Сгорело сцепление что делать?

Сгорело сцепление: причины и последствия

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Причины поломки сцепления
  • Признаки сгоревшего сцепления
  • Способы движения со сгоревшим сцеплением
  • Последствия и ремонт сгоревшего сцепления
  • Профилактика поломок сцепления
  • Что делают опытные автовладельцы, если сгорело сцепление

Ситуация, когда сгорело сцепление, – не редкость для начинающих автолюбителей. Этот узел при неправильной эксплуатации можно вывести из строя буквально за несколько часов, и машина будет обездвижена. Иногда причиной поломки бывают плохие условия дороги или естественный износ.

В любом случае в этой ситуации важно знать как последствия движения на сожженном сцеплении, так и правила начала движения, ведь тронуться как обычно будет невозможно. В нашей статье мы расскажем, что делать, если сгорело сцепление, как двигаться дальше и что говорят об этой ситуации автолюбители со стажем.

Причины поломки сцепления

Если на вашем авто сгорело сцепление, значит, машина испытывала повышенные нагрузки. Произошло это по следующим причинам: вы агрессивно водите либо неправильно трогаетесь при подъеме в гору, буксируете тяжелый прицеп.

Как происходит перегрев механизма? Вы нажимаете на педаль газа, обороты мотора растут, но диски сцепления не сомкнулись: происходит усиленное трение и перегрев узла. Даже если температура повышалась всего несколько раз, сцепление не будет исправно выполнять свои функции.

Чтобы было понятнее, рассмотрим авто отечественного производства «ГАЗель». В результате того, что машина перегружена, она не может тронуться с места, двигатель глохнет. В этом случае автомобилист нажимает на педаль газа, чтобы поднять обороты до 4000-5000, а затем плавно отпускает педаль сцепления, при этом оно не смыкается полностью. Из-за этого раскрутившийся диск врезается в парный маховик и, как шлифовальная машинка, портит механизм.

То же самое случается с машинами, буксирующими прицеп. Из-за тяжелого груза происходит торможение авто, и если у автомобилиста небольшой опыт вождения, он не отпускает педаль сцепления до конца, чтобы машина не заглохла. При этом трогается он на больших оборотах, диски в этот момент не сомкнуты и прокручиваются.

Что делать, чтобы не сгорело сцепление? Для этого важно знать допустимую массу прицепа. По Правилам дорожного движения, вес автомобиля, буксирующего груз, должен быть больше либо равен массе прицепа. Иначе сцепление может выйти из строя.

Вы можете заметить, что сцепление сгорело после того, как пытались выехать из глубокого снега или грязи. Когда машина застревает, не нужно со всей сила давить на газ. Оптимальный показатель — когда двигатель раскручен до 1500–2000 оборотов. В противном случае ДВС выйдет на пик крутящего момента. И если машина застряла, вся тяга передастся на свободно вращающиеся колеса. Произойдет пробуксовка, в результате чего повышенная нагрузка пойдет на сцепление, а также на коробку передач.

Как действовать, чтобы сохранить сцепление, если вы застряли? В этом случае не нужно буксовать, попытайтесь раскачивать авто. Когда есть небольшой зацеп колес, получится чуть-чуть сдвинуть авто вперед. После этого нужно включить заднюю скорость и отъехать назад. В результате этих действий у вас получится достаточно сильно раскачать машину, за счет резонанса транспортное средство легко выедет из грязи.

Признаки сгоревшего сцепления

Как понять, что сгорело сцепление? Обратите внимание на запах. Если вы чувствуете, что пахнет гарью, значит, ведомый диск прокручивается и с огромной силой трется о маховик. Происходит это потому, что из-за силы трения перегреваются фрикционные накладки. Если нагрузка повышенная, неприятный запах будет долго чувствоваться. При этом гарь станет поступать в салон авто, и вы почувствуете ее запах, даже не выходя из машины. Поэтому понять, что сгорело сцепление, сможет даже новичок.

Обратите внимание! В некоторых ситуациях происходит пробуксовка сцепления, при этом гарью не пахнет. В этом случае вы заметите, что автомобиль не может набрать скорость. Причина заключается в том, что маховик передает момент вращения, но он не поступает на ведомый диск. Происходит это потому, что он полностью износился и не может зацепиться с маховиком. Точно так же определяют, что сцепление вышло из строя на мотоцикле.

