Можно ли ездить с неисправным катализатором?

Признаки забитого катализатора

При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150–200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.

Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»

Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.

Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Причины забитого катализатора

Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.

При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:

  • Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
  • Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
  • Большой угар масла из‐за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
  • Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.

Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»

За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин−1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор‐тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Можно ли ездить с забитым катализатором?

Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:

  • Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
  • Происходит значительное падение мощности двигателя.
  • Из‐за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
  • При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой‐то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.

Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью — поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

Что делать, если катализатор забитый?

Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

  1. Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
  2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
  3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант — приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.

Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро−4 и даже Евро−5.

Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»

Заключение

Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.

Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно‐воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.

Неисправный катализатор и последствия для двигателя

Катализатор (каталитический нейтрализатор) – элемент выхлопной системы современного автомобиля, являющийся тем самым барьером, призванным защитить окружающую атмосферу от отравляющего действия выхлопных газов. Катализатор является незаменимым узлом автомобиля с точки зрения обеспечения его экологичности, однако в ряде случаев способен нанести непоправимый ущерб двигателю внутреннего сгорания, что может вылиться в необходимость капитального ремонта всего мотора.

Срок службы катализатора

Каждая конкретная модель каталитического нейтрализатора имеет свой срок службы, что регламентируется его производителем. Согласно заявлениям компаний, специализирующихся на изготовлении каталитических нейтрализаторов, срок их эксплуатации варьируется в пределах от 100 000 до 150 000 километров пробега. Фактический ресурс живучести катализатора напрямую зависит от целого ряда как объективных факторов, так и субъективных причин.

Итак, катализатор может выйти из строя в самый неподходящий для этого момент времени, а спровоцировать данную неприятную ситуацию могут следующие причины:

  • разрушение конструктивных элементов катализатора, как правило, его внутренней начинки из-за систематического воздействия высоких температур, когда соты катализатора перегреваются и оплавляются, при этом критически снижается проходимость ячеек для движущегося через них под давлением потока выхлопа;
  • механические повреждения – при езде по дорогам с неудовлетворительным состоянием покрытия существует высокая доля вероятности получения критических ударов на выхлопную систему, силу которых иногда просто не в состоянии выдержать хрупкая начинка катализатора, особенно если речь идет об их керамических модификациях; иногда даже недостаточно сниженная скорость при переезде через лежачего полицейского может вывести из строя хрупкий керамический наполнитель;
  • засорение каталитического нейтрализатора – имеет место в случае использования некачественного топлива, которое просто не способно к полному догоранию в рабочем объеме цилиндров, а догорает уже в выхлопном тракте, провоцируя образование на его стенках плотного слоя нагара;
  • изначально неисправный двигатель, «берущий» избыточное масло – переизбыток масла в топливе по аналогии с некачественным бензином также провоцирует образование «плохого» конденсата на стенках катализатора, что ускоряет процесс его закупорки;
  • некачественное и несвоевременное обслуживание выхлопной системы.

    Читайте также  Как работает катализатор в автомобиле?

    Таким образом, становится понятным, почему достигнув пробега в 100 000 километров, среднестатистический катализатор перестает выполнять возложенные на него функции. Вполне очевидно, что вышедшее из строя устройство потребует замены на новый рабочий узел.

    Следует также учитывать, что очень часто эксплуатационный ресурс нейтрализатора зависит от того, какой именно тип данного устройства установлен в выхлопном тракте Вашего авто. Катализаторы могут быть:

  • металлическими;
  • керамическими.

    Самым относительно «долгоиграющим» из 2-х вышеперечисленных вариантов является металлический катализатор, который при условии нормальной эксплуатации автомобиля может дотянуть в стоковом варианте и до 150 000 км. Тогда как керамический катализатор потребует замены уже после 50 000 км пробега – это объясняется тем, что керамика является более хрупким материалом в сравнении с металлом, именно поэтому наблюдается такая большая разница в километраже. Однако металлические катализаторы не такие уж и идеальные – в сравнении с «керамикой» они заметно хуже справляются с очисткой выхлопных газов (разница в степени очистки может достигать 20%).

