Как правильно обгонять на трассе на механике?

Обгон — ошибки, правила, безопасность, техника.

Обгон парадоксален. С одной стороны, это опаснейший маневр, во время которого случается примерно каждая пятая авария. С другой, на риск обгона мы идем добровольно. Ведь никто не тянет за уши обходить вереницу грузовиков, мчащихся под дождем со скоростью 90 км/ч, ради сомнительной перспективы приехать с работы домой на пяток минут раньше? Мы к тому клоним, что перед каждым обгоном следует трезво задавать себе вопрос: ?А мне это нужно? Теперь разберем последовательность грамотных действий, если прозвучал ответ: ?Да?

?Обгон — опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы? Так гласят Правила дорожного движения. Иными словами вы совершаете обгоны даже на многополосных магистралях, когда время от времени выбираетесь в крайний левый ряд. Однако сейчас разговор пойдет о самой сложной разновидности обгона ? на узкой дороге, с выездом на встречную полосу. Такой маневр можно условно разбить на три фазы.

Фаза первая
Распространенная ошибка: подкравшись под задний борт какого-нибудь ЗИЛа, горе-водитель начинает оттуда высовываться, пытаясь заглянуть вперед. Он не учитывает, что грузовик может внезапно тормознуть, и тем более не задумывается, что по встречной может мчаться ну о-очень широкий туристический автобус? Словом, готовиться к обгону надо издалека. Чем больше автомобиль, который собираетесь оставить позади, тем дальше следует от него ехать. От закрывающих небо трейлеров вообще лучше держаться в метрах тридцати-сорока. Вы должны видеть все, что творится на встречной полосе?

Обращайте внимание на автомобили, которые готовы выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Поворачивающие направо водители обычно смотрят только налево. Вы, идущий на обгон, будете для них полной неожиданностью? В ожидании ?просвета? в цепочке встречных машин заранее включите более низкую передачу. В автомобилях с автоматической коробкой лучше отключить овердрайв или перейти в режим ?sport? или ?power? Таким образом стрелка тахометра удерживается в зоне 3000-5000 об/мин ? мотор готов к максимальному ускорению. Набирать ход лучше заранее, еще на своей полосе, за несколько мгновений до того, как мимо просвистит последний встречный автомобиль и откроется свободная встречная полоса.

Фаза вторая
Формула безопасности проста: чем меньше времени вы находитесь на встречной, тем безопаснее обгон. Тот редкий случай, когда за рулем ?запорожца? получаешь больше адреналина, чем в кокпите Ferrari. Первый станет обгонять какой-нибудь трейлер долго и нудно ? так вырывает зуб неумелый дантист. Водитель будет мучительно всматриваться вперед, ожидая увидеть несущуюся в лоб иномарку. Итальянский суперкар оставит грузовик позади мгновенно. У его водителя пульс даже на йоту не участится?

Поэтому на обгоне используйте весь потенциал мотора: утопите педаль акселератора, на следующую ступень переключайтесь лишь тогда, когда стрелка тахометра вплотную подступит к красной зоне. В общем, чем мощнее двигатель, чем скорее вы вернетесь на свою полосу ? тем безопаснее обгон. Отсюда мораль: не покупайте любимым дамам ?слабые? автомобили, мотивируя свой поступок тем, что зачем, мол, женщине нужен мощный мотор? Нужен! Хотя бы для безопасных и комфортных обгонов.

Вы можете неправильно оценить скорость, казалось, далекого встречного автомобиля. Особенно если он мчится под 200 км/ч. Поэтому пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должна работать левая ?мигалка? Даже тогда, когда обгоняемый остался позади. Включайте правую лишь при возвращении на свою полосу. Тогда встречный водитель будет точно знать, в какой фазе обгона вы находитесь и, при необходимости, применит экстренное торможение.

Фаза третья
Грамотный возврат на свою полосу. Демонстрирует не сколько мастерство, сколько хорошие манеры. Не перестраивайтесь обратно сразу, грозя снести передний бампер только что обогнанного автомобиля. Выдержите, как говорят актеры, паузу, продолжая двигаться с ускорением по встречной полосе и только после включайте правую ?мигалку? Правда иногда такая пауза невозможна.

Завершающая стадия обгона сложна, когда по вашей полосе едет плотный поток машин и при обратном перестроении нужно ?втиснуться? в малое пространство между автомобилями. Распространенная ошибка ? торможение и обратное перестроение одновременно ? обычно приводит к тому, что вы либо подрезаете обогнанный автомобиль, либо рискуете вплотную познакомиться с бампером впереди идущего. В таких случаях необходимо разложить третью фазу на две части. Первая ? после обгона вы интенсивно тормозите еще на встречной полосе, уравнивая свою скорость со скоростью машин на своей полосе. Вторая ? аккуратно ?задвигаете? автомобиль в попутный поток.

Напоследок напомним, что обгоны в плотном потоке не только наиопаснейшие, но и бесполезнейшие. Выигрыш во времени будет исчисляться минутами, а проигрыш может обернуться тысячами долларов на ремонт и лечение. Не говоря уже про?