Когда фрикционные накладки изношены полностью, признаки неисправности будут иные. Как понять, что диск сцепления сгоревший:

  • Машина не может тронуться с места. Авто не едет, даже если вы отпустили сцепление. Дело в том, что диск прижимается недостаточно, поэтому крутящий момент не передается на трансмиссию. Это значит, что ведомый диск полностью вышел из строя.
  • Авто двигается рывками. Получается тронуться с места, однако машина не едет плавно, дергается. После разгона данные симптомы исчезают. Но как только вы начинаете двигаться на первой передаче, рывки снова появляются. Кроме того, транспортное средство будет с трудом набирать скорость при переключении на повышенные передачи. Так как диск не полностью прижимается к маховику, передача вращательного момента осуществляется рывками. В результате авто плохо разгоняется. Если разобрать механизм, можно заметить люфты диафрагменных пружин. Они необходимы, чтобы компенсировать и сглаживать нагрузки, поступающие от маховика к КПП. Когда наблюдается люфт демпферных пружин на ведомом диске сцепления, придется устанавливать полностью новый узел.
  • Увеличение хода педали сцепления. Когда диск сгорает, вы обнаружите, что свободный ход педали стал больше.
  • Скорости с трудом переключаются. Когда педаль выжата до конца, включение передачи происходит тяжело, с треском. Такой признак указывает на то, что сцепление выключено не полностью.
  • Замаслились фрикционные накладки диска. В результате происходит пробуксовка. Смазка из трансмиссии поступает на рабочую поверхность сцепления. Все это приводит к тому, что диск проскальзывает и не может зацепиться за маховик. В этом случае вы также почувствуете, что пахнет гарью, а именно сгоревшим маслом. В такой ситуации следует отвезти авто на СТО и диагностировать КПП, чтобы понять, по какой причине масло из картера поступает на диск.

Способы движения со сгоревшим сцеплением

Если сгорело сцепление, как доехать до сервисного центра? Если у вас машина с АКПП, придется вызывать службу эвакуации. Электроника заблокирует механизм, и вы не сможете ехать.

Как поступить, если на машине установлена МКПП и сгорело сцепление? Чтобы стартовать с места без пробуксовки диска, крутящий момент должен быть наименьшим. Из-за передаточных чисел на первой скорости не получится этого сделать. При включении первой передачи авто не будет двигаться. Это значит, что нужно включить вторую либо третью передачу.

Рекомендуем

Это позволит вам снизить силу трения, пробуксовки диска не произойдет, и машина будет ехать. В некоторых случаях требуется включить повышенную передачу. Просто увеличьте обороты, а затем переключите скорость. Однако переключить на низкую передачу получится только с помощью перегазовки. Поэтому включаем рычаг в положение «N», повышаем обороты до 3000, затем включаем вторую скорость.

Последствия и ремонт сгоревшего сцепления

Что будет, если ездить на авто после того, как сгорело сцепление? В случае, когда горит фрикционная накладка, первым выходит из строя маховик. Происходит его неравномерный перегрев. В результате одна часть механизма будет слишком твердой по сравнению с другой, что приведет к его деформации.

Так как рабочая поверхность станет неровной, уменьшится площадь контакта. Это приведет к частой пробуксовке диска. Фрикционные накладки не будут зацепляться с поверхностью и подгорят.

Из-за трения при прокручивании диска его перегрев станет еще больше. Маховик покроется синими пятнами и растрескается, если не выполнить ремонтные работы.

Важно! Заметить синие пятна получится, только если демонтировать КПП.

Если сгорело сцепление, что делать, чтобы уменьшить негативные последствия? Прежде всего при появлении специфического запаха гари, а также если машина стала двигаться рывками, необходимо как можно скорее отправиться в автосервис.

Нельзя ездить на машине в таком состоянии. В противном случае придется заменять сцепление, а также маховик. Если механизм одномассовый с простой конструкцией, вам повезет. Но на авто Skoda, Volkswagen, Audi устанавливают двухмассовые маховики, цена нового элемента достаточно высокая – около 800 долларов.

