Качество дизельного топлива в России

Немного о ДизТопливе: Какое лучше использовать?

Добрый день, Друзья!

Когда то давно я приводил мини-обзор существующих на нашем авторынке бензинов(Немного о бензинах: Какой лучше использовать?) — www.drive2.ru/l/476192164871668114/
Михаил-Борода boroda66 предложил продолжить — написать про ДизТопливо.
Поехали!)))

Не претендую на академичность, просто свое мнение.

1. Основной потребитель дизтоплива — транспорт.

2. Причем в России машин на тяжелом топливе значительно меньше, чем в Европе:

3. С 1 января 2016 года в соответствии с Техническим регламентом № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» на территории РФ введен экологический класс топлива Евро-5.

4. Ну а реально ситуация с качеством ДТ у нас похуже, чем хотелось бы … Как то так=)))

Основной характеристикой ДТ является ЦЧ(цетановое число).
Цетановое число определяет время от впрыска до возгорания.
Как и в случае с бензином, дизельный двигатель проектируется под определенное ЦЧ, на котором он обладает оптимальными характеристиками. Если ЦЧ слишком высокое и топливо загорается быстро, то оно не успевает хорошо смешаться с воздухом и испариться. При этом процесс горения будет медленным и менее эффективным. Кислород в дальних участках камеры сгорания не будет участвовать в процессе. Однако чем быстрее горение тем больше за рабочий такт мы можем подать топлива, а значит больше мощность.
Если ЦЧ низкое — то топливо успеет полностью испариться, но из-за этого процесс горения будет быстрым и жестким — из-за долгого воспламенения не успеть подать максимально возможное количество топлива за рабочий такт — снизится максимальная мощность и увеличатся ударные нагрузки на кривошипно-шатунный механизм двигателя.
Есть мнение что, каждая единица отклонения ЦЧ от оптимального дает увеличение расхода топлива на 0,3-0,4%.
Идеальным алгоритмом работы дизеля является быстрое воспламенение и медленное горение. Добиться этого позволяют современные системы впрыска, улучшающие испаряемость топлива в камере сгорания и процесс горения. Соответственно, чем прогрессивней система впрыска в вашем дизеле, тем больше пользы вы получите от высокого цетанового числа.
Улучшить характеристики ДТ можно с помощью присадок — цетан-корректоров( увеличение ЦЧ) и промоутеров(катализаторов) горения.

Еще одной важной характеристикой ДТ является смазывающая способность. Топливо должно эффективно препятствовать износу сложной топливной аппаратуры. Раньше с этой задачей прекрасно справлялась сера, но она вызывает нагар и вредна для экологии. Поэтому, в современных топливах, ее содержание максимально снижают и заменяют смазывающими (противоизносными) присадками. Чем лучше смазывающая способность, тем дольше прослужит ваш ТНВД и форсунки.

5. Несколько лет назад журнал «За рулем» проводил исследования качества дизтоплива:

В последние несколько лет качество топлива улучшилось и появились продвинутые сорта дизтоплива.
BP, например, заявляет об увеличении мощности на ДТ Ultimate от 2% до 8% за счет увеличенного ЦЧ и за счет очищения двигателя( т.е. наличия пакета присадок(комплексных присадок), включая моющие).

Ну а если рассмотреть паспорта продаваемых топлив:
6. Евро ДТ Экто (Евро-5) Лукойл

Нефтебаза — Ногинский район, г. Старая купавна;
Цетановое число/цетановый индекс: 51,1 / 51,2(зима).
В летнем варианте ЦЧ вырастет на 4-5 единиц.
Присадки: Цетаноповышающая — 0,008%, противоизносная — 0,023% (вероятно BASF Kerokorr LA99C), моющая — 0,020% (вероятно BASF Keropur DP 4510 C), депрессорно-диспергирующая — 0,023%.
Строго по ГОСТу, но не лучше его.С 2011 года единственным преимуществом Лукойла было только низкое содержание серы и возможность купить топливо с моющей присадкой.