Советы водителю

Вы никогда не сталкивались с ситуацией при обгоне впереди едущей машины, когда водитель обгоняемого автомобиля, увидев вас, прибавляет ходу и препятствует обгону? Если нет, значит, ваш водительский опыт еще маловат, или вы очень медленно ездите, или вам просто до сих пор очень везло. В любом случае, рано или поздно вы столкнетесь с подобной ситуацией — дебилов на наших дорогах хватает. Да, да, именно дебилов, кретинов, идиотов — других характеристик для таких водителей я не нахожу. По моему мнению, за подобные действия надо лишать водительских прав хотя бы на полгода, чтобы до горе-водителя дошло какой опасности он подвергает людей, находящихся в обгоняющем автомобиле, себя и своих пассажиров. Обгон — один из самых опасных маневров вообще, а, учитывая наши дорожные условия и культуру наших водителей, обгон превращается в экстремальное действие, требующее от водителя незаурядной выдержки и профессионализма.

Каким должен быть правильный и безопасный обгон? Речь будем вести о езде за городом по шоссе, где скорости в несколько раз больше городских. Именно здесь случаются наиболее тяжелые аварии со смертельным исходом, как раз по причине высоких скоростей. Заметьте, что техника езды по городу и по загородному шоссе в корне отличается. Если вы ас на городских улицах, а шоссейного опыта у вас нет, то вполне возможно, что поначалу вы окажетесь полным «чайником» за городом.

Выехав на шоссе, не стоит сразу давить педальку газа в пол — ваш организм должен адаптироваться к высокой скорости. Это произойдет само собой в течение нескольких десятков минут. Нога, как бы сама потихоньку будет прибавлять газу, и вы с удивлением через 10-20 минут обнаружите, что стрелка спидометра перевалила за сотню, а вы этого не очень-то и ощутили.

Постоянно периодически бросайте свой взгляд в зеркало заднего вида. Это, конечно же, надо делать и в городских условиях. Но, если в городе это, как правило, делается во время маневра (коих достаточно много), то на шоссе поглядывать в зеркала заднего вида надо и при движении по прямой. Дело в том, что скорости на шоссе велики, и не просто скорости, а разница в скорости различных транспортных средств. Отсюда, ситуация меняется на порядок быстрее, чем в городе. Вы с удивлением можете обнаружить, что 10 секунд назад, глядя в зеркала заднего вида, на горизонте не было ни одного автомобиля, а сейчас мимо вас пролетел какой-то лихач на спортивном Порше. А все потому, что разница в скоростях достигает 100 км/ч и более. Напомним из курса физики, что 36 км/ч — это 10 м/с. Значит, при разнице в 108 км/ч между двумя автомобилями расстояние между ними изменяется в секунду на 30 метров! 10 секунд — 300 метров!

Как себя правильно вести, если вас обгоняет автомобиль? Прежде всего, не препятствуйте обгону. Помните, что вы находитесь в не меньшей опасности, чем ваш коллега по обгону. Если у него возникнут проблемы во время обгона, то эти проблемы коснутся и вас — будьте уверены! А они (проблемы) вам нужны? Думаю, что не нужны. Вот и правильно, поэтому, если увидели, что сзади идущий автомобиль пошел на обгон — примите, насколько это возможно, вправо — дайте ему больше дороги. Ни в коем случае, не повышайте скорость своего движения. Если есть впереди идущий автомобиль, даже снимите ногу с педали газа, чтобы обгон прошел как можно скорее. Водители-профессионалы в случае опасного обгона (когда навстречу едущий автомобиль находится близко) включают левую мигалку, при этом, опять же, не препятствуя обгону. Если сзади такой же водитель, он все поймет и не будет производить обгон. Думаете, вы сделали услугу ему? Может быть, но, в первую очередь — себе, обезопасив себя от аварийно-опасной ситуации с непредсказуемым исходом.

Как самому правильно производить обгон? Повторимся в очередной раз: чем быстрее обгон, тем он безопаснее. А когда обгон будет быстрым? Правильно, когда разница скоростей двух автомобилей будет большой. Поэтому, если вы видите что едете на комфортной для себя скорости и потихоньку приближаетесь к впереди идущему авто, которое едет немного медленнее вас, то стоит задуматься нужно ли его обгонять вообще? В любом случае, на своей крейсерской скорости этого делать не стоит, т.к. в таком случае время обгона растянется на десятки секунд — а это опасно. При этом следует помнить тот факт, что скорости навстречу движущихся машин складываются.

  • Скорость вашего авто — 100 км/ч.
  • Скорость впереди идущей машины — 90 км/ч.

Разница скоростей 10 км/ч, примерно 3 м/с. Чтобы перестроиться на встречную полосу, произвести обгон, и стать обратно в свой ряд на такой скорости надо метров 30 (как если бы вы обгоняли стоящий на месте автомобиль со скоростью 10 км/ч). Т.е., обгон с такими характеристиками займет около 10 секунд. При этом на скорости 100 км/ч за 10 секунд (время обгона) вы проедете около 300 метров. Навстречу едущий вам автомобиль с такой же скоростью проедет те же 300 метров. Это значит, что при таких условиях обгона вы его можете производить, если встречный автомобиль находится на расстоянии не менее 600 метров! Вы уверены, что на таком расстоянии сможете увидеть едущий навстречу автомобиль и правильно оценить его скорость? Я, например, нет. Вывод прост — при обгоне, чем выше разница в скоростях обгоняемого и обгоняющего авто, тем обгон быстрее, а, значит, безопаснее. Конечно же, необходимо во внимание принимать и другие факторы: состояние дорожного полотна, время суток, возможность внезапного появления пешехода или зверя. Никто вас не назовет умным, если вы будете в гололед обгонять на скоростях за сотню. Обгон в этом случае будет очень быстрым, но закончиться он может плачевно.

Читайте также  Антиблокировочная система тормозов ABC как работает?