Читайте также  Ржавчина на порогах автомобиля что делать?

Чтобы отремонтировать сцепление, понадобится много времени и сил. Для этого демонтируют мотор и КПП, затем выполняют замену дисков. Такую работу можно провести только на СТО. В большинстве случаев достаточно просто поменять фрикционные накладки. Если наблюдается люфт демпферных пружин на ведомом диске сцепления, придется полностью устанавливать новый узел. В результате работы в повышенном температурном режиме приходят в негодность вилка и подшипники, стоимость которых также высокая.

Профилактика поломок сцепления

Чтобы сцепление не сгорело, придерживайтесь следующих правил при езде на автомобиле:

  • Не нажимайте педаль сцепления заранее. Иначе педаль быстро износится. Кроме того элемент будет постоянно перегреваться и работать с меньшей эффективностью.
  • Не отпускайте резко сцепление, переключать скорости следует плавно.
  • Не допускайте, чтобы при остановке авто сцепление было выжато.
  • Не передвигайтесь на повышенных передачах, если это не требуется для набора скорости. В этом случае увеличится расход горючего, педаль сцепления быстрее выйдет из строя.
  • Двигаться нужно начинать с первой скорости, затем переключаться на вторую, третью, четвертую, придерживаясь порядка МКПП.
  • Не перегружайте автомобиль, это может привести к поломке трансмиссии и сцепления.

Что делают опытные автовладельцы, если сгорело сцепление

  1. Если сцепление сгорело, как доехать.

«Был такой опыт – зимой передвигался вообще со сгоревшим сцеплением. Трогался со второй скорости, потом переключал на четвертую и двигался».

Что делать, если скрипит педаль сцепления.

«Нанес RWD-40 на шток педали во втулку, где находится шток. Прошло больше года, скрипов нет. Надеюсь, что и в дальнейшем не будет поломок!».

Сгорело сцепление, как быть.

«По возможности отправляйтесь на СТО. Если пахнет гарью, значит, ведомый, а может и нажимной диск тоже сгорели. Решили выполнять замену? Тогда придется приобрести весь механизм в комплекте либо корзину сцепления. Отличие в стоимости всего узла и диска сцепления существенное. Но так вам удастся сэкономить на замене диска (менять весь узел выгоднее). Кроме того, возможно, и другие детали тоже вышли из строя. Диск, установленный в корзину не из комплекта, не будет нормально функционировать».

Чтобы сцепление не сгорело.

«Почему механизм быстро сгорает? Причина кроется в агрессивной езде. Если разница скоростей большая, водитель резко отпускает ногу с педали, бросает сцепление, значит, узел придется менять раньше положенного срока. Некоторые умельцы сжигают «сцепу» за пару тысяч км пробега».

Рекомендуем

«Действительно, такую поломку можно отнести к гарантийному случаю, но при условии, что сцепление сгорело из-за бракованного материала либо ошибок при производстве механизма. То есть по гарантии можно устранить заводской брак.

Однако гарантия не распространяется на механизмы, которые изнашиваются во время езды автомобиля, либо в случае, когда водитель буксировал слишком тяжелый прицеп, перегружал машину. Например, вряд ли получится по гарантии поменять сцепление, если оно сгорело потому, что человек ехать в гору. Ни один автоэксперт не подтвердит, что такое произошло из-за заводского брака или некачественного материала. Хотя из каждого правила есть исключения».

Почему сгорело сцепление?

Сцеплением называется один из основных узлов трансмиссии автомобиля, отвечающий за передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Его основная функция – разъединение и обратное соединение шестерен при включении одной из передач. Без него езда на автомобиле становится невозможной. И если в автоматических коробках передач сцепление работает автономно, то на механике им управляет водитель и при неправильной эксплуатации сцепления может наблюдается его повышенный износ.

Конструкция и принцип работы автомобильного сцепления

Независимо от типа и марки автомобиля, сцепление располагается между двигателем и коробкой передач, синхронизируя их работу. Этот узел состоит из трех основных элементов:

  1. Маховик двигателя – массивный металлический диск.
  2. Ведомый диск или диск сцепления, покрытый фрикционным материалом.
  3. Нажимной диск с корзиной, диафрагменной пружиной и выжимным подшипником.