ДТ ТАНЕКО Летнее ( Нижнекамске нефтеперерабатывающий комплекс)
Цетановое число/цетановый индекс: 60,2 / 63,4.
Присадки — нет данных. Скорее всего, по аналогии с зимним вариантом — Противоизносная OLI 5500 — 0,02%, депрессорно-диспергирующая Keroflux 3670 — 0,03%.
Данные компании с оф. сайта: ДТ ТАНЕКО производится с 29 января 2014 года, характеризуется минимальным содержанием серы (не более 1-2ppm, что может соответствовать Евро-6), и высоким цетановым числом — вплоть до 60 без цетаноповышающих присадок.

Мой выбор в последние пару лет — солярка ТАНЕКО( при отсутствии возможности заправиться — Лукойл или Газпромнефть).
8.

Топливо ТАНЕКО появилось на рынке в 2014 года. Производитель на всех АЗС один — самый современный Нижнекамский нефтеперерабатывающий комплекс.
Летнее ДТ обладает астрономическим ЦЧ — 60. При этом содержание серы минимально — около 1 ppm. Это в разы меньше, чем в любом другом ДТ или бензине Евро-5.
Немного огорчает отсутствие моющей присадки в топливе, но если вспомнить, что содержание серы в 10 раз ниже требований стандарта Евро-5, то потребности в постоянном её применении нет.

Дизтопливо в России: стандарты качества

Почему в России автомобили обязаны соответствовать нормам Евро-5, а топливо – только Евро-3? Чем отличаются российские топливные стандарты от европейских? Как можно испортить качественное топливо в процессе реализации? Об этом рассказывает директор департамента топлива и логистики сети АЗС Statoil Юрий Брянцев.

— Как вы оцениваете тот факт, что в России «автомобильное Евро» значительно опережает «топливное»? Т.е. когда по факту с 01.01.14 в Россию нельзя ввезти машину, не соответствующую нормам Евро-5, тут до сих пор можно торговать бензином и дизельным топливом стандарта Евро-3? Что в данном случае делать автовладельцам?

Здесь, вы правы, наблюдается определенный дисбаланс, но не стоит забывать, что процесс перехода на более экологичное топливо достаточно длительный, ведь и европейские страны проходили аналогичный путь постепенно. В нашей стране процесс перехода детально спланирован, происходит поэтапное ужесточение требований к экологичности, как автомобильных двигателей, так и топлива. Подобные изменения направлены в первую очередь на улучшение экологической ситуации в стране.
Для потребителей данные нововведения не принесут значительных изменения, ведь автомобили с двигателями, соответствующими стандартам и Евро-4, и Евро-3, все еще эксплуатируются на российских дорогах.

— Как обстоит ситуация с топливом Евро-5 на российском рынке?

Если говорить о мегаполисах и о крупных игроках топливной розницы, то сейчас найти бензин и дизельное топливо стандарта ниже Евро-5 достаточно трудно. Несколько лет назад мы предлагали на своих АЗС в Санкт-Петербурге импортное топливо Евро-5. На тот момент оно было нашим конкурентным преимуществом, люди были готовы переплачивать за качество. Сейчас ситуация на рынке изменилась: топливо стандарта Евро-5 российского производства предлагаю практически все игроки. Поэтому сейчас в Петербург топливо из-за пределом Таможенного Союза мы больше не возим.

В регионах нашего присутствия (сеть АЗС Statoil работает также в Ленинградской, Мурманской и Псковской областях) ситуация с качество топлива в целом аналогичная. Следует отметить, что, несмотря на достаточно высокий уровень качества топлива на рынке Мурманской области, мы до сих пор предлагаем нашим клиентам норвежское дизельное топливо.

— Поскольку вы торгуете как российским, так и европейским топливом, то имеете возможность сравнивать. Неужели отечественная солярка по качеству такая же, как и норвежская?