Исходя из вышесказанного, правильный обгон на сухом шоссе в дневное время суток надо производить примерно так:

  • приближаясь к впереди идущей машине (метров за 50), выезжаете на встречную полосу (естественно, при отсутствии встречных авто) и оцениваете дорожную ситуацию впереди идущего авто;
  • если ситуация небезопасна для обгона — становитесь обратно в свой ряд и не приближаетесь к впереди идущему авто;
  • когда ситуация становится благоприятной для обгона — врубаете нижнюю передачу (если ехали на пятой — четвертую; на четвертой — третью), включаете левый поворот и даете газу. Динамика разгона возрастает, и вы быстро набираете разницу скоростей. Пролетаете за пару секунд обгоняемую машину, включаете правый поворотник и становитесь в свой ряд. Теперь можно включать повышенную передачу и двигаться дальше со своей крейсерской скоростью.

Если вы уверены, что за встречной машиной следующее авто движется на довольно безопасном расстоянии, то опытные водители, умеющие правильно оценить скорости всех авто, участвующих в обгоне, делают так. За несколько секунд до того момента, когда впереди идущая машина разминется со встречной, они начинают разгон и приближаются к цели обгона. В момент, когда встречные машины разъезжаются, опытный водитель находится уже в нескольких метрах и готов к обгону. Как только встречная полоса освободилась, начинается обгон, который происходит в течение нескольких секунд. Но, такой обгон не для новичков!

Еще более безопасным будет обгон, если вы помигаете фарами впереди идущему авто, известив водителя, что вы собираетесь его обгонять. И, еще более безопасным, если вы оцените надежность крепления груза впереди идущей машины!

Напоследок, еще несколько простых, но весьма эффективных, советов при движении по шоссе:

  • Не забывайте, что при длительном движении (особенно в жаркую погоду) шины сильно нагреваются, следовательно, давление в шинах повышается, следовательно, повышается опасность мгновенного разрыва шины. Поэтому, не ленитесь периодически останавливаться и контролировать давление в шинах.
  • Если вы попали на участок дороги с гравием — резко снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до впереди идущего авто — так оставите свои стекла и фары в целости.
  • Никогда не производите обгон на закрытых поворотах (особенно правых), и в конце подъемов.
  • На мокрых участках дороги остерегайтесь грязных следов выехавших на шоссе с грунтовок машин и тракторов.
  • При въезде на скорости в лужу, песок, расплавленный асфальт (особенно колесами с одной стороны) держите крепче руль. Перед такими препятствиями очень желательно сбросить скорость.
  • В непогоду не ленитесь останавливаться и протирать стекла, фары, стоп-сигналы, поворотники.
  • Не жадничайте на щетках стеклоочистителей — меняйте их раз в год!

Соблюдая эти, в общем-то, простые и очевидные советы вы сможете избежать многих неприятных ситуаций на дороге.

В начало страницы

Правила обгона и ошибки при его выполнении

Последнее обновление: 03.01.2021
Комментариев нет

  • Завершение обгона через сплошную линию разметки
  • Обгон «паровозиком»
  • Обгон на пешеходном переходе
  • Обгон на перекрестке по главной дороге
  • Обгон во время разворота
  • Обгон на опасном повороте
  • Обгон «паровозиком» (продолжение)
  • Обгон «паровозиком» (заключение)
  • Правила обгона и ошибки при его выполнении
  • Нарушения правил обгона

Как известно из определения в пункте 1.2 ПДД, обгон — это маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. В процессе обгона имеются три составляющих: выезд на встречную полосу (начало обгона), движение по встречной полосе, и возврат на свою полосу (завершение обгона).

Каждый из этих последовательных маневров в совокупности с дорожной обстановкой представляет собой набор опасных моментов, игнорирование которых может привести к очень нежелательным последствиям, в т.ч. и к ДТП.

Общие правила выполнения обгона, а также несколько рекомендаций для водителей обгоняющего и обгоняемого автомобиля рассмотрены в статье Маневрирование в дорожном потоке. В этой статье коснемся технических правил осуществления обгона.

Основные требования к выполнению обгона прописаны в пункте 11.2 ПДД. В нем перечислены обстоятельства, при которых запрещается приступать к обгону. Обстоятельства всегда переменчивы. Предположим, в данный момент времени сформировались одни обстоятельства, а через пару минут их может уже не быть, т.е. данные обстоятельства изменятся на другие.

В отличие от пункта 11.2, в пункте 11.4 ПДД перечислены места, в которых обгон запрещен. Другими словами, в указанных местах обгон запрещен ВСЕГДА. Перечислять их здесь смысла нет, можно пройти по ссылкам выше, и почитать весь раздел.

Правила обгона

Чтобы избежать неприятных последствий в процессе обгона, приступая к оному, необходимо придерживаться некоторых правил.

Юридические правила осуществления обгона (где и когда разрешено, и где и когда запрещено) изложены в разделе 11 ПДД.

Так называемые, технические правила обгона, официально нигде не значатся. Они сформулированы общей водительской практикой на протяжении длительного времени, а в современных реалиях, когда число машин на дорогах растет, постоянно подтверждают свою актуальность.

Технические правила обгона состоят всего из трех пунктов:

  • Максимальный разгон в своей полосе;
  • Минимально возможное время движения по встречной полосе;
  • Возврат на свою полосу, не создавая помех обгоняемому.

Перечисленные пункты правил обгона включают в себя, собственно, начало обгона, непосредственно опережение обгоняемого по встречной полосе, и завершение обгона с возвратом на свою половину проезжей части.