Маховик жестко скрепляется непосредственно с коленчатым валом двигателя и начинает вращаться при его запуске. Ведомый диск сцепления, покрытый специальным фрикционным материалом, обеспечивающим повышенное трение, прилегает к нему поверхностью и вращается вместе с маховиком за счет возникающей силы трения, прижатый нажимным диском. К ведомому диску или диску сцепления присоединен первичный вал, через который крутящий момент передается на коробку передач.

При нажатии на педаль сцепления, усилие через вилку передается на выжимной подшипник, который надавливает на диафрагменную пружину, отодвигающую нажимной диск. Давление на ведомый диск ослабевает, и он начинает проскальзывать по маховику, переставая вращаться. В результате первичный вал останавливается при работающем двигателе, что дает возможность плавно переключить передачу.

Когда педаль сцепления не выжата, вся конструкция приходит в исходное положение, а это происходит при отжимании педали, – диск сцепления зажимается между маховиком и нажимным диском и начинает вращаться вместе с первичным валом, передавая крутящий момент на трансмиссию, а через нее на колеса автомобиля.

Чтоб означает термин «горит сцепление»?

Это словосочетание можно часто услышать от опытных водителей и автомехаников, которые наблюдают за тем, как новичок пытается тронуться на автомобиле. Но что оно означает технически?

Выражение сцепление горит никак не связаны с опасностью возгорания и пожара в автомобиле, они означают, что из-за неправильной эксплуатации наблюдается слишком интенсивный износ фрикционных накладок ведомого диска, что сопровождается характерным запахом горящего полимера, из которого они состоят, а иногда и дымом.

Видео:Когда Палится Сцепление

Как можно спалить сцепление

Важно понимать, что расход или износ сцепления происходит при каждом нажатии на педаль при начале движения или переключении передачи. Но при нормальной езде ресурса этого узла хватает на сотни тысяч километров пробега, а если сцепление буксует, о чем сигнализирует характерный запах, его хватит ненадолго.

Чаще всего повышенный износ сцепления наблюдается в случаях, когда автомобиль трогается с места. Чтобы продлить срок службы сцепления, лучше всего трогаться в диапазоне до 2000 оборотов в минуту. Опытный водитель определяет этот диапазон на слух, а новичку лучше обратить внимание на показания тахометра. Сцепление практически не изнашивается, если тронуться, вообще не нажимая педаль газа, но это не всегда возможно сделать, особенно в городском транспортном потоке или под горку.

В случае если водитель трогается на высоких оборотах свыше 2000 в минуту, происходит интенсивная пробуксовка сцепления, в результате чего расход фрикционного материала существенно увеличивается. Особенно часто это происходит при начале движения под горку, когда водитель боится, что автомобиль может покатиться назад, поэтому перегазовывает, тем самым сильно изнашивая сцепление. Эта же ситуация нередко возникает и при старте со светофора из-за боязни заглохнуть. Иногда при буксировке груза в гору водитель, чтобы не заглохнуть, постоянно выжимает сцепление вместо того, чтобы понизить передачу, это тоже приводит к его повышенному износу.

При разборке узла сцепления можно увидеть, что фрикционные поверхности ведомого диска истончились, на них не видно насечек, при сильном износе из них выпадают удерживающие их заклепки. Как результат – сцепление проскальзывает и буксует, машина движется рывками, а иногда просто не может тронуться с места.

Еще одна характерная ситуация – оставление педали положении полусцепления. Это случается, когда автомобиль трогается, а водитель из боязни заглохнуть не отпускает педаль сцепления полностью. В это время он продолжает проскальзывать по маховику, что ведет к износу. Чтобы избежать этого, педаль сцепления нужно выжимать минимальный временной промежуток.

В экстремальных ситуациях водители новички допускают еще одну ошибку. При старте с места они замечают, что скорость слишком велика. Они оставляют педаль в положении полусцепления и одновременно нажимают на тормоз, в результате – преждевременно сгоревший диск сцепления. При торможении педаль сцепления должна быть выжата в пол, тогда проблем не возникнет.