В Евросоюзе на дизтопливо действует стандарт EN 590, в России – стандарт Таможенного союза ТР ТС 013/2011. И в том, и в другом обозначены одинаковые требования к топливу стандарта «Евро-5», хотя если разбирать отдельные пункты, то можно найти незначительные отличия.

Для примера давайте рассмотрим паспорта двух партий дизельного топлива из Норвегии и из Белоруссии. Один из ключевых параметров, который влияет на чистоту топлива, – это содержание серы. Требования ТР ТС 013/2011 и EN 590 здесь одинаковые – не более 10 мг на килограмм.

Читайте также  Как восстановить техталон на машину?

При этом в конкретной норвежской партии мы имеем 7,5 милиграмм серы на килограмм топлива, а в белорусской – 4,5 мг на кг. Выходит, что данная партия дизельного топлива с территории таможенного союза даже немного чище, чем из Норвегии.

— И все-таки шанс купить топливо более низкого класса существует?

Конечно, не все НПЗ пошли по пути быстрой полной модернизации, тут у каждого свой путь. Дело в том, что топливо стандартов «Евро-3» и «Евро-4» облагается более высоким акцизом, поэтому одним предприятиям выгоднее вложиться в оборудование и снизить свои акцизные платежи, а другим удобнее платить больше государству, но модернизацию проводить постепенно. Поэтому шанс заправиться дизельным топливом «Евро-3» существует.

— Как определить, что на АЗС торгуют топливом того или иного класса?

По закону, на заправке должна быть полная информация о реализуемом топливе. Мы, к примеру, размещаем соответствующие наклейки прямо на заправочном пистолете, а также у касс и в прейскуранте на топливо.

По первому требованию потребителю обязаны предоставить паспорт качества партии топлива, которая реализуется в данный момент. Там вы можете проверить, какому классу оно соответствует, и детально изучить его характеристики.

— Является ли соответствие топлива стандарту «Евро-5» полной гарантией качества?

Если говорить о качестве топлива в целом, то да. Но везде есть свои нюансы. Дело в том, что даже самое хорошее топливо можно испортить в процессе доставки и непосредственно на АЗС. Если транспортировка организована неправильно, то в бензин или дизельное топливо может попасть вода или другие посторонние примеси.

Также важно, в каком состоянии компания-оператор АЗС поддерживает резервуарный парк, — емкости для хранения топлива. Мы, к примеру, регулярно проводим зачистку – это достаточно дорогостоящая процедура, в процессе которой из емкостей полностью удаляется как топливо, так и весь осадок, она позволяет гарантированно сохранять высокое качество топлива.

Следует отметить, что на рынке розничной торговли все еще работают игроки, которые уделяют недостаточно внимания качеству своей продукции, и предпочитают конкурировать за счет низкой цены.

Еще совет: никогда не покупайте топливо, если в момент заправки топливо сливается из бензовоза в резервуар. Когда пополняются емкости, осадок со дна перемешивается. По технологии положено подождать, пока он снова осядет. Данное требование устанавливается законодательно, но некоторые игроки рынка им пренебрегают.

— На автосервисах людям, приехавшим с различными неисправностями двигателя, часто говорят, что «во всем виновато топливо». Как вы считаете, насколько они близки к истине?

Переложить всю ответственность на топливо – это самое простое, что может сделать мастер на СТО. На самом же деле, причин выхода из строя топливной аппаратуры или системы выпуска может быть очень много. В значительной степени на состояние автомобиля влияет качество масла, периодичность технического обслуживания и стиль езды и т.д.. Если не вовремя проходить ТО, заливать контрафактное масло и агрессивно ездить, то даже на идеальном с точки зрения экологических показателей топливе машина долго не протянет.

— Бывают ли жалобы на качество топлива от ваших клиентов?