Далее рассмотрим их более развернуто, и вместе с тем обратим внимание на некоторые ошибки при обгоне, которые допускают автомобилисты, осуществляя тот или иной маневр в процессе обгона.

Начало обгона

Начало обгона подразумевает уже принятое водителем решение приступить к маневрам. Но еще на стадии принятия решения следует навсегда отказаться от обгона по главной дороге на нерегулируемых перекрестках и от обгона на правом закруглении дороги (при ее закруглении направо). Эти две ситуации непредсказуемо таят множество непредвиденных опасностей.

Перед началом обгона необходимо убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии. Оценить обстановку впереди по движению, обычно, бывает не трудно, поскольку вся дорога перед глазами. Но необходимо учесть, что когда на «горизонте» появляется встречный автомобиль, то приближается он очень быстро (встречные скорости двух машин складываются).

Еще необходимо убедиться, что ваш автомобиль никто не обгоняет в этот момент времени. Для этого достаточно следить за обстановкой сзади как по зеркалам заднего вида, так и проверяя слепую зону взглядом.

Для того, чтобы обгон прошел быстро, необходимо начать разгон, двигаясь еще в своей полосе. Смысл в том, чтобы успеть достаточно разогнаться еще до того, как выедете из своей полосы. На авто с механической КП целесообразно переключиться на низшую передачу.

Чтобы иметь место для разгона, не следует «прижиматься» к обгоняемому автомобилю. Многие обращали внимание на чужие привычки «сидеть на хвосте» другого автомобиля. Из такого положения водитель не может разогнаться: он сначала выезжает на встречку, и уже на ней приступает к разгону. Это не правильно, потому как увеличивается время обгона. А за эти секунды быстро изменяется обстановка.

Несмотря на то, что современный автомобиль умеет ускоряться очень быстро, целесообразно не просто надеяться, что он «вывезет» в трудную минуту, а использовать эти качества автомобиля с наибольшей отдачей и наилучшей пользой.

Если между «передним» автомобилем, который вы намерены обогнать, и вашим авто дистанция по каким-то причинам сократилась, тогда есть смысл сначала немного отстать от него. Для этого можно чуть сбавить скорость, и «отпустить» его вперед.

Отстав от «переднего» авто, вы тем самым обеспечите себе дополнительный обзор дороги впереди по движению, и место, необходимое для разгона. Разогнаться еще до начала перестроения необходимо для того, чтобы сократить время пребывания на встречной полосе.

Перед обгоном обязательно включаете указатель левого поворота. Вне населенного перед началом обгона можно подать звуковой сигнал для привлечения внимания обгоняемого (пункт 19.10 ПДД). Вместо звукового сигнала или совместно с ним можно подать световой сигнал кратковременным переключением фар с ближнего на дальний свет (пункт 19.11 ПДД).

Далее, одновременно с разгоном перестраиваетесь на встречную полосу и начинаете опережение попутчика (обгоняемого).

Непосредственно обгон

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сокращать до: чем меньше, тем лучше. Эта возможность обеспечивается хорошим разгоном еще на своей половине проезжей части.

Пока происходит опережение попутчика по встречной полосе, левый «поворотник» должен быть включен. Это необходимо для того, чтобы водитель встречного автомобиля, который еще далеко, понял, что впереди производится обгон. Указатель правого поворота нужно включить перед возвратом (перестроением) на свою полосу движения.

На тот случай, если впереди обгоняемого попутно движутся другие машины, тогда, еще находясь встречной полосе, нужно сразу присмотреть себе примерное место для возврата на свою половину проезжей части.

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сократить до минимально возможного, но, как говорится, делать это нужно в рамках разумного. Когда есть возможность обогнать сразу несколько машин, сначала есть смысл рассчитать свои «силы», может лучше их обогнать по очереди, т.е. по одной единице за каждый обгон.

Обгон (опережение по встречной полосе) одновременно нескольких машин не является серьезной ошибкой при обгоне, но результат зависит от дорожных обстоятельств, которые все время изменяются. Поэтому, нужно «включать» здравый смысл, и реально оценивать свои возможности.

Если же в этих обстоятельствах появляется встречный автомобиль, а вы по разным причинам не успеваете вернуться на свою полосу, например, вы обгоняете фуру, то ни в коем случае НЕ выезжайте на встречную обочину. Именно туда, на свою! правую обочину, в случае чего, будет смещаться встречный автомобиль, где вы с ним и «встретитесь».

В такой ситуации логичнее всего включить правый указатель поворота, плавно сбавлять скорость и прижаться на сколько можно правее к обгоняемому автомобилю. Хорошо было бы пропустить его вперед, и перестроиться сразу за ним — «уйти» со встречной полосы. Но до такой ситуации лучше не доводить.

Завершение обгона

По завершении обгона возвращение на свою полосу должно пройти таким образом, чтобы не подрезать обгоняемого.

Для этого, необходимо начать перестроение, опередив обгоняемого на некоторое достаточное расстояние. Есть так называемый «маркер» для начала возврата: появление отображения обгоняемого автомобиля в салонном зеркале заднего вида. После того, как он в нем «появился», можно включить правый «поворотник», и смело возвращаться на свою сторону, не опасаясь, что вы его подрежете.

Если в процессе завершения обгона пришлось встраиваться между двумя, следующими друг за дружкой машинами, то необходимо, еще будучи на встречной полосе, сначала уравнять свою скорость со скоростью «переднего» автомобиля, затем плавно встроиться позади него.