При эксплуатации автомобиля желательно обратить внимание на еще один момент. Диафрагменная пружина и выжимной подшипник не любят, когда педаль сцепления выжимается слишком долгое время. Рекомендуется не оставлять ее в таком положении более, чем на 30 секунд. Нужно понимать, что сам диск сцепления при этом не горит, а вот подшипник и пружина испытывают излишние нагрузки, что приводит к их преждевременному износу, что тоже негативно сказывается на долговечности сцепления.

Читайте также  Гудит гидроусилитель руля что делать?

Заключение

Чтобы не спалить сцепление требуется соблюдение несложного правила. Скольжение ведомого диска по маховику должно быть минимальным, поэтому трогаться нужно на малых оборотах, желательно до 2000 в минуту, а по возможности вообще не нажимая педаль газа. Педаль сцепления должна быть или полностью отпущена, или выжата в пол до упора, не оставлять её в полусцеплении и минимально использовать ее при буксировке или движении под гору. В этом случае сцепление прослужит максимально долго, что важно для экономной эксплуатации, поскольку цена этого узла и его ремонт обойдутся достаточно дорого.

Что будет, если на автомобиле сгорело сцепление?

Узел сцепления при правильной эксплуатации может служить более 10 лет, или свыше 100 тысяч километров пробега. Аккуратный водитель способен проездить и дольше без каких-либо ограничений. Между тем неопытный человек или слишком самоуверенный автомобилист может сломать сцепление за полчаса. Автомобиль обездвиживается, и эксплуатировать его уже нельзя.

Причины повреждения

Первая и самая распространенная причина, по которой горит сцепление, — это повышенные нагрузки на автомобиль. Они возникают из-за агрессивной манеры езды или из-за неумелых действий во время старта в горку. Когда при добавлении газа и росте оборотов двигателя диски сцепления остаются разомкнутыми, это приводит к сильному трению, в результате чего узел раскаляется до высоких температур. Достаточно немного прижечь сцепление, и оно уже теряет свои свойства и перестает безотказно служить, как прежде.

Для примера можно взять автомобиль «ГАЗель». Из-за перегруза при попытках двинуться с места автомобиль плохо трогается и глохнет. Тогда водитель прибавляет газу, доводит мотор до 4-5 тысяч оборотов и постепенно отпускает педаль сцепления, не давая ему сомкнуться полностью. Раскрутившийся диск словно шлифовальный наждак врезается в парный маховик и разрушает его.

Аналогичная ситуация происходит и с автомобилями, которые буксируют прицеп. Большой груз тормозит машину, из-за чего неопытный водитель иногда не до конца отпускает педаль сцепления, боясь, что машина при старте заглохнет. Он трогается на высоких оборотах с частично разомкнутыми дисками, позволяя им прокручиваться.

Чтобы этого не происходило, надо следить за массой прицепа. Согласно ПДД, масса транспортного средства, которое производит буксировку груза, должна быть выше или по крайней мерее равна массе прицепа. В противном случае законы физики играют против буксира и есть высокая вероятность выхода из строя сцепления.

Часто сцепление разрушается при попытках выбраться из снега или из грязи. Если автомобиль завяз, нельзя слишком сильно давить на газ. Вполне достаточно раскрутить мотор до 1,5-2 тысяч оборотов. Иначе двигатель выходит на пик крутящего момента и при завязших в грязи колесах вся тяга передается на те, что вращаются свободно. Они буксуют, и нагрузка идет не только на диски сцепления, но и на трансмиссию.

Признаки поврежденного сцепления

Самый верный признак выхода сцепления из строя — это запах гари, который проникает в салон. Технический узел может продолжать работать, однако это уже приговор. Через какое-то время сцепление сломается. Прижженный диск плохо схватывает маховик, отчего даже при полностью выжатой педали и при штатной нагрузке происходят небольшие проскальзывания. На рабочей поверхности образуются неровности, площадь контакта снижается, из-за чего диск пробуксовывает. Фрикционные накладки не могут нормально зацепиться с поверхностью и из-за этого подгорают. Температура в техническом узле сильно повышается, что ведет к дальнейшему его разрушению. Все это сказывается на поведении машины.