Бывают, они ведь случаются абсолютно у всех розничных операторов. К каждому обращению мы внимательно прислушиваемся, проводим проверку. Интересный случай был с одним из наших бизнес-клиентов.

Водитель заправился у нас на АЗС, а на следующий день его грузовик не смог завестись, потому что дизельное топливо в баке превратилась в гель. Собственник машины обратился к нам с претензией, что мы якобы продали летнее топливо в зимнее время.

Поначалу выглядело так, что мы действительно виноваты. На руках у шофера был чек на полный бак. Мы запросили данные тахографа этого автомобиля. Выяснилось, что за день водитель успел доехать до Нижнего Новгорода и стартовать обратно. При всем желании на одном баке проехать столь большое расстояние было невозможно. Стало быть, машину явно заправляли где-то еще. Собственник свою претензию отозвал.

— Недавно вы запустили дизельное премиум-топливо D Fortis. Оно проходит какую-то дополнительную очистку?

Нет, изначально это российское дизельное топливо стандарта «Евро-5», но с пакетом присадок, разработанных компанией Lubrizol. Судя по результатам испытаний, которые мы провели в лаборатории Политехнического университета, использование D Fortis позволяет снизить расход до 4,8%. Кроме того, пакет присадок очищает двигатель и снижает количество вредных выбросов в атмосферу.

Сравнительная таблица дизтопливных стандартов ТР ТС 013/2011и EN 590

Как видно, некоторые важные параметры российским стандартом всё-таки не регламентируются. Замеры на реальных образцах топлива и выводы о влиянии этих параметров на состояние двигателя и выпускной системы автомобиля мы сделаем в следующих публикациях.

11 наивных вопросов про дизельное топливо

1. Что хорошего в дизеле?

Дизельные двигатели имеют более высокую, по сравнению с бензиновыми, степень сжатия, а потому являются более экономичными. Автомобили с такими моторами, как правило, выигрывают у бензиновых одноклассников в динамике, а также позволяют развивать больший момент.

2. Почему говорят про зимнее топливо?

Важным отличием дизельного топлива от бензина является его ярко выраженная сезонность: с наступлением холодов в баки дизельных машин следует заливать зимнее дизтопливо. Оно, в отличие от летнего, не загустеет на морозе. Визуальных отличий между ними практически нет, поэтому для уверенности в том, что на колонке зальют именно нужное сезонное дизтопливо, а не остатки прежнего, заправлять машины следует исключительно на брендовых АЗС. Сеть заправок «Роснефть» гарантирует правильную сезонность топлива, подтверждая это паспортами качества продукта.

3. Дизтопливо и солярка — это ведь одно и то же?

Называть дизельное топливо соляркой неправильно, хотя в разговорной речи термин прижился. Дело в том, что дизельное топливо содержит не только соляровые фракции — еще есть газойлевые и керосиновые. А названия «соляр» или «солярка» происходят от немецкого Solaröl — «солнечное масло»: так когда-то называли образующуюся при перегонке нефти более тяжелую фракцию желтоватого оттенка. Сегодня солярка — это отдельный вид топлива, применяющийся разве что в тракторах, в автомобиле оно не используется.

4. Дизель правда не горит?

Одним из главных достоинств самого известного танка в нашей истории — Т-34 — было использование дизтоплива вместо бензина. Есть легенда, что в ходе испытаний машины конструктор на глазах у начальства сунул горящий факел в ведро с соляркой, и топливо не вспыхнуло.

5. Что вообще значит слово «дизель»?

Дизельные двигатели увековечили имя своего изобретателя — Рудольфа Дизеля. Соответствующие топлива также фактически носят его имя.

Подсолнечник, бензин, уголь!

Когда Рудольф Дизель создавал моторы, никакого дизельного топлива… не было! Поэтому поначалу в качестве топлива использовали растительные масла, а также легкие нефтепродукты — в том числе и бензин. А вообще-то, изобретатель дизелей планировал использовать для движков… каменноугольную пыль! Но в ходе работы быстро выяснилось: не получится. Пыль — это абразив, как ее подавать в цилиндры — тоже вопрос. В итоге пришлось ориентироваться на нефтепродукты, что вызвало озлобление немецких промышленников, рассчитывавших заработать на необычном горючем.