Читайте также  Локальное удаление царапин на автомобиле

Если обгон завершается через сплошную «осевую» линию дорожной разметки, то это — нарушение. Данная тема рассмотрена в одноименной статье Завершение обгона через сплошную линию разметки.

В заключение, несколько строк о правомерности осуществления обгона. Поскольку этот маневр нередко связан с некоторым риском, приступайте к его выполнению только в местах, в которых он не запрещен ПДД, и только тогда, когда есть уверенность в его безопасности.

Если возникает хоть небольшое сомнение (приступить к обгону или отказаться), то лучше его не начинать, а подождать более благоприятных условий. Ситуация на дороге меняется очень быстро.

Рекомендую к прочтению:

Серия публикаций Обгон — посвящена теме правомерности и целесообразности выполнения обгона.

Серия публикаций Дорожные ситуации. Обгон — сборник по разбору дорожных ситуаций в процессе обгона.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

5 советов, как безопасно обгонять на трассе

Ошибки водителя на трассе заканчиваются почти всегда плачевно. Кинетическая энергия автомобиля растет пропорционально квадрату скорости автомобиля. То есть энергия автомобиля на скорости в 120 км/ч не в два, а 4 раза больше, чем при скорости в 60 км/ч.

Две самых частых причины ДТП на трассе — это превышение скорости и обгон. Про превышение скорости можно только прочитать лекцию, а вот при совершении обгонов многие водители допускают ошибки или слишком беззаботно относятся к этому маневру. О нем и поговорим.

Помогите себя обогнать

Некоторые водители относятся к езде по трассе, как к какому-то соревнованию, пытаются ехать быстро, все время кого-то обгонять, не давать обгонять себя. Это не просто глупо, это опасно.

Если вы видите, что сзади вас пытается кто-то обогнать, не препятствуйте обгону, не ускоряйтесь и не начинайте обгон сами. Лучше наоборот прижмитесь немного к обочине, дав водителю сзади понять, что вы его видите и уступаете ему.

Если видите, что обгонять нельзя, мигните водителю левым поворотником три раза, но ни в коем случае не препятствуйте обгону. Лучше держите ногу на тормозе и будьте готовы дать место обгоняющему для завершения обгона. В противном случае вы поставите под удар и его, и себя, и пассажиров встречной машины.

Чем быстрее вы совершите обгон, тем безопаснее он будет. Часто можно наблюдать такую картину: автомобиль выезжает на встречную полосу и постепенно начинает разгоняться. В итоге обгон может длиться 10 секунд. Это очень долго и очень опасно.

В идеале обгон одной машины должен занимать 2−3 секунды. Чем меньше времени вы проведете на встречной полосе, тем безопаснее для всех. Чтобы обгон произошел быстро, набрать скорость и переключиться на пониженную передачу нужно ещё на своей полосе. Выезжать на встречную полосу нужно уже с заметным преимуществом в скорости.

Никогда не обгоняйте заодно с кем-то. Особенно, если машина перед вами с тонированными стеклами или просто больше (например, внедорожник, минивэн, фургон, грузовик). За ней мало что видно, обгоняя за компанию с ней, вы лишаете себя обзора и времени на принятие решения. К тому же встречный автомобиль не видит вас так же, как и вы его, и думает, что ему навстречу едет только одна машина.

Особенно опасно обгонять заодно в двух случаях.

1) Вы прижимаетесь к заднему бамперу впереди идущей машины. Если машина впереди затормозит или решит перестроиться обратно в свой ряд, вы либо врежетесь в нее, либо вам не хватит места для такого же перестроения, потому что, как правило, интервала между машинами хватает для того, чтобы мог встроиться только один автомобиль.

2) Ваша машина заведомо менее мощная, чем впереди идущая. В этом случае, если нужно будет ускориться, чтобы завершить обгон, вы просто не сможете этого сделать. Смешно наблюдать, как «Приора» садится на хвост BMW X5 и в опасной ситуации BMW благополучно ускоряется и завершает обгон, а водителю Приоры приходится либо прижимать попутные машины к обочине, либо самому уходить на встречную обочину.

Когда видите на своем пути колонну машин, которую собрала какая-нибудь старая фура или древняя «шестерка» с дедушкой за рулем, не бросайтесь в бой, обгоняя одну машину за одной и каждый раз рискуя. Лучше остановиться на пять минут на заправке или в кафе. Потом, когда вы догоните организатора колонны, вместо длинного хвоста будет 2−3 машины, которые можно будет легко и без нервов обогнать. Много времени вы не потеряете, но будет спокойнее.

Следите за знаками

Нужно внимательно следить и за знаками на дороге, и за знаками, которые вам подают другие водители. Обычно хорошо помогают водителям легковушек дальнобойщики, моргая правым или левым поворотником.

За дорожными знаками нужно следить не только, чтобы не пересечь случайно сплошную линию и попасть под лишение, а, например, чтобы не оказаться на встречной полосе перед пешеходным переходом или перекрестком. Во-первых, обгон в этих местах запрещен. Во-вторых, часто бывает ситуация, когда человек решает перебежать дорогу по зебре перед медленно едущей фурой (мы же в России живем) и не подозревает, что эту фуру в этот самый момент обгоняете по встречной полосе вы.

Аналогичная ситуация может быть, когда водитель поворачивает налево с примыкающей справа второстепенной дороги. Он пересекают вашу полосу перед фурой и оказывается на своей полосе (для вас это встречная), по которой вы обгоняете эту самую фуру. В итоге лобовой удар почти гарантирован.