Сначала при смыкании сцепления ощущаются рывки и дергания, сопровождающиеся потерей динамики автомобиля. С набором скорости эти рывки пропадают. Но они опять возобновляются, если снизить скорость и дать сцеплению повышенную нагрузку.

Затем из-за плохого примыкания диска к маховику потеря динамики будет ощущаться все больше и больше. Далее при включении повышенных ступеней коробки мотор перестанет тянуть вовсе, хотя перебоев в его работе нет. Автомобиль не может преодолевать рубеж в 80 км/ч, а потом и в 60 км/ч, и даже в 40 км/ч. При продавливании педали акселератора мотор гудит, а автомобиль не едет, сопровождается этот процесс запахом гари.

Как ремонтировать?

Ремонт сцепления — трудоемкое и времязатратное мероприятие. Придется снимать двигатель или коробку, после чего меняются диски. Выполнить эту операцию можно в специализированной мастерской. Чаще всего удается обойтись заменой фрикционных накладок. В случае люфта демпферных пружин на ведомом диске сцепления весь механизм меняется на новый целиком. Из-за перегрева могут выйти из строя другие детали, в том числе вилка или подшипники. Они тоже недешевы.

В общем, сцепление при неверном использовании может сломаться после одного застревания в грязи или транспортировки прицепа. Если же водитель не допускает перегруза и правильно пользуется педалями и газом, то сцепление прослужит очень долго.

avtoexperts.ru

Что подразумевается под выражением «горит сцепление», симптомы подобной неисправности, ее причины, а также способы решения, все это мы постараемся разобрать в сегодняшней статье.

Для чего необходимо сцепление

Сцепление служит для передачи крутящего момента от двигателя через КПП на ведущие колеса авто, а также для кратковременного отключения силового агрегата от трансмиссии при включении передачи в КПП.

Устройство сцепления

Узел сцепления состоит из привода и исполнительного механизма, и устанавливается между двигателем и коробкой передач автомобиля.

Элементы узла:

• Нажимной диск (корзина), жестко прикрученная к маховику;

• Первичный вал КПП.

Привод узла

Привод соединяет педаль сцепления с вилкой включения и может быть гидравлическим или механическим. При гидравлическом приводе усилие от педали передается с помощью давления жидкости от главного цилиндра на исполнительный, который приводит в движение вилку выключения. При механическом приводе используется металлический трос.

Схема работы сцепления

После запуска двигателя, пока педаль сцепления не выжата, корзина с нажимным диском прижата к ведомому, коробка передач находится в нейтральном состоянии (вращаются только первичный и промежуточные валы) и не способна передать крутящий момент на ведущие колеса авто.

При нажатии на педаль сцепления, вилка выключения передает усилие на выжимной подшипник, который, в свою очередь, надавливает на лепестки корзины, заставляя последнюю отойти от маховика (является ведущим диском) и освободить ведомый диск. Крутящий момент от мотора к КПП прерывается (выключение сцепления), и водитель может безопасно включить необходимую передачу.

При отпускании педали вилка отводит выжимной подшипник от корзины, которая вновь прижимает ведомый диск к маховику двигателя и крутящий момент передается через КПП на ведущие колеса автомобиля.

Несмотря на то, что узел сцепления является простым и надежным элементом, но и он также выходит из строя, где зачастую виновником является сам водитель авто.

Признаки неисправности сцепления

• Вибрация на педали;

• Повышение оборотов при движении;

• Затрудненное переключение передач;

• Появление паленого запаха от «сгорания» накладок ведомого диска;

• Педаль берет не в первой трети хода, а практически уже в конце.

Причины износа сцепления:

• Резкое отпускание педали, трогание со 2-й передачи, а также «покатушки» на старте;

• Привычка держать ногу на педали сцепления;

• Выключение сцепления под нагрузкой (например, при съезде с горы для экономии топлива);

• Ждать разрешенного света светофора с включенной передачей и нажатой педалью сцепления;

• Поездки на зажатом «ручнике»;

• Буксировка прицепа или автомобиля.

Словосочетание «горит сцепление» в названии, это не метафора, а реальное название процесса, происходящего в узле сцепления, при различных его неисправностях.