Читайте также  Вода в бензобаке что делать?

6. Был ли в СССР дизель?

Тогда дизельное топливо считалось чем-то промышленным, не предназначенным для автовладельцев. АЗС не продавали дизтопливо частникам, но большой беды в этом не было, поскольку такие легковушки отсутствовали как класс. Но исключения-таки были. За рубежом появились отдельные Волги и Москвичи с дизелями Perkins, Rover и Indenor-Peugeot, которые импортеры устанавливали самостоятельно. С 1968 года на ГАЗ-21, а затем и на ГАЗ-24 устанавливали Indenor мощностью 68 л.с. Небольшое количество дизельных автомобилей ГАЗ-24 разными путями попадало в СССР, где они вызывали ажиотаж. Вопросов, где раздобыть дизтопливо, почему-то не возникало…

7. Почему говорят, что дизель надо продавать?

Под заголовком «Продавайте свой дизель как можно быстрее» в июле 2017 года немецкая газета Die Welt опубликовала статью, автор которой призвал дизелеводов поскорее избавиться от автомобилей. Европейцев запугали повышенной вредностью дизельных машин, в частности — частичками сажи в выхлопе. Позже выяснилось, что нанопыль от бензиновых моторов с прямым впрыском топлива способна приносить не меньше вреда. Но извиняться перед дизельными машинами никто не торопится.

8. Где топливо самое дешевое?

Самое дешевое дизтопливо на планете продают в Венесуэле — там литр обходится примерно в пару центов. Тяжелее всех живется норвежским дизелеводам — у них литр ДТ стоит пару евро, или почти 200 руб. за литр. В России в декабре 2020 г. в среднем цена на зимнее дизельное топливо на АЗС составляет 49 рублей. Цены на АЗС «Роснефть» находятся на среднерыночном уровне. Что касается качества, то, согласно результатам ежегодных экспертиз зимнего дизтоплива, проводимого «За рулем», продукция «Роснефти» всегда удостаивалась положительной оценки.

9. В Европе дизельное топливо отличается от нашего?

Качество любого топлива, в том числе и дизельного, определяется не стоимостью рекламной кампании, а присвоенной этому топливу категорией. В Европе используют термин «Евро», в России — «Классы». При этом наши стандарты — не менее жесткие, чем европейские. И российское дизтопливо класса К5 (это высший на сегодня класс) по всем параметрам соответствует стандарту EN 590. Это обеспечивается постоянной проверкой его качества: например, «Роснефть» имеет более 80 лабораторий.

10. Много ли у нас делают дизельного топлива?

В прошлом году произвели 78,4 млн тонн. На долю «Роснефти» пришлось 27,8 млн тонн. Для справки: масса пирамиды Хеопса составляет примерно 6,5 млн тонн!

11. Где заправляться?

Одной из крупнейших розничных сетей АЗС в России является сеть АЗС «Роснефть»: заправки есть в 66 регионах.

Российское топливо: в чем отличия от европейского

До сих пор в умах российских граждан сильны стереотипы советского и постсоветского периода: западное лучше отечественного. Грешат этим и автолюбители – мол, за границей и дороги ровнее, и топливо лучше, да и там хорошо, где нас нет. А нет ли нас «там» на самом деле? Давайте разбираться.

Есть ли все-таки разница между отечественным и иностранным горючим?

Л учшее доказательство качества – использование топлива в автоспорте, где нагрузки на мотор и всё его навесное оборудование максимальны.