    Забитый катализатор – угроза двигателю

    Опытный водитель способен «почувствовать» неисправный катализатор под днищем своего авто практически на начальной стадии возникновения проблемы, поскольку это сразу отражается на качестве работы двигателя. Дело в том, что возле катализатора устанавливаются специальные датчики – лямбда-зонды, призванные диагностировать состояние работоспособности катализатора в постоянном режиме при работающем двигателе. Если катализатор начинает работать неправильно или вообще утрачивает работоспособность, то эти датчики сообщают центральному блоку управления о соответствующей ошибке, которая сразу же высвечивается на панели приборов. В этот же момент, блок управления переключает двигатель в аварийный режим работы, при котором резко ограничиваются характеристики мощности двигателя и прочие показатели его эффективности.

    Гораздо более коварным является дефект, при котором частицы керамики начинают выкрашиваться с поверхности сот катализатора. Причиной такого разрушения керамики также является некачественное топливо, которое догорает на такте выпуска. При этом выкрашивание керамики начинается в самой горячей зоне, то есть на кромках сот, расположенных со стороны двигателя.

    При работе двигателя на разных режимах может происходить заброс части отработавших газов обратно в цилиндры двигателя. Керамическая пыль, являющаяся абразивом и попавшая с потоком газов в цилиндры, быстро выведет из строя поршневую группу и приведет к задирам на стенках цилиндров.

    Что делать, если катализатор вышел из строя?

    Заменить вышедший из строя каталитический нейтрализатор на негарантийном авто на оригинальное новое устройство может позволить себе далеко не каждый автовладелец из-за высокой стоимости нового катализатора. Однако, альтернативный и доступный по цене вариант все же есть.

    Одним из наиболее практичных и бюджетных в ценовом отношении вариантом является удаление забитого катализатора и установка вместо него пламегасителя, представляющего собой устройство, внешне напоминающее корпус катализатора, однако внутри содержащее вместо сот несколько камер с отверстиями, служащими для снижения температуры и давления газов. Это несколько уменьшает шум и облегчает режим работы других элементов системы выпуска отработавших газов. Реализация данного варианта также потребует процедуру «лечения мозгов» автомобиля посредством перепрошивки блока управления и установки специальной обманки лябмда-зондов.

    Как проверить катализатор забит или нет, если видимые признаки отсутствуют?

    Каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов — неотъемлемая часть конструкции каждого современного автомобиля, оснащенного двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Агрегат предназначен для очистки отработанных выхлопных газов от токсичных компонентов.

    Внешне катализатор похож на обычный глушитель, но размещается в выхлопной системе еще до него сразу за выпускным коллектором. И если внешне детали чем-то схожи, то внутренняя конструкция каталитического нейтрализатора принципиально отличается. Из чего же состоит данная автомобильная деталь?

    Как и в глушителе, внешний корпус у детали стальной, но еще более прочный. Это необходимо для защиты внутренних деталей от повреждений, учитывая, что катализатор врезается еще на сборочном этапе в выхлопную систему под днищем автомобиля.

    Внутренний компонент представлен специальным наполнителем (второе название — монолит), который, как правило, изготавливается из огнеупорной керамики или тонких стальных листов. В зависимости от материала наполнителя различают два основных вида — керамические и металлические катализаторы.

    Первая группа катализаторов более популярная, так как цена ниже изделий из металла. Однако керамические катализаторы мене прочные, поэтому выходят со строя гораздо раньше своих металлических собратьев. Причина в материале — керамике. Но об этом чуть позже, после выяснения устройства фильтра и принципа его работы.

    Наполнитель, размещающийся внутри прочного корпуса, является ни чем иным как своеобразным ситом — фильтром, сквозь который и проходят выхлопные газы, до вывода в атмосферу. Ячейки такого фильтра очень маленькие и общее их количество может достигать цифры в 8000. Такое большое количество необходимо для достижения максимальной общей площади внутренней поверхности сквозных каналов катализатора.

    Именно с этими каналами и связан основной принцип работы фильтра. На поверхность указанных каналов наносится специальный слой (называемый каталитическим), который содержит активные металлы-платиноиды. Уникальное свойство ценных металлов (а это, как правило, палладий, платина, родий или иридий) заключается в том, что они ускоряют протекание химических реакций. То есть фактически слово катализатор обозначает ускоритель.

    Так же в конструкцию агрегата входят два датчика — лямбда-зонды. Они монтируются во входной и выходной патрубок, которые имеются во внешнем корпусе. Датчики фиксируют состояние выхлопов до и после очистки. Данные передаются в электронный блок управления (ЭБУ) авто, где алгоритм определяет качество очистки.