Рассмотрим это более подробно. Так передача крутящего момента от двигателя к КПП происходит благодаря силе трений между дисками. При этом ведомый диск получается зажатым между ведущим (это маховик коленчатого вала) и нажимным (корзина) дисками.

Читайте также  Отклеивается присоска от лобового стекла что делать?

При включении сцепления ведомый диск начинает прижиматься к ведущему (маховику), что вызывает повышение температуры порядка 300-400 градусов из-за трения их поверхностей.

В случаях, когда толщина накладок ведомого диска уже изношена меньше допустимого, то корзина не может надежно прижать диск к телу маховика и он начинает проскакивать (буксовать) между двумя плоскостями, сильно при этом нагреваясь.

Далее на накладках диска появляются отдельные пригоревшие пятна (пропалены) и если не принять меры к устранению неисправности, то накладки начнут интенсивно выгорать, выделяя неприятный запах гари.

Подобное явление может происходить и в случаях, когда водитель, по той или иной причине резко повышает обороты двигателя (толщина диска в норме), например, при попытке выехать из препятствия (глубокая грязь или снег). Пружины корзины не в состоянии надежно удерживать ведомый диск к маховику при таких оборотах, что вызывает его проскальзывание, сильный нагрев и пригорание накладок, опять же с появлением гари.

Иногда попытка вырваться с подобного плена (когда накладки диска уже не способны сопротивляться повышению температуры) заканчивается полным сгоранием накладок ведомого диска, что ведет к невозможности дальнейшего передвижения автомобиля.

Из практики.

Был случай, когда при снятии узла сцепления на ведомом диске вообще не было накладок, они находились рядом в виде пучка отдельных ниток. Это все, что осталось от накладок при длительном буксовании. Плюс к этому так как накладок не осталось, диск при прокручивании своими накладками как резцом «погрыз» тело маховика. Закончилось это тем, что владельцу пришлось купить помимо комплекта сцепления еще и маховик коленчатого вала.

При движении сцепление должно быть всегда включено (педаль отпущена), кроме таких моментов, как трогание, остановка и переключение передач. Ресурс узла будет тем выше, чем меньше вы будете трогать педаль.
Так при длительном движении с нажатой педалью сцепления (затяжной спуск с горы и пр.) сильно нагревается выжимной подшипник и лепестки корзины, сокращая тем самым их эксплуатационный ресурс.

Ресурс узла

При своевременном обслуживании и щадящем условии эксплуатации сцепление может отходить порядка 150- 200 и более тысяч километров.

Как продлить жизнь сцеплению

Всегда стараться трогаться плавно без рывков, перестать «зажигать» со светофоров, а также искоренить привычку держать ногу на педали сцепления во время движения. Также не рекомендуется использовать авто как буксир для вытаскивания кого-либо из сугробов или подобных ситуаций и не перевозить тяжелый груз на прицепе.

Помимо этого, по мере эксплуатации требуется производить проверку и регулировку сцепления. Это вызвано тем, что со временем увеличивается ход педали, и не происходит полного отключения механизмов. То есть при нажатии на педаль валы не отключаются полностью, что значительно увеличивает нагрузку на зубья шестерен.

Для регулировки замеряется расстояние от полика до накладки педали (на большинстве марок авто это 16 см) и если расстояние ушло от нормы, то производится регулировка педали.

Проверка узла:

• Поднять «ручник» и запустить мотор;

• Включить 3-ю скорость и медленно отпускать педаль сцепления, нажимая на педаль газа;

• При исправном сцеплении мотор должен заглохнуть;

• В случае, если двигатель не глохнет, то требуется замена ведомого диска сцепления.

Если продолжать эксплуатацию с изношенным диском сцепления до заклепок, то можно повредить сам маховик от заклепок диска. Помимо этого, начнет повышаться температура узла, что отрицательно скажется на пружинах корзины.

Выжимной подшипник

• При износе подшипника появляется шум и писк при нажатии на педаль сцепления.

Корзина

• От нагрева могут лопнуть лепестки дисковой пружины, повредив при этом сам узел или элементы двигателя. При износе сам выжимной диск корзины становится тоньше и при постоянно высокой температуры может расколоться на несколько частей.