На минувшей неделе в китайском городе Сиань финишировал знаменитый ралли-рейд «Шелковый путь». А чуть ранее в Москве перед его стартом организаторами марафона был проведён эксперимент. В мобильной лаборатории сети АЗС «Газпромнефть», установленной в сервисном парке гонки в Лужниках, группа экспертов провела сравнительный анализ автомобильных бензинов АИ-95/Super 95 и дизельного топлива российского и европейского производства. Образцы были взяты на АЗС в России и Финляндии.

Протоколы испытаний, выданные по результатам проверки, показали неожиданный результат: российское топливо практически идентично по своим параметрам взятому в качестве сравнительного образца финскому. Так, пресловутая массовая доля серы при максимально допустимой концентрации в 10 мг/кг составила 5,3 для российского дизеля и менее 5 для финского – иными словами, оба образца показали отличный результат.

За объективностью эксперимента внимательно следили генеральный координатор ралли «Шелковый путь» Сергей Мишин, доцент РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, к.т.н. Леонид Багдасаров и генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории» Виктор Чуяков.

К сожалению, в России до сих пор распространено мнение, что российское топливо по своим физико-химическим характеристикам хуже западного. Это уже давно не так. С переходом российских заводов на стандарт К5 или Евро-5 ситуация изменилась кардинально. Лабораторным методом отличить топливо российского производства от топлива производства европейского завода практически невозможно. Полученные в лаборатории результаты анализа показывают минимальные отличия в параметрах топлив. Например, дизельное топливо производится по одному стандарту и по всем ключевым параметрам имеет одинаковые показатели.

Главным «имиджмейкером» отечественного топливного рынка, пожалуй, является дизель. В России до сих пор крайне непопулярны дизельные машины — во многом благодаря распространённой «гипотезе» о некачественной солярке, которая может навредить «нежной» аппаратуре Common Rail или насос-форсункам, обрекая водителя на немалые затраты. До сих пор ли эта проблема актуальна?

Россия – один из крупнейших поставщиков дизельного топлива в Европу. На наших АЗС продается ровно то же самое топливо, которым заправляют свои автомобили жители европейских стран – отдельного производства на экспорт нет. По некоторым параметрам наше топливо зарубежные аналоги даже превосходит. Исследование, которое мы сегодня провели, наглядно это продемонстрировало.

Слова экспертов подтверждаются реальными цифрами: в 2015 году объем экспорта дизельного топлива составил 45,1 млн тонн, а в 2016 году вырос до 48,6 млн тонн. Более того, к 2020 году планируемый объем экспорта дизеля должен достичь 60 млн тонн, что обеспечит львиную долю поставок на основных рынках потребления. Что же касается западного рынка, Россия является крупнейшим поставщиком дизельного топлива высшего качества в страны Европейского союза. Ежемесячный объем экспорта этого продукта превышает 1,5 миллиона тонн.

Потребление дизеля в Европе в 2015 году составило 259,3 млн тонн, из которых 22,1 млн тонн – поставки из России. Таким образом, каждый 12-й европеец ездит на российском дизеле. Суммарно Россия обеспечивает 64% импорта дизельного топлива в Европу, являясь ведущим импортером этого продукта в ЕС.

Ну и напоследок: есть ли разница, на какой АЗС заправляться — нашей или иностранного бренда? По сути, её нет, потому что заправки под иностранными брендами не везут топливо из Европы, а закупают его на наших НПЗ. Например, автозаправки Shell получают топливо с Ногинской, Подольской и Повельцовской нефтебазы, BP – с Рязанского и Ярославского НПЗ, а Neste – с различных НПЗ, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе частично с Киришского НПЗ (как подтверждал в 2014 году вице-президент компании Neste Пану Копра в интервью изданию Fontanka.fi).

Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, можно сказать, что отличий, за исключением применяемых к двигателям экологических стандартов, нет никаких. Главное — не пользоваться заправками никому не известных брендов и не покупать солярку у сомнительных частных перекупщиков, а доверять компаниям, которые дорожат своей репутацией. Тогда и с качеством топлива никаких проблем не будет.