    Горячие отработанные газы через выпускной коллектор поступают в катализатор, заполняют сквозные каналы и соприкасаются с каталитическим слоем. Если температура газов не ниже 350°С, то начинается реакция окисления превращающая токсичные компоненты выхлопов в воду, азот и углекислый газ. Такова вкратце конструкция катализатора и принцип его работы.

    Основными причинами прекращения работы каталитического фильтра является либо физическое разрушение наполнителя, либо забивание сквозных каналов, что приводит к резкому снижению пропускной способности фильтра.

    Разрушенный катализатор: симптомы

    Если во время движения автомобиля он наезжает на какое-либо препятствие или наскакивает на камень, то удар, нанесенный по защитному кожуху катализатора, может привести к разрушению монолита. Отколовшиеся куски керамического наполнителя будут ударяться о стенки внешнего корпуса, и создавать грохот при наборе скорости и сильном нажатии на педаль газа.

    Сигналом о разрушении катализатора является существенно выросший расход топлива. Причина в том, что оптимальная температура дожига автомобильных выхлопов не поддерживается разрушенным катализатором. А это интервал от 350 до 750°С. ЭБУ автомобиля, получив соответствующий сигнал от датчика кислорода (вмонтированного в катализатор) увеличивает впрыск топлива.

    Также резко падает давление или степень выхода отработанных газов из глушителя. Это можно проверить даже тактильно прислонив руку к задней части глушителя — выхлопной трубе.

    Забитый катализатор: симптомы

    Как проверить катализатор, забит или нет? Зная конструкцию катализатора и особенно его внутреннюю часть наполнителя, казалось бы, что достаточно осмотреть состояние наполнителя, наличие сквозных каналов и можно сделать вывод о его работоспособности.

    Теоретически все верно, но есть ряд иногда непреодолимых препятствий, а именно:

    • сложность демонтажа каталитического фильтра из той или иной модели автомобиля;
    • «прикипание» фиксирующего элемента катализатора, так что кроме как болгаркой вырезать фильтр невозможно.

    Если снять катализатор невозможно, то можно прибегнуть ко второму варианту диагностики — метод противодавления. Суть метода заключается в сверке текущего давления с оптимальными показателями при исправно работающем катализаторе.

    Для этого необходимо манометр герметично вмонтировать вместо первого лямбда-зонда, который встроен во входной патрубок катализатора. После запуска силового агрегата и доведения оборотов до 2500-3000 выдерживают их в таком режиме 10-15 секунд. При этом фиксируются показания манометра:

    • 0,3 кгс/см2 — нормальная работа катализатора;
    • 0,35 кгс/см2 — мотор не дорабатывался, повышенные показатели;
    • 0,5 кгс/см2 и выше — катализатор неисправен, необходима его замена или удаление.
    Читайте также  Как сделать пламегаситель из катализатора своими руками?

    Убедившись, что катализатор вышел со строя следует позаботиться о его дальнейшей судьбе, причем с выгодой для себя. Наличие в каталитическом слое ценных металлов позволяет заработать на катализаторе бу определенную сумму денежных средств.

    Но максимальную выгоду можно получить, только обратившись в легальные компании, основная деятельность которых — переработка автомобильных катализаторов. Обладая необходимым оборудованием, а также разрешением на осуществление данной деятельности, сотрудники смогут максимально точно определить количество ценных металлов, входящих в состав каталитического слоя. Это, в свою очередь, даст возможность обозначить максимальную цену за забитый катализатор. Причем такие специализированные компании осуществляют удаление катализатора, чип тюнинг и целый ряд операций по демонтажу данного фильтра из выхлопной системы.

    Можно ли ездить на автомобиле, если удалить катализатор? Можно. Более того, динамические качества мотора повысятся, а расход топлива даже снизится. Однако такому автомобилю будет закрыт въезд в ряд стран, где действуют достаточно строгие экологические ограничения. Только установка оригинального каталитического нейтрализатора или универсального фильтра позволит без проблем перемещаться по всем государства.

    Умер катализатор. Что будет, если вырезать его

    Как это работает?

    Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации — много ли осталось кислорода.

    Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?

    Пока каталитические нейтрализаторы располагались под днищем автомобиля, они были безопасны для двигателей. Они честно очищали выхлоп от вредных примесей. Скончавшись, начинали мешать нормальной езде — и их вырезали. Керамический блок нейтрализатора при этом либо разваливался на куски, либо запекался коркой. В обоих случаях проход отработавших газов был затруднен.