Привод

• При работе гидравлического привода могут появится утечки жидкости у цилиндров или в трубопроводе, что придет к неполному выключению сцепления и ударному включению передач.

При механическом приводе возможен разрыв троса или его растяжение, что также отрицательно отразится на работе сцепления.

В заключение

При любых признаках неисправного поведения сцепления рекомендуем, не откладывая на спасательное «потом», сразу выполнить ремонт узла с заменой выходивших из строя элементов. В противном случае остается риск встать на трассе далеко от населенных пунктов с неподвижной машиной.

Как понять, что вот-вот сгорит сцепление в автомобиле

Для тех, кто только осваивает искусство вождения, напомним в общих чертах о том, зачем вообще нужно сцепление в авто. Принцип работы механизма основан на действии силы трения скольжения. Выжимая левую педаль, водитель размыкает маховик и ведомый диск, прерывая подачу крутящего момента от мотора к коробке, что необходимо для переключения шестерен (иначе говоря, для понижения или повышения передачи), а также для плавного старта с места.

В условиях сильных пробок и плохой подготовки водителей, непонимающих принципы работы систем, сцепление перешло в разряд расходников. В результате беспрестанных и зачастую лишних выжиманий педали детали механизма изнашиваются, что в итоге — при несвоевременном обслуживании — приводит к обездвиживанию машины.

А как же тогда понять, что пришел час этого самого обслуживания, как предотвратить катастрофу? Давайте разбираться.

Имеет смысл нанести визит в ремонтную мастерскую, если вы заметили, что на последних передачах при увеличении оборотов двигателя скорость автомобиля остается прежней или повышается чересчур неторопливо. Это может свидетельствовать об износе и, как следствие, пробуксовке дисков сцепления. На проблемы с ними также намекнет специфический запах в салоне автомобиля: проскальзывая, диски сильно нагреваются — обгорают фрикционные накладки, в результате чего и появляется малоприятный аромат.

Выход из строя сцепления может быть связан не с дисками, а с износом выжимного подшипника. Его выдаст характерный гул или скрежет, который пропадает, когда водитель отпускает левую педаль. Из прочих музыкальных оповещений — хруст во время переключения передач неподвижного авто. Нередко это также указывает на неисправность коробки, но как бы то ни было, заглянуть на сервис стоит в любом случае.

Зачем нужно обязательно выжимать сцепление «на автомате» перед запуском двигателя

Почему лучше отказаться от покупки машины с «автоматом»

Если вы отпускаете сцепление плавно, а машина все равно трогается с места рывками, значит, в скором времени она трогаться перестанет вовсе. К слову, ход педали, ставший слишком свободными или, напротив, тугим, тоже является тревожным звоночком. Разумеется, не нормально, и когда педаль не возвращается в исходное положение — здесь проблема может крыться, например, в обрыве троса или поломке привода сцепления. Не «жжение», но не менее.

Заметили странные вибрации по кузову, увеличение расхода топлива, подозрительное повышение оборотов при движении или потерю мощности двигателя? Все это тоже иногда указывает на проблемы со сцеплением. Дожидаться, пока проявятся другие признаки, не стоит. Ведь это в любом случае сигнализаторы какой-либо неисправности, а значит, лучше с визитом на СТО не затягивать.

Что может привести к «подгоранию» деталей или иным поломкам сцепления? По словам технических специалистов, самой распространенной причиной возникновения неисправностей является… сам водитель!

Сцепление изнашивается в разы быстрее, если шофер привык удерживать левую педаль на светофоре, при спуске с горы или вообще почти всегда, слишком резко убирать с нее ногу, трогаться со второй передачи, кататься на «ручнике», часто буксировать другие авто или застревать в снегу/грязи, отчаянно пытаясь выбраться без посторонней помощи.

Если приучить себя трогаться плавно, а свою левую стопу — «лежать» на специальной площадке или там, где она должна по идее быть, сцепление прослужит не менее 150 000 километров. Кроме того, полезно периодически производить проверку и регулировку механизма, ведь ход педали в процессе эксплуатации увеличивается, и валы полностью не отключаются, что нагружает зубья шестерен.