускает и продает ремонтные комплекты, то подобный метод восстановления может использоваться где угодно. На деле производитель требует прохождения курса обучения для сервиса, который предлагает подобную услугу или изготовление детали, точно совпадающей по геометрии с оригинальной. Это правило при кустарном восстановлении выполняется далеко не всегда, а изменение прокладки магистрали может служить причиной снижения надежности работы тормозной системы или даже ухудшения качества ее работы. К сожалению, оригинальные готовые тормозные магистрали обычно очень дороги, а неоригинальные комплекты встречаются нечасто. Зачастую подобный ремонт выполняется недостаточно квалифицированным персоналом с ненадлежащим качеством.

Тормозные шланги как деталь гибкая в большинстве случаев могут быть заменены на универсальные той же длины без потери рабочих качеств. Но стоит учитывать, что стандартные места креплений и прокладка рассчитаны на шланги определенного диаметра и упругости. Применение даже качественных деталей, но с отличающимися параметрами может быть небезопасным из-за вероятности повреждений. Установка так называемых армированных шлангов в большинстве случаев влечет за собой изменение параметров работы тормозной системы в лучшую сторону, но эти шланги значительно жестче обычных и не всегда могут работать с теми же радиусами закруглений и длиной петли, требуя изменения тормозной системы для нормальной установки. Сами же шланги такого типа обычно имеют более развитый многослойный металлокордный каркас, чем стандартные, которые, по сути, также являются армированными. Следствием применения дополнительных слоев корда является заметно меньшее изменение внутреннего объема при высоком давлении и большая стойкость к механическим воздействиям извне.