    Под днищем вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали керамическую начинку. Пустая «бочка» могла «бубнить», придавала басовитости звуку выхлопа, и тогда в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока-путанка или стекловата. Это смягчало неприятный звуковой эффект.

    Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начнутся раньше. Нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, называется катколлектором.

    Так вот в близости катколлектора и двигателя заключена главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться — образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики — вещи несовместимые. Возникают большие износы пары цилиндр-поршень и даже задиры. Мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки среднего ресурса. Виновны в выкрашивании керамической основы нейтрализатора и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые использовал владелец автомобиля.

    У разных производителей степень опасности повреждений моторов очень различается.

    Решение или вредительство?

    Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.

    Все проблемы решены? Конечно, нет — перечислим, что будет не так:

    Система управления двигателем покажет ошибку «Check engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода. Обманка — это резьбовая втулка, ограничивающая прохождение газов к кислородному датчику либо содержащая в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.

    Ваша машина станет очень вонючей. И сами этого хлебнете: во время прогрева во дворе и в медленно текущей пробке нанюхаетесь. Соседи по дому и по потоку тоже карму вам не улучшат. Еще, если вы возите детей, а также домашних животных, то помните, что они больше чувствительны к запаху и ездят сзади, где концентрация вредных веществ выше.

    Честно получить диагностическую карту не получится. Ведь фактически у вас нет даже Евро-2, вместо записанного в ПТС значения Евро-4 или Евро-5.

    Если машина еще на гарантии, то с ней (по крайней мере, с гарантией на двигатель), придется распрощаться.

    Рекомендация «За рулем»

    Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором — от хорошего и дорогого до простого и дешевого.

    1. Самое правильное — заменить вышедший из строя катколлектор новым. Но цена вопроса, как правило, негуманна. На Рио или Солярис новый катколлектор стоит около 50 000 рублей.
    2. На наше счастье, ряд фирм выпускает ремонтные каталитические блоки. Вид — как у пламегасителя, только внутри цилиндра — полноценная керамическая основа с напылением драгметаллов. А еще, на радость запуганным автовладельцам, основа бывает не керамической, а металлической. Вот эта точно не разрушится, превратившись в пыль. Устанавливаются такие блоки вместо штатного нейтрализатора либо внутрь его корпуса, в зависимости от модели автомобиля. Сама деталь обойдется в 6000–9000 рублей. С металлической основой — самые дорогие. Работа по установке — еще 1500–2000 рублей.
    3. У владельцев некоторых моделей есть еще один вариант решения проблемы. К примеру, почти у всех корейских машин помимо основного каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе предусмотрен дополнительный — под днищем. Он значительно уступает в эффективности основному нейтрализатору и не сможет восполнить его потерю. Зато на его место (под днищем машины) можно установить дешевенький, но полноценный каталитический нейтрализатор, например, от ВАЗ-2107 с впрысковым мотором. Обойдется он чуть дороже трех тысяч рублей. Для небогатых автовладельцев это спасение. Только имейте в виду, что темп прогрева нейтрализатора под днищем будет уже не тот. И чтобы второй кислородный датчик не врал, потребуется перепрошивка блока управления двигателем.

    Каталитический нейтрализатор — не враг автовладельца. Он, по мере возможности, сохраняет для нас с вами чистый воздух. Поэтому, если он вышел из строя, постарайтесь восстановить работу одним из перечисленных способов.

    • Самые надежные двигатели (из тех, что еще продаются) — тут.

    Признаки забитого катализатора

    Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

    Уже через 150-200 тысяч километров пробега могут появиться первые признаки того, что катализатор забился. Они очень похожи на симптомы неисправности двигателя или других систем авто. В любом случае нужно как можно скорее выявить и устранить проблему – ездить с засоренным нейтрализатором нельзя.

    Признаки засорения катализатора

    В первую очередь водителя должно насторожить снижение мощности двигателя. Может ухудшиться динамика разгона, уменьшиться максимальная скорость. Это происходит из-за того, что при забитом катализаторе газы не могут нормально выходить, выхлоп частично возвращается в камеру сгорания и затрудняет реакцию.

    О том, что нужно обратить внимание на каталитический нейтрализатор, говорят и такие факторы:

    • трудности при холодном и горячем старте мотора;
    • ощутимый запах сероводорода из выхлопной трубы;
    • произвольное снижение или увеличение оборотов двигателя;
    • на приборной панели горит лампочка «Check Engine».
    Читайте также  Как проверить забит ли катализатор?