Читайте также  Снижение транспортного налога при установке ГБО

Главным различием в экологических стандартах между Россией и Европой являются действующие нормы Евро: в России это Евро-5, а в Европе – Евро-6. Однако эти стандарты регламентируют требования к двигателям новых автомобилей по объему вредных выбросов, а не собственно топливо. Иначе обстоят дела с регламентами по содержание примесей в топливе, разрешенном к применению в современных дизельных двигателях высоких стандартов Евро. Для дизеля это, прежде всего, содержание серы. И в Европе, в России с 1 июля 2016 к реализации допущено только автомобильное топливо с содержанием серы не более 10 ppm, или, условно говоря, мг/кг. В нашей стране это бензин и дизель экологического класса К5 (в простонародье Евро-5). То есть, обязательные требования к топливу в России и на Западе идентичны. Более того, стандартов топлива Евро-6 или К6 ни в одном регламенте просто не существует. А появившиеся ранее в прессе сообщения о запуске производства топлива Евро-6 в нашей стране, по заявлениям экспертов, не более чем «маркетинговый ход».

Дизельное топливо. Нарушения выявлены на 26 АЗС

Роскачество подвело итоги второго этапа масштабного исследования отечественного топливного рынка, начатого в прошлом году совместно с Росстандартом.

Так, вслед за бензином АИ-92, реализовывавшимся в Ставропольском крае, было испытано дизельное топливо (летнее). Регионом, выбранным для отбора проб, ввиду большого числа поступающих оттуда жалоб, стала Свердловская область.

Содержание

Коротко о главном

Согласно данным Росстандарта, выполняющего функции государственного надзора на топливном рынке, только в I полугодии 2019 года в Свердловской области было установлено 5 случаев несоответствия дизельного топлива требованиям регламента, предъявляемым к его физико-химическим показателям, в том числе – к массовой доле серы. В двух случаях данный параметр был превышен в 50 раз (500 мг/кг при норме – 10). Использование такого топлива, во-первых, сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, а, во-вторых, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

— Свердловская область стала вторым регионом, где специалисты Роскачества и Росстандарта осуществили проверку топлива, на этот раз дизельного. И в данном исследовании мы опять подтверждаем тезис о том, что грубые нарушения по части качества топлива и документации встречаются преимущественно на несетевых АЗС. Одна из задач наших исследований топлива – уберечь потребителей от возможной причины поломки автомобиля и максимально проинформировать их о том, что поможет избежать покупки некачественного бензина или дизеля. Постепенно мы будем осуществлять проверку этих видов топлива в других регионах, чтобы сделать однозначный вывод относительно качества топлива в России.

Чем бензин отличается от дизеля?

Детали исследования

Пробы, отбор которых проводился совместно с аккредитованными экспертами ФБУ «УРАЛТЕСТ» Росстандарта в июле 2019 года (топливо было летним), исследовались в аккредитованных лабораториях Свердловской и Ленинградской областей на поверенных средствах измерения и аттестованном испытательном оборудовании.

Из 71 АЗС, где проводились закупки, 35 были сетевыми, (в т.ч. 19 федеральных), и 36 — несетевыми, причём половина принадлежала индивидуальным предпринимателям. Стоимость топлива составляла от 39,9 до 47,9 рублей за литр.

Результаты лабораторных испытаний

По итогам лабораторных испытаний нарушения по физико-химическим показателям были выявлены в продукции 26 свердловских АЗС, причём в 16 образцах эксперты обнаружили сразу по несколько несоответствий.

Важно отметить, что все заправки, на которых реализовывалось некачественное топливо, оказались несетевыми и преимущественно принадлежали ИП.