Безопасный обгон

В терминологии, используемой в российских правилах дорожного движения с марта 2014 года, обгоном автомобиля принято считать маневр, во время которого автотранспортное средство на короткий промежуток времени выезжает на встречную полосу обгоняет впереди идущий транспорт и возвращается на свою полосу.

Очень рискованный обгон

Кстати говоря: в свежей редакции правил пишется, что теперь не имеет значение, движется обгоняемый транспорт или стоит. Из этого можно сделать вывод, что термином «обгон» можно оперировать, рассматривая ситуации исключительно на двухполосных дорогах, с обязательным выездом обгоняющего транспорта на «встречку».

В ПДД фигурирует ещё один термин — «опережение», означающий обгон, но при котором не происходит выезда на встречную полосу. Опережение возможно на дорогах с двумя полосами и выше. Фактически опережение заменило собой термин «обгон справа» — маневр, который считался грубым нарушением, за которое строго наказывали. Теперь же опережение не нарушает правила дорожного движения.

Из-за выезда водителей на «встречку» в России регулярно происходят аварии с особо тяжкими последствиями для всех участников дорожного движения, часто доходит до летальных исходов. За городом обгон по праву считается самым рискованным маневром, поскольку даже опытные водители не всегда могут за секунду рассчитать необходимое для маневра время и скорость остальных участников дорожного движения.

Как правильно совершить безопасный обгон: правила и рекомендации

Немного статистики:

  1. До 25 процентов всех ДТП происходит из-за ошибок водителей, совершающих обгон. Больше половины из них происходит по вине водителей, не сумевших завершить этот маневр.
  2. Основная причина аварий – неумение водителей здраво оценить обстановку на дороге: расстояние, которое проходит обгоняемый транспорт, а также необходимое для маневра время. Недаром в народе ходит выражение: «Не уверен – не обгоняй». Казалось бы, понятное всем правило. Но, к сожалению, количество ДТП на наших дорогах не уменьшается, а летальных исходов становится все больше.

В каких случаях обгон запрещен?

Знак » Обгон запрещен»

В этих случаях обгонять также нельзя

Не всегда во время езды можно совершать этот маневр. Обгон запрещен в следующих случаях:

  • зона действия знака « Обгон запрещен»
  • водитель транспортного средства, едущего впереди, оповестил о намерении повернуть налево;
  • машина впереди совершает маневр, мешающий ее обогнать (например, объезд препятствия на дороге);
  • у вас есть сомнения в том, что обгон будет успешным – не хватает скорости, например; допустим, скорость обгоняемого автомобиля равна 73 км/ч, а вы едите со скоростью 78 км/ч – получается, чтобы обогнать автотранспорт, необходимо преодолеть 170 метров вам и водителю обгоняемого транспорта.
  • если чувствуете, что скорости вам не хватит, лучше не пытайтесь обгонять – ваша неудачная попытка может не просто испортить дорожное движение на данном участке дороги, но и стоить кому-то жизни;
  • транспорт позади начал вас обгонять.

В каких местах обгон запрещен?

На дороге есть такие места, где проводить обгон запрещено законом. Вот эти места:

  • перекрестки; на регулируемых обгон запрещен всегда, на нерегулируемых – в случае, когда вы движетесь не по главной дороге;
  • пешеходные переходы, при условии, что там есть люди. Совершать обгон на пешеходном переходе можно в том случае, когда рядом нет знака, запрещающего данный маневр, а на дорогу не нанесена сплошная линия;
  • 100 метров дороги перед железнодорожными путями;
  • тоннели, эстакады, мосты, а также территория под ними, путепроводы: данные постройки могут быть размещены так, что издалека их сразу не заметишь: так, например, мосты, находящиеся рядом с населенными пунктами, чаще всего вообще не обозначаются соответствующими знаками на дороге к ним. Поэтому обгон перед мостом или на нем крайне опасен. Сегодня такой маневр запрещен и сурово наказывается;
  • места дороги, где есть проблемы с обзором: резкие повороты, подъемы в горку и так далее.

Используемые сегодня правила обгона – совершаем обгон правильно!

Все правила, которым надо следовать, обгоняя кого-то на дороге, описаны в 11 главе последней редакции правил дорожного движения. В данной статье мы укажем лишь основные сведения об этих правилах.