    Возможен даже вариант, что машина попросту не заведется, и нужно будет вызывать эвакуатор.

    Не стоит игнорировать сигнал «Check Engine». Дело в том, что до катализатора и после него стоят датчики, которые замеряют уровень кислорода в выхлопных газах. Если эффективность работы устройства снижается, то разница между их показаниями все меньше и меньше. Когда эти показатели станут одинаковыми, компьютер решит, что устройство сломалось, и транспортное средство нужно срочно ремонтировать. В некоторых авто на такой случай предусмотрена блокировка двигателя.

    Почему каталитический нейтрализатор засоряется

    Как уже говорилось, катализатор состоит из множества маленьких ячеек, которые фильтруют выхлопные газы от сажи и копоти, а также с помощью химической реакции превращают опасный СО в менее токсичный углекислый газ. Эту структуру можно повредить, например, при сильном ударе. Кроме этого, она может постепенно нарушаться во время сильной тряски или вибрации на плохих дорогах.

    Другая причина – естественный износ детали при активном использовании авто. Однако есть и несколько факторов, которые ускоряют этот процесс, и замена катализатора понадобится и при сравнительно небольшом пробеге. К причинам ускоренного засорения нейтрализатора относится:

    • Постоянное использование топлива сомнительного качества. Такой бензин или дизтопливо полностью не сгорают в камере, догорая уже внутри нейтрализатора. Из-за сильного перегрева устройство может разрушаться или деформироваться. Кроме того, очень быстро засорять катализатор могут продукты сгорания дешевого этилированного бензина. В нем содержится тетраэтилсвинец, что еще и небезопасно для здоровья.
    • Проблемы с подачей масла. Если колпачки клапанов или поршневые кольца уже ощутимо износились, остатки масла могут попадать и в выхлопные газы. Из-за этого образуется пленка, которая закупоривает мелкие поры и существенно снижает ресурс нейтрализатора.
    • Неполадки с системой зажигания. В таких случаях горючая смесь не сгорает в цилиндре, а частично попадает в выхлопную трубу, оседая на стенках устройства. Фильтр быстро забивается смесью топлива, масла и сажи.

    Как только появились первые признаки неисправности, нужно сразу же проверить, все ли в порядке с каталитическим нейтрализатором. Устранить проблему еще на начальной стадии куда проще, чем потом ремонтировать не только выхлопную систему, но и двигатель. Ведь забитый катализатор скажется не только на общей мощности машины, но и на состоянии ее силового агрегата.

    Как проверить катализатор

    Наиболее точные способы проверить состояние узла – компьютерная диагностика в автоцентре или же демонтаж устройства. Снять катализатор и посмотреть, все ли с ним в порядке, – сложный и трудоемкий процесс. Из-за высокой температуры болты и гайки могут прикипеть, и раскрутить их будет практически невозможно.

    Если все же удалось снять деталь, нужно посветить фонариком в одно из отверстий. С другой стороны свет не виден – это явный признак того, что ячейки сильно забиты и не пропускают ни луч от фонарика, ни выхлопные газы. Если же из снятого катализатора высыпается мелкая пыль, он уже разрушен, и устройство нужно менять немедленно.

    Есть и менее трудоемкие способы самостоятельно проверить состояние катализатора:

    • Наденьте на руку перчатку и попытайтесь зажать выхлопную трубу, когда мотор работает на холостых оборотах. Если все исправно, этого сделать не получится – толчки будут слишком сильными.
    • Измерьте манометром давление в выпускном коллекторе. Для этого нужно подсоединить устройство вместо лямбда-зонда, который стоит перед входом, в нейтрализатор. При частоте оборотов в 2,5 тысячи давление не должно быть больше 0,3 кгс/кв.см. Превышение этого значения – признак засорения.
    • Используйте мотор-тестер. Это специальное устройство, которое устанавливается на место одной из свечей. Данные с его датчика давления выводятся на экран, и по ним можно судить о состоянии системы. На высоких оборотах показания не должны быть больше 2 кгс/кв.см.

    Последний тест по точности не уступает демонтажу и физической проверке катализатора, потому его рекомендуется использовать в тех случаях, когда снять устройство затруднительно.

    Можно ли ездить с неисправным катализатором?