По массовой доле серы ­- 17 АЗС. В восьми случаях данный показатель превышал установленную норму более чем в 50 раз (свыше 500 мг/кг);

По температуре вспышки в закрытом тигле – 18 АЗС;

По фракционному составу – 10 АЗС;

По цетановому числу – 3 АЗС;

По цетановому индексу – 1 АЗС;

  • По окислительной стабильности – 2 АЗС.
  • Между тем ряд нарушений был зафиксирован ещё до начала лабораторных испытаний — на этапе отбора проб на АЗС. Так, в 10 случаях не совпадала информация, указанная в паспорте качества топлива и кассовом чеке, что является нарушением финансовой дисциплины, а на 19 АЗС предъявленные паспорта оказались просроченными.

    Интересно, что остальные семь несетевых заправок «прикрывались» паспортами сетевых производителей — «Газпрома», «Лукойла» и других.

    Однако, как, в частности, сообщили в ООО «Уралойл» (входит в группу «Лукойл»), выявленные нарушения в топливе, которое было поставлено компании ООО «Промарго», произошли по вине сотрудников АЗС.

    В связи с низким объёмом реализации дизельного топлива на вышеуказанной АЗС, дизельное топливо-зимнее находится на АЗС и по сей день. По вине мастера АЗС было допущено упущение, и в кассовом чеке не было указано, что осуществляется реализация зимнего дизельного топлива На основании изложенного сообщаю, что ООО «Уралойл» не допущено нарушений требований к реализации дизельного топлива, установленных Техническим регламентом Таможенного Союза, — подчеркнул директор «Уралойл» Алексей Парубочий.

    Материалы исследования дизельного топлива в Свердловской области уже переданы Роскачеством в Росстандарт. По итогам обработки и анализа документации будут приняты меры административного воздействия в отношении нарушителей, включая «оборотные» штрафы.

    Как отметил заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов, сегодня наблюдается улучшение ситуации с качеством на топливном рынке: если в 2015 году нарушения выявлялись на каждой пятой АЗС (20 %), то сегодня доля несоответствий составляет менее 9 %.

    Мы намерены продолжать бороться за достижение нулевого показателя нарушений. Для этой цели информация, передаваемая нам от Роскачества, имеет важное значение – мониторинговые проекты организации можно концентрировать на наиболее рисковых регионах и сегментах. Такое сотрудничество позволяет повысить общую эффективность государственного надзора на рынке, – отметил замглавы Росстандарта.

    Выводы и рекомендации

    Исследование дизельного топлива, проведённое Роскачеством в Свердловской области, подтвердило выводы Росстандарта.

    С одной стороны, проблемы с дизельным топливом более масштабны, чем с бензином. А с другой, так называемые независимые АЗС, не входящие в сетевые организации, более склонны к нарушениям, их система контроля качества и выбранная ими бизнес-модель не обеспечивают исключение суррогата из продажи на таких АЗС, — подчеркнул Алексей Кулешов.

    Кроме того, при покупке топлива автовладельца должны насторожить такие обстоятельства, как истёкший срок или отсутствие паспорта качества, который сотрудники АЗС обязаны предоставить по требованию потребителя. В 13 из 23 случаев топливо, закупленное на таких заправках, оказывалось с нарушениями.

    Нужно учитывать, что на АЗС могут «прикрываться» паспортами сетевых производителей, поэтому лучше внимательно сверять соответствие наименования топлива, указанного в паспорте и в чеке.

    Но что делать, если топливо, которым заправили автомобиль, несмотря на все меры предосторожности, оказалось некачественным и привело к поломке автомобиля? Как отметил руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, доказать, что машина стала неисправна именно по причине некачественного топлива, довольно сложно.

    Нужно делать экспертизу и обращаться в Росстандарт. Причем, если водитель покинул АЗС, на которой ему продали некачественный бензин, то процедура станет еще сложнее, ведь придется доказать еще и то, что топливо, вызвавшее поломку, было куплено именно там, а не на какой-то другой автозаправке. Для этого потребуется проведение уже другой экспертизы – на наличие в нем различных примесей и добавок. Проще сделать ремонт автомобиля, – пояснил Сергей Канаев.