  1. Не уверены – не пытайтесь. Начиная маневр, вы должны быть уверены в успехе на 100 процентов, не меньше. Скорости должно хватить на то, чтобы обогнать впереди идущий транспорт, плюс ко всему необходимо иметь достаточно свободного расстояния на встречной полосе – только так можно избежать неприятностей для себя и остальных водителей. Это первое и, пожалуй, самое главное правило: действительно, обгон всегда связан с долей риска, поскольку приходится выезжать на «встречку». Будьте внимательны и всегда здраво оценивайте свои возможности. Из первого правила можно выделить такой тезис: если во время обгона произошло дорожно-транспортное происшествие, виновником ВСЕГДА будет считаться водитель, начавший обгон.
  2. Оповестите обгоняемого. Начав маневр, приблизьтесь к обгоняемому транспорту на расстояние около 15-20 метров и включите поворотник: это не позволит автомобилям позади вас начинать обгон. Если на дороге плохая видимость (ночное время или, например, туман), не поленитесь помигать фарами дальнего света.
  3. Держите скорость. Перейдя на левую полосу, езжайте со скоростью обгоняемого автомобиля. Внимательно следите за тем, чтобы не попасть в «мертвую зону». Совершая такой маневр, у вас появляется время оценить дорожную ситуацию и показать обгоняемому то, что вы сейчас будете совершать маневр. Также вы предупреждаете нежелательный обгон едущих за вами автомобилей.
  4. Ваша цель во время обгона – максимально быстро проехать отрезок встречной полосы, поэтому не жалейте педаль газа, чтобы увеличить разницу в скорости вашего транспорта и обгоняемого автомобиля.
  5. Выехав на «встречку» внимательно следите за происходящим. Если возникают сомнения в успешном завершении маневра, срочно возвращайтесь на полосу, по которой ехали изначально.
  6. Когда к концу маневра в зеркале заднего вида покажется обгоняемый транспорт, вы должны плавно, без резких «подрезов» вернуться на основную полосу вашего движения. На этом этапе включайте правый поворот, чтобы сообщить автомобилисту на «встречке» о том, что вы завершаете свой маневр. Также это подскажет водителю позади вас (который решил вместе с вами совершить обгон, в народе это называют «паровоз»), что вам навстречу кто-то едет.
  7. Коллективные, или «паровозные» обгоны — очень рискованное предприятие, особенно если в главе такой колонны – крупный транспорт (грузовик, автобус, маршрутка, джип и так далее), либо небольшой автомобиль с тонировкой. Из-за них трудно понять реальную дорожную ситуацию, что может привести к не самым хорошим последствиям.
  8. Если по какой-то причине обгон невозможен (вы неправильно оценили скорость машин на встречной полосе, водитель обгоняемого транспорта обиделся и не дает вам его обогнать), то в срочном порядке возвращайтесь на свою полосу. Если это уже невозможно, переключитесь на пониженную передачу и максимально разгоняйтесь.
Читайте также  Как правильно тормозить двигателем на механике?

Как неправильно обгонять

  • Категорически запрещено обгонять по правой стороне (обочина), даже если на ней никого нет и все отлично видно: выбоины, ямы и всякий мусор наподобие бутылок могут стать причиной того, что вы просто-напросто потеряете управление и врежетесь в какой-нибудь автомобиль, который, к тому же, может выехать на встречную полосу.
  • Российский климат достаточно суров, особенно в зимний и осенний сезон. Туманы, обильные дожди или снегопад – все это может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. К тому же транспорт, едущий впереди вас, поднимает в воздух столб пыли и грязи, частицы которой оседают на вашем лобовом стекле. Эти факторы заставляют водителей иногда ехать, прямо скажем, наугад. Поэтому, если вы плохо видите дорогу из-за климатических условий, то не пытайтесь совершать обгон.
  • Не становитесь участником массовых обгонов. Если же вы попали в ряд «вагонов», то помните, что приоритет на обгон имеет первый автомобиль, начавший маневр. Адекватно оценивайте всех участников обгона и дайте возможность более быстрым автомобилям первым вернуться на основную полосу движения. И только после этого завершайте начатый обгон.
  • Обгоняя крупный транспорт (грузовики, автобусы и так далее), не подъезжайте к нему на близкое расстояние. Если вы будете ехать слишком близко к такому автомобилю, то лишитесь и без того небольшого обзора на встречную полосу. Есть еще одна опасность: велика вероятность, что перед грузовиком может ехать «тихоход», наподобие «Запорожца». Плюс ко всему очень часто грузовики едут «конвоем», и нужно обогнать их всех, что не всегда просто. Поэтому будьте предельно внимательны при обгоне крупного транспорта, учитывайте все возможные проблемы
  • Не обгоняйте транспорт во время подъемов. Автомобилисты, желая поскорее выехать на ровный участок дороги, резко увеличивают скорость транспорта. Это может стать причиной того, что у вас просто не хватит ускорения для обгона. Поэтому не рискуйте совершать обгон на подъемах, особенно если ваш автомобиль не может похвастаться хорошими скоростными характеристиками. Однако бывают случаи, когда впереди идущий транспорт мигает вам правым поворотом в знак того, что перед ним никого нет и можно начинать обгон. Воспользуйтесь этим шансом и поблагодарите водителя за помощь.
  • Будьте осторожны, завершая обгон во время плотного дорожного траффика. Когда вы заезжаете в попутный поток автомобилей, необходимо уравнять с ним скорость, причем сделать это не во время въезда, а еще на встречной полосе, чтобы не столкнуться с каким-нибудь автомобилем. Обычно, если возникает внештатная ситуация, автомобильный ряд перестраивается, чтобы вы смогли въехать на полосу. Если вам помогли, не постесняйтесь 2-3 раза мигнуть «аварийкой» в знак благодарности.
  • Когда на дороге нанесены сплошная и прерывистая линии, маневр обгона можно совершать только с той стороны, где нанесена прерывистая линия.
  • Если кто-то начал вас обгонять, не превышайте скорость! Наоборот, сбавьте обороты, чтобы водитель смог без проблем вернуться на полосу.

Частые ошибки во время обгона:

  • начало обгона от кормы;
  • зависание на хвосте у автомобиля;
  • неправильный расчет скорости встречного транспорта;
  • неожиданный обгон с надеждой на то, что водитель встречного транспорта сам как-нибудь правильно и хитро отреагирует;
  • эффект «самца» — нежелание прекратить маневр, даже когда всем участникам движения понятно, что он не завершится успехом.

Помня эти простые советы и применяя их на практике, вы гарантируете себе возможность безопасного обгона транспортных средств.

1, 2, 3, 4, 5: как избежать проблем при обгоне на трассе

Всем очевидно, что начинать обгон с выездом на встречную полосу нужно только в том случае, если убедились, что маневр безопасен для всех участников движения и что движетесь вы со скоростью, превосходящей скорость обгоняемого автомобиля. Желательно, чтобы скорость вашего автомобиля превосходила скорость попутного автомобиля не менее чем на 10 км/ч. Однако соотнести эти скорости и, что очень важно, оценить, успеете ли вы вернуться на свою полосу быстрее, чем поравняетесь со встречным автомобилем, умеют не все.

Как рассчитать время, которое обеспечивает маневру безопасность? Есть простое упражнение, которое позволяет научиться соотносить скорости. Во время движения по трассе выберите спокойный участок дороги, где не надо будет обгонять попутный транспорт, и сфокусируйтесь на встречном автомобиле, находящемся на определенном расстоянии от вас. Предположите, через сколько секунд/счетов вы поравняетесь с ним (аналогично и с попутным транспортом – только здесь мы считаем время приближения). Пример: выбираем немного вдалеке красную фуру и загадываем, что поравняемся с ней на счет пять. Начинаем считать… 1,2,3,4,5… поравнялись…- отлично, значит у вас хорошо развит глазомер, и вы ориентируетесь во времени и пространстве. Не удалось — тренируемся еще. Чем точнее и стабильнее (лучше делать это не один раз) будет ваш прогноз, тем лучше ваш глазомер будет отстроен на оценку скорости. А значит, тем более точны вы будете в расчетах будущих маневров обгона — как своих, так и встречного транспорта.

Начинать разгоняться лучше на своей полосе. Для этого надо иметь определенную дистанцию перед идущим впереди транспортным средством. Во-первых, неожиданно выныривая из-за фуры на встречную полосу, вы подвергаете себя большой опасности, поскольку у вас нет достаточной скорости, и вы вынуждены начинать разгон на встречной полосе. Во-вторых, эта дистанция обеспечит лучший обзор – вы сможете видеть, что происходит на дороге впереди.

Зачастую водитель настолько сконцентрирован на решении локальной задачи, то есть обгоне, что даже не обращает внимания на, то, что находится «на два-три автомобиля вперед». Всегда не лишне задаться вопросом, а что ждет тебя, когда ты после обгона вернешься на свою полосу, как ведут себя окружающие водители. «Сканирование» взглядом дороги и находящихся на ней автомобилей надо делать постоянно. Тогда вы готовы к любым ситуациям.

При обгоне фур или больших автобусов рекомендую запомнить одно правило: в том случае, если вы начали обгон и уже находитесь на середине длинного транспорта, маневр лучше стараться завершать. Потому что тормозить и возвращаться в свою полосу будет дольше и велика вероятность, что не успеете вернуться на исходные позиции. Особенно в том случае, когда водитель обгоняемой фуры, видя в зеркало ваши метания и желая вам помочь, начнет притормаживать сам. Подавайте сигналы дальним светом водителю встречного автомобиля, и старайтесь быстрее освободить встречную полосу Оценив этот очевидный сигнал sos, он, несомненно, сбросит скорость или прижмется правее.

Начав маневр, рекомендую бросить взгляд на водительское зеркало идущего впереди грузовика или автобуса: отражение в нем водителя даст вам понять, видит ли он, что вы начали обгон. Не помешает быстрым звуковым сигналом или сигналом дальнего света проинформировать, что готовитесь к обгону, особенно если дело происходит в темное время суток. По крайней мере, теперь вы будете спокойны, что действия водителя попутного транспорта будут адекватными.

Еще советую при любых маневрах стараться видеть хотя бы краем глаза положение левого переднего колеса обгоняемого автомобиля. Так вы сможете уловить момент, когда водитель по какой-то причине начнет забирать влево (к примеру, при объезде препятствия или ямы).

Вообще привычка смотреть на источник изменения траектории автомобиля может помочь выиграть такие необходимые в критической ситуации доли секунд. У встречного транспорта – это положение рук водителя на рулевом колесе, у попутного — отражение водителя в зеркале заднего вида. На управляемое колесо стоит смотреть в том случае, если вам не виден водитель.

Кто-то скажет, что постоянно мониторить дорожную обстановку невозможно. Есть ли время и возможности смотреть на положение рук водителя автомобиля, который едет навстречу вам?! Уверяю, это не так. Это дело тренировки и привычки. Стоит только начать обращать внимание на такие вещи, как через какое-то время вы поймете, что вам удается контролировать дорожную ситуацию и чувствовать себя гораздо увереннее.

И последнее. Прежде чем начать обгон, нужно понимать, что это очень опасный маневр и совершать его надо только будучи уверенным в безопасном его завершении. Кроме того, среднее время реакции человека составляет минимум 0,8 секунды. Именно столько проходит с того момента, когда человек увидел опасность, до первой его реакции на нее. Кому-то, особенно если речь идет об усталом или потерявшем бдительность водителе, времени требуется значительно больше. Даже высоко оценивая свои водительские способности, не стоит думать, что такими же качествами наделены и другие участники движения, и их реакция будет адекватной. И уж, конечно, не стоит производить обгон там, где это запрещено. Скорее всего, знаки и сплошная разметка появились на каком-то участке не просто так.

Дорога — это живой организм, его надо любить и уметь читать и видеть те знаки, которые она подает.

Хороших и удачных вам дорог и поездок. Берегите себя и своих близких.