    Использовать транспортное средство, если его каталитический нейтрализатор забился, не стоит. Это чревато серьезными последствиями для двигателя и других автомобильных систем. При неисправном катализаторе:

    • повышается содержание токсичных веществ в выхлопе, которые могут попадать и в салон;
    • ощутимо падает мощность двигателя, ухудшаются ходовые качества машины;
    • повышается расход топлива, а значит, и затраты на его покупку;
    • авто сильно «задыхается» и начинает часто глохнуть, а в какой-то момент и вовсе перестанет заводиться.

    Особенно опасно ездить, если внутренности нейтрализатора повреждены механически. Мелкие твердые частицы попадают с обратной тягой внутрь цилиндров двигателя между его стенками и поршнями. Происходит повреждение зеркала, и мотору очень скоро потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт со шлифовкой цилиндров и их хонингованием. Поэтому куда дешевле вовремя проверить авто и устранить неисправность.

    Способы решения проблемы неисправного катализатора

    Как видите, ездить с забитым катализатором не просто неудобно, но и опасно. Поэтому лучше как можно скорее принять меры. Что можно сделать в таком случае:

    • Замена катализатора. Это самый простой способ решить проблему, но и самый дорогой. Новое устройство обойдется владельцу авто в немалую сумму плюс его установка в автомастерской. Расценки сильно зависят от марки авто и региона.
    • Промывка нейтрализатора. Есть множество специальных средств, которые позволяют механически удалить сажу и копоть из устройства. Однако это эффективно только в том случае, если нет механических повреждений, и степень засорения еще достаточно мала. Такая мера только отложит необходимость замены детали на какое-то время, но полностью предотвратить ее не сможет.
    • Удаление катализатора. Это наиболее радикальный метод. Каталитический нейтрализатор полностью срезается, вместо него ставится пламегаситель. Бортовой компьютер при этом можно обмануть несколькими способами – перепрошивкой системы, установкой зондов-обманок и т.д. Но в этом случае в выхлопных газах будет максимальное количество токсичных соединений.

    Кроме этого, существуют спортивные катализаторы. В них количество ячеек гораздо меньше по сравнению со стандартным вариантом. Из-за этого пропускная способность детали значительно увеличивается. Установив такое устройство, можно получить прирост мощности авто и надолго забыть о проблеме забитого катализатора. Перепрошивка при этом не нужна – выхлоп будет соответствовать нормам Евро-4 и Евро-5.

    Заключение

    Забитый каталитический нейтрализатор – серьезная проблема, которую лучше всего выявить еще на ранней стадии. Иначе это не только скажется на работе авто, но и может привести к необходимости серьезного ремонта двигателя. Поэтому лучше не игнорировать первые признаки неисправности, а принять меры как можно быстрее.

    Способов устранить проблему несколько. Наиболее радикальный – удаление катализатора. Но в этом случае придется вмешиваться в программную и механическую часть автомобиля. Поэтому лучше позаботиться о продлении ресурса нейтрализатора. Для этого нужно использовать качественное топливо, периодически промывать устройство и своевременно обслуживать двигатель.

    Другие новости

    Что влияет на цену приема катализаторов

    Вторичное сырье – это не только металлический лом, отработанная бумага, стеклянная тара, но и автомобильные катализаторы. Они являются одним из самых востребованных видов сырья, которое принимают для вторичной переработки.

    Содержание драгоценных металлов в катализаторах и заработок на этом

    В автомобиле есть много ценных составляющих и компонентов, начиная от двигателя, коробки передач, кондиционера и заканчивая выхлопной системой, подвеской и кузовом. При этом один-единственный элемент, весящий всего пару килограмм – катализатор – имеет такое содержание драгоценных металлов, что ему бы «позавидовал» любой другой элемент транспортного средства.

    Признаки забитого катализатора

    Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

    Электроника и оргтехника: утилизируем правильно

    Со временем любая техника выходит из строя. Но не стоит сразу выбрасывать в мусорный бак технику после того, как она перестала работать. Системный блок, монитор, принтер, а также мышки и другие устройства можно сдать на повторную переработку. Если их правильно утилизировать, то около 94% таких отходов вернутся к нам в виде новых моделей техники и гаджетов. И только 6% содержащихся в них компонентов нельзя будет использовать повторно – они отправляются на заводы по переработке твердых отходов. Все это позволяет минимизировать вред окружающей